СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины  ОУД.01  «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в ГБПОУ РО «ТМПТ».

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература.» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Литература»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Тарасовский многопрофильный техникум»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.01 Русский язык и литература. Литература.

по профессиям:


100701.01 Продавец, контролёр – кассир,

260807.01 Повар, кондитер,

190631.01 Автомеханик,

110800.03 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования

в сельскохозяйственном производстве,

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
















п. Тарасовский

2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора по УМР

М. А. Чувикова







« ___» «______________» 2017 г.




Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД. 01Русский язык и литература. Литература рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла и рекомендована к утверждению

Протокол № « » «_________» 2017 г.

Председатель м/к _______ Гончарук Л.Н.





Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01Русский язык и литература. Литература разработана на основе:

- ФГОС СОО (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012  г. №  413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования” с изменениями утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014  г. №  1645)

- Положения ГБПОУ РО «ТМПТ» о рабочей программе дисциплины, профессионального модуля;

- Разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации 27.08.2009 г.;

- Примерной программы дисциплины Русский язык и литература. Литература, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» от 26 марта 2015 г.;

- Методических рекомендаций для преподавателей по разработке рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины /ОУД/




Организация-разработчик: ГБПОУ РО «Тарасовский многопрофильный техникум»

Разработчик: Чердымова Г. В.

преподаватель ГБПОУ РО «Тарасовский многопрофильный техникум»




СОДЕРЖАНИЕ



1. Паспорт рабочей программы учебной

дисциплины………………………………………………………………4

2. Структура и содержание учебной дисциплины…………9

3. Характеристика основных видов деятельности

студентов. Контроль и оценка результатов освоения

УЧЕБНОЙ Дисциплины………………………………………………...27

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины…………..32

5. Рекомендуемая литература……………………………………..34







1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»


    1. Пояснительная записка


Реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по профессиям

100701.01 Продавец, контролёр – кассир,

260807.01 Повар, кондитер,

190631.01 Автомеханик,

110800.03 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования

в сельскохозяйственном производстве,

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)


осуществляется в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература. Литература», с учётом профиля получаемого профессионального образования.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в ГБПОУ РО «ТМПТ».

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература.» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


1.2. Общая характеристика учебной дисциплины

Содержание рабочей программы учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и лите­ратура. Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в совре­менном мире; формирование гуманистического мировоззрения, националь­ного самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис­кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони­мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли­тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен­ного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержа­ния и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-­литературных понятий; формирование общего представления об историко­-литературном процессе;

Общая характеристика учебной дисциплины:

Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллекту­альном и эстетическом развитии человека, в формировании его миропонима­ния и национального самосознания. Литература, как феномен культуры, эс­тетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ори­ентиры молодого поколения.

Основой содержания учебной дисциплины «Русский язык и литерату­ра. Литература» является чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое клас­сическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным челове­ческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливо­сти, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что националь­ная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, вклю­чающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-­литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям уча­щегося.

В содержании учебной дисциплины дополнитель­ный материал для углубленного изучения выделен курсивом.

Изучение учебного материала по литературе предполагает дифферен­циацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уро­вень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освое­нии навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваива­ются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонима­ние и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

В процессе изучения литературы предполагается проведение сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т.д. Тематика и форма их проведе­ния зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подго­товленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением ли­тературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способ­ствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литератур­ных произведений, активизирует позицию «студента - читателя».

Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам раз­вития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творче­ством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.

Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведе­ния, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.

Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т.д.).

Литературные произведения для повторения дают возможность пре­подавателю отобрать материал, который может быть актуализирован на заня­тиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучаю­щихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.

Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией лите­ратуры - изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведе­ний, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т.п.


1.3. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОУД.01 «Русский язык и литература. Литература» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.

В ГБПОУ РО «ТМПТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина ОУД.01 «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).



1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:

Изучение учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература. Литература» должно обеспечить достижение следующих результатов:

личностных:

- формирование мировоззрения, соответствующего современ­ному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диа­логе культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;


- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соот­ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще­ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен­ной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го­товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза­имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;


- готовность и способность к образованию, в том числе самообра­зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв­ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен­ной деятельности;


- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникатив­ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин­тернет-ресурсы и др.;

метапредметных:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказыва­ниях, формулировать выводы;


- умение самостоятельно организовывать собственную деятель­ность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;


- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;


- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и го­товность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;


предметных:

- формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- формирование навыков различных видов анализа литератур­ных произведений;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблю­дений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспек­тов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-­ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

- формирование умений учитывать исторический, историко-­культурный контекст и творчества писателя в процессе анализа ху­дожественного произведения;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументирован­ных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа художественных произведений с уче­том их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- формирование представлений о системе стилей языка худо­жественной литературы.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 час;

  • самостоятельной работы обучающегося 85 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:


лабораторные занятия


практические занятия


контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

в том числе:


Работа с первоисточниками. Составление тезисного плана статьи.

2

Работа с первоисточниками. Составление конспекта статьи.

2

Подготовка сообщения

1

Подготовка реферата.

4

Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.

1

Анализ стихотворения с заучиванием наизусть.

1

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОУД.01 «Русский язык и литература. Литература».



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Введение

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства

2


2

Взаимодействие русской и за­падноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО.



Русская литература XIX века


Раздел 2

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики.

Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. В. А. Жуковский «Песня», «Море», «Невыразимое».

Зарубежная литература (обзор с чтением фрагментов по выбору преподавателя): Дж. Г. Байрон «Хочу я быть ребенком вольным...», «К времени», «К NN», «Тьма», «Прометей», «Стансы к Августе», «В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет». Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Песочный человек», «Щелкунчик и Мышиный король». И.В. Гёте «Фауст». О. Бальзак «Гобсек». В. Шекспир «Гамлет».

14


2

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Личность писателя.



Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Темы, мотивы и художественное своеобразие творчества; становление реализма в творчестве Пушкина; роль Пушкина в становлении русского литературного языка; Болдинская осень в творчестве Пушкина; Пушкин-мыслитель. Творчество А.С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой»; душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства; поиски смысла бытия; внутренней свободы; отношения человека с Богом; осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка; идея преемственности поколений; осмысление исторических процессов с гуманистических позиций; нравственное решение проблем человека и его времени.



Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»



М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного).



Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов.

Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.



Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»



Н.В. Гоголь Жизненный и творческий путь. Личность писателя (с обобщением ранее изученного).



«Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие.



Повесть Н.В. Гоголя «Портрет»



Сочинение-размышление по повести Н.В. Гоголя. «Портрет».



Контрольная работа № 1. Русская литература в первой половине XIX века.


3

Самостоятельная работа

11


С. Р. № 2. 1. Подготовка реферата на одну из тем: «Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей)-романтиков», «Романтическая баллада в русской литературе», «Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма», «Романтические повести в русской литературе», «Развитие русской литературной критики».

4


С. Р. № 2. 2. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Работа со словарём литературоведческих терминов. Развитие понятия о романтизме.

1


С. Р. № 2. 3. Подготовка сообщения на одну из тем: «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н.Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А.С. Пушкина».

1


С. Р. № 2. 4. Анализ стихотворения с заучиванием наизусть.

А.С. Пушкин «Сожженное письмо» или «Я вас любил».

1


С. Р. № 2. 5. Работа с первоисточниками. Конспект статьи «В. Г. Белинский о Пушкине».

2


С. Р. № 2. 6. Подготовка сообщения на одну из тем: «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М.Ю. Лермонтов - художник», «Любовная лирика Лермонтова».

1


С. Р. № 2. 7. Подготовка сообщения на одну из тем: «Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя», «Н.В. Гоголь в воспоминаниях современников».

1


Раздел 3

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. (И. К. Айвазовский, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов, Н. Н. Гете, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И. И. Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи). На примере 3—4 художников по выбору преподавателя. Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. И. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков).

Малый театр — «второй Московский университет в России». М.С. Щепкин — основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства — Третьяковская галерея в Москве.

Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке». в журналах «Современник», «Отечественные за-писки», «Русское слово». Газета «Колокол» и общественно-политическая и литературная деятельность А. И. Герцена, В. Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др.).

Новые типы героев в русской литературе XIX века. Нигилистический и антинигилистический роман (Н. Г. Чернышевский, И. С. Тургенев). Драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия).

58


2


Жизненный и творческий путь А. Н. Островского



Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. А.Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского.



Драма «Гроза» А.Н. Островского Творческая история драмы.

Жанровое своеобразие. Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы



Художественные особенности драмы «Гроза».

Символика грозы. Образ Катерины воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме». Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.



Драма «Бесприданница» А.Н. Островского Социальные и нравственные проблемы в драме. Социальные и нравственные проблемы в драме. Лариса и ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы.



Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница».



Драмы «Гроза» и «Бесприданница» Сочинение – сравнение произведений.



Жизненный путь и творческая биография И.А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова.



«Обломов». Творческая история романа



Своеобразие сюжета и жанра произведения. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России



Проблема русского националь­ного характера в романе «Обломов»

Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова.



Проблемы любви в романе «Обломов» Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына).



Сочинение по произведению И.А. Гончарова «Обломов»



Роман И. А. Гончарова «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах.

Много­образие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе



Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова



Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева. Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие.



Тургенев — романист (обзор одного - двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева - романиста.



Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа.

Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа.



Особенности композиции романа «Отцы и дети»

Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова.



Любовная интрига в романе «Отцы и дети» Ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии идейно -эстетического содержания романа. Авторская позиция в романе.



Сочинение по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети»



Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского.



Роман «Что делать?» Осо­бенности жанра и композиции романа. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа.



Жизненный и творческий путь Н. С. Лесков. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Праведники Н. С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы *(обзор романа «Соборяне»).



Повесть-хроника Н. С. Лескова «Очарованный стран­ник». Особенности композиции и жанра. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник».



Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя.

Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова- Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.

Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.



Замысел, история создания «Истории одного города. Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.



Ф. М. Достоевский. Сведения из жизни писателя



Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе.



Социальная и нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Страдание и очищение в романе.



Символические образы в романе «Преступление и наказание». Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и ее главного героя.



Сочинение по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»



Роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Философская глубина, нравственная проблематика романа. Трагичность взаимоотношений героев с внешним миром. Князь Мышкин, как «идеальный герой». Настасья Филипповна — один из лучших женских образов Достоевского.



Жизненный путь и творческая биография Л. Н. Толстого. Духовные искания писателя.



Роман-эпопея Л. Н. Толстого. «Война и мир». Жанровое своеобразие романа.



Особенности композиционной структуры романа «Война и мир». Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего.



Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.



Правдивое изображение войны и русских солдат в романе «Война и мир». Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке.



Ав­торский идеал семьи в романе Л. А. Толстого «Война и мир».



Изображение светского общества в романе Толстого «Война и мир»



Проблема русского национального характера в романе «Война и мир». Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя



Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого.



Сочинение по произведению Л.Н. Толстого «Война и мир»



Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». История создания



Роман «Анна Каренина». Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина».



Антон Павлович Чехов. Сведения из биографии

Периодизация творчества А.П. Чехова. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Работа в журналах. Чехов - репортер.



Юмористические рассказы А.П. Чехова. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.



Драматургия А.П. Чехова. Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.



Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов



Сочетание комического и драматического в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».



Сочинение по произведению А.П. Чехова «Вишневый сад».



Самостоятельная работа

24


С. Р. № 3. 1. Подготовка сообщения на одну из тем: «Что делать?» — главный вопрос эпохи 1850—1860-х годов»; «Духовные искания русской культуры второй половины XIX века».

1


С. Р. № 3. 2. Исследование и подготовка реферата на одну из тем: «Значение творчества А. Н. Островского в истории русского театра»;

«Мир Островского на сцене и на экране», «Мир купечества у Гоголя и Островского».

4


С. Р. № 3. 3. Работа с первоисточниками. Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

2


С. Р. № 3. 4. Подготовка реферата на одну из тем: «Захар — второй Обломов», «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Что такое «обломовщина»?», «Художественная деталь в романе «Обломов».

4


С. Р. № 3. 5. Подготовка реферата на одну из тем: «Общество будущего в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

4


С. Р. № 3. 6. Работа с первоисточниками. Конспект статьи Д.И. Писарева «Базаров».

2


С. Р. № 3. 7. Подготовка сообщения «Творческий и революционный путь Чернышевского Н.Г. и Добролюбова Н.А».

1


С. Р. № 3. 8. Работа с первоисточниками. Конспект статьи Н.Н. Страхова «О романе «Преступление и наказание»

2



С. Р. № 3. 9. Подготовка реферата на одну из тем: «Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова»; «Пушкинские мотивы и их роль в рассказе «Ионыч».

4


Раздел 4

Поэзия второй половины XIX века


Русская поэзия второй половины XIX века.

Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.

12


2

Литература народов России. К.Л. Хетагуров «Послание», «Песня бедняка», «На кладбище», поэма «Кому живется весело».



Ф.И. Тютчев сведения из биографии



Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И. Тютчева..



Жизненный и творческий путь А.А. Фета



Художественные особенности лирики А.А. Фета

А.А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета.



Жизненный и творческий путь А.К. Толстого



Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К. Толстого



Н.А. Некрасов. Жизненный и творческий путь. Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник»



Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А. Некрасова. Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 40-х- 50-х и 60-х-70-х годов.



Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция, сюжет; нравственная проблематика, авторская позиция; многообразие крестьянских типов; проблема счастья; сатирические портреты в поэме.



Контрольная работа № 2. Русская литература во второй половине XIX века.


3

Самостоятельная работа

12


С. Р. № 4. 1. Анализ стихотворения с заучиванием наизусть.

«Поэзия Ф.И. Тютчева» (на выбор).

1


С. Р. № 4. 2. Исследование и подготовка реферата на одну из тем: «Ф.И. Тютчев в воспоминаниях современников», «Философские основы творчества Ф.И. Тютчева», «Дружба двух поэтов: Ф.И. Тютчев и Г. Гейне». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Ф.И. Тютчева.

4


С. Р. № 4. 3. Анализ стихотворения с заучиванием наизусть.

«Поэзия А. А. Фета» (на выбор).

1


С. Р. № 4. 4. Анализ стихотворения с заучиванием наизусть.

«Поэзия А. К. Толстого» (на выбор).

1


С. Р. № 4. 5. Исследование и подготовка реферата на одну из тем: «Некрасовский «Современник»», «Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н.А. Некрасова в области поэтической формы («Неправильная поэзия»)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н.А. Некрасова», «Поэмы Н.А. Некрасова», «Н.А. Некрасов как литературный критик», «Произведения Н.А. Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов».

4


С. Р. № 4. 6. Анализ стихотворения с заучиванием наизусть.

Н.А. Некрасов «Элегия».

1



Литература XX века

Раздел 5

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.

Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.

Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Но-вый Сатирикон»).

12


2

И.А. Бунин. Сведения из биографии. Особенности лирики. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.



Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. *Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIX—XX веков, ее решение в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.



А. И. Куприн. Сведения из биографии.

Особенности произведений А.И. Куприна Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.



Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. Куприна о любви.



Серебряный век русской поэзии. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX-начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений).



Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок). Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом.



Истоки акмеизма. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Николай Степанович Гумилев

Сведения из биографии. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак). Игорь Северянин

Сведения из биографии. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

Хлебников Владимир Владимирович

Сведения из биографии. Хлебников как поэт-философ.



Максим Горький. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького - драматурга. Горький и МХАТ. Горький романист.



А. А. Блок. Жизненный и творческий путь. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.



Поэма А.А. Блока «Двенадцать» Сложность восприятия Блока социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.



Контрольная работа № 3. Русская литература в начале XX века.


3

Самостоятельная работа

6


С. Р. № 5. 1. Подготовка сообщения на одну из тем: «Тема любви в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна: общее и различное».

1


С. Р. № 5. 2. Подготовка сообщения на одну из тем: «Гордый человек» в произведениях М. Горького» (произведения по выбору учащихся); «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» — по выбору учащихся)

1



С. Р. № 5. 3. Исследование и подготовка реферата на одну из тем: «Тема любви в творчестве А.А. Блока», «Тема России в творчестве А.А. Блока », «Тема революции в творчестве А. Блока».

4


Раздел 6

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1920-Х ГОДОВ

Литературный процесс 20-х годов. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

10


2

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений. А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых.

Единство и многообразие русской литературы.

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны.



В.В. Маяковский. Сведения из биографии



Поэтическая новизна лирики. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта- гражданина.



Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».



С. А. Есенин. Сведения из биографии.



Художественное своеобразие творчества Есенина.

Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, принцип пейзажной живописи, народно- песенная основа стихов.



А. А. Фадеев. Сведения из биографии.



Рома Фадеева «Разгром» Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика.



Самостоятельная работа

8


С. Р. № 6. 1. Исследование и подготовка реферата на одну из тем: «Музыка» революции в творчестве В. В. Маяковского»; «Сатира в произведениях В. В. Маяковского»

4


С. Р. № 6. 2. Исследование и подготовка реферата на одну из тем: «Я б навеки пошел за тобой», «Тема любви в творчестве С.А. Есенина», «Тема Родины в творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока».

4


Раздел 7

Особенности развития литературы 1930-х

начала 1940-х годов

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

26


2

Сведения из биографии М.И. Цветаевой.



Идейно-тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой. Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой; фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой; своеобразие поэтического стиля.



Сведения из биографии О.Э. Мандельштама



Идейно-тематическая и художественная особенности поэзии Мандельштама. О.Э. Мандельштама; противостояние поэта «веку-волкодаву»; поиски духовных опор в искусстве и природе; теория поэтического слова О. Мандельштама.



А. Платонов. Жизненный и творческий путь.

Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально - философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев - правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»



М.А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя.



Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра

Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение.



Многоплановость романа. Система образов Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.



Сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»



Роман М. Булгакова «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей.. Честь - лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.



Отношение автора к героям романа «Белая гвардия»



А. Толстой. Биография



Тема русской истории в творчестве писателя



Роман «Петр Первый»- художественная история России 18 века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России



Художественное своеобразие романа



Сочинение по роману А. Толстого «Белая гвардия»



М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя. Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.



Роман-эпопея М.А. Шолохов «Тихий Дон» Судьба народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции



Столкновение старого и нового мира в романе Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.



Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.



Сочинение по роману М. Шолохова «Тихий Дон»



М. Шолохов «Донские рассказы»



И.Э. Бабель. Особенности поэтики прозы Бабеля



Изображение событий гражданской войны в книге рассказов “Конармия ”. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.



Контрольная работа № 4. Русская литература 20-х -40-х гг. XX века.


3

Самостоятельная работа

4


С. Р. № 7. 1. Подготовка сообщения на одну из тем: «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников», « «М.И. Цветаева и А.А. Ахматова», «М.И. Цветаева - драматург».

1


С. Р. № 7. 2. Анализ стихотворения с заучиванием наизусть.

«Поэзия А. А. Ахматовой», «Поэзия Марины Цветаевой». (на выбор).

1



С. Р. № 7. 3. Подготовка сообщения на одну из тем: «Герои прозы А. Платонова», «Традиции и новаторство в творчестве

А. Платонова»

1


С. Р. № 7. 4. Подготовка сообщения: «Казачьи песни в романе-эпопее «Тихий Дон» и их роль в раскрытии идейно - нравственного и эстетического содержания произведения».

1


Раздел 8

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Деятели литературы и искусства на защите Отечества.

Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Си-монов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

6


2

Публицистика военных лет. М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия , добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека и др.



А. А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и граждан-ского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.



А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.



Б. Л. Пастернак. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б. Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.



Поэма Б. Л. Пастернака «Девятьсот пятый год»



Самостоятельная работа

3


С. Р. № 8. 1. Подготовка сообщения на одну из тем: «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература», Трагедия «стомильонного народа» в поэме А. Ахматовой «Реквием».

1


С. Р. № 8. 2. Исследование и подготовка сообщения: «Взгляд на Гражданскую войну из 20-х и из 50-х годов — в чем разница?».

1


С. Р. № 8. 3. Анализ стихотворения с заучиванием наизусть.

«Поэзия Бориса Пастернака». (на выбор).

1


Раздел 9

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1950-1980 -Х ГОДОВ

Развитие литературы 1950-80-х гг. в контексте культуры. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Кризис нормативной эстетики соцреализма Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1940-80х

Литература периода «Оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе.

17


2

Литература народов мира Э. Хемингуэй «Старик и море»



Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы. Основные направления и течения художественной прозы 1950-80-х гг. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В .Быкова, В. Распутина.

Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.



Шукшин «Выбираю деревню на жительство» Изображение жизни советской деревни в произведении Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений.



Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература.

Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).



Развитие традиций русской поэзии 1950-1980-х Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения, направления в поэзии 1950-1980-х гг.

Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие

лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.

Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова.

Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы.

Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.



Драматургия 1950-1980-х годов.

Особенности драматургии 1950-1960-х гг. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950-1960-х гг. Интерес к молодому современнику, к актуальным проблемам настоящего. Социально -

психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Тема любви в драмах А. Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в «Театре драмы и комедии на Таганке».

Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова.



Тематика и проблематика драматургии 1970-1980-х гг. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х гг. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма».



А. Т. Твардовский. Сведения из биографии А.Т. Твардовского ( с обобщением ранее изученного).



Особенности поэтического мира А. Т. Твардовского. Обзор творчества А. Т. Твардовского.. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар».



Поэма А. Т. Твардовский «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности».



А.Т. Твардовский - главный редактор журнала «Новый мир».



А.И. Солженицын. Жизненный и творческий путь Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного).



А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» и Рассказ «Матренин двор». Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены.



«Лагерная» проза А. Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына.



А.В. Вампилов. Жизненный и творческий путь. Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».



Драма А.В. Вампилова «Утиная охота» Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия - главный пафос драматургии А. Вампилова



Самостоятельная работа

15


С. Р. № 9. 1. Подготовка сообщения на одну из тем: «Развитие литературы 1950-80-х гг. в контексте культуры», «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев».

1


С. Р. № 9. 2. Исследование и подготовка реферата на одну из тем: «Развитие автобиографической прозы в творчестве К. Паустовского, И. Эренбурга» (автор по выбору); «Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя); «Отсутствие деклараций, простота, ясность - художественные принципы В. Шаламова»; «Жанровое своеобразие произведений

В. Шукшина «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал»: рассказ или новелла?»; «Художественное своеобразие прозы

В. Шукшина (по рассказам «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал»)»; «Философский смысл повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» в контексте традиций русской литературы».

4



С. Р. № 9. 3. Исследование и подготовка реферата на одну из тем: «Авангардные поиски в поэзии второй половины

ХХ века»; «Поэзия Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского в контексте русской литературы».

4



С. Р. № 9. 4. Подготовка сообщения о жизни и творчестве одного из драматургов 1950-1980-х гг.; «Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950-1980-х гг. (автор по выбору)».

1


С. Р. № 9. 5. Подготовка сообщения на одну из тем: «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского».

1


С. Р. № 9. 6. Исследование и подготовка реферата на одну из тем: «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».

4


Раздел 10

Русское литературное зарубежье 1920 - 1990 годов (три волны эмиграции)

Три волны эмиграции русских писателей. Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг. Творчество И. Шмелёва, Б .Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А. Синявского, Г. Владимова.

2


2

Роман В. Набокова «Машенька»



Самостоятельная работа

1


С. Р. № 10. 1. Подготовка сообщения на одну из тем: «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции».

1


Раздел 11

Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ - начала ХХI века

12


2

Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров.



Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х гг.



« Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича.



Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе.



Основные направления развития современной литературы. Проза А. Солженицына, В. Распутина Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Л. Петрушевской, Т. Толстой



Зарубежная литература



Драматургия «постперестроечного» времени



Развитие рок - поэзии.



Контрольная работа № 5. Русская литература второй половины XX века.


3

Самостоятельная работа

1


С. Р. № 11. 1. Подготовка сообщения на одну из тем: «Особенности массовой литературы конца ХХ-

XXI века»; «Фантастика в современной литературе».

1


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

3























3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Введение.


- Аудирование;

- участие в беседе,

-ответы на вопросы;

-чтение.


1. Оценка участия в устном опросе.


Оценка письменных ответов на вопрос.

Развитие русской литера¬туры и культуры в первой половине XIX века.


-Аудирование;

-работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники);

-участие в беседе, ответы на вопросы;

-чтение;

-комментированное чтение;

-аналитическая работа с текстами художественных произведений;

-подготовка докладов и сообщений;

-самостоятельная и групповая работа по заданиям из учебника;

- подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций);

- выступления на семинаре;

- выразительное чтение стихотворений наизусть;

- конспектирование;

- написание сочинения;

- работа с иллюстративным материалом;

- самооценивание и взаимооценивание.


1. Оценка выполнения теста.


Оценка участия в устном опросе.


Оценка ответов на вопросы викторины.


Оценка письменных ответов на вопрос.


Оценка выполнения кроссворда.


Оценка сочинения.


2. Оценка выполнения контрольной работы № 1.


Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.


- Аудирование;

-конспектирование;

- чтение; комментированное чтение;

- подготовка сообщений и докладов;

- самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники);

- устные и письменные ответы на вопросы;

- участие в беседе;

- аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей;

- написание различных видов планов;

- реферирование;

- участие в беседе;

- работа с иллюстративным материалом;

- написание сочинения;

- редактирование текста;

- реферирование текста;

- проектная и учебно-исследовательская работа;

- подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций);

- самооценивание и взаимооценивание.


1. Оценка участия в устном опросе.


Оценка письменных ответов на вопрос.


Оценка выполнения теста.


Оценка ответов на вопросы викторины.


Оценка выполнения кроссворда.


Оценка сочинений.


2. Оценка выполнения контрольной работы № 2.


Поэзия второй половины XIX века.


- Аудирование;

- чтение и комментированное чтение;

- выразительное чтение и чтение наизусть;

- участие в беседе;

- самостоятельная работа с учебником;

- аналитическая работа с текстами стихотворений;

- составление тезисного плана выступления и сочинения;

- подготовка сообщения;

- выступление на семинаре;

- самооценивание и взаимооценивание.

1. Оценка участия в устном опросе.


Оценка письменных ответов на вопрос.


Оценка ответов на вопросы викторины.


Оценка выполнения теста.


Оценка выполнения кроссворда.


2. Оценка выполнения контрольной работы № 2.


Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века.


- Аудирование, участие в эвристической беседе;

- работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники), составление тезисного плана;

- составление плана сочинения;

- аналитическая работа с текстом художественного произведения;

- чтение;

- подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций);

- выразительное чтение и чтение наизусть;

- составление тезисного и цитатного плана;

- работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы;

- проектная и учебно-исследовательская работа.


1. Оценка участия в устном опросе.


Оценка письменных ответов на вопрос.


Оценка ответов на вопросы викторины.


Оценка выполнения теста.



2. Оценка выполнения контрольной работы № 3.



Особенности развития литературы 1920-х годов.


- Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы;

- конспектирование;

- индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника;

- составление систематизирующей таблицы;

- составление тезисного и цитатного плана сочинения;

- написание сочинения;

- чтение и комментированное чтение;

- выразительное чтение и чтение наизусть;

- работа с иллюстративным материалом.

1. Оценка участия в устном опросе.


Оценка письменных ответов на вопрос.


Оценка выполнения теста.


Оценка ответов на вопросы викторины.


Оценка выполнения кроссворда.


2. Оценка выполнения контрольной работы № 4.


Особенности развития ли-тературы 1930-х - начала 1940-х годов.


- Аудирование;

- чтение и комментированное чтение;

-самостоятельная и групповая работа с текстом учебника;

- индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);

- выразительное чтение и чтение наизусть;

- подготовка докладов и сообщений;

- составление тезисного и цитатного планов сочинения;

- работа с иллюстративным материалом;

- проектная и учебно-исследовательская работа.


1. Оценка участия в устном опросе.


Оценка письменных ответов на вопрос.


Оценка выполнения теста.


Оценка ответов на вопросы викторины.


Оценка выполнения кроссворда.


Оценка сочинений.


2. Оценка выполнения контрольной работы № 4.


Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.


- Аудирование;

-чтение и комментированное чтение;

- подготовка литературной композиции;

- подготовка сообщений и докладов;

- выразительное чтение и чтение наизусть;

- групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений;

-реферирование текста;

- написание сочинения.

1. Оценка участия в устном опросе.


Оценка письменных ответов на вопрос.


Оценка выполнения теста.


Оценка ответов на вопросы викторины.


Оценка выполнения кроссворда.


Оценка сочинений.


2. Оценка выполнения контрольной работы № 5.


Особенности развития ли-тературы 1950 - 1980-х годов.


- Аудирование;

- групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть;

- самооценивание и взаимооценивание;

- составление тезисного плана.


1. Оценка участия в устном опросе.


Оценка письменных ответов на вопрос.


Оценка выполнения теста.


Оценка ответов на вопросы викторины.


Оценка выполнения кроссворда.


2. Оценка выполнения контрольной работы № 5.

Русское литературное зарубежье 1920 - 1990 годов (три волны эмиграции).


- Аудирование;

- участие в эвристической беседе;

- чтение;

- самостоятельная аналитическая работа с тек­стами художественных произведений.


1. Оценка участия в устном опросе.


Оценка письменных ответов на вопрос.


2. Оценка выполнения контрольной работы № 5.

Особенности развития ли-тературы конца 1980 - 2000-х.


- Аудирование;

- чтение;

- самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений,

- аннотирование;

- подготовка докладов и сообщений.

1. Оценка участия в устном опросе.


Оценка письменных ответов на вопрос.



2. Оценка выполнения контрольной работы № 5.


































4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализация учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» имеется учебный кабинет русского языка и литературы, в котором есть возмож­ность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.


Оборудование учебного кабинета:

  1. - посадочные места для обучающихся 25

  2. - рабочее место преподавателя 1

  3. - комплект учебно-наглядных пособий по предмету

  4. Технические средства обучения:

  5. - компьютер с программным обеспечением, звуковые колонки, принтер

  6. – экран, мультимедийный проектор.

Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемио­логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типо­вым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи­рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм­мы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» входят:

наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдаю­щихся ученых, поэтов, писателей и др.);

информационно-коммуникативные средства;

библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»», рекомендован­ные или допущенные для использования в профессиональных образовательных орга­низациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, на­учной и научно-популярной, художественной и другой литературой по вопросам языкознания.

















































5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.



Основные источники

учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. (Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова и др.); под ред. Г.А. Обернихиной .-М.: 2013.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М.:2013.



Дополнительные источники

Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. - М.: 2011

Карнаух Н. Л. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. / Э. Э. Кац, Н. Л. Карнаух. - М.: 2012

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: -М.:

2009

Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. - М.: 2014

Самостоятельная работа: методические рекомендации для специали¬стов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров: Старая Вятка, 2011.

Современная русская литература конца ХХ - начала XXI века. - М.:

2011

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: 2010

Черняк М. А. Современная русская литература. - М.: 2010

Интернет-ресурсы

www.gramma.ru - сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста.

www.krugosvet.ru - универсальная научно-популярная онлайн- энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет».

www.school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов.

http://spravka.gramota.ru - Справочная служба русского языка.











33