СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа биология, 10 класс, профильный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта  среднего  общего образования и Примерной программы среднего общего образования по биологии для 10 классов (профильный уровень), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся, ориентирована на использование учебника под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица "Общая биология 10-11 классы" профильный уровень

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология, 10 класс, профильный уровень»

Программа по биологии 10 класс (профильный уровень)

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего) общего образования и примерной программы среднего общего образования по биологии, ориентирована на использование учебника под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица «Общая биология 10-11 классы» профильный уровень. В двух частях. М.: Просвещение 2012г.

Сегодня биология – наиболее развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых – естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отросли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

На завершающей ступени общего образования решаются задачи обеспечения функциональной грамотности, социальной адаптации и гражданского самоопределения учащихся. В связи с этим внимание акцентируется на развитии личности ученика, осознающего свои гражданские права и обязанности, имеющего независимый стиль мышления и представляющего потенциальные возможности и способы выбора собственного жизненного пути.

Курс общей биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции; биоцентрического мировоззрения, основанного на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

При изучении общей биологии особое внимание обращается на то, что живая материя – это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук – физики, химии, математики, информатики.

Основой для становления новых идей общего образования выступают мировоззренческие идеи о ценности, целостности и единстве природы, ее системной организации, единстве человека и природы, разумности, гуманности и развитии цивилизации.

Исходя из необходимости совершенствования биологического образования при реализации его мировоззренческой, культурообразующей, воспитательной и развивающей функций, определяются образовательные цели курса «Биология». Они направлены на достижение учащимися четырех видов компетентности: мировоззренческой, методологической, теоретической и практической.

Мировоззренческая компетентность предполагает усвоение учащимися знаний с целью формирования научного мировоззрения и развития понимания ценности природы и жизни.

Методологическая компетентность включает ознакомление учащихся с методами научного познания и методами биологической науки.

Теоретическая компетентность означает усвоение учащимися фундаментальных и прикладных научных теорий, ознакомление с основными закономерностями развития живой природы.

Практическая компетентность предполагает осознание практической ценности биологического знания и биологического образования, расширение политехнического кругозора школьников, развитие их профессиональных интересов и ориентации.

Курс биологии для старшей ступени общеобразовательной школы является преемственным по отношению к курсу «Основы общей биологии», изучаемому в 9-м классе. Однако изучение биологии в 10-м классе осуществляется на более высоком уровне обобщения, с обязательным включением основных методологических и теоретических знаний биологии.


В содержании учебной программы принципиальной является идея понимания ответственности каждого человека за все, что происходит в природе и социальном мире на нашей планете. Изучение современной биологии должно способствовать формированию стиля мышления, важнейшие черты которого следующие:

  • глобальность;

  • целостное восприятие мира с его многочисленными связями, осознание места и роли человека в природе;

  • гибкость, открытость личности к новому, способность находить альтернативные решения;

  • осмысление собственного опыта в контексте общечеловеческой деятельности;

  • способность устанавливать причинно – следственные, вероятностные, прогностические и другие виды связей

Обучающие цели курса биологии на старшей ступени общеобразовательной школы:

  • изучение биологических теорий, концепций, законов и закономерностей в целях объяснения природных процессов и явлений, обоснования практических рекомендаций в основных областях применения биологических знаний;

  • формирование у учащихся знаний научно – практического характера с позиций экологической этики, норм и правил рационального природопользования;

  • развитие ценностно – смысловой деятельности на основе понимания ценностей природы и жизни.

Развивающие цели биологического образования старшеклассников:

  • интеллектуальное развитие личности школьника;

  • приобретение коммуникативных и исследовательских умений;

  • развитие познавательных интересов и потребностей, способностей к проявлению эколого - гуманистической позиции в общении с природой и людьми.

Воспитательные цели:

  • формирование у обучающихся научного мировоззрения;

  • становление ценностных ориентаций, базирующихся на осознании универсальной ценности природы и абсолютной ценности жизни;

  • развитие эмоционального, эстетического и познавательного восприятия природы.

В программе значительно усилена межпредметная интеграция естественно – научных знаний с математикой и определена связь биологии с обществознанием.

Курс общей биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции; биоцентрического мировоззрения, основанного на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

При изучении общей биологии особое внимание обращается на то, что живая материя – это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук – физики, химии, математики, информатики.

Программа рассчитана на 105 часов (3 ч. в неделю)

В программе предусмотрено выполнение лабораторных работ (11) и практических работ (16).


Основное содержание

Введение(3 ч)

Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свой­ства живых организмов. Уровни организации живой мате­рии. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологи­ческих систем; уровни организации живой природы; мето­ды познания живой природы.

Раздел I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (58часов)

Тема 1. Химия клетки (10 ч).

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.Биополимеры. Регулярные и нерегулярные поли­меры.Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахари­ды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции угле­водов. Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов. Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот. АТФ, макроэргические связи.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение молекул воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ. Пространственная модель молеку­лы ДНК.

Лабораторные работы.

Каталитическая активность ферментов в живых тканях.

Тема 2. Клеточные структуры и их функции (13 ч)

Цитология - наука о клетке. История и методы изучения клет­ки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров кле­ток в зависимости от их функций. Цитоплазма, ее строение и функции. Биологические мембраны. Строение плазма­тической мембраны. Надмембранный и подмембранный комплекс. Клеточная стенка. Функции плазма­тической мембраны. Мембранный транспорт. Мембранные органоиды. Ядро. Хромосомы. Хромосомный набор. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды. Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Кле­точные включения. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. История изучения вирусов. особенности строения и жизнедеятельности. Роль вирусов в природе и жизни человека. Профилактика вирусных заболеваний. Вирус иммуно­дефицита человека.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазма­тической мембраны, строение клеток животных и расте­ний, прокариотической и эукариотической клеток,хромосом, вирусов. Дина­мическое пособие «Строение клетки».

Лабораторные работы.

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках.

Изучение и описание клеток растений, животных, грибов под микроскопом.

Практические работы.

Сравнение клеток бактерий, растений и животных.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (7 ч)

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Поня­тия метаболизма, анаболизма, катаболизма. Источники энергии для живых организмов. Автотрофный тип питания.Фиксация энергии солнечного света растениями. Хло­рофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосин­теза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Автотрофы и гетеротрофы. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемо­синтеза. Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету.

Практические работы.

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (11ч).

Белки - основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция. Генетический код и его свойства. Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция тран­скрипции и трансляции. Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза. Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом. Генная инженерия. Методы генной инженерии.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: процесс реплика­ции; генетический код; биосинтез белка; регуляцию тран­скрипции у прокариот; Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.

Лабораторная работа.

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

Практические работы.

Сравнение процессов дыхания и брожения.

Решение биологических задач по теме «Биосинтез белка».

Тема 5. Воспроизведение биологических систем (17 ч)

Деление клеток про- и эукариот. Кариокинез и цитокинез. Амитоз. Жизненный цикл клет­ки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и него­мологичные хромосомы. Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая систе­ма. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие кле­ток в организме. Контроль целостности организма. Им­мунитет.Мейоз. Определение пола у животных. Половое и беспо­лое размножение. Соматические и половые клетки. Чередо­вание гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цик­ле. Партеногенез.Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оп­лодотворение у растений и животных; стадии развития за­родыша позвоночного животного; постэмбриональное раз­витие. Динамические пособия «Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных».

Лабораторные работы.

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Начальные стадии дробления яйцеклетки.

Практические работы.

Сравнение процессов митоза и мейоза.

Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных растений.

Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (44ч)

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (19ч)

Наследственность — свойство живых организмов. История развития генетики. Методы генетики. Гене­тика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изуче­ния наследственности. Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессив­ные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы. Цитологические основы законов Г.Менделя. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещи­вание. Неполное доминиро­вание. Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа ге­нетических закономерностей. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом. Карты хромо­сом. Современные методы картирования хромосом. Хромосомная теория наследственности.

Демонстрации.

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; пе­рекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное наследование; взаимодействие генов, Семена гороха с раз­ным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание».

Практические работы.

Составление схем скрещивания.

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

Решение генетических задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.

Решение задач на сцепленное наследование.

Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование.

Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков.

Решение генетических задач на взаимодействие генов.

Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости (10ч)

Изменчивость - свойство живых организмов. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Качественные и коли­чественные признаки. Норма реакции признака. Взаимодействие генотипа и среды. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Наслед­ственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова. Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены. Причины возникновения мутаций. Мутагенные факто­ры среды. Искусственный мутагенез.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фотографии и комнатные растения, иллюстрирующие: различные мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культу­ры мутантных линий дрозофилы); механизм хромосом­ных мутаций; модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений. Гербарный материал злаков с гомологической изменчи­востью (остистые, безостые, высокие, карликовые расте­ния и т. д.).

Лабораторные работы.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Выявление мутагенов в окружающей среде.

Тема 8. Генетические основы индивидуального развития (5 ч)

Функционирование генов в ходе индивидуального раз­вития. Перестройки генома в онтогенезе. Проявление генов в онтогенезе. Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование. Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие взаимодействие ге­нов и механизм хромосомных мутаций.

Тема 9. Генетика человека (10ч)

Методы изучения генетики человека. Доминантные и рецессивные признаки у человека. Близнецы и близнецовый метод исследования в генетике человека. Цитогенетика человека. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромо­сом человека. Возможности лечения и предупреждения на­следственных заболеваний. Клонирование человека и медицина.Медико-генетическое консуль­тирование.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие исследования в об­ласти биотехнологии. Динамические пособия «Генетика групп крови», «Наследование резус-фактора».

Практические работы.

Составление и анализ родословных.

Решение генетических задач на наследование резус фактора у человека.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

урока

темы

Тема урока

Основное содержание .

Л/р, П/Р,

экскурсии

Домашнее задание

Дата

Введение (3часа).

1

1

Биология как наука. Критерии живых систем

Характерные черты культуры и науки. Отрасли биологии , ее связь с другими науками. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно – научной картины мира.


Введение, с. 4 конспект, инд. задания.


2

2

Основные признаки живых систем.

Объект изучения биологии - биологические системы. Общие признаки биологических систем.


Введение, с. 4-6.


3

3

Уровни организации живой материи.

Методы познания живой природы.

Уровни организации живой материи. Методы исследования живых систем: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, статистический, экспериментальный, моделирование.


Введение, с. 6-8, записи в тетради.


Раздел I . Биологические системы: клетка, организм (58 часов).


Тема 1.Химия клетки (10 часов).

4

1

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы.

Химические элементы клетки: макро-, микро-, и ультрамикроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды в живой системе. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Взаимосвязи строения и функций молекул воды.


§2, с. 16-18, в.1 письменно.,


5

2

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Роль воды в живой системе. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Взаимосвязь строения и функций молекул воды.








§ 2, с. 18-20, в.2-3 уст.


6

3

Биополимеры. Белки.

Биополимеры регулярные и нерегулярные. Строение белковой молекулы. Пептидная связь, полипептиды. Незаменимые аминокислоты. Уровни организации белковой молекулы. Свойства белка.


§ 3,в.1-4.


7

4

Биологические функции белков.

Функции белков: ферментативная, регуляторная, транспортная, защитная, двигательная, строительная, энергетическая, белки – токсины, антибиотики.

§ 4,в.1-4.


8

5

Каталитическая функция белков

Роль ферментов в клетках, влияние внешних факторов на их активность.

Л/р №1" Каталитическая активность ферментов в живых тканях."

§4 пов., инд. задания


9

6

Органические молекулы - углеводы.

Классификация углеводов: моно-, олиго-, полисахариды. Строение, функции. Свойства углеводов.


§ 5,в.1-3


10

7

Органические молекулы - липиды.

Строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Функции липидов.


§ 6,в.1-3.


11

8

Нуклеиновые кислоты. ДНК.

История открытия и изучения нуклеиновых кислот. Строение, свойства и функции ДНК. Принцип комплементарности. Правило Э.Чаргаффа.


§7,с.42-48,

в.1-2.




12

9

Нуклеиновые кислоты. РНК. АТФ.

Строение и разнообразие РНК. Сходство и отличия ДНК и РНК. Функции РНК. АТФ , ее роль в клетке.


§7,с.48- 50,

в.3-4.




13

10

Обобщение знаний по теме "Химия клетки"

Содержание и роль химических веществ в клетке, взаимосвязь строения и функций химических веществ клетки. Нуклеиновые кислоты. Принцип комплементарности.


Пов. § 2-7


Тема 2. Клеточные структуры и их функции (13 часов).

14

1

Цитология – наука о клетке. Клеточная теория строения организмов.

История изучения клетки. Создание клеточной теории. М.Шлейден и Т. Шванн - основоположники клеточной теории. Клетка – целостная система. Многообразие форм и размеров клетки. Прокариоты и эукариоты.

Л/р №2 "Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом."



§1, с. 9-12,в.1-6


15

2

Методы изучения клетки.

Методы изучения клеточных структур: дифференциального центрифугирования, меченых атомов, флуоресцентная микроскопия.

Л/р № 3 "Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений."

§ 1,с.12-16.


16

3

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Биологические мембраны.

Строение мембран, надмембранный и подмембранный комплекс. Функции поверхностного аппарата. Клеточная стенка. Цитоплазма, её строение и функции.


§8, с.51-52,56,

в.1-5


17

4

Мембранный транспорт.

Градиент концентрации, диффузия, осмос, натриево–калиевый насос. Эндоцитоз и экзоцитоз.


§ 8,с.52-56


18

5

Плазмолиз и деплазмолиз в растительной клетке.

Проницаемость клеточной мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз – признаки клетки как живой системы.

Л/р № 4 "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках".

Пов. § 8.


19

6

Одномембранные органоиды.

Вакуолярная система: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы. Митохондрии , пластиды.


§9, с. 60-62, таблица в тетради.


20

7

Двумембранные органоиды.

Клеточное ядро. Митохондрии , пластиды; строение и функции


§ 9, с.57-58,62-64, таблица в тетради.


21

8

Немембранные органеллы клетки.

Опорно – двигательная система клетки: цитоскелет, реснички и жгутики, клеточный центр. Рибосомы. Клеточные включения.





§10,в.1-4.


22

9

Клеточное ядро. Хромосомы. Хромосомный набор.

Строение и функции ядра, хромосом. Хромосомный набор.


§9, с.58-60


23

10

Особенности строения растительной клетки.

Клеточное строение организмов.

Л/р № 5 "Изучение и описание клеток растений, животных, грибов под микроскопом."

Записи в тетради.


24

11

Прокариотическая клетка.

Организация доядерных организмов – прокариот. Формы бактерий. Размножение и спорообразование, питание и дыхание бактерий. Значение в природе и жизни человека.

П/р № 1 "Сравнение клеток бактерий, растений и животных"



Записи в тетради.


25

12

Вирусы.

Наука вирусология. История изучения вирусов. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Роль вирусов в природе и жизни человека. Профилактика вирусных заболеваний.


§20, с.130,131-137,

Инд. задания




26

13

Обобщение знаний по теме " Клеточные структуры и их функции."

Строение и функции клеточных органоидов. Многообразие клеток. Неклеточные формы жизни.


Пов. §1,8,9.


Тема 3. Обеспечение клеток энергией ( 7 часов).

27

1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Понятия метаболизма, катаболизма, анаболизма. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена. Источники энергии для живых организмов.


С. 72- 74.


28

2

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световые реакции фотосинтеза.

Автотрофный тип обмена веществ. Аккумуляторы энергии. Хлоропласты и их роль в фотосинтезе. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Значение световой фазы.


§11,в.1-4.


29

3

Темновые реакции фотосинтеза.

Темновая фаза фотосинтеза. Цикл Кальвина. Значение фотосинтеза.



§12,с.80-83


30

4

Хемосинтез.

Хемосинтез, история открытия. Роль хемосинтезирующих бактерий в природе.

П/р № 2 "Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза."

§12,с. 83-85.


31

5

Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена.

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Биологическая роль окисления. Подготовительный этап. Гликолиз.


§13,с. 85-87


32

6

Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Брожение. Дыхание. Цикл трикарбоновых кислот. Цикл Кребса, его этапы. Открытие В.А. Энгельгарда. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.


§13,с.87-94, записи в тетради.


33

7

Сравнение процессов брожения и дыхания.

Клеточное дыхание. Брожение.





П/р №3 " Сравнение процессов дыхания и брожения."

Пов. § 13.





Тема 4. Наследственная информация и ее реализация в клетке ( 11 часов).

34

1

Генетическая информация в клетке.

Белки - основа видовой специфичности. Матричный принцип. ДНК – носитель генетической информации.


§14,в.1-2


35

2

Транскрипция. Генетический код.

Процесс транскрипции, его стадии. Свойства генетического кода.


§15, в.1-4.


36

3

Биосинтез белков.

Трансляция. Транспортная РНК. Кодон, антикодон. Донорный, акцепторный участок т-РНК. Матричный принцип синтеза белка. Регуляция транскрипции и трансляции.


§16, инд. задания.


37

4

Регуляция транскрипции и трансляции.

Регуляция белкового синтеза у эукариот и бактерий. Исследования французских ученых Ф. Жакоба, Ж. Моно, А. Львова.


§16, с.105-110.


38

5

Репликация ДНК.

Принципы процесса репликации: комплементарность, полуконсервативность, антипараллельность, прерывистость. Особенности репликации ДНК у эукариот. Проблема недорепликации концов линейных молекул ДНК.


§17,в.1-6.


39

6

Биосинтез белка.

Решение биологических задач по теме «Биосинтез».

П/р № 4 " Решение биологических задач по теме "Биосинтез белка".

Задание в тетради.


40

7

Современные представления о строении генов. Строение хромосом.

Гены. Особенности транскрипции у эукартот. Экзоны и интроны. Сплайсинг. Геномы. Уровни упаковки ДНК в хромосоме. Нуклеосома, фибрилла. Хроматин, хроматида, центромера. Равноплечие и неравноплечие хромосомы. Ядерный геном. Кариотип. Митохондриальный геном.


§18, с.118-120


41

8

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

Строение хромосом. Кариотип.

Л/р № 6 "Изучение хромосом на готовых микропрепаратах."

Пов. §18, инд. задания





42

9

Генная инженерия.

История развития,задачи генной инженерии. Плазмиды.



§19, с.124-126


43

10

Методы генной инженерии.

Клон. Стадии клонирования: рестрикция, лигирование, трансформация, скрининг.


§19, с.126-130,

в.1-4, инд. задания.




44

11

Обобщение знаний по теме "Наследственная информация и ее реализация в клетке"



Пов. §14-19.


Тема 5. Воспроизведение биологических систем (17 часов).

45

1

Самовоспроизведение клеток.

Деление клеток прокариот. Деление клеток эукариот. Кариокинез и цитокинез. Амитоз .


§21,с138-139,




46

2

Фазы митоза.

Митоз, его фазы. Биологическое значение митоза.


§21,с.139-144,

в. 2 пис.







47

3

Митоз в клетках корешка лука.

Фазы митоза. Нарушения митоза.

Л/р № 7 "Изучение фаз митоза в клетках корешка лука."

Пов. §21.


48

4

Мейоз.

Гаплоидные и диплоидные клетки. Коньюгация. Бивалент. Редукция числа хромосом. Стадии мейоза.


§26, с. 168-172,

в. 1-5.




49

5

Сравнение процессов митоза и мейоза.

Фазы митоза и мейоза.

П/р № 5 "Сравнение процессов митоза и мейоза."

Пов.. § 21,26.


50

6

Образование половых клеток.

Сперматогенез. Формирование мужских половых клеток у животных. Строение сперматозоида. Оогенез , формирование женских половых клеток у животных. Строение яйцеклетки.

Л/р № 8 "Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Начальные стадии дробления яйцеклетки."

§28.с. 178-181.


51

7

Оплодотворение у животных.

Способы оплодотворения у животных: наружное, внутреннее, смешанное. Андрогенез. Экспериментальные работы

Б.Л. Астаурова.


§28, с. 181-183,

записи в тетради.




52

8

Развитие половых клеток и оплодотворение у растений.

Развитие половых клеток у растений: спорогенез и гаметогенез. Двойное оплодотворение у растений.


§28, с.183-185,

в.1-3




53

9

Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

Способы оплодотворения.

П/р № 6 "Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных."

Инд. задания.


54

10

Бесполое и половое размножение.

Бесполое и половое размножение одноклеточных и многоклеточных организмов. Формы бесполого и полового размножения. Значение размножения.

П/р № 7 "Сравнение процессов бесполого и полового размножения."

§27,в. 1-6.


55

11

Онтогенез. Эмбриональный период развития. Дробление.

Онтогенез одноклеточных организмов. Онтогенез многоклеточных организмов. Дробление. Типы дробления. гаструляция, нейрула.


§22, с.145-147.


56

12

Эмбриогенез :гаструляция и органогенез.

Гаструляция, нейрула. Эмбриональная индукция, её проявление.


§22,с. 147-149.


57

13

Сходство зародышей и эмбриональная дифференцировка признаков. Эмбриогенез растений.

Процесс формирования специфических свойств клеток в ходе индивидуального развития. Исследования Г. Шлемана. Эмбриогенез растений.





§22, с. 149-152,

в.1-3.




58

14

Постэмбриональное развитие.

Прямое и непрямое развитие. Постэмбриональное развитие растений. Старение. Апоптоз.


§23, с.152-153,

в.1-5, записи в тетради.


59

15

Многоклеточный организм как единая система.

Разнообразие клеток. Стволовые клетки. Регенерация. Клеточные контакты. Клеточные контакты. Взаимодействие клеток с помощью химических сигналов. Нервная регуляция у животных.


§24, в.1-6.


60

16

Целостность многоклеточного организма.

Иммунная система. Иммунитет: первичный, вторичный, пассивный и активный. Метастазирование. Аутоиммунная реакция.


§25, в.1-4.


61

17

Обобщение знаний по теме "Воспроизведение биологических систем"




Пов. §21-25


Раздел II . Основные закономерности наследственности и изменчивости (44 часа).

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности ( 19 часов).

62

1

Основные закономерности явлений наследственности.

Наследственность – свойство живых организмов. Генетика . История развития генетики. Методы генетики. Основные понятия и символы генетики.


С. 186, записи в

тетради.




63

2

Моногибридное скрещивание. Первый закон Г. Менделя.

Гибридологический метод. Доминирование. Первый и второй законы Г. Менделя.

П/р № 8 "Составление схем скрещивания."

§29,с.187-189.


64

3

Второй закон Г. Менделя - закон расщепления.

Закон расщепления признаков.


§29,с. 189-192.


65

4

Цитологические основы законов Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет.

Сущность гипотезы чистоты гамет.


Записи в тетради.


66

5

Решение задач на моногибридное скрещивание.

Первый и второй законы Г. Менделя. Правила решения генетических задач.

П/р № 9 "Решение генетических задач на моногибридное скрещивание."

Задачи в тетради.


67

6

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание, его практическое значение. Промежуточное наследование, явление неполного доминирования.


Записи в тетради.


68

7

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Независимое наследование. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.


§30,в. 1-5.


69

8

Статистический характер законов наследственности.

Статистическая природа генетических закономерностей. Теория вероятности в генетике. Статистический характер расщепления. Отклонения от теоретически ожидаемых расщеплений.


§32,в.1-2.


70

9

Решение генетических задач на

ди- и полигибридное скрещивание.


Схемы скрещивания. Правила решения генетических задач.

П/р№ 10 "Решение генетических задач."

Пов . §29,30.

Задачи в тетради.




71

10

Наследование сцепленных генов.

Группы сцепления. Сцепленное наследование и явление перекреста. Работы

Т. Моргана.







§33, в.1-6.


72

11

Решение задач на сцепленное наследование.

Правила решения генетических задач на сцепленное наследование признаков.

П/р № 11 " Решение задач на сцепленное наследование."

Задачи в тетради.


73

12

Картирование хромосом. Хромосомная теория наследственности.

Построение генетических карт. Генетические и цитологические карты. Современные методы построения карт. Использование генетических карт. Основные положения хромосомной теории наследств-сти.


§34, в.1-4.


74

13

Генетика пола. определение пола.

Половые хромосомы. Определение пола.


Записи в тетради.


75

14

Сцепленное с полом наследование.

Наследование сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы. Наследование ограниченное полом.


§35, задачи в тетради


76

15

Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование.

Правила решения генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков.

П/р № 12 "Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование."

Задачи в тетради.


77

16

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов.

Неполное доминирование. Кодоминирование.

П/р № 13 " Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков."

§31, с. 197-200,

задачи в тетради.




78

17

Взаимодействие неаллельных генов.

Комплементарное взаимодействие генов,

эпистаз, полимерия.


§31, с. 200-203.


79

18

Решение задач на взаимодействие генов.



Типы взаимодействия генов. Правила решения генетических задач.

П/р № 14 " Решение задач на взаимодействие генов."


Задачи с. 203.


80

19

Обобщение знаний по теме " Основные закономерности явлений наследственности."



Пов. §29-31


Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости (10часов).

81

1

Изменчивость – свойство живых организмов. Закономерности изменчивости.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Закономерности изменчивости.


с. 223, записи в тетради.


82

2

Взаимодействие генотипа и среды.

Качественные признаки. Количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.

Л/р № 9 "Выявление изменчивости у особей одного вида."

. § 41, в. 1-5.


83

3

Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Изменчивость. Вариационный ряд. Вариационная кривая.

Л/р № 10 "Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой."

Пов. §41, в. 1-5.


84

4

Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Источники комбинативной изменчивости.




§36, в.1-4


85

5

Мутационная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов.


§37,в.1-3.


86

6

Геномные и хромосомные мутации.



Геномные мутации. Хромосомные мутации. Дупликация, делеция, инверсия, транслокация.


§38, в.1-3.


87

7

Внеядерная наследственность.

Митохондриальные гены. Наследственность , связанная с пластидами.


§39, в.1-3.


88

8

Причины возникновения мутаций.

Искусственный мутагенез.

Естественный мутационный процесс. Мутагенные факторы среды. Основные группы мутагенов. Свойства мутагенов. Экспериментальное получение мутаций. Опасность загрязнения среды мутагенами.


§40, в. 1-4.


89

9

Выявление источников мутагенов в окружающей среде.

Мутагены в окружающей среде.

Л/р № 11 «Выявление мутагенов в окружающей среде».

Пов. §40.


90

10

Обобщение знаний по теме "Основные закономерности явлений изменчивости."



Пов. §36,37


Тема 8. Генетические основы индивидуального развития ( 5 часов).

91

1

Основные закономерности функционирования в ходе индивидуального развития.

Дифференцировка и детерминация. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Гормоны и действие генов.


§42, в.1-3.


92

2

Перестройки генома в онтогенезе.

Перестройки генома у прокариот. Перестройки генома в онтогенезе эукариот. Иммуноглобулиновые гены у млекопитающих. Незапрограммированные перестройки генома.


§43, в. 1-4.


93

3

Проявление генов в онтогенезе.

Экспрессивность. Пенетраность. Плейотропное действие генов.


. § 44, в.1-4.


94

4

Наследование дифференцированного

состояния клеток.

Устойчивость дифференцированного состояния клеток. Обратимость дифференцированного состояния клеток. Химеры. Трансгенные организмы.





§45, в.1-4.


95

5

Генетические основы поведения.

Поведение. Олигогенное определение поведения. Отбор по поведению. Генетические основы способности к обучению.





§46, в.1-2.


Тема 9. Генетика человека (10 часов).

96

1

Особенности и методы изучения человека.

Доминантные и рецессивные признаки у человека. Аутосомно – доминантный тип наследования признаков у человека. Аутосомно – рецессивный тип наследования. Наследование, сцепленное с Х – хромосомой.


§47, в.1-4

инд. задания.




97

2

Составление родословных и их анализ.

Генеалогический метод. Родословная человека. Обозначения, принятые при составлении родословных человека.

П/р № 15 "Составление и анализ родословных."

Задание в тетради.


98

3

Близнецы и близнецовый метод.

Исследования в генетике человека.

Дизиготные и монозиготные близнецы. Близнецовый метод.


§48, в1-5.


99

4

Цитогенетика человека

Цитогенетика. Кариотип человека. Метацентрические и субметацентрические,

субтелоцентрические акроцентрические

хромосомы.


§49, с 284- 286.


100

5

Наследственные болезни человека.



Хромосомные болезни. Аномалии кариотипа.


§49, с. 286-290,

в. 1- 3.




101

6

Картирование хромосом человека.

Гибридизация соматических клеток. Программа «Геном человека».



§50.


102

7

Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека.

Генетика и медицина. Симтоматическая терапия наследственных заболеваний.

Резус – фактор. Генотерапия.

П/р № 16 "Решение задач на наследование резус фактора у человека."

§51, с. 294-297.


103

8

Клонирование человека и медицина.

Клонирование человека и медицина. Биоэтика.


§51, с.297 -299.


104

9

Медико – генетическое консультирование.

Медико – генетическое консультирование.

Профилактика наследственных и врожденных заболеваний.


§51, с 299-301,

в. 1-4.




105

10

Обобщение знаний по теме "Генетика человека"



Индивидуальные задания.




Требования к уровню подготовки учащихся.


Учащиеся должны:

знать:

- методы биологической науки;

- основные свойства живого;

- химический состав клетки;

- основные свойства и значение нуклеиновых кислот и АТФ;

- о практическом значении цитологических исследований;

- строение вирусов как неклеточной формы жизни;

- меры профилактики вирусных заболеваний;

- области практического применения знаний о фотосинтезе, биосинтезе белка и энергетическом обмене;

- о размножении организмов, формах размножения и способах бесполого размножения;

- о влиянии факторов окружающей среды на развитие зародыша и постэмбриональное развитие организма;

- возможные методы профилактики наследственных болезней.

- давать определения общебиологических понятий, отражающих основные свойства живого

уметь:

- формулировать основные положения клеточной теории;

- определять связь строения и функции (на примере компонентов и органоидов клетки); связь клетки и окружающей сре-

ды;

- сравнивать строение прокариотической и эукариотической клетки;

- сравнивать механизм и значение митоза и мейоза;

- давать определения основных генетических понятий в соответствии с современными научными представлениями;

- формулировать основные положения хромосомной теории наследственности;

понимать:

- уникальность свойств молекул ДНК, РНК, АТФ

- сущность процессов энергетического и пластического обмена; уметь устанавливать связь между ними;

- понимать и уметь объяснять биологическое значение биосинтеза и фотосинтеза;

- зависимость деления клеток от факторов внешней среды;

- сущность и биологическое значение полового размножения;

- наследственность и изменчивость как свойства живых организмов.

иметь представление:

- о биологии как науке и части культуры;

- о молекулярной биологии;

- о молекулярной биологии;

- о цитологии как науке, об истории ее становления, о методах цитологических исследований;

- о клетке как об открытой, саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системе, как структурной и функциональной единице жизни;

- о значении вирусов как суперпаразитов и облигатных паразитов

- о жизненном цикле клетки и ее делении, о митозе и мейозе, их биологическом значении;

- о биологии развития и эмбриологии;

- об онтогенезе, его типах и периодах;

- о генетике как науке, ее становлении и развитии;

- о методах генетики;

- об источниках наследственной изменчивости;

- о генетике пола и наследовании, сцепленном с полом;

- о мутагенезе и мутагенах, о генетических последствиях загрязнения окружающей среды;

- о геноме человека, о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Кабинет биологии оснащен с учётом содержания современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, устройства для хранения учебного оборудования. Кабинет имеет паспорт, каталог оборудования, оснащен современными технические средствами обучения (интерактивная доска, DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор). В кабинете имеются средства обучения, которые используются в соответствии с действующими учебниками и программами: таблицы, альбомы, раздаточный материал, DVD-диски, компакт-диски, кассеты с видеофильмами, компьютерные программы. Создан банк дидактических и методических материалов, мультимедийных приложений, разработанных учителем и обучающимися. Кабинет имеет книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам биологии; методические руководства; литературу справочного характера: словари, научно-популярную литературу, энциклопедии. Имеются картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные и групповые задания.

Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые растения и препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (интерактивная доска, видеомагнитофон, телевизор); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).

Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов присутствуют в кабинете биологии.

Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не должна превышать 20—30 мин, а в течение недели таких уроков может быть не более шести.

Каждое средство обучения обладает определёнными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Сочетание комплексных средств обучения усиливает всестороннее воздействие на обучающихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску её решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.


Литература

Для учащихся.

1. Учебник под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица «Общая биология 10-11 классы» профильный уровень.

В двух частях. М.: Просвещение 2012г.

2. Биологический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1986.

3. Биология. Контрольно измерительные материалы ЕГЭ в 2014г. Министерство образования РФ ФИПИ.

4. Биология: пособие для поступающих в вузы/ под ред. чл.-кор. РАО Н.В. Чебышева. - М.: 1999

5. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

6. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

7. Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное' пособие. - М.: Дрофа, 2002;

8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б.М. Медников. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006г.

Для учителя

1. Учебник под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица «Общая биология 10-11 классы» профильный уровень.

В двух частях. М.: Просвещение 2012г.

2. Биологический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1986.

3. Биология. Контрольно измерительные материалы ЕГЭ в 2014г. Министерство образования РФ ФИПИ.

4. Биология: пособие для поступающих в вузы/ под ред. чл.-кор. РАО Н.В. Чебышева. - М.: 1999

5. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

6. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

7. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

8. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просве­щение, 1997;

9. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

10.Медников Б. Ы. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просве­щение, 1994.

11. НейфахА. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

12. Реймерс Н. Ф.Основные биологические понятия и термины.М.: Просвещение, 1993.

13. Тейлор Д., Грин Я., Стаут У. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.


Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана- Граф, 199Щ - 240с; ■ I

2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное 1 пособие»);

3. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, АН.Мягкова.

- М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;

5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

6. О.В.Гончаров «Генетика. Задачи». Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2008 г

7. Петрова Е.В. «Основы классической генетики», Саратов: ИЦ «Добродея», 1997 г.

8. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. «Сборник задач по генетике с решениями». Методическое пособие для школьников, абитуриентов и

учителей. Саратов, издательство «Лицей», 1998, 2006 гг.

9. Учебно-методическое обеспечение: Н.Грин, У.Стаут, Т.Эйлор «Биология» в 3-х томах, М., Мир,1990 г.

10. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 год

11. Гаврилова А.Ю. « Поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, П. Н. Бородина»

Волгоград: Учитель, 2006.

12.Пименов А.В. «Уроки биологии. Развернутое планирование в 10 (11) классе». Ярославль. Академия развития, 2001 год.

13. Чебышев Н. В. Кузнецов С.В. «Биология. Пособие для поступающих в вузы» Москва«Новая волна» 2002г.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное из, Республиканский мультимедиа центр, 2004

- Биология 10 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.ИСонина (электронное учебное издание),

Дрофа,

Физикон, 2006

- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, ФиПИ: 2006

- Серия «1 С: Школа»

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Биологии»

- «Репетиторы Кирилла и Мефодия»

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru -

Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!