Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа по направлению «Час общения» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003).
Система школьного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие обучающихся, воспитанников. Организуя общение в условиях интерната, необходимо помнить об особенностях обучающихся, воспитанников с нарушением слуха: недостаточность словаря, боязнь вступать в общение со слышащими и трудности восприятия устной речи. Формирование речевого общения достигается путём организации таких видов деятельности, в которых участвуют воспитанники разных возрастных групп, когда возникает потребность в постоянном словесном общении со старшими, между собой, со слышащими людьми (общешкольные мероприятия, трудовые акции, кружковая работа, занятия, беседы, выполнение общественных поручений). Специфика программы выражает современное понимание значимости формирования культуры общения обучающихся, воспитанников. Рабочая программа предназначена для обучающихся, воспитанников 9-10 класса - комплекта, рассчитана на один учебный год. На её реализацию запланировано 32 часа, по одному занятию в неделю, продолжительностью – 40 минут.
-символику Российской Федерации; -свои права и обязанности; -приобретение навыков общения как со сверстниками, так и с окружающими их людьми. К концу учебного года обучающиеся, воспитанники должны уметь:
-грамотно и последовательно излагать свои мысли.
№ п/п | Тема занятия и форма проведения | Кол. часов | Дата | Учебный материал | Речевой материал |
I четверть |
1. | «Моя малая Родина». (познавательная беседа) | 1 | 08.09 | Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для восп. д/с,.- М.: Просвещение, 2005. | Моя деревня; моё село называется; расположено; мой родной дом; моя улица. |
2. | « Утренняя зарядка и её польза». (эвристическая беседа) | 1 | 15.09 | Цигун, занятия. Петербург. Даосские практики( из интернета). | Дотянись до небес. Раскачка. |
3. | «Весёлые старты (спортивная игра) | 1 | 22.09 | По плану учителя физической культуры. | Соревнование; игры; конкурсы; эстафета; название команды; старт; финиш; команда – победитель. |
4. | «Чем полезны каши, фрукты и овощи» (беседа с приглашением врача) | 1 | 29.09 | Презентация | Овощи, фрукты очень полезны для здоровья. Витамины, клетчатка. Гречневая, пшённая, ячневая, кукурузная, гороховая, геркулес. |
5. | «Почему нельзя сжигать осенние листья». (практическое занятие) | 1 | 06.10 | Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Т. 6. М.: Мир книги, 2005. | Экология; загрязнение воздуха; едкий дым; может произойти пожар. |
6. | «Уборка территории школы» (трудовой десант) | 1 | 13.10 | | Трудовой десант; уборка листьев; уборка мусора. Чистота – залог здоровья. |
7. | «Курение – коварная ловушка». (информационная беседа) | 1 | 20.10 | Классные часы: 9 класс / Авт-сост, А.В. Давыдова, - М.: ВАКО, 2008,стр. 148 -152 | Курение отнимает жизнь, добавляет болезни, отравляет организм, ухудшает внешность, отнимает деньги. |
8. | «Здоровый образ жизни» (занятие – дискуссия) | 1 | 27.10 | Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). М.: ВАКО, 2008., стр. 84. | Вредные привычки; отказ от вредных привычек; правильное питание; закаливание; выполнение правил личной гигиены; хорошее настроение; подвижные игры на воздухе; зарядка; здоровый сон. |
|
II четверть |
1. | «Наша Родина – Россия» (познавательная беседа) | 1 | 10.11 | Внеклассные мероприятия: 6 класс / Авт.- сост. О.Г. Черных. / М.: ВАКО, 2011, стр. 80. | Россия; страна; государство; герб, гимн, флаг; Столица – Москва; столица Алтайского края – Барнаул. |
2. | «Правила дорожные знать каждому положено». (праздник) | 1 | 17.11 | Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный» ПДД во внеклассной работе. Изд.-.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. | Светофор; дорожные знаки; автомобиль; пешеходная дорожка –«Зебра». |
3. | «Права и желания». (просмотр мультфильма «Цветик – семицветик») | 1 | 24.11 | Сто уроков по правам ребёнка: Учеб.- метод. пособие/ Л.И. Смагина, А.С. Корнейчик.- Мн.: Универ., 2008. Стр. 7 | Право; права; правила; желания; статья: права на жизнь; право на семью,; право на отдых….. |
4. | «Права и желания». (практическое занятие) | 1 | 01.12 | Сто уроков по правам ребёнка: Учеб.- метод. пособие/ Л.И. Смагина, А.С. Корнейчик.- Мн.: Универ., 2008. | Просто «желание»; «желание – «права»; право; права; правила;; статья: права на жизнь; право на семью,; право на отдых; право на образование; дети – инвалиды имеют право на особую защиту. |
5. | «Права и обязанности». (обобщающая беседа) | 1 | 08.12 | Сто уроков по правам ребёнка: Учеб.- метод. пособие/ Л.И. Смагина, А.С. Корнейчик.- Мн.: Универ., 2008. Стр. 7 | Будем рассуждать; права; обязанности; права и обязанности взаимосвязаны. |
6. | «Права детей в Конституции Российской Федерации» (тематическое занятие) | 1 | 15.12 | Правовые классные часы в 7-9 классах, стр. 42. | Международные законодательные акты о правах ребенка; Федеральные законодательные акты о правах ребенка; Конституция – основной закон Российской Федерации. |
7. | «Наши права и обязанности». (презентация) | 1 | 22.12; | Презентация «Я знаю свои права и обязанности» | Права и обязанности взаимосвязаны; свои права я должен знать, обязанности обязан(а) выполнять. |
III четверть |
1. | «Это страшное слово – наркомания». (информационная беседа ) | 1 | 12.01 | Н.Ф. Дик. Правовые классные часы в 7-9 классах, стр.115-118. | Человек, употребляющий наркотики, со временем утрачивает качества личности. Наркозависимость вызывает аномалии сознания и поведения. |
2. | «Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно». (беседа – рассуждение) | 1 | 19.01 | А.М. Байбаков. Классные часы 9-10 классы. | Что такое добро, доброта; добрые слова; добрые поступки; добрый человек. |
3. | «Школьный этикет». (классическое занятие) | 1 | 26.01 | Т.Н. Максимова. Классные часы, стр. 22-26. | В школе нельзя: ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других людей. Быть воспитанным человеком. |
4. | «Правила этикета: как дарить подарки». (практическое занятие) | 1 | 02.02 | Т.Н. Максимова. Классные часы, стр. 34-38. | Выбор подарка – это увлекательное занятие. Упаковать подарок – особое искусство. Такой подарок создает радостное настроение. |
5. | «День Святого Валентина». (познавательная беседа) | 1 | 09.02 | Т.Н. Максимова. Классные часы, стр. 148-151. | Валентинов день празднуют все – и взрослые, и дети. С семьей, с друзьями. Принято дарить подарки в форме сердца. Открытки – валентинки с изображением сердечек. |
6. | «На страже Родины». (беседа) | 1 | 16.02 | А.В. Давыдова. Классные часы, стр.92-96. | 23 февраля – это не только День защитника Отечества, но и 15 дней воинской славы России. Наша армия и флот всегда стоят на страже Родины, защищая независимость и мирную жизнь России. |
7. | «Международный женский день - история возникновения праздника». (познавательная беседа) | 1 | 02.03 | В.Н. Щербакова. Калейдоскоп школьных дел, стр. 24-25. | В 1910 году на Международной женской конференции социалисток в Копенгагене Кларой Цеткин было предложено праздновать Всемирный женский день 8 марта. Это был своеобразный призыв к женщинам всего мира вступить в борьбу за независимость и равноправие. |
8. | «Поможем птицам». (коллективное творческое дело) | 1 | 09.03 | Большая энциклопедия природы. Животный мир. Т. 6. М.: Мит книги, 2005. | Птицам нужна наша помощь во все времена года. Птиц надо охранять и любить не только за то, что они сохраняют зелёные насаждения и сберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями. |
9. | «Зарница» (беседа с просмотром фильма) | 1 | 23.03 | Видеофильм. | Две команды: красные и синие. Красные погоны, синие погоны. Сорвали один погон – ты ранен. Сорвали оба погона – выбываешь из игры. |
IV четверть |
1. | «Мир профессий». (презентация) | 1 | 06.04 | Презентация. | Профессии: столяр, плотник, слесарь, фрезеровщик, кассир, повар, пекарь. |
2. | «Профессия наших родителей». (беседа – диалог) | 1 | 13.04 | Презентация. | Мой папа работает … . Моя мама работает … . |
3. | «Куда пойти учиться?». (информационно – ознакомительная беседа) | 1 | 20.04 | Т.А. Шорыгина. Беседы о профессиях. | Я хочу пойти учиться после школы в … Мне нравится профессия парикмахера (пекаря, плотника, столяра). |
4. | «Они сражались за Родину». (экскурсия в Алтайский краеведческий музей им. Марусина) | 1 | 27.04 | | Старые фотографии участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Экспонаты; личные вещи бойцов; письма; оружие. |
5. | «Чтобы помнили». (экскурсия к вечному огню) | 1 | 04.05 | | Мы идем на экскурсию к вечному огню. Будем чтить память солдат, погибших в годы войны. |
6. | «Мы помним ваш подвиг» (обобщающая беседа) | 1 | 11.05 | | 9 мая – день Великой Победы над фашизмом; мы ходили на экскурсию в музей; у Вечного огня почтили память тех, кто погиб за Родину; приняли участие в параде; возлагали цветы. |
7. | «Всегда на посту». (презентация) | 1 | 18.05 | Презентация | Все на свете знают, что огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом. На борьбу с огнём встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди – пожарные. |
8. | «Здравствуй, лето!» (творческая беседа ) | 1 | 25.05 | Презентация «Летние каникулы». | Скоро мы поедем домой. Впереди летние каникулы. Я буду купаться, загорать, помогать маме и бабушке в доме и на огороде. |