СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5-7 классы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от17.12.2010 № 1897), Примерной программой по учебным предметам География 5-9 класс на основе программы Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов. - М.: Русское слово, 2012г.)и разработана на основе Рабочей программы Домогацких Е.М., утв. Федеральным перечнем учебников (Приказ №1067 от 19.12.2012, Приказ №253 от 31.04.2014, приказ №576 от 08.06.2015) и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской области имени Героя Советского Союза А.И. Демина.

   В учебном плане МБОУ   СОШ с Варварино Тамалинского района Пензенской области имени Героя Советского Союза А.И. Демина предусматривается изучение курса «География» на ступени основного  общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объёме 340 часов: в 5 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе-68 часов (2 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5-7 классы»


Индекс дела 02 – 14




ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ТАМАЛИНСКОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Варварино Тамалинского района

Пензенской области имени Героя Советского Союза А.И.Дёмина

(МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской областиимени Героя Советского Союза А.И.Дёмина))

ул. Центральная, 9, с.Варварино Тамалинского района Пензенской области

телефон (8-4169) 3-97-17, Е-mail: [email protected]

ОКПО 47526152, ОГРН 1025801072527

ИНН/КПП 5832003362/583201001


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с. Варварино

Тамалинского района Пензенской области

____________________ Т.В.Кабалина

Приказ № 70 от 01.09.2017 г.



основное общее образование

рабочая программа курса

«География»

5-7 классы

базовый уровень



Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2017 г.












Содержание.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «География» ……...............

  2. Содержание учебного предмета «География» ………………………………………..

  3. Тематическое планирование………………………………………………...................












































Программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от17.12.2010 № 1897), Примерной программой по учебным предметам География 5-9 класс на основе программы Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов. - М.: Русское слово, 2012г.)и разработана на основе Рабочей программы Домогацких Е.М., утв. Федеральным перечнем учебников (Приказ №1067 от 19.12.2012, Приказ №253 от 31.04.2014, приказ №576 от 08.06.2015) и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской области имени Героя Советского Союза А.И. Демина.

В учебном плане МБОУ СОШ с Варварино Тамалинского района Пензенской области имени Героя Советского Союза А.И. Демина предусматривается изучение курса «География» на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объёме 340 часов: в 5 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе-68 часов (2 часа в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫизучения учебного предмета «Географии».

Раздел 1. Источники географической информации

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Выпускник научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.



Раздел 3. Население Земли

Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

  • проводить расчеты демографических показателей;

  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Раздел 4. Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Содержание учебного предмета «География» 5 класс.

ГЕОГРАФИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ.

Тема 1. Наука география (6 часов)

Содержание темы: Естественные науки о природе.География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия: География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии: Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Практические работы:

№1. Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (14 часов)

Содержание темы: Первые представления о Вселенной, о форме Земли. Планеты солнечной системы, небесные тела. Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование по карте и на местности.

Учебные понятия: Плоскость, шар, окружность Земного шара,эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии: Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Практические работы:

№2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (14 часов)

Содержание темы: Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия: экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, айсберг.

Персоналии: Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, БартоломеуДиаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, АмеригоВеспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, ФаддейФаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Практические работы:

№3. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий и географических объектов.

Тема 4. Путешествие по планете Земля (25 часов)

Содержание темы: Мировой океан и его части. Участки суши. Характеристика океанов. Океан как среда обитания. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности географического положения, природы и населения всех материков Земли.

Учебные понятия: Мировой океан, море, залив, пролив, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

  • Природа каждого материка уникальна.

Практические работы:

№4. Обозначение на контурной карте участков суши и Мирового океана.

№5. Обозначение на контурной карте объектов номенклатуры материков.

Тема 5. Природа Земли (9 часов)

Содержание темы: Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Взаимосвязи земных оболочек.

Учебные понятия: Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Практические работы

№6. Организация фенологических наблюдений в природе.

Требования к уровню подготовки обучающихся по географии.

Учащиеся должны знать (понимать)

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений;

  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры географических объектов;

  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы, объекты и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием географической информации;

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений.


Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия,США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.


Тематический план по географии в 5 классе.





Наименование разделов

Всего

часов

Практические

работы

1

Наука география

6

1

2

Земля и её изображение

14

1

3

История географических открытий

14

1

4

Путешествие по планете Земля

25

2

5

Природа Земли

9

1


итого

68

6






Содержание учебного предмета «География» 6 класс.

Введение (1 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины.

Тема 1.Земля как планета (10 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тела на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа:

1) Положение Земли в Солнечной системе.

2) Составление схемы «Движение Земли вокруг Солнца.

3) Определение географических координат.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины. Уметь сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Тема 2. Географическая карта (12 часов)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы:

1) Определение масштаба, направления и расстояний, географических координат по карте.

2) Чтение карт.

3) Определение сторон горизонта и передвижение по азимуту.

4) Составление простейшего плана местности.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.

Тема 3. Литосфера (12 часов)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы:

1) Определение ГП островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2) Составление таблицы горных пород.

3) Нанесение на контурную карту границ тектонических плит, составление схемы различия гор и равнин по высоте.

4) Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Тема 4. Атмосфера (12 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы:

1) Строение атмосферы.

2) Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

3) Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменение погоды.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

Тема 5. Гидросфера (9 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы:

1) Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

2) Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

3) Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

4) Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.И. Вернадский.

Практическая работа:

1) Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

Тема 7. Почва и геосфера (10 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая среда человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.И. Вернадский.

Практические работы:

1) Изучение строения почвы на местности.

2) Описание природных зон Земли по географическим картам.

3) Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

Тема 8.Обобщение знаний (2 часа)






Тематический план по географии в 6 классе.





Наименование разделов

Всего

часов

Практические

работы

Экскурсии

1

Введение.

1



2

Земля как планета.

10

3


3

Географическая

карта.

12

4


4

Литосфера.

12

2


5

Атмосфера.

12

3


6

Гидросфера.

9

3


7

Почва и географическая оболочка

10


1

8

Обобщение знаний

2




Итого

68

15


1



Содержание учебного предмета «География» 7 класс.

Материки и океаны» (68 часов)

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (20 час).

Тема 1. Литосфера - подвижная твердь (5 часов)

.Содержание темы

Материки и океаны. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Строение земной коры. Дрейф материков и теория литосферных плит. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Учебные понятия

Материк, океан, часть света, атолл, геологическое время, эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Основные образовательные идеи

• Мировую сушу можно делить на материки и части света.

• Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.

• Рельеф Земли и человек.

1. Чтение и анализ карт атласа.

2. Выявление зависимости между строением земной коры и формами рельефа.

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата. (4 часа)

Содержание темы.

Климатические пояса Земли. Воздушные массы. Особенности климата основных и переходных поясов. Климатограммы. Климатические карты. Климатообразующие факторы. Континентальность климата. Разнообразие климатов Земли.

Учебные понятия

Географическая карта, климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.

Основные образовательные идеи

• Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.

Практические работы

1. Определение типов климата по предложенным климатограммам.

2. Описание климата места по климатической карте..

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часов)

Содержание темы

Понятие о Мировом океане и его частях. Виды движения вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Учебные понятия

Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Основные образовательные идеи

• Мировой океан – колыбель жизни и важнейший фактор определяющий природу Земли.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте частей Мирового океана и морских течений.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

Содержание темы

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс. Антропогенные и природные ландшафты. Свойства географической оболочки. Географическая зональность. Природные зоны. Высотная поясность.

Учебные понятия

Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Основные образовательные идеи

• Географическая оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле.

• Природные зоны и человек.

Практическая работа

  1. Описание и сравнение природных зон по географическим картам.

Тема 5. Человек – хозяин природы (4 часов)

Содержание темы

Возникновение человека и его расселение по материкам. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная Красная книга. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы, народы, религии. Политическая карта мира и её формирование. Страны современного мира.

Учебные понятия

Миграция, цивилизация, хозяйственная деятельность, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, страна, монархия, республика..

Основные образовательные идеи

• С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.

• Многоликая картина мира – результат длительного исторического процесса.

Практические работы

1. Нанесение на контурную карту крупнейших стран и их столиц.

2. Описание страны по типовому плану.

Раздел 2. Материки планеты Земля (47 часа)

Раздел « Материки планеты Земля» включает в себя:

Тема 1. Африка – материк коротких теней (10 часов)

Тема 2. Австралия – маленький великан (5 часов)

Тема 3. Антарктида – холодное сердце (2 часа)

Тема 4. Южная Америка – материк чудес (8 часов)

Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (10 часов)

Тема 6. Евразия – музей природы (12 часов)

Содержание каждой из этих тем построено по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

- географическое положение и история исследования;

- геологическое строение и рельеф;

- климат;

- гидрография;

- разнообразие природы;

- население;

- регионы.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.

Закрепить знания, развить метапредметные и предметные умения помогают практические работы:

- описание географического положения материка Африка (работа с картосхемой и типовым планом);

- сравнение географического положения двух материков;

- сравнительная характеристика рек Южной Америки и Африки;

- сравнение климата Северной Америки на примере полуостровов Аляска, Лабрадор, Флорида, Калифорния;

- особенности ГП Евразии и его влияние на природу материка;

- характеристика климата места по климатограмме( Евразия );

- сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели с.ш.;

- нанесение на контурную карту стран Евразии и их столиц;

- нанесение на контурн. карту географической номенклатуры по всем материкам (в течение всего года);

- изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере по выбору учителя (в течение года ).

Раздел 3. «Взаимоотношения природы и человека» подводит итог в изучении курса «География. Материки и океаны».1часа.

На протяжении всего года реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания. Информационный объём данного курса довольно велик, особое место в нём занимает географическая номенклатура.

Географическая номенклатура.

Африка:

-Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро. - реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези. - озера: Виктория, Танганьика, Чад. - страны: Египет (Каир), Алжир (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Австралия:

- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия, Большой Барьерный риф. - Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность. - река Мурей, озеро Эир. - Сидней, Мельбурн, Канберра.

Южная Америка:

- Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля. - горы Анды, гора Аконкагуа, Бразильское и Гвинейское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменности. - реки: Амазонка, Парана, Ориноко; озера: Титикака, Маракайбо. – страны: Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилия), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима),

Северная Америка:

- полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска. -заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский . -острова: Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские. - горные системы Кордильер и Аппалачей, Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба. - реки: Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия. - озера: Великие Американские, Виннипег, Большое Соленое. - Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анжелес), Мексика (Мехика, Куба (Гавана).

Евразия:

- полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Корейский. - моря: Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское. - заливы: Финский, Ботнический, Персидский. - проливы: Карские Ворота, Босфор, Малаккский. - острова: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские. - равнины: Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Среднесибирское, Декан. - горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань. Нагорья: Тибет, Гоби, вулкан Кракатау. - озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор, Аральское, Мертвое. - реки: Объ, Енисей, Лена, Печера, Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Ганг, Инд, Тигр, Ефрат, Брахмапутра.

Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.

Персоналии

Владимир Иванович Вернадский.

Основные образовательные идеи

• Планета Земля занимает исключительное место в Солнеч­ной системе благодаря наличию живых организмов.

• Биосфера — сложная природная система, которая оказы­вает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.

• Биосфера — самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.

Практические работы

1. Описание природных зон Земли по географическим кар­там.















Тематический план по географии в 7 классе





Наименование разделов

Всего

часов

Практические

работы

Экскурсии

1

Раздел 1. Планета, на которой мы живем.


20



2

Тема 1. Литосфера - подвижная твердь.

6

3


3

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата.

4

4


4

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна.

4

2


5

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм.

2

3


6

Тема 5. Человек – хозяин природы

4

3


7

Раздел 2. Материки планеты Земля (47 часа)



1

8

Тема 1. Африка – материк коротких теней.

10




Тема 2. Австралия – маленький великан.

5




Тема 3. Антарктида – холодное сердце

2




Тема 4. Южная Америка – материк чудес.

8




Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец.


10




Тема 6. Евразия – музей природы.


12




Раздел 3. «Взаимоотношения природы и человека»

1




итого

68

15


1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!