Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 95
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО заместитель директора Директор МБОУ СОШ № 95
_______ Л.Н. Павлова по УВР МБОУ СОШ № 95 ________ В. Н. Киселев
Протокол № 1 ________Е.А. Посикунова Приказ № 294
от « 27» августа 2015г. «27» августа 2015г. от «31» августа 2015г.
Рабочая программа
по музыке
1а,б,в,г,д,е,ж,з классах
2015 – 2016 уч. год.
Программа разработана учителем музыки И. Ю. Аксютиной.
Количество часов в неделю _1_, всего в год _33__ часов.
г. Воронеж.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Музыка», разработанной Т.И. Баклановой – М.: АСТ: Астрель,2011.
Цель программы — ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. Цель достигается решением ведущих взаимосвязанных задач, реализующихся на основе развития музыкального восприятия учащихся.
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 учебных часа.(1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.
Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):
1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс).
2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).
3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).
4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс).
В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка
Основные содержательные линии:
Таким образом, в программе «Музыка» для 1–4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:
• «Музыка в жизни человека»;
• «Основные закономерности музыкального искусства»;
• «Музыкальная картина мира».
При раскрытии первой содержательной линии основное внимание уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.
При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно – образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно - образного содержания произведений.
Третья содержательная линия реализуется через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио и телепередачах, видео фильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально - поэтических традиций.
Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся осуществляют все виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музицирование, музыкально - пластические движения, драматизации).
Кроме того, в каждый из четырёх образовательных маршрутов включён дополнительный (вариативный) маршрут:
«В школе Скрипичного ключа». Он даёт возможность познакомить детей с основами нотной грамоты, игры на музыкальных инструментах (например, «Урок игры на гитаре» в 4 классе), изучения народной музыки (например, «Урок фольклора» в 4 классе) и др.
Также в качестве вариативного компонента в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные и адаптированные специалистами для использования в общеобразовательной школе.
Уроки музыки, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:
• сквозного тематического планирования;
• выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;
• общности художественно - образного содержания произведений различных видов искусства;
• общности духовно - нравственных смыслов произведений искусства.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности. Данные способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д). Эти способности дают духовный импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.
Ориентация данной программы на комплексное формирование и развитие всех основных компонентов музыкальной культуры личности с учетом ее музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей позволяет эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе.
Содержание программы логично и последовательно развертывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них – к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно – информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценностям семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям и др.) Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов- классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествие по миру.
Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально – образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будет сформировано:
• положительное отношение к урокам музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
• осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
• внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
• эмоционально - ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
• связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
• владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
• выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
• выполнять упражнения арт - терапии;
• выполнять творческие музыкально - композиционные задания;
• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
• вносить коррективы в свою работу;
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
• использовать приёмы игры на ударных, духовых и
струнных народных музыкальных инструментах;
• включаться в самостоятельную музыкально - творческую
деятельность;
• участвовать в подготовке и реализации коллективных,
музыкально - творческих проектов.
Содержание учебного предмета.
1класс (33часа).
1. «Волшебное царство звуков» (9 часов).
Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В лесу. Во владениях его величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии. В школе скрипичного ключа.
2. «Сказочная страна» (7 часов).
Сказочные картины. Курочка Ряба. Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство деда Мороза. Рождественские чудеса.
3. «На родных просторах» (9 часов).
Моя Россия. В песне – душа народа. В гостях у народных музыкантов. Большой хоровод. Здравствуй, Масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу.
4. «Остров музыкальных сокровищ» (8 часов).
Океан – море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад.
В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти, ( 9 урок «обобщающий урок »); 16урок «Обобщающий урок »; 26урок «обобщающий урок »; 33 урок «обобщающий урок ).
Виды организации учебной деятельности: -самостоятельная работа - творческая работа - конкурс - викторина | Основные виды контроля при организации контроля работы: - вводный - текущий - итоговый - индивидуальный - письменный - контроль учителя | Формы контроля: - наблюдение -самостоятельная работа - тест |
Примерная тематика творческих проектов:
- Рисование под музыку.
- Выставка рисунков «Звуки и краски окружающего мира».
- Игра «Мы озвучиваем фильм».
- Игра – импровизация «Звук и цвет».
- Музыкальная инсценировка сказки «Курочка Ряба».
- Постановка детской оперы «Волк и семеро козлят».
- Постановка музыкального кукольного спектакля «Колобок».
- Школьный праздник народного календаря «Масленица».
- Школьный праздник «Веселая ярмарка».
- Концерт – подарок.
- Музыкальное соревнование «Полет на воздушном шаре к Вершине творчества».
- Школьный концерт народной музыки.
- Школьный музыкальный салон.
«Музыка и окружающий мир».
«Композиторы».
«Музыканты - исполнители».
«Европейская музыка и музыканты».
«Музыкальная история России».
«Музыкальный мир советской эпохи».
«Россия многонациональная».
Описание материально- технического обеспечения
образовательного процесса.
Учебно- методический комплект.
Музыка. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд.,дораб. – М.: АСТ Астрель, 2010г.
Музыка. Обучение в 1 классе. Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова - М.: Астрель, 2010г.
Дополнительная литература для учащихся.
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
Дополнительная литература для учителя.
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Интернет – ресурсы.
Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка – режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь – Режим доступа: http://www.music-dis.ru
Музыкальный словарь – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- режим доступа:http://shool-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http:// nachalka/info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)- Режим доступа: // nsc.1 september.ru/urok
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru
9. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru
10. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru
Наглядные пособия.
1. Портреты композиторов.
2.Альбомыс демонстрационным материалом.
3.Фотографии и репродукции картин художников.
Информационно-коммуникативные средства.
Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Раздел. Тема урока | Тип урока, используемые технологии, методы, приёмы | Дата проведения | УУД | Вид контроля | Корректировка |
по плану | по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 |
| | | «Волшебное царство звуков»(9 ч.) | | |
1. | Где музыка берёт начало? С. 6–7 | ИНМ. Формирование у учащихся установки на творческое освоениеи исполнение музыки как части окружающего мира и его звукового пространства .Музыкально-экологическое воспитание. Основные понятия: Звуки окружающего мира. Д/З Рисовать на те тему «Где музыка берёт начало? | | | Л: положительное отношение к урокам музыки. осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; П: выполнять упражнения арт — терапии; М: выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Фронтальный опрос. | |
2. | На зелёном лугу. С. 8–9 | УКПЗ. Развитие музыкальных способностей учащихся, навыков звукоизвлечения и звуковедения на основе представлений о звуковой природе музыкального искусства. Музыкально-экологическое воспитание. Основные понятия:Звуки шумовые и музыкальные. Д/З Цветовая композиция на тему “Цветы танцуют” | | | Л:мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
3. | В вихрях грозы. С. 10–11 | УКПЗ. Творческое освоение учащимися громкости звучания как одного из средств музыкальной выразительности, взаимосвязанного созвуковым пространством окружающего мира и настроением людей. Музыкально экологическое воспитание. Основные понятия: Громкие звуки. Стаккато. Изобразительность музыки. Цветомузыка. Д/З Рисовать на темы «Музыка грозы» и «Разноцветная музыка радуги». | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. Л: внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; П: использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; М: вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
4. | У тихого пруда. С. 12–13 | ИНМ. Дальнейшее творческое освоение учащимися громкости звучания как одного из средств музыкальной выразительности, взаимосвязанного со звуковым пространство окружающего мира и настроением людей. Основные понятия: Тихие звуки. Легато. Выразительность музыки. Д/З Цветовая композиция “Весело — грустно” | | | Л: положительное отношение к урокам музыки. осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; П: использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
5. | Высоко в горах. С. 14–15 | УКПЗ. Развитие у учащихся звуковысотных представлений, звуковысотного слуха и интонирования в процессе дальнейшего творческого освоения средствмузыкальной выразительности и раскрытия их взаимосвязей со звуковым пространством природы. Музыкально-экологическое воспитание. Основные понятия: Высота звука. Регистр. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. Л:мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; П:основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
6. | В лесу (В летнем лесу). С. 16–17 | УКПЗ. Дальнейшее освоение учащимися средств музыкальной выразительности, формированиеу них первоначальных представлений об интонационной природе музыкального искусства, интонационного слуха и чистоты интонирования (на материале музыкальных образов летнего леса). Музыкально-экологическое воспитание. Основные понятия: Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация. Д/З Слушать записи звуков леса. | | | Л: мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; Л: внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; П:основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); П: использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Текущий опрос. | |
7. | Во владениях Его Величества Ритма. С. 20–23. | ИНМ. Формирование у учащихся первоначальных представлений о музыке как временном искусстве, развитие чувства ритма и представлений о роли ритма и темпа в различных жанрах музыки, в окружающем мире и в жизни людей. Воспитание культуры поведения на основе первоначального знакомства с этикетом в старинных замках. Основные понятия: Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы марша, танца, песни. Темп. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П:основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); П: выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение П: выполнять упражнения арт — терапии; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
8. | Во дворце королевы Мелодии. С. 24–25 | ИНМ. Формирование у учащихся представлений о мелодии как основе музыкальных произведений различных жанров, развитие уних мелодического слуха и навыков звуковедения. Воспитание культуры поведения на основе первоначального знакомства с этикетом на придворных балах. Основные понятия: Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. Л: внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; П:основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); П: выполнять творческие музыкально - композиционные задания; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
9. | В школе Скрипичного ключа. С. 26–31 | ИНМ. Знакомство учащихся с основами нотной грамоты и музыкальной композиции. Формирование потребностей в творческом самовыражении в процессе исполненияи создания музыкальных произведений. Воспитание ценностного отношения к музыкальному образованию, уважения к школе, учителю музыки и всем другим учителям Основные понятия: Ноты и другие нотные знаки. | | | Л:мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; П:основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии; воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
| | | «Сказочная страна »(8ч). | | |
10. | Сказочные картины С. 38–39, 40-41 | УКПЗ. Развитие творческого воображения, ассоциативного музыкального мышления, чувства лада и других музыкальных способностей учащихся на основе интеграции музыки с изобразительным искусством. Формирование представлений об особенностях изображения движения в музыке и живописи. Формирование духовно-нравственных идеаловличности на основе знакомства с отраженными в русских сказках Образами идеалами героя и красавицы. Основные понятия: Музыка и изобразительное искусство. Музыкальные «краски» и рисунки. Мажорный лад. Минорный лад. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. Л:внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; | | |
11. | Курочка Ряба С. 42–43 | УКПЗ. Знакомство учащихся с понятием «музыкальный образ», формирование первоначальных представлений о единой художественно-образной природе всех видов искусства, о взаимосвязях музыки и театра, а также умений и навыков выражения образного содержания музыкальных произведений с использованием средств театрального искусства. Воспитание уважительного отношения детей к пожилым людям, чувств сострадания и сопереживания. Основные понятия: Музыка и театр. Музыкальная инсценировка. Музыкальные образы сказочных персонажей. | | | Л: мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П:выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение П:выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх; М: оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости. | Текущий Опрос | |
12. | Колобок. С. 44–45 | УКПЗ. Формирование музыкально-сценических умений и навыков наоснове сказочных образов,отражённых в музыке и театральномискусстве. Психолого-педагогическая коррекция завышенной самооценки личности, развитие уучащихся коммуникативных умений и навыков. Основные понятия: Музыка и театр. Музыкальный спектакль. Голос и характер персонажа музыкального спектакля. | | | Л: положительное отношение к урокам музыки. П:выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение П: выполнять упражнения арт — терапии; исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх; М: оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
13. | Волк и семеро козлят. С. 46–47 | УКПЗ. Развитие вокальных и музыкально-сценических умений и навыков учащихся на основе сказочных образов, отражённых в оперном искусстве. Воспитание ценностного отношения к маме и большой дружной семье. Основные понятия: Опера. Вокальная музыка. Детские и взрослые певческие голоса. | | | Л: мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх; М: оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости. | Текущий опрос. | |
14. | Волшебное озеро. С. 48–49 | ИНМ. Знакомство учащихся С понятием «классическая музыка» и ролью музыки в балетных спектаклях. Формирование у учащихся первоначальных умений и навыков индивидуально-личностного выражения содержания музыки через пластику и участия в коллективных музыкально пластических композициях. Снижение агрессивности личности, воспитание способностик сочувствию, сопереживанию и утешению. Основные понятия: Балет. Классическая музыка. Изображение Сказочных образов в музыке и танце. | | | Л: положительное отношение к урокам музыки. Л:внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; П: выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение П: использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх; М: оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости. | Текущий опрос. | |
15. | Сказочный лес. С. 50-51 | УКПЗ. Формирование у учащихся представлений о взаимосвязи музыки и Воспитание чувства юмора. Основные понятия: Музыкальные образы сказочных героев. | | | Л:мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П: выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение П: выполнять упражнения арт — терапии; исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
16. | В пещере Горного короля. С. 52-53 | УИПЗЗ. Формирование у учащихся первоначальных представлений о взаимосвязях музыкии древних сказаний разных народов мира. Развитие воображения и музыкально-творческих способностей учащихся на основе знакомства с отраженными в музыке образами древних сказаний разных народов мира. Формирование первоначальных умений сценического воплощения музыкальных образов. Воспитание интереса к Национально-культурным традициям народов мира. Основные понятия: Музыка и древние сказания. Музыкальныеобразы фантастических персонажей древних сказаний. | | | Л: внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П:основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; М: оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости М:вносить коррективы в свою работу; | | |
17. | Царство Деда Мороза. С. 54-55 | УКПЗ. Развитие музыкального восприятия и музыкально-творческих способностей учащихся (на материале музыкальных образов зимы и Нового года). Формирование у учащихся представлений о важной роли музыки и пения в старинных и современных праздниках. Знакомство с различными видами певческих голосов. Освоение учащимися правил поведения на праздничных мероприятиях. Подготовка к школьному празднику «Новый год». Основные понятия: Музыка и праздник. Певческие голоса | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; М: оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, | Текущий, фронтальный опрос. | |
| | «На родных просторах»(7ч). |
18. | Моя Россия. С. 64–65 | ИНМ. Знакомство учащихся с музыкальными образами России. Формирование представлений о хоровых произведениях и различных видах хоровых коллективов. Знакомство с куплетной формой. Патриотическое воспитание учащихся на материале музыкальных произведений о России. Основные понятия: Хор, солист, дирижёр.Песня. Запев и припев. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; П: выполнять упражнения арт — терапии; выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий, фронтальный опрос. | |
19. | В песне душа народа. С. 66–69 | УКПЗ. Развитие интереса учащихся к народному песенному творчеству как части традиционной российской культуры. Формирование представлений учащихся о народных песнях какважном источнике вдохновения русских композиторов-классиков. Этнокультурное воспитание учащихся. Основные понятия: Народные песни. Колыбельные, прибаутки, пестушки, потешки, заклички, игровые песни. | | | Л: внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; осознание своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Фронтальный опрос. | |
20. | В гостях у народных музыкантов. С. 70–71 | УКПЗ. Развитие у учащихся интереса к народной инструментальной музыке как части традиционной российской культуры. Формирование представлений учащихся об изображении звучаний различных народных музыкальных инструментов в русской классической музыке. Этнокультурное воспитание. Основные понятия: Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок, гусли, балалайка, гармонь. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; П: использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; выполнять упражнения арт — терапии; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
21. | Большой хоровод. С. 72–73 | УКПЗ. Развитие у учащихся интереса к музыкальному творчеству народов России. Воспитание культуры межнационального общения. Основные понятия: Народные танцы. Хоровод. Песни о дружбе. Песни и танцы народов России. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; П: выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий, фронтальный опрос. | |
22. | Здравствуй, масленица! С. 74–75 | УКПЗ. Формирование и развитие представлений учащихся о музыке народных календарных праздников и о календарных народных песнях. Развитие у учащихся потребностей в творческом самовыражении и самореализации при подготовке ипроведении школьных праздников народного календаря. Подготовка к школьному празднику «Масленица». Основные понятия: Музыка в народном празднике. Масленичные народные песни. Масленица в классической музыке. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; П: выполнять упражнения арт — терапии; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
23. | Бравые солдаты. С. 76–77 | ИНМ. Знакомство с солдатскими песнями как одним из жанров русских народных песен, а также с военным духовым оркестром и составом его музыкальных инструментов. Первоначальное знакомство с музыкальными традициями Российской армии. Формирование и развитие потребностей в творческом освоении и развитии этих традиций. Патриотическое воспитание учащихся. Подготовка к школьному празднику «День защитника Отечества». Основные понятия: Военные песни и марши. Духовой оркестр. Народные солдатские песни. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П:основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); П: использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; М:вносить коррективы в свою работу; | Текущий, фронтальный опрос. | |
24. | Мамин праздник. С. 78–79 | УКПЗ. Дальнейшее развитие музыкального восприятия и музыкально-творческих способностей учащихся. Воспитание ценностного отношения к матери, материнству, семье и родному дому. Подготовка к школьному празднику «Женский день 8 Марта». Основные понятия: Музыкальный образ мамы. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. Л: внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; П: использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Текущий опрос. | |
| | «Остров музыкальных сокровищ» (9 ч.) |
25. | Океан — море синее. С. 88–89 | УКПЗ. Знакомство учащихся с музыкальным наследием разных стран. Закрепление представлений учащихся об образах природы в музыкальном искусстве. Развитие творческого воображения и музыкально-творческих способностей. Воспитание любви к природе и потребности жить в гармонии с ней. Основные понятия: Классическая музыка. Образы моря в произведениях русских и зарубежных композиторов. | | | Л: внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П: использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; М: оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости | Текущий опрос. | |
26. | Три чуда. С. 90–91 | ИНМ. Развитие интереса учащихся к музыкальному наследию России, к шедеврам русской классической музыки. Раскрытие её взаимосвязей с народным музыкальным творчеством. Развитие творческого воображения и музыкально-творческих способностей учащихся на материале сказочных музыкальных образов русских богатырей и красавиц. Воспитание эстетического отношения личности к искусству и жизни. Дальнейшее формирование у учащихся идеалов человека в контексте образов-идеалов традиционной отечественной художественной культуры. Основные понятия: Опера. Сказка в классической музыке. Музыкальные «портреты» сказочных героев. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П: выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии; М: оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости | Текущий опрос. | |
27. | Чудесные цветы. С. 92–93 | УКПЗ. Дальнейшее развитие интереса учащихся к сокровищам русской классической и народной музыки. Раскрытие взаимосвязей между разными видами искусства на материале образов цветов. Самовыражение и самореализация учащихся в творческой деятельности. Знакомство с традициями празднования на Руси народного праздника «Иван Купала» и его символом — волшебным цветком папоротника. Воспитание эстетических чувств красоты и гармонии. Основные понятия: Музыка и природа. Музыкальные «краски» и образы цветов. Цвет, звук, движение, образ. | | | Л: внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П: выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий, фронтальный опрос. | |
28. | Карнавал животных. С. 94–95 | УОСЗ. Продолжение знакомства учащихся с шедеврами зарубежной классической музыки. Развитие музыкального восприятия и музыкально-творческих способностей учащихся на материале музыкальных и пластических образов животных. Развитие интереса к классической музыке. Музыкально-экологическое воспитание. Основные понятия: Музыка и природа. Музыкальные образы животных. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П: выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Текущий, фронтальный опрос. | |
29. | Музыкальный клад: волшебная флейта. С. 96–97 | УКПЗ. Развитие интереса учащихся к шедеврам зарубежной классической музыки и старинным музыкальным инструментам. Развитие навыков хорового пения и элементарного музицирования. Воспитание художественного вкуса. Основные понятия: Старинные музыкальные инструменты. | | | Л:мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; П:различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты; • выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение. использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
30. | Музыкальный клад: старая шарманка. С. 98–99 | ИНМ. Первоначальное знакомство учащихся с историей шарманки и других старинных механических музыкальных устройств. Формирование первоначальных представлений об имитации в музыкальных произведениях «механической» музыки. Раскрытивзаимсвязи музыки и техники. Формиование у учащихся первоначальных представлений о творческой роли исполнителя музыкального произведения как его интерпретатора. Развитие навыков выразительного пения. Воспитание любознательности. Основные понятия: «Механическая» и «живая» музыка. Старинные механические музыкальные устройства. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. П:различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты; • выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Текущий опрос. | |
31. | Музыкальный клад: музыкальная шкатулка. С. 100–101 | УОСЗ. Дальнейшее знакомство учащихся со старинными музыкальными механическими устройствами. Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, с помощью которых создаются образы старинных музыкальных механических устройств.Закрепление навыков выразительного пения. Воспитание любознательности и музыкально-познавательных потребностей. Основные понятия: Старинные механические музыкальные устройства. | | | Л:мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; Л: внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; П:основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); П:различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты; выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
32. | Музыкальный клад: музыкальные картинки. С. 102–103 | УКПЗ. Дальнейшее знакомство учащихся с музыкальной культурой и музыкальным наследием России, с шедеврамирусской классической музыки. Закрепление знаний учащихся о художественно-образной природе музыкального искусства. Развитие художественно-образного мышления. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности по освоению музыкального наследия России и других стран. Основные понятия: Связь музыки с изобразит ельным искусством. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. эмоционально - ценностное отношение к искусству, к произведениям классической музыки. П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
33. | Музыкальный клад: музыкальный альбом. С. 104–105 | УОСЗ. Дальнейшее знакомство учащихся с русской классической музыкой и музыкальной культурой зарубежных стран. Расширение художественного кругозора. Первоначальное формирование готовности к межкультурным коммуникациям в современном мире. Основные понятия: Образы разных стран в русской классической музыке. | | | Л:положительное отношение к урокам музыки. Л: внимательное отношения к музыке как живому, образному искусству; П: выполнять упражнения арт — терапии; выполнять творческие музыкально - композиционные задания; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; | Текущий опрос. | |
| | | | | | | |