«Рассмотрено» Руководитель МО ___________ Т.В.Пестерева Протокол от________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ Т.З.Жанаева ___________2017 г._ | «Утверждено» Директор МБОУ «Хоронхойская СОШ» ___________ Н.Г.Красикова _______2017 г. |
Рабочая программа по химии для 10 класса Учитель Сунграпова Ирина Даба - Самбуевна 2017/2018 учебный год |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (1 час добавлен за счет школьного компонента)
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.
Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
Содержания тем учебного курса
№ п/п | Наименование разделов и основных тем | Всего часов | В том числе |
Уроки | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение в органическую химию | 5 | 5 | | |
2 | Углеводороды | 20 | 17 | 2 | 1 |
3 | Кислородсодержащие органические вещества | 21 | 17 | 3 | 1 |
4 | Азотсодержащие соединения | 7 | 6 | 1 | |
5 | Высокомолекулярные соединения | 7 | 5 | 1 | 1 |
6 | Химия и жизнь | 2 | 2 | | |
7 | Повторение | 6 | 6 | | |
Итого | | 68 | 59 | 6 | 3 |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1: Введение в органическую химию (5 часов)
Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.
Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.
Демонстрации
1. Образцы органических веществ, изделия из них.
2. Шаростержневые модели молекул.
Тема 2: Углеводороды (20 часов)
Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические).
Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.
Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.
Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.
Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.
Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.
Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.
Генетическая взаимосвязь углеводородов.
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Демонстрации
1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)
2. Схема образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.
3. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.
4. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.
5.Видеоопыты: Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана к бромной воде.
6. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».
7. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.
8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
10. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.
11. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.
12. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
13. Модели молекулы бензола.
14. Отношение бензола к бромной воде.
15. Горение бензола.
16. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.
Лабораторные опыты
Сборка шаростержневых моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных
Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.
Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.
Практическая работа
Определение качественного состава органических веществ
Получение этилена и опыты с ним
Расчетные задачи
Решение задач на нахождение формулы вещества.
Тема 3: Кислородсодержащие органические соединения (21 час)
Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.
Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.
Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.
Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.
Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.
Сравнение свойств неорганических и органических кислот.
Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.
Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.
Мыла — соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.
Полифункциональные соединения
Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.
Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.
Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.
Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.
Демонстрации
Растворимость спиртов в воде.
Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
Качественная реакция на фенол.
Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами.
Модели молекул метаналя и этаналя.
Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).
Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».
Образцы различных карбоновых кислот.
Отношение карбоновых кислот к воде.
Качественная реакция на муравьиную кислоту.
Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.
Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.
Гидролиз сахарозы.
Гидролиз целлюлозы и крахмала.
Взаимодействие крахмала с иодом.
Лабораторные опыты
Окисление спиртов оксидом меди(II).
Свойства глицерина.
Окисление формальдегида гидроксидом меди(II).
Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
Свойства жиров.
Свойства моющих средств.
Практические работы
Получение и свойства карбоновых кислот
Изучение свойств альдегидов и фенола
Решение экспериментальных задач
Тема 4: Азотсодержащие соединения (7 часов)
Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.
Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.
Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Демонстрации
1. Образцы аминокислот.
2.Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
3. Растворение белков в воде.
4. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
5. Обнаружение белка в молоке.
Лабораторные опыты
Качественные реакции на белки.
Практическая работа
Решение экспериментальных задач.
Тема 5: Высокомолекулярные соединения (7 часов)
Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Демонстрации
Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них
Практическая работа
Волокна и полимеры
Тема 6: Химия и жизнь (2 часа)
Тема 7: Повторение (8 часов)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, основных тем | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Факт |
Введение в органическую химию – 5 ч |
1 | Предмет органической химии | 1 | | |
2-3 | Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова | 2 | | |
4 | Природа химических связей | 1 | | |
5 | Классификация органических соединений | 1 | | |
Углеводороды – 20 ч |
6 | Электронное и пространственное строение алканов | 1 | | |
7 | Гомологи и изомеры алканов | 1 | | |
8 | Получение, свойства и применение алканов. | 1 | | |
9 | Циклоалканы | 1 | | |
10 | П.Р. №1 Качественный состав углеводородов | 1 | | |
11 | Строение и номенклатура алкенов. | 1 | | |
12 | Кратные связи. Изомерия. | 1 | | |
13 | Свойства и получение алкенов. | 1 | | |
14 | П.Р. №2 Получение этилена и опыты с ним | 1 | | |
15 | Алкадиены. Сопряженные связи. | 1 | | |
16 | Свойства алкадиенов. | 1 | | |
17 | Природный каучук | 1 | | |
18 | Алкины. Строение и номенклатура. | 1 | | |
19 | Физические и химические свойства. | 1 | | |
20 | Арены | 1 | | |
21 | Свойства аренов | 1 | | |
22 | Природные источники углеводородов. | 1 | | |
23 | Коксохимическое производство. | 1 | | |
24 | Обобщение. | 1 | | |
25 | К.Р. №1 «Углеводороды» | 1 | | |
Кислородсодержащие органические вещества – 21 ч |
26 | Одноатомные предельные спирты | 1 | | |
27 | Получение, свойства и применение одноатомных спиртов | 1 | | |
28 | Многоатомные спирты | 1 | | |
29 | Фенолы | 1 | | |
30 | Свойства фенолов и их применение | 1 | | |
31 | Карбонильные соединения | 1 | | |
32 | Свойства и применение альдегидов | 1 | | |
33 | Карбоновые кислоты | 1 | | |
34 | Свойства и применение карбоновых кислот | 1 | | |
35 | П.Р. №3 Получение и свойства карбоновых кислот | 1 | | |
36 | Непредельные карбоновые кислоты | 1 | | |
37 | П.Р. №4 Изучение свойств альдегидов и фенолов | 1 | | |
38 | Сложные эфиры | 1 | | |
39 | Жиры | 1 | | |
40 | Углеводы. Глюкоза | 1 | | |
41 | Сахароза | 1 | | |
42 | Крахмал | 1 | | |
43 | Целлюлоза | 1 | | |
44 | П.Р. №5 Решение экспериментальных задач | 1 | | |
45 | Обобщающий урок | 1 | | |
46 | К.Р. №2 Кислородсодержащие органические вещества | 1 | | |
Азотсодержащие соединения – 7 ч |
47 | Амины | 1 | | |
48 | Аминокислоты | 1 | | |
49-50 | Белки. Структуры белков | 2 | | |
51 | Гетероциклические соединения | 1 | | |
52 | Нуклеиновые кислоты | 1 | | |
53 | Химия и здоровье человека | 1 | | |
Высокомолекулярные соединения – 7 ч |
54 | Полимеры | 1 | | |
55 | Синтетические каучуки | 1 | | |
56 | Пластмассы | 1 | | |
57 | Синтетические волокна | 1 | | |
58 | П.З. №6 Распознавание волокон и пластмасс | 1 | | |
59 | Обобщающий урок | 1 | | |
60 | К.Р. №3 Азотсодержащие и ВМС | 1 | | |
Химия и жизнь – 2 ч |
61 | Химическое загрязнение окружающей среды (урок-конференция) | 1 | | |
62 | Значение химии в жизни человека | 1 | | |
Повторение – 6 ч |
63 | Повторение. Углеводороды | 1 | | |
64 | Повторение. Кислородсодержащие органические соединения | 1 | | |
65 | Повторение. Азотсодержащие органические соединения | 1 | | |
66 | Повторение. ВМС | 1 | | |
67 | Обобщение по курсу органической химии | 1 | | |
68 | Итоговая тестовая работа | 1 | | |
Итого | | 68 | | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол час | Характеристика основных видов деятельности ученика | Планируемые результаты | Виды контроля | д/з |
Введение в органическую химию – 5 ч |
1 | Предмет органической химии | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Знать: Вещества органические и неорганические, ученые-органики, предмет органической химии, значение | Фронтальный опрос | §1 |
2-3 | Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова | 2 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности | Знать: Возникновение теории химического строения, основные положения теории, изомерия, значение теории Уметь: Составлять изомеры | Фронтальный опрос упр 5,6 с.10 | §2 |
4 | Природа химических связей | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности | Знать: Полярность связей, перекрывание облаков – SP3, SP2, SP – гибридизация, «пи и сигма» связи Уметь: Объяснять виды гибридизации, связи | Текущий опрос упр.7,12 с.10 | §3 |
5 | Классификация органических соединений | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям | Знать: классификацию органических веществ Уметь: по формуле давать название классу веществ | Текущий опрос | §4 |
Углеводороды – 20 ч |
6 | Электронное и пространственное строение алканов | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; | Знать: Углеводороды, строение метана, SP3 – гибридизация Уметь: Объяснять SP3 –гибридизацию, электронное и пространственное строение алканов | Текущий опрос, зад. 1,2,3 с.28 | §5 |
7 | Гомологи и изомеры алканов | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: Изомерия, номенклатура алакнов, радикал, построение изомеров алканов, гомологический ряд алканов Уметь: Строить изомеры и давать им названия | Текущий опрос зад. 3.4.5 с.28 | §6 |
8 | Получение, свойства и применение алканов. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: Получение алканов в лаборатории, реакция, Вюрца, физические и химические войстваалканов, свободнй радикал, цепные реакции Уметь: Строить изомеры и давать им названия | Текущий опрос, упр. 20 с.28 | §7 |
9 | Циклоалканы | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; | Знать: Классификацию, изомерию, названия, свойства, получение, применение циклоалканов Уметь: Составлять формулы и давать названия, характеризовать свойства веществ, сравнивать с ранее изученными классами. | Текущий опрос, зад.6,7 с.28 | §8 |
10 | П.Р. №1 Качественный состав углеводородов | 1 | Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них | Знать: характерные химические свойства основных классов органических веществ; уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами | Практическая работа | §7-8 повт. |
11 | Строение и номенклатура алкенов. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: SP2 – гибридизация, алкены, гомологический ряд, Уметь: Составлять формулы и давать названия, | Текущий опрос Текущий опрос упр.4,7,8, с.27 упр.21 с.28 | §9 |
12 | Кратные связи. Изомерия. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; | Знать: «пи и сигма» связи, изомерия двойной связи, структурная изомерия Уметь: Составлять формулы и давать названия, | Текущий опрос упр.11,12 с.27 | §9 |
13 | Свойства и получение алкенов. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива | Знать: Получение из этилового спирта, дегидрированием, крекингом, пиролизом, из галогенопроизводных, реакции присоединения, правило Марковникова, окисление и полимеризацию Уметь: Писать уравнения реакций, , объяснять правило Марковникова | Текущий опрос зад. 1 с.43 | §10 |
14 | П.Р. №2 Получение этилена и опыты с ним | 1 | Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них | Знать: характерные химические свойства основных классов органических веществ; уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами | Практическая работа | §9-10 |
15 | Алкадиены. Сопряженные связи. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; | Знать: Алкадиены. Сопряженные связи, «пи и сигма» связи, изомерия двойной связи, структурная, пространственная изомерия, названия, классификация Уметь: Составлять формулы и давать названия | Фронтальный опрос самост.работа зад.3,4 с.43 | §11 |
16 | Свойства алкадиенов. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; | Знать: Получение алкадиенов, физические и химические cвойства полимеризация Уметь: Писать уравнения реакций | Текущий опрос Текущий опрос зад. 1 с.49 | §11 |
17 | Природный каучук | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.ролевого поведения | Знать: Строение, нахождение в природе, свйства, получение гуттаперчи и резины | Текущий опрос зад. 2 с.49 | §12 |
18 | Алкины. Строение и номенклатура. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: | Знать: SP – гибридизация, алкины, гомологический ряд, номенклатура Уметь: Составлять формулы и давать названия | Фронтальный опрос, задания из сборника | §13 |
19 | Физические и химические свойства. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: | Знать: физические и химические cвойства полимеризация, присоединение, получение альдегида, реакции окисления Уметь: Писать уравнения реакций | Текущий опрос, зад.1,2 с.56 | §13 |
20 | Арены | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям | Знать: Особенности строения бензола, правило Кекуле, изомерия и номенклатура Уметь: Составлять формулы и давать названия | Самостоятельная работа | §14 |
21 | Свойства аренов | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: | Знать: Реакция Зелинского, способы получения аренов, физические свойства, реакции замещения, окисления, присоединения Уметь: Составлять формулы и давать названия | Текущий опрос зад.1,2 с.67 | §15 |
22 | Природные источники углеводородов. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей Рефлексивная деятельность Умение совместно работать | Знать: Строение, нахождение в природе, свойства, газа, нефти. Ректификация, крекинг, бензин, лигроин, газойль, керосин, мазут | Текущий опрос зад.3,4 с.67 | §16-17 |
23 | Коксохимическое производство. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; | Знать: Пиролиз, продукты пиролиза. | Текущий опрос зад.1,2 с.78 | §18-19 |
24 | Обобщение. | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: | Знать: состав, химические свойства основных классов органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства основных классов органических веществ применять полученные знания для решения практических задач | Текущий опрос, сам.задания | §5-19 |
25 | К.Р. №1 «Углеводороды» | 1 | Рефлексивная деятельность Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений | Знать: состав, химические свойства основных классов органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства основных классов органических веществ применять полученные знания для решения практических задач | Контрольная работа | §20 |
Кислородсодержащие органические вещества – 21 ч |
26 | Одноатомные предельные спирты | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: | Знать: Одноатомные спирты. Гидроксильная группа, , функциональная группа, , изомерия, номенклатура Уметь: Составлять формулы и давать названия | Работа над ошибками | §22 |
27 | Получение, свойства и применение одноатомных спиртов | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и | Знать: Получение спиртов из галогенопроизводных, гидротацией этилена. Брожением, реакция с металлами, HCl, гидротация, образование простых эфиров, окисление в альдегиды, горение вред этанола Уметь: Писать уравнения реакций | Текущий опрос, зад. 1,2 с.88 | §23 |
28 | Многоатомные спирты | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. | Знать: Многоатомные спирты, эитленликоль. Глицерин, реакция с металлами, гидроксидом меди, азотной кислотой Уметь: Писать уравнения реакций | Текущий опрос, зад. 3,4 с.88 | §24 |
29 | Фенолы | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по критериям | Знать: Фенолы, строение, фенил-радикал Уметь: Составлять формулы и давать названия | Текущий опрос, зад.1,2 с.92 | §25 |
30 | Свойства фенолов и их применение | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: | Знать: Влияние бензольного ядра и гидроксильной группы, качественная реакция, применение Уметь: Писать уравнения реакций | Текущий опрос, зад. 1,2 с.98 | §26 |
31 | Карбонильные соединения | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности | Знать: Альдегиды, строение молекулы, изомерия, номенклатура, карбонильная группа Уметь: Составлять формулы и давать названия | Самостоятельная работа | §27 |
32 | Свойства и применение альдегидов | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; | Знать: Получение окислением спиртов, ,алканов, реакцией Кучерова, реакция серебрянного зеркала, с гидороксидом меди, реакция с водородом Уметь: Писать уравнения реакций | Текущий опрос, зад.1,2 с.106 | §28 |
33 | Карбоновые кислоты | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям | Знать: Карбоновые кислоты, карбоксильная группа, изомерия и номенклатура кислот Уметь: Составлять формулы и давать названия | Текущий опрос, зад. 3,4 с.106 | §27-28 |
34 | Свойства и применение карбоновых кислот | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;.). | Знать: Получение кислот из солей, алканов, спиртов, альдегидов, реакции, характерные для минеральных кислот и органических и специфические свойства: с хлором, оксидом серебра, расщепление Уметь: Писать уравнения реакций | Фронтальный опрос, работа со сборником | §29 |
35 | П.Р. №3 Получение и свойства карбоновых кислот | 1 | Познавательная деятельностьОпределение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них | Знать: характерные химические свойства основных классов органических веществ; уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами | Практическая работа | §27-29 |
36 | Непредельные карбоновые кислоты | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по критериям | Знать: Акриловая, метакриловая, стеариновая, олеиновая.,линолевая, щавелевая кислоты Уметь: Составлять формулы и давать названия | Фронтальный опрос, зад. 1,4 с.118 | §30 |
37 | П.Р. №4 Изучение свойств альдегидов и фенолов | 1 | Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них | Знать: характерные химические свойства основных классов органических веществ; уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами | Практическая работа | §31 |
38 | Сложные эфиры | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. | Знать: Сложные эфиры, общая формула, номенклатура, получение.свойства, применение | Самостоятельная работа | §32 |
39 | Жиры | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Знать: Жиры, общая формула, номенклатура, получение.свойства, применение | Текущий опрос упр.6-7 с.128 | §33 |
40 | Углеводы. Глюкоза | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: Углеводы. Глюкоза, общая формула, номенклатура, получение.свойства, применение | Текущий опрос упр.8-13 с.128 | §34 |
41 | Сахароза | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Знать: Сахароза, формула, получение.свойства, применение | Текущий опрос, упр.2,7,11 с.146 | §35 |
42 | Крахмал | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: Крахмал, общая формула, получение.свойства, применение | Текущий опрос, зад.1 с.147 | §30-35 |
43 | Целлюлоза | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: Целлюлоза, формула, получение.свойства, применение | Текущий опрос, зад.3 с.147 | §20-35 |
44 | П.Р. №5 Решение экспериментальных задач | 1 | Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них | Знать: характерные химические свойства основных классов органических веществ; уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами | Практическая работа | |
45 | Обобщающий урок | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: состав, химические свойства основных классов органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства основных классов органических веществ применять полученные знания для решения практических задач | Текущий опрос, индив.задания | |
46 | К.Р. №2 Кислородсодержащие органические вещества | 1 | Рефлексивная деятельность Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений | Знать: состав, химические свойства основных классов органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства основных классов органических веществ применять полученные знания для решения практических задач | Контрольная работа | |
Азотсодержащие соединения – 7 ч |
47 | Амины | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Умения совместной деятельности в коллективе | Знать: Первичные, вторичные, третичные амины, свойства аминов, получение аминов, уметьназывать соединения составлять формулы по названию характеризовать химические свойства применять полученные знания для решения задач | Работа над ошибками Фронтальный опрос | §36 |
48 | Аминокислоты | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям | Знать: Названия, строение аминокислот, функции аминогруппы и карбоксильной группы, амфотерность, характерные свойства, значение уметьназывать соединения составлять формулы по названию характеризовать химические свойства применять полученные знания для решения задач | Текущий опрос, упр.3-5 с.157 | §37 |
49-50 | Белки. Структуры белков | 2 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; | Знать: Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белков, значение белков в природе, качественные реакции на белки, синтез белков из нефти, синтетическая пища | Текущий опрос, упр.6,7 с.162 | §38 |
51 | Гетероциклические соединения | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания Сравнение, сопоставление по одному или нескольким критериям | Знать: Пиридин, пиррол, пиримидин, пурин, тимин, цитозин, аденин, гуанин- названия и фирмулы | Текущий опрос упр.4,5,8 с.162 | §39 |
52 | Нуклеиновые кислоты | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям | Знать: Нуклеиновые кислоты, состав, радикалы, гетероциклы, ДНК, РНК, сходство и отличие, комплементарноть | Текущий опрос | §40 |
53 | Химия и здоровье человека | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: Пища, искусственные добавки, соль, сахар | Самостоятельная работа | §36-40 |
Высокомолекулярные соединения - 7 ч |
54 | Полимеры | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: Полимеры, макромолекулы, степень полимеризации, стереорегулярная и стереонерегулярная структура, получение, свойства, применение полиэтилена, полипропилена, тефлона, фенолформальдегидная смола, термореактивные и термопластичные пластмассы | Фронтальный опрос | §42 |
55 | Синтетические каучуки | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: Получение, применение, виды каучуков.сополимеризация | Текущий опрос упр.6,7 с.176 | §43 |
56 | Пластмассы | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: получение, свойства, применение полиэтилена, полипропилена, тефлона, фенолформальдегидная смола, термореактивные и термопластичные пластмассы | Текущий опрос упр. | §42-43 |
57 | Синтетические волокна | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: Природные, химические волокна, растительного, животного происхождения, искусственные и синтетические. Основные представители волокон – их характеристика | Текущий опрос | §44 |
58 | П.З. №6 Распознавание волокон и пластмасс | 1 | Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них | Знать: характерные химические свойства волокон и пастмасс; уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами | Практическая работа | §42-44 |
59 | Обобщающий урок | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: состав, химические свойства органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства органических веществ применять полученные знания для решения практических задач | Индивидуальные задания, фронтальный опрос | §36-44 |
60 | К.Р. №3 Азотсодержащие и ВМС | 1 | Рефлексивная деятельность Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений | Знать: состав, химические свойства основных классов органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства основных классов органических веществ применять полученные знания для решения практических задач | Контрольная работа | |
Химия и жизнь – 2 ч |
61 | Химическое загрязнение окружающей среды (урок-конференция) Национально-региональный компонент: озеро Хвосты, содержащее отходы ОООХоронхойская горная компания | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности Оценивание своих учебных достижений | Знать: Виды химического загрязнения, меры по улучшению экологического состояния планеты | Эвристическая беседа | §45 |
62 | Значение химии в жизни человека | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. | Знать: Значение химии в жизни человека | Выступления учащихся, защита рефератов | конспект |
Повторение – 6 ч |
63 | Повторение. Углеводороды | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). | Знать: состав, химические свойства органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства органических веществ применять полученные знания для решения практических задач | Фронтальный опрос, индивидуальные задания | §5-19 |
64 | Повторение. Кислородсодержащие органические соединения | 1 | Познавательная деятельность Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности, учет особенностей различного ролевого поведения | Знать:состав, химические свойства органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства органических веществ | Фронтальный опрос, индивидуальные задания | §20-31 |
65 | Повторение. Азотсодержащие органические соединения | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Знать: состав, химические свойства органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства органических веществ применять полученные знания для решения практических задач | Фронтальный опрос, индивидуальные задания | §36-41 |
66 | Повторение. ВМС | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Знать: состав, химические свойства органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства органических веществ применять полученные знания для решения задач | Фронтальный опрос, индивидуальные задания | §42-45 |
67 | Обобщение по курсу органической химии | 1 | Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Знать: состав, химические свойства органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства органических веществ применять полученные знания для решения практических задач | Самостоятельная работа, работа в группах | |
68 | Итоговая тестовая работа | 1 | Рефлексивная деятельность Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений | Знать:состав, химические свойства основных классов органических веществ уметьназывать соединения изученных классов; составлять формулы по названию характеризовать химические свойства основных классов | Контрольная работа | |
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
Знать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления
причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.). Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Программа предлагается для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013учебный год.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. Отметка «1»: задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. Отметка «1»: задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Учебно-методический комплект:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: Просвещение, 2012
Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2012.
Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе. М.: Просвещение, 2012.
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.
Литература для учителя
- основная:
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: Просвещение, 2012
2.Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2011.
3.Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе. М.: Просвещение, 2011.
4.Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.
- дополнительная:
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 2011
Павлова Н.С. Химия. 10 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,2005.
Зайцев О.С. . Разноуровневые задания по курсу химии для 10 класса (Тесты и проверочные задания). – Москва 1998.
7.CD-ROM диски Уроки химии Кирилла и Мефодия 10-11 кл
8.Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова)
Литература для учащихся
- основная:
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: Просвещение, 2011
2.Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.
- дополнительная:
1.Химические Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».
http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку.
. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека приложения к программе.