БИОЛОГИЯ. «Человек»
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 8класса «Человек и его здоровье» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов. Разработано с учетом положений:
-Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2012 г. № 412»;
-Программы основного общего образования по биологии для 8 класса « Человек и его здоровье » автора Н.И. Сонина
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
С учетом уровня обученности учащихся, сложностью изучаемых тем, лучшего усвоения материала мною изменено количество тематических часов относительно программы:
-«Место человека в системе орг. мира» вместо2 час-1
Авторская программа построена из расчета 70 часов в год, мной она переработана из расчета 68 часов в год.
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность и- оценивание устных высказываний/текстов биологических законов, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану;
№ п/п 1 | Тема урока Место человека в системе органического мира. | 6.09 Дата план | Сентября Дата факт | Элементы содержания Место и роль человека в системе органического мира Черты сходства человека и животных, отличие от них.. | Требования к уровню подготовки Определять принадлежность человека к классу млекопитающих и отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения | Основные виды учебной деятельности и формы контроля Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.11 и учителя. | МТО Таблица: Расы человека |
Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека -1ч |
2 | Науки о человеке. Методы изучения организма человека. . | 8.09 | сентября | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.30 и учителя. Рабочая тетрадь №10. | Рефераты: Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Везалий. |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека – 4ч |
3 | Клеточное строение организма. | 13.09 | | Клеточное строение организма. Цитоплазма и ее органоиды: цитоплазматическая мембрана, лизосомы, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть, ядро. Процессы жизнедеятельности клетки. | Называть органоиды клетки. Распознавать и описывать на таблицах основные органоиды клетки. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.33-34 и учителя. Лабораторная работа «Строение клетки». | Таблица: Нервная клетка Электронный микроскоп |
4 | Ткани. Лабораторная работа № 1«Изучение микроскопического строения тканей». | 15.09 | | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | Давать определение понятию «ткань». Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.39 и учителя. Выполнение лабораторной работы «Изучение микроскопического строения тканей». | Таблица: Ткани» «Строение нейрона Электронный микроскоп |
5 | Органы. Системы органов. Лабораторная работа №2«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | 20.09 | | Строение и процессы жизнедеятельности организма человек. | Давать определение понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах органы и системы органов человека. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.43 и учителя. Выполнение лабораторной работы «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | Таблица: Органы человека Муляж торса |
6 | Самостоятельная работа№ 1 «Общий обзор строения организма человека». | 22я.09 | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Индивидуальные задания |
|
7. | Гуморальная регуляция. | 27.09 | | Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции, их строение и функции. | Различать железы внешней и внутренней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.53-54 и учителя. | Таблица: Железы внутренней секреции |
8. | Роль гормонов в обмене веществ. | 29.09 | | Гормоны..Болезни, связанные с гипо- и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. | Давать определение понятию: гомоны. Называть заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.53 и учителя. | Таблица: Железы внутренней секреции |
9. | Нервная система. Отделы нервной системы. | 4.10 | | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы и нервные окончания. | Давать определение понятиям: белое и серое вещество, нервы, нервные узлы и нервные окончания. Называть особенности строения нервной системы, принцип ее деятельности, ее функции. Распознавать и описывать на таблицах отделы и органы нервной системы человека. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.59 и учителя. | Таблица: Спинной мозг, головной мозг |
10. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | 6.10 | | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. | Давать определение понятиям: Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны, рецепторы, условные и безусловные рефлексы. Называть принцип деятельности нервной системы. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.59 и учителя. | Таблица: Рефлекс, рефлекторная дуга, |
11. | Строение и функции спинного мозга. | 11.10 | | Строение и функции спинного мозга. Серое и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводящая функции спинного мозга. Нарушения деятельности спинного мозга и их предупреждение. | Называть особенности строения спинного мозга, его функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в жизнедеятельности организма. | Комбинированный урок.«Строение спинного мозга» Вопросы учебника С.62 и учителя. | Таблица: спинной мозг. Электронный микроскоп |
12. | Строение и функции отделов головного мозга. Лабораторная работа №3«Головной мозг человека» | 13.10 | | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). | Называть особенности строения головного мозга, его функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в жизнедеятельности организма. | Комбинированный урок. Лабораторная работа «Головной мозг человека» №35 Вопросы учебника С.69,75 и учителя. | Таблица: головной мозг. |
13. | Соматическая и вегетативная нервная система. | 18.10 | | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. | Называть отделы нервной системы, подотделы вегетативной нервной системы. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.59 и учителя. | Таблица: Соматическая и вегетативная нервная система. |
14. | Анализаторы. Зрительный анализатор. | 20.10 | | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка: палочки и колбочки. Хрусталик и стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. | Давать определение понятиям: орган чувств, рецепторы, анализаторы. Называть органы чувств человека, анализаторы. Называть особенности строения зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.83 и учителя. | Таблица: Зрительный анализатор. Строение глаза-муляж |
15 | Нарушение зрения и их профилактика Лабораторная работа № 4 Изучение изменения размера зрачка | 25.10 | | | Использовать приобретенные знания на практике. | Лабораторная работа № 4 Изучение изменения размера зрачка | Таблица: Зрительный анализатор. |
16. | Органы слуха и равновесия. | 27.10 | | Орган слуха: строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора, вестибулярного аппарата. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. | Комбинированный урок Вопросы учебника С.90-91 и учителя. | Таблица: Слуховой анализатор муляж |
17. | Органы осязания, вкуса, обоняния. | 8. 11 | | Органы осязания, вкуса, обоняния, их анализаторы. Взаимодействие ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. | Называть особенности строения органа осязания, обоняния и вкуса и их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части этих органа чувств. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.99 и учителя. | Таблица: Органы осязания, вкуса, обоняния. муляж носа |
18. | Самостоятельная работа № 2 «Координация и регуляция». | 10. 11 | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Индивидуальные задания |
|
19 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | 15. 11 | | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости хрящи, связки. Строение кости:Строение сустава: | Называть особенности строения скелета человека и его функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части скелета человека, строение костей, типы соединения костей. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.106-107 и учителя. Выполнение «Внешнее строение костей» №59 на с. 26 | Таблица: Скелет. Состав и соединение костей Электронный микроскоп костные клетки |
20. | Скелет головы и туловища. . | 17. 11 | | Строение и функции опорной системы. Строение скелета головы. Скелет туловища: позвоночник и грудная клетка. Отделы позвоночникаПриспособления скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета в связи с развитием мозга и речи. | Называть особенности строения скелета головы и туловища. Распознавать и описывать на таблицах основные части скелета головы и туловища. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | Комбинированный урок Вопросы учебника С.115 и учителя. | Таблица: Скелет головы и туловища Скелет |
21. | Скелет конечностей. Лабораторная работа №5«Изучение строения отдельных костей» | 22. 11 | | Строение и функции опорной системы. Строение скелета поясов конечностей: плечевой (ключицы и лопатки) и тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо, предплечье, кисть), нижняя (бедро, голень, стопа). Приспособления скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать и описывать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.115 и учителя. Лабораторная работа «Изучение внешнего вида отдельных костей» | Таблица: Скелет |
22. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | 24. 11 | | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: переломы, вывихи, растяжение связок. | Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки, оказании первой помощи при травмах. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.264 и учителя. | |
23. | Мышцы. Работа мышц. Лабораторная работа №6«Выявлению влияния статической и динамической работы мышц на утомление». | 29. 11 | | Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: мышцы головы и шеи, туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные и диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Регуляция мышечных движений. | Распознавать и описывать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы мышц на утомление. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.121,126 и учителя. Выполнение лабораторной работы «Выявлению влияния статической и динамической работы мышц на утомление». | Таблица: Мышцы. Электронный микроскоп, микропрепарат |
24. | Роль двигательной активностив развитии аппарата ОДС. | 1 .12 | | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики нарушения осанки, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДС.Вопросы учебника С.285 и учителя. | |
25. РЭК | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | 6.12 | | .Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие ОДС: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска – гиподинамия. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. | Вопросы учебника С.274 и учителя. | |
26 | « Самостоятельная работа № 3 Опора и движение» . | 8.12 | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Индивидуальные задания |
|
27. | «Внутренняя среда» организм.. Лабораторная работа№7 «Строение клеток крови» | 13.12 | | Понятие «внутренняя среда»: тканевая жидкость, лимфа, кровь, их функции. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Свертывание крови. | Называть составляющие внутренней среды организма. Характеризовать основные составляющие внутренней среды организма Называть состав и функции крови. | Вопросы учебника С.135 и учителя. Лабораторная работа «Строение клеток крови» Вопросы учебника | Таблица: Кровь Электронный микроскоп, микропрепарат |
28. | Иммунитет. Фагоцитоз. Инфекционные заболевания. | 15.12 | | Иммунитет. Иммунная система человека: костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). Инфекционные заболевания. | Давать определение понятиям: иммунитет, вакцина, сыворотка. Называть виды иммунитета. Объяснять проявления иммунитета у человека. Объяснять возможность переливания крови, учитывая групповую совместимость крови людей. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.143 и учителя. | Таблица: Фагоцитоз. Электронный микроскоп, микропрепарат |
29 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 20 | .12 | Группы крови. Переливание крови. Групповая совмести-мость крови. Резус-фактор. | Находить в различных источниках биологическую информацию по пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | Комбинированный урок. Вопросы учебника и учителя. | |
|
30. | Транспорт веществ. Кровеносная система. Работа сердца. его строение. | 22.12 | | Кровеносная система. Сердце и сосуды. Строение сердца: предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны. Сосуды: артерии, вены, капилляры. Значение кровообращения. Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца. Автоматизм сердечной мышцы | Называть особенности строения кровеносной системы человека. Распознавать и описывать на таблицах органы кровообращения, их функции. Называть стадии сердечного цикла. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.148 и учителя. Рабочая тетрадь №97-101 | Таблица: Кровеносная система. |
31. | Круги кровообращения. Практическая работа№1 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». | 27.12 | | . Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. | . Характеризовать сущность большого и малого кругов кровообращения. *Устанавливать взаимосвязь между строением органов кровообращения и их функциями. | Вопросы учебника С.152 и учителя. Рабочая тетрадь Практическая деление пульса и подсчет числа сердечных сокращений», | Таблица: Большой и малый круги кровообращения |
32. | Движение крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление. | 29.12 | | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Артериальное давление, пульс. Скорость тока крови. Тренировка сердца. | Характеризовать сущность движения крови по сосудам. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Комбинированный урок. Практическая работа№ 1«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке» «Измерение кровяного давления». Вопросы учебника С.157 и учителя. | Секундомер, груз |
33. | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. ПМП при кровотечениях. | 10. 01 | | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья. Фактор риска – гиподинамия. Приемы остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений | Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек. | Комбинированный урок.Лабораторная работа «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений». Вопросы учебника и учителя. | |
34. | Самостоятельная работа №4 «Внутренняя среда организма.Транспорт веществ» | 16января | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
Тема 9. Дыхание – 5ч | |
35. | Значение дыхания. Органы дыхания и их строение. | 12 01 | | Дыхание. Органы дыхания и их строение: верхние дыхательные пути, гортань как орган голосового образования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и орган газообмена (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. | Называть особенности строения органов дыхательной системы человека. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.161-162 и учителя. | Таблица: Органы дыхания. Муляж гортани Электронный микроскоп, микропрепарат |
36 | Газообмен в легких и тканях. Практическая работа №2 «определение частоты дыхания». | 17 01 | | Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий). | Характеризовать сущность биологического процесса дыхания, его регуляции. Устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и их функциями. | Комбинированный урок. Практическая работа№определение частоты дыхания»Вопросы учебника С.170 и учителя. | Таблица: Газообмен в легких и тканях. Электронный микроскоп, микропрепарат |
37. РЭК | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | 19 01 | | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Зависимость состояния здоровья от состояния среды. | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек. Объяснять зависимость между состоянием собственного здоровья и состоянием окружающей среды. | Комбинированный урок. «Дыхательные упражнения для формирования дикции» Вопросы учебника С.285 и учителя. | Таблица: Органы дыхания |
38. РЭК | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 24 01 | | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Клиническая смерть, биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.264 и учителя. Сообщения учащихся. | |
39. | Самостоятельная работа №5 по теме «Дыхание» | 26 01 | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
|
40. | Питательные вещества и пищевые продукты. | 3101 | | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.173 и учителя. | Таблица: Питательные вещества и пищевые продукты. |
41 | Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. | 2 .02 | | Строение и функции пищеварительной системы. | Знать названия органов пищеварительной системы и уметь их различать. | | Таблица: Органы пищеварения: |
42. | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа№8 «Действие ферментов слюны на крахмал». | . 702 | | Пищеварение Органы пищеварения: начало пищеварительного канала - ротовая полость. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Давать определение понятию «фермент». Называть особенности строения ротовой полости. Характеризовать сущность биологического процесса питания и пищеварения и роль ферментов в пищеварении. | Комбинированный урок. Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал». Вопросы учебника С.179 и учителя. | Таблица: Органы пищеварения: Электронный микроскоп, микропрепарат |
43. | Пищеварение в желудке. | 9 .02 | | Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. | Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания и пищеварения и роль ферментов в пищеварении. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.186 и учителя. Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки». | |
44. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 14 .02 | | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Поджелудочная железа, печень. Роль желчи в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания и пищеварения и роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.186 и учителя. | Таблица: Органы пищеварения: |
45. РКЭ. | Гигиена питания. Профилактика заболеваний, пищевых отравлений и инфекций.. | 16 .02 | | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Заболевания органов пищеварения и их предупреждение. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, глистных заболеваний, гепатита. Симптомы аппендицита. | Использовать приобретенные знания для: Соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения, Об употреблении грибов собранных в нашем лесу | Комбинированный урок. Вопросы учебника с.271 С.261,279 и учителя. | |
|
46. | Общая характеристика обмена веществ и энергии.. | 21 .02 | | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме. | Вопросы учебника и учителя. Разобрать отличительные особенности пластического и энергетическогообмена. Комбинированный урок | |
47. | .Обмен и роль белков, углеводов, жиров. | 28 .02 | | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья. | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. | Комбинированный урок Вопросы учебника С.193 и учителя. Лабораторная работа «Определение норм рационального питания». | |
48 РКЭ. | Витамины. Наиболее часто встречающиеся заболевания в нашей местности. | 2 03 | | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы. Проявления авитаминозов. Куриная слепота, цинга, рахит и их предупреждение. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. | Комбинированный урок.Вопросы учебника С.198 и учителя. | Таблица: Витамины. Гиповитаминозы. |
49. | Самостоятельная работа №6. «Пищеварительная система. Обмен веществ» . | 7 03 | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Индивидуальные задания |
|
50. | Органы выделения, их строение и функции. | 14 03 | | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | Называть особенности строения мочевыделительной системы и их функции. Распознавать и описывать на таблицах основные органы мочевыделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роли в обмене веществ. | Комбинированный урок.Вопросы учебника С.204 и учителя. | Таблица: Органы выделения Электронный микроскоп, микропрепарат |
51. | Болезни органов выделения и их предупреждение. | 1603 | | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: переохлаждение. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболевания выделительной системы. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | Комбинированный урок.Вопросы учебника С.204 и учителя. | |
Тема 13. Покровы тела – 4ч |
52. | Покровы тела.Строение и функции кожи.. | 21 03 | | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | Называть особенности строения кожи и ее функции. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. *Устанавливать взаимосвязь между строением кожи и ее функциями. | Комбинированный урок Вопросы учебника С.208 и учителя. Лабораторная работа «Строение кожи». | Таблица: Строение кожи. Электронный микроскоп, микропрепарат |
53. | Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами и ногтями | 23 03 | | Теплообразование, теплоотдача и теплорегуляция. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: Факторы риска: стрессы, переохлаждение. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | Комбинированный урок.Вопросы учебника С.211, 277 и учителя. | |
54. Р.К.Э | Приемы оказания ПП при ожогах, обморожении, электрошоке . | 4 .04 | | Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях. Уход за кожей, волосами, ногтями. Заболевания кожи и их предупреждение. Гигиенические требования к одежде, обуви. | Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях. ухода за кожей, волосами, ногтями. | Комбинированный урок.Лабораторная работа «Приемы наложения повязок на поврежденный участок кожи». Вопросы учителя. | |
|
55. | Система органов размножения. | | | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Гигиена. | Называть особенности строения женской и мужской половой системы, их функции. Объяснять причины наследственности. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.220 и учителя. | Таблица,Электронный микроскоп, микропрепарат |
56 | Оплодотворение и внутриутробное развитие зародыша. Развитие после рождения. . | | | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья. | Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение, зародыш, плод. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Называть основные этапы постэмбрионального развития человека и их особенности. | Комбинированный урок Вопросы учебника С.220 и учителя. | Таблица: Развитие плода |
57 Р.К.Э | Наследственные и врожденные заболевания. ИППП и их профилактика. | 13.04 | | Развитие человека. Врожденные заболевания, ИПП и их профилактика. возрастные процессы. заболевания наиболее часто встречающиеся в нашей местности. | Использовать приобретенные знания для: Соблюдения мер профилактики венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, Вредных привычек. | Комбинированный урок.Вопросы учебника С.224 и учителя. | |
58. | Самостоятельная работа №7 «Выделение. Кожа. Размножение» | 18.04 | | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | «Выделение. Покровы кожи. Размножение и развитие» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | 55. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Индивидуальные задания. |
|
59. | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. | 20.04 | | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. | Давать определение понятиям: безусловные и условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать биологическое значение безусловных и условных рефлексов. | Комбинированный урок. Вопросы учебника С.234 и учителя. | |
60 | Врожденные и приобретенные формы поведения. | 25.04 | | Психология и поведение человека. Торможение | | Комбинированный урок. | |
61 | Биологические ритмы. Сон и его значение | 27.04 | | Биологические ритмы. Сон( его фазы), бодрствование | | Комбинированный урок. | |
62. | Познавательные процессы. Речь. Мышление. | 4 05 | | Познавательные процессы: ощущения. Восприятие, память, воображение, речь,.мышление. | Называть особенности ВНД человека. Характеризовать основные познавательные процессы, их значение. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Комбинированный урок.Вопросы учебника С.245,249 и учителя. | |
63. | Память, эмоции. Типы нервной деятельности. | 0511 | | , память, воображение, | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Комбинированный урок.Вопросы учебника С.253 и учителя. | |
64 | Индивидуальные особенности личности. | 16 05 | | Типы нервной деятельности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик., | Характеризовать особенности разных типов темперамента | | |
65. | Гигиена умственного труда. Комбинированный урок. | 18 05 | | Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Факторы риска: стресс и переутомление. | Давать определение понятию: утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и рациональной организация труда и отдыха. | Вопросы учебника и учителя. | |
66 Р.К.Э. | Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье . О вреде наркогенных веществ. | 23 05 | | Организм человека – единое целое. Субъективные и объективные факторы влияющие на здоровье человека. | Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека. | Комбинированный урок.Вопросы со свободным ответом | Таблица: вред наркогенных веществ. |
67 | Нормы питания.Режим питания Практическая работа №3 «Определение норм рационального питания» | 25 05 | | Сформировать познавательный интерес к рациональному питанию школьника. | Знать ч.т. рацион и факторы рационального питания. | Практическая работа №3 «Определение норм рационального питания» | |
68 Р.К.Э | Зависимость здоровья человека от среды обитания. | 30 05 | | Организм человека-единое целое. | Раходитьв различных источниках информацию оцелостности организма человека. | | |
от 31.08.2017г. №1
______________ /Калашникова О.И. /
31.08.2017г.