ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.10г №1897 с изменениями и дополнениями (Приказ Министерства образования и науки РФ от31.12.2015 №1577, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 г. № 40937)
Примерной основной общеобразовательной программой основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию .
Учебным планом МКОУ Филиппенковская ООШ на 2017– 2018 учебный год
Учебником, входящим в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 08 июня 2015 г., № 1529 от 28 декабря 2015г, № 38 от 26.01.2016г, № 629 от 05.07.2017г): Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс. учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; подред. А.Т.Смирнова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". -3 -е изд. .: Просвещение, 2014.
Место учебного курса в учебном плане.
Учебным планом МКОУ Филиппенковская ООШ на 2017– 2018 учебный год, на изучение учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» в 6 классе отводится 35 часов, занятия проводится 1 раз в неделю.
Используемый учебно - методический комплект, включая электронные образовательные ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы:
Учебник | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет- ресурсы |
Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс. учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; подред. А.Т.Смирнова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образоания, изд-во "Просвещение". -3 -е изд. .: Просвещение, 2014 | 1.Основы безопасности жизнедеятельности (полностью) Рабочие программы ОБЖ. Смирнов А. Т. ОБЖ. Основы безопасности личности, общества, государства: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к курсу Смирнова А. Т. и др.: 5—9 кл. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014. | | - | Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение http://www.risk-net.ru Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» http://www.znopr.ru Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru |
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
При проведении занятий используются различные формы контроля деятельности обучающихся, такие как: тестирование, практикумы, проекты, рефераты, доклады и др.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1.усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
2. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
3. усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
4. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
5. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
6. формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12. формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности
Метапредметные результаты
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9. формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
10.в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
11. формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты
1. формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2. формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3. понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4. понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5. формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
6. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
7. знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
8. знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
9. умение оказать первую помощь пострадавшим;
10.освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
11. формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Изучение учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
В результате освоения курса «Безопасность жизнедеятельности»
Выпускник научится:
определять свое местонахождения относительно сторон горизонта;
разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха;
характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в природных условиях повреждениях и травмах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Раздел 1. Основы комплексной безопасности(25)
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе - 6
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.
Определение места для бивака. Разведение костра.
Определение необходимого снаряжения для похода.
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность - 5
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походных групп. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и порядок дня похода.
Преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов Меры безопасности в лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы, Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности - 6
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.
Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату.
Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видам транспорта (автомобильным, железнодорожным).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта.
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде - 4
Автономное пребывание человека в природе.
Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании . Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях - 4
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Укусы насекомых и защита от них.
Клещевой энцефалит и его профилактика.
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. (2)
Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях- 4
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитых змей.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Раздел 4.Основы здорового образа жизни.
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие – 6
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «НЕТ! » наркотикам.
Календарно-тематическое планирование в 6 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| По плану | фактически |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности |
Подготовка к активному отдыху на природе |
1 | 1.1 Природа и человек | 1 | 08.09 | |
2 | 1.2 Ориентирование на местности | 1 | 15.09 | |
3 | 1.3 Определение своего местонахождения и направления движения на местности. | 1 | 22.09 | |
4. | 1.4 Подготовка к выходу на природу. | 1 | 29.09 | |
5 | 1.5Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 1 | 06.10 | |
6. | 1.6 Определение необходимого снаряжения для похода. |
Активный отдых на природе и безопасность |
|
7. | 2.1 Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. | 1 | 13.10 | |
8. | 2.2 Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. | 1 | 20.10 | |
9. | 2.3Подготовка и проведение лыжных походов. | 1 | 27.10 | |
10. | 2.4 Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | 1 | 10.11 | |
11. | 2.5 Велосипедные походы и безопасность туристов. | 1 | 17.11 | |
Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности |
12. | 3.1 Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. | 1 | 24.11 | |
13. | 3.2 Акклиматизация человека в различных климатических условиях. | 1 | 01.12 | |
14. | 3.3 Акклиматизация человека в горной местности. | 1 | 08.12 | |
15. | 3.4 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. | 1 | 15.12 | |
16. | 3.5 Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. | 1 | 22.12 | |
17. | 3.6 Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. | 1 | 29.12 | |
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде |
18. | 4.1Автономное существование человека в природе. | 1 | 19.01 | |
19. | 4.2 Добровольная автономия человека в природной среде. | 1 | 26.01 | |
20. | 4.3 Вынужденная автономия человека в природной среде. | 1 | 02.02 | |
21. | 4.4Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | 1 | 09.02 | |
Опасные ситуации в природных условиях |
22. | 5.1Опасные природные явления. | 1 | 16.02 | |
23. | 5.2 Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | 1 | 02.03 | |
24. | 5.3 Укусы насекомых и защита от них. | 1 | 09.03 | |
25. | 5.4 Клещевой энцефалит и его профилактика. | 1 | 16.03 | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Первая помощь при неотложных состояниях |
26. | 6.1 Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. | 1 | 23.03 | |
27. | 6.2 Оказание первой помощи при травмах. | 1 | 06.04 | |
28. | 6.3 Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | 1 | 13.04 | |
29. | 6.4 Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. | 1 | 20.04 | |
Раздел 4.Основы здорового образа жизни Здоровье человека и факторы, на него влияющие |
|
30. | 7.1Здоровый образ жизни и профилактика утомления. | 1 | 27.04 | |
31. | 7.2 Компьютер и его влияние на здоровье. | 1 | 04.05 | |
32. | 7.3Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | 1 | 11.05 | |
33. | 7.4 Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. | 1 | 18.05 | |
34. | 7.5-7.6 Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. | 1 | 25.05 | |
35. | Резерв | 1 | | |
123