«Рассмотрено» Руководитель МО _______/Орлова Т.В./ Ф.И.О. Протокол № __ от « » 20 г | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ г.Астрахани «СОШ №74 имени Габдуллы Тукая» ________/Потапова М.Н. / Ф.И.О. « » 20 г | «Утверждаю» Руководитель МБОУ г.Астрахани «СОШ №74 имени Габдуллы Тукая» ________ /_Гоголева Н.В. / Ф.И.О. Приказ № от «01» сентября 20 г |
Рабочая программа педагога
Афиногеновой Оксаны Юрьевны
учителя информатики
по информационной культуре, 3-е классы
утверждено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » 20 г
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета
В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом начального образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:
Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).
В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся (см. раздел «Тематическое планирование»). Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Описание места курса в учебном плане
При изучении информатики с 3 класса можно выделить на курс 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметныхрезьультатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении -личностного развития:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
В метапредметном направлении:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
В предметном направлении:
владение базовым понятийным аппаратом:
знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описаниия объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;
построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
*ИКТ-квалификация
сканирование изображения;
запись аудио-визуальной информации об объекте;
подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
заполнение учебной базы данных;
создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).
Содержание курса для 3класса
1. Логические значения утверждений
Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Учащиеся должны знать и понимать:
понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.
Учащиеся должны уметь:
определять значения истинности утверждений для данного объекта;
выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.
Учащиеся имеют возможность:
получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.
2. Язык
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.
Учащиеся должны знать и понимать:
знать русские и латинские буквы и их русские названия;
уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
иметь представление о слове как о цепочке букв;
иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
иметь представление о толковании слова;
иметь представление о лингвистических задачах.
*иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.
Учащиеся должны уметь:
правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
использовать имена для различных объектов;
сортировать слова в словарном порядке;
сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
*вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.
Учащиеся имеют возможность научиться:
решать простые лингвистические задачи.
2. Алгоритмы. Исполнитель Робик
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.
Учащиеся должны знать и понимать:
знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
иметь представление о конструкции повторения;
иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.
Учащиеся должны уметь:
планировать последовательность действий,
выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
выполнять простейшие линейные программы для Робика;
строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
строить цепочку выполнения программы Робиком;
строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.
Учащиеся имеют возможность научиться:
восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.
3. Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.
Учащиеся должны знать и понимать:
иметь представление о дереве;
понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.
Учащиеся должны уметь:
оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
Учащиеся имеют возможность научиться:
строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).
4. Игры с полной информацией
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Учащиеся должны знать и понимать:
иметь представление об играх с полной информацией;
знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
понимать и составлять описания правил игры;
понимать правила построения дерева игры;
знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
иметь представление о выигрышной стратегии.
Учащиеся должны уметь:
оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);
играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;
строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;
описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.
5. Математическое представление информации
Таблицы, схемы, диаграммы. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграммы.
Учащиеся должны знать и понимать:
иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах .
Учащиеся должны уметь:
устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;
читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
читать столбчатые диаграммы;
достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.
Учащиеся имеют возможность научиться:
представлять полученную информацию с помощью таблиц, диаграмм и простых графиков;
интерпретировать полученную информацию.
6. Решение практических задач
Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбцовых диаграмм (проект "Дневник наблюдения за погодой"). Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы учащихся с использованием алгоритма сортировки слиянием (проект "Сортировка слиянием"). Поиск двух одинаковых объектов в большом массиве похожих объектов силами группы учащихся путем классификации и с использованием разбиения задачи на подзадачи (проект "Одинаковые фигурки, или Разделяй и властвуй"). Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков и объектов путём построения сводной таблицы (проект "Одинаковые мешки"). Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект "Знакомство с русским текстом"). Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект "Лексикографический (словарный) порядок"). Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя (проект "Турниры и соревнования"). Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект "Стратегия победы").
Учащиеся должны знать и понимать:
иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;
иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;
Учащиеся должны уметь:
подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;
искать слово в словаре любого объема;
оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;
упорядочивать массив методом сортировки слиянием;
использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;
использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;
заполнять таблицу кругового турнира;
строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.
Учащиеся имеют возможность научиться:
строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;
планировать и проводить сбор данных,
строить дерево кубкового турнира для любого числа участников
строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.
7. ИКТ-компетентность. Решение практических задач
*Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект "Мое имя", специальная среда).
*Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса, изготовление бумажной записной книжки (проект "Записная книжка", специальная среда).
*Изготовление изображения животного составлением его из готовых частей (проект "Фантастическое животное", специальная среда).
**Изготовление открытки с использованием набора готовых изображений и графического редактора (проект "Новогодняя открытка",).
**Оформление и распечатка собственного текста с помощью текстового редактора (проект "Мой рецепт", Перволого или текстовый редактор).
**Изготовление и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект "Мой друг/Мой любимец", презентационная программа).
**Наблюдение, измерение различных числовых величин, оформление результатов наблюдения в виде презентации (проект "Дневник наблюдения за погодой", специальная среда).
Учащиеся должны уметь:
**сканировать изображения;
**описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем;
**создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста;
**готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
**создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;
*заполнять учебные базы данных;
Выпускник получит возможность научиться:
*искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
8. ИКТ-компетентность. Клавиатурный ввод
*Выполнение на клавиатурном тренажере серии заданий по освоению слепого десятипальцевого метода печати.
Учащиеся должны уметь:
*владеть квалифицированным клавиатурным письмом на русском языке.
В результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:
иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
иметь представление об алгоритме сортировки;
иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;
уметь последовательно выполнять указания инструкций;
иметь понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры.уметь использовать и строить цепочки и мешки;
оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»;
научиться сканировать изображения;
искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
читать столбчатые диаграммы;
достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах
иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
При бескомпьютерном варианте изучения курса достаточно выполнения следующих требований:
Каждый ученик должен быть обеспечен полным набором бумажных пособий по курсу: учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов;
Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.
Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, пересаживаться, собираться в группы и проч.
Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.
Перечень учебно-методического обеспечения
. При бескомпьютерном варианте изучения курса достаточно выполнения следующих требований:
Каждый ученик должен быть обеспечен полным набором бумажных пособий по курсу: учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов;
Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.
Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, пересаживаться, собираться в группы и проч.
Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.
Список литературы
Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ №1897 17.12.2010г).
Т.А. Рудченко, Е.С. Архипова «Информатика. Поурочные разработки. 3 класс»,:, 2014г.
Учебники для 1-4 классов Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. «Информатика», изд-во «Просвещение»
Рабочие тетради 1-4 классов Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова
Тетради проектов 1-4 классов Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова
Книги для учителя для 1-4 классов Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова
Учебно-методическое обеспечение:
Информатика. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Ч. 1 / А.Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. – 3-е изд. – М.: Просвещение: Ин – т новых технологий, 2011.
Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. 2013.
Тетрадь проектов. 3 класс. Часть 1. 2013.
Методическое пособие для учителя.
Календарно-тематическое планирование
информатики
3-е классы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые предметные результаты | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | Формы и виды контроля | Д/З | Дата |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммукативные УУД | Регулятивные УУД | | | |
1 | ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Длина цепочки. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. | Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек | знаково-символические – использовать модели и схемы для решения задач. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | планирование – работать по алгоритму | фронтальный опрос | | |
2 | Цепочка цепочек. | 1 | Урок-лекция с элементами беседы | Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. | Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию. | использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | индивидуальный опрос | | |
3 | Таблица для мешка (по двум признакам). | 1 | Урок-лекция с элементами беседы | Строить мешок по его двумерной таблице. | Заполнять двумерную таблицу для данного мешка | знаково-символические – использовать модели и схемы для решения задач. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задач | индивидуальный опрос | | |
4 | Словарный порядок. Дефис и апостроф. | 1 | Ознакомление с новым материалом. Урок-лекция с элементами беседы. | Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. | Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово. Искать и анализировать информацию | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог. | Формулироавть свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач | фронтальный опрос | | |
5 | Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. | Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию | Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами. | Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | фронтальный опрос | | |
6 | Уровень вершины дерева. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Искать два одинаковых в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения | Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | планирование – работать по алгоритму | индивидуальный опрос | | |
7 | Уровень вершины дерева. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения | Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия. | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задач | фронтальный опрос | | |
8 | Проект «Одинаковые мешки». | 1 | Урок контроля и коррекции ЗУН | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. | проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек). | представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, используя общие методы решения информационных задач. | Формулироавть свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. | саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии | тематический | | |
9 | Робик. Команды для Робика. Программа для Робика. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Работать в компьютерной адаптированной среде:использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач. | выделять одинаковые и разные цепочки из набора; | Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. | Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | планирование – работать по алгоритму | фронтальный опрос | | |
10 | Робик. Команды для Робика. Программа для Робика. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Работать в компьютерной адаптированной среде:использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач. | Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. | Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позициям | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | индивидуальный опрос | | |
11 | Перед каждой бусиной. После каждой бусины. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой». | Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира | Определять истинность утверждений о цепочках с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями. Строить цепочку по индуктивному описанию. | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач | индивидуальный опрос | | |
12 | Перед каждой бусиной. После каждой бусины. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой». | Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира | Определять истинность утверждений о цепочках с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями. Строить цепочку по индуктивному описанию. | Формулироавть свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. | преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задач | фронтальный опрос | | |
13 | Проект «Лексикографический порядок». | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. | владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач: | Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях | Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии | тематический | | |
14 | Склеивание цепочек. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания. | Строить свою позицию по индуктивному описанию | Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | планирование – работать по алгоритму | фронтальный опрос | | |
15 | Склеивание цепочек. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания. | Строить свою позицию по индуктивному описанию | Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания. | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | фронтальный опрос | | |
16 | Контрольная работа 1. | 1 | Урок учета и контроля знаний | выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи; | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; | Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. | Формулироавть свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач | тематический | | |
17 | Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач. | 1 | | выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи; | развитие мотивов учебной деятельности; | Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задач | индивидуальный опрос | | |
18 | Путь дерева. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). | Строить знаково-символические модели реальных объектов | Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие путь дерева. | Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии | фронтальный опрос | | |
19 | Путь дерева. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). | Строить знаково-символические модели реальных объектов | Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | планирование – работать по алгоритму | фронтальный опрос | | |
20 | Все пути дерева. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей. | Представлять информацию о степени родства, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства. | Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, в частности представлять информацию о степени родства в виде дерева | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | фронтальный опрос | | |
21 | Все пути дерева. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей. | Представлять информацию о степени родства, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства. | Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, в частности представлять информацию о степени родства в виде дерева | Формулироавть свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач | фронтальный опрос | | |
22 | Деревья потомков. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма | Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. | использовать родословные деревья для получения информации о степени родства. | Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задач | фронтальный опрос | | |
23 | Проект «Сортировка слиянием» | 1 | Урок контроля и коррекции ЗУН | Проводить слияние упорядоченных массивов, использовать дерево сортировки, использовать для сортировки классификацию. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, вести диалог. | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядочение) – упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии | тематический | | |
24 | Проект «Сортировка слиянием» | 1 | Урок контроля и коррекции ЗУН | Проводить слияние упорядоченных массивов, использовать дерево сортировки, использовать для сортировки классификацию. | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, вести диалог. | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядочение) – упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке. | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | планирование – работать по алгоритму | тематический | | |
25 | Робик. Конструкция повторения. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Использовать инструмент «робик» для определения начального положения Робика по его программе | Выполнять программы для Робика, Строить программы для Робика | | Формулироавть свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | фронтальный опрос | | |
26 | Робик. Конструкция повторения. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Использовать инструмент «робик» для определения начального положения Робика по его программе | Выполнять программы для Робика, Строить программы для Робика | Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команда, исполнитель). | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач | фронтальный опрос | | |
27 | Робик. Конструкция повторения. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Использовать инструмент «робик» для определения начального положения Робика по его программе | Выполнять программы для Робика, Строить программы для Робика | Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции. | Формулироавть свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. | преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задач | индивидуальный опрос | | |
28 | Склеивание мешков цепочек. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу. | Строить знаково-символические модели информационных процессов | Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии | фронтальный опрос | | |
29 | Склеивание мешков цепочек. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу. | Строить знаково-символические модели информационных процессов | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. | Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | планирование – работать по алгоритму | фронтальный опрос | | |
30 | Склеивание мешков цепочек. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу. | Строить знаково-символические модели информационных процессов | Строить мешки цепочек по результату их склеивания. | Формулироавть свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | индивидуальный опрос | | |
31 | Таблица для склеивания мешков. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их склеивания. | представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, | Строить мешки цепочек по результату их склеивания. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач | фронтальный опрос | | |
32 | Проект «Турниры и соревнования», 1 часть. | 1 | Урок контроля и коррекции ЗУН | Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места. | осваивать способы решения задач творческого характера. | представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, | осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задач | тематический | | |
33 | Контрольная работа 2. | 1 | Урок учета и контроля знаний | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; | устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения | Формулироавть свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. | планирование – работать по алгоритму | тематический | | |
34 | Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция с элементами беседы. | развитие мотивов учебной деятельности | устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | индивидуальный опрос | | |