№ | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Домашнее задание | Формы контроля | Дата | |
| Введение 1ч | | | |
1 | Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | Изучение нового материала | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя | Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни» | | | |
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 2ч. | | | |
2 | Русская старина. Народная песня | Изучение нового материала | Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни | Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях. | | | |
3 | Исторические народные песни | Изучение нового материала | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен | Выучить по выбору историческую песню, подготовить сообщение о жизни А.Невского | | | |
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-2ч. | | | |
4 | Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского» | Углубление ЗУН | Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа | Инд. Сообщ. Подготовить сообщение о житийной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопрос: «Какие качества характера героев утверждаются и прославляются?» «Какие нравственные уроки мы выносим из сказаний?» | | | |
5 | «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | Углубление ЗУН | Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа | Подготовить выразительное чтение повести Ответить на вопросы1,2, Словарная работа Биография Фонвизина | | | |
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА-4ч. | | | |
6 | Русская литература ХVIII века и ее традиции. Классицизм.Д.И.Фонвизин и его время. «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика. | Изучение нового материала | Индивидуальное сообщение Работа с презентацией «Фонвизин и его время» | Действие 1-2,с. 73 вопр.1,2., записи. | | | |
7 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума. | Изучение нового материала | Комментированное чтение, словарная работа | Д. 3-5, Вопросы с. 74 4-6.. | | | |
8 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Простакова: «госпожа бесчеловечная» или заботливая мать? | Изучение нового материала | Комментированное чтение Сжатый пересказ | Составить цитатный план сочинения | | | |
9 | Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль» | Урок развития речи | Беседа, составление плана | Сочинение по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Сочинение | | |
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА -32ч | | | |
10 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | Комбинированный урок | Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию | Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?» | | | |
11 | К.Ф.Рылеев Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей | Изучение нового материала | Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой | Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака» | | | |
12 | А.С.Пушкин – историк. Творческая история повести «Капитанская дочка» | Изучение нового материала | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа | выписать значения литературных терминов (повесть, роман, семейные записки, хроника, жанр). Перечитать 1-2 главы. | | | |
13 | Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав. | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ | Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. С. 216 вопр. | | | |
14 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа | Прочитать гл. 6-8 гл., подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. С. 217 вопросы | | | |
15 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6-8 глав | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа | Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. С. 212 вопросы | | | |
16 | Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12 | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа | 13-14. Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» С. 218 вопросы | | | |
17 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» | Совершенствование ЗУН | Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа | Составить план сочинения. | | | |
18 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы | Собрать по всей повести материал о Пугачёве. | | | |
19 | Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика | Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка» | | | |
20-21 | Сочинение по повести «Капитанская дочка» | Контрольный урок | Написание сочинения | С. 220-228 читать стихи Пушкина | Сочинение | | |
22 | Обобщающий урок-игра | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Участие в блиц-опросе, , игра в команде | Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности. | | | |
23 | Жизнь и судьба М.Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения | | | |
24 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | Комбинированный урок | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. | Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы: 1)Какова цель побега Мцыри? 2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? 3)Почему погиб Мцыри? | | | |
25 | Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. | Урок совершенствования ЗУН | Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах | Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме | | | |
26 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | Комбинированный урок | Аналитическая беседа, творческая работа | Составить связный рассказ о герое-романтике Мцыри. | | | |
27 | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» | Совершенствование ЗУН | Сбор материала к сочинению, его систематизация. | Написать сочинение на одну из предложенных тем. | Сочинение | | |
28 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | Изучение нового материала | Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа | Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 262-265. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181. Что является завязкой комедии? Какие причины для страха имеет каждый чиновник? | | | |
29 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | Комбинированный урок | Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. | Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия | | | |
30 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова | Комбинированный урок | Работа над действием 3, составление таблицы, групповая работа | Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы на с. 228-229 | | | |
31 | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | Комбинированный урок | Работа над 4-м действием 4комедии | Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова. | | | |
32 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Комбинированный урок | Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы | Подготовиться к практической работе по комедии «Ревизор». | | | |
33 | Практическая работа по комедии «Ревизор» | Контрольный урок | Ответы на предложенные вопросы и задания | Прочитать «Шинель» | Практическая | | |
34 | «Шинель» - одна из Петербургских повестей Н.В. | Совершенствование ЗУН | Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания | Подготовить биографию Тургенева | | | |
35 | И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася» | Совершенствование ЗУН | Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя | Прочитать повесть «Ася». Какое впечатление она оставила у вас? Какова тема повествования? | | | |
36 | История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя. | Комбинированный урок | Беседа по содержанию повести, работа над содержанием понятия «герой-повествователь» | Выразительное чтение 16 главы. Познакомиться самостоятельно со статьёй Чернышевского «русский человек на rendez-vous» и ответить на поставленные вопросы. | | | |
37 | Роль 16 главы в повести «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя. | Комбинированный урок | Анализ 16 главы. Беседа. Работа с критической литературой. | Ответить на вопрос: «Почему повесть называется «Ася»? подготовьте пересказ о свидании молодых людей и последующем отъезде героини от лица одного из героев: фрау Луизе, Ганина, Аси. | | | |
38 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | Совершенствование ЗУН | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа | Пересказ эпизода | | | |
39 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | Комбинированный урок | Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест | Подготовиться к сочинению на одну из тем: 1)»Утро, изменившее жизнь» 2) «Полковник на балу и после бала» 3) «Что такое честь, совесть, долг в моём понимании?» | | | |
40 | Сочинение по Рассказу Л.Н.Толстого «После бала» | Урок контроля | Работа над сочинением | Дописать сочинение | Сочинение | | |
41 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». «Как обманчиво все, что мешало любить» | Изучение нового материала | Обучение комментированному чтению эпизодов, умению работать с текстом, отвечать на вопросы | Рассказы Чехова | | | |
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА-21ч. | | | |
42 | Поэзия родной природы XX века | Комбинированный урок | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ | Выучить стихотворение наизусть | | | |
43 | И.А.Бунин. Слово о писателе | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции, работа с учебником | Прочитать «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?» | | | |
44 | И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | Совершенствование ЗУН | Аналитическая беседа, лексическая работа | Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «Куст сирени» Куприна | | | |
44 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Совершенствование ЗУН | Работа в группах, дискуссия | Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского Подготовить пересказ рассказа. | | | |
46-47 | Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма» | Комбинированный урок | Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа | Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю» | | | |
48 | А.М.Горький. личность писателя. «Явление босяка» в творчестве писателя | Изучение нового материала | Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа | Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы | | | |
49 | Рассказ А.М.Горького «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. | Совершенствование ЗУН | Анализ рассказа | Подготовить сообщение о жизни А.А.Блока. Повторить ранее изученные стихотворения поэта. | | | |
50 | А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом» | Подготовить выразительное чтение цикла «На поле Куликовом», биография писателя | | | |
51 | А.Блок «На поле Куликовом» | Совершенствование ЗУН | Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений | Одно из стихотворений выучить наизусть. Поразмышляйте над вопросами, предложенными на с. 112 учебника. | | | |
52 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | Совершенствование ЗУН | Чтение наизусть стихотворений | Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы. | | | |
53 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | Изучение нового материала | Обучение комментированному чтению | Подготовить сообщение о Твардовском. | | | |
54 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы. | | | |
55 | «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» | Совершенствование ЗУН | Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа. | Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника) | | | |
56 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. | Совершенствование ЗУН | Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом | Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. | | | |
57 | Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин» | Комбинированный урок | Анализ главы, работа с учебником, творческая работа. | Прочитать рассказ Платонова «Возвращение» | | | |
58- | Картины войны и мирной жизни в рассказе Платонова «Возвращение» | Изучение нового материала | Анализ эпизодов рассказа | Подготовить наизусть стихотворение о войне | | | |
59 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | Урок развития речи | Анализ стихотворений | Прочитать рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | | | |
60 | В.П.Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой мня нет» | Изучение нового материала | Анализ эпизодов рассказа | Читать стихотворения Н.Рубцова | Сочинение | | |
61 | Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова | Изучение нового материала | Анализ лирического стихотворения | Выучить наизусть стихотворение Рубцова | | | |
62 | Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса | Контрольный урок | Творческая работа | Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира, прочитать трагедию «Ромео и Джульетта». Развёрнутый ответ на вопрос «как я читал трагедию?» | | | |