ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (2009 г);
Примерные программы по английскому языку (2009 г);
Республиканский базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МОиН РФ, рекомендованных к использованию в ОУ;
Учебно-методический комплект Афанасьевой О.В. Английский язык. Серия «Новый курс английского языка для российских школ»: М.: Дрофа, 2009, допущенный Министерством образования РФ, включающий следующие компоненты: учебник, книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудиодиск.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подхода к обучению английскому языку.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Изучение иностранного языка в целом и английского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.
Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа из расчета 3 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения английского языка ученик должен:
знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц; основные способы словообразования;
особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
признаки изученных грамматических явлений;
основные нормы речевого этикета;
роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
уметь:
говорение:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, опираясь на изученную тематику;
делать краткие сообщения по темам: взаимоотношения в семье, с друзьями; внешность; досуг и увлечения; переписка; школа и школьная жизнь; изучаемые предметы и отношение к ним; каникулы; родная страна и страна изучаемого языка; столицы и их достопримечательности;
аудирование:
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, выделять значимую информацию, определять тему и выделять главные факты;
чтение:
читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка;
- для осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в полиязычном мире;
- для приобщения к ценностям мировой культуры.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предметное содержание речи
1. Мои друзья и я: межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе; решение конфликтных ситуаций; внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения: спорт, музыка, чтение, музей, театр; молодежная мода; карманные деньги; покупки; переписка; путешествия и другие виды отдыха.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек; тело человека и забота о нем.
4. Школьное образование: изучаемые предметы и отношение к ним; школьная жизнь; каникулы; переписка с зарубежными сверстниками, международные обмены, школьное образование за рубежом.
5. Профессии в современном мире: проблема выбора профессии, роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек: природа (флора и фауна); проблемы экологии и защита окружающей среды; климат, погода; особенности проживания в городской / сельской местности.
7. Технический прогресс: достижения науки и техники; транспорт.
8. Средства массовой информации и коммуникации: пресса, телевидение, радио; интернет.
9. Родная страна и страны изучаемого языка: географическое положение; столицы, крупные города, регионы; достопримечательности, культурные и исторические особенности; национальные праздники, знаменательные даты; традиции, обычаи; выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ
Чтение
Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания — ознакомительное чтение; с полным пониманием содержания — изучающее чтение; с выборочным пониманием нужной или интересующей информации — просмотровое / поисковое чтение.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Умения чтения, подлежащие формированию:
читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
выделять главные факты из текста, опускать второстепенные;
понимать тему и основную мысль текста;
вычленять причинно-следственные связи в тексте;
кратко, логично излагать содержание текста;
оценивать прочитанное, сопоставлять факты;
интерпретировать прочитанное – оценивать прочитанное, выражать свое мнение, соотносить со своим опытом.
Объем текстов для ознакомительного чтения – до 500 слов без учета артиклей. Объем текстов для чтения с полным пониманием – 600 слов без учета артиклей.
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
- делать выписки из текста;
- составлять план текста;
- писать поздравления с праздниками, выражать пожелания (до 40 слов, включая адрес);
- заполнять анкеты, бланки;
- писать личное письмо без опоры на образец (объем личного письма – 80-90 слов, включая адрес).
Аудирование
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие умений:
- предвосхищать содержание устного текста по началу сообщения и выделять тему, основную мысль текста;
- выбирать главные факты, опускать второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
- игнорировать незнакомый языковой материал, не существенный для понимания.
Время звучания текстов – 1,5 – 2 минуты.
Говорение
Диалогическая речь
В 9 классе продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения, как:
начать, поддержать и закончить разговор;
поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
выразить благодарность;
вежливо переспросить, выразить согласие / отказ.
При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.
При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:
обратиться с просьбой и выразить готовность / отказ ее выполнить;
дать совет и принять / не принять его;
пригласить к действию / взаимодействию и согласиться / не согласиться, принять в нем участие.
При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:
выражать свою точку зрения;
выражать согласие / несогласие с точкой зрения партнера;
выражать сомнение;
выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).
Объем диалогического высказывания – не менее 5-7 реплик с каждой стороны.
Монологическая речь
Развитие монологической речи в 9 классе предусматривает овладение следующими умениями:
передавать содержание, основную мысль текста;
кратко высказываться о событиях и фактах, используя основные коммуникативные типы речи;
делать сообщение в связи с прочитанным и прослушанным текстом;
выражать свое мнение по теме, проблеме и аргументировать его.
Объем монологического высказывания – 8-10 фраз.
Социокультурные знания и умения
Социокультурная компетенция рассматривается как
готовность и способность находить более общее в моделях развития страны изучаемого языка;
находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию;
строить речевое взаимодействие в устной и письменной форме в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре с учётом специфики речевой ситуации.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. Объем лексического материала в 9 классе составляет около 3000 единиц, из них 200-250 новых единиц для продуктивного усвоения.
Знание основных способов словообразования:
- аффиксации:
прилагательные с суффиксами -less/ -able/-al/-ive/ -ic/ -ing/ -ed
прилагательные с приставками – un / in/ il/im/ir
существительные с суффиксом – ment/-tion (sion)
словосложения: существительное + существительное , существительное + прилагательное
конверсии (образование существительных от неопределенной формы глагола – to change – change)
сокращение ( doc)
распознавание и использование интернациональных слов .
- знание синонимов, сложных лексических единиц, полисемантических слов, речевых клише, используемых в изучаемых ситуациях.
Грамматическая сторона речи
знание правил образования и употребления пассивного залога;
правила образования наречий, причастий, прилагательных;
правила употребления модальных глаголов can/could, may/might, must/have to, should/ought to , to be to, need;
правила употреления артиклей;
правила употребления фразовых глаголов to look, to break, to turn, to get, to come;
правила употребления наречий времени и частотности;
правила образования и употребления герундия и инфинитива;
правила употребления неправильных глаголов to lie и to lay;
правила образования антонимов;
употребление конструкций You'd better / I'd rather.
образование и употребление грамматических конструкций used to do smth., to be used to doing smth.
Контроль и оценка деятельности учащихся
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий после каждого раздела учебника (5 тестов).
Характер тестов для проверки лексико-грамматических навыков и речевых умений доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале.
Предлагаемые задания тестов и контрольных работ имеют цель показать учащимся реальный уровень их достижений и обеспечить необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения английского языка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1 | Средства массовой информации: телевидение | 19 |
2 | Печатные издания: книги, журналы, газеты | 22 |
3 | Наука и технология | 21 |
4 | Подростки: их жизнь и проблемы | 21 |
5 | Будущая жизнь и карьера | 19 |
Итого | 102 |