СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по риторике 10 класс. Программа факультативного курса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Горячеключевская средняя общеобразовательная школа»





РАССМОТРЕНО:

Заседание МО__________

(название МО)

Протокол №___ от «___»____

_____________ /__________/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по УВР

«______»_______________

________________ /_______/

УТВЕРЖДЕНО

приказом от «___»___ 201__ г.

№ ____ - ОД

Директор________ М.Ю. Боярский







Рабочая программа

по риторике

10 класс.









Составитель:

Светогорова Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы













2017

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Основы риторики. Мысль и слово» для учащихся 11 класса создана на основе:

  • Закона Российской Федерации « Об образовании Российской Федерации

№ 273 от 29.12. 2012г.»

  • Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего

образования, основного общего образования, среднего (полного) общего

образования), утвержден приказом Минобразования России

от 17.05.2012 г. № 413;

  • Федеральный государственный стандарт (полного общего образования),

утвержден Приказом Министерства образования науки РФ

от 17.05.2012г. № 143

  • Программы «Основы риторики. Мысль и слово 10 – 11 классы»

под редакцией А.К.Михальской. - Москва: «Дрофа», 2011.


Возрождение риторики как теоретической и учебной дисциплины, начавшееся во второй половине прошлого века, в России привело к разработке отечественной теории современной риторики и её становлению в качестве вузовского и школьного предмета на рубеже ХХ и ХХI вв. сегодня не только общая риторика, но и частные (профессиональные) дисциплины (риторики педагогическая, юридическая и пр.) вошли в госстандарты и учебные планы различных направленийвысшего образования. В специализированных гуманитарных классах, гимназиях и лицеях риторика преподается с 5 класса, в общеобразовательной школе в виде элективного курса – в её среднем звене.

Риторика как учебный предмет в старших классах школы имеет свою специфику. К 15-16 годам возрастные особенности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и самоконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обучения риторике на качественно новый, значительно более высокий уровень.

  1. На завершающих этапах школьной гуманитарной подготовки риторика, некогда синкретически объединявшая концептуальные основы гуманитарных наук (логики, филологии, лингвистики, психологии, общения), может и должна служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни, а также подготовиться к будущей профессиональной деятельности или продолжению образования в вузе.

  2. В предлагаемой программе реализована современная концепция отечественной риторики, в соответствии с которой этот предмет является не суммой отдельных сведений из разных областей гуманитарного знания, а самостоятельной теоретической и практической дисциплиной со своей 2,5 – тысячелетней историей, особой методологией, системой категорий законов, принципов, методов и техник.

  3. Данная концепция, представленная и апробированная автором в обширном количестве публикаций, состоит в том, что система основных категорий риторики отражает особенности риторического идеала, исторически сложившегося в культуре и характерного для неё. Это дает возможность не только приобщить учеников к истории мировой речевой культуры, но и помочь им осознать и почувствовать специфику отечественной речевой традиции, узнать её сложную и древнюю историю, столь же драматичную, сколь и мало изученную.

  4. Курс современной риторики даёт возможность учащимся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурной мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика – единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются , но и актуализируются.

  5. Принципы отбора материала для данной программы определяются её основной целью – предоставлением учащимися современного риторического образования – и её основными задачами:

  • приобщить учеников к истории отечественной риторической культуры, включить каждого из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;

  • помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, различных диалогических форм речевого общения, т.е. получить необходимые для успешной социализации компетенции.

Программа предполагает:

  • предоставление учащимся основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;

  • освоение учащимися методов и способов работы над своей речью, принципов эффективного речевого поведения в различных национальных культур.

Методические принципы программы соответствуют принципам, принятым в мировой практике современной риторической педагогики: самонаблюдения и самоанализа, самоконтроля и самооценки, реализуемым в постоянной активной риторической деятельности на уроках под руководством преподавателя и в процессе самостоятельной подготовки. Активная риторическая педагогика предполагает отведение речевой деятельности самих учащихся, а не учителя. Необходимость учебной книги, соответствующей этой программе и её принципам, в связи с вышесказанным очевидна.

Программа предполагает развитие у учащихся следующих компетенций :

  1. аналитико – риторической (способности анализировать ситуацию, оценивать собственное и партнеров речевое поведение и его результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитического слушания; риторического анализа текста);

  2. контролирующее- риторической (способности к самоконтролю в процессе речи в различных речевых ситуациях, к владению собой и управлению своими эмоциями в речи и пр.);

  3. творчески- риторической (создания риторических произведений различных жанров в различных речевых ситуациях);

  4. коммуникативно- риторической (способности устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, противостоять нарушениям понимания и разрыву контакта).

Данная программа отражает содержание курса риторики в средней (полной) общей школе.

Вводная часть программы знакомит с риторикой как современной теоретической дисциплиной. Первый раздел освещает пути становления и развития отечественного речевого идеала в контексте мировой риторической культуры. Во втором разделе основные риторические категории рассматриваются в процессе практического овладения важнейшими элементами общего мастерства, причём наибольшее внимание уделяется формированию способности к публичному выступлению. Третий раздел специально посвящён формированию способности к диалогическим формам речевого общения (беседе и спору в их различных видах). Четвёртый раздел формирует способность к деловому общению.

Место предмета

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.


Содержание программы

Введение.

Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частная риторики.

Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей личности. Цель и задача курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.

Источники курса современной риторики.

Раздел 1.

История и особенности русского речевого идеала.

    1. У истоков современной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала – исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в данной культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

    2. Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ, Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эвристического) диалога. Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине» Платона), уравновешенность («годность») Цицерона.

    3. Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» Иоана Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.

    4. Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.

Результаты освоения раздела 1.

Личностные:

понимание историко-культурной ценности русского риторического идеала как прототипа риторического идеала будущего (соединяющего требования гармонии в общении, уважения к мнению и личности собеседника и пр.), личной ответственности за сохранение и развитие русской речевой культуры и речевого идеала , особенности иных речевых идеалов и их ценности; осознание роли риторики как дисциплины, необходимой для демократии и тесно связанного с ней; готовность усвоить и совершенствовать своё речевое мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции.

Метапредметные:

осознание исторического характера русского риторического идеала, понимание его взаимосвязи и взаимозависимости с античной и русской историей; включенность в риторическую картину мира знаний об исторических истоках всемирной и русской риторики и знаний об исторических истоках всемирной и русской риторики и знаний античных и древнерусских литературных памятников, отразивших судьбу риторики.

Предметные:

умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции; готовность к речевому общению с представителями иных национально – речевых культур; знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала м верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека.

Раздел 2.

Основные риторические категории и элементы речевого мастерства.

1.Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения.

Категория монолога и диалога и формы речевого общения.

2.Оратория: мастерство публичного выступления:

1) Принципы подготовки к публичной речи.

2) Законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.

3) Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.

4) Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.

5) Фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории. Способы предварительной оценки аудиторию стратегия и тактика речевого поведения оратора.

6) Факторы понимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое – жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т.д.), конкретность. Близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.

7) Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.

8) Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи.

9) Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облачение его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.

10) Техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приёмы импровизированной речи.

11. Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения и антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.

12. Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.

Результаты освоения раздела 2.

Личностные:

обретение уверенности в себе и способности формировать и публично высказывать собственное мнение; умение с уважением и вниманием включать позицию партнера (адресата) в собственную картину мира и свое слово о нем; развитие богатства, структурности и смысловой насыщенности своего слова в публичном общении.

Метапредметные:

включенность в деятельность по освоению раздела 2 и активизация в практике анализа и оценки публичной речи знаний норм современного русского языка на всех языковых уровнях; знаний о типах переносных значений и синтаксических структурах повышенной выразительности; знаний о роли ораторской речи в истории России и во всемирной истории.

Предметные:

умение анализировать публичное выступление по различным параметрам, видеть недостатки и достоинства – оценивать его; умение оценивать аудиторию и создавать её в процессе речи; умение строить свою ораторскую речь «по законам адресата», управлять вни манием аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически.

Раздел 3.

Мастерство беседы

  1. Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и

коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе: национально – культурные, социальные, индивидуально – личностные особенности. Речевое поведение: стратегия и практика. Типы беседы и соотношение речевых ролей собеседников.

  1. Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роли. Истоки нарушений понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты реакции на реплики собеседника.

  2. Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национально – речевые традиции.

  3. Мастерство спора. Доказывание убеждения. Виды доказательств. Ошибки и уловки спорщиков. Стратегия и практика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

  4. Риторика адресата: основы теории и практики слушания. Приёмы и техника активного слушания монологической и полилогической речи.

Результаты освоения раздела 3.

Личностные:

понимание важности, ценности и возможности взаимопонимания с различными по возрасту, социальному статусу, принадлежности речевой традиции партнерами; успешная социализация личности, формирование её как риторически подготовленного собеседника владеющего продуктивными типами беседы и умеющего противодействовать непродуктивным, разрушающим подлинное общение формам; самоидентификация в аспекте социальной и речевой роли в различных речевых ситуациях; формирование этики диалогического речевого общения, понимания путей самосовершенствования на основе усвоенных элементов речевого мастерства в беседе, понимание ценности реального живого общения с помощью слова; воспитание уважения к партнеру в споре и осознания необходимости корректного речевого поведения; навыки самооценки, самоконтроля, и самоорганизации в аспекте речевого поведения в беседе и споре.

Метапредметные:

практическое владение диалогическими жанрами речи в её литературно- разговорном стиле, активизация знаний, полученных в курсе русского языка; овладение умениями и навыками регулятивного (самоконтроль в беседе), познавательного (анализ реального речевого материала, порождаемого в ходе беседы) и коммуникативного характера; умение вести продуктивный и конструктивный диалог в различных ситуациях; наблюдать, анализировать, и оценивать поведение, речевую деятельность и подобные живые процессуальные объекты; различать формально – логические и реальные словесные высказывания, оценивать степень истинности первых и вторых.

Предметные:

освоение знаний о возможностях и факторах взаимопонимания в диалогическом общении, способах и техниках организации продуктивного общения в беседах различных типов, различиях социальной и речевой роли и основных стратегиях и тактиках беседы; приобретение умений строить беседу соответственно социальной и речевой роли, навыков быстрой и верной реакции на реплику партнера; умение использовать на практике знания о типах беседы в обиходно- бытовом и публичном общении, речевом поведении в беседе и споре; овладение современным концептуальным аппаратом, научными концепциями и аналитическими методами современной лингвопрагматики, основами мастерства спора и его логическими структурами, а также путями совершенствования полученных умений в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Раздел 4.

Основы риторики делового общения.

  1. Риторика делового общения: её предмет и задачи как одной из частных риторик; значение в общественной и частной жизни. Особенности делового общения, его важнейшие формы.

  2. Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой беседы, цели и речевое поведение собеседников, стратегия и тактика деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.

  3. Деловое выступление. Типы делового выступления. Цели и речевое поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.

Результаты освоения раздела 4.

Личностные:

развитие умений успешного прохождения собеседования при приеме на работу; обретение уверенности в профессиональном успехе при выборе специальностей, использующих слово как основной инструмент; формирование этического отношения к деловым контактам и способности реализовать его спомощью усвоенных в курсе техник.

Метапредметные:

развитие общеделовых речевых умений в основных ситуациях делового общения, способности и умения анализировать чужие критические высказывания, адекватно воспринимать и создавать корректные и продуктивные критические высказывания; воспринимать их на слух, структурно осмысливать, анализировать и оценивать в нужном темпе чужую речь в ситуациях общения, требующих эмоциональной напряженности.

Предметные:

владение навыками речевого поведения в основных ситуациях делового общения: беседе и бизнес – презентации (деловом докладе); усвоение знаний о структуре таких ситуаций, их психологических особенностях и техниках диалога и выступления, где основной риторической задачей является убеждение адресата в обоснованности собственной позиции.


Календарно – тематическое планирование по факультативу

« Риторика»

10 класс.


Тема

Количество часов

1

Введение.

1

2

История и особенности русского речевого идеала.

8

3

Основные риторические категории и элементы речевого мастерства.

12

4

Мастерство беседы

6

5

Основы риторики делового общения.

8


Итого:

34




Календарно – тематическое планирование.

п./п

Дата

Тема урока

Примечание

1


Традиционное определение риторики.


2


Риторика в современном мире.


3


Предмет риторики в античной Греции.


4


Предмет риторики в России (VII – XIX вв.)


5


Определение современной риторики.


6


Современная общая и частные риторики.


7


Речевое событие, дискурс, речевая ситуация.


8


Структура речевой ситуации.


9


Словесный поступок (речевой акт).


10


Виды сообщений: прямое и косвенное


11


Гармония речевого общения и образ говорящего.


12


Важнейшие качества говорящего. Уверенность.


13


Другие необходимые качества говорящего.


14


Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации.


15


Принципы близости и конкретности речи.


16


Второй закон риторики.


17


Третий закон риторики.


18


Четвертый закон риторики.


19


Единство общериторических законов.


20


Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата.


21


Этика современного речевого поведения.


22


Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса.


23


Развитие «чувства аудитории»


24


Классический риторический канон и его этапы.


25


Топика. Топы «род и вид», «определение», «целое и части».


26


Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия».


27


Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельство», «имя».


28


Смысловая схема речи.


29


Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи?


30


Мастерство описания: импровизация.


31


Как рассказывать истории?


32


Мастерство повествования: импровизация.


33


Как говорить, рассуждая? Классическая хрия.


34


Хрия как учебное упражнение в риторическом классе: обучение созданию хрии, импровизация.












Методическое обеспечение

1. С.С.Аверинцев. Риторика как подход к обобщению действительности / Поэтика древнерусской литературы. - Москва, 1981 год.

2. А.А.Тахо – Годи. Античные риторики. - Москва, 1978 год.

3. Б.Н.Головин. Основы культуры речи. - Москва, 1988 год.

4. Л.К.Граудина. Русская риторика: хрестоматия. – Москва, 1996 год.

5. Н.И.Жинкин. Речь как проводник информации.– Москва, 1982 год.

6. А.Ч.Козаржевский.Античное ораторское искусство. – Москва, 1980 год.

7. Д.С.Лихачёв. Величие древнерусской литературы. – Москва, 1979 год.

8. А.К.Михальская. Как учить риторике. – Москва, 1997 год.


Материально – техническое обеспечение


№ п/п

Перечень

Наличие

Технические средства

1

Ноутбук

1

2

Мультимедийный проектор

1

Оборудование

3

Папка «Портреты русских писателей «Серебряного века»

1

4

Папка «Портреты русских писателей 19 века»

1

Электронные ресурсы

5

Диск «Иркутские хроники. Документальный сериал»

1

6

Диск «5555 шедевров мировой живописи»

1

7

Диск «Искусство и путешествия»

1

8

Диск «Московский Кремль»

1

9

Диск «Энциклопедия классической музыки»

1

10

Диск «Энциклопедия материальной культуры»

1

11

Диск «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

1

12

Диск «Мировая художественная культура»

1

13

Диск «Музыка, пробуждающая мысли»

1

14

Диск «Большая детская энциклопедия»

1


Сайты интернета


15

Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru


16

Uroki.net


17

ПроШколу.ру


18

prezentacii.com







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!