СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 11 класс, профильный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Профельный уровень. (автор В.Б. Захаров )  М.: Дрофа, 2011г.

        Учебник: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учебник для  общеобразовательных  учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т Захарова..М.: Дрофа, 2016

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 11 класс, профильный уровень»

Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2016г.

Согласовано:

Заместитель директора _________Е.И.Кормакова

«____» ________ 20__г


Утверждаю:

Директор школы ________З.И.Петрова

Приказ № ______ от ______ 20__





Рабочая программа по биологии


11 класс

(3 часа в неделю, всего 105 часов)


Программа среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Профельный уровень. (автор В.Б. Захаров ) М.: Дрофа, 2011г.

Учебник: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т Захарова..М.: Дрофа, 2016







Составитель: учитель высшей квалификационной категории Кормакова Е.И.



2016-2017 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Профильный уровень.автор В.Б. Захарова. М: Дрофа, 2011) и Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

На изучение биологии на профильном уровне отводиться 210 часов, в том числе 105 часов в 10 классе и 105 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

• освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

• ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

• овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;


• воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

• приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.


Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.

Результаты обучения приведены в Рабочей программе в графе «Планируемые результаты обучения». Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• грамотного оформления результатов биологических исследований;

• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определение собственных позиций по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

• выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

• определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

• отличать научные методы, используемые в биологии;

• определять место биологии в системе естественных наук.

• доказывать, что организм - единое целое;

• объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

• обосновывать единство органического мира;

• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

• отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

• приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

• объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

• указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

• отличать биологические системы от объектов неживой природы.









Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения предмета учащиеся должны


знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, отдаленных гибридов,

  • современную биологическую терминологию и символику;


уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания;

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять отличительные признаки живого (у отдельных организмов);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;

  • делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности происхождения жизни, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

Контроль уровня обученности


Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; . или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.


Учебно - методический комплект


Основная литература:

1.Программа среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Профельный уровень. (автор В.Б. Захаров ) М.: Дрофа, 2011г.

2. Учебник: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учебник для общеобраз. учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т Захарова.. М.: Дрофа, 2016

3.Стандарт второго поколения. Примерные программы по биологии 6-9 классы. М «Просвещение» 2011

Дополнительная литература для учителя:

1. Ващенко О.Л. Биология 10 класс Поурочные планы. Профильный уровень. Волгоград. Изд. «Учитель», 2009г.

2. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы. М. «Эксмо», 2009г.

3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138 с;

4. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

5.Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;

6.Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

7.Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

8.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 19

9. Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004

10. Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007

11.Биология в вопросах и ответах Е.И.Демьянков,М.Просвещение1996

12.Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004

13.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

14.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

15.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

16.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

17.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.


Место предмета в базисном плане

На изучение биологии на профильном уровне отводится 105 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часа в неделю




Содержание

Эволюционное учение (40 часов)

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (7 часов)

Развитие биологии в додарвиновский Период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.

Дарвинизм (17 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая ин­дивидуальная изменчивость и избыточная числен­ность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

■ Лабораторные и практические работы
Изучение изменчивости.

Вид и его критерии. Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (14 часов)

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

  • Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

  • Лабораторная работа

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (12 часов)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

  • Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

  • Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

  • Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половиныXVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Развитие органического мира (20 часов)

Основные черты эволюции животного и растительного мира (10 часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

■ Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Происхождение человека (10 часов)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний че­ловек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; челове­ческие расы; расообразование; единство происхож­дения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

  • Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

  • Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

  • Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

  • Межпредметные связи. Физическая география. История континентов.

Экономическая география. Население мира. География населения мира.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (30 часов)

Понятие о биосфере (6 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природеДемонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Жизнь в сообществах (7 часов)

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоля­ция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

■ Демонстрация. Карты, отражающие геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши.

Взаимоотношения организма и среды (11 часов)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Взаимоотношения между организмами (6 часов)

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.

  • Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.

  • Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

  • Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность

Биосфера и человек (14 часов)

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (112часов)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

■ Демонстрация, Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных территорий нашей страны и ближнего зарубежья.

Бионика (2 часа)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

  • Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

  • Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Заключение (1 час)

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.

Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характер деятельности учащихся или виды учебной деятельности / лабораторные и практические работы

Планируемые результаты

освоения материала

Виды контроля

Домашнее задание



Дата

факт

план


Эволюционное учение - 40 ч



Развитие представлений об эволюции живой природы - 7 ч


1

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство представлений об «изначальной целесообразности».

1

Обобщения и систематизации знаний

Лекция

Беседа

Объяснять сущность эволюционных преобразований


С.7

Подготовить сообщение



2

Работы Карла Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематике.

1

Изучения и первичного закрепления знаний

Доклад

Работа с учебником

Записи в тетради

Давать определение ключевому понятию – креационизм.

Описывать представления о живой природе в древнем мире

Отличать научную точку зрения от ненаучной.

Характеризовать научные представления об эволюции живой природы

Устный опрос

П. 1.1.1



3

Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент- Илера.

1

Изучения и первичного закрепления знаний

Составление опорного конспекта

Определять характер мировоззрения К. Линнея.

Характеризовать значение работ К. Линнея

Вопрос 2 с.18 учебника

П. 1.1.2



4-5

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

2

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Записи в тетради

Давать определение ключевому понятию.

Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка.

Характеризовать значение эволюционного учения Ламарка.

Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка

Вопрос 4 с 20 учебника, карточка-задание №1 с.8 (3)

П. 1.1.2по теме семинара



6-7

Первые русские эволюционисты. Семинар по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы»

2

Обобщения и систематизации знаний

Выступления с сообщениями по теме семинара.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Фронтальный опрос

Повторить п.1, зад.1,3




Дарвинизм 7 ч



8

Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина, экспедиционный материал

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с тетрадью и учебником

Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч.Дарвина.

Выделять предпосылки эволюционной теории.

Характеризовать естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов

Вопросы 1 – 3 с.25 учебника

П.1.2.1 – 1.2.2,



9

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Беседа

Л.Р.№1 Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.

Давать определение ключевому понятию.

Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка.

Описывать механизм искусственного отбора

Вопрос 3 с.32 учебника, рис.1.3 с.27, рис.1.4. с.29

П.1.3.1



10

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление сравнительной таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Называть формы борьбы за существование.

Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование.

Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии.

Объяснять причины борьбы за существование

Вопрос 2-3 с.39

П.1.3.2 с.32 - 35



11

Вид-элементарная эволюционная единица.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Доклады

беседа

Л.р №2 Вид и его критерии.

Давать определение ключевому понятию.

Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах.

Характеризовать положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе

тестирование

П.1.3.2 с.36 – 39,



12

Всеобщая индивидуальна изменчивость и избыточная численность потомства.

1

Изучения нового материала

Л.р №3 Изучение изменчивости.

Сравнивать определения ключевых понятий.

Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам.

* Сравнивать формы искусственного отбора

Фронтальный опрос

П 1.3.3-1.3.4



13-14

Борьба за существование и естественный отбор.

2

Урок изучения нового материала

Работа с учебником

Давать определения ключевым понятиям, объяснять творческую роль естественного отбора, знать формы борьбы за существование

Беседа по вопросам учебника

П

1.3.5




Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция - 14ч



15

Генетика и эволюционная теория

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Составление опорного конспекта

Характеризовать значение эволюционного учения Ч.Дарвина на развитие биологических наук.

Давать оценку эволюционным взглядам различных ученых в последарвиновский период

Ответы на вопросы

Записи в тетрадях



16

Эволюционная роль мутаций.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

составление опорного конспекта

Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым.

Характеризовать эволюционную роль мутаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Вопрос 1 с.45, вопрос 2 с 50,

П.1.4.2 – 1.4.3



17

Генофонд популяции. Идеальные и реальные популяции (закон Харди-Вайнберга)

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Работа в тетради

Давать определения ключевым понятиям.

Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях.

Доказывать, что популяция – элементарная единица эволюции

Вопросы 2, 4 с.49

Вопрос 4 с.50

П.1.4.4.,



18

Генетические процессы резерв наследственной изменчивости

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр презентации

Составление таблицы

Называть условия действия форм естественного отбора.

Объяснять причины существования в природе естественного отбора.

Доказывать, что естественный отбор –движущая сила эволюции.

Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора

Вопросы для повторения и задания с.55

Вопросы для обсуждения с 74

П.1.4.5 зад.1,2



19

Формы естественного отбора

1

Изучение нового материала

Беседа

Заполнить в тетрадях табл. и сделать выводы,


Характеризовать формы естественного отбора.

Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора.

Выделять критерии для сравнения.

Сравнивать формы естественного отбора

Фронтальный опрос

подготовиться к семинару



20

Семинар по теме «Движущие силы эволюции»

1

Обобщения и систематизации знаний

Беседа

дискуссия

Характеризовать роль в эволюции движущих сил.

Объяснять причины эволюции видов.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Повт. Уровни организации жизни



21

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность


1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Работа с учебником

Л.р.№4 Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации.

Доказывать относительный характер приспособлений.

Объяснять возникновение физиологических адаптаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопросы на с.69, 72 учебника


П.1.4.6 зад.2,3 с.



22

Микроэволюция

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, составление опорного конспекта

Давать определение ключевому понятию.

Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида.

Доказывать, что вид объективно существует в природе.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы и наблюдений за биологическими объектами

Биологические задачи

П.1.4.1, задание 2 на с.126



23

Современные представления о видообразовании.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа просмотр презентации

Давать определения ключевым понятиям.

Называть эволюционно значимые результаты видообразования.

Описывать генетические механизмы, лежащие в основе симпатрического видообразования.

Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование.

Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования

Вопросы на с. 74, 77

тестирование



24-25

Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое

2

Изучение нового материала

Составление сравнительной таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования.

Выделять критерии для сравнения.

Сравнивать способы видообразовани

Вопросы со свободным ответом по выбору

Повторить тему, сообщения к семинару



26

Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации Темпы эволюции

1

Изучение нового материала

Беседа

Круглый стол

Давать сравнительную характеристику движущим силам эволюции с точки зрения теории Ламарка, учения Дарвина и синтетической теории эволюции.

Объяснять роль синтетической теории эволюции в формировании естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Выступления по теме семинара

Подготовиться к зачёту,




27-28

Семинар по теме: « Синтетическая теория эволюции»

2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Защита рефератов


Зачет





Основные закономерности эволюции. Макроэволюция – 12 ч



29

Макроэволюция. Направления эволюции. Биологический прогресс и регресс ( А.Н. Северцов)

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Выполнения практической работы составление плана-конспекта


Давать определения ключевым понятиям

Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий.

Характеризовать основные направления органической эволюции.

Сравнивать процессы микроэволюции и макроэволюции

Задания со свободным ответом по выбору учителя


С. 79, выводы по практической работе,.



30

Пути достижения биологического прогресса

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Составление конспекта

Давать определения ключевым понятиям

Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций

Различать понятия морфофизиологический прогресс и биологический прогресс

Характеризовать основные пути эволюции

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопросы на с.86

П.2.1



31-32

Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. макроэволюция

2

Изучение нового материала

Работа с учебником, заполнение таблицы

Выделять отличительные особенности основных направлений эволюции

Объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции

Обосновывать характер изменений в строении организмов при переходе к паразитизму

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Фронтальный опрос

Повт. П.2.1.



33-34

Аллогенез-прогрессивное приспособление к определенным условиям существования

2

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, составление кластера

Приводить примеры идиоадаптаций у растений

Характеризовать ароморфозы у растений


Вопрос 4 с.86

Составить характеристику одного из ароморфозов у растений и идиоадаптаций



35

Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов

1

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, рисунками, схемами

Приводить примеры и описывать дегенераций у растений

Объяснять значение дегенерации

Задания со свободным ответом по выбору учителя,

Гербарий, комнатные растения

Составить характеристику катагенеза у растений и животных



36-37

Основные закономерности эволюции; дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов

2

Урок изучения нового материала

Беседа, составление опорного конспекта

Давать ключевым понятиям

Приводить примеры гомологов и аналогов

Отличать проявления дивергенции и конвергенции

Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции

Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания»

П2.2.1



38

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Работа в тетради

Давать определение ключевому понятию

Называть правила эволюции

Раскрывать сущность правил эволюции

Приводить доказательства необратимости эволюции

Вопрос 4 с.95, вопрос 3 с.97

П2.2.2



39

Основные закономерности эволюции

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление опорного конспекта

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры гомологов и аналогов

Отличать проявления дивергенции и конвергенции

Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции и дивергенции

Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания»

П. 2.2.1,



40


Зачет по теме: «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся (тестирование)




Развитие органического мира -20ч





Основные черты эволюции животного и растительного мира – 10ч



41

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах

Первые следы жизни на Земле.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр презентации

Составление сравнительной таблицы

Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру

Объяснять значение для развития живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности

Характеризовать развитие живых организмов а архее и протерозое

Вопрос 3 с.107

Вопрос 2 с. 126

П.3.1,



42

Развитие жизни в раннем палеозое.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Продолжение заполнение таблицы

Называть период появления наземных растений

Описывать климатические изменения в раннем палеозое

Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений

Характеризовать эволюцию животных в раннем палеозое

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Устный опрос

П.3.2.




43

Развитие жизни в позднем палеозое. Первые хордовые.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Называть период появления наземных позвоночных животных

Описывать климатические измерения в позднем палеозое

Выделять эволюционные преимущества перехода растений к семенному размножению.

Объяснять причины расцвета земноводных в каменноугольном периоде

Обосновывать причины появления голосеменных растений

Характеризовать эволюцию животных в позднем палеозое

Ответы на вопросы

П.3.2.



44-45

Развитие жизни в мезозое.

2

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Называть период возникновения цветковых растений.

Называть период возникновения млекопитающих и птиц.

Описывать климатические изменения в мезозое.

Выделять преимущества цветковых растений.

Характеризовать эволюцию животных в мезозое.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопросы 2, 3 с.118

П. 3.3.,




46-47

Развитие жизни в кайнозое.

2

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Описывать климатические изменения в кайнозое.

Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения.

Характеризовать эволюцию животных в кайнозое.

Обосновывать причины господства цветковых растений

тестирование

П. 3.4.,

Подготовиться к семинару,



48-49

Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Защита рефератов


Называть основные ароморфозы в эволюции животных и вымирания животных и растений.

Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов.

Характеризовать основные направления эволюции растений на Земле

Вопросы со свободным ответом по выбору учителя

Подготовиться к зачёту



50

Зачёт по теме: «Развитие органического мира на Земле»


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся ( тестирование)




Происхождение и эволюция человека -10 ч




51

Положение человека в системе животного мира

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Составление опорного конспекта

Давать определения ключевым понятиям.

Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.

Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.

Сравнивать человека и человекообразных обезьян.

Характеризовать систематическое положение человека.


Вопрос 1-2 с. 132





52

Эволюция приматов

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление сравнительной характеристики

Называть группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы.

Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.

Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.

Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.

* Объяснять, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека.

Ответы на вопросы

П. 4.2.

Подготовить презентацию



53

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентаций

Работа в тетрадях

Называть представителей древнейших людей.

Описывать образ жизни древнейших людей.

Характеризовать прогрессивные черты эволюции древнейших людей.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Фронтальный опрос

П. 4.3. с. 135 - 136 заполнить табл



54

Стадии эволюции человека. Древние люди

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентаций

Описывать образ жизни неандертальцев.

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

тестирование

П. 4.3. с. 136 – 137

Подготовить презентацию




55

Стадии эволюции человека. Первые современные люди

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентаций

дискуссия

Давать определение ключевому понятию.

Описывать образ жизни кроманьонцев.

Выделять ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации



Задания со свободным ответом по выбору учителя

Вопрос 4 с. 145

П. 4.3. с. 137 - 138



56

Факторы эволюции современного человека.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр презентации

Обсуждение-дискуссия

Называть основные факторы эволюции современного человека.

Характеризовать роль генетической и социальной наследственности в эволюции человека.

Задания со свободным ответом по выбору учителя


Повт. П.4.3. , записи в тетрадях,

Подготовиться к семинару (сообщения, презента-ции)



57

Семинар по теме «Происхождение человека»

1

Урок обобщения и систематизации знаний


Характеризовать влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

тестирование




58-59

Современный этап в эволюции человека

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Работа в тетради


Называть основные расы внутри вида Человек разумный.

Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.

Характеризовать современный этап эволюции человека

Вопросы 3, 5 с.143

П. 4.4.



60

Контрольная работа по теме «Учение об Эволюции органического мира»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся






Основы экологии и учение о биосфере30 ч





Понятие о биосфере

6









61

Биосфера – живая оболочка планеты

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Сравнительная характеристика

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать компоненты биосферы.

Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере

Вопрос 3 с. 163

П. 5.1.1.



62

Структура биосферы. Живые организмы.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Заполнение таблицы

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры проявления функций живого вещества.

Характеризовать компоненты биосферы

Задания со свободным ответом по выбору учителя


П. 5.1.2,

Подготовить презентацию



63

Круговорот воды и углерода в природе

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

дискуссия

Описывать круговорот воды в природе.

Объяснять роль живых организмов в круговороте воды.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот воды.

Вопрос 2 с.160

Вопросы 1, 2 с. 163

П. 5.2. с. 155 – 156

Подготовить презентацию



64

Круговорот фосфора и серы

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

Обсуждение проблемы

Описывать круговорот серы и фосфора.

Объяснять роль живых организмов в круговороте фосфора и серы.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот фосфора и серы.

Вопрос 1, 2 с. 163

Вопрос 6, 7 с. 160

П. 5.2. с. 157 - 158 Подготовить презентацию



65

Круговорот азота

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

Описывать круговорот азота в природе.

Объяснять роль живых организмов в круговороте азота.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот азота

тестирование

П. 5.2.



66

Зачёт по теме « Биосфера»



1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся




Жизнь в сообществах – 7 ч





67-68

История формирования сообществ живых организмов

2

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление хронологической таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных

Ответы на вопросы

П. 6.1



69-70-71

Основные биомы суши и Мирового океана.

2

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Составление опорного конспекта

Описывать биомы суши палеоарктической области.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Фронтальный опрос

П.6.2., принести атлас, «Географическое краеведение»



72

Семинар по теме «Основные биомы суши»

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Беседа

дискуссия

Характеризовать биомы суши различных биогеографических областей.

тестирование

П.6.2. зад.2,3



73

Зачет по теме «Жизнь в сообществах»

1








Взаимоотношения организма и среды – 11 ч



74

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Работа в тетради

Давать определения ключевым понятиям.

Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях.

Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза.

Решение биологических задач

П.6.3.1



75

Абиотические факторы. Температура. Свет. Влажность. Ионизирующее излучение.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление

Сравнительной таблицы

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопрос 1,2,3,4 на с.192-193 учебника

П.6.3.2, с.183 – 190

.



76

Интенсивность действия фактора

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Составление опорного конспекта

Давать определение ключевому понятию.

Называть типы изменений факторов среды.

Характеризовать интенсивность действия абиотических факторов.

Фронтальный опрос

П.6.3.2. с. 191 - 192



77

Взаимодействие факторов

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов.

Объяснять проявление правила Либиха.

Вопросы на с. 198 «Вопросы для обсуждения» учебника

П.6.3.3.



78

Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организмы»

1

Урок повторения и систематизации знаний

Защита рефератов

Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов.

Характеризовать приспособления организмов к сезонному ритму.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Фронтальный опрос

Повт.п.6.3.2. – 6.3.3., зад.3 с.161



79

Биотические факторы среды

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Работа в тетради

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры видового многообразия биоценозов.

Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие.

Характеризовать биотические факторы среды

Решение биологических задач

П.6.3.4 с. 199- 200



80

Цепи питания. Правила экологических пирамид

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

обсуждение темы

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.

Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.

Описывать пищевые цепи.

Объяснять проявление правила пирамиды биомассы.

Составление цепей питания

П.6.3.4.,



81

Саморегуляция экосистем

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составления конспекта по теме

Давать определения ключевым понятиям.

Выделять существенные и несущественные компоненты экосистемы.

Объяснять механизм саморегуляции.

Обосновывать причины нарушения устойчивости экосистемы.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

П.6.3.4.



82

Смена экосистем

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Работа с тетрадью

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать механизм сукцессии.

Объяснять причины смены экосистем.

тест

П. 6.3.5



83

Агроэкосистемы

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

обсуждение

Давать определение ключевому понятию.

Приводить примеры агроценозов.

Выделять отличия агроценоза от биоценоза.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Записи в тетрадях



84

Зачёт по теме «Взаимоотношение организма и среды»


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся




Взаимоотношения между организмами – 6 ч





85

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

Составление сравнительной таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Называть формы симбиоза и выделять их особенности.

Объяснять эволюционное значение симбиоза.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопрос 1 – 3 с. 215 «Вопросы для повторения и задания»

П.6.4.1.



86

Антибиотические отношения. Хищничество

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Продолжить заполнение таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Приводить примеры хищничества у различных групп организмов.

Объяснять биологическую роль хищничества.

Обосновывать проявление математической модели системы «Хищник-жертва».

Характеризовать проявление хищничества.

Вопрос 1 на с. 215 «Вопросы для повторения и задания» учебника

П.6.4.2 с. 215 – 221

Повт. Вирусы



87

Паразитизм

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр презентации

Обсуждение темы

Записи в тетради

Давать определение ключевому понятию.

Отличать хищничество от паразитизма.

Характеризовать проявление паразитизма.

Вопрос 1 на с.215, вопрос 2 на 232

П.6.4.2. с. 221 - 229



88

Конкуренция

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Доклады

дискуссия

Давать определение ключевому понятию.

Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих видов.

Характеризовать проявление конкуренции

Вопрос 3 на с.232 «Вопросы для повторения и задания» учебника

П.6.4.2. с. 229 – 231, сообще-ния к семинару



89

Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Сообщения уч-ся

Решать задачи по теме «Взаимоотношения между организмами»

Объяснять роль взаимоотношений между организмами в обеспечении биологического равновесия в экосистеме

Биологические задачи,


Повт.гл.6, подготовиться к зачёту



90

Контрольная работа по теме «Биосфера»


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся






Биосфера и человек14 ч





Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы – 12ч





91

Воздействие человека на природу в процессе становления общества

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

дискуссия

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.

Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским

Вопрос 1, 3 на с. 238-239 «Вопросы для повторения» учебника

П.7.1.



92

Природные ресурсы и их использование

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Записи в тетради

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры природных ресурсов различных групп

Вопросы 3 – 5 на с.242 «Вопросы для повторения» учебника

П.7.2.



93-94-95

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнения окружающей среды

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр презентации

Обсуждение проблемы

Давать определение ключевому понятию

Описывать влияние загрязнения воздуха, природных вод на биоценоз.

Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод, почвы.

Приводить примеры истощения водных ресурсов.

Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.

Фронтальный опрос

П. 7.3.1 – 7.3.4



96

Влияние человека на растительный и животный мир

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Дискуссия

Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Объяснять последствия уничтожения лесов.

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона.

Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли

Задания со свободным ответом по выбору учителя.


П.7.3.5.

Подготовить доклад



97

Радиоактивное загрязнение биосферы

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

доклад

Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы.

Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения

Задания со свободным ответом по выбору учителя.


П.7.3.6.,




98-99

Охрана природы и перспективы рационального природопользования

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний


Давать определение ключевому понятию.


Формулировать принципы рационального природопользования.


Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны.


Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Фронтальный опрос

П.7.4.,.



100-101

Семинар на тему «Биосфера и человек»

1

Урок обобщения и систематизации знаний


Оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу

Выборочный опрос

Подготовиться к зачёту



102

Зачёт по теме «Биосфера и человек»



1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся




Бионика

2








103-104

Бионика как научное обоснование использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Составление в тетради опорного конспекта

Давать определения ключевым понятиям.


Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемых человеком в строительстве, промышленности.


Приводить примеры эхолокации и электролокации.

Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса.

Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов.

Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Итоговая контрольная работа №4

С.260 - 269



105

Итоговый урок













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!