СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»












Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке
























Социально-бытовая ориентировка



Пояснительная записка.

Актуальность программы:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объём знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счёте, создаёт предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Обучение по социально-бытовой ориентировке является средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной учащимся. Разнообразие видов заданий становится источником приобретения новых знаний и представлений. Осознание своей причастности к работе, возможность увидеть плоды своего труда способствуют развитию уверенности в себе, повышению заинтересованности в осуществлении трудовойдеятельности и самоуважению.За относительно небольшой срок существования предмета социально-бытовой ориентировки его необходимость стала очевидной. Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.

Цель программы «Социально-бытовая ориентировка»:

- формирование и совершенствование практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития учащихся.

Задачи программы:

- формировать положительное отношение к учебному процессу;

- воспитывать привычку и желание учиться;

- формировать у детей навыка ориентироваться в окружающем их мире;

- расширять социальный опыт учащихся;

- формировать умения пользоваться услугами торговли, транспорта, общественного питания;

- расширять кругозор детей;

- прививать морально-этические нормы поведения;

- формировать навыки общения с людьми;

- развивать уверенность в себе и самоуважение;

- корректировать умственные и двигательные дефекты развития в процессе практической деятельности.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изученной темой.

Следует уделять внимание обогащению словарного запаса учащихся. На всех этапах занятий необходимо следить за полнотой устных ответов, за последовательностью изложения, за правильностью построения фраз.

К окончанию 9 класса учащиеся с тяжелой степенью умственной отсталости могут овладеть умениями и навыками, необходимыми для повседневной жизни, способствующими социальной адаптации и повышению уровня общего развития.

Содержание

I четверть.

Беседа о содержании и значении предмета СБО.

«Личная гигиена».

Личная гигиена. Ее назначение для здоровья и жизни человека.

Правила выполнения утреннего и вечернего туалета.

Правила ухода за волосами (мытьё, причёска).

Содержание в чистоте и порядке личных вещей.

Правила ухода за руками.

Правила ухода за ногтями.

Обобщение пройденного материала.

«Одежда и обувь».

Одежда и обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения.

Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка к хранению

сезонной обуви и одежды.

Приёмы одевания.

Обобщающий урок.

II четверть.

«Питание».

Кухонные принадлежности приборы, посуда.

Сервировка стола к завтраку.

Сервировка стола к обеду

Место приготовления пищи и его оборудование.

Виды продуктов, их разнообразие.


Употребление продуктов (много сладкого вредно, обязателен суп…).

Обобщение пройденного материала.





III четверть.

Семья, родственные отношения в семье.

Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни их рождения.

Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

Формы обращения к старшим и сверстникам, приёмы обращения.

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.

Транспорт. Виды транспорта.

Правила поведения в транспорте, на улице.

Правила дорожного движения.

Обобщение пройденного материала.

IV четверть.

Жилище. Виды жилых помещений в городе и селе.

Инвентарь и приспособления для уборки помещений.

Варианты квартир: жильё по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению.

Обобщение пройденного материала.

Торговля. Основные виды магазинов. Их назначение.

Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки.

Обобщение пройденного материала.










Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

Форма работы с учащимися

Практическая деятельность учащихся

Виды коррекции на уроке

Инструктаж по ТБ.Беседа о содержании и значении предмета СБО.

1

07.09

Беседа с учащимся.

Беседа с учителем.

Активизация словаря.

Личная гигиена. Ее назначение для здоровья и жизни человека. Правила выполнения утреннего и вечернего туалета

1

14.09

Беседа с учащимся, наглядный показ, работа с плакатами и памятками. Практическая работа.

Выполнение утреннего и вечернего туалета. Мытьё рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причёсывание зубов.

При выполнении

практических заданий: развитие внимания, познавательной деятельности, активизация словаря, развитие и формирование навыков и умений. Активизация речи при беседе с учащимся.

3.

Правила ухода за волосами (мытьё, причёска). Содержание в чистоте и порядке личных вещей.

1

21.09

Беседа, наглядный показ, работа с раздаточным материалом.

Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний.

Практическая часть уро-

ка: формирование

аккуратности, гигиенических навыков и умений по самообслуживанию.

4.

Правила ухода за руками.

Правила ухода за ногтями.

1

28.09

Беседа, наглядный показ.

Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний.

Практическая часть уро-

ка: формирование

аккуратности, гигиенических навыков и умений по самообслуживанию.

5.

Обобщение пройденного материала.

1

05.10

Беседа, ответы по вопросам.

Выполнение практических заданий.

Закрепление пройденного материала.

6.

«Одежда и обувь».

Одежда и обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения.

1

12.10

Беседа, ответы по вопросам.

Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний.

Формирование необходимых знаний, развитие мышления, активизация словаря.

7.




Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка к хранению сезонной обуви и одежды.

1




19.10

Беседа, наглядный показ, просмотр иллюстраций, плакатов.

Чистка, сушка верхней одежды, обуви.

Стирка мелких предметов одежды, пришивание пуговиц.

Развитие речи, навыков самообслуживания, аккуратности.

8.


Приёмы одевания.

1

26.10

Беседа, ответы по вопросам.

Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний.

Развитие познавательной деятельности, активизация словаря.

9.

Обобщающий урок.

1

09.11

Беседа, ответы по вопросам.

Выполнение практических заданий.

Закрепление пройденного материала.

10.

«Питание».Кухонные принадлежности приборы, посуда.

1

16.11

Беседа с учащимися, работа по вопросам.

Знакомство с различными видами посуды.

Развитие познавательной деятельности.

11.

Сервировка стола к завтраку.

1

23.11

Лабораторный метод.

Сервировка стола.

Развитие навыков практической деятельности по сервировке стола.

12.

Сервировка стола к обеду.


1

30.11

Лабораторный метод.

Сервировка стола.

Развитие навыков практической деятельности по сервировке стола.

13.

Виды продуктов, их разнообразие.



1

07.12

Беседа с использованием наглядных пособий.

Обводка и закрашивание контуров продуктов (овощей, хлеба).

Развитие мышления, познавательной деятельности, активизация речи.

14.

Место приготовления пищи и его оборудование.



1

14.12

Лабораторный метод.

Заваривание чая.

Развитие навыков и умений в приготовлении пищи; развитие мышления.

15.

Употребление продуктов (много сладкого вредно, обязателен суп…).

1


21.12

Беседа с учащимся, работа по вопросам.

Беседа с учителем

Развитие познавательной деятельности.

16.

Обобщение пройденного материала.

1

28.12

Беседа, ответы по вопросам.

Выполнение практических заданий.

Закрепление пройденного материала.

17.

Инструктаж по ТБ.Семья, родственные отношения в семье.

1

18.01

Рассказ учителя, беседа с учащимися.

Составление родового дерева.

Развитие познавательной деятельности, мышления, памяти. Активизация словаря.

18.



Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни их рождения.

1

25.01

Беседа по вопросам, проверка имеющихся знаний.

Сведения о себе и других членах семьи.

Активизация речи, развитие познавательной деятельности.

19.

Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

1

01.02

Беседа с учащимися, обсуждение ситуаций.

Беседа с учителем.

Активизация речи, развитие мышления, памяти.

20.

Формы обращения к старшим и сверстникам, приёмы обращения.

1

08.02

Ситуативные диалоги, беседа с учащимися.

Ролевые игры.

Развитие культуры общения, активизация словаря.

21.

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.

2

15.02

22.02

Беседа с учащимися, работа с таблицами и памятками.

Выполнение упражнений для укрепления осанки.

Развитие эмоционально-волевых качеств.

22.

Транспорт. Виды транспорта.

1

01.03

Беседа с учащимися, работа с плакатами и таблицами, экскурсия.

Экскурсия к проезжей части.

Развитие познавательной деятельности, активизация словаря.

23.

Правила поведения в транспорте, на улице.

1

15.03

Беседа с учащимися, игра «Поездка в городском транспорте».

Беседа о поездке в транспорте, об оплате проезда.

Развитие культуры поведения на улице и в транспорте.

24.

Правила дорожного движения.

1

22.03

Беседа о ПДД, работа с плакатами, таблицами.

Изготовление знаков дорожного движения.

Активизация словаря, формирование необходимых знаний.

25.

Обобщение пройденного материала.

1

05.04

Беседа, ответы по вопросам

Работа по карточкам.

Закрепление пройденного материала.

26.

Жилище. Виды жилых помещений в городе и селе.

1

12.04

Беседа, работа с таблицами.

Экскурсия по городским улицам.

Формирование знаний, активизация словаря.

27.

Инвентарь и

приспособления для уборки помещений.

1

19.04

Работа с учащимися, работа с таблицами и памятками.

Игра «Выбери инвентарь».

Формирование знаний и умений по уборке помещений.

28.

Варианты квартир: жильё по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению.

2

26.04

03.05

Беседа с учащимися, работа с плакатами и таблицами.

Организация рабочего места школьника.

Формирование знаний и умений, активизация словаря.

29.

Обобщение пройденного материала.

1

10.05

Беседа, ответы по вопросам

Беседа с учителем

Закрепление пройденного материала.

30.

Торговля. Основные виды магазинов. Их назначение.

1

17.05

Беседа с учащимися об основных видах

магазинов, их назначение.

Ролевая игра «Я покупатель».

Формирование

необходимых знаний и умений, развитие культуры поведения, активизация словаря.

31.

Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки.

1

24.05

Беседа с учащимися, обсуждение правил покупки товара.

Экскурсия в продовольственный магазин, Знакомство с отделами, видами продуктов.

Формирование знаний, развитие познавательной деятельности, активизация словаря.

32.

Обобщение пройденного материала.

1

31.05

Закрепление пройденного материала.

Работа по карточкам.

Активизация словаря, мыслительной

деятельности.









Итого за год:

34ч














Требования к усвоению программы:

Учащийся должен знать:

- свое имя, фамилию, имена родителей и близких родственников;

- правила поведения в семье, в школе, в столовой, в магазине, на почте, при поступлении на работу;

- правила дорожного поведения;

- назначение улицы и ее частей,

- местонахождение ближайшего магазина, поликлиники, почты;

- назначение магазина, почты, школы, работы.

Учащийся должен уметь:

- обращаться с вопросом;

- передавать просьбу;

- переходить улицу с взрослым или самостоятельно;

- культурно вести себя в школе, в магазине, в транспорте, на улице, в кино и во время экскурсий;

- убираться в жилых помещениях.

Учащийся должен овладеть навыками:

- поведения среди людей в школе, в магазине, в транспорте, на улице, дома, в поликлинике, на работе;

- ухаживать за собой, одеждой, обувью.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!