СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Утверждено: Согласовано:

директор школы зам. директора по УВР

________________Т.М.Калинаичева ________________ Т.Н.Зарубина

Приказ № _____от_____________2016г «_____» ________________2016г





МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



« Биология»

5-9 класс



на 2016-2021 учебный год





Учитель I категории

Мухина Ирина Александровна



Рассмотрено на заседании школьного МО



Протокол №_________от__________________________2016г.


















Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Чернавская СОШ с учётом Примерной программы основного общего образования по биологии и биология 5-11 классы программы / И.Н. Пономарева, В.С. Кумченко, О.А. Корнилова.- М.: Вентана-Граф, 2015.

Рабочая программа расчитана на учебники:

Биология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.-М.: Вентана-Граф,2015.

Биология 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С Кумченко.-М.: Вентана-Граф,2014.

Биология 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С Кумченко.-М.: Вентана-Граф,2014.

Биология 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.-М.: Вентана-Граф,2015.

Биология 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, М.М. Чернова. - М.: Вентана-Граф,2014.

Согласно учебному плану на изучение биологии отводится

в 5 классе35 часов, лабораторных работ- 4;

в 6 классе 35 часов, лабораторных работ-6, экскурсия-1;

в 7 классе 70 часов, лабораторных работ-10;

в 8 классе 70 часов, лабораторных работ-9, практических работ-20;

в 9 классе 68 часов, лабораторных работ-6, экскурсия-1;

Срок реализации рабочей программы 5 лет.


Планируемые результаты изучения учебного предмета;


Личностные результаты


система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира;

выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.); умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.


Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация).

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе, проявление интереса к познанию живых организмов, понимание учебных задач и стремление их выполнить, своей успешности при изучении темы.)

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность):

- проявлять личностное (эмоциональное) отношение к живой природе;

-принимать ценности природного мира;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД -

умения организовывать свою деятельность; отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).


Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи):

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы;


- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с

учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Осуществлять действия по реализации плана:

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности):

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

- выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; взаимооценку учебного задания.

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся по усвоению учебного материала;

- в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- отвечать на итоговые вопросы тем.


Коммуникативные УУД – умения общаться, взаимодействовать с людьми;способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.


Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи:

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с

требованиями речевого этикета;

-  различать особенности диалогической и монологической речи;

- описывать объекты живой природы: передавать их характеристики,

используя выразительные средства языка;

-характеризовать качества, признаки объектов живой природы, относящие их к определённому классу (виду);

- характеризовать существенный признак разбиения объектов на

группы (классификации); приводить доказательства истинности проведённой классификации;

- выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в

соответствии с поставленной целью;

- составлять небольшие устные монологические высказывания,

«удерживать» логику повествования, приводить убедительные

доказательства;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи(писать мини-сочинения (сообщения,небольшие рефераты, доклады)), используя информацию, полученную из разных источников с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

- формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата;

- высказывать и аргументировать своё мнение по заданным утверждениям;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;

- учиться критично относиться к собственному мнению.

Понимать другие позиции (взгляды, интересы):

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- учитыватьразные мнения; намерения и способы коммуникации партнёра;

- действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

- вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

- вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща:

- устанавливать необходимые контакты с другими людьми;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, планироватьфункции участников, способы взаимодействия и т.д.);

- управлятьповедением партнёра точностью выражать свои мысли;

- обсуждатьпроблемные вопросы тем и курса биологии, работая в парах и малых группах: может ли человек прожить без других живых организмов; стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника; роль органов животного в его жизнедеятельности; рисунки, иллюстрирующие методы исследования природы; способы оформления результатов исследования; причины сокращения лесов; состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу; ценность биологического разнообразия для природы и человека; планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.);

- стремиться к сотрудничеству с учителем, сверстниками в рамках учебного диалога, при работе в группах, в поиске и сборе информации;

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.


Познавательные УУД –

умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

- проверять информацию;

- самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

-  применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

- сопоставлять и отбирать информациюо живых организмах, полученную из различных источников (научно-популярная литература, энциклопедии, биологические словари, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Выполнять универсальные логические действия:

- структурировать знания;

- выполнять анализ (анализировать текст и рисунки учебника, результаты опытов, элементарных исследований; анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях; изображение внутреннего строения лишайника; пути расселения человека по карте материков Земли; выделять признаки живых организмов; главные особенности строения растительной и животной клеток, бактерий, грибов используя рисунки учебника; существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания);

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием: схем, таблиц);

- различать методы познания окружающего мира по его целям

(наблюдение, описание, эксперимент, или опыт, сравнение, моделирование);

- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов живой природы в процессе их рассматривания (наблюдения);

- выбирать основания для сериации, классификации объектов живой природы;

- выбирать основания для сравнения проявлений свойств живого и неживого; увеличения лупы и микроскопа; животной и растительной клетки; роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; цветковых и голосеменных растений; значения удлинённых и укороченных побегов у хвойных растений (на примере сосны); строения тела амёбы с клеткой эукариот; передвижения двух-трёх особей инфузорий; расположения и размеров материков Земли по карте, приведённой в учебнике; внешнего вида раннего человека с обезьяной и современным человеком;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений;

- доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;

- выдвигать предположения о функциях частей цветкового растения;

- относить объекты к известным понятиям;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;

- использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму:

- представлять информацию в виде текста, таблиц, схем, графиков, иллюстраций, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

- составлять простой и сложный план текста;

- работая и с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.


Предметные результаты –

освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Знания: структуры учебника, целей и задач курса; определения науки биологии; об отличии живых тел от тел неживой природы; о признаках живого: клеточном строении (кроме вирусов), наличии органических веществ, обмене веществ и энергии с окружающей средой (питание, дыхание, выделение), движении, раздражимости, саморегуляции, росте и развитии, размножении; понятия об организме как единице живой природы;о значении согласованной работы органов; общих методов изучения природы: наблюдении, описании измерении, эксперименте, или опыте; методов изучения природы в лабораторных условиях: сравнении и моделировании; об увеличении, получаемом с помощью ручной и штативной луп; правил работы с микроскопом; клеточного строения живых организмов; частей и органоидов клеток (клеточной мембране, цитоплазме, ядре, вакуолях, клеточной стенки у растительных, грибных, бактериальных клеток), их функций;понятия о тканях; тканей животных и растений, их функций; химических веществ клетки: неорганических (воды, минеральных солей) и органических (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот), их значения для жизни организма и клетки; основных процессов, происходящих в живой клетке: движении цитоплазмы, обмене веществ (питании, дыхании, выделении), росте и развитии, делении (размножении); главных событий процесса деления клетки;значения взаимосвязанной работы частей и органоидов клетки, обусловливающей её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы; имён и портретов конкретных учёных-естествоиспытателей, областей науки, в которых они работали, сущности их открытий; имён отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии; основных таксонов классификации – «царство» и «вид»; отличительных признаков представителей разных царств живой природы;мер профилактики вирусных заболеваний; особенностей строения и процессов жизнедеятельности бактерий; понятий о прокариотах, эукариотах, автотрофах, гетеротрофах; роли бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы, снабжение атмосферы кислородом цианобактериями; болезнетворных бактерий, вызывающих отравления и инфекционные заболевания человека и животных; средств борьбы с болезнетворными бактериями; наиболее распространённых растений своей местности;роли растений в природе и жизни человека; терминов «корень», «побег», «цветковые растения», «голосеменные растения», «мхи», «папоротники», «хвощи», «плауны», «споры», «водоросли», «слоевище»; признаков растений разных групп; отличий между растительной и бактериальной клетками; особенностей животных – гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств; особенностей одноклеточных и многоклеточных животных; роли животных в природе и в жизни человека;общей характеристики грибов; одноклеточных и многоклеточных грибов; наличие у грибов признаков растений и животных; о строении тела гриба (грибницы, образованной гифами); типов питания и размножения грибов; значения терминов «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», «антибиотик», «пенициллин»; строения шляпочных, плесневых грибов, дрожжей; съедобных и ядовитых грибов Астраханской области; правил сбора и употребления грибов в пищу;грибов-паразитов растений, человека и животных, их влияния на урожай культурных растений здоровье человека и животных; роли грибов в природе: участии в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком; общей характеристики лишайников, их многообразия, значения, местообитания, внешнего и внутреннего строения, питания, размножения; значения лишайников в природе и жизни человека;животных и растений, вредных для человека: грызунов, насекомых, сорных растений; живых организмов, полезных для человека: лекарственных растений и некоторых плесневых грибов, используемых в пищу; животных, уничтожающих вредителей лесного и сельского хозяйства; взаимосвязи полезных и вредных видов в природе; значения биологического разнообразия в природе и в жизни человека; многообразия условий обитания на планете; сред жизни организмов; особенностей водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред; примеров организмов – обитателей этих сред жизни; условий, влияющих на жизнь организмов в природе – экологических факторах среды; о факторах неживой природы, факторах живой природы и антропогенных; примеров экологических факторов; о влиянии среды на организмы; о приспособленности организмов к условиям своего обитания; примеров приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы; о биологической роли защитной окраски у животных, яркой окраске и аромата цветков, наличия соцветий у растений; о пищевых связях в экосистеме; понятия о круговороте веществ в природе, о природном сообществе как совокупности организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды; примеров природных сообществ;понятия природной зоны; различных типов природных зон: влажного тропического леса, тайги, тундры, широколиственного леса, степи; природных зон России, их обитателей; о редких и исчезающих видах природных зон, требующих охраны; понятия о материке как части суши, окружённой морями и океанами; о многообразии живого мира нашей планеты; об открытии человеком новых видов организмов; своеобразия и уникальности живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды; условий жизни организмов в водной среде - на мелководье, средних глубинах и на дне; обитателей мелководий - ската и камбалы; об обитателях средних глубин: быстро плавающих и планктонных; прикреплённых организмов: устриц, мидий, водорослей; о жизни организмов на больших глубинах; о проявлении приспособленности организмов к условиям обитания;когда и где появился человек; о предках Человека разумного: австралопитека, человека умелого, кроманьонца, родственника человека современного типа – неандертальца; об орудиях труда человека умелого; об образе жизни кроманьонца: постройке жилищ, охоте, собирательстве, использовании огня; биологических особенностей современного человека: большого объёма головного мозга, общения с помощью речи, творческой и мыслительной деятельности; о земледелии и скотоводстве;о деятельности человека в природе в наши дни; об изменении человеком окружающей среды, приспособлении её к своим нуждам (вырубке лесов под поля и пастбища, охоте, уничтожении дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий); об осознании современным человеком роли своего влияния на природу; о ценности лесопосадок; о взаимосвязи процессов, происходящих в живой и неживой природе; причин исчезновения многих видов животных и растений; видов, находящиеся на грани исчезновения; о проявлении современным человечеством заботы о живом мире; мероприятий по восстановлению численности редких видов и природных сообществ: создании Красной книги, заповедников, заказников, памятников природы, национальных парков; заповедников Астраханской области; о ценности разнообразия живого мира; обязанностей человека перед природой; примеров участия школьников в деле охраны природы; результатов бережного отношения к природе; примеров увеличения численности отдельных видов; о расселении редких видов на новых территориях; правил поведения в природе.

Умения:

Объяснять назначение увеличительных приборов; функции тканей животных и растений; значение неорганических и органических веществ для организма; сущность терминов «обмен веществ», «классификация», «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты», «симбиоз», «спора», «пищевая цепь», «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество», «природная зона», «местный вид»; роль животных в жизни человека и в природе; необходимость охраны редких видов и природы в целом;воздействие на организм обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов; роль различных организмов в круговороте веществ; роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе; особенности животных разных природных зон; роль Красной книги в охране природы; причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб; роль речи и общения в формировании современного человека; значение Красной книги, заповедников.

Давать определение наукам биологии, систематике; терминам «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень»; понятий «экологический фактор», «фактор живой природы», «фактор неживой природы», «антропогенный фактор» .

Называть свойства живых организмов; части микроскопа; части клетки, ткани животных и растений по рисункам учебника; области науки, в которых работали конкретные учёные; отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов; основные части клеток простейших; многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника; факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных; части гриба; знакомые виды грибов; примеры сезонных изменений у организмов; элементы круговорота веществ; животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи; примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника; животных, истреблённых человеком; примеры животных, нуждающихся в охране.

Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу; о собственном наблюдении действия факторов природы; о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами.

Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами; биологическое значение обмена веществ для организма; методы изучения живой природы; увеличение лупы и микроскопа; назначение частей клетки; ткани животных и растений по рисункам учебника; вид как наименьшую единицу классификации; разнообразие форм бактерий по рисунку учебника; важную роль бактерий в природе; использование процесса брожения в народном хозяйстве;главные признаки растений; мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; значение растений разных систематических групп в жизни человека; особенности строения хвоинки; простейших по рисункам учебника; питание грибов; строение шляпочных грибов; значение лишайников в природе и жизни человека; особенности условий сред жизни на Земле; организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника; роль человека в природе как антропогенного фактора; приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника; значение природного сообщества для жизни его обитателей; природные зоны России по карте, приведённой в учебнике; расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике; особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания; условия обитания на больших глубинах океана; особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев; существенные признаки современного человека; запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа; рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

Описывать различия простейших, называя части их тела; внешнее строение тела гриба; строение плесневых грибов по рисунку учебника; свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях; разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника; внешний вид раннего предка человека; особенности строения тела и условия жизни кроманьонца по рисунку учебника.

Оценивать значение питания, дыхания, размножения; роль человека в сохранении местных видов на Земле; роль планктона для других живых организмов; роль деятельности человека в природе.

Различать методы изучения живой природы; ручную и штативную лупы; отдельные клетки, входящие в состав ткани; неорганические и органические вещества клетки; свойства прокариот и эукариот; части цветкового растения на рисунке учебника; беспозвоночных и позвоночных животных; съедобные и ядовитые грибы; типы лишайников на рисунке учебника; различать действие факторов среды на организм; особенности животных разных природных зон.

Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; расположение почек на побеге цветкового растения; количество хвоинок на побеге; место царства Грибы среди эукариот; понятие «пищевая цепь».

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды; действие факторов среды на организмы; взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку; свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных; природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных; позвоночных животных; обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов; редких растений и животных, охраняемых государством; деятельности человека в природе; негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и др.; заботливого отношения к растениям и животным.

Формулировать выводы о значении взаимодействия органов живого организма; о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества; о значении бактерий; многообразии побегов у растений; на основе строения амёбы с клеткой эукариот; значении движения для животных; о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Аргументировать вывод о том, что клетка – живая система (биосистема); деятельность человека в природе как антропогенный фактор; приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания; необходимость охраны природы.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Находить части микроскопа; различия между животной и растительной клетками; различные побеги у сосны.

Готовить микропрепараты культуры инфузорий, плесневого гриба мукора.

Использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами (микроскопом, лабораторным оборудованием).

Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы;живые организмы под микроскопом при малом увеличении; изображение живого организма и выявлять его органы, их функции; на рисунках учебника изображения животных и растений, процесс деления клетки; схему царств живой природы; изображения организмов планктона на рисунках учебника.

Рассматривать и пояснять рисунки учебника.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя; за движением инфузорий, отмечать скорость и направление движения.

Зарисовывать в тетради клетки; схему побега; общий облик инфузории; плесневого гриба мукора.

Рисовать (моделировать) схему строения клетки; схему круговорота веществ в природе.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Раздел 1 Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбуди ели заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные куль туры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучения строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучения строения птиц.

Изучение строение куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.

Экскурсии

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.

Раздел 2 Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Ги иена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделенной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.

Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы

органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.


Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития.

Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.

Строение и работа органа зрения.

Экскурсия

Происхождение человека.


Раздел 3 Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование,

естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.


Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ


Тема

Количество часов


5 класс

35

1

Биология — наука о живом мире

9

2

Многообразие живых организмов

12

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

4

Человек на планете Земля

6


6 класс

35

1

Наука о растениях — ботаника

4

2

Органы растений

9

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

4

Многообразие и развитие растительного мира

11

5

Природные сообщества

5


7 класс

70

1

Общие сведения о мире животных

5

2

Строение тела животных

2

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

4

Подцарство Многоклеточные

2

5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

5

6

Тип Моллюски

4

7

Тип Членистоногие

7

8

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

7

9

Класс Земноводные, или Амфибии

5

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

5

11

Класс Птицы

9

12

Класс Млекопитающие, или Звери

10

13

Развитие животного мира на Земле

5


8 класс

70

1

Общий обзор организма человека

5

2

Опорно-двигательная система

9

3

Кровеносная система. Внутренняя среда организма

8

4

Дыхательная система

7

5

Пищеварительная система

8

6

Обмен веществ и энергии

3

7

Мочевыделительная система

2

8

Кожа

3

9

Эндокринная и нервная системы

7

10

Органы чувств. Анализаторы

6

11

Поведение человека и высшая нервная деятельность

9

12

Половая система. Индивидуальное развитие организма

3


9 класс

68


Общие закономерности жизни

5


Закономерности жизни на клеточном уровне

11


Закономерности жизни на организменном уровне

17


Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20


Закономерности взаимоотношений организмов и среды

15





Календарно-тематическое планирование

по биологии

5 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

План.

Фактич.

Раздел 1. Биология – наука о живом мире (9 часов).

1.



Биология как наука.

1


2.



Признаки живых организмов.

1


3.



Методы изучения живых организмов.

1


4.



Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов».

1


5.



Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

1


6.



Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

1


7.



Особенности химического состава живых организмов.

1


8.



Свойства живых организмов.

1


9.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология - наука о живом мире».



Раздел 2. Многообразие живых организмов (12 часов).

10.



Разнообразие организмов.

1


11.



Бактерии.

1


12.



Бактерии.

1


13.



Растения. Многообразие растений.

1


14.



Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения».

1


15.



Животные. Строение животных.

1


16.



Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа №4 «Наблюдения за передвижением животных».

1


17.



Грибы. Многообразие грибов.

1


18.



Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

1


19.



Лишайники.

1


20.



Разнообразие организмов.

1


21.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов».

1


Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов).

22.



Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

1


23.



Экологические факторы.

1


24.



Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

1


25.



Природные сообщества.

1


26.



Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Природные зоны России.

1


27.



Жизнь на разных материках.

1


28.



Жизнь в морях и океанах.

1


29.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные зоны Земли».

1


Раздел 4. Человек на планете Земля (6 часов).

30.



Место человека в системе органического мира.

1


31.



Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

1


32.



Последствия деятельности человека в экосистемах.

1


33.



Роль человека в биосфере.

1


34.



Методы изучения живых организмов.

1


35.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля».

1



Учебно методическое оснащение



  1. Биология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.-М.: Вентана-Граф,2015.

  2. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.-М.: Вентана-Граф 2014.

  3. Константинова И.Ю.

  4. Поурочные разработки по биологии. 5 класс.-М.: ВАКО,2016.

  5. Корнилова О.А. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2012

  6. Биология. Диагностические работы для проведенитя промежуточной аттестации. 5-10 классы/ В.П. Александрова, М.А. Попов, И.С. Малютина, Н.Г. Ракитина. - М.: ВАКО, 2013. - 112с.

  7. Воронина, Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013.- 160с. - (Работаем по новым стандартам)

  8. Горленко, Н.М. Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии/ Н.М. Горленко. - Волгоград: Учитель, 2014.- 75с.

  9. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс/ Сост. Н.А.Богданов.- 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2014.- 80с.



Литература, рекомендуемая для учащегося:



  1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

  2. Корнилова О.А. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2012




Календарно-тематическое планирование

по биологии

6 класс


№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

План.

Фактич.

1 четверть

Раздел 1. Наука о растениях – ботаника (4часа).

1.



Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

1


2.



Многообразие жизненных форм растений.

1


3.



Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

1


4.



Ткани растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях - ботаника».

1


Раздел 2. Органы растений (8 часов).

5.



Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 «Строение семени фасоли».

1


6.



Условия прорастания семян.

1


7.



Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2 «Строение корня проростка».

1


8.



Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 «Строение вегетативных и генеративных почек».

1


9.



Лист, его строение и значение.

1


2 четверть

10.



Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

1


11.



Цветок, его строение и значение.

1


12.



Плод. Разнообразие и значение плодов. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 2 «Органы растений».

1


Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений(6 часов).

13.



Минеральное питание растений и значение воды.

1


14.



Воздушное питание растений - фотосинтез.

1


15.



Дыхание и обмен веществ у растений.

1


16.



Размножение и оплодотворении у растений.

1


3 четверть

17.



Вегетативное размножение у растений и его использование человеком. Лабораторная работа№5 «Черенкование комнатных растений.»

1


18.



Рост и развитие растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 3 «Основные процессы жизнедеятельности растений».

1


Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 часов).

19



Систематика растений, её значение для ботаники.

1


20.



Водоросли, их многообразие и значение в природе.

1


21.



Отдел моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

1


22.



Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

1


23.



Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

1


24.



Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1


25.



Семейства класса Двудольные.

1


26.



Семейства класса Однодольные.

1


4 четверть

27.



Историческое развитие растительного мира.

1


28.



Многообразие и происхождение культурных растений.

1


29.



Дары Нового и Старого Света. Обобщение и систематизация знаний по теме 4«Многообразие и развитие растительного мира».

1


Раздел 5. Природные сообщества (6 часов).

30.



Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.

1


31.



Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы».

1


32.



Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

1


33.



Разнообразие природных сообществ и их смена.

1


34.



Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 5 «Природные сообщества».

1


35.



Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. 6 класс».

1







Учебно методическое оснащение


  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф,

  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф,

  3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф,

  4. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф,

  5. Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику  И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс»  - М.: Издательство «Экзамен»

  6. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: ,

  7. Дополнительная литература:

  8. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  9. Открытая биология 2.6 Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Физикон,

  10. 1С: Репетитор. Биология. Весь школьный курс,

  11. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

  12. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  13. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология"

  14.  www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

  15.  www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  16. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  17. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  18. http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.

  19. http://plant.geoman.ru/ - Растения

  20. www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем

  21. www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах


Календарно-тематическое планирование

по биологии

7 класс


№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

План.

Фактич.

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 часов).

1.



Зоология – наука о животных.

1


2.



Животные и окружающая среда.

1


3.



Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных.

1


4.



Краткая история развития зоологии.

1


5.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных».

1


Тема 2. Строение тела животных (3 часа).

6.



Клетка.

1


7.



Ткани, органы и системы органов.

1


8.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных».

1


Тема 3. Подцарство Простейшие (4 часа).

9.



Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые.

1


10.



Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Жгутиконосцы.

1


11.



Тип инфузории. Л.р.№1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».

1


12.



Значение простейших. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие».

1


Тема 4. Тип Кишекчнополостные (2 часа).

13.



Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные. Строение и жизнедеятельность кишечнополостных.

1


14.



Разнообразие кишечнополостных. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Кишечнополостные».

1


Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Плоские черви (6 часов).

15.



Тип Плоские черви.

1


16.



Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1


17.



Тип Круглые черви

1


18.



Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1


19.



Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. Л.р. №2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздрожимость.». Л.р. №3 «Внутреннее строение дождевого червя».

1


20.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, кольчатые черви».

1


Тема 6. Тип Моллюски (4 часа).

21.



Общая характеристика моллюсков.

1


22.



Класс Брюхоногие моллюски.

1


23.



Класс Двустворчатые моллюски. Л.р. №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

1


24.



Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски».

1


Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов).

25.



Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

1


26.



Класс Паукообразные.

1


27.



Класс Насекомые. Л.р. №5 «Внешнее строение насекомого».

1


28.



Типы развития насекомых.

1


29.



Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Значение насекомых. Охрана насекомых.

1


30.



Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие».

1


31.



Итоговая проверка знаний по разделам 1-7.

1


Тема 8. Тип хордовые: бесчерепные, рыбы (6 часов).

32.



Общая характеристика хордовых. Бесчерепные.

1


33.



Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб. Л.р. «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

1


34.



Внутреннее строение рыб.

1


35.



Особенности размножения рыб. Л.р. №7 «Внутреннее строение рыб».

1


36.



Основные систематические группы рыб.

1


37.



Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы».

1


Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа).

38.



Общая характеристика земноводных. Среда обитания и строение тела земноводных.

1


39.



Строение и функции внутренних органов земноводных.

1


40.



Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

1


41.



Разнообразие и значение земноводных. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».

1


Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа).

42.



Общая характеристика пресмыкающихся. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

1


43.



Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

1


44.



Разнообразие пресмыкающихся.

1


45.



Значение и происхождение пресмыкающихся

1


Тема 11. Класс Птицы (9 часов).

46.



Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц. Л.р. №8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

1


47.



Опорно-двигательная система птиц. Л.р. №9 «Строение скелета птицы».

1


48.



Внутреннее строение птиц.

1


49.



Размножение и развитие птиц.

1


50.



Годовой жизненный цикл и сеэонные явления в жизни птиц.

1


51.



Разнообразие птиц.

1


52.



Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

1


53.



Экскурсия «Птицы леса».

1


54.



Итоговая проверка знаний по разделам 9-11.

1


Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов).

55.



Общая характеристика млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих.

1


56.



Внутреннее строение млекопитающих. Л.р.№10. «Строение скелета млекопитающих».

1


57.



Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

1


58.



Происхождение и многообразие млекопитающих.

1


59.



Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

1


60.



Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

1


61.



Высшие, или плацентарные, звери: приматы.

1


62.



Экологические группы приматов.

1


63.



Значение млекопитающих для человека.

1


64.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери».

1


Тема 13. Развитие животного мира на Земле (4 часа).

65.



Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

1


66.



Развитие животного мира на Земле.

1


67.



Современный животный мир.

1


68.



Итоговая проверка знаний по разделам 8-13.

1


Заключение (2 часа).

69.



Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. 7 класс».

1


70.



Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. 7 класс».

1




















Учебно-методическое оснащение

  1. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кумченко.- М.: Вентана – Граф 2014.

  2. Рабочая программа по биологии. 7 класс / О.В. Иванова.- М.: ВАКО, 2016.

  3. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / О.П. Дудкина. - Волгоград: учитель.-2015

  4. Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь/ Под ред. В.М. Константинова. – В 2-х ч.- М.: Вентана-Граф, 2014.

  5. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.

  6. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011.

  7. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  8. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

  9. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

  10. Шурхал Л.И. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельных работы учащихся по биологии. – Ч.2. – М.: Школа-Пресс, 2011.

  11. Юнусбаев Б.Х. Биология. Тесты: Животные/ Под ред. В.И. Сивоглазова. – М.: АРКТИ, 2011.

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

  1. http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых

  2. http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник «Животные в России и СНГ».

  3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

  4. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.

  5. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

  6. http://plife.chat.ru/ - «Совершенная жизнь» - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.

  7. http://animals.mega.net.kg/ - «Хищники» - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.

  8. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.

  9. http://www.zooclub.ru/ - «Зооклуб» - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.

  10. http://e-l-k.narod.ru/ - «Животные - удивительное рядом» - Удивительные факты из жизни животных.

  11. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии.

  12. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.

  13. http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе «Ох уж эти животные». Фотографии, статьи и публикации о животном мире.

  14. http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.

  15. http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.

  16. http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.

  17. http://www.dipterologic.sp.ru/ - Статьи о двукрылых насекомых: комарах и мухах. Популярная и специально-научная информация. Коллекции, образ их жизни, микроскопия.

  18. http://www.darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.

  19. http://www.insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии.

  20. http://zoo-eco.zooclub.ru/index.html- мир животных



Скачать

© 2018, 159 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!