СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 7 класса составленна по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

введение

Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263), приказа Управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 № 1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования». Рабочая программа составлена с учётом Примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы «Физика. 7-9» (авторы АВ Перышкин, ЕМ Гутник - М.: Дрофа-2004. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ и учебный план МАОУ СОШ №5 имени Ю.А. Гагарина для обязательного изучения предмета «физика» в 7 классе отводит не менее 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.

В рабочей программе предусмотрены резервные часы, что связанно с возможными внештатными ситуациями (карантин, отмена занятий по погодным условиям…)



I .Планируемые результаты изучения курса физики.


Личностные результаты обучения физике

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию


Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

-развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

-коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.



Выпускник научится:

правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения

выполнять измерения физических величин с учетом погрешности

анализировать свойства тел, явления и процессы

распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел

описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма

анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила

решать задачи, используя физические законы закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость еѐ распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для еѐ решения, и проводить расчѐты.

использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде

распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объѐма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твѐрдых тел

различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твѐрдых те.



Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;



II. Содержание учебного предмета

7 класс (70 часов)


1. ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физиче­ских явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и по­грешность измерений. Физика и техника.


Фронтальная лабораторная работа

Определение цены деления измерительного прибора


2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч)

Строение вещества. Молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. Агрегат­ные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представ­лений.


Фронтальная лабораторная работа

Измерение размеров малых тел.



3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.


Фронтальные лабораторные работы

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение объема твердого тела.

Измерение плотности твердого тола.

Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.


4. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (22 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Учебные проекты

Передача давления в гидравлических машинах

Откуда появляется архимедова сила




5. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (14 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.



Фронтальные лабораторные работы

Выяснение условия равновесия рычага.

Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.













III. Тематическое планирование

(7 класс)


Тема

Всего

часов

Виды и формы контроля


Введение

4


1

Т.б. Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты.

1

Фронтальный опрос

2

Физические величины. Измерение физических величин.

1

Фронтальный опрос

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

1

Фронтальный опрос

4

Лабораторная работа № 1 "Определение цены деления измерительного прибора".

1

Лабораторная работа


Первоначальные сведения о строении вещества

6


5

Строение вещества. Молекулы.

1

Фронтальный опрос

6

Лабораторная работа № 2 "Измерение размеров малых тел"

1

Лабораторная работа

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул.

1

Фронтальный опрос

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Фронтальный опрос

9

Агрегатные состояния вещества.

1

Фронтальный опрос

10

Повторение и обобщение основных положений темы "Первоначальные сведения о строении вещества".

1

тест


Взаимодействие тел

21


11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

Фронтальный опрос

12

Скорость. Единицы скорости.

1

Фронтальный опрос

13

Расчет пути и времени движения.

1

Фронтальный опрос

14


Решение задач «Расчет скорости тел».

1

Решение задач

15

Инерция. Взаимодействие тел.

1

Фронтальный опрос

15


Масса тела. Измерение массы тела на весах.

1

Фронтальный опрос

17

Лабораторная работа № 3 "Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Лабораторная работа

18

Плотность вещества.

1

Фронтальный опрос

19

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

Фронтальный опрос

20

Лабораторные работы № 4, 5 "Измерение объема тела", "Определение плотности твердого

тела".

1

Лабораторная работа

21

Решение задач.

«Расчет плотности тел».

1

Решение задач

22

Контрольная работа № 1 "Плотность вещества".

1

Контрольная работа

23

Сила.

1

Фронтальный опрос

24

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

1

Фронтальный опрос

25

Сила упругости. Закон Гука.

1

Фронтальный опрос

26

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Фронтальный опрос

27

Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра".

1

Лабораторная работа

28

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

Фронтальный опрос

29

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике

1

Фронтальный опрос

30

Решение задач.

Лабораторная работа № 7 «Измерение си­лы трения с помощью динамометра».

1

Лабораторная работа

31

Контрольная работа № 2 "Силы".

1

Контрольная работа


Давление твердых тел, жидкостей и газов

22


32

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

Фронтальный опрос

33

Решение задач «Давление твердых тел».

1

Решение задач

34

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

Фронтальный опрос

35

Давление в жидкости и газе.

1

Фронтальный опрос

36

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Фронтальный опрос

37

Решение задач по теме "Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля".

1

Фронтальный опрос

38

Сообщающиеся сосуды.

1

Фронтальный опрос

39

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

Фронтальный опрос

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Фронтальный опрос

41

Барометр-

анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Фронтальный опрос

42

Манометры.

1

Фронтальный опрос

43

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

Фронтальный опрос

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

Фронтальный опрос

45

Закон Архимеда.

1

Фронтальный опрос

46

Решение задач по теме

«Архимедова сила».

1

Фронтальный опрос

47

Лабораторная работа № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело".

1

Лабораторная работа

48


Плавание тел.

1

Фронтальный опрос

49

Решение задач по теме "Плавание тел".

1

Решение задач

50

Лабораторная работа № 9 "Выяснение условий плавания тела в жидкости".

1

Лабораторная работа

51

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

Фронтальный опрос

52

Решение задач по теме «Архимедова сила, пла­вание тел, воздухо­плавание».

1

Фронтальный опрос

53


Контрольная работа № 3 "Архимедова сила. Плавание тел".

1

Контрольная работа


Работа и мощность. Энергия

14


54

Механическая работа. Единицы работы.

1

Фронтальный опрос

55

Мощность. Единицы мощности.

1

Фронтальный опрос

56

Решение задач «Работа и мощность».

1

Решение задач

57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

Фронтальный опрос

58

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

1

Фронтальный опрос

59

Лабораторная работа № 10 "Выяснение условия равновесия рычага".

1

Лабораторная работа

60

Блоки. "Золотое правило" механики.

1

Фронтальный опрос

61

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

1

Фронтальный опрос

62

Коэффициент полезного действия.

1

Фронтальный опрос

63

Лабораторная

работа № 11

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

Лабораторная работа

64

Энергия.

1

Фронтальный опрос

65

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

Фронтальный опрос

66

Решение задач «Работа. Энергия. Мощность».

1

Решение задач

67

Контрольная работа №4

«Работа и мощность. Энергия»

1

Контрольная работа


Резерв свободного времени

3



Всего

70




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!