СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа биология, 11 класс, профильный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта  среднего  общего образования и Примерной программы среднего общего образования по биологии для 11 классов (профильный уровень), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся, ориентирована на использование учебника под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица "Общая биология 10-11 классы" профильный уровень

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология, 11 класс, профильный уровень»

Пояснительная записка.



Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и Примерной программы среднего общего образования по биологии для 11 классов (профильный уровень), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся, ориентирована на использование учебника под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица "Общая биология 10-11 классы" профильный уровень. В двух частях. М.: Просвещение 2014г.

Рабочая программа направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии, осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе. Её основная цель - обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа 11 класса построена с учётом таких ведущих ориентиров, как:

  • культурологическая парадигма образования, системный, интегративно-дифференцированный и личностно - деятельностный подходы;

  • принцип развивающего личностно-ориентированного обучения биологии;

  • концепция компетентностного подхода в обучении;

  • концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и их основных идей;

  • тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимании биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;

  • ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры:

  • усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.

Основой для становления новых идей биологического образования выступают мировоззренческие идеи о ценности, целостности и единстве природы, ее системной организации, единстве человека и природы, разумности, гуманности и развитии цивилизации.

Исходя из необходимости совершенствования биологического образования при реализации его мировоззренческой, культурообразующей, воспитательной и развивающей функций, в программе определены образовательные цели курса "Биология". Они направлены на достижение учащимися четырех видов компетентности: мировоззренческой, методологической, теоретической и практической.

Мировоззренческая компетентность предполагает усвоение учащимися знаний с целью формирования научного мировоззрения и развития понимания ценности природы и жизни.

Методологическая компетентность включает ознакомление учащихся с методами научного познания и методами биологической науки.

Теоретическая компетентность предполагает осознание практической ценности биологического знания и биологического образования, расширение политехнического кругозора школьников, развитие их профессиональных интересов и ориентации.

Практическая компетентность предполагает осознание практической ценности биологического знания и биологического образования, расширение политехнического кругозора школьников, развитие их профессиональных интересов и ориентации.

Изучение биологии в 11-м классе (профильном) осуществляется на более высоком уровне обобщения, с обязательным включением основных методологических и теоретических знаний биологии.

В содержании рабочей программы принципиальной является идея понимания ответственности каждого человека за все, что происходит в природе и социальном мире на нашей планете. Изучение современной биологии способствует формированию стиля мышления, важнейшие черты которого следующие:

  • глобальность;

  • целостное восприятие мира с его многочисленными связями, осознание места и роли человека в природе;

  • гибкость, открытость личности к новому, способность находить альтернативные решения;

  • осмысление собственного опыта в контексте общечеловеческой деятельности;

  • способность устанавливать причинно – следственные, вероятностные, прогностические и другие виды связей.

Обучающие цели:

  • изучение биологических теорий, концепций, законов и закономерностей в целях объяснения природных процессов и явлений, обоснования

практических рекомендаций в основных областях применения биологических знаний;

  • формирование у учащихся знаний научно – практического характера с позиций экологической этики, норм и правил рационального

природопользования;

  • развитие ценностно-смысловой деятельности на основе понимания ценностей природы и жизни.

Развивающие цели:

  • интеллектуальное развитие личности школьника;

  • приобретение коммуникативных и исследовательских умений;

  • развитие познавательных интересов и потребностей, способностей к проявлению эколого-гуманистической позиции в общении с природой

и людьми.

Воспитательные цели:

  • формирование у обучающихся научного мировоззрения;

  • становление ценностных ориентаций, базирующихся на осознании универсальной ценности природы и абсолютной ценности жизни;

  • развитие эмоционального, эстетического и познавательного восприятия природы.


Рабочая программа рассчитана на 105 часа (3 ч. в неделю).

В программе предусмотрено выполнение лабораторных работ-16, практических работ- 4, экскурсий -1.


Основное содержание.

Повторение материала 10 класса (4ч.).

Уровни организации и свойства живого. Клеточное строение организмов. Обмен веществ и энергии. Основные закономерности генетики. Правила решения генетических задач. Входной контроль(тестовая проверка уровня знаний по программе 10 класса).

Раздел III. Эволюция органического мира (64ч.).

Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии(9ч.).

Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч.Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно- анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.

Демонстрации.

Схемы, таблицы, фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; гомологичные и аналогичные органы; палеонтологические коллекции.

Тема 11. Механизмы эволюции(27 ч.).

Популяция – элементарная единица эволюции. Внутри видовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди – Вайнберга. Мутация как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация - результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.

Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни – результат эволюции.

Демонстрации.

Схемы, таблицы, иллюстрирующие движущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов; образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции- дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции – ароморфоз, идиоадаптацию дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира.

Лабораторные работы.

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

Сравнительная характеристика экологического и географического видообразования.

Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.

Практическая работа.

Решение задач по теме "Генетика популяций."

Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле(10 часов).

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов. Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата наЗемле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

Лабораторные работы.

Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений.

Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных.

Тема13. Возникновение и развитие человека – антропогенез (10 часов).

Место человека в системе живого мира. Сравнительно – морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно - биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.

Демонстрации.

Таблицы, иллюстрирующие предшественников человека.

Лабораторная работа.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас.

Тема 14. Селекция и биотехнология (8 часов).

Селекция как процесс и наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.

Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции растений. Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.

Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции.

Лабораторная работа.

Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора.




Раздел IV. Организмы в экологических системах(35 ч.).

Тема 15. Организмы и окружающая среда(12 ч.).

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.

Тема16. Сообщества и экосистемы(13 ч.).

Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.

Демонстрации.

Таблицы, иллюстрирующие различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме; сукцессия. Динамические пособия "Типичные биоценозы".

Практические работы.

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)

Решение экологических задач.

Лабораторные работы.

Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.

Описание агроэкосистем своей местности.

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы. (окрестности школы)

Тема 17. Биосфера (6 часов).

Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Демонстрации.

Таблицы, иллюстрирующие строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода.

Тема 18. Биологические основы охраны природы (4часа).

Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.

Практическая работа.

Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

Повторение наиболее трудных вопросов курса.

Повторение (2 ч.).

Обобщение и повторение материала 11 класса. Демоверсии ЕГЭ 2016г. Разбор заданий.



Тематическое планирование.

п/п

№ урока

темы

Тема урока

Основное содержание .

Л/р, П/Р, экскурсии

Домашнее задание

Дата

Повторение (4 ч.).

1.

1.

Повторение материала 10 класса. Уровни организации живого. Клеточное строение организмов.

Инструктаж по ТБ. Уровни организации и свойства живого. Клеточное строение организмов.


Пов. §12,14-17


2.

2.

Обмен веществ и энергии в клетке.

Метаболизм: пластический и энергетический обмен. Анаэробы, аэробы.




3.

3.

Основные закономерности генетики.

Основные закономерности генетики: законы Г. Менделя, Т. Моргана. Правила решения генетических задач.


Пов. § 21-26


4.

4.

Входной контроль.

Проверка уровня знаний материала 10 класса.


Индивид. задания.


Раздел III. Эволюция органического мира (64ч.).


Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии (9 ч.).


5.

1.

Возникновение и развитие эволюционной биологии.

Биологическая эволюция. Свидетельства эволюции. Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теории Ламарка.


§ 52, в. 1-3, инд. сообщения.


6.

2.

Жизнь и труды Ч. Дарвина.

Жизнь и труды Ч. Дарвина.


§ 53, с. 6-8.


7.

3.

Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.


53, с 9, записи в тетр., инд. сообщ


8.

4.

Формирование синтетической теории эволюции.

СТЭ. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена.


§ 53, с. 9-10.


9.

5.

Основные положения СТЭ.

Основные положения СТЭ.


Записи в тетради


10.

6.

Палеонтологические свидетельства эволюции.

Ископаемые остатки, переходные формы, филогенетические ряды. Палеонтологическая летопись.


§ 54, в. 1-2


11.

7.

Биогеографические свидетельства эволюции.

Биогеография как наука. Геологические и палеонтологические данные эволюции. Эндемики.



§ 55, в.1-3.


12.

8.

Сравнительно - анатомические свидетельства эволюции.

Сравнительно-анатомические свидетельства эволюции. Гомологичные и аналогичные органы, рудименты, атавизмы. Эмбриологические свидетельства эволюции.


§ 56, в. 1-3.


13.

9.

Молекулярные свидетельства эволюции.

Молекулярные свидетельства эволюции


§ 57, в. 1-3.


Тема 11. Механизмы эволюции (27 ч.).


14.

1.

Изменчивость природных популяций.

Популяция – элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость.


§ 58, в.1-5.


15.

2.

Генетическая структура популяций. Уравнение Харди – Вайнберга.

Частоты аллелей и генотипов.

Уравнение Харди – Вайнберга и его биологический смысл. Причины нарушения равновесия в популяции.


§ 59, в. 1-5


16.

3.

Решение задач по теме "Генетика популяций."

Генетическая изменчивость в популяциях.

П/р №1. Решение задач по теме "Генетика популяций."

Пов. § 59.


17.

4.

Мутации – источник генетической изменчивости популяций.

Частота возникновения мутаций. Вредные, полезные и нейтральные мутации. Случайность и ненаправленность мутаций.





§ 60, с. 39-42.


18.

5.

Роль мутаций в эволюции.

Роль хромосомных и геномных мутаций в эволюции. Мутационный процесс - важнейший фактор эволюции.


§ 60, с. 42-45, в. 1-5.


19.

6.

Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов.

Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов.


§ 61, в. 1-3.


20.

7.

Дрейф генов как фактор эволюции.

Взаимодействие дрейфа генов с другими факторами эволюции. Популяционные волны и дрейф генов. Эффект бутылочного горлышка. Эффект основателя.


§62, в. 1-2.


21.

8.

Борьба за существование.

Геометрическая прогрессия и борьба за существование. Межвидовая борьба за существование. Внутривидовая борьба за существование.


§ 63, в. 1-4.


22.

9.

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

Приспособленность и приспособления. Эффективность естественного отбора. Кумулятивное действие естественного отбора.


§ 64, в. 1-3.


23.

10.

Формы естественного отбора.

Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Дизруптивный отбор.



§ 65, в. 1-4.


24.

11.

Половой отбор.

Вторичные половые признаки. Половой отбор. Гипотезы о механизмах полового отбора («хорошие гены», «привлекательные сыновья»).


§ 66, в. 1-2.


25.

12.

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

Стабилизирующий и движущий отбор.

Л/р №1 "Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора."

Пов. § 65.


26.

13.

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора.

Адаптации. Покровительственная, предостерегающая и подражательная окраска. Возникновение сложных адаптаций.


§ 67,в. 1-5.


27.

14.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Приспособленность организмов, характер приспособленности.



Л/р №2 "Выявление приспособлений у организмов к среде обитания."

Пов. § 67.


28.

15.

Миграции как фактор эволюции.

Генетические различия в локальных популяциях. Обмен генами между популяциями. Миграции и генетическое единство вида.





§ 68, в.1-3.






29.

16.

Биологические виды.

Определение вида. Морфологический критерий вида. Цитогенетические и молекулярно – биологические критерии вида. Эколого-географический критерий. Репродуктивная изоляция.


§ 69, в.1-3.


30.

17.

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида.

Критерии вида. Морфологический критерий. Изменчивость организмов.

Л/р №3 "Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида."

Пов. § 69


31.

18.

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

Морфологический критерий вида.

Л/р №4 "Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию."

Пов. § 69.


32.

19.

Изоляция и видообразование.

Изоляция как пусковой механизм видообразования. Виды изоляции.


§70, в.1-2.


33.

20.

Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

Аллопатрическое видообразование. Кольцевые ареалы. Эндемичные виды. Симпатрическое видообразование.


§ 71, в.1-5.


34.

21.

Сравнение процессов экологического и географического видообразования.

Способы видообразования.

Л/р № 5 "Сравнение процессов экологического и географического видообразования."

Пов. § 71.


35.

22.

Механизмы макроэволюции.

Микро- и макроэволюция. Онтогенетические и генетические механизмы макроэволюции.


§ 72, в.1-3.


36.

23.

Сравнительная характеристика микро - и макроэволюции.

Характеристика микро- и макроэволюции.

Л/р №6 "Сравнительная характеристика микро – и макроэволюции."

Пов. §72.


37.

24.

Направления макроэволюции: дивергенция, конвергенция и параллелизм.

Дивергенция, конвергенция, параллелизм.


§ 73, в.1-4.





38.

25.

Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации.

Биологический прогресс. Ароморфозы. Идиоадаптация. Общая дегенерация.







§ 74,в.1-2.


39.

26.

Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.

Пути и направления эволюции.

Л/р №7 "Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции."

Пов. § 73, 74.


40.

27.

Единое древо жизни – результат эволюции.

Единое древо жизни.


§ 75.


Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле (10ч.).


41.

1.

Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле.

Сущность жизни. Определение живого. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы возникновения жизни. Работы А.И. Опарина, Дж. Холдейна. Теория биопоэза Дж. Бернала.


§ 76, в. 1-3.


42.

2

Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Л/р №8 "Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле."

Пов. § 76.


43.

3.

Образование биологических мономеров и полимеров.

Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических соединений. Образование и эволюция биополимеров.


§ 77, в. 1-2.


44.

4.

Формирование и эволюция пробионтов.

Роль РНК и ДНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Способы питания первых организмов.





§ 78,в.1-5.


45.

5.

Изучение истории Земли. Палеонтология.

Палеонтология. Геохронология. Эоны, эры, периоды. История изменения климата.




§ 79.


46.

6.

Развитие жизни в криптозое.

Криптозой. Протерозой. Симбиотическая теория возникновения эукариот. Увеличение разнообразия животных.




§ 80, в. 1-3. Уст.сообщ.






47.

7.

Развитие жизни на Земле в фанерозое.

Развитие жизни в палеозое.


§ 81,с.130-133.Устн.сообщ.


48.

8.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Мезозой – эра пресмыкающихся и голосеменных. Жизнь в кайнозое.


§ 81. Устные сообщ.


49.

9.

Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений.

Ароморфозы, идиоадаптации.

Л/р9 "Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений."

Пов. § 74, 80,81


50.

10.

Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных.

Ароморфозы, идиоадаптации.

Л/р №10 "Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных."

Пов. § 74, 80,81


Тема 13. Возникновение и развитие человека – антропогенез (10ч.).


51.

1.

Гипотезы происхождения человека.

Различные гипотезы происхождения человека.

Л/р № 11 "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека."

Записи в тетради.


52.

2.

Место человека в системе живого мира – морфологические и физиологические данные.

Антропогенез. Современные родственники человека. Сравнительно – морфологические, этологические, цитогенетические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.


§ 82,в. 1-3.


53.

3.

Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития.


Молекулярно- биологические данные. Данные биологии развития.


§ 83,в.1-3, устн. сообщения.


54.

4.

Происхождение человека. Палеонтологические данные.

Ископаемые приматы. Австроалопитеки. Другие виды австралопитеков. Эволюция австралопитеков.


§ 84, в. 1-3, устн. сообщения.


55.

5.

Первые представители рода Homo.

Человек умелый. Человек прямоходящий.


§ 85, в.1-3, устн. сообщения.


56.

6.

Появление человека разумного.

Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.


§ 86, в.1-3.


57.

7

Биологические факторы эволюции человека.

Биологические факторы эволюции человека.


§ 87, с.162- 164.


58.

8.

Социальные факторы эволюции человека.

Социальные факторы эволюции человека – мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека






§ 87, с. 164-166.


59.

9.

Расы человека.

Основные расы человека. Формирование рас. Характерные морфологические признаки.


§ 87,с. 166-167.


60.

10

Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас

Гипотезы формирования человеческих рас.

Л/р №12 "Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас".

Пов. § 87, инд. зад.


Тема 14. Селекция и биотехнология (8 часов).


61.

1.

Селекция как процесс и как наука.

Селекция. Формирование селекции как науки. Одомашнивание как первый этап селекции.


§ 88, с.168- 171.


62.

2.

Центры происхождения культурных растений и домашних животных.

Работы Н.И. Вавилова. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их происхождения.


§88,с.171-173.


63.

3.

Искусственный отбор

Массовый и индивидуальный отбор. Комбинационная селекция.



§ 89,в.1-3. Пов. § 64.


64.

4

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора


Л/р №13 "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора".

Пов. § 89, 64


65.

5.

Классические методы селекции.

Явление гетерозиса и его использование в селекции. Применение цитоплазматической мужской стерильности.


§ 90,с.176-180


66.

6.

Классические методы селекции.

Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Отдаленная гибридизация, или скрещивание между собой организмов разных видов и родов. Экспериментальный мутагенез и его значение для селекции.


§ 90,с 180-185,в.1-6.


67.

7.

Использование новейших методов биологии в селекции.

Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная и генная инженерия.


§91,с.186-191.


68.

8.

Методы селекции животных.

Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции.



§ 91,с.191-194.


Раздел IV. Организмы в экологических системах (35ч.).


Тема 15. Организмы и окружающая среда(12ч.).


69.

1.

Взаимоотношения организма и среды.

Окружающая среда. Экологические факторы и закон толерантности.


§ 92,в.1-8.


70.

2.

Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов





Л/Р №14 "Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов".

Пов. § 92


71.

3.

Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий.

Общая приспособленность. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации. Поведенческие приспособления.


§ 93, с. 198- 199, в.1-2, инд. задания






72.

4.

Переживание неблагоприятных условий и размножение.

Адаптация к неблагоприятным сезонам. Диапауза. Сложные жизненные циклы.


§ 93, с. 199- 201, в.3-6.


73.

5.

Популяция как природная система.

Популяция как целостная система. Свойства популяции как системы. Местные популяции и популяционная система вида. Расселение и радиус репродуктивной активности.






§ 94,в.1-8.








74.

6.

Устройство популяции.

Пространственная и временная структура. Половая и возрастная структура. Функциональная структура.


§ 95,в.1-9.


75.

7.

Динамика популяции, ее типы и регуляция. Жизненные стратегии.

Типы динамики популяций. Динамика популяций и жизненные стратегии. Динамика численности популяций. Кривые выживания.


§ 96, с. 210-212, в1-3.


76.

8.

Динамика популяции ее регуляция. Кривые выживания.

Кривые выживания. Модель Мальтуса. Регуляция динамики популяций. Модель Ферхюльста.


§ 96,с. 212-215 в4-7,з.1-2


77.

9.

Вид как система популяций.

Ареал и зона выселения. Правило смены местообитания внутри ареала. Разнообразие ареалов.


§ 97,в.1-5.


78.

10.

Вид и его экологическая ниша.

Экологическая ниша. N-мерное представление об экологической нише. Реализованная и потенциальная экологические ниши. Викарирование, конкурентное исключение и экологические эквиваленты.



§ 98,с.219-222.


79.

11.

Виды и жизненные формы.

Разнообразие жизненных форм у растений и животных.


§ 98,с.222-223.


80.

12.

Обобщение знаний по теме

"Организмы и окружающая среда".

Окружающая среда. Экологические факторы и закон толерантности. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации. Поведенческие приспособления. Типы динамики популяций. Разнообразие жизненных форм у растений и животных.


Пов. § 92-98, инд задания.


Тема 16. Сообщества и экосистемы (13 ч.).


81.

1.

Сообщества и экосистемы.

Сообщество. Биоценоз и биотоп. Экосистема и биогеоценоз. Характеристика и продуктивные особенности сообщества.


§ 99,в.1-5.


82.

2.

Функциональные блоки сообщества. Энергетические связи и трофические сети.

Продуценты, консументы, редуценты. Энергетические связи и трофические сети.






§ 100,с. 228-232, в.1-3.


83

3.

Экологические пирамиды.

Экологические пирамиды: прямые и перевернутые. Биокосная и косная части экосистемы. Правило экологической пирамиды.


§ 100, с. 232-234, в.3-6


84.

4.

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).


П/р 2 "Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)".

Пов. §100.


85.

5.

Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах.

Конкуренция (обычная конкуренция, аллелопатия, взаимный антагонизм). Альтруизм. Формы симбиоза .


§ 101,в.1-7.


86.

6.

Межпопуляционные связи в сообществах. Паразитизм, хищничество, нейтрализм

Паразитизм, хищничество, нейтрализм. Черты приспособленности к паразитизму, хищничеству.


Записи в тетради, инд. задания.


87.

7.

Пространственное устройство сообществ.

Потоки переноса вещества и энергии. Ярусная структура. Консорции и мозаичность. Границы между сообществами. Стоковые серии экосистем.






§ 102,в. 1-6.


88.

8.

Динамика сообществ.

Флуктуации. Сукцессии (первичные, вторичные). Нарушения и устойчивость экосистем.


§ 103, в. 1-9.


89.

9.

Формирование сообщества.

Источники формирования сообществ. Пути формирования сообществ. Принцип плотной упаковки. Видовое разнообразие и устойчивость сообществ.


§ 104, в. 1-7.


90.

10.

Естественные и искусственные экосистемы.

Естественные и искусственные экосистемы. Отличия естественных и искусственных экосистем.

Экскурсия № 1" Естественные и искусственные экосистемы"

(окрестности школы)

Задания в тетради.


91.

11.

Агроэкосистемы.



Земледельческие экосистемы. Характеристика агроэкосистем.

Л/р № 15 "Описание агроэкосистем своей местности."

Записи в тетради, индив. задания


92.

12.

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

Структура. Продуктивность , видовое разнообразие, круговорот веществ.

Л/р№16 "Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем."

Пов. § 99,100.


93.

13.

Решение экологических задач.

Потоки вещества и энергии. Цепи питания и сети питания.

П/ р №3 "Решение экологических задач"

Задачи в тетради.


Тема 17. Биосфера (6ч).

94.

1.

Биосфера.

Работы В.И. Вернадского. Биосфера как экосистема. Границы биосферы. Биомасса биосферы. Пространственная дифференциация биосферы.


§ 105,с.249-252.


95.

2.

Основные биомы биосферы.

Основные биомы. Наземные биомы. водные биомы. Связи между биомами.


§105,с.252-254,в.1-5.


96.

3.

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере.

Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ.


§ 106, с. 255-256, в.1--2. Инд. задания.





97.

4.

Круговорот веществ в биосфере.

Круговорот кислорода, азота, углерода, фосфора, воды.


§ 105, с. 256-262, в.3-10.


98.

5.

Биосфера и человек.

Закон константности живого вещества. Биосфера и техносфера. Основные типы измененных и нарушенных экосистем.


§ 107, с.262-264.






99.

6.

Биосфера и человек.

Восстановление и деградация экосистем. Антропогенный субклимакс. Законы Коммонера. Концепция устойчивого развития.


§ 107, с.264-266,в.1-6


Тема 18. Биологические основы охраны природы (4 ч).


100.

1.

Сохранение и поддержание биологического разнообразия .

Биологическое разнообразие. Красные книги. Возможные причины вымирания видов и популяций. Минимально жизнеспособные популяции. Сохранение генофонда и реинтродукция.


§ 108, в. 1-4,

инд.задания.


101.

2.

Сохранение экосистем.

Распределение охраняемых территорий. Основные типы охраняемых территорий в России. Инсуляризация и сохранение сукцессионных систем.


§ 109,в.1-2.


102.

3.

Биологический мониторинг и биоиндикация.

Биологический мониторинг. Биоиндикация.



§110,в.1-2.


103.

4.

Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.


Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

П/р № 4 "Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере".

Инд. задания.





104.

1.

Обобщение и повторение материала 11 класса

Повторение вопросов, вызывающих затруднения у обучающихся


Индивидуальные задания, подготовка к тесту.


105

2.

Демоверсия ЕГЭ 2016г. Разбор заданий.



Инд. задания.




Требования к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся должны знать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

современную биологическую терминологию и символику;

Учащиеся должны уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

решать задачи разной сложности по биологии;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

грамотного оформления результатов биологических исследований;

обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Кабинет биологии оснащен с учётом содержания современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, устройства для хранения учебного оборудования. Кабинет имеет паспорт, каталог оборудования, оснащен современными технические средствами обучения (интерактивная доска, DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор). В кабинете имеются средства обучения, которые используются в соответствии с действующими учебниками и программами: таблицы, альбомы, раздаточный материал, DVD-диски, компакт-диски, кассеты с видеофильмами, компьютерные программы. Создан банк дидактических и методических материалов, мультимедийных приложений, разработанных учителем и обучающимися. Кабинет имеет книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам биологии; методические руководства; литературу справочного характера: словари, научно-популярную литературу, энциклопедии. Имеются картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные и групповые задания.

Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые растения и препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (интерактивная доска, видеомагнитофон, телевизор); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).

Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов присутствуют в кабинете биологии.

Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не должна превышать 20—30 мин, а в течение недели таких уроков может быть не более шести.

Каждое средство обучения обладает определёнными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Сочетание комплексных средств обучения усиливает всестороннее воздействие на обучающихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску её решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.



Список методической литературы по предмету

Для учащихся.

1. Учебник под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица "Общая биология 10-11 классы»"профильный уровень.

В двух частях. М.: Просвещение 2014г.

2. Биологический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1986.

3. Биология. Контрольно измерительные материалы ЕГЭ в 2014г. Министерство образования РФ ФИПИ.

4. Биология: пособие для поступающих в вузы/ под ред. чл.-кор. РАО Н.В. Чебышева. - М.: 1999

5. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

6. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: "Оникс 21 век" "Мир и образование", 2005;

7. Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное' пособие. - М.: Дрофа, 2002;

8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б.М. Медников. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006г.

Для учителя

1. Учебник под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица "Общая биология 10-11 классы" профильный уровень.

В двух частях. М.: Просвещение 2014г.

2. Биологический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1986.

3. Биология. Контрольно измерительные материалы ЕГЭ в 2014г. Министерство образования РФ ФИПИ.

4. Биология: пособие для поступающих в вузы/ под ред. чл.-кор. РАО Н.В. Чебышева. - М.: 1999

5. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

6. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: "Оникс 21 век" "Мир и образование", 2005;

7. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу "Общая био­логия". - М.: "Издательство НЦЭНАС", 2004;

8. Пименова И.Н., Пименов А.В. "Лекции по общей биологии", Саратов, ОАО Издательство "Лицей", 2003 г.

9. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просве­щение, 1997;

10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

11.Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М.: Просве­щение, 2006г.

12. НейфахА. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

13. Реймерс Н. Ф.Основные биологические понятия и термины.М.: Просвещение, 1993.

14. Тейлор Д., Грин Я., Стаут У. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.

15. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. "Эволюция органического мира", Москва, "Наука", 1996 г.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана- Граф, 199Щ - 240с;

2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- ("Универсальное учебное 1 пособие");

3. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, АН.Мягкова.

- М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - издательский Дом "Генджер", 1997. - 96с;

5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

6. О.В.Гончаров "Генетика. Задачи". Саратов, ОАО Издательство "Лицей", 2008 г

7. Петрова Е.В. "Основы классической генетики", Саратов: ИЦ "Добродея", 1997 г.

8. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. "Сборник задач по генетике с решениями". Методическое пособие для школьников, абитуриентов и

учителей. Саратов, издательство "Лицей", 1998, 2006 гг.

9. Учебно-методическое обеспечение: Н.Грин, У.Стаут, Т.Эйлор "Биология" в 3-х томах, М., Мир,1990 г.

10. Пименова И.Н., Пименов А.В. "Лекции по общей биологии", Саратов, ОАО издательство "Лицей", 2003 год

11. Гаврилова А.Ю. "Поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, П. Н. Бородина" Волгоград: Учитель, 2006.

12.Пименов А.В. "Уроки биологии. Развернутое планирование в 10 (11) классе". Ярославль. Академия развития, 2001 год.

13. Чебышев Н. В. Кузнецов С.В. "Биология. Пособие для поступающих в вузы" Москва"Новая волна" 2002г.

MULTIMEDIA - поддержка курса "Общая биология"

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное из, Республиканский мультимедиа центр, 2004

- Биология 10 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.ИСонина (электронное учебное издание),

Дрофа,

Физикон, 2006

- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, ФИПИ: 2006

- Серия "1 С: Школа"

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки Биологии"

- "Репетиторы Кирилла и Мефодия"

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru - газета "Биология" - приложение к "1 сентября" www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru -

Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте "Кирилл и Мефодий"














22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!