Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заборско-Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на заседании методического совета школы» Протокол № 1 от « 23» августа 2021 года. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Н.А.Власова «27» августа 2021 года. | «Утверждаю» Директор школы И.В.Трищенкова Приказ №127-0 от «30 » августа 2021 года. |
Рабочая программа
по литературному чтению на
родном языке (русском)
3 класс
УЧИТЕЛЬ: Мейнцер И.В.
1 квалификационная категория
Программа принята к реализации педагогическим советом.
Протокол от « 30 » августа 2021 года № 1
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 3-го класса разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 ( с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Учебным планом МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» на 2020-2021 учебный год;
Годовым календарным графиком на 2020 -2021 учебный год;
Федеральным перечнем учебников , рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020 - 2021 учебный год;
В связи с отсутствием учебника по литературному чтению на родном языке (русском) реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, «Просвещение» , 2016 год.
Изучение курса по литературному чтению на родном языке (русском) направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Базисный федеральный учебный (образовательный) план на изучение литературного чтения на родном языке (русском) в 3-м классе отводит по 0,5 часа в неделю, всего 17 уроков. Учебный план МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» предусматривает 17 часов на изучение литературного чтения на родном языке (русском) в 3-м классе из расчета 0,5 часа в неделю. Из них:
проверочные работы – 2 часа;
проект – 1 час;
итоговый тест за курс – 1 час.
Планируемые результаты изучения учебного предмета (или курса)
Личностные результаты :
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
5. Формирование привычки к рефлексии.
6. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
7. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
8. Развитие мышления, внимания, памяти.
9. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные результаты:
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные результаты:
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видео-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
17. Развитие литературных способностей.
Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете( 3 ч)
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Проверочная работа №1 « Самое великое чудо на свете».
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни.
Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Сивка-Бурка».
Особенности волшебной сказки. Проверочная работа №2
« Устное народное творчество»
Составление плана сказки.
Характеристика героев сказки.
Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина.
Сравнение художественного и живописного текстов. Итоговый тест за курс.
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Дата |
по плану | по факту |
Самое великое чудо на свете (3 ч) |
1 | Рукописные книги Древней Руси. | 1 ч | 03.09 | |
2 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 ч | 10.09 | |
3 | Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Проверочная работа №1 « Самое великое чудо на свете». | 1 ч | 17.09 | |
Устное народное творчество (14 ч) |
4 | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. | 1 ч | 24.09 | |
5 | Шуточные народные песни. | 1 ч | 01.10 | |
6 | Докучные сказки. | 1 ч | 08.10 | |
7 | Сочинение докучных сказок. | 1 ч | 15.10 | |
8 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 ч | 22.10 | |
9 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 ч | 05.11 | |
10 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 1 ч | 12.11 | |
11 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 ч | 19.11 | |
12 | Особенности волшебной сказки. Проверочная работа №2 « Устное народное творчество» | 1 ч | 26.11 | |
13 | Составление плана сказки. | 1 ч | 03.12 | |
14 | Характеристика героев сказки. | 1 ч | 10.12 | |
15 | Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. | 1 ч | 17.12 | |
16 | Сравнение художественного и живописного текстов. Итоговый тест за курс. | 1 ч | 24.12 | |
17 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». | 1 ч | | |
Лист регистрации изменений к рабочей программе
по литературному чтению на
родном языке (русском) в 3 классе
на 2020 - 2021 учебный год
Учитель: Ефименко Ю.В.
№ урока (ов) по плану КТП | Тема (ы) | Дата проведения по плану КТП | Причина корректировки | Корректирующие действия | Дата проведения по факту | Согласовано |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |