
Российская Федерация
Московская область
Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов
(МОУ школа № 13 с УИОП)
| | УТВЕРЖДАЮ |
| | Директор МОУ школа № 13 с УИОП г. о. Жуковский ___________________/Е.Ф.Тебякина/ |
| | Приказ № 255 от 01 . 09 . 2016 г. |
Приложение к Основной Образовательной Программе
Начального Общего Образования
учебного предмета основы духовно-нравственной культуры народов России (основы религиозных культур и светской этики)
(базовый уровень)
Учителя: Гусева С.С., Кирилина Т.М., Кочубеева Е.В.
| |
Классы: | 4-А, 4-Б, 4-В |
Количество часов: | Всего 34 часа | в неделю 1ч. |
На основе авторской программы Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» изд-во М.: Астрель, 2014. |
УМК: «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» | |
2016-2017 учебный год
Планируемые результаты освоения программы по основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе.
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этике.
Планируемые результаты на выходе 4 класса.
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты.
других Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование отношений к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам людей.
Предметные результаты.
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первичных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жаров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС (34 ч)
ведение. Моя Родина – Россия (5 часов). Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции. Многонациональное государство.
Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы традиционных религий России (15 часов). Культура и религия. Возникновение религий. Традиционные религии России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Христианство. История возникновения, основы христианского учения, семья, семейные ценности, краткий экскурс в историю христианства в России, храмы и монастыри, религиозные обряды, искусство. Таинства православной церкви. Христианские праздники. Христианские конфессии России (католики, протестанты).
Ислам. История возникновения, основы учения мусульман, семья, семейные ценности. Мечеть, минарет, религиозные обряды, искусство. Ислам в России (кратко). Праздники ислама.
Иудаизм. История возникновения, основы учения иудаизма, семья, семейные ценности. Традиции и обычаи, праздники иудаизма, религиозные обряды, искусство. Иудаизм в России.
Буддизм. История возникновения, основы буддийского учения, семья, семейные ценности. Храмы и обряды буддизма, праздники, религиозные ритуалы, искусство. Буддизм в России.
Основы светской этики (14 часов). Светская этика и ее значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности.
Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм человеческой памяти.
Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердий в обществе.
Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия. Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за свое поведение.
Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения.
Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести.
Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет.
Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека.
Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.
3. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на основе учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Моя Родина – Россия (5 ч) |
1 | Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | Уметь объяснять значение понятий «нравственность», «культура». Различать культурные и материальные ценности. Приводить примеры памятников культуры и архитектуры. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстративный материал) Задавать вопросы по иллюстрациям сверстникам и взрослым. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материалы темы. Высказывать свое мнение, предположение. | 05.09-09.09 | |
2 | Страна. Государство. | Рассказывать, используя географическую карту, о расположении нашей страны, ее границах, морях, реках. Показывать и называть крупные города РФ. Рассказывать, что изображено на иллюстрациях учебника. Отвечать на вопросы учителя. Обсуждать материал темы. Высказывать свое отношение к родной стране, своему народу. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. | 12.09-16-09 | |
3 | Отечество. Патриотизм. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Рассказывать, что изображено на иллюстрациях учебника. Давать устные ответы. Обсуждать материал темы. Высказывать свое мнение, предположение. Находить информацию о патриотах страны, использовать региональный компонент. Обсуждать материалы видеопросмотра. Участвовать в проектной работе. Представлять результат своей деятельности. | 19.09-23.09 | |
4 | Наше многонациональное государство. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Кратко характеризовать культурные традиции народов нашей страны. Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы учителю и сверстникам по иллюстрациям учебника. | 26.09-30.09 | |
5 | Мозаика заданий. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Уметь выделять главное в тексте. Делать обобщение. Составлять логический рассказ о событии, правильно употреблять ключевые слова темы. | 10.10-14.10 | |
Основы традиционных религий России (15 часов). |
6 | Возникновение религий. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы. | 17.10-21.10 | |
7 | Традиционные религии России. | Готовить рассказ по иллюстрациям. Отвечать на вопросы учителя. Обсуждать материал темы. Извлекать из учебника необходимую информацию. | 24.10-28.10 | |
8 | Христианство. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Рассказывать на основе своего жизненного опыта. | 31.10-04.11 | |
9 | Христианство. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Рассказывать на основе своего жизненного опыта. | 07.11-11.11 | |
10 | Христианские праздники. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Задавать вопросы учителю и сверстникам по иллюстрациям учебника. Рассказывать на основе жизненного опыта о семье. | 21.11-25.11 | |
11 | Другие христианские конфессии России. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы. | 28.11-02.12 | |
12 | Ислам. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Самостоятельно изучать тексты из вариативной части. | 05.12-09.12 | |
13 | Ислам. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Рекомендовать прочитанные по теме книги. | 12.12-16.12 | |
14 | Иудаизм. | Работать с текстом учебника. Соотносить текст и иллюстрации. Обсуждать материал темы. | 19.12-23.12 | |
15 | Иудаизм. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Анализировать пословицы | 26.12-30.12 | |
16 | Буддизм. | Работать с иллюстрациями. Читать текст учебника. Отвечать на вопросы учителя. | 09.01-13.01 | |
17 | Буддизм. | Работать с иллюстрациями. Читать текст учебника. Отвечать на вопросы учителя. Рекомендовать прочитанные по теме книги. | 16.01-20.01 | |
18 | Мозаика заданий | Отвечать на вопросы учебника. Работать с иллюстрациями. Анализировать художественные публицистические тексты. | 23.01-27.01 | |
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Религии России» | Уметь работать со справочной литературой. | 30.0103.02 | |
20 | Проекты по теме «Религиозные праздники». | Участвовать в проектной работе. Представлять результаты своей деятельности. | 06.02-10.02 | |
Основы светской этики (14 часов). |
21 | Что такое светская этика. Мораль. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Кратко характеризовать культурные традиции народов нашей страны. Отвечать на вопросы учителя. | 13.02-17.02 | |
22 | Семья. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Участвовать в проектной деятельности. | 27.02-03.03 | |
23 | Милосердие. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарем. Искать дополнительный материал | 06.03-10.03 | |
24 | Добро и зло. Совесть. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира» | 13.03-17.03 | |
25 | Свобода и ответственность. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарем. | 20.03-24.03 | |
26 | Честь и достоинство. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира» | 27.03-31.03 | |
27 | Общение. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира» | 10.04-14.04 | |
28 | Дружба. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Готовить рассказ по иллюстрациям. | 17.04-21.04 | |
29 | Труд. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира» | 24.04-28.04 | |
30 | Мозаика заданий. | Отвечать на вопросы учебника. Работать с иллюстрациями. Анализировать художественные публицистические тексты. | 01.05-05.05 | |
31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Светская этика» | Уметь работать со справочной литературой. | 08.05-12.05 | |
32 | Защита проектов. | Участвовать в проектной деятельности. | 15.05-19.05 | |
33 | Защита проектов или выполнение творческих работ. | Представлять результаты своей проектной деятельности. | 22.05-26.05 | |
34 | Резервный урок. «Моя любимая Родина». | Представлять результаты своей проектной деятельности. | |
«Согласовано» на заседании ШМО учителей начальных классов Рук. ШМО: _____________Афентьева О.А. Протокол № 1 от 30 августа 2016г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ______________Трубенкова О.А. " 31" августа 2016 г. |