© 2017, Усенко Ирина Александровна 535 2
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) Цели и задачи
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
Рассмотрена на заседании кафедры естественно-математических дисциплин Протокол от «29» августа 2016г. №1 Зав. кафедрой __________/ О.С. Гаршина
| Согласовано: Куратор НМР
_________/Е.В. Андреева
| Утверждена приказом от « » августа 2016г. № Директор МБОУ СОШ №70 ___________О.Р. Прокопенко
|
Рабочая программа
по биологии
в 7 - 9 класс
Учитель Усенко Ирина Александровна
г. Липецк-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) Цели и задачи
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
2) Нормативные документы, на основании которых разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
Основная общая образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №70.
3) Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г. Липецка рабочая программа рассчитана на
7 класс – 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю);
8 класс – 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю);
9 класс – 68 часов в год (из расчета 2 часа в неделю).
4) Формы организации образовательного процесса
Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.
-Информационный поиск - задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.
Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.
-Дифференцированные задания - предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.
-Интеллектуальный марафон - задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.
-Творческие задания - направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность. Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.
-Работа в паре(при выполнении лабораторных опытов, практических работ и др. заданий на уроке) - задания ориентированы на использование групповых форм обучения.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.
5) Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
6) Виды и формы контроля
Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы
Текущий контроль:
-индивидуальный опрос;
-вопросы учебника;
-задания в тетради на печатной основе (ТПО);
-подготовка сообщений;
-биологические задачи;
-тестовые задания;
-лабораторные работы;
7) Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года (ступени)
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
8) Информация об учебнике
1. Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана -Граф, 2012. – 304 с.: ил.
2. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана -Граф, 2012. – 272 с.: ил.
3. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вахрушев, Е.И. Родионова, Г.Э. Белицкая, А.С. Раутиан. – М.: Баласс, 2013. – 336 с.: ил.(Образовательная система "Школа 2100")
4. Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. – 5-е изд., испр. – М.: Вентана -Граф, 2013. – 240 с.: ил.
5. Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, Е.И. Родионова, А.С. Раутиан. – М.: Баласс, 2015. – 352 с.: ил.(Образовательная система "Школа 2100")
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Биология как наука. Методы биологии
1.1 Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
1.2 Методы изучения живых объектов.
1.2.1 Биологический эксперимент.
1.2.2 Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.
1.3 Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
2. Признаки живых организмов
2.1 Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
2.2 ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ - ОСНОВА РАЗМНОЖЕНИЯ, РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ.
2.3 Гены и хромосомы.
2.4 Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. 2.5 Одноклеточные и многоклеточные организмы.
2.6 Ткани, органы, системы органов, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ КАК ОСНОВА ЦЕЛОСТНОСТИ МНОГОКЛЕТОЧНОГО ОРГАНИЗМА.
2.7 Признаки живых организмов, их проявление у:
2.7.1 растений,
2.7.2 животных,
2.7.3 грибов и бактерий.
2.8 ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ (РЕФЛЕКСЫ, ИНСТИНКТЫ, ЭЛЕМЕНТЫ РАССУДОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ).
2.9 Наследственность и изменчивость - свойства организмов.
2.10 ГЕНЕТИКА - НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. НАСЛЕДСТВЕННАЯ И НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ, ИСКУССТВЕННОМ ОТБОРЕ ПРИ ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОРОД И СОРТОВ.
2.11 Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
2.12 Проведение простых биологических исследований:
2.12.1 наблюдения за ростом и развитием растений и животных;
2.12.2 опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных;
2.12.3 клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание;
2.12.4 ПРИГОТОВЛЕНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК И РАССМАТРИВАНИЕ ИХ ПОД МИКРОСКОПОМ;
2.12.5 СРАВНЕНИЕ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ И БАКТЕРИЙ; 2.12.6 распознавание органов, систем органов растений и животных;
2.12.7 выявление изменчивости организмов.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы
3.1 Система органического мира.
3.2 ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ИХ СОПОДЧИНЕННОСТЬ.
3.3 Царство бактерии,
3.3.1 Царство грибы,
3.3.2 Царство растения,
3.3.3 Царство животные.
3.4 Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.
3.4.1 Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.
3.4.2 Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
3.4.3 Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
3.5 Вирусы - неклеточные формы.
3.6 Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.
3.7 Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами.
3.8 Оказание первой помощи при отравлении грибами.
3.9 ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Р. КОХА И Л. ПАСТЕРА.
3.10 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ В БИОТЕХНОЛОГИИ.
3.11 Учение об эволюции органического мира.
3.12 Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции.
3.13 ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭВОЛЮЦИИ.
3.14 Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
3.15 Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
3.16 Проведение простых биологических исследований:
3.16.1 распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных;
3.16.2 определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
4. Человек и его здоровье
4.1 ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
4.2 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
4.3 МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА, его сходство с животными и отличие от них.
4.4 Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
4.5 Питание.
4.6 Пищеварительная система.
4.7 Роль ферментов в пищеварении.
4.8 ИССЛЕДОВАНИЯ И.П. ПАВЛОВА В ОБЛАСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ПИЩА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ.
4.9 Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
4.10 Дыхание.
4.11 Дыхательная система.
4.12 Заболевания органов дыхания и их профилактика.
4.13 Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.
4.14 Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.
4.15 Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
4.16 Транспорт веществ.
4.17 Внутренняя среда организма.
4.18 Кровеносная и лимфатическая системы.
4.19 ЗНАЧЕНИЕ ПОСТОЯНСТВА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА.
4.20 Кровь.
4.21 Группы крови.
4.22 Переливание крови.
4.23 Иммунитет.
4.24 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИММУНИТЕТ.
4.25 ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Л. ПАСТЕРА И И.И. МЕЧНИКОВА В ОБЛАСТИ ИММУНИТЕТА.
4.26 Артериальное и венозное кровотечения.
4.27 Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
4.30 Обмен веществ и превращения энергии.
4.31 Витамины.
4.32 ПРОЯВЛЕНИЕ АВИТАМИНОЗОВ И МЕРЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
4.33 Выделение.
4.34 Мочеполовая система.
4.35 Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
4.36 Опора и движение.
4.37 Опорно-двигательная система.
4.40 Профилактика травматизма.
4.41 Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
4.42 Покровы тела.
4.43 Уход за кожей, волосами, ногтями.
4.44 Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
4.45 Размножение и развитие.
4.46 Наследование признаков у человека.
4.47 Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
4.48 РОЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕМЬИ.
4.49 ЗАБОТА О РЕПРОДУКТИВНОМ ЗДОРОВЬЕ.
4.50 Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.
4.51 ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
4.52 Органы чувств, их роль в жизни человека.
4.53 Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
4.54 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
4.55 Нервная система.
4.56 Эндокринная система.
4.57 Железы внутренней и внешней секреции.
4.58 Гормоны.
4.60 Психология и поведение человека.
4.61 ИССЛЕДОВАНИЯ И.М. СЕЧЕНОВА И И.П. ПАВЛОВА, А.А. УХТОМСКОГО, П.К. АНОХИНА.
4.62 Высшая нервная деятельность.
4.63 Условные и безусловные рефлексы.
4.64 Познавательная деятельность мозга.
4.65 Сон, его значение.
4.66 Биологическая природа и социальная сущность человека.
4.67 Сознание человека.
4.68 Память, эмоции, речь, мышление.
4.70 Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
4.71 Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.
4.72 Цели и мотивы деятельности.
4.73 Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.
4.74 Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
4.75 Рациональная организация труда и отдыха.
4.76 Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
4.77 Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.
4.78 Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
7.79 Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.
4.80 Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
4.81 ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.
4.82 Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
4.83 ЗНАЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ИСТОЧНИКА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ЗАВИСИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
4.84 СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВЬЮ ОКРУЖАЮЩИХ.
4.85 Проведение простых биологических исследований:
4.85.1наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);
4.85.2 распознавание на таблицах органов и систем органов человека;
4.58.3 определение норм рационального питания;
4.85.4 анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
5.1 СРЕДА - ИСТОЧНИК ВЕЩЕСТВ, ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ.
5.2 ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА.
5.3 Влияние экологических факторов на организмы.
5.4 Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
5.5 Популяция.
5.6 Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
5.7 Экосистемная организация живой природы.
5.8 Экосистемы.
5.9 Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
5.10 Пищевые связи в экосистеме.
5.11 Особенности агроэкосистем.
5.12 Биосфера - глобальная экосистема.
5.13 В.И. ВЕРНАДСКИЙ - ОСНОВОПОЛОЖНИК УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ.
5.14 Роль человека в биосфере.
5.15 Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
5.16 Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
5.17 Проведение простых биологических исследований:
5.17.1 наблюдения за сезонными изменениями в живой природе;
5.17.2 составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания);
5.17.3 выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме;
5.17.4 анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6. Зоология - наука о животных
6.1Подцарство простейшие
6.2Тип Кишечнополостные
6.3Тип Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.
6.4Тип Моллюски
6.5Тип Членистоногие
6.6Тип Хордовые. Класс Рыбы
6.7Класс Земноводные
6.8Класс Пресмыкающиеся
6.9Класс Птицы
6.10Класс Млекопитающие
Тематическое планирование 7 класс (2 часа)
Учебник: В. М. Константинова
№ п/п | Наименование темы, разделов | Кол-во часов | Вид контроля. Измерители. | |||
| Введение | 5 |
| |||
1 | Царство животные. Зоология -наука о животных. | 1 | §1. Вопросы учебника. | |||
2 | Среда- источник веществ, энергии и информации. Животные и окружающая среда. | 1 | §2. Лабораторная работа "Выявление приспособления животных к среде обитания". | |||
3 | Основные систематические категории, их соподчиненность. Классификация животных и основные систематические группы. | 1 | §3. Задания в тетради на печатной основе(ТПО). | |||
4 | Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. | 1 | §4. Вопросы учебника | |||
5 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. | 1 | §5. Решение тестовых заданий | |||
| Строение тела животных. | 3 |
| |||
6 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетка. | 1 | §6. Вопросы учебника. | |||
7 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма | 1 | §7.8 Вопросы учебника. Лабораторная работа "Строение клетки и тканей животных". | |||
8 | Признаки живых организмов, их проявление у животных | 1 | §8. Задания 1 - 4 в ТПО | |||
| Подцарство простейшие. | 5 |
| |||
9 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Подтип Саркодовые. | 1 | §9. Вопросы учебника. Задания в ТПО | |||
10 | Подтип Жгутиконосцы. | 1 | §10. Задания в ТПО. | |||
11 | Тип Инфузории. | 1 | §11. Задания ТПО. Вопросы учебника | |||
12 | Многообразие простейших. | 1 | §12. Задания в ТПО. | |||
13 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие» | 1 | Тестовые задания, биологические задачи | |||
| Подцарство Многоклеточные животные. | 4 |
| |||
14 | Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения) |
|
| |||
15 | Тип кишечнополостные. | 1 | §13. Вопросы учебника. | |||
16 | Морские кишечнополостные. | 1 | §14. Биологические задачи. Задание в ТПО | |||
17 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Кишечнополостные.» | 1 | Тестовые задания, биологические задачи | |||
| Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. | 5 |
| |||
18 | Тип Плоские черви. Белая планария. | 1 | §15. Вопросы учебника. Биологические задачи. | |||
19 | Разнообразие Плоских червей. Сосальщики и Цепни. | 1 | §16. Вопросы учебника. Биологические задачи. | |||
20 | Тип Круглые черви. | 1 | §17. Вопросы учебника. Биологические задачи. | |||
21 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | 1 | §18. Индивидуальный опрос. Биологические задачи | |||
22 | Класс Малощетинковые черви. | 1 | §19.Лабораторная работа "Определение принадлежности кольчатых червей к классам." Вопросы учебника. | |||
| Тип Моллюски.
| 5 |
| |||
23 | Общая характеристика типа. | 1 | §20. Вопросы учебника. Индивидуальный опрос. Биологические задачи. | |||
24 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 | §21. Вопросы учебника. Индивидуальный опрос. Лабораторная работа " Изучение раковин морских и пресноводных моллюсков." | |||
25 | Класс Двустворчатые моллюски. | 1 | §22. Вопросы учебника. Биологические задачи. Лабораторная работа " Изучение внутреннего и внешнего слоя раковины" | |||
26 | Класс Головоногие моллюски. | 1 | §23. Вопросы учебника. Биологические задачи. | |||
27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски» | 1 | Тестовые задания, биологические задачи | |||
| Тип Членистоногие. | 8 |
| |||
28 | Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. | 1 | §24. Вопросы учебника. Индивидуальный опрос. Биологические задачи. | |||
29 | Класс Паукообразные. | 1 | §25. Вопросы учебника. Биологические задачи. | |||
30 | Класс Насекомые. | 1 | §26. Лабораторная работа "Строение насекомых" Вопросы учебника. Биологические задачи. | |||
31 | Внутренне строение насекомых | 1 | §26. Индивидуальный опрос. Биологические задачи. | |||
32 | Типы развития насекомых. | 1 | §27. Биологические задачи. | |||
33 | Полезные насекомые. Охрана Насекомых. | 1 | §28. Вопросы учебника. Биологические задачи. | |||
34 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 | §29. Вопросы учебника. Сообщения | |||
35 | Обобщение и систематизация знаний по теме " Членистоногие". | 1 | Тестирование по теме "Типы Моллюски и Членистоногие" | |||
| Тип Хордовые. Рыбы | 6 |
| |||
36 | Общие признаки хордовых животных. | 1 | §30. Вопросы учебника, индивидуальный опрос | |||
37 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания. | 1 | §31. Биологические задачи. Решение тестов | |||
38 | Внутренне строений костной рыбы. | 1 | §32. Биологические задачи. | |||
39 | Особенности размножения рыб. | 1 | §33. Индивидуальный опрос | |||
40 | Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы. | 1 | §34. Вопросы учебника, индивидуальный опрос | |||
41 | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. | 1 | §35. Решение тестов. | |||
| Класс Земноводные. | 4 |
| |||
42 | Места обитания и строение тела земноводных. | 1 | §36. Вопросы учебника, индивидуальный опрос | |||
43 | Строение и деятельность внутренних органов. | 1 | §37. Индивидуальный опрос | |||
44 | Годовой цикл развития земноводных. Происхождение земноводных. | 1 | §38. Составление таблицы" Сравнительная характеристика головастика и рыбы" | |||
45 | Многообразие земноводных. | 1 | §39. Сообщения. Индивидуальный опрос. | |||
| Класс Пресмыкающиеся. | 4 |
| |||
46 | Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся. | 1 | §40. Биологические задачи. | |||
47 | Особенности внутреннего строения пресмыкающихся. | 1 | §41. Решение тестов | |||
48 | Многообразие пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. | 1 | §42.43. Сообщения. Решение тестов | |||
49 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Рыбы» « Земноводные» « Пресмыкающиеся» | 1 | Индивидуальный опрос, тестовые задания, биологические задачи | |||
| Класс Птицы. | 6 |
| |||
50 | Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. | 1 | §44,45. Лабораторная работа "Строение птиц". Биологические задачи. | |||
51 | Внутренне строение птиц. | 1 | §46. Составление таблицы "Сравнительная характеристика пресмыкающихся и Птиц" | |||
52 | Размножение птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 | §47,48. Биологические задачи. | |||
53 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. | 1 | §49. Лабораторная работа " Выявление приспособлений птиц к среде обитания" | |||
54 | Значение птиц и их охрана. | 1 | §50. Индивидуальный опрос | |||
55 | Обобщение и систематизация знаний по теме " Птицы" | 1 | Тестовая работа. | |||
| Класс Млекопитающие. | 8 |
| |||
56 | Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. | 1 | §51. Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения млекопитающих». | |||
57 | Внутреннее строение млекопитающих. | 1 | §52. Биологические задачи. Задания в ТПО | |||
58 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 | §53. Биологические задачи. Задания в ТПО | |||
59 | Происхождение и многообразие млекопитающих. | 1 | §54. Составление плана-конспекта. | |||
60 | Высшие и плацентарные млекопитающие. Отряды: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные и хищные. | 1 | §55. Задания в ТПО. Решение тестов | |||
61 | Отряды: ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные и хоботные. Отряд приматы. | 1 | §56,57. Сообщения. Задания в ТПО | |||
62 | Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. | 1 | §58,59. Лабораторная работа "Выявление приспособленности млекопитающих к среде обитания" | |||
63 | Обобщение и систематизация знаний по теме " Млекопитающие". | 1 | Тестовая работа. | |||
| Развитие животного мира на Земле. | 3 |
| |||
64 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции.
| 1 | §60,61. Составление таблицы «Развитие животного мира» | |||
65 | Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Движущие силы и результаты эволюции | 1 |
§60,61. Составление таблицы «Развитие животного мира» | |||
66 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
| 1 | §60,61. Составление таблицы «Развитие животного мира» | |||
67-70 | Резерв | 4 |
|
Тематическое планирование 8 класс (2 часа)
Учебник: А. А. Вахрушева
№ п/п | Наименование темы, разделов | Кол-во часов | Вид контроля. Измерители. |
| Введение | 2 |
|
1 | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | 1 | §1, вопросы к параграфу |
2 | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них | 1 | §1, фронтальный опрос |
| Тело человека – как самостоятельный организм.
| 60 |
|
| Структура и функции человеческого тела.
| 5 |
|
3 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | 1
| §2, работа с рисунками учебника |
4 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | 1 | §3, навыки работы с микроскопом Лабораторная работа №1.Знакомство с препаратами клеток и тканей. |
5-6 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма | 2 | §4 – 5, вопросы к параграфу |
7 | Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни
| 1 | § 6, составление схемы |
| Как обеспечивается целостность организма
| 15 |
|
| Кровь и кровеносная система
| 7 |
|
8 | Кровь | 1 | §8, навыки работы с микроскопом. Лабораторная работа№2 «Изучение препарата мазка крови» |
9 | Группы крови. Переливание крови.
| 1 | §9, индивидуальный опрос |
10 | Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма.
| 1 | §44-45, вопросы к параграфу |
11 | Кровеносная и лимфатическая системы.
| 1 | §10-11,работа с рисунками, §14 |
12 | Транспорт веществ. | 1 | §12, фронтальный опрос. Лабораторная работа №3 «Измерение частоты пульса до и после нагрузки» |
13 | Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
| 1 | §13, самостоятельная работа с учебником |
14 | Иммунитет. Факторы влияющие на иммунитет | 1 | § 46-47 |
| Нервная и эндокринная система | 8 |
|
15 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | §15, вопросы к параграфу, работа с рисунками. |
16 | Нервная система | 1 | §16, вопросы к параграфу |
17 | Нервная система | 1 | § 17-18, работа со схемами, вопросы к параграфу |
18 | Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина | 1 | §19, вопросы к параграфу, работа с дополнительными источниками информации |
19 | Эндокринная система.
| 1 | §20, вопросы к параграфу |
20 | Железы внутренней и внешней секреции.
| 1 | §21, работа со схемами |
21 | Гормоны.
| 1 | §22 – 23, вопросы к параграфу |
22 | Повторение по теме «Как обеспечивается целостность». | 1 | §24, решение тестовых заданий |
| Движение и обмен веществ в организме
| 23 |
|
| Опора и движение | 6 |
|
23 | Опора и движение.
|
1 | §25, работа с рисунками, таблицами. |
24 | Опорно-двигательная система.
| 1 | §26, фронтальный опрос Лабораторная работа №4 « Определение при внешнем осмотре местоположения костей скелета». |
25 | Профилактика травматизма.
| 1 | §27 – 28, вопросы учебника, решение тестовых заданий |
26 | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. | 1 | §29, правила оказания доврачебной помощи |
27 | Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями.
| 1 | §30, работа с дополнительными источниками информации |
28 | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
| 1 | §30, работа с дополнительными источниками информации |
| Дыхание
| 5 |
|
29 | Дыхание. Дыхательная система.
| 1 | §31, вопросы к параграфу |
30 | Заболевания органов дыхания и их профилактика.
| 1 | §32, работа с дополнительными источниками информации |
31 | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.
| 1 | §32, работа с дополнительными источниками информации |
32 | Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.
| 1 | работа с лабораторным оборудованием. Лабораторная работа №5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, расчет жизненной емкости легких» |
33 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
| 1 | §33, вопросы к параграфу |
| Питание
| 7 |
|
34 | Питание.
| 1 | §34, работа с рисунками. Лабораторный опыт «Действие ферментов слюны на крахмал» |
35 | Пищеварительная система.
| 1 | §35, работа с таблицами. |
36 | Роль ферментов в пищеварении.
| 1 | §36, решение тестовых заданий |
37 | Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. | 1 | §37, вопросы к параграфу |
38 | Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
| 1 | §38, расчет пищевого рациона. |
39 | Витамины.
| 1 | §39, вопросы к параграфу |
40 | Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
| Выделение | 3 |
|
41 | Выделение.
| 1 | §40, работа с дополнительными источниками по заданиям |
42 | Мочеполовая система.
| 1 | §41 |
43 | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
| Обмен веществ
| 2 |
|
44 | Обмен веществ и превращения энергии.
| 1 | §42, вопросы к параграфу |
45 | Повторение по теме: "Движение и обмен веществ в организме"
| 1 | решение тестовых заданий |
| Органы чувств | 2 |
|
46 | Органы чувств, их роль в жизни человека.
| 1 | §52 -53, вопросы к параграфу |
47 | Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
| 1 | §54, вопросы к параграфу |
| Воспроизведение и индивидуальное развитие
| 4 |
|
48 | Размножение и развитие.
| 1 | §56-57, вопросы к параграфу |
49 | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
50 | Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
51 | Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
| Психологические особенности человека
| 14 |
|
51 | Психология и поведение человека.
| 1 | §59, сообщения |
52 | Высшая нервная деятельность.
| 1 | §60, вопросы к параграфу |
53 | Условные и безусловные рефлексы.
| 1 | §61 вопросы к параграфу |
54 | Познавательная деятельность мозга.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
55 | Сон, его значение.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
56 | Биологическая природа и социальная сущность человека.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
57 | Сознание человека.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
58 | Память, эмоции, речь, мышление.
| 1 | §62, вопросы к параграфу |
59 | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
| 1 | §63, вопросы к параграфу |
60 | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
61 | Цели и мотивы деятельности.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
62 | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. | 1 | §64 |
63 | Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
| 1 | работа с дополнительными источниками по заданиям |
64 | Подготовка проектов | 1 |
|
65 | Защита проектов | 1 |
|
| Резерв | 4 |
|
Тематическое планирование 8 класс (2 часа)
Учебник: А. Г. Драгомилова
№ п/п | Наименование темы, разделов | Кол-во часов | Вид контроля. Измерители. |
I | Введение. Общий обзор организма человека | 6 |
|
1 | Наука об организме человека | 1 | §1. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
2 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | 1 | §2. Работа с моделью торса человека |
3 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | 1 | §3. Составление таблицы «Клетка». Лабораторный опыт «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» |
4 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма | 1 | §4.Лабораторная работа « Клетки и ткани под микроскопом» |
5 | Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни
| 1 | §5. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) Практическая работа «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» |
6 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение. Общий обзор организма человека» | 1 | Решение тестов |
II | Опорно-двигательная система | 8 |
|
7 | Опора и движение.
| 1 | §6. Выполнение рисунков. Вопросы. |
8 | Опорно-двигательная система.
| 1 | §7-8.Составление таблицы «Отделы скелета человека» |
9 | Профилактика травматизма.
| 1 |
|
10 | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы | 1 | §9. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
11 | Мышцы | 1 | §10. Работа с таблицей « Мышечная система человека» |
12 | Работа мышц | 1 | §11. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
13 | Развитие опорно-двигательной системы. | 1 | §12. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
14 | Обобщение и систематизация знаний по теме а «Опорно-двигательная система» | 1 | Решение тестов |
III | Кровь и кровообращение | 9 |
|
15 | Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма.
| 1 | §13-14. Вопросы учебника. Задания в ТПО(тетрадь на печатной основе) |
16 | Кровеносная и лимфатическая системы.
| 1 | §15. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
17 | Кровь.
| 1 | §16.Составление схемы переливания крови |
18 | Группы крови. Переливание крови.
| 1 | §17.Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
19 | Транспорт веществ | 1 | §18-19. Практические работы « Кислородное голодание» «Пульс и движение крови» « Определение скорости кровотока в ногтевом ложе» |
20 | Иммунитет.
| 1 | §20. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
21 | Артериальное и венозное кровотечения.
| 1 | §21. Сообщения. Практическая работа «Функциональная сердечно-сосудистая проба» |
22 | Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
| 1 | §22. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровь и кровообращение» | 1 | Решение тестов |
IV | Дыхательная система | 6 |
|
24 | Дыхание.
| 1 | §23. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
25 | Дыхательная система.
| 1 | §24. Лабораторная работа « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» |
26 | Заболевания органов дыхания и их профилактика.
| 1 | §25-26. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) Практическая работа «Изменение обхвата грудной клетки» |
27 | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.
| 1 | §27. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
28 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
| 1 | §28. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
29 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Дыхательная система» | 1 | Решение тестов |
V | Пищеварительная система | 8 |
|
30 | Питание.
| 1 | §29. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
31 | Пищеварительная система.
| 1 | §30. Работа с таблицей «Органы дыхания» |
32 | Зубы | 1 | §31. Составление зубной формулы |
33 | Роль ферментов в пищеварении.
| 1 | §32. Составление схемы « Работа желудочно-кишечного тракта» |
34 | Всасывание питательных веществ | 1 | §33. |
35 | Регуляция пищеварения | 1 | §34. |
36 | Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
| 1 | §35. Индивидуальный опрос |
37 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» | 1 | Решение тестов |
VI | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 3 |
|
38 | Обмен веществ и превращение энергии | 1 | §36. Вопросы учебника. Задания в ТПО(тетрадь на печатной основе) |
39 | Витамины | 1 | §37. Практическая работа «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания» |
40 | Нормы питания | 1 | §38. Сообщения. Составление таблицы «Витамины, их содержание в продуктах и функция» |
VII | Мочевыделительная система | 2 |
|
41 | Выделение. Мочеполовая система.
| 1 | §39. Индивидуальный опрос |
42 | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
| 1 | §40. Составление памятки «Правила сохранения здоровья мочевыделительной системы» |
VIII | Кожа | 2 |
|
43 | Покровы тела.
| 1 | §41. Работа с рисунком «Строение кожи» |
44 | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
| 1 | §42-43. Составление схемы терморегуляции в организме |
IX | Эндокринная система | 3 |
|
45 | Эндокринная система.
| 1 | §44. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
46 | Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
| 1 | §45. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Обмен веществ и регуляция» | 1 | Решение тестов |
X | Нервная система | 6 |
|
48 | Значение, строение и функционирование нервной системы | 1 | §46. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
49 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы | 1 | §47. Составление схемы «Функциональные отделы нервной системы» |
50 | Нейрогуморальная регуляция | 1 | §48. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
51 | Спинной мозг | 1 | §49. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
52 | Головной мозг: строение и функции | 1 | §50. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
53 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Нервная система» | 1 | Решение тестов |
XI | Органы чувств. Анализаторы | 4 |
|
54-56 | Органы чувств, их роль в жизни человека.
| 3 | §51. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
57 | Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
| 1 | §52-53. Домашние практические работы Задания в ТПО |
XII | Поведение и психика | 4 |
|
58 | Врожденные формы поведения и приобретенные формы поведения | 1 | §56-56. Составление схемы «Рефлексы человека» Практическая работа «Перестройка динамического стереотипа» |
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы | 1 | §60. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
60 | Воля и эмоции. Внимание | 1 | §61. Практическая работа « Изучение внимания при разных условиях» |
61 | Биологические ритмы. Сон и его значение. Работоспособность. Режим дня | 1 | §59,62. Составление режима дня |
XIII | Индивидуальное развитие организма | 4 |
|
62 | Размножение и развитие.
| 1 | § 63,64. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
63 | Наследование признаков у человека.
| 1 | §65. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
64 | Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
| 1 | §66. Сообщения |
65 | Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
| 1 | §67. Вопросы учебника. Задания в ТПО (тетрадь на печатной основе) |
66-70 | Резерв | 4 |
|
Тематическое планирование 9 класс (2 часа)
Учебник: И.Н. Пономарёвой
№ п/п | Наименование темы, разделов | Кол-во часов | Вид контроля. Измерители. |
| Введение в основы общей биологии |
|
|
1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. | 1 | Устный опрос, §1
|
2 | Признаки живых организмов, их проявление у: растений, животных, грибов и бактерий. | 1 | Устный опрос, § 2 |
3 | Система органического мира. | 1 | Устный опрос, § 3 |
| Основы учения о клетке |
|
|
4 | Цитология – наука, изучающая клетку. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Многообразие клеток. | 1 | Устный опрос, § 4 |
5 | Химический состав клеток | 1 | Устный опрос, § 5 |
6 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | 1 | Устный опрос, §6 |
7 | Гены и хромосомы. | 1 | Устный опрос, §7 |
8 | Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. | 1 | Устный опрос, §8 |
9 | Обмен веществ – основа существования клетки. | 1 | Устный опрос, §9 |
10 | Биосинтез белков в живой клетке. Понятие гена. Генетический код. | 1 | Устный опрос, §10 |
11 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. | 1 | Устный опрос, §11 |
12 | Обеспечение клеток энергией. | 1 | Устный опрос, §12 |
13 | Проверочная работа «Основы учения о клетке» | 1 | Тестирование |
| Размножение и индивидуальное развитие организмов |
|
|
14 | Размножение и развитие. | 1 | Устный опрос,§13 |
15 | Деление клетки. Митоз. Л/р №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений» | 1 | Лабораторная работа,§14 |
16 | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | Устный опрос, §15 |
17 | Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Его этапы. Влияние среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. | 1 | Устный опрос, §16 |
18 | Проверочная работа “Размножение и индивидуальное развитие организмов” | 1 | Тестирование |
| Основы учения о наследственности и изменчивости |
|
|
19 | Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | 1 | Устный опрос, §17,18 |
20 | Генетические опыты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. | 1 | Решение задач, §19 |
21 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Л/р 3«Решение генетических задач» | 1 | Решение задач, §20 |
22 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Хромосомная теория наследственности. | 1 | Устный опрос, §21 |
23 | Взаимодействие генов и их множественное действие | 1 | Устный опрос, §22 |
24 | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | 1 | Устный опрос, §23, 26 |
25 | Наследственная изменчивость. Мутационная изменчивость. Причины мутаций и их значение. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. | 1 | Устный опрос, §24 |
26 | Другие типы изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Л/р 4 выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях» | 1 | Лабораторная работа,§25 |
27 | Проверочная работа «Основы учения о наследственности и изменчивости» | 1 | Тестирование |
| Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
|
|
28 | Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | 1 | Устный опрос, §27, 29 |
29 | Особенности селекции растений. Достижения селекции растений. | 1 | Индивидуальные сообщения,§28 |
30 | Особенности селекции животных. Достижения селекции животных. | 1 | Индивидуальные сообщения,§30 |
31 | Основные направления селекции микроорганизмов. | 1 | Индивидуальные сообщения,§31 |
| Происхождение жизни и развитие органического мира |
|
|
32 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современная теория возникновения жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина | 1 | Диспут, §32,33 |
33 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | Устный опрос, §34 |
34 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | Устный опрос, §35 |
35 | История живой природы Липецкой области | 1 | Индивидуальные сообщения |
| Учение об эволюции |
|
|
36 | Учение об эволюции органического мира. | 1 | Устный опрос, §36 |
37 | Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. | 1 | Устный опрос, §37 |
38 | Современные представления об эволюции органического мира | 1 | Устный опрос,§38 |
39 | Вид, его критерии и структура. | 1 | Устный опрос, §39 |
40 | Процессы видообразования | 1 | Устный опрос, §40 |
41 | Понятие о микро- и макроэволюции. Макроэволюция - результат микроэволюции. | 1 | Устный опрос,§41 |
42 | Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. | 1 | Устный опрос, §42 |
43 | Основные закономерности биологической эволюции. Л/р 5 «Изучение изменчивости у организмов» | 1 | Лабораторная работа,§43 |
| Происхождение человека |
|
|
44 | Эволюция приматов. Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными. | 1 | Устный опрос, §44 |
45 | Проверочная работа «Учение об эволюции» | 1 | Тестирование |
46 | Доказательства эволюционного происхождения человека. Морфоанатомические отличительные особенности человека. | 1 | Устный опрос,§45 |
47 | Этапы эволюции человека. Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | 1 | Устный опрос, §46,47 |
48 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | Устный опрос, §48 |
49 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | Устный опрос, §49 |
| Основы экологии |
|
|
50 | Экология как наука | 1 | Устный опрос, §50 |
51 | Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | Устный опрос, §51 |
52 | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | 1 | Лабораторная работа,§52 |
53 | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | 1 | Устный опрос,§53 |
54 | Популяция. | 1 | Устный опрос, §54 |
55 | Экосистемная организация живой природы. | 1 | Устный опрос, §55 |
56 | Экосистемы. | 1 | Устный опрос,§56 |
57 | Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. | 1 | Устный опрос, §57 |
58 | Пищевые связи в экосистеме. | 1 | Устный опрос, §58 |
59 | Особенности агроэкосистем. | 1 | Устный опрос, §59 |
60 | Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере
| 1 | Лабораторная работа,§60 |
61 | Роль человека в биосфере. | 1 | Индивидуальные сообщения |
62 | Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. | 1 | Семинар |
63 | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | Индивидуальные задания |
64-68 | Резервный урок | 4 |
|
Тематическое планирование 9 класс (2 часа)
Учебник: А. А. Вахрушева
№ п/п | Наименование темы, раздела | Кол-во часов | Вид контроля. Измерители. |
| I. Введение | 4 |
|
1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний»
|
2-3 | Признаки живых организмов, их проявление у: растений, животных, грибов и бактерий.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
4 | Система органического мира.
|
| Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
| II. Регуляция на клеточном уровне организации
| 9 |
|
5 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
| 1 | Лабораторная работа № 1 Строение клеток растений и животных. |
6 | Химические связи решают всё | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
7 | Хранение и использование информации. | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
8 | Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | Лабораторная работа № 2 Роль ферментов в ускорении реакций обмена веществ. |
9 | Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
10 | Деление клеток | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
11 | Деление клеток | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
12 | Вирусы- неклеточные формы | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
13 | Урок повторения и систематизации знаний по теме «Регуляция на клеточном уровне организации» | 1 | Решение разноуровневых заданий |
| III. Регуляция на организменном уровне организации
| 7 |
|
14 | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
15-16 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
17-18 | Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
19 | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
20 | Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
| IV. Регуляция на популяционном и биосферном уровнях
| 12 |
|
21 | Экология как наука | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
22 | Влияние экологических факторов на организмы.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
23 | Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
24 | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
25 | Популяция.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
26 | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
27 | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
28 | Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
29 | Пищевые связи в экосистеме.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
30 | Особенности агроэкосистем.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
31 | Биосфера - глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
32 | Урок повторения и систематизации знаний по теме «Регуляция на популяционном и биосферном уровнях организации» | 1 | Решение разноуровневых заданий |
| V. Генетика – наука о наследственности и изменчивости -
| 12 |
|
33 | У истоков науки генетики | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
34 | Наследование одной пары признаков | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
35 | Наследование двух пар признаков | 1 | Решение генетических задач |
36 | Наследование двух пар признаков | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
37 | Непарные хромосомы | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
38 | Непарные хромосомы | 1 | Решение генетических задач |
39 | Взаимодействие генов | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
40 | Изменчивость | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
41 | Изменчивость | 1 | Лабораторная работа №3 Изменчивость признаков у растений, животных и человека |
42 | Генетика и человек | 1 | Составление генеалогического древа семьи по одному признаку |
43 | Генетика и человек | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
44 | Урок повторения и систематизации знаний по теме «Генетика – наука о наследственности и изменчивости» | 1 | Решение тестовых заданий |
| VI Эволюция как регулируемый процесс
| 12 |
|
45 | Эволюция – поиск удачного решения путём проб и ошибок. | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
46 | Искусственный отбор – альфа и омега селекции |
| Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
47 | Искусственный отбор – альфа и омега селекции | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
48 | Естественный отбор – движущая сила эволюции | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
49 | Естественный отбор – движущая сила эволюции | 1 | Лабораторная работа №4 Приспособленность к среде обитания на примере отдельных представителей растений и животных |
50 | Происхождение вида – итог микроэволюции | 1 | Лабораторная работа №5 Описание фенотипов растений и животных |
51 | Вклад теории эволюции в биологию | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
52 | Кто прогрессивнее: бактерия или человек? | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
53 | Как появилась жизнь? | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
54 | Основные события в истории жизни на Земле | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
55 | Вехи палеонтологической летописи | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
56 | Урок повторения и систематизации знаний по теме «Эволюция как регулируемый процесс» | 1 | Решение разноуровневых заданий |
| VII. Взаимоотношение человека и природы. Обобщение | 10 |
|
57 | Человек и окружающая среда
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
58 | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
59-60 | Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
61-62 | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях | 1 | Лабораторная работа №6 Изучение бытовых отходов в квартире |
63 | Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
64 | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
| 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
65 | Решение биологических проблем – важнейшая задача человечества | 1 | Работа с рубрикой учебника «Применение знаний» |
66-68 | Резервные уроки | 2 |
|
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана -Граф, 2012. – 304 с.: ил.
2. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана -Граф, 2012. – 272 с.: ил.
3. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вахрушев, Е.И. Родионова, Г.Э. Белицкая, А.С. Раутиан. – М.: Баласс, 2013. – 336 с.: ил.(Образовательная система "Школа 2100")
4. Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. – 5-е изд., испр. – М.: Вентана -Граф, 2013. – 240 с.: ил.
5. Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, Е.И. Родионова, А.С. Раутиан. – М.: Баласс, 2015. – 352 с.: ил.(Образовательная система "Школа 2100")
6. http://school-collektion.edu/ru - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
7. http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»
8. http://www.ed.gov.ru - Сайт Рособразования
9. http://www.school.edu.ru - Российский образовательный портал
10. http://www.proshkolu.ru/, - Сайт для всех учителей-предметников Бесплатный школьный портал «ПроШколу.ру - все школы России»
11. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»