Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Горячеключевская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: Заседание МО__________ (название МО) Протокол №___ от «___»____ _____________ /__________/ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР «______»_______________ ________________ /_______/ | УТВЕРЖДЕНО приказом от «___»___ 201__ г. № ____ - ОД Директор________ М.Ю. Боярский |
Рабочая программа
по риторике
10 класс.
Составитель:
Светогорова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Основы риторики. Мысль и слово» для учащихся 11 класса создана на основе:
№ 273 от 29.12. 2012г.»
образования, основного общего образования, среднего (полного) общего
образования), утвержден приказом Минобразования России
от 17.05.2012 г. № 413;
утвержден Приказом Министерства образования науки РФ
от 17.05.2012г. № 143
под редакцией А.К.Михальской. - Москва: «Дрофа», 2011.
Возрождение риторики как теоретической и учебной дисциплины, начавшееся во второй половине прошлого века, в России привело к разработке отечественной теории современной риторики и её становлению в качестве вузовского и школьного предмета на рубеже ХХ и ХХI вв. сегодня не только общая риторика, но и частные (профессиональные) дисциплины (риторики педагогическая, юридическая и пр.) вошли в госстандарты и учебные планы различных направленийвысшего образования. В специализированных гуманитарных классах, гимназиях и лицеях риторика преподается с 5 класса, в общеобразовательной школе в виде элективного курса – в её среднем звене.
Риторика как учебный предмет в старших классах школы имеет свою специфику. К 15-16 годам возрастные особенности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и самоконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обучения риторике на качественно новый, значительно более высокий уровень.
На завершающих этапах школьной гуманитарной подготовки риторика, некогда синкретически объединявшая концептуальные основы гуманитарных наук (логики, филологии, лингвистики, психологии, общения), может и должна служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни, а также подготовиться к будущей профессиональной деятельности или продолжению образования в вузе.
В предлагаемой программе реализована современная концепция отечественной риторики, в соответствии с которой этот предмет является не суммой отдельных сведений из разных областей гуманитарного знания, а самостоятельной теоретической и практической дисциплиной со своей 2,5 – тысячелетней историей, особой методологией, системой категорий законов, принципов, методов и техник.
Данная концепция, представленная и апробированная автором в обширном количестве публикаций, состоит в том, что система основных категорий риторики отражает особенности риторического идеала, исторически сложившегося в культуре и характерного для неё. Это дает возможность не только приобщить учеников к истории мировой речевой культуры, но и помочь им осознать и почувствовать специфику отечественной речевой традиции, узнать её сложную и древнюю историю, столь же драматичную, сколь и мало изученную.
Курс современной риторики даёт возможность учащимся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурной мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика – единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются , но и актуализируются.
Принципы отбора материала для данной программы определяются её основной целью – предоставлением учащимися современного риторического образования – и её основными задачами:
приобщить учеников к истории отечественной риторической культуры, включить каждого из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;
помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, различных диалогических форм речевого общения, т.е. получить необходимые для успешной социализации компетенции.
Программа предполагает:
предоставление учащимся основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;
освоение учащимися методов и способов работы над своей речью, принципов эффективного речевого поведения в различных национальных культур.
Методические принципы программы соответствуют принципам, принятым в мировой практике современной риторической педагогики: самонаблюдения и самоанализа, самоконтроля и самооценки, реализуемым в постоянной активной риторической деятельности на уроках под руководством преподавателя и в процессе самостоятельной подготовки. Активная риторическая педагогика предполагает отведение речевой деятельности самих учащихся, а не учителя. Необходимость учебной книги, соответствующей этой программе и её принципам, в связи с вышесказанным очевидна.
Программа предполагает развитие у учащихся следующих компетенций :
аналитико – риторической (способности анализировать ситуацию, оценивать собственное и партнеров речевое поведение и его результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитического слушания; риторического анализа текста);
контролирующее- риторической (способности к самоконтролю в процессе речи в различных речевых ситуациях, к владению собой и управлению своими эмоциями в речи и пр.);
творчески- риторической (создания риторических произведений различных жанров в различных речевых ситуациях);
коммуникативно- риторической (способности устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, противостоять нарушениям понимания и разрыву контакта).
Данная программа отражает содержание курса риторики в средней (полной) общей школе.
Вводная часть программы знакомит с риторикой как современной теоретической дисциплиной. Первый раздел освещает пути становления и развития отечественного речевого идеала в контексте мировой риторической культуры. Во втором разделе основные риторические категории рассматриваются в процессе практического овладения важнейшими элементами общего мастерства, причём наибольшее внимание уделяется формированию способности к публичному выступлению. Третий раздел специально посвящён формированию способности к диалогическим формам речевого общения (беседе и спору в их различных видах). Четвёртый раздел формирует способность к деловому общению.
Место предмета
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание программы
Введение.
Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частная риторики.
Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей личности. Цель и задача курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.
Источники курса современной риторики.
Раздел 1.
История и особенности русского речевого идеала.
У истоков современной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала – исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в данной культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ, Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эвристического) диалога. Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине» Платона), уравновешенность («годность») Цицерона.
Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» Иоана Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.
Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.
Результаты освоения раздела 1.
Личностные:
понимание историко-культурной ценности русского риторического идеала как прототипа риторического идеала будущего (соединяющего требования гармонии в общении, уважения к мнению и личности собеседника и пр.), личной ответственности за сохранение и развитие русской речевой культуры и речевого идеала , особенности иных речевых идеалов и их ценности; осознание роли риторики как дисциплины, необходимой для демократии и тесно связанного с ней; готовность усвоить и совершенствовать своё речевое мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции.
Метапредметные:
осознание исторического характера русского риторического идеала, понимание его взаимосвязи и взаимозависимости с античной и русской историей; включенность в риторическую картину мира знаний об исторических истоках всемирной и русской риторики и знаний об исторических истоках всемирной и русской риторики и знаний античных и древнерусских литературных памятников, отразивших судьбу риторики.
Предметные:
умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции; готовность к речевому общению с представителями иных национально – речевых культур; знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала м верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека.
Раздел 2.
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства.
1.Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения.
Категория монолога и диалога и формы речевого общения.
2.Оратория: мастерство публичного выступления:
1) Принципы подготовки к публичной речи.
2) Законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.
3) Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.
4) Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.
5) Фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории. Способы предварительной оценки аудиторию стратегия и тактика речевого поведения оратора.
6) Факторы понимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое – жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т.д.), конкретность. Близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.
7) Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.
8) Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи.
9) Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облачение его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.
10) Техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приёмы импровизированной речи.
11. Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения и антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.
12. Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.
Результаты освоения раздела 2.
Личностные:
обретение уверенности в себе и способности формировать и публично высказывать собственное мнение; умение с уважением и вниманием включать позицию партнера (адресата) в собственную картину мира и свое слово о нем; развитие богатства, структурности и смысловой насыщенности своего слова в публичном общении.
Метапредметные:
включенность в деятельность по освоению раздела 2 и активизация в практике анализа и оценки публичной речи знаний норм современного русского языка на всех языковых уровнях; знаний о типах переносных значений и синтаксических структурах повышенной выразительности; знаний о роли ораторской речи в истории России и во всемирной истории.
Предметные:
умение анализировать публичное выступление по различным параметрам, видеть недостатки и достоинства – оценивать его; умение оценивать аудиторию и создавать её в процессе речи; умение строить свою ораторскую речь «по законам адресата», управлять вни манием аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически.
Раздел 3.
Мастерство беседы
Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и
коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе: национально – культурные, социальные, индивидуально – личностные особенности. Речевое поведение: стратегия и практика. Типы беседы и соотношение речевых ролей собеседников.
Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роли. Истоки нарушений понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты реакции на реплики собеседника.
Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национально – речевые традиции.
Мастерство спора. Доказывание убеждения. Виды доказательств. Ошибки и уловки спорщиков. Стратегия и практика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Риторика адресата: основы теории и практики слушания. Приёмы и техника активного слушания монологической и полилогической речи.
Результаты освоения раздела 3.
Личностные:
понимание важности, ценности и возможности взаимопонимания с различными по возрасту, социальному статусу, принадлежности речевой традиции партнерами; успешная социализация личности, формирование её как риторически подготовленного собеседника владеющего продуктивными типами беседы и умеющего противодействовать непродуктивным, разрушающим подлинное общение формам; самоидентификация в аспекте социальной и речевой роли в различных речевых ситуациях; формирование этики диалогического речевого общения, понимания путей самосовершенствования на основе усвоенных элементов речевого мастерства в беседе, понимание ценности реального живого общения с помощью слова; воспитание уважения к партнеру в споре и осознания необходимости корректного речевого поведения; навыки самооценки, самоконтроля, и самоорганизации в аспекте речевого поведения в беседе и споре.
Метапредметные:
практическое владение диалогическими жанрами речи в её литературно- разговорном стиле, активизация знаний, полученных в курсе русского языка; овладение умениями и навыками регулятивного (самоконтроль в беседе), познавательного (анализ реального речевого материала, порождаемого в ходе беседы) и коммуникативного характера; умение вести продуктивный и конструктивный диалог в различных ситуациях; наблюдать, анализировать, и оценивать поведение, речевую деятельность и подобные живые процессуальные объекты; различать формально – логические и реальные словесные высказывания, оценивать степень истинности первых и вторых.
Предметные:
освоение знаний о возможностях и факторах взаимопонимания в диалогическом общении, способах и техниках организации продуктивного общения в беседах различных типов, различиях социальной и речевой роли и основных стратегиях и тактиках беседы; приобретение умений строить беседу соответственно социальной и речевой роли, навыков быстрой и верной реакции на реплику партнера; умение использовать на практике знания о типах беседы в обиходно- бытовом и публичном общении, речевом поведении в беседе и споре; овладение современным концептуальным аппаратом, научными концепциями и аналитическими методами современной лингвопрагматики, основами мастерства спора и его логическими структурами, а также путями совершенствования полученных умений в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
Раздел 4.
Основы риторики делового общения.
Риторика делового общения: её предмет и задачи как одной из частных риторик; значение в общественной и частной жизни. Особенности делового общения, его важнейшие формы.
Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой беседы, цели и речевое поведение собеседников, стратегия и тактика деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.
Деловое выступление. Типы делового выступления. Цели и речевое поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.
Результаты освоения раздела 4.
Личностные:
развитие умений успешного прохождения собеседования при приеме на работу; обретение уверенности в профессиональном успехе при выборе специальностей, использующих слово как основной инструмент; формирование этического отношения к деловым контактам и способности реализовать его спомощью усвоенных в курсе техник.
Метапредметные:
развитие общеделовых речевых умений в основных ситуациях делового общения, способности и умения анализировать чужие критические высказывания, адекватно воспринимать и создавать корректные и продуктивные критические высказывания; воспринимать их на слух, структурно осмысливать, анализировать и оценивать в нужном темпе чужую речь в ситуациях общения, требующих эмоциональной напряженности.
Предметные:
владение навыками речевого поведения в основных ситуациях делового общения: беседе и бизнес – презентации (деловом докладе); усвоение знаний о структуре таких ситуаций, их психологических особенностях и техниках диалога и выступления, где основной риторической задачей является убеждение адресата в обоснованности собственной позиции.
Календарно – тематическое планирование по факультативу
« Риторика»
10 класс.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | История и особенности русского речевого идеала. | 8 |
3 | Основные риторические категории и элементы речевого мастерства. | 12 |
4 | Мастерство беседы | 6 |
5 | Основы риторики делового общения. | 8 |
| Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
№ п./п | Дата | Тема урока | Примечание |
1 | | Традиционное определение риторики. | |
2 | | Риторика в современном мире. | |
3 | | Предмет риторики в античной Греции. | |
4 | | Предмет риторики в России (VII – XIX вв.) | |
5 | | Определение современной риторики. | |
6 | | Современная общая и частные риторики. | |
7 | | Речевое событие, дискурс, речевая ситуация. | |
8 | | Структура речевой ситуации. | |
9 | | Словесный поступок (речевой акт). | |
10 | | Виды сообщений: прямое и косвенное | |
11 | | Гармония речевого общения и образ говорящего. | |
12 | | Важнейшие качества говорящего. Уверенность. | |
13 | | Другие необходимые качества говорящего. | |
14 | | Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации. | |
15 | | Принципы близости и конкретности речи. | |
16 | | Второй закон риторики. | |
17 | | Третий закон риторики. | |
18 | | Четвертый закон риторики. | |
19 | | Единство общериторических законов. | |
20 | | Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата. | |
21 | | Этика современного речевого поведения. | |
22 | | Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса. | |
23 | | Развитие «чувства аудитории» | |
24 | | Классический риторический канон и его этапы. | |
25 | | Топика. Топы «род и вид», «определение», «целое и части». | |
26 | | Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия». | |
27 | | Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельство», «имя». | |
28 | | Смысловая схема речи. | |
29 | | Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи? | |
30 | | Мастерство описания: импровизация. | |
31 | | Как рассказывать истории? | |
32 | | Мастерство повествования: импровизация. | |
33 | | Как говорить, рассуждая? Классическая хрия. | |
34 | | Хрия как учебное упражнение в риторическом классе: обучение созданию хрии, импровизация. | |
Методическое обеспечение
1. С.С.Аверинцев. Риторика как подход к обобщению действительности / Поэтика древнерусской литературы. - Москва, 1981 год.
2. А.А.Тахо – Годи. Античные риторики. - Москва, 1978 год.
3. Б.Н.Головин. Основы культуры речи. - Москва, 1988 год.
4. Л.К.Граудина. Русская риторика: хрестоматия. – Москва, 1996 год.
5. Н.И.Жинкин. Речь как проводник информации.– Москва, 1982 год.
6. А.Ч.Козаржевский.Античное ораторское искусство. – Москва, 1980 год.
7. Д.С.Лихачёв. Величие древнерусской литературы. – Москва, 1979 год.
8. А.К.Михальская. Как учить риторике. – Москва, 1997 год.
Материально – техническое обеспечение
№ п/п | Перечень | Наличие |
Технические средства |
1 | Ноутбук | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
Оборудование |
3 | Папка «Портреты русских писателей «Серебряного века» | 1 |
4 | Папка «Портреты русских писателей 19 века» | 1 |
Электронные ресурсы |
5 | Диск «Иркутские хроники. Документальный сериал» | 1 |
6 | Диск «5555 шедевров мировой живописи» | 1 |
7 | Диск «Искусство и путешествия» | 1 |
8 | Диск «Московский Кремль» | 1 |
9 | Диск «Энциклопедия классической музыки» | 1 |
10 | Диск «Энциклопедия материальной культуры» | 1 |
11 | Диск «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» | 1 |
12 | Диск «Мировая художественная культура» | 1 |
13 | Диск «Музыка, пробуждающая мысли» | 1 |
14 | Диск «Большая детская энциклопедия» | 1 |
| Сайты интернета | |
15 | Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru | |
16 | Uroki.net | |
17 | ПроШколу.ру | |
18 | prezentacii.com | |