СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 2 класс Литературное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 2 класс Литературное чтение УМК Перспектива                                            

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 2 класс Литературное чтение»


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе документов:

1

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2

Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013г. № 68-ЗРТ «Об образовании»

3

Приказ Минобрнауки России от 31.03. 2015 № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год"

4

Приказ МО и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004г. № 1312

5

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) от 03.03.2011г

6

«Федеральный государственный образова­тельный стандарт начального общего образования» (приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. №373)

7

«О примерных программах по учебным предметам фе­дерального базисного учебного плана» (письмо Министер­ства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263)

8

«Рекомендации по использованию компьютеров в на­чальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13)

9

Авторская программа УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой

10

Учебный план МБОУ «Александровская ООШ» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан», утверждённого директором школы, на 2016-2017 учебный год

11

Положение о разработке и утверждению рабочих программ в МБОУ « Александровская ООШ» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан»


Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся 1-4 классов.

Цели и задачи курса

Основные цели обучения литературному чтению:

– совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

– приобщение первоклассников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

– обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

– введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

  • помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

  • воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса учащихся, понимания им духовной сущности произведений.

.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с первого класса сразу после обучения грамоте и идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную связь. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно- нравственной культуре России.


Место курса в учебном плане

Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературного чтения отводится 132 часов, по 4 часа в неделю.

В РТ предусмотрен национально-региональный компонент, поэтому уменьшено количество часов с 4 до 2 уроков в неделю. В авторскую программу внесены изменения на основании приказа МО и Н РТ «Об учебных планах для 1 – 9 классов школ РТ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования» N7699/12 от 23.06.2012 г. На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 66 часов, по 2 часа в неделю.

Программа сокращена таким образом:

1. Объединены произведения одного автора.

2. Объединены и уплотнены темы


Результаты изучения курса в 1 классе

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

  • устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по

прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

  • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

  • сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;

  • сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 

у сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях:

  • между целью, адресатом, местом общения и формой общения;

  • между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными);

  • между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов);

  • о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов; о родственных словах и корне слов;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

  • группировать языковой материал по заданным основаниям;

  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук гласный, согласный, гласный ударный, безударный);

  • соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

  • адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

  • слушать и отвечать на заданный вопрос;

  • пользоваться учебными книгами;

знать/понимать:

  • признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);

  • оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится одиниз знаков:.?!;

  • звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим,буквы видим и пишем);

  • признаки гласных и согласных звуков;

  • признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких; написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ; алфавит;

уметь:

  • голосом показывать различия в цели высказывания (правильно интонировать несложные предложения);

  • читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова;

  • ориентировочный темп чтения 20-25 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;

  • отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;

  • разграничивать реальные предметы окружающего мира и слова, их обозначающие;

  • различать на слух границы слов и предложений;

  • списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов;

  • правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;

  • писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы (оформление предложения, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с й, большая буква в именах собственных);

  • соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме; различать на слух звуки речи;

  • различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

  • определять место ударения в двусложных словах;

  • делить слова на слоги;

  • находить в ряду слов родственников.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте, параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка.

Содержание курса представлено следующими разделами:

  • «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»;

  • «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»;

  • «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»;

  • «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапную выработку навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.

Содержание курса включает выработку умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (подбор заглавий к тексту, полный пересказ прочитанного текста), а также решение различных коммуникативно-речевых задач.

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на совершенствование художественно-эстетической деятельности, нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети учатся различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, создавать собственные тексты.

Предусмотрено знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся должны научиться понимать и ценить художественное произведение.

В содержание литературного чтения включен элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез – анализ – синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, сопоставляя главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается изучение художественного образа (без терминологии), воплощенного в слове. Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Определены для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровне сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровне автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать свое отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание раздела включено совершенствование умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.

С целью совершенствования стимулирования творческой активности учащихся вводятся приемы театральной драматизации произведений.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.).

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также дает возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребенка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включенные в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

1

Подготовительный этап.(давайте знакомиться)

14ч.

2

Страна АБВГДейка.(букварный период)

22ч.

3

Про всё на свете.(послебукварный период)

9ч.

4

Здравствуй сказка!

13 ч.

5

Люблю всё живое.

4ч.

6

Хорошие соседи, счастливые друзья.

2ч.

7

Край родной, навек любимый.

1ч.

8

Сто фантазий.

1ч.


Итого:

66 ч.


Результаты освоения курса во 2 классе

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по

прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

  • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

  • сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;

у сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Обучающие должны знать:

- правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу;

  • средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения), образность и выразительность слова;

  • различать на слух произведения различных жанров.

должны уметь:

  • правильно, сознательно, достаточно бегло читать целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не ниже 50 слов в минуту;

  • соотносить темп чтения с содержанием высказывания и текста;

  • уметь убыстрять и замедлять темп речи и чтения; увеличивать и уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;

  • читать художественные произведения по ролям;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану;

  • ориентироваться в учебнике с помощью содержания, уметь пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебнике;

  • передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание курса

Разделы:

1. «Круг детского чтения. Тематика».

2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Круг детского чтения. Тематика.

1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных

стран).

Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).

Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.

3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.



Календарно-тематический план


Раздел

Всего часов

Из них

Проверочная работа

Практическая работа

1

Вводный урок.

1 ч.



2

Любите книгу.

4 ч.



3

Краски осени.

9 ч.

1


4

Мир народной сказки.

15 ч.

1

1 соч

5

Весёлый хоровод.

7 ч.

1


6

Мы друзья.

8 ч.



7

Здравствуй, матушка-зима!

7 ч.



8

Чудеса случаются.

9ч.

1


9

Весна, весна! И всё ей радо!

7 ч.



10

Мои самые близкие и дорогие.

7 ч.



11

Люблю всё живое.

14 ч.

1


12

Жизнь дана на добрые дела.

13 ч.


1 соч


Итого

102 ч.

5

2




Результаты изучения курса в 3 классе

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

  • устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по

прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

  • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

  • сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;

  • сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 

у сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

К концу 3 года учащиеся узнают:

- имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской ли­тературы;

- 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;

- наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;

- имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитан­ных произведений.

Учащиеся научатся:

- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чте­ния не менее 70 слов в минуту;

- читать про себя небольшой текст с последующим пе­ресказом его содержания;

- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу сло­ва, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;

- делить несложный текст на части;

- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произ­ведения для ответа на вопросы и задания учебника;

- рисовать словесные картины к художественным произ­ведениям;

- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;

- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;

- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;

- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоуче­ние — мораль;

- ориентироваться в учебной книге, находить в ней про­изведение по его названию и фамилии автора, объединять про­изведения на определенную тему;

- различать художественные и научно-познавательные произведения;

- находить в произведении средства художественной вы­разительности (сравнения, эпитеты);

- найти книгу из рекомендованного списка литературы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;

  • находить в словаре значение неизвестного слова.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   3   класса  у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;

  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Содержание курса

Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Виды речевой и читательской деятельности:

- умение слушать (аудирование);

- чтение (вслух и про себя);

- работа с разными видами текста;

- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);

- умение говорить (культура речевого общения);

- письмо (культура письменной речи).

Круг детского чтения.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

В круг чтения третьеклассника входят произведения, представляю­щие все области литературного творчества: фольклор, рус­ская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено про­изведениям современных писателей.

Вводный урок по курсу литературного чтения(1 ч)

Вступительная статья

Универсальные учебные действия.

Анализ объектов с целью выделения при­знаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопе­чатник Иван Федоров.

Универсальные учебные действия.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обобщение полученной информации по истории соз­дания книги; владение монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксиче­скими нормами родного языка, современ­ных средств коммуникации.

Устное народное творчество (8 ч)

Русские народные песни. Лирические на­родные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алё­нушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Универсальные учебные действия.

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходи­мой информации из прослушанных тек­стов, преобразование объекта из чувст­венной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлек­сия способов и условий действия, кон­троль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смо­ленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой ни­вой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег». Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смо­ленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой ни­вой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

Универсальные учебные действия.

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художествен­ной выразительности в лирических тек­стах; определение эмоционального ха­рактера текста.

Великие русские писатели (11 ч)

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осе­нью дышало...», «В тот год осенняя пого­да...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю. Лермон­тове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из

Универсальные учебные действия.

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого вы­сказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необ­ходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

Поэтическая тетрадь 2 (5 ч).

Н.А Некрасов. «Славная осень!..», «Не ве­тер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; СВ. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии».

Универсальные учебные действия.

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова: объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художествен­ной выразительности в лирических тек­стах; определение эмоционального ха­рактера текста.

Литературные сказки (4 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Апенушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Универсальные учебные действия.

Осмысление содержания прочитанного ' текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выра­жать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (сущест­венных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоцио­нально-оценочные суждения; умение со­ставлять подробный, выборочный пере­сказ прочитанного.

Были-небылицы (5 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон».

Универсальные учебные действия.

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утвер­ждений; формирование умения формули­ровать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

Люби живое (9 ч)

М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Универсальные учебные действия.

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выра­жать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию сло­вами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочи­танного.

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (6 ч)

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке — набе­решь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золо­тые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства».

Универсальные учебные действия.

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утвер­ждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания про­читанного текста.

По страницам детских журналов (4ч)

Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются леген­ды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

Универсальные учебные действия.

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); самостоятельное соз­дание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение составлять подробный, выборочный пе­ресказ прочитанного.

Зарубежная литература (3ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.

Универсальные учебные действия.

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение ко­торых непонятно, и осознавать потреб­ность в выяснении их смысла.

Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел

Количество часов

Из них


Контрольные

1.

Книги – мои друзья.

3


2.

Жизнь дана на добрые дела.

8


3.

Волшебные сказки.

9


4.

Люблю всё живое.

10

1

5.

Картины русской природы.

7


6.

Великие русские писатели.

15


7.

Литературная сказка.

9


8.

Картины родной природы.

7

1

Всего


68

2


.


Результаты изучения курса в 4 классе

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

Учащиеся узнают:

-названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

-выучат наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

-более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

научатся реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Учащиеся научатся:

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

-передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

-составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

-вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

-уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу. 


Содержание курса


Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Круг детского чтения. Тематика

1. Вводный раздел. «Книга в мировой культуре»; «Истоки литературного творчества»

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки.

Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).

Литература — искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.

3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.

Сравнение художественных и научно-познавательных текстов с единой тематикой.


Учебно- тематический план


№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Из них

тесты

1.

Книга в мировой культуре.

2ч.


2.

Истоки литературного творчества.

12ч.


3.

О Родине, о подвигах, о славе.

8ч.

1

4.

Жить по совести, любя друг друга.

8ч.


5.

Литературная сказка.

15ч.


6.

Великие русские писатели.

21ч.


7.

Литература как искусство слова.

2ч.

1


Итого

68ч.

2ч.


Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и т.д.), применять на уроках частично-поисковый, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной технологии

Национально- региональный компонент При изучении каждого раздела есть место для использования НРК: это сравнение сказок различных народов с татарскими сказками, изучая поэтические произведения о природе сравниваются и изучаются произведения татарских поэтов.

Характеристика класса. В классе 8 человек Ученикам класса нравятся уроки литературного чтения, они с удовольствием занимаются, выполняют разного рода устные и письменные творческие задания, учатся работать с текстами разных жанров. На уроках внимательны, активны, основную часть программы осваивают на уроках. Рабочая программа для учащихся 2А класса ориентирована на усвоение обязательного минимума литературоведческого образования, позволит работать без перегрузок с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету

Перечень учебных изданий

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Перспектива»

для педагога:

1 класс

  1. Климанова Л. Ф. Учебник «Литературное чтение» 1 класс М.: «Просвещение», 2011год,

  2. Климанова Л. Ф., Коти Т. Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс, М.: «Просвещение», 2014год;

  3. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению 1 класс,М.: «Вако» 2012 год.

Для учащихся:

  1. Климанова Л. Ф. Учебник «Литературное чтение» 1 класс М.: «Просвещение», 2011год,

  2. Климанова Л. Ф., Коти Т. Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс, М.: «Просвещение», 2014год;

Информационное обеспечение

  • Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение».

  • Официальный сайт УМК «Перспектива».

Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

1. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2. Интернет - ресурсы

• Сайт «Сообщество учителей начальных классов» https://edu.tatar.ru/page18205.htm/blogs/

• Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

2 класс

  • Климанова Л. Ф. Учебник «Литературное чтение» 2 класс М.: «Просвещение»,2011год,

  • Климанова Л. Ф., Коти Т. Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, М.: «Просвещение»,2014 год;

  • Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс,М.: «Вако» 2012 год.

для учащихся:

  • Климанова Л. Ф. Учебник «Литературное чтение» 2 класс М.: «Просвещение»,2011год,

  • Климанова Л. Ф., Коти Т. Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, М.: «Просвещение»,2014 год.

3 класс

  • Климанова Л. Ф. Учебник «Литературное чтение» 3 класс М.: «Просвещение»,2011год,

  • Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс,М.: «Вако» 2014 год.


Для учащихся:

  • Климанова Л. Ф. Учебник «Литературное чтение» 3 класс М.: «Просвещение», 2011год,


Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

1. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2. Интернет – ресурсы.

http://www.solnet.ee/sol/003/p_153.html

http://www.viki.rdf.ru

http://kid. nashcat.ru

http://www.rm.kirov.ru

http://metodist.edu54.ru/node/142771

http://www.school.edu.ru

4 класс

  • Климанова Л. Ф. Учебник «Литературное чтение» 4класс М.: «Просвещение»,2014год,

  • Климанова Л. Ф., Коти Т. Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение» 4 класс, М.: «Просвещение»,2014год;

для учащихся:

  • Климанова Л. Ф. Учебник «Литературное чтение» 4 класс М.: «Просвещение», 2014год,

  • Климанова Л. Ф., Коти Т. Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение» 4класс, М.: «Просвещение»,2014год.

Информационное обеспечение

  • Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva




Критерии и нормы оценки по литературному чтению во 2 классе

Чтение наизусть

Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение текста

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.


Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по литературному чтению


Чтение наизусть

Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Оценка "1"-

Выразительное чтение текста

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного


Критерии и нормы оценки по литературному чтению в 3 классе

Чтение наизусть

Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Оценка "1" - полное неумение использовать источники знаний.

Выразительное чтение текста

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям

Оценка "1" - полное неумение читать.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям

Оценка "1" - полное неумение читать

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Оценка "1" - полное неумение читать.


Критерии и нормы оценок по литературному чтению в 4 классе

Чтение наизусть

Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение текста

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.



Календарно — тематическое планирование 2 класс

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

1

Введение (1 час)

Знакомство с учебником. Игра «Крестики-нолики»


06.09


2

Любите книгу (4 часа)

Знакомство с разделом. Ю. Энтин. «Слово про слово». Г.Ладонщиков «Лучший друг».


07.09


3

Книги из далёкого прошлого. Рукописные книги Древней Руси.


10.09


4

Мы идём в библиотеку. Энциклопедии. Справочная литература для детей. Мои любимые художники-иллюстраторы.


13.09


5

Самостоятельное чтение. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.


14.09


6

Краски осени (9 часов)

Знакомство с разделом. Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова


17.09


7

Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи


20.09


8

А.Майков «Осень», С.Есенин «Закружилась листва золотая..».Ф.Васильев «Болото в лесу»


21.09


9

А.Плещеев «Осень наступила..». И. Токмакова «Опустел скворечник».


24.09


10

Произведения устного народного творчества об осени. Народные приметы. Осенние загадки.


27.09


11

Самостоятельное чтение. Цвета осени: С.Маршак, Л.Яхнин, Н.Сладков


28.09


12

Семейное чтение. С.Образцов «Стеклянный пруд».Создание текста по аналогии


01.10


13

Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень»


04.10


14

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение. Контрольная работа.


5.10


15

Мир народной сказки (15 часов)

Знакомство с разделом. Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль


08.10


16

Русская народная сказка «Заячья избушка»


11.10


17

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».


12.10


18

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.


15.10


19

Русская народная сказка «Зимовье».Чтение сказки по ролям


18.10


20

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки.


19.10


21

Белорусская народная сказка « Пых». Сравнение сказок.


22.10


22

Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка « Идэ». Главная мысль сказки.


25.10


23

Семейное чтение. Русская сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».


26.10


24

Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение.


29.10


25

Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.


08.11


26

Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.


9.11


27

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение


12.11


28

Сочинение описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений


15.11


29

КВН «Обожаемые сказки»


16.11


30

Весёлый хоровод (7 часов)

Знакомство с разделом. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.


19.11


31

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши


22.11


32

Переводная литература. Небылицы, перевертыши, веселые стихи, особенности авторских произведений, созданных на основе народных


23.11


33

Мы идем в библиотеку. Справочная литература для детей.


26.11


34

Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина».


29.11


35

К. Чуковский «Путаница».Небылица


30.11


36

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тест


3.12


37

Мы друзья ( 8 часов)

Знакомство с разделом. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе


6.12


38

Стихотворения о дружбе.М. Пляцковский «Настоящий друг». В. Орлов «Я и мы»


07.12


39

Н Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя.


10.12


40

Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях. С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль.


13.12


41

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей»


14.12


42

Семейное чтение. А. Гайдар « Чук и Гек». Обсуждение содержания рассказа.


17.12


43

Наш театр. И. А Крылов «Стрекоза и муравей». Инсценирование.


20.12


44

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу


21.12


45

Здравствуй, матушка-зима» (7 часов)

Знакомство с разделом. Лирические стихотворения. А.С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»


24.12


46

С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение


10.01


47

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный «Рождественское». Ф. Фофанов «Еще те звезды не погасли..».


11.01


48

К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение.


14.01


49

С. Маршак «Декабрь» Средства художественной выразительности: олицетворение.


17.01


50

А. Барто «Дело было в январе...» Сказочное в лирическом стихотворении. С. Дрожжин «Улицей гуляет» Выразит чтение.


18.01


51

Проект «Праздник начинается, конкурс предлагается» .


21.01


52

Чудеса случаются (9 часов)

Знакомство с разделом. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки.


24.01


53

Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца – длинные уши..»


25.01


54

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки.


28.01


55

Э. Распе Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».


31.01


56

Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского


1.02


57

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона».


04.02


58

Семейное чтение. Л. Толстой «Два брата».


7.02


59

Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце».


8.02


60

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа.


11.02


61

Весна, весна! И всё ей радо!

(7 часов) Знакомство с разделом. Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…» Прием контраста в лирическом стихотворении.


14.02


62

Весна в лирических произведениях И. Никитина А. Плещеева, Шмелева, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи.


15.02


63

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто.


18.02


64

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный.


21.02


65

Семейное чтение. А. Майков «Христос воскрес». К. Крыжицкий «Ранняя весна»


22.02


66

Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.


25.02


67

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение.


28.02


68

Мои самые близкие и дорогие (7 часов). Знакомство с разделом. Стихи о маме и папе. Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.


1.03


69

А. Барто «Перед сном» ,Р. Сеф «Если ты ужасно гордый..» Рассказ о маме. Дж. Родари «Кто командует?»


4.03


70

Мы идем в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.


7.03


71

Самостоятельное чтение. Э. Успенский «Если был бы девчонкой…», «Разгром» Б. Заходер «Никто»


11.03


72

Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»


14.03


73

Наш театр. Е. Пермяк « Как Миша хотел маму перехитрить Инсценирование


15.03


74

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.


18.03


75

Люблю всё живое. (14 часов).

Знакомство с разделом.Саша Чёрный «Жеребёнок».Авторское отношение к изображаемому.


29.03


76

С. Михалков «Мой щенок».Дополнение содержания текста.


01.04


77

С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.


4.04


78

М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана.


5.04


79

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.


8.04


80

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Н. Рубцов «Про зайца». «Заяц» (из энциклопедии)


11.04


81

Проект «Создание фотоальбома о природе». В. Берестов «С фотоаппаратом»


12.04


82

Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В.Бианки


15.04


83

Мои любимые писатели. В Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Составление плана на основе опорных слов.


18.04


84

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок.


19.04


85

Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»


22.04


86

Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.


25.04


87

Наш театр. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». Инсценирование.


26.04


88

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Итоговый тест за год.


29.04


89

Жизнь дана на добрые дела. (13 часов) Знакомство с разделом.С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах». Заголовок.


2.05


90

Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок


3.05


91

В. Осеева «Просто старушка».Смысл заголовка.



92

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим «Не смей! А. Гайдар «Совесть»


6.05


93

Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…».Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса..» Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей


9.05


94

Работа со словом. Дискуссия на тему: «Что значит поступать по совести» . В.Осеева «Три товарища»


10.05


95

И.Пивоваров «Сочинение» Составление рассказа на тему: «Как я помогаю маме»


13.05


96-97

Мы идем в библиотеку. Рассказы Н. Носова . Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Затейники». Подбор заголовка.


16.05


98

Н .Носов «Фантазёры». Чтение по ролям.


17.05



99-100

Семейное чтение. И .Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.

Урок «Блиц-турнир» по прочитанным произведениям.


20.05


101

Наш театр .С. Михалков «Не стоит благодарности». Обобщение по разделу.


23.05


102

КВН. «Цветик-семицветик»


24.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!