СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс Босова

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной рабочей программе прописана пояснительная записка по прорамме Л. Босовой и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс Босова»

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».


Цели:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Учебно-методический комплект:


Учебник: Информатика 5 класс; Л.Л. Босова. -5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 192 с.: ил.

Методическая литература: Л.Л. Босова, Ю.А. Босова Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2007.

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 463 с.



Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

1 четверть: 9 часов, 2 четверть: 8 часов,

Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 25;
  • контрольных работ – 3;

  • творческих работ – 1 .



Особенности

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.



Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-11 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Данная программа модифицированная, составлена для обучающихся 5 класса.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.


Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся


Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;


- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Ответ оценивается отметкой «4,.если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.


Отметка «3»ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;


Отметка «2»ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов


Что должны знать, уметь

Содержание урока

ИКТ

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Тип

урока

По плану

факт

1

Глава 1. Информация вокруг нас (7 часов)

Информация. Действия с информацией.

Техника безопасности и организация рабочего места.

1


Усвоение новых знаний

Знать, что такое информация, какие виды информации по форме представления: основные действия с информацией

Уметь указать органы восприятия информации

Информация, данные, информатика, компьютер. Органы восприятия информации, действия с информацией

ЦОР

Презентация «Зрительные иллюзии»,

презентация «Техника безопасности»

§ 1.1, 1.2,




2

Хранение информации. Носители информации.

1

1

Комбинированный урок


Знать, чем отличается память человека от памяти компьютера; какие носители информации бывают

Уметь отличать оперативную память от долговременной; называть носители информации

Информация, оперативная память, внешняя память; носители информации

ЦОР
Презентация «Носители информации»

§ 1.3, 1.4




3

Передача информации.

1

1

Комбинированный урок


Знать процесс передачи информации

Уметь приводить примеры обмена информацией между людьми

Источник информации, приемник информации

ЦОР

презентация «Средства передачи информации»

§ 1.5, вопросы 1-4




4

В мире кодов. Способы кодирования информации.

1

1

Комбинированный урок


Знать, что называют кодом и кодированием информации

Уметь использовать код для кодирования информации

Условный знак, код, кодирование

Презентация «В мире кодов»

§ 1.6, 1.7,




5


Формы представления информации. Текстовая информация. Таблицы.

1

1

Комбинированный урок


Знать формы представления информации

Уметь представлять информацию, используя различные формы

Текст, таблица, схема, диаграмма, наглядная форма представления информации

ЦОР

Презентация «Текст: история и современность» Презентация «Табличный способ решения логических задач». «Наглядные формы представления информации»,

интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml

§ 1.9, 1.10, 1.11



6


Обработка информации.

1

1

Комбинированный урок


Знать понятие «обработка информации»

Уметь обрабатывать, полученную информацию

Информация, обработка информации

Плакат «Обработка информации», презентация «Текс история и современность» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

§ 1.12




7


Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

1

1

Комбинированный урок.


Знать, что такое систематизация информации

Информация, обработка информации, сортировка


§ 1.13



8


Как устроен компьютер

1

1

Урок усвоения новых знаний.


Знать основные устройства компьютера

Уметь называть и использовать основные устройства компьютера

Системный блок, процессор, память, клавиатура, монитор и дополнительные устройства

Презентация

«Основные устройства компьютера»

§ 2.1



9

Глава 2. Компьютер для начинающих (10 часов)

Ввод информации в память компьютера

1

1

Комбинированный урок

Знать устройства ввода информации в компьютер

Уметь работать с клавиатурой

Клавиатура, клавиши

Презентация «Клавиатура»

§ 2.3



10

Программы и файлы

1

1

Комбинированный урок

Знать, что такое программа, файл, программное обеспечение

Прикладные программы, приложения

Персональный компьютер

§ 2.4



11

Рабочий стол

1

1

Комбинированный урок

Знать, что называют рабочим столом

Уметь работать на рабочем столе

Рабочий стол, ярлыки, папки, файлы

Персональный компьютер

§ 2.5



12

Управление компьютером с помощью мыши

1

1

Комбинированный урок

Знать все о мыши и ее управлении

Уметь работать мышью

Мышь, форма указателя мыши, управление с помощью мыши

Презентация «Мышь»

§ 2.6



13

Главное меню. Запуск программ

1

1

Комбинированный урок

Знать, что такое компьютерное меню.

Уметь управлять компьютерным меню

Меню, пункты меню, программы

Персональный компьютер

§ 2.7



14

Что можно выбрать в компьютерном меню

1

1

Комбинированный урок

Знать пункты меню

Уметь осуществлять управление компьютером с помощью меню

Диалоговое окно, поле ввода ,список, вкладки

Персональный компьютер

§ 2.8



15

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов



Комбинированный урок

Знать, что называют текстовым редактором

Уметь работать с текстом (набирать, оформлять, печатать)

Текстовый редактор, ввод текста, редактирование текста, форматирование текста, печать документа

Персональный компьютер, офисный пакет – Miscrosoft Word

§ 2.9



16


Компьютерная графика



Комбинированный урок

Знать, какие бывают графические редактор

Уметь работать в графическом редакторе

Графический редактор, выбор цвета. Инструмента, работа с фрагментами, устройства ввода графической информации

Персональный компьютер, графический редактор Paint

§ 2.10



17


Итоговое занятие



Урок обобщения и систематизации



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!