Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке
Социально-бытовая ориентировка
Пояснительная записка.
Актуальность программы:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объём знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счёте, создаёт предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Обучение по социально-бытовой ориентировке является средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной учащимся. Разнообразие видов заданий становится источником приобретения новых знаний и представлений. Осознание своей причастности к работе, возможность увидеть плоды своего труда способствуют развитию уверенности в себе, повышению заинтересованности в осуществлении трудовойдеятельности и самоуважению.За относительно небольшой срок существования предмета социально-бытовой ориентировки его необходимость стала очевидной. Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.
Цель программы «Социально-бытовая ориентировка»:
- формирование и совершенствование практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития учащихся.
Задачи программы:
- формировать положительное отношение к учебному процессу;
- воспитывать привычку и желание учиться;
- формировать у детей навыка ориентироваться в окружающем их мире;
- расширять социальный опыт учащихся;
- формировать умения пользоваться услугами торговли, транспорта, общественного питания;
- расширять кругозор детей;
- прививать морально-этические нормы поведения;
- формировать навыки общения с людьми;
- развивать уверенность в себе и самоуважение;
- корректировать умственные и двигательные дефекты развития в процессе практической деятельности.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изученной темой.
Следует уделять внимание обогащению словарного запаса учащихся. На всех этапах занятий необходимо следить за полнотой устных ответов, за последовательностью изложения, за правильностью построения фраз.
К окончанию 9 класса учащиеся с тяжелой степенью умственной отсталости могут овладеть умениями и навыками, необходимыми для повседневной жизни, способствующими социальной адаптации и повышению уровня общего развития.
Содержание
I четверть.
Беседа о содержании и значении предмета СБО.
«Личная гигиена».
Личная гигиена. Ее назначение для здоровья и жизни человека.
Правила выполнения утреннего и вечернего туалета.
Правила ухода за волосами (мытьё, причёска).
Содержание в чистоте и порядке личных вещей.
Правила ухода за руками.
Правила ухода за ногтями.
Обобщение пройденного материала.
«Одежда и обувь».
Одежда и обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения.
Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка к хранению
сезонной обуви и одежды.
Приёмы одевания.
Обобщающий урок.
II четверть.
«Питание».
Кухонные принадлежности приборы, посуда.
Сервировка стола к завтраку.
Сервировка стола к обеду
Место приготовления пищи и его оборудование.
Виды продуктов, их разнообразие.
Употребление продуктов (много сладкого вредно, обязателен суп…).
Обобщение пройденного материала.
III четверть.
Семья, родственные отношения в семье.
Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни их рождения.
Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.
Формы обращения к старшим и сверстникам, приёмы обращения.
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.
Транспорт. Виды транспорта.
Правила поведения в транспорте, на улице.
Правила дорожного движения.
Обобщение пройденного материала.
IV четверть.
Жилище. Виды жилых помещений в городе и селе.
Инвентарь и приспособления для уборки помещений.
Варианты квартир: жильё по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению.
Обобщение пройденного материала.
Торговля. Основные виды магазинов. Их назначение.
Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки.
Обобщение пройденного материала.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов | Сроки проведения | Форма работы с учащимися | Практическая деятельность учащихся | Виды коррекции на уроке |
-
| Инструктаж по ТБ.Беседа о содержании и значении предмета СБО. | 1 | 07.09 | Беседа с учащимся. | Беседа с учителем. | Активизация словаря. |
-
| Личная гигиена. Ее назначение для здоровья и жизни человека. Правила выполнения утреннего и вечернего туалета | 1 | 14.09 | Беседа с учащимся, наглядный показ, работа с плакатами и памятками. Практическая работа. | Выполнение утреннего и вечернего туалета. Мытьё рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причёсывание зубов. | При выполнении практических заданий: развитие внимания, познавательной деятельности, активизация словаря, развитие и формирование навыков и умений. Активизация речи при беседе с учащимся. |
3. | Правила ухода за волосами (мытьё, причёска). Содержание в чистоте и порядке личных вещей. | 1 | 21.09 | Беседа, наглядный показ, работа с раздаточным материалом. | Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний. | Практическая часть уро- ка: формирование аккуратности, гигиенических навыков и умений по самообслуживанию. |
4. | Правила ухода за руками. Правила ухода за ногтями. | 1 | 28.09 | Беседа, наглядный показ. | Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний. | Практическая часть уро- ка: формирование аккуратности, гигиенических навыков и умений по самообслуживанию. |
5. | Обобщение пройденного материала. | 1 | 05.10 | Беседа, ответы по вопросам. | Выполнение практических заданий. | Закрепление пройденного материала. |
6. | «Одежда и обувь». Одежда и обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. | 1 | 12.10 | Беседа, ответы по вопросам. | Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний. | Формирование необходимых знаний, развитие мышления, активизация словаря. |
7. | Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка к хранению сезонной обуви и одежды. | 1 | 19.10 | Беседа, наглядный показ, просмотр иллюстраций, плакатов. | Чистка, сушка верхней одежды, обуви. Стирка мелких предметов одежды, пришивание пуговиц. | Развитие речи, навыков самообслуживания, аккуратности. |
8. | Приёмы одевания. | 1 | 26.10 | Беседа, ответы по вопросам. | Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний. | Развитие познавательной деятельности, активизация словаря. |
9. | Обобщающий урок. | 1 | 09.11 | Беседа, ответы по вопросам. | Выполнение практических заданий. | Закрепление пройденного материала. |
10. | «Питание».Кухонные принадлежности приборы, посуда. | 1 | 16.11 | Беседа с учащимися, работа по вопросам. | Знакомство с различными видами посуды. | Развитие познавательной деятельности. |
11. | Сервировка стола к завтраку. | 1 | 23.11 | Лабораторный метод. | Сервировка стола. | Развитие навыков практической деятельности по сервировке стола. |
12. | Сервировка стола к обеду. | 1 | 30.11 | Лабораторный метод. | Сервировка стола. | Развитие навыков практической деятельности по сервировке стола. |
13. | Виды продуктов, их разнообразие. | 1 | 07.12 | Беседа с использованием наглядных пособий. | Обводка и закрашивание контуров продуктов (овощей, хлеба). | Развитие мышления, познавательной деятельности, активизация речи. |
14. | Место приготовления пищи и его оборудование. | 1 | 14.12 | Лабораторный метод. | Заваривание чая. | Развитие навыков и умений в приготовлении пищи; развитие мышления. |
15. | Употребление продуктов (много сладкого вредно, обязателен суп…). | 1 | 21.12 | Беседа с учащимся, работа по вопросам. | Беседа с учителем | Развитие познавательной деятельности. |
16. | Обобщение пройденного материала. | 1 | 28.12 | Беседа, ответы по вопросам. | Выполнение практических заданий. | Закрепление пройденного материала. |
17. | Инструктаж по ТБ.Семья, родственные отношения в семье. | 1 | 18.01 | Рассказ учителя, беседа с учащимися. | Составление родового дерева. | Развитие познавательной деятельности, мышления, памяти. Активизация словаря. |
18. | Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни их рождения. | 1 | 25.01 | Беседа по вопросам, проверка имеющихся знаний. | Сведения о себе и других членах семьи. | Активизация речи, развитие познавательной деятельности. |
19. | Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. | 1 | 01.02 | Беседа с учащимися, обсуждение ситуаций. | Беседа с учителем. | Активизация речи, развитие мышления, памяти. |
20. | Формы обращения к старшим и сверстникам, приёмы обращения. | 1 | 08.02 | Ситуативные диалоги, беседа с учащимися. | Ролевые игры. | Развитие культуры общения, активизация словаря. |
21. | Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. | 2 | 15.02 22.02 | Беседа с учащимися, работа с таблицами и памятками. | Выполнение упражнений для укрепления осанки. | Развитие эмоционально-волевых качеств. |
22. | Транспорт. Виды транспорта. | 1 | 01.03 | Беседа с учащимися, работа с плакатами и таблицами, экскурсия. | Экскурсия к проезжей части. | Развитие познавательной деятельности, активизация словаря. |
23. | Правила поведения в транспорте, на улице. | 1 | 15.03 | Беседа с учащимися, игра «Поездка в городском транспорте». | Беседа о поездке в транспорте, об оплате проезда. | Развитие культуры поведения на улице и в транспорте. |
24. | Правила дорожного движения. | 1 | 22.03 | Беседа о ПДД, работа с плакатами, таблицами. | Изготовление знаков дорожного движения. | Активизация словаря, формирование необходимых знаний. |
25. | Обобщение пройденного материала. | 1 | 05.04 | Беседа, ответы по вопросам | Работа по карточкам. | Закрепление пройденного материала. |
26. | Жилище. Виды жилых помещений в городе и селе. | 1 | 12.04 | Беседа, работа с таблицами. | Экскурсия по городским улицам. | Формирование знаний, активизация словаря. |
27. | Инвентарь и приспособления для уборки помещений. | 1 | 19.04 | Работа с учащимися, работа с таблицами и памятками. | Игра «Выбери инвентарь». | Формирование знаний и умений по уборке помещений. |
28. | Варианты квартир: жильё по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению. | 2 | 26.04 03.05 | Беседа с учащимися, работа с плакатами и таблицами. | Организация рабочего места школьника. | Формирование знаний и умений, активизация словаря. |
29. | Обобщение пройденного материала. | 1 | 10.05 | Беседа, ответы по вопросам | Беседа с учителем | Закрепление пройденного материала. |
30. | Торговля. Основные виды магазинов. Их назначение. | 1 | 17.05 | Беседа с учащимися об основных видах магазинов, их назначение. | Ролевая игра «Я покупатель». | Формирование необходимых знаний и умений, развитие культуры поведения, активизация словаря. |
31. | Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки. | 1 | 24.05 | Беседа с учащимися, обсуждение правил покупки товара. | Экскурсия в продовольственный магазин, Знакомство с отделами, видами продуктов. | Формирование знаний, развитие познавательной деятельности, активизация словаря. |
32. | Обобщение пройденного материала. | 1 | 31.05 | Закрепление пройденного материала. | Работа по карточкам. | Активизация словаря, мыслительной деятельности. |
| | | | | | |
| Итого за год: | 34ч | | | | |
| | | | | | |
Требования к усвоению программы:
Учащийся должен знать:
- свое имя, фамилию, имена родителей и близких родственников;
- правила поведения в семье, в школе, в столовой, в магазине, на почте, при поступлении на работу;
- правила дорожного поведения;
- назначение улицы и ее частей,
- местонахождение ближайшего магазина, поликлиники, почты;
- назначение магазина, почты, школы, работы.
Учащийся должен уметь:
- обращаться с вопросом;
- передавать просьбу;
- переходить улицу с взрослым или самостоятельно;
- культурно вести себя в школе, в магазине, в транспорте, на улице, в кино и во время экскурсий;
- убираться в жилых помещениях.
Учащийся должен овладеть навыками:
- поведения среди людей в школе, в магазине, в транспорте, на улице, дома, в поликлинике, на работе;
- ухаживать за собой, одеждой, обувью.