СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный учебный предмет создан для изучения истории на профильном уровне для 11 классов. Цель - углубленнное изучение истории для подготовки в ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Программа элективного учебного предмета по истории России

«Избранные вопросы истории»

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному учебному предмету соответствует следующим нормативным правовым документам:

  • ФК ГОС среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 года № 1089 (с изменениями от 23 июня 2015 года)

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Основной образовательной программе среднего общего образования школы;

  • Учебному плану школы на 2016-2017 учебный год.

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории как формы государственной итоговой независимой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений требует серьезного отношения к организации подготовки к сдаче ЕГЭ. История, наряду с обществознанием, традиционно относится к «разговорным» предметам. Учащиеся привыкли к развернутым ответам, наводящим вопросам учителя, помогающим не упустить нечто важное в освещаемом вопросе. Письменные формы проверки знаний по истории еще совсем недавно не часто встречались в практике части учителей. Тестовые материалы использовались в текущей работе нерегулярно. Поэтому часть выпускников нередко испытывает трудности при подготовке к ЕГЭ по истории.

Экзаменационная работа по истории состоит из огромного количества заданий, основными объектами проверки которых являются:

знание исторических фактов;

усвоение исторических концепций;

умение извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач;

владение приемами исторического описания;

наличие представлений об оценках исторических событий, явлений, процессов, навыков оценочной деятельности.



Для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ учебного времени, отводящегося на овладение учебной программы по истории, явно недостаточно. Кроме того, по результатам выполнения работ по истории России выявлен ряд проблем в знаниях и умениях выпускников. Самым «слабым звеном» в подготовке учащихся по истории часто оказывается незнание дат исторических событий, периодов. Проблемной частью являются вопросы истории общественного движения, культуры. Очень серьезные пробелы имеются в усвоении сведений об исторических личностях, причем по всем периодам и разделам курса отечественной истории. Задания на сравнение событий и явлений, анализ исторических ситуаций имеют худшие показатели в части 3.

Программа данного элективного курса призвана сделать данную подготовку более системной и эффективной. Использование образцов контрольных измерительных материалов (КИМов) позволяют придать содержанию программы практическую направленность. Содержание программы акцентирует внимание на анализ наиболее трудных вопросов курса истории, на технологию работы с тестовыми заданиями разного типа и уровня сложности. Отработка во время практикумов, тренингов типовых конструкций тестовых заданий позволит практически не тратить время на экзамене на понимание инструкции, на точное оформление ответа по всем направлениям.

Целью данной программы является углубление знаний учащихся в области истории. Кроме того, она призвана придать более глубокую научную направленность подготовке выпускников по курсу истории, отвечать наиболее сложным требованиям государственного стандарта к знаниям теоретического характера и уровню развития комплексных познавательных действий.

Программа элективного курса "Избранные вопросы истории" предназначена для обучающихся 11 класса, рассчитана на 33 часа.

Программа элективного курса составлена на основе:

- Примерной программы по истории для среднего (полного) общего Иобразования;

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по истории в 2016, 2017 году;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по истории в 2016, 2017 году;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по истории в 2016, 2017 году.

Конкретные примеры заданий помогут учащимся подготовиться к ЕГЭ и систематизировать большой объем исторической информации.

Цель программы - осуществление технологии выполнения тематических заданий по истории России при подготовке к ЕГЭ.

Задачи программы:

  • Углубление и развитие знаний учащихся по курсу истории России за счет расширения представлений о содержании заданий КИМ Федерального банка.

  • Ознакомление учащихся с кодификатором, спецификацией и демоверсий КИМ по курсу истории России.

  • Изучение отдельных тем предмета истории в виде различных письменных заданий, в том числе подобных ЕГЭ.

  • Изучение инструкций по выполнению экзаменационной работы, ее частей и различных заданий.

  • Приучение учащихся к различным формам тестовых работ.

  • Разработка психолого-педагогических рекомендаций по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Принципы программы

Принцип последовательной оптимизации деятельности – предполагает оптимальный отбор теоретического содержания и практического материала в оптимальной форме. Предусматривает минимально необходимое количество ключевых упражнений, творческих заданий.

Принцип адекватности действий учителя и ученика – предполагает обучающую роль педагога в сочетании с активной практической деятельностью самого ученика.

Принцип результативности обучения учащихся – предполагает постепенный переход обучающихся к выполнению заданий с большим уровнем сложности и ученической самостоятельности.

Принцип элективного углубления — дает каждому ученику возможность выбора уровня усвоения образовательной области в соответствии со своими потребностями.

Методы программы

Словесный (консультация, объяснение, диалог)

Проблемный (разбор заданий части 2)

Деятельностный (письменные работы, тесты, эссе)

Аналитический (графики, диаграммы)



Прогнозируемые результаты

Реализация данной программы позволит осуществлять отработку практических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ.

Реализация программы поможет учащимся в понимании качества подготовки и особенностей проведения ЕГЭ.

Содержание программы позволит учащимся познакомиться со структурой и содержанием КИМ

Реализация программы позволит учащимся позитивно настроиться на предстоящий ЕГЭ.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

Знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • основные исторические термины, понятия, исторические личности.

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;

  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока


Количество

часов

Дата проведения

Раздел 1. Введение (4 часа)

1

Введение. Общие сведения об экзаменационной работе по истории


1


2

Ознакомление с демоверсией ЕГЭ по истории в 2017 году


1


3

Ознакомление с кодификатором элементов содержания по истории для составления контрольных измерительных материалов


1


4

Ознакомление со спецификацией элементов содержания по истории для составления контрольных измерительных материалов


1


Раздел 2. Работа с заданиями части 1

5

Решение заданий на проверку исторических дат


1


6

Решение заданий на проверку исторических фактов (места, обстоятельств, участников событий)


1


7

Решение заданий на проверку понятий и терминов


1


8

Решение заданий на проверку осмысления характерных признаков событий и явлений


1


9

Решение заданий на понимание суждений о причинах и следствиях событий, а также понимание связей единичных фактов и общих явлений


1


Раздел 3.Работа с заданиями части 2 с открытым кратким ответом.

10

Решение заданий на установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов


1


11

Решение заданий на соотнесение двух рядов информации


1


12

Решение заданий на определение названия события, явления или имени исторической личности


1


Раздел 3. Работа с заданиями части 2 с открытым развернутым ответом.

13-14

Комплекс заданий для работы с источниками


2


15

Атрибуция документа, определение событий, явлений, личностей, о которых в нем идет речь


1


16

Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте


1


17

Анализ позиции автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий


1


18

Комплекс заданий с развернутым ответом по предложенной теме, проблеме


1


19

Задание на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала


1


20

Задание на анализ исторических версий, оценок


1


21

Задание на анализ исторических ситуаций


1


22

Задание по написанию исторического сочинения по одному из предложенных периодов


1


Раздел 4.Тематические тренировочные задания повышенной сложности

23-24

История России с древности до конца XVIII века


2


25-26

История России XIX века


2


27-28

Период 1900 – 1945 гг


2


29-30

Период 1945 – 2008 гг


2


31-33

Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с содержательными линиями школьного курса






Дополнительная литература.

  1. http://www.fipi.ru/ - демоверсия, кодификатор, спецификация, аналитические и методические материалы

  2. История: ЕГЭ, учебно-справочные материалы/ Авт. П.А.Баранов, С.В.Шевченко; под.ред. П.А.Баранова. – М.;СПб.: Просвещение, 2011.

  3. Орлов А.С.,Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – Москва, Проспект, 2015.

  4. Кузнецов И.Н. История Отечества в таблицах и схемах. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2015.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!