Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторских программ по алгебре А.Г. Мордковича, и Л.С. Атанасяна по геометрии.
Согласно- базисному учебному плану основной (полной) школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и в продолжение начатой в 7 классе линии, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.
-учебному плану МОУ «ООШ с. Константиновка Саратовского района Саратовской области».
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудности;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 8 классе отводится 5 часов в неделю. Курс математики 8 класса состоит из следующих предметов: «Алгебра», «Геометрия», которые изучаются блоками. В соответствии с этим составлено тематическое планирование.статистики.Количество часов по темам изменено в связи со сложностью материала и с учетом уровня обученности класса.
Учебно-тематический план
Количество часов __175__
в неделю_5_часо_
Требования к уровню подготовки учащихся:
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности,
площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы; решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
Контрольных работ – 14: по геометрии – 5, по алгебре – 9, из них одна итоговая.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных, контрольных работ и математических диктантов.
Календарно-тематическое планирование составлено на 175 уроков.
Календарно-тематическое планирование
| Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности обучающихся | Дата план | Дата факт | Примечание | | | |
| Алгебраические дроби | | | | | | | | |
1 2-3 4-5 6-8 9 | Основные понятия. | Алгебраическая дробь. Допустимые значения. | Изучают - основное свойство дроби; - правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями; - правила умножения и деления дробей; - рациональное выражение, рациональное уравнение; - степень с целым отрицательным показателем. -уметь находить допустимые значения переменной; -уметь сокращать дроби после разложения на множители числителя и знаменателя; - выполнять действия с алгебраическими дробями; - упрощать выражения с алгебраическими дробями; - решать простейшие рациональные уравнения; - выполнять действия со степенями с отрицательными целыми показателями. | | | | | |
Основное свойство алгебраической дроби. | Основное свойство дроби, сокращение дробей, тождественные преобразования,. | | | | | |
Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | | | | | |
Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | | | | |
Упрощение выражений Подготовка к контрольной работе | | | | | | | |
10.Контрольная работа №1 по теме: »Алгебраические дроби» | | | | | | | |
11.Умножение и деление алгебраических дробей. | | | | | | | |
12.Возведение алгебраической дроби в степень | | | | | | | |
13.Решение заданий на умножение и возведение в степень. | | | | | | | |
14.Сокращение дробей | | | | | | | |
15. Преобразование рациональных выражений. | Рациональное выражение, сложение, вычитание, умножение, деление рациональных дробей. | | | | | |
16. Первые представления о рациональных уравнениях. | Рациональное уравнение. Правило решения рациональных уравнений. | | | | | |
17. Степень с отрицательным целым показателем | Определение степени с отрицательным целым показателем, свойства степени. | | | | | |
18.работа со степенями с отрицательным целым показателем. | | | | | | | |
19.Подготовка к контрольной работе ;Преобразование рациональных выражений» | | | | | | | |
20.Контрольные работы № 2. «Преобразование рациональных выражений» | | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | | | | | |
21-22 | . РНО. Многоугольники | Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. | Изучают - Определения: многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата; - формулу суммы углов выпуклого многоугольника; - свойства этих четырехугольников; - признаки параллелограмма; - виды симметрии. | | | | | |
23-25 | .Параллелограмм | Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Теорема Фалеса. Задачи на построение и признаки параллелограмма | Знать свойства и признаки параллелограмма | | | | | |
26-27 | .Трапеция | Трапеция, Средняя линия трапеции. Равнобедренная трапеция и ее свойства. | Знать определение трапеции ,ее свойства, уметь строить трапецию. | | | | | |
| 28.Прямоугольник | Прямоугольник его свойства и признаки Определение прямоугольника | Знать определение прямоугольника, уметь его строить | | | | | |
29 | .Ромб и квадрат | Ромб, квадрат их свойства и признаки. | . | | | | | |
30 | .Осевая и центральная симметрии | . Осевая и центральная симметрия, как свойства геометрических фигур. | Уметь строить симметричные фигуры | | | | | |
31. | Решение задач по теме :»Четырехугольники» | | Умение решать задачи, логически рассуждать | | | | | |
32 | .Контрольная работа №1 (3) по теме:»Четырехугольники» | | | | | | | |
| Функция .Свойства квадратичного корня | | | | | | | |
33-34 33-34 35. 36. | .РНО.Рациональные числа | Множество рациональных чисел, бесконечные десятичные периодические дроби, период, чисто периодическая дробь, смешанно периодическая дробью |
- рациональные числа, бесконечная десятичная периодическая дробь; - действительные и иррациональные числа; - о делимости целых чисел, о делении с остатком; - определение арифметического квадратного корня; - свойства арифметического квадратного корня; - определение модуля действительного числа.
- извлекать квадратные корни из неотрицательного числа; - применять свойства арифметического квадратного корня к преобразованию выражений; - вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; - освобождаться от иррациональности в знаменателе; - исследовать уравнение ; - строить график функции и работать с ним; - применять свойства модуля. | | | | | |
. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Уравнение . Нахождение приближенных значений квадратного корня. | | | | | |
. Иррациональные числа. | Иррациональные числа, бесконечная десятичная непериодическая дробь, иррациональные выражения | | | | | |
Множество действительных чисел | Множество действительных чисел, сравнение действительных чисел, действия над действительными числами | | | | | |
37. Функция , ее свойства и график. | График функции, свойства функции. | | | | | |
38-39. Свойства квадратных корней. | Квадратный корень из произведения, квадратный корень из дроби, вычисление корней | | | | | |
40-41. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня, освобождение от иррациональности в знаменателе | | | | | |
42. Модуль действительного числа. | Модуль действительного числа, свойства модулей, геометрический смысл модуля действительного | | | | | |
43.Контрольная работа № 4. | | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | | | | | |
| Квадратичная функция. Функция . | | | | | | | |
44-45 | . Функция , ее свойства и график. | Кусочные функции, контрольные точки графика, функция y = kx2, ее свойства и график. | - о функциях вида y = kx2 и , y = ax2 + bx + c , о их графиках и свойствах; - как с помощью параллельного построить графики функций y = f(x + l), y = f(x) + m, y = f(x + l) + m; - алгоритм построения параболы y = ax2 + bx + c; - графические способы решения квадратных уравнений. Уметь: - строить графики функцийy = kx2, , y = ax2 + bx + c , y = f(x + l), y = f(x) + m, y = f(x + l) + m; - описывать свойства функций по ее графику; - решать графически квадратные уравнения. | | | | | |
46. Функция , ее свойства и график. | Функция , ее свойства и график при различных значения k. | | | | | |
47.Подготовка к контрольной работе по теме:» Квадратичная функция. Функция у=---- | | | | | | |
48.Контрольная работа№5 по теме: «Квадратичная функция. Функция у=k/х» | | | | | | |
49-50. Как построить график функции  , если известен график функции . | Параллельный перенос вправо (влево), вспомогательная система координат, алгоритм построения графика функции y = f(x + l). | | | | | |
51-52. Как построить график функции , если известен график функции . | Параллельный перенос вверх (вниз), вспомогательная система координат, алгоритм построения графика функции y = f(x) + m | | | | | |
53-54. Как построить график функции , если известен график функции . | Параллельный перенос вправо (влево), параллельный перенос вверх (вниз), вспомогательная система координат, алгоритм построения графика функции y = f(x + l) + m | | | | | |
55-56. Функция , ее свойства и график. | Функция y = ax2 + bx + c, квадратичная функция, график квадратичной функции, координаты вершины параболы, алгоритм построения параболы y = ax2 + bx + c | | | | | |
57-58. Графическое решение квадратных уравнений. | Квадратное уравнение, несколько способов графического решения уравнения. | | | | | |
Контрольные работы № 6 по теме: «Квадратичные функции» | | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | | | | | |
| Площади фигур | | | | | | | |
59-60 | .Площадь многоугольника | Понятие о площади. Равновеликие фигуры. Свойства площади Принципы вычисления площадей многоугольников. |
- представление о способе измерения площади, свойства площадей; - формулы площадей: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; - формулировку теоремы Пифагора и обратной ей. Уметь: - находить площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; - применять формулы при решении задач; - находить стороны треугольника, | | | | | |
61-65 | .Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | Формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема об отношении площадей треугольников имеющих по равному углу. | Знать формулы площадей и уметь их применять при решении задач | | | | | |
66-69. | Теорема Пифагора | Теорема Пифагора и теорема обратная теореме Пифагора. | Используя теорему Пифагора; - определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора. - выполнять чертеж по условию задачи. Уметь вычислить площадь разными способами применять ее при решении задач | | | | | |
70-74. | Решение задач | | | | | | | |
| 75.Повторительно-обобщающий урок | | Уметь применять изученные формулы и понятия при решении задач | | | | | |
76. | Контрольная работы №2(7) по теме: «Площади фигур» | | | | | | | |
| Квадратные уравнения. | | | | | | | |
77-80 | РНО. Основные понятия. | Квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение, полное квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, корень квадратного уравнения, решение квадратного уравнения. | - квадратные и дробные уравнения; - способы решения неполных квадратных уравнений; - формулу корней квадратного уравнения; - теорему Виета; - иррациональные уравнения и способы их решения. Уметь: - решать квадратные уравнения, а также уравнения сводящиеся к ним; - решать дробно-рациональные уравнения; - исследовать квадратное уравнение по дискриминанту и коэффициентам; - решать текстовые задачи с помощью квадратных и дробно-рациональных уравнений; - решать иррациональные уравнения. | | | | | |
81-83 | . Формула корней квадратных уравнений. | Дискриминант квадратного уравнения, формула корней квадратного уравнения. | | | | | |
84-86. | Рациональные уравнения. | Рациональные уравнения, алгоритм решения рационального уравнения, проверка корней уравнения, посторонние корни | | | | | |
87.Контрольная работа №8 по теме: «Квадратные уравнения» | | | | | | |
88-92. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. | Рациональные уравнения, математическая модель реальной ситуации, решение задач на составление уравнений. | | | | | |
93-95. Еще одна формула корней квадратного уравнения. | Квадратное уравнение с четным вторым коэффициентом, формула корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом. | | | | | |
96-99. Теорема Виета. | Теорема Виета, обратная теорема Виета, симметрическое выражение с двумя переменными. | | | | | |
100.Контрольная работа №9 по теме: «Квадратные уравнения» | | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | | | | | |
101-103. Иррациональные уравнения. | Иррациональные уравнения, метод возведения в квадрат, проверка корней, равносильные уравнения, равносильные преобразования уравнения, неравносильные преобразования уравнения. | | | | | | |
| Неравенства. | | | | | | | |
104-105 | Свойства числовых неравенств. | Числовое неравенство, свойства числовых неравенств, неравенства одинакового смысла, неравенства противоположного смысла, среднее арифметическое, среднее геометрическое, неравенство Коши | | | | | | |
106-107. | Исследование функций на монотонность. | Возрастающая функция на промежутке, убывающая функция на промежутке, монотонная функция. | | | | | |
108-110. Решение линейных неравенств. | Неравенство с переменной, решение неравенства с переменной, множество решений, система линейных неравенств, пересечение решений неравенств системы. | | | | | | |
111-112 | . Решение квадратных неравенств. | Квадратное неравенство, знак объединения множеств, алгоритм решения квадратного неравенства, метод интервалов. | | | | | |
| 113.Контрольная работа №10 по теме: «Неравенства». |
|
| | | | | |
| Подобные треугольники | | Уметь: - находить элементы треугольников, используя определение подобных треугольников; - находить отношение площадей подобных треугольников; применять метод подобия при решении задач на построение; | | | | | |
114-117 | .Определение подобных треугольников | - определение подобных треугольников; - формулировки признаков подобия треугольников; - формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников; - формулировку теоремы о средней линии треугольника; - свойство медиан треугольника; -понятие среднего пропорционального, - свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла; Коэффициент подобия. Связь между площадями подобных фигур. | | | | | |
118-120 | .Признаки подобия треугольников | Три признака подобия треугольников. | - применять признаки подобия при решении задач; | | | | | |
| 121.Решение задач | | | | | | |
| 122.Контрольная работа №3(11) по тем:»Признаки подобия треугольников | . | | | | | |
123-126 | .РНО. Применения подобия к доказательству теорем и решению задач | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Среднее пропорциональное. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Измерительные работы на местности. Метод подобии | | | | | |
127-130 | .Соотношения между сторонами прямоугольного треугольника | Понятия синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º | - определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника - значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º.
| | | | | |
131 | .Повторительно-обобщающий урок | | | | | | | |
| 132.Контрольная работа №4(12) по теме:»Подобные треугольники» | | | | | | | |
| Окружность | | | | | | | |
133-135 | .Касательная и окружность | Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Точка касания. Свойство касательной и признак | : - применять свойства вписанного и описанного четырехугольника при решении задач; - выполнять чертеж по условию задачи; - решать простейшие задачи, опираясь на изученные свойства. - случаи взаимного расположения прямой и окружности; - понятие касательной, точек касания, свойство касательной; | | | | | |
136-138 | ..Центральные и вписанные углы. | Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности. Теорема о вписанном угле и следствия из нее. Теорема об отрезках пересекающихся хорд . | - Знать и понимать- определение вписанного и центрального углов; - определение серединного перпендикуляра; - формулировку теоремы об отрезках пересекающихся хорд; - четыре замечательные точки треугольника; - определение вписанной и описанной окружностей. Уметь: - определять и изображать взаимное расположение прямой и окружности; - окружности, вписанные в многоугольник и описанные около него; - распознавать и изображать центральные и вписанные углы; - находить величину центрального и вписанного углов; | | | | | |
. 139-140 | .Четыре замечательных точки треугольника | Теорема о свойстве угла биссектрисы. Серединный перпендикуляр. Теорема о серединном перпендикуляре. Теорема о точке пересечения высот треугольника. | | | | | |
141-142 | ..Вписанная и описанная окружность | Вписанная и описанная окружности. Теорема об окружности, вписанной в треугольник. Теорема об окружности, описанной около треугольника. Свойства вписанного и описанного четырехугольника. | | | | | | |
143-144 | .Решение задач | | | | | | |
| 145.Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе | | | | | | | |
146. | Контрольная работа №5(13) по теме:»Окружность» | | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | | | | | |
147-149 | . Приближенные значения действительных чисел. | Приближенное значение по недостатку, приближенное значение по избытку, округление чисел, погрешность приближения, абсолютная и относительная погрешности. | | | | | | |
150 | . Стандартный вид положительного числа. | Стандартный вид положительного числа, порядок числа, запись числа в стандартной форме. | | | | | |
151-154 | .Итоговое повторение по алгебре | | | | | | | |
155 | .Итоговая контрольная работа № 14 по алгебре | | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы | | | | | |
156-175 | .Резерв | | | | | | | |
Литература для обучающихся
Алгебра, учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович
Алгебра, задачник для 8 класса общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович
Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2014.
Литература для учителя.
Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков: Просвещение, 2014.
Алгебра, 8 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович: Мнемозина, 2014.
Интернет ресурс.
1.http:www.shpl.ru
2.http: his.1september.ru\index.php

1.