Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Осинцевская средняя общеобразовательная школа
Новосибирской области Чановского района
«Рассмотрено» на методическом объединении учителей, Протокол № ________ от «___»______________2016г. | «Согласовано» зам. директора по УВР ____________/Аникин И.С./ «___»______________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Осинцевской СОШ _______________/Киселёв А.В./ Приказ № ________ от «___»______________2016г. |
Рабочая программа
предмета «Искусство родного края»
для 8 класса
для основного общего образования
Составитель: учитель
Щербакова Татьяна Валерьевна
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «Искусство родного края» разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании»;
приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);
приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, с изм., внесёнными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
приказа Министерства образования. Науки и инновационной политики Новосибирской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2015 – 2016 учебный год от 01.07.2014 г №1573;
Учебного плана МБОУ Осинцевской СШ.
Данный курс рассчитан на один год обучения в VIII классе и предполагает изучение содержания в течение 36 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.
Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.
На основе целевой установки программы сформулированы задачи курса:
— приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;
— формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее ценности уникальности и неповторимости;
— воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;
— развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.
Содержание программы
Моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.
Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип культурных доминант, территориальный принцип, принцип интегративности.
Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 5 модулями:
«История образования НСО»
«Архитектура и дизайн».
«Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».
4. «Музыкальное искусство».
5. «Театр и кино».
В разделе «История образования НСО» раскрываются вопросы образования НСО, археологические памятники.
В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра: первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.
В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и Новосибирскому государственному художественному музею. Раскрывается творчество ярких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров Чановского района.
Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.
В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, молодежный театр, детский театр, творчество ведущих театральных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западносибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.
Каждый из представленных разделов содержит теоретические сведения, и рекомендации по проведению практической части занятия по каждой теме.
Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.
Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.
Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.
Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме отметки.
Требования к уровню подготовки выпускников по РК
Не выходят за рамки требований федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны способствовать овладению учащимися уже названными требованиями, но в деятельностной форме, с учетом специфики выделенного содержания образования БУП региона.
В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»:
в разделе «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» ученик должен:
знать / понимать:
— основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;
— выдающиеся архитектурные памятники Новосибирска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд;
уметь:
— выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях;
— организации личного и коллективного досуга.
в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:
знать / понимать:
— основные имена выдающихся представителей музыкального искусства — композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;
— иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Новосибирска и Новосибирской области;
уметь:
— выделять характерные черты музыкального творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
— высказывания собственного суждения о творчестве представителей музыкального искусства Сибири посредством художественного анализа их произведений;
— организации личного и коллективного досуга.
в разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:
знать / понимать:
— основные направления и имена выдающихся представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды;
— виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;
уметь:
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
— высказывания собственного суждения о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства города Новосибирска и Новосибирской области в процессе знакомства с их творчеством.
в разделе «театр и кино» ученик должен:
знать / понимать:
— основные театры и имена выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды;
— историю создания ведущих Новосибирских театров;
уметь:
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентацию,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
исследовательской и проектной деятельности;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для ориентации в классическом наследии и современном процессе становления художественной культуры, сопоставляя его с региональными особенностями развития искусства;
— высказывания собственного суждения о театральных постановках;
— организации личного и коллективного досуга (посещение театров).
Примерный учебный план
№ п/п | Наименование раздела программы | Всего часов |
1 | История образования НСО | 6 |
2 | Декоративно-прикладное и изобразительное искусство | 7 |
3 | Архитектура и дизайн | 6 |
4 | Музыкальное искусство | 6 |
5 | Театр и кино | 6 |
6 | Проектная и исследовательская деятельность учащихся. Защита творческих проектов | 5 |
Итого | 36 |
Примерный учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
всего | теория | практика |
Раздел 1. История образования НСО | 6 | 5 | 1 |
1 | Введение | 1 | 1 | 0 |
2 | Археологические памятники НСО | 1 | 1 | 0 |
3 | Археологические памятники Чановского района | 1 | 1 | 0 |
4 | Эпоха неолита. Культура. | 1 | 1 | 0 |
5 | Андроновская культура | 1 | 1 | 0 |
6 | Просмотр фильма «Культура НСО» | 1 | 0 | 1 |
Раздел 2. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство | 7 | 5 | 2 |
7,8 | Народные промыслы НСО | 2 | 1 | 1 |
9 | Резьба по дереву | 1 | 1 | 0 |
10,11 | Плетение, вязание | 2 | 1 | 1 |
12 | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 0 |
13 | Игрушки | 1 | 1 | 0 |
Раздел 3. Архитектура и дизайн | 6 | 5 | 1 |
14,15 | История градостроительства | 2 | 1 | 1 |
16 | Архитектурные ансамбли | 1 | 1 | 0 |
17 | Храмы | 1 | 1 | 0 |
18 | Жилые массивы | 1 | 1 | 0 |
19 | Места досуга | 1 | 1 | 0 |
Раздел 4. Музыкальное искусство | 6 | 4 | 2 |
20,21 | Из истории музыкальной культуры Новосибирской области | 2 | 1 | 1 |
22 | Народное музыкальное творчество | 1 | 1 | 0 |
23,24 | Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии | 2 | 1 | 1 |
25 | Музыкальные театры Новосибирска | 1 | 1 | 0 |
Раздел 5. Театр и кино | 6 | 3 | 3 |
26,27 | Новосибирск театральный | 2 | 1 | 1 |
28,29 | Новосибирская студия кинохроники | 2 | 1 | 1 |
30,31 | Детская студия мультипликации | 2 | 1 | 1 |
Раздел 6. Проектная и исследовательская деятельность учащихся. Защита творческих проектов | 5 | 0 | 5 |
32,33 | «Ведущий архитектор Новосибирска – А.Д.Крячков»(страницы жизни и творчества) «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. «Архитектурный облик города» С.Н.Баландин – литописец истории градостроительства Новосибирска. Новосибирские архитекторы. Храмы Новосибирска. | 2 | 0 | 2 |
34 | Из истории становления музыкальной культуры Новосибирска. Новосибирские композиторы: биография, творчество. Личность Арнольда Каца Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (страницы истории). Коллективы Новосибирской филармонии. Никогда не умолкнут гармони России: братья Заволокины. | 1 | 0 | 1 |
35 | Новосибирский государственный краеведческий музей: история создания. Новосибирский государственный художественный музей. Народные промыслы Сибири. Музей «Сибирская береста» Новосибирский музей игрушки. Новосибирские художники – детям. | 1 | 0 | 1 |
36 | Театр «Красный факел» (страницы истории) Новосибирский городской драматический театр под рук. Сергея Афанасьева. Молодёжный театр «Глобус» Западно-Сибирская студия кинохроники. Детская студия мультипликации. | 1 | 0 | 1 |
всего | 36 | | | |