СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 класс. Профильный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  по  биологии  10-11  класс  составлена  на  основе  федерального  компонента  государственного  стандарта   среднего  (полного)  общего  образования  по  -биологии  (профильный  уровень)  2004г   и  авторской  программы  среднего  (полного)  общего  образования  по  биологии  10-11  классы  профильный  уровень,  разработанной  авторами И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс. Профильный уровень»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»

Солигаличского муниципального района Костромской области



«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

МКОУ «Солигаличская СОШ»

Храмцова Е.В./____________/

«____»_____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ «Солигаличская СОШ»

Смирнова Л.Н./ __________/

Приказ №________ от

«___»____________20­­­­­___г.










Рабочая программа

по биологии


10-11 класс


Профильный уровень


Юсова Светлана Леонидовна

высшая квалификационная категория








2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии 10-11 класс составлена на основе федерального

компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по -биологии (профильный уровень) 2004г и авторской программы среднего (полного)

общего образования по биологии 10-11 классы профильный уровень, разработанной

авторами И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой.

Цели и задачи курса

Изучение биологии в 10-11 классах на профильном уровне направлено на

достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах,

являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира;

  • методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии,

экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,

  • экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить

биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой

природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм

при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для

оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,

собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования

и соблюдения мер профилактики различных заболеваний.


Учебно-методический комплекс

1. Биология: 11 класс: методическое пособие: профильный уровень/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под редакцией проф. И.Н.Пономаревой. – М.:Вентана-Граф, 2011. - 240 с.

2. Биология. Учебник для 10 класса (профильный уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2011.

3. Биология. Учебник для 11 класса (профильный уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой.М.: Вентана-Граф, 2011.

4. Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Рабочая тетрадь по биологии 11 класса (профильный уровень изучения). М.: Вентана-Граф 2010.

5. Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Рабочая тетрадь по биологии 10 класса (профильный уровень изучения). М.: Вентана-Граф. 2010.

6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: профильный уровень/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 96с.


В Федеральном базисном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 105 часов для обязательного изучения биологии на профильном уровне в 10 классе ( 3 часа в неделю) и 105 часов для обязательного изучения биологии на профильном уровне в 11 классе ( 3 часа в неделю), т.е. рабочая программа предназначена для изучения биологии в течение двух лет и составляет 210 часов.

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);

  • уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование и т.д.);

  • уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, и т. д.);

  • уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);

  • уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации

  • (смотр знаний, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок-беседа и т. д.)

  • интегрированные уроки;

  • лабораторные работы;

  • экскурсии;

  • заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.

Технологии обучения:

  • технология объяснительно-иллюстративное обучение;

  • технология разноуровневого дифференцированного обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • технология проектного обучения;

  • личностно-ориентированные технологии обучения;

  • игровые технологии;

  • информационные технологии обучения.

В ходе освоения учащимися биологического содержания обеспечиваются условия для

формирования ключевых компетенций.





















Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория

антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в

наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение;оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

  • особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и

строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций;

популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений,

мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на

формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;

  • приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты

развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.);

  • последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;

  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем:

эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;

  • выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;

  • устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и

функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

  • самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет,

средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать

биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических

исследований. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер

профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении

пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,

поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии

(клонирование, искусственное оплодотворение).(быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):












Содержание курса


Раздел I. Введение в курс биологии 10-11 классов (15 ч)

1. Биология как наука и ее прикладное значение. Введение: Биология — наука о

живом. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Биологическое разнообразие как

проблема в истории науки биологии. Практическая биология и ее значение.

Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной

естественнонаучной картины мира. Экскурсия в природу. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.

2. Общие биологические явления и методы их исследования.

Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные

признаки живого и неживого. Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект

изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни

организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов — биологические методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных.

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение за живой клеткой»

1. Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи.

2. Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды.

3. Рассматривание под микроскопом разнообразных инфузорий и их

движения.

Лабораторная работа № 2 «Методика работы с определителями растений и животных»

1. Методика работы с определителями растений и животных. 2. Морфологическое

описание одного вида растений.


Раздел II. Биосферный уровень организации жизни (25 ч)

Особенности биосферного уровня живой материи.

3. Учение о биосфере. Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы.

Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого

вещества в биосфере.

4. Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества

на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И. Опарин

и Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы

возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.

5. Биосфера как глобальная биосистема. Функциональная неоднородность

живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ

и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение.

Биогеохимические циклы в биосфере. Биогенная миграция атомов. Механизмы

устойчивости биосферы.

6. Условия жизни в биосфере. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и

их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Комплексное

действие факторов среды на организм. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.

Лабораторная работа № 3 «Условия жизни в биосфере»

1. Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов. 2. Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов.


Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни (27 ч)

7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.

Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы.

Понятия «биогеоценоз», «биоценоз» и «экосистема». Понятия «экотоп» и «биотоп».

Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы). Структура экосистемы.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к

совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Типы

связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва» и «паразит- хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе.

8. Многообразие биогеоценозов и их значение. Водные экосистемы и сухопутные

биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы — агроэкосистемы (агробиоценозы).

Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.

Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.

Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе».

Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном

биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей

организмов разных ярусов).

Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем»

1. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах. 2. Исследование

изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния территории (парка,

газона), прилегающей к школе»

1. Описание природного сообщества. 2. Решение экологических задач на материалах

своего региона.


Раздел IV. Популяционно-видовой уровень организации жизни (35 ч)

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

9. Вид и видообразование. Вид, его характеристика и структура. Критерии вида.

Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Популяция как

структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций. Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор –главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Видообразование – процесс увеличения видов на Земле.

10. Происхождение и этапы эволюции человека. Место человека в системе

живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды». Предшественники человека.

Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История

изучения антропогенеза.Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.

11. Учение об эволюции и его значение. Развитие эволюционных идей в истории

биологии. Значение работ К. Линнея, Ж-Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина.

Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании

современной естественнонаучной картины мира. Синтетическая теория эволюции.

Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование

приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы

видообразования. Микро- и макроэволюция. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н еверцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов - основа устойчивости биосферы.

12. Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества. Проблема

сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих

видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида»

1. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных

растениях или гербарии и коллекциях животных. 2. Выявление морфологических

признаков при описании разных видов рода традесканция (или рода бегония, пеларгония).

Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора»

1. Изучение результатов искусственного отбора — разнообразия сортов растений и пород животных. 2. Выявление особенностей сорта у растений на примере сенполии

(узамбарской фиалки) и плодов яблони разных сортов.

Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптации у организмов»

1. Выявление ароморфозов на примере комнатных растений: цветкового и

папоротникообразного (бегония и нефролепис или др.). 2. Выявление идиоадаптации у насекомых (коллекция) или растений (виды традесканции, бегонии или др.).



11 класс


Раздел V. Организменный уровень живой материи (47ч)

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

13. Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятельности

одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи

организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотрофы (хемотрофы

и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

14. Размножение и развитие организмов. Воспроизведение организмов, его

значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение.

Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных.

Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование

поколений. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений

развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

15. Основные закономерности наследственности и изменчивости.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Изменчивость признаков

организма и ее типы. Генетика. Истории развития генетики. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека.Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека в общества.

16. Основные закономерности изменчивости. Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости.

Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная

изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

17. Селекция и биотехнология на службе человечества. Селекция и ее задачи.

Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и

происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной

изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции

растений, животных микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические

аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых

исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

18. Многообразие организмов в природе. Царства прокариотических организмов,

их разнообразие и значение в природе. Царства эукариотических организмов, их значение

в природе. Царство неклеточных организмов - вирусов, их разнообразие, строение и

функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний.

Лабораторная работа № 10 «Свойства живых организмов»

1. Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки, дождевого червя,

улитки, аквариумной рыбки.

2. Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.

Лабораторная работа № 11 «Модификационная изменчивость»

1. Построение вариативной кривой (на примере размеров листьев). 2. Построение

вариативной кривой (на примере размеров плодов пастушьей сумки).

Лабораторная работа № 12 «Вирусные заболевания растений» (на примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).


Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни (26 ч)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

19. Строение живой клетки

Цитология - наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн -основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные

положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей. Строение

клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный

комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение функции. Взаимосвязи строения и функций частей и

органоидов клетки. Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

20. Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз.

Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз

и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза.

Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.

Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка – основная структурная и

функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного

организмов. Клетка - единица роста и развития организмов. Специализация клеток,

образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и

управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.

Лабораторная работа. № 13 «Изучение строения клетки» (на примере одноклеточных и многоклеточных организмов)

1. Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, водоросли, носток) и эукариот

(растения, животного, гриба). 2. Сравнение строения клеток одноклеточного и

многоклеточного организмов (хламидомонада, листа элодеи, эпидермиса лука).

Лабораторная работа № 14 «Изучение свойств клетки»

1. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня. 2.

Исследование проницаемости растительных и животных клеток. 3. Наблюдение

плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.


Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни (29 ч)

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

21. Химический состав в живой клетке. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро-и микроэлементы. Их роль в клетке. Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке. Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.

22. Химические процессы в живой клетке. Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых

систем как доказательство родства разных организмов. Роль естест венных иискусственных биополимеров в окружающей среде.

23. Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура - важная задача человечества. Заключение: обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами различных уровней сложности. Задачи биологии на ХХI век.

Лабораторная работа № 15-16 «Органические вещества клетки», «Ферментативные

процессы в клетке»

1. Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида водорода и

фермента каталазы, содержащейся в клетках зелёных растений. 2. Обнаружение

органических веществ (крахмала, белков, жира) в тканях растений.

Экскурсии в природу. Весенние явления в природе. Биологическое разнообразие в

регионе.


п/п

Тема программы

Количество часов

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных работ


Раздел I. Введение в курс биологии 10 класса

15

2

1

1

Введение. Биология как наука и ее прикладное значение

5



2

Общие биологические явления и методы их исследования

10




Раздел II. Биосферный уровень организации жизни

25

1

1

3

Учение о биосфере

4



4

Происхождение живого вещества

8



5

Биосфера как глобальная биосистема

6



6

Условия жизни в биосфере

7




Раздел III Биогеоценотический уровень организации жизни

27

3

1

7

Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема

17



8

Многообразие биогеоценозов и их значение

10




Раздел IV. Популяционно-видовой уровень жизни

35

3


9

Вид и видообразование

12



10

Происхождение и этапы эволюции человека

7



11

Учение об эволюции и его значение

10



12

Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества

6



13

Итоговая контрольная работа

1


1

14

Резерв

2




Итого

105

10

3

Тематическое планирование 10 класс






















Тематическое планирование 11класс


п/п

Тема программы

Количество часов

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных работ


Раздел V. Организменный уровень

47

3

1

1.

Организм как биосистема

9



2

Размножение и развитие организмов

5



3

Основные закономерности наследственности и изменчивости

12



4

Основные закономерности изменчивости

8



5

Селекция и биотехнология на службе человечества

6



6

Многообразие организмов в природе

7




Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни

26

2

1

7

Строение живой клетки

16



8

Процессы жизнедеятельности клетки

10




Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни

29

2

1

9

Химический состав клетки

12



10

Химические процессы в клетке

13



11

Время экологической культуры

3



12

Итоговая контрольная работа

1


1


Резерв

3




Итого

105

7

4








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!