СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9 кл история Загладин, Боханов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа 9 кл история Загладин, Боханов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 кл история Загладин, Боханов»

Пояснительная записка


Настоящая программа по истории разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования и авторских программ: Загладин Н. В., Загладина Х. Т. Всеобщая история. История Нового времени. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007; Агафонов С.В. Боханов А. Н. История России. XIX век. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Учебная программа по истории на ступени основного общего образования содержит следующие разделы:

•пояснительную записку, в которой определяются цели обучения по данному предмету в основной школе, раскрываются особенности содержания курса по истории на этой ступени образования, описываются структура курса по истории и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане;

•содержание курса по истории, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на их изучение;

• примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 5—9 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.


Общая характеристика предмета


Учебная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профес­сиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д.



Цели изучения «Истории» в основной школе

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентации и качеств личности, проявляющихся как в учебном про­цессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5—9 классах в общем объеме 350 часов, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе — 2 часа в неделю.

Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхроннопараллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории ми­ровых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

  2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

  3. Историческое движение:

•эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

  • формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобра­зования общества; основные вехи политической истории;

•история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимо­действии категорий «знания», «отношения», «деятельность».

Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его нарЬдов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характер­ные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Примерная программа по истории на ступени основного общего образования является базовой по отбору и изложению исторического материала и в связи с этим характеризуется следующими особенностями.

  1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и всеобщей истории. Большее время отводится на изучение истории России. Наряду с прочими основаниями при этом учитывается то обстоятельство, что именно по курсу отечественной истории проводятся выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. В соответствии с задачами изучения предмета на ступени основного общего образования в курсе отечественной истории расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.

  2. В учебной программе по истории на ступени основного общего образования не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполага­ется, что в школьных курсах может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. Минимален и перечень упоминаемых исторических личностей. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.

  3. Отбор содержания курсов «История России» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся 5—9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.

  4. Содержание разделов и тем излагается в базовой программе относительно кратко, в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т.д. в авторские программы и учебники.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Таблица 1.

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

2

35

70

6 класс

2

35

70

7 класс

2

35

70

8 класс

2

35

70

9 класс

2

35

70

Итого:

10

175

350


Программа курса

БЛОК 1. ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел III. Россия в Новейшее время (XX — начало XXI в.) (не менее 68 ч) – 9 класс

Периодизация и основные этапы отечественной истории XX - начала XXI в.

Российская империя в начале XX в. Задачи и особенности модернизации страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Монополисти­ческий капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос. Российское общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных групп населения.

Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их реализации (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин). Самодержавие и общество.

Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.

Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г.В. Плеханов, В.М. Чернов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов).

Первая российская революция (1905—1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. Реформа политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.И. Пуришкевич). Думская деятельность в 1906—1907 гг. Итоги и значение революции.

Правительственная программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение.

Политическая и общественная жизнь в России в 1912— 1914 гг.

Культура России в начале XX в. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модерниз­му. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры.

Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже XIX—XX вв. Формирование двух военно- политических блоков в Европе. Причины войны, цели и пла­ны сторон. Начало войны. Восточный фронт: основные события, их влияние на общий ход войны. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне в обществе. Нарастание оппо­зиционных настроений.

Россия в 1917 —1921 гг. Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное правительство и советы. Основные по­литические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова. Политическая тактика большевиков, их приход к власти в октябре 1917 г.

Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал», политика военного коммунизма.

Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, боевые действия в 1918— 1920.гг. Белый и красный террор. Положение населения в годы войны. «Зеленые». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков.

Экономический и политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте). Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922—1941 гг. Образование СССР: предпосылки объединения республик/ альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти.

Политическая Жизнь в 1920-е гг. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве.

Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.

Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия.

Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия.

Изменение социальной структуры советского общества. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень.

Культура и духовная жизнь в 1920—1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.

Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х — начале 1940-х гг.

Основные направления внешней политики советского государства в 1920—1930-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские договоры 1939 г., их харак­тер и последствия. Внешнеполитическая деятельность СССР в конце 1939 — начале 1941 г. Война с Финляндией и ее итоги.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Советский тыл в годы войны. Оккупационный режим на занятых германскими войсками территориях. Партизанское движение. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Наука и культура в годы войны. Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. Действия советских войск в Маньчжурии, военный разгром Японии.

Итоги Великой Отечественной войны. Причины победы со­ветского народа. Советские полководцы (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, И.С. Конев, И.Д. Черняховский и др.). Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.

СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг. Послевоенное общество. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время. Голод 1946—1947 гг. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании 1940-х гг.

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря.

Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. Смерть Сталина и борьба за власть. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Социальная политика; жилищное строительство.

Выработка новых подходов во внешней политике (концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем). Карибский кризис, его преодоление. СССР и страны социалистического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира».

Советская культура в конце 1950-х — 1960-е гг. Научно- техническая революция в СССР, открытия в науке и технике (М.В. Келдыш, И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров и др.). Успехи советской космонавтики (С.П. Королев, Ю.А. Гагарин). Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х гг. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция.

Противоречия внутриполитического курса Н.С. Хрущева. Причины отставки Н.С. Хрущева.

СССР в середине 1960-х — середине 1980 гг. Аль­тернативы развития страны в середине 1960-х гг. J1. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарас­тание негативных тенденций в экономике. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.

Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 г.

Советская культура в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей.

СССР в системе международных отношений в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике раз­рядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отношения СССР с социалистическими странами. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки.

СССР в годы перестройки (1985—1991). Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг. М.С. Горбачев. Реформа политической системы. Возрождение российской многопартийности. Демократизация и гласность. Национальная политика и межнациональные отношения.

Экономические реформы, их результаты. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и селе. Изменения в куль­туре и общественном сознании. Возрастание роли средств мас­совой информации. Власть и церковь в годы перестройки.

Внешняя политика в годы перестройки: новое политичес­кое мышление, его воздействие на международный климат. Снижение угрозы мировой ядерной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Смена политических режимов в стра­нах Восточной Европы, роспуск СЭВ и ОВД. Итоги и послед­ствия осуществления курса нового политического мышления.

Нарастание экономического кризиса и обострение межна­циональных противоречий в СССР. Образование новых по­литических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

Российская Федерация в 90-е гг. XX — начале XXI в. Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Изменения в систе­ме власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.).

Экономические реформы 1990-х гг.: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.

Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.

Российская Федерация в 2000—2008 гг. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г. Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.

Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.

Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью.

Президентские выборы 2008 г. Президент России Д.А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях эконо­мического кризиса.

Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений.


БЛОК 2. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Раздел VIII. Новейшая история. XX — начало XXI в. (не менее 34 ч) 9 класс

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.

Мир в 1900—1914 гг.

Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.

Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий XX в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).

Первая мировая война (1914—1918)

Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.

Мир в 1918—1939 гг.

От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.

Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.

Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правитель­ства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.

Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании.

Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета; М.К. Ганди.

Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.

Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин—Рим—Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.

Вторая мировая война (1939—1945)

Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.

Мир во второй половине XX — начале XXI в.

Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».

Новые явления в экономике и социальной жизни после­военного мира. Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.

Соединенные Штаты Америки во второй половине XX — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Соци­альные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.

Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.

Страны Восточной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистичес­кий эксперимент: достижения и противоречия. События кон­ца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические по­зиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.

Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине XX в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модерни­зации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.

Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

9 класс


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Виды учебной деятельности

Раздел. Всеобщая история ХХ век

34


1.

Введение

1

Объяснять значение понятия новейшая история.

Излагать основания периодизации новейшей истории

Мир в 1900—1918 гг.

6


2.

Страны Европы и США в 1900-1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.


Раскрывать значение понятий и терминов урбанизация, со­циальное законодательство, автономия.

Объяснять причины усиления монополий в начале XX в., а также мотивы принятия антимонопольных мер в США и других странах.

Характеризовать содержание и значение социальных реформ начала XX в. на примерах отдельных стран.

Раскрывать, в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале XX в.

3.

Страны Азии и Латинской Америки в 1900-1917 гг. Традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий XX в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910-1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).

Начало борьбы за передел мира. Первая мировая война (1914-1918): причины, участники, театры боевых действий и ключевые события. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны


Давать сравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, Латинской Америки в первые десятилетия XX в.

Характеризовать задачи и итоги революций в Турции, Иране, Китае, Мексике.

Раскрывать значение понятий и терминов Антанта, Тройственное согласие, блицкриг, Брусиловский прорыв, черный рынок, карточная система.

Характеризовать причины, участников, основные этапы Первой мировой войны.

Рассказывать о крупнейших операциях и сражениях Первой мировой войны (используя историческую карту).

Сопоставлять события на Западном и Восточном фронтах войны, раскрывая их взаимообусловленность.

Рассказывать о положении людей на фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников).

Характеризовать итоги и социальные последствия Первой мировой войны

Мир в 1918—1939 гг.

8


4

От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.

Революционные события 1918 - начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения.

Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.

Страны Европы и США в 1924- 1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929-1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великоб­ритании. «Великая депрессия». «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.

Революционные события 1918 - начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения.

Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.

Страны Европы и США в 1924- 1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929-1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. «Великая депрессия». «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.

Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936- 1939 гг. в Испании.

Страны Азии в 1920-1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк.



Раскрывать значение понятий и терминов Версальская система, Лига Наций, репарации.

Показывать на карте изменения в Европе и мире, происшедшие после окончания Первой мировой войны.

Объяснять предпосылки образования значительной группы новых государств в Европе.

Раскрывать значение понятий и терминов стабилизация, фашизм.

Высказывать суждения о причинах, характере и последствиях революций 1918-1919 гг. в европейских странах.

Объяснять причины возникновения и распространения фашистского движения в Италии.

Раскрывать значение понятий и терминов мировой кризис, «новый курс», нацизм, тоталитаризм, авторитаризм, Народный фронт.

Систематизировать материал о политических режимах, су­ществовавших в Европе в 1918-1939 гг. (демократические, тоталитарные, авторитарные).

Объяснять, как происходил выбор между демократией и ав­торитаризмом в отдельных европейских странах (например, почему фашисты пришли к власти в Италии, нацисты - в Германии и т.д.).

Рассказывать, используя карту, о ключевых событиях Гражданской войны в Испании, о силах, противостоявших друг другу в этой войне.

Представлять характеристики политических лидеров 1920- 1930-х гг., высказывать суждения об их роли в истории своих стран, Европы, мира.

Систематизировать исторический материал, сравнивать

задачи и пути модернизации в отдельных странах, ход рево­люционной и освободительной борьбы (в Китае и Индии).

5

Революция 1920-х гг. в Китае. Движе­ние народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.

Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.

Международные отношения в 1920— 1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин- Рим-Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты


Составлять характеристики политических лидеров стран Азии.

Раскрывать значение понятий и терминов модернизм, конструктивизм (функционализм), авангардизм, абстракционизм, сюрреализм.

Характеризовать основные течения в литературе, живописи, архитектуре и др., творчество крупнейших представителей художественной культуры (в форме сообщений, презентаций и др.).

Высказывать суждения о месте произведений искусства 1920-1930-х гг. в культурной панораме новейшей эпохи.

Раскрывать значение понятий и терминов коллективная бе­зопасность, аншлюс, Су детская проблема, политика невмешательства.

Характеризовать основные этапы и тенденции развития международных отношений в 1920-1930-е гг.

Проводить сопоставительный анализ документов, относящихся к ключевым ситуациям и событиям международной жизни (с привлечением материалов из курса отечественной истории).

Высказывать суждения о значении отдельных международных событий для судеб Европы и мира

Вторая мировая война (1939—1945)

4


6

Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои.

Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны


Раскрывать значение понятий и терминов «странная война», «битва за Британию», план Барбаросса, план «Ост», «новый порядок», геноцид, Холокост, антигитлеровская коалиция, движение Сопротивления, коренной перелом, второй фронт, Нюрнбергский процесс.

Характеризовать причины, участников, основные этапы Второй мировой войны (с привлечением материала из курса отечественной истории).

Рассказывать о крупнейших военных операциях (используя историческую карту).

Сопоставлять данные о масштабах военных операций на советско-германском и других фронтах войны, высказывать суждение о роли отдельных фронтов в общем ходе войны.

Рассказывать о положении людей на фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников).

Характеризовать итоги и уроки войны

Мир в 1945 г. — начале XXI в.

15


7

Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».

Изменения в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.

Соединенные Штаты Америки во второй половине XX - начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.

Страны Западной Европы во второй половине XX - начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.

Страны Восточной Европы во второй по­ловине XX - начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. Со­бытия конца 1980-х - начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов.

Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.

Страны Азии и Африки во второй половине XX - начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине XX в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.

Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в новейшей истории региона.

Культура зарубежных стран во второй половине XX - начале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса.

Международные отношения во второй половине XX - начале XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, ее роль в современном мире.

Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.


Объяснять, какие изменения произошли в Европе и мире после Второй мировой войны (с использованием исторической карты).

Раскрывать значение понятий и терминов Организация Объединенных Наций, биполярный мир, «холодная война», научно-техническая революция, постиндустриальное общество, информационная революция.

Высказывать суждения о сущности и цене общественного прогресса в современном мире.

Характеризовать политическую систему США.

Составлять характеристики президентов США, их внутренней и внешней политики (с использованием информации учеб­ников, биографических и справочных изданий).

Высказывать суждение о том, в чем выражается и чем объясняется лидерство США в современном мире.

Раскрывать тенденции экономического развития стран Западной Европы во второй половине XX - начале XXI в. (государственное регулирование экономики и свободный рынок, смена периодов стабильности и кризисов).

Характеризовать политические системы стран Западной Европы, ведущие партии и их общественные позиции.

Составлять характеристики государственных лидеров послевоенной и современной Европы.

Раскрывать предпосылки, достижения и проблемы европейской интеграции.

Проводить поиск информации для сообщений о послевоенной истории и современном развитии отдельных стран (в форме путешествия в страну, репортажа и др.).

Раскрывать значение понятий и терминов мировая социалистическая система, «Пражская весна», социалистический интернационализм, солидарность, «бархатная революция», шоковая терапия, приватизация.

Характеризовать основные этапы в истории восточноевропейских стран 1945 г. - начала XXI в., объяснять, в чем заключались ситуации исторического выбора для этих стран.

Раскрывать значение понятий и терминов крушение колониальной системы, деколонизация, модернизация, «новые индустриальные страны», фундаментализм.

Характеризовать этапы освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости (предполагается использование исторической карты, составление хронологической таблицы).

Составлять обзор развития отдельных стран во второй половине XX - начале XXI в. (Япония, Китай, Индия, государства Ближнего Востока и др.), используя информацию учебника, материалы периодической печати и телевидения, интернет-ресурсы.

Раскрывать значение понятий и терминов латифундия, импортзамещающая индустриализация, национализация, денационализация, каудилизм, хунта.

Характеризовать политические режимы, существовавшие в латиноамериканских государствах во второй половине XX - начале XXI в.

Сопоставлять реформистский и революционный пути решения социально-экономических противоречий в странах Латинской Америки, высказывать суждения об их результативности.

Раскрывать значение понятий и терминов информационная революция, неореализм, постмодернизм, массовая культура, поп-арт.

Характеризовать достижения в науке и технике второй половины XX - начала XXI в. и их социальные последствия.

Составлять тематические подборки материалов о современной зарубежной культуре.

Раскрывать значение понятий и терминов разрядка международной напряженности, движение за безопасность и сотрудничество в Европе, новое политическое мышление в международных отношениях, многополюсный мир.

Характеризовать основные периоды и тенденции развития международных отношений в 1945 г. - начале XXI в.

Готовить и представлять сообщения, рефераты по отдельным вопросам истории международных отношений (с привле­чением документальных материалов, в том числе относящихся к внешней политике СССР и Российской Федерации).

Проводить обзор текущих международных событий.

Характеризовать основные процессы новейшей эпохи, ее ключевые события.

Раскрывать смысл понятия глобальные проблемы человечества, значение этих проблем для государств, народов, отдельного человека (с привлечением информации из курса обществознания).

Проводить обзор материалов газет и телевидения по вопросам, связанным с глобальными проблемами современного общества.

История России ХХ век

36



Политическая тактика большевиков, их приход к власти в октябре 1917 г.

Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В.И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного собрания.

Брестский мир: условия, экономические и политические последствия.

Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на ка­питал», политика военного коммунизма.

Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, организация борьбы в 1918-1920 гг. Белый и красный террор. Положение населения в годы войны. «Зеленые». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков.

Советское государство в начале 1920-х гг. Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте). Переход к новой экономической политике


Анализировать различные версии и оценки событий Февраля и Октября 1917 г., высказывать и аргументировать свою оценку.

Раскрывать характер и значение первых преобразований большевиков, используя тексты декретов и других документов советской власти.

Объяснять значение понятий национализация, рабочий контроль, Учредительное собрание, военный коммунизм.

Высказывать суждение о причинах и значении роспуска Учредительного собрания.

Характеризовать обстоятельства и последствия заключения Брестского мира.

Раскрывать причины Гражданской войны и интервенции.

Давать характеристику белого и красного движений (цели, участники, методы борьбы).

Рассказывать, используя карту, о наиболее значительных военных событиях.

Проводить поиск информации о событиях 1918-1921 гг. в крае, городе, представлять ее в устном сообщении (очерке, презентации).

Сравнивать задачи и мероприятия политики военного коммунизма и нэпа.

Характеризовать сущность и значение новой экономической политики

СССР в 1922—1941 гг.

11


Образование СССР: предпосылки объ­единения республик, альтернативные проекты и практические решения. Нацио­нальная политика советской власти.

Политическая жизнь в 1920-е гг. Обострение внутрипартийных разногла­сий и борьбы за лидерство в партии.

Достижения и противоречия нэпа. Причины его свертывания.

Советская модель модернизации. Инду­стриализация: цели, методы, экономичес­кие и социальные итоги. Первые пятилет­ки: задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, эко­номические и социальные последствия.

Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата.

Контроль над духовной жизнью общест­ва. Политика государства в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.

Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х — начале 1940-х гг.

Основные направления внешней поли­тики Советского государства в 1920— 1930-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Попытки соз­дания системы коллективной безопаснос­ти. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол.

Советско-германские договоры 1939 г., их характер и последствия. Внешнеполити­ческая деятельность СССР в конце 1939 — начале 1941 г.

Война с Финляндией, ее итоги.


Объяснять, в чем заключались предпосылки объединения советских республик и основные варианты объединения.

Характеризовать принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР.

Раскрывать основное содержание и последствия внутрипар­тийной борьбы в 1920-е гг.

Рассказывать о жизни общества в годы нэпа, используя раз­личные источники.

Высказывать суждение о причинах свертывания нэпа.

Объяснять, в чем состояли причины, характер и итоги ин­дустриализации и коллективизации в СССР.

Рассказывать о ходе индустриализации и коллективизации в своем городе, районе (привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т.д.).

Раскрывать сущность и последствия политических процессов 1930-х гг.

Характеризовать основные направления и итоги культурной революции (в том числе на материале истории края, города).

Сопоставлять, как оценивались итоги социально-экономи­ческого и политического развития СССР в 1920—1930-е гг. в Конституции 1936 г. и как они оцениваются в современном учебнике.

Характеризовать внутреннее развитие Советской страны в конце 1930-х - начале 1940-х гг.

Характеризовать направления и важнейшие события внеш­ней политики Советского государства в 1920-1930-е гг.

Проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. и использовать их для характеристики позиций СССР и других государств.

Приводить и сравнивать излагаемые в учебниках и обще­ственной литературе оценки советско-германских договоров 1939 г., высказывать и аргументировать свою точку зрения

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

8


Начало, этапы и крупнейшие сражения войны.

Советский тыл в годы войны. Оккупа­ционный режим на занятых германскими войсками территориях. Партизанское движение. Человек на войне (полковод­цы и солдаты, труженики тыла). Наука и культура в годы войны.

Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобож­дение народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной вой­ны. Действия советских войск в Маньч­журии, военный разгром Японии.

Итоги Великой Отечественной войны. Причины победы советского народа. Совет­ские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокос­совский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховский и др.). Великая Отече­ственная война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства


Называть хронологические рамки, основные периоды и да­ты крупнейших сражений Великой Отечественной войны.

Объяснять причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

Рассказывать о крупнейших сражениях Великой Отечествен­ной войны, используя карту.

Объяснять значение понятий блицкриг, эвакуация, новый порядок, коренной перелом, второй фронт.

Характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая ин­формацию исторических источников (в том числе музейных ма­териалов, воспоминаний и т.д.).

Представлять биографические справки, очерки об участни­ках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла (в том чис­ле представителях старших поколений своей семьи).

Подготовить сообщение об отражении событий войны в произведениях литературы, кинематографа (по выбору)

СССР с середины 1940-х до начала 1990 гг.

17


ССР в 1945 - начале 1950-х гг. Восста­новление и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей. Противоречия социально- политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни обще­ства Внешняя политика СССР в послевоен­ные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирова­ние двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря и его союзников.

Советское общество в середине 1 950-х - первой половине 1960-х гг. Смерть Ста­лина и борьба за власть. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий.

Основные направления реформирова­ния советской экономики и его результа­ты. Социальная политика; жилищное строительство. Противоречия внутриполи­тического курса Н. С. Хрущева.

Выработка новых подходов во внеш­ней политике (концепция мирного сосу­ществования государств с различным об­щественным строем). Карибский кризис, его преодоление. СССР и страны социа­листического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира».

Советская культура в конце 1950-х - 1960-е гг. Научно-техническая револю­ция в СССР, открытия в науке и технике (М. В. Келдыш, И. В. Курчатов, А. Д. Са­харов и др.). Успехи советской космонав­тики (С. П. Королев, Ю. А. Гагарин). Но­вые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, моло­дые поэты 1960-х гг. Театр, его общест­венное звучание. Власть и творческая ин­теллигенция.

Причины отставки Н. С. Хрущева.

СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. Альтернативы развития СССР в середине 1960-х гг. Л. И. Брежнев. Эко­номическая реформа 1965 г.: сущность, результаты. Нарастание негативных тен­денций в экономике. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Концепция развитого социализма. Кон­ституция СССР 1977 г.

Культура в 1960-е - середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образова­ния. Усиление идеологического контроля в различных сферах жизни. Инакомыс­лие. Диссиденты. Достижения и противо­речия художественной культуры.

Переход к политике разрядки международ­ной напряженности в отношениях Вос­ток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отношения СССР с социалистическими странами. Участие СССР в войне в Афганистане. За­вершение периода разрядки.

СССР в годы перестройки (1985- 1991). Предпосылки изменения государ­ственного курса в середине 1980-х гг. М. С. Горбачев. Реформа политической системы. Возрождение российской мно­гопартийности. Демократизация и глас­ность. Национальная политика и меж­национальные отношения.

Экономические реформы, их результа­ты. Перемены и повседневная жизнь лю­дей в городе и селе.

Изменения в культуре и общественном сознании. Возрастание роли средств мас­совой информации. Государство и цер­ковь в годы перестройки.

Внешнеполитический курс страны в го­ды перестройки. «Новое политическое мышление», его воздействие на между­народной арене.

народный климат. Снижение угрозы ми­ровой ядерной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Смена политичес­ких режимов в странах Восточной Евро­пы. Роспуск СЭВ и ОВД. Окончание «хо­лодной войны». Итоги и последствия по­литики «нового мышления».

Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противо­речий в СССР. Образование новых поли­тических партий и движений. Августов­ские события 1991 г. Роспуск КПСС. Рас­пад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.


Рассказывать о жизни людей в послевоенные годы (при­влекая воспоминания представителей старших поколений).

Характеризовать идеологические кампании конца 1940-х - начала 1950-х гг.

Раскрывать содержание понятий «холодная война», желез­ный занавес.

Объяснять причины обострения противостояния СССР и стран Запада в послевоенные годы.

Характеризовать итоги борьбы-да власть после смерти Ста­лина.

Раскрывать общественный импульс и значение решений XX съезда на основе информации учебника и источников (воспо­минаний, записок и т.д.).

Объяснять, в чем заключались новые подходы к решению хозяйственных и социальных проблем в рассматриваемый пе­риод.

Раскрывать значение выдвижения концепции мирного сосу­ществования государств с различным общественным строем.

Подготовить сообщение о Карибском кризисе и его пре­одолении (по выбору - в виде репортажа, мнения историка и др.).

Характеризовать взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира».

Рассказывать о достижениях советской науки и техники в конце 1950-х - 1960-е гг.

Характеризовать период «оттепели» в общественной жиз­ни, приводя примеры из литературных произведений и др.

Объяснять, в чем заключалась противоречивость партийной культурной политики.

Высказывать суждение о причинах отставки Н. С. Хрущева.

Составить характеристику (политический портрет) Н. С. Хру­щева (с привлечением биографической и мемуарной литера­туры).

Объяснять, в чем заключались альтернативы развития совет­ского общества в середине 1960-х гг.

Участвовать в дискуссии о характере экономического разви­тия страны в 1970-е гг.

Подготовить сообщение о развитии советской науки и тех­ники в 1960-1980-е гг. (с использованием научно-популярной и справочной литературы).

Рассказывать о развитии отечественной культуры в 1960- 1980-е гг., характеризовать творчество ее выдающихся пред­ставителей.

Раскрывать, в чем проявлялись противоречия культурной жизни в рассматриваемый период.

Проводить поиск информации о повседневной жизни людей в 1960-е — середине 1980-х гг. (включая воспоминания чле­нов семьи, представителей старших поколений).

Объяснять, в чем выражалась разрядка международной на­пряженности в 1970-е гг.

Объяснять, в чем выразилось и чем было вызвано обостре­ние международной напряженности в конце 1970-х гг. .

Участвовать в обсуждении дискуссионных вопросов, напри­мер о вводе советских войск в Чехословакию (1968), Афгани­стан (1979).

Объяснять причины перехода к политике перестройки.

Раскрывать значение понятий перестройка, гласность, полити­ческий плюрализм, правовое государство, парад суверенитетов.

Характеризовать сущность и значение преобразования по­литической системы.

Проводить поиск информации об изменениях в сфере эко­номики и общественной жизни в годы перестройки, представ­лять ее в устном сообщении (эссе, реферате).

Собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы перестройки; пред­ставлять их в виде устной или письменной презентации.

Проводить поиск информации об изменениях в сфере куль­туры и общественной жизни в годы перестройки, представлять ее в устном сообщении (эссе, реферате).

Характеризовать направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки.

Систематизировать материал о результатах осуществления политики нового политического мышления.

Излагать приводимые в учебнике оценки политики «нового мышления», высказывать и аргументировать свое суждение.

Раскрывать причины, приведшие к обострению межнацио­нальных отношений в Советском государстве.

Участвовать в дискуссии о причинах кризиса советской сис­темы и распада СССР.

Излагать и аргументировать суждения о сущности событий 1985-1991 гг. в СССР.

Составить характеристику (политический портрет) М. С. Горба­чева (с привлечением биографической и мемуарной литературы)

Российская Федерация в 90-е гг. XX — начале XXI в.

12


Вступление России в новый этап исто­рии. Формирование суверенной россий­ской государственности. Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин. Политичес­кий кризис осени 1993 г. Принятие Конс­титуции России (1993).

Экономические реформы 1990-х гг.: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.

Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Отно­шения со странами СНГ и Балтии. Восточ­ное направление внешней политики. Рус­ское зарубежье.

Российская Федерация в 2000-2008 гг. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г. Деятельность президен­та России В. В. Путина: курс на продол­жение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности Рос­сии, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Политические партии и общественные деятели современной России. Новые государственные символы России.

Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государствен­ного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы.

Президентские выборы 2008 г. Прези­дент Д. А. Медведев. Общественно-поли­тическое развитие страны на современ­ном этапе. Государственная политика в условиях экономического кризиса.

Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информа­ционных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоедине­ние Русской православной церкви с Рус­ской зарубежной церковью.

Разработка новой внешнеполитической стратегии России в XXI в. Укрепление международного престижа и авторитета России. Российская Федерация в системе современных международных отноше­ний. Россия и глобальные процессы со­временности.


Характеризовать события, ознаменовавшие становление новой российской государственности.

Составить биографическую справку (очерк) о Б. Н. Ельцине.

Объяснять, в чем заключались трудности перехода к рыноч­ной экономике, привлекая свидетельства современников.

Систематизировать материал учебника о национальных от­ношениях в 1990-е гг. (задачи национальной политики; причи­ны противоречий между Центром и регионами; межнациональ­ные конфликты).

Систематизировать материал об основных направлениях и событиях внешней политики России в 1990-е гг.; составлять об­зорную характеристику.

Характеризовать ключевые события политической истории России в XXI в.

Представлять характеристику крупнейших политических партий и деятелей современной России.

Рассказывать о государственных символах России.

Анализировать и обобщать информацию различных источ­ников об экономическом и социальном развитии России в XXI в.

Систематизировать материалы печати и телевидения об ак­туальных проблемах и событиях в жизни современного рос­сийского общества, представлять их в виде обзора, реферата.

Давать характеристику и оценку явлений современной российской культуры, произведений литературы, искусства, ки­нофильмов и т. д.; аргументировать свое мнение.

Проводить обзор текущей информации телевидения и прес­сы о внешнеполитической деятельности руководителей страны

Обобщение

2


Основные этапы отечественной исто­рии в новейшую эпоху


Называть и характеризовать основные периоды истории России в XX - начале XXI в.

Давать оценку ключевых событий и явлений отечественной истории новейшей эпохи, исторических личностей


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебники:

Класс

№ учебника в ФП учебников

Предметная область

Предмет

Авторы учебника

Издательство

Интернет-ресурсы

5 класс

1038

История

История Древнего мира

А.Ф. Михайловский

М., Русское слово. 2010.

Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.edic.ru

ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия http://www.wikiznanie.ru

Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org

Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и Мефодий" http://www.megabook.ru

МультиЛекс Online: электронные словари он-лайн http://online.multilex.ru

Сетевые исследовательские лаборатории "Школа для всех" http://www.setilab.ru

6 класс

1039







1043

Всеобщая история. История средних веков.


История России с древнейших времен до конца XVI в.


История

Бойцов М.А., Шукуров Р.М.



Пчелов Е.В.

М., «Русское слово». 2010







М.. «Русское слово». 2010

7 класс

1040











1044

Всеобщая история. История нового времени.



История России XVII-XVIII вв.

История

Дмитриева О.В.









Пчелов Е.В.


Русское слово









Русское слово

8 класс

1041















1045

Всеобщая история. История нового времени. XIX – начало XX века.


История России. XIX век.

История

Н.В. Загладин.













А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов.

ООО «ТИД«Русское слово – РС»









ООО «ТИД «Русское слово – РС»

9 класс

1042

История

Всеобщая история ХХ век

Н. В. Загладин, Н.А. Симония

М., Русское слово. 2009.

1046

История

История России ХХ век


М., Русское слово. 2007.



Учебно-методическое и информационное обеспечение


- федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобразования РФ

К


- учебные пособия, которые допускаются к использованию в образовательном процессе

Д

Книгопечатная продукция


- научно-популярные, художественные книги для чтения

Д

Печатные пособия


- карты

Д

Технические средства обучения


- компьютер, доска, мультмедийный проектор и т.д.

К


Планируемые результаты учебного предмета, курса.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в классе.

Знать/понимать

- основные этапы и ключевые события истории

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

- виды исторических источников

Уметь

- в связной монологической форме пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрывать содержание иллюстраций

- сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия

- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения

- аргументировано отстаивать свои взгляды

- анализировать исторический источник

- оперировать историческими датами

- читать историческую карту, определять местонахождение историко-географических объектов


Должны знать: даты основных событий, термины; важнейшие достижения культуры и систему ценностей сформировавшихся в мире; изученные виды исторических источников.

Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, читать историческую карту, сравнивать исторические явления, находя сходства и различия.

Владеть компетенцией:

Коммуникативной, учебно-поисковой, смысло-познавательной, рефлексивной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывать собственные аргументированные суждения об историческом наследии, использовать знания об историческом пути и наследии народов, населявших государства в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Текущий контроль знаний, умений и навыков проводится при помощи тестов, индивидуальных ответов, фронтальных бесед, работы с карточками. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется на уроках контроля и коррекции знаний согласно календарно-тематическому планированию и Уставу школы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!