Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе
авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Цели:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Учебно-методический комплект:
Учебник: Информатика 5 класс; Л.Л. Босова. -5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 192 с.: ил.
Методическая литература: Л.Л. Босова, Ю.А. Босова Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2007.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 463 с.
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
1 четверть: 9 часов, 2 четверть: 8 часов,
Программой предусмотрено проведение:
Особенности
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-11 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.
Данная программа модифицированная, составлена для обучающихся 5 класса.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,.если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3»ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2»ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | | Что должны знать, уметь | Содержание урока | ИКТ | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт | Тип урока | По плану | факт |
1 | Глава 1. Информация вокруг нас (7 часов) | Информация. Действия с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | Усвоение новых знаний | Знать, что такое информация, какие виды информации по форме представления: основные действия с информацией Уметь указать органы восприятия информации | Информация, данные, информатика, компьютер. Органы восприятия информации, действия с информацией | ЦОР Презентация «Зрительные иллюзии», презентация «Техника безопасности» | § 1.1, 1.2, | | |
2 | Хранение информации. Носители информации. | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать, чем отличается память человека от памяти компьютера; какие носители информации бывают Уметь отличать оперативную память от долговременной; называть носители информации | Информация, оперативная память, внешняя память; носители информации | ЦОР Презентация «Носители информации» | § 1.3, 1.4 | | |
3 | Передача информации. | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать процесс передачи информации Уметь приводить примеры обмена информацией между людьми | Источник информации, приемник информации | ЦОР презентация «Средства передачи информации» | § 1.5, вопросы 1-4 | | |
4 | В мире кодов. Способы кодирования информации. | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать, что называют кодом и кодированием информации Уметь использовать код для кодирования информации | Условный знак, код, кодирование | Презентация «В мире кодов» | § 1.6, 1.7, | | |
5 | | Формы представления информации. Текстовая информация. Таблицы. | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать формы представления информации Уметь представлять информацию, используя различные формы | Текст, таблица, схема, диаграмма, наглядная форма представления информации | ЦОР Презентация «Текст: история и современность» Презентация «Табличный способ решения логических задач». «Наглядные формы представления информации», интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml | § 1.9, 1.10, 1.11 | | |
6 | | Обработка информации. | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать понятие «обработка информации» Уметь обрабатывать, полученную информацию | Информация, обработка информации | Плакат «Обработка информации», презентация «Текс история и современность» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf. | § 1.12 | | |
7 | | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | 1 | 1 | Комбинированный урок. | Знать, что такое систематизация информации | Информация, обработка информации, сортировка | | § 1.13 | | |
8 | | Как устроен компьютер | 1 | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Знать основные устройства компьютера Уметь называть и использовать основные устройства компьютера | Системный блок, процессор, память, клавиатура, монитор и дополнительные устройства | Презентация «Основные устройства компьютера» | § 2.1 | | |
9 | Глава 2. Компьютер для начинающих (10 часов) | Ввод информации в память компьютера | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать устройства ввода информации в компьютер Уметь работать с клавиатурой | Клавиатура, клавиши | Презентация «Клавиатура» | § 2.3 | | |
10 | Программы и файлы | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать, что такое программа, файл, программное обеспечение | Прикладные программы, приложения | Персональный компьютер | § 2.4 | | |
11 | Рабочий стол | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать, что называют рабочим столом Уметь работать на рабочем столе | Рабочий стол, ярлыки, папки, файлы | Персональный компьютер | § 2.5 | | |
12 | Управление компьютером с помощью мыши | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать все о мыши и ее управлении Уметь работать мышью | Мышь, форма указателя мыши, управление с помощью мыши | Презентация «Мышь» | § 2.6 | | |
13 | Главное меню. Запуск программ | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать, что такое компьютерное меню. Уметь управлять компьютерным меню | Меню, пункты меню, программы | Персональный компьютер | § 2.7 | | |
14 | Что можно выбрать в компьютерном меню | 1 | 1 | Комбинированный урок | Знать пункты меню Уметь осуществлять управление компьютером с помощью меню | Диалоговое окно, поле ввода ,список, вкладки | Персональный компьютер | § 2.8 | | |
15 | Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | | | Комбинированный урок | Знать, что называют текстовым редактором Уметь работать с текстом (набирать, оформлять, печатать) | Текстовый редактор, ввод текста, редактирование текста, форматирование текста, печать документа | Персональный компьютер, офисный пакет – Miscrosoft Word | § 2.9 | | |
16 | | Компьютерная графика | | | Комбинированный урок | Знать, какие бывают графические редактор Уметь работать в графическом редакторе | Графический редактор, выбор цвета. Инструмента, работа с фрагментами, устройства ввода графической информации | Персональный компьютер, графический редактор Paint | § 2.10 | | |
17 | | Итоговое занятие | | | Урок обобщения и систематизации | | | | | | |