Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 17 имени генерал- лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области» |
Рассмотрено на заседании МО учителей ____________ Протокол № от «_____»________________2017г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ А.Н.Абдуллина | Согласовано Заместитель директора по НМР _____________ Е.В.Кандидатова | Утверждено Директор школы ______________Е. Ю. Зорова |
__________________________ | «______»_______________2017г. | «______»_______________2017г. | «______»_________________2017г. |
Рабочая программа
Наименование курса: Биология.
Класс: 9
Уровень общего образования – основное общее образование
Учитель – Неверова Наталья Федоровна
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год; в неделю - 2часа
Планирование составлено на основе программы Биология. 5—9 классы : учебно-Р13 методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 382, [2] с.
ISBN 978-5-358-11853-9
Рабочую программу составила Неверова Наталья Федоровна – учитель биологии
В сборнике представлены рабочие программы к УМК Н. И. Сонина «Биология. 5—9 классы (концентрический курс)».
Данная линия соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО
и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень учебников.
УДК 372.857
ББК 74.262.8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты обучения
-Формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
-осознание учащимися ответственности и долга перед Родиной;
-ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;
-формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
-способность учащихся строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
-умение реализовывать теоретические познания на практике;
-осознание значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии учащимися;
-способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-привить любовь к природе, чувство уважения к ученым, изучающим животный мир, развить эстетическое восприятие общения с живыми организмами;
-признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;
-умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
-критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению культуре;
-осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них;
-химический состав живых организмов;
-роль химических элементов в образовании органических молекул;
-свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе;
-царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;
-ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов.
-макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических вещества молекул живого вещества;
-химические свойства и биологическую роль воды;
-роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
-уровни структурной организации белковых молекул;
- принцыпы структурной организации в функции углеводов;
-структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК)
-определения понятий: «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»;
-строение прокариотической клетки;
-строение прокариот (бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии));
-строение эукариотической клетки;
-многообразие эукариот;
-особенности строения растительной и животной клеток;
-главные части клетки;
-органоиды цитоплазмы, включения;
-стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;
-положения клеточной теории строения организмов;
-биологический смысл митоза.
-многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;
-сущность полового размножения и его биологическое значение;
-процесс гаметогенеза;
-мейоз и его биологическое значение;
-сущность оплодотворения.
-характеризовать биологическое значение бесполого размножения;
-объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет.
-характеризовать метаболизм у прокариот;
-описывать генетический аппарат бактерий;
-описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;
-объяснять место и роль прокариот в биоценозах;
-характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;
-описывать строение и функции хромосом.
-определение понятия « онтогенез »;
-периодизацию индивидуального развития;
-этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);
-формы постэмбрионального периода развития! непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;
-прямое развитие;
-особенности определенного и неопределенного роста.
-определения понятий: « ген », « доминантный ген », «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», «наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», « штамм »;
-сущность гибридологического метода изучения наследственности;
-законы Менделя;
-закон Моргана.
-виды изменчивости и различия между ними.
-методы селекции;
-смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии.
-представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;
-взгляды К. Линнея на систему живого мира,
-основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, ее позитивные и ошибочные черты;
-учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;
-учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
-значение заботы о потомстве для выживания,
-определения понятий «вид» и « популяция »;
-сущность генетических процессов в популяциях;
-формы видообразования;
-основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм;
-результаты эволюции.
-главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;
-типы покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение для выживания;
-объяснять относительный характер приспособлений;
-особенности приспособительного поведения
-теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
-этапы развития животных и растении в различные периоды существования Земли;
-движущие силы антропогенеза;
-систематическое положение человека в системе живого мира;
-свойства человека как биологического вида;
-этапы становления человека как биологического вида;
-расы человека и их характерные особенности.
-определения понятий: «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»;
-структуру и компоненты биосферы;
-компоненты живого вещества и его функции.
-антропогенные факторы среды;
-характер воздействия человека на биосферу;
- способы и методы охраны природы;
-биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов;
-основы рационального природопользования;
-неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы;
-заповедники, заказники, парки России;
-несколько растений и животных занесенных в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
-давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них;
-характеризовать свойства живых систем;
-объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;
-приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов;
-объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам.
-объяснять принцип действия ферментов;
-характеризовать функции белков;
- отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.
-описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
-приводить подробную схему процесса биосинтеза белков.
-характеризовать метаболизм у прокариот;
-описывать генетический аппарат бактерий; описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;
-объяснять место и роль прокариот в биоценозах;
-характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;
-описывать строение и функции хромосом.
-описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
-характеризовать формы постэмбрионального развития;
-различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращениях;
-объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
-характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.
-использовать при решении задач генетическую символику;
-составлять генотипы организмов и записывать их гаметы
-строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом;
-сущность генетического определения пола у растении и животных;
-характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
-составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
-распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.
-объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков.
-оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;
-характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;
-давать определения понятий «вид» и «популяция»;
-характеризовать причины борьбы за существование;
-определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды;
-давать оценку естественного отбора как результата борьбы за существование.
-объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции;
-характеризовать процесс экологического и географического видообразования;
-оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных, растении и микроорганизмов;
-характеризовать ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;
-привадить примеры гомологичных и аналогичных органов.
-приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения животных организмов.
-характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.
-описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры;
-описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру;
-описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру;
-описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру;
-характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;
-опровергать теорию расизма.
-классифицировать экологические факторы;
-характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;
-описывать биологический круговороты веществ в природе;
-объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов;
-характеризовать и различать экологические системы - биогеоценоз, биоценоз и агроценоз:
-раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции;
-характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные.
-применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства , а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
-составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
-разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
-готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников;
-пользоваться поисковыми системами Интернета;
-избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний; обобщать и делать выводы по изученному материалу;
-работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;
-представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
-объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике; самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;
-иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
-сравнивать и сопоставлять между собой этапы раз- вития животных изученных таксономических групп;
-использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
-выявлять признаки сходства и различия в развитии животных разных групп;
-обобщать и делать выводы по изученному материалу;
-давать характеристику генетических методов изучения биологических объектов;
-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
-составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
-разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
-готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
-пользоваться поисковыми системами Интернета.
-выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
-сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения;
-оценивать свойства пород домашних животных и культурных растении по сравнению с дикими предками;
-находить информацию о развитии растений и животных в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических групп;
-использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
-выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (3 ч)
Место курса в системе естественно - научных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Уровни организации жизни; молекулярно - генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно - видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация
Схемы отражающие структуры царств живой природы.
Раздел 1. Структурная организация живых организмов (10 ч)
Тема 1.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2 ч)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; ее химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, ее структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация
Объемные модели структурной организации биологических полимеров — белков и нуклеиновых кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров (например, поливинилхлоридом)
Тема 1.2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3ч.)
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 1.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 ч)
Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариотов. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.
Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и
преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация
Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопов. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)
Тема 2.1.РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация
Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Микропрепараты яйцеклеток. Фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 2.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (Зч)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Рост определенный и неопределенный.
Демонстрация
Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий).
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 ч)
Тема 3.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (10 ч)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов в определении признаков.
Демонстрация
Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторные и практические работы
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 3.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 ч)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация
Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторные и практические работы
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле(19 ч)
Тема 4.1. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 ч)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесоабразности» и неизменности живои природы. Работы
К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрация
Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 4.2. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 ч)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная «изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация
Биография Ч. Дарвина. Маршрут и находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 4.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ И МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (5 ч)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характерис тики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Главные направления эволюционного процесса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растении .
Тема 4 4 ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ (2 ч)
Биологический прогресс и биологический регресс. Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.
Демонстрация
Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов, обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования. Примеры различных видов покровительственной окраски у животных.
Лабораторные и практические работы
Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных.
Тема 4.5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ч)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологическии (теория академика А. И. Опарина) биологический и социальные этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 4.6. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ч)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.
Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитаюших. Появление и развитие приматов. Происхождение человека Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация
Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растении в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 ч)
Тема 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3 ч)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды.
Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор.
Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы нового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе. Карты, отражающие геологическую историю материков, распространенность основных биомов суши. Диафильмы и кинофильмы «Биосфера». Примеры симбиоза между представителями различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Тема 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ч)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы; защиты от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами население планеты.
Демонстрация
Карты заповедных территорий нашей страны.
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Резервное время — 6 ч.
Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Всего | Теор.занятия | Лабор, практ, экскурсии и др. | Контрольные занятия |
Введение (3 ч) | | | | |
1 | | | Место курса в системе естественно-научных дисциплин, а так же в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависемости всех частей биосферы Земли | 1 | 1 | | |
2 | | | Многообразие живого мира . Уровни организации и основные свойства живых организмов. | 1 | 1 | | |
3 | | | Энергозависемость живых организмов; формы потребления энергии. Царство живой природы. Видовое разнообразие | 1 | 1 | | |
Раздел 1. Структурная организация живых организмов (10 ч) Тема 1.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2 ч) | | | | |
4 | | | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 1 | 1 | | |
5 | | | Органические вещества, входящие в состав клетки | 1 | 1 | | |
Тема 1.2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3ч.) |
6 | | | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 1 | 1 | | |
7 | | | Пластический обмен Биосинтез белка | 1 | 1 | | |
8 | | | Энергетический обмен способы питания | 1 | 1 | | |
Тема 1.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 ч) |
9 | | | Цитоогия.Прокариотическая клетка. Бактерии | 1 | 1 | | |
10 | | | Клеточная теория строения организмов Лабораторная работа1 Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах. | 1 | | 1 | |
11 | | | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, итоплазма, органоиды цитоплазмы | 1 | 1 | | |
12 | | | Эукариотическая клетка. Ядро | 1 | 1 | | |
13 | | | Деление клетки. | 1 | 1 | | |
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч) Тема 2.1.РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ч) | | | | |
14 | | | Бесполое размножение | 1 | 1 | | |
15 | | | Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | 1 | | |
Тема 2.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (Зч) |
16 | | | Эмбриональный период развития. | 1 | 1 | | |
17 | | | Постэмбриональный период развития | 1 | 1 | | |
18 | | | Общие закономерности развития. Биогенетический закон | 1 | 1 | | |
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 ч) Тема 3.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (10 ч) | | | | |
19 | | | Основные понятия генетики | 1 | 1 | | |
20 | | | Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя | 1 | 1 | | |
21 | | | Первый закон менделя | 1 | 1 | | |
22 | | | Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет | 1 | 1 | | |
23 | | | Третий закон Менделя | 1 | 1 | | |
24 | | | Анализирующее скрещивание | 1 | 1 | | |
25 | | | Сцепленное наследование генов | 1 | 1 | | |
26 | | | Генетика пола.Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | 1 | | |
27 | | | Генотип как система взаимодействующих генов | 1 | 1 | | |
28 | | | Практическая работа 1 Решение генетических задач и составление родословных. | 1 | | 1 | |
Тема 3.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 ч) | | | | |
29 | | | Изменчивость. Типы изменчивости | 1 | 1 | | |
30 | | | Наследственная (генотипическая) изменчивость | 1 | 1 | | |
31 | | | Мутации. Типы мутаций | 1 | 1 | | |
32 | | | Ненаследственная (фенотипическая) изменчивость | 1 | 1 | | |
33 | | | Лабораторная работа 2 Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). | 1 | | 1 | |
34 | | | Обобщение по теме «Наследственность и изменчивость» | 1 | 1 | | |
Тема 3.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 ч) |
35 | | | Селекция. Задачи селекции | 1 | 1 | | |
36 | | | Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | 1 | | |
37 | | | Селекция растений и животных | 1 | 1 | | |
38 | | | Селекция микроорганизмов | 1 | 1 | | |
39 | | | Контрольная работа №Наследственность и изменчивость организмов» | 1 | | | 1 |
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле(19 ч) Тема 4.1. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 ч) |
40 | | | Становление систематики | 1 | 1 | | |
41 | | | Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка | 1 | 1 | | |
Тема 4.2. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 ч) |
42 | | | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина | 1 | 1 | | |
43 | | | Эволюционная теория Ч. Дарвина | 1 | 1 | | |
44 | | | Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе | 1 | 1 | | |
45 | | | Учение Чарлза Дарвина об естественном отборе | 1 | 1 | | |
46 | | | Формы естественного отбора | 1 | 1 | | |
Тема 4.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ И МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (5 ч) |
47 | | | Виды, его критерии и структура | 1 | 1 | | |
48 | | | Элементарные эволюционные факторы | 1 | 1 | | |
49 | | | Формы естественного отбора. Лабораторная работа 3 Изучение приспособленности организмов к среде обитания. | 1 | | 1 | |
50 | | | Главные направления эволюции | 1 | 1 | | |
51 | | | Типы эволюционных изменений Практическая работа 2 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растении . | 1 | | 1 | |
Тема 4 4 ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ (2 ч) |
52 | | | Приспособительные особенности строения и поведения животных. | 1 | 1 | | |
53 | | | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Лабораторная работа 4 Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных. | 1 | | 1 | |
54 | | | Лабораторная работа 5 Изменение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений | 1 | | 1 | |
Тема 4.5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ч) |
55 | | | Современные представления о возникновении жизни | 1 | 1 | | |
56 | | | Начальные этапы развития жизни | 1 | 1 | | |
Тема 4.6. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ч) |
57 | | | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры | 1 | 1 | | |
58 | | | Жизнь в палеозойскую , мезозойскую, кайнозойскую эры. | 1 | 1 | | |
59 | | | Происхождение человека | 1 | 1 | | |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 ч) Тема 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3 ч) |
60 | | | Структура биосферы. Круговорот веществ в природе | 1 | 1 | | |
61 | | | Экологические факторы. Экосистемы. Пищевые связи в экосистемах. Лабораторная работа 6 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | 1 | | 1 | |
62 | | | Пищевые связи в экосистемах Практическая работа 3 Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме. | 1 | | 1 | |
Тема 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ч) |
63 | | | Природные ресурсы и их использование | 1 | 1 | | |
64 | | | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы Лабораторная работа 7 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. | 1 | | 1 | |
65 | | | Контрольная работа по теме «Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии» | 1 | | | |
66 | | | Обобщение и повторение изученного материала | 1 | 1 | | |
67 | | | Обобщение и повторение изученного материала | 1 | 1 | | |
68 | | | Обобщение и повторение изученного материала | 1 | 1 | | |
| | | | | 56 | 10 | 2 |
17