Рабочая программа
«Английский язык»
4 класс
Составитель:
Учитель английского языка
ГБОУ гимназия № 1404 «Гамма»
Юрцева О.Н.
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углубленным изучением английского языка на основе линии учебно-методических комплектов «Английский язык» авторов И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной, О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. В процессе создания программы авторы исходили из целевых установок федерального компонента Государственного стандарта общего образования (иностранные языки), Общеевропейских компетенций владения иностранным языком, Европейского языкового портфеля.
Настоящая программа отвечает требованиям Государственного стандарта, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, учитывает основные требования, предъявляемые к современных УМК по иностранным языкам и соотносится с действующей примерной программой обучения английскому языку в общеобразовательной школе (2009).
Программа адресована школам, в которых обучение английскому языку начинается со II класса, при этом на изучение предмета отводится 3 часа во II класса, 4 часа в НИХ классах, 5 часов в X-XI классах.
Изучение иностранного языка направлено на формирование и развитие у школьников межкультурной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно- познавательной.
Речевая компетенция предполагает развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.
Языковая компетенция связана с овладением новыми языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими, грамматическими, орфографическими) в соответствии с тематикой; проблематикой и ситуациями общения, отобранными для основной школы, а также с расширением базовых знаний о системе изучаемого языка, разных способах выражения мысли на родном и английском языках.
Социокультурная компетенция предполагает приобщение учащихся к культуре; традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту; интересам, психологическим особенностям учащихся; формирование умения представлять свою родную страну; её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Развитие понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Компенсаторная компетенция связана с развитием умений выходить из положения в условиях дефицита языковых и речевых средств при получении и передаче информации.
Учебно-познавательная компетенция предполагает дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление учащихся с рациональными способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Процесс обучения осуществляется на основе учебно-методического комплекта (УМК), который включает следующие компоненты: учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, звуковое пособие и книгу для учителя.
Обучение английскому языку с помощью УМК осуществляется на трех этапах: в начальной школе с II по IV класс; в средней школе с V по IX класс, в старшей школе с X по XI класс. В результате изучения английского языка в начальной школе данные УМК предполагают овладение учащимися уровнем А2 «Допороговый», в средней школе - В1 «Пороговый», а в старшей школе - В2 «Пороговый продвинутый» согласно системе уровней, установленных Советом Европы. Также в VIII-IX и в X-XI классах на завершающем этапе проводится целенаправленная работа по подготовке к ГИА и ЕТЭ, которая органично вплетена в канву учебников; рабочих тетрадей, книг для чтения и звуковых пособий.
На первом этапе происходит формирование произносительных, лексических, грамматических навыков на базе достаточного ограниченного лексического и грамматического материала. Значительное место занимает работа над артикуляцией звуков и интонационных моделей. Формируются навыки в чтении и письме. Большое внимание уделяется формированию навыков техники чтения, обучению правилам чтения, чтению про себя с целью извлечения основной информации (ознакомительное чтение). Таким образом, на первом этапе обучения формируются элементарная коммуникативная компетенция, закладываются основы практического владения языком в различных видах речевой деятельности. Учащиеся также овладевают базовыми учебными навыками, приемами работы с учебником и другими компонентами УМК.
Основной целью второго этапа обучения является целенаправленное развитие коммуникативной компетенции. В средней школе выделяется два подэтапа V-VII классы и VIII-IX классы. Каждый этап имеет свои особенности.
На первом подэтапе большое внимание уделяется обучению устной речи в монологической и диалогической формах. Значительно расширяется круг ситуаций общения. Изучение культур стран изучаемого языка происходит в процессе сопоставления с культурой России. На данном подэтапе получают дальнейшее развитие умения в аудировании, чтении и письменной речи. Происходит овладение стратегиями аудирования с пониманием необходимой информации аудиотекстов. При обучении чтению учащиеся также овладевают умениями ознакомительного, изучающего и поискового чтения. Получают дальнейшее развитие компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.
Второй подэтап обучения, с одной стороны закрепляет и совершенствует сформированные ранее навыки и умения, а с другой, является новым шагом в изучении языка. Ситуации речевого общения на этом этапе носят глобальный характер. Обучение устной речи проводится в ситуациях общения, предполагающих дискуссию и обмен мнениями. Более разнообразные формы приобретает работа с лексикой (словообразование; антонимы, фразовые глаголы...). В центре внимания оказываются сложные грамматические структуры сослагательного наклонения, пассивного залога, модальные глаголы, неличные формы глагола. Начинается последовательная работа над творческим письмом, начиная с техники написания параграфа, заканчивая написанием открытки или письма личного характера.
На втором этапе становится реальной предпрофильная ориентация школьников средствами изучаемого языка за счет расширения тематики общения, выполнения проектных заданий, которые могут иметь профессиональную направленность.
Специфика завершающего этапа в X-XI классах состоит в том, что на данном этапе осуществляется систематизация, и обобщении языкового материала, усвоенного на предыдущих этапах, расширение продуктивной и рецептивной лексики, дальнейшее совершенствование рецептивных лексических и грамматических навыков в процессе обильного чтения и аудирования аутентичных текстов; развитие умений рассуждения, аргументации, обмена мнениями, умение делать презентации, обобщающие результаты проектной деятельности, выступать с обобщениями и небольшими докладами. Происходит дальнейшее развитие умений письменной речи, которая выступает как важнейшая цель обучения на данном этапе. Письменные задания направлены на овладение основными типами речи: описанием, рассуждением в виде сообщений, докладов, эссе, личного письма. Происходит увеличение роли самостоятельной работы учащихся, связанной с поиском информации в различных источниках (справочники, словари, Интернет и т.д.).
При составлении тематического планирования данной рабочей программы был использован учебник под редакцией И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной «Английский язык» для 3 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языкас приложением на электронном носителе в двух частях, издательства «Просвещение», Москва, год издания 2011. Программа рассчитана на 136 часов (4 раза в неделю).
В результате изучения английского языка в 4 классе ученик должен знать/понимать:
Правила чтения, орфографии и навыки их применения;
Все звуки английского языка, а также различать их на слух, соблюдать ударение и интонацию в словах и фразах;
Основные словообразовательные средства - порядковые числительные; образование наречий от прилигательных, образование сложных имен существительных;
наиболее частотные лексические единицы конкретной семантики;
устойчивые словосочетания - to read to oneself, to go shopping, to teach a sesson и т.д.;
фразовые галголы - to come back, to fall down, to look for и т.д.;
речевые клише: формулы речевого этикета, фразы повседневного обихода;
одушевленные и неодушевленные существительные, образование множественного числа существительных, использования артикля в устойчивых словосочетаниях, степени сравнения прилагательных, видо-временные формы глаголов, повелительное наклонение;
название страны изучаемого языка, столицы, народа, крупных городов, символов, достопримечательностей;
элементы детского фольклора, имена героев сказок и литературных произведений, популярные песни, пословицы, поговорки.
Уметь:
Пользоваться двуязычным словарями, быстро находить слова в учебниках и словарях; Выражать свою мысль, используя знакомые слова и жесты; Запрашивать информацию о значении незнакомых слов;
Работать в парах и малых группах, инсценировать диалоги, участвовать в ролевых играх; Быстро ориентироваться в структуре учебника;
В области говорения
участвовать в этикетном диалоге, диалоге-расспросе; диалоге - побуждении к действию;
составлять небольшие монологические высказывания (о себе; о друге; о семье), описывать картинки, предметы, персонажей, пересказывать содержание несложной истории, рассказывать о своих планах;
В области аудирования
Воспринимать и понимать речь учителя, одноклассников;
Воспринимать и понимать небольшой по объему аудиотекст - диалог, короткое объявление, песня, рифмовка, стих;
В области чтения
Читать вслух и понимать небольшой текст с соблюдением правильного ударения и интонации;
Читать и понимать про себя текст, построенный на изученном материале, понимать основную идею текста, находить в тексте необходимую информацию;
В области письма
Правильно писать буквы, буквосочетания, слова и предложения, списывать слова и предложения с образца, писать различные виды диктантов, писать вопросы к плану прочитанного текста и отвечать на них;
Писать с опорой на текст поздравления, короткие личные письма, короткий рассказ, описывать место, событие, заполнять анкеты.
ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ УЧАЩИЙСЯ
II-IV классы
В результате изучения английского языка во II-IV классах ученик должен знать/понимать:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки английского языка;
основные правила чтения и орфографии английского языка;
интонацию основных типов предложений (утверждение, общий, специальный вопросы, побуждение к действию);
названия стран изучаемого языка, их столиц;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого языка;
наизусть рифмованные произведения детского фольклора.
Ученик должен уметь:
Аудирование
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать аудиозаписи коротких диалогов, начитанных носителями языка;
понимать основное содержание небольших по объёму монологических высказываний, детских песен, рифмовок, стихов;
понимать основное содержание небольших детских сказок с опорой на картинки, языковую догадку.
Говорение
Диалогическая речь
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание);
утвердительно отвечать на вопрос, используя все типы простого предложения;
возражать, используя отрицательные предложения;
выражать вежливую просьбу с помощью побудительных предложений и слова please;
положительно/отрицательно реагировать на просьбу, пожелание, используя речевые клише;
выражать мнение, оценочное суждение (It's interesting. How interesting. Fine. Great. I like it.);
целенаправленно вести диалог-расспрос, интервью;
вести двусторонний диалог-расспрос, задавая простые вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?», «куда?», и переходить с позиции спрашивающего на позицию сообщающего.
Монологическая речь
кратко рассказывать о себе, своей семье, своём друге;
описывать предмет, картинку, фотографию;
делать краткое сообщение о своём городе, селе, своих занятиях, увлечениях;
излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста.
Чтение
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать про себя и понимать основное содержание небольших текстов;
полностью, детально понимать содержание текстов, целиком построенных на изученном языковом материале;
читать про себя, полностью понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки, на основе сходства со словом родного языка, с опорой на словообразовательные элементы, а также используя словарь в учебнике или книге для чтения;
читать про себя и понимать основное содержание текста, включающего значительное количество незнакомых слов, опираясь на языковую и контекстуальную догадку, англо-русский словарь, опуская незнакомые явления, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо и письменная речь
списывать текст на английском языке, выписывать из него или вставлять в него слова, словосочетания и предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
письменно задавать и отвечать на вопросы;
выполнять письменные упражнения;
писать по образцу краткое поздравление (с днём рождения, Новым годом);
вести словарь;
писать короткое личное письмо, записку;
заполнять анкету.
Ученик должен уметь использовать приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
устного общения с носителями английского языка в доступных для учащихся II—IV классов пределах, развития дружеских отношений с представителями англоязычных стран;
преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства межкультурного общения;
ознакомления с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке;
более глубокого осмысления родного языка в результате его сопоставления с изучаемым языком.
Предполагается, что по окончании начальной школы большинство учащихся, изучавших английский язык по данной серии учебных пособий, могут достичь уровня А2 «Допороговый» согласно Европейскому языковому портфелю для детей 7—10 лет.
В ходе обучения учитель может вносить некоторые изменения в содержание программы.