СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа для 2 класса по русскому языку УМК "Школа России"
ВВЕДЕНИЕ
Данная рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии:
с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373,
учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 на 2017-2018 учебный год,
авторской программой В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1 -4 классы - М.: Просвещение, 2016. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2015 г.
Для реализации данной программы по русскомц языку используется УМК «Школа России» М. И. Моро, М. А. Бантова.
Учебно-методический комплект содержит:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник в 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
Канакина В. П., Щеголева Г. С. Русский язык: 1–4 классы: сборник диктантов и самостоятельных работ: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /. – М.: Просвещение, 2015.
Русский язык: электронное приложение к учебнику В.П.Канакина, В.Г. Горецкий(CD).
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
Обучению первоначального письма на первом этапе формирования графического навыка задача состоит в том, чтобы ученик научился правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором – писать важнейшие элементы букв, точнее усвоить алгоритм письма; на третьем – писать буквы; на четвертом – писать слова. После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на курс «Русский язык» отводится 170 часа в год (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
представления о своей этнической принадлежности;
развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
положительного отношения к языковой деятельности;
заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2-м классе является формирование следующих умений.
Общие предметные результаты освоения программы
Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
первоначальные умения проверять написанное;
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам;
по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам; •проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать слово как единство звучания и значения;
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1-2 синонима или антонима;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
устанавливать связи слов между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
разделительный мягкий знак (ь);
знаки препинания конца предложения (. ? !);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(170 ч)
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики
звука: гласный –согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте.
Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по временам:
настоящее, прошедшее, будущее время.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
•сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
•разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки;
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Практическое овладение монологической формой речи.
Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах;
игровые;
практикумы;
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.
Анализировать речь людей (при анализе текстов).
Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.
Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Работать с памятками.
Отличать текст от других записей по его признакам.
Осмысленно читать текст.
Определять тему и главную мысль текста.
Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.
Составлять текст по заданной теме.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.
Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.
Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.
Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Составлять предложения из слов.
Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.
Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.
Писать слова в предложении раздельно.
Составлять рассказы по репродукциям картин, используя данное начало и опорные слова.
Определять значение слова по толковому словарю.
Объяснять лексическое значение слова.
Находить в тексте незнакомые слова.
Классифицировать слова по тематическим группам.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.
Работать с толковым и орфографическим словарями.
Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.
Подбирать к слову синонимы, антонимы.
Работать со страничкой для любознательных.
Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.
Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.
Находить нужную информацию о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.
Подбирать заголовок к тексту.
Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.
Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.
Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Группировать однокоренные слова с разными корнями.
Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.
Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.
Делить слова на слоги.
Определять количество в слове слогов.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Определять ударение в слове.
Наблюдать за ролью словесного ударения.
Различать ударные и безударные слоги.
Наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения.
Составлять простейшие слогоударные модели слов.
Находить слова по заданной модели.
Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.
Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.
Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.
Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей,зима).
Переносить слова по слогам.
Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
Различать звуки и буквы.
Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.
Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.
Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.
Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.
Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.
Располагать заданные слова в алфавитном порядке.
Использовать знание алфавита при работе со словарями.
Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.
Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.
Работать со cтраничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.).
Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.
Правильно произносить гласные звуки.
Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.
Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.
Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове.
Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, река).
Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.
Находить в слове согласные звуки.
Правильно произносить согласные звуки.
Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).
Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.
Различать непарные мягкие шипящие звуки.
Находить в словах буквосочетания чк, чн,чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.
Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).
Работать с орфоэпическим словарём.
Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.
Выделять в тексте части и определять их микротемы.
Записывать предложение из текста на заданную тему.
Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.
Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.
Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка - трава, травушка; мо-роз - морозы, морозный).
Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.
Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
2 класс УМК «Школа России»
Учебник: «Русский язык» 2 класс, Москва: Просвещение, 2016 г.
Авторы: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий
Дата
| № п/п | Тема | Страница учебника |
|
| Наша речь (3 ч) |
|
| 1 | 1.Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. | Учебник: упр. 1—3. |
| 2 | 2.Виды речи. | Учебник: упр. 4, 5; рубрика «Проверь себя», задания 1—3, с. 14. |
| 3 | 3.Диалог и монолог. | Учебник: упр. 6—11; рубрика «Страничка для любознательных», с. 11; рубрика «Проверь себя», задание 4, с. 14. |
|
| Текст (3 ч) |
|
| 4 | 1.Текст. Тема текста. | Учебник: упр. 12—14,17; рубрика «Проверь себя», задание 4, с. 22. |
| 5 | 2.Главная мысль текста. | Учебник: упр. 15—17; рубрика «Проверь себя», задания 2, 4, с. 22. |
| 6 | 3.Части текста. | Учебник: упр. 18—19; рубрика «Проверь себя», задания 1, 3, с. 22. |
|
| Предложение (12 ч) |
|
| 7 | 1.Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения. | Учебник: упр. 20—21, 23; рубрика «Проверь себя», задания 1, 3, с. 40. |
| 8 | 2.Связь слов в предложении | Учебник: упр. 24—26; рубрика «Проверь себя», задания 1, 3, с. 40. |
| 9 | 3.Контрольное списывание № 1по теме: «Предложение» | Учебник: упр. 27, 28; рубрика «Проверь себя», задания 1, 2, с. 40. |
| 10 | 4.Словарный диктант №1. Главные члены предложения | Учебник: упр. 29—32 |
| 11 | 5.Второстепенные члены предложения | Учебник: упр. 33, 34 |
| 12 | 6.Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | Учебник: упр. 35, 36. Учебник: упр. 37, 38; рубрика «Проверь себя», задания 3, 4, с. 40 |
| 13 | 7.Распространённые и нераспространённые предложения | Учебник: упр. 39—42; рубрика «Проверь себя», задание 5, с.40. |
| 14 | 8.Связь слов в предложении | Учебник: упр. 43—45; рубрика «Проверь себя», задание 3, с.40. |
| 15 | 9.Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень» | Учебник: упр. 46, 47.
|
| 16 | 10.Анализ сочинений. Предложение. | Учебник: упр. 46, рубрика «Проверь себя», с. 40. |
| 17 | 11.Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» |
|
| 18 | 12.Анализ диктанта. Тест № 1 «Предложение. Члены предложения» |
|
|
| Слова, слова, слова...(20 ч) |
|
| 19 | 1.Лексическое значение слова | Учебник: упр. 48—52; рубрика «Страничка для любознательных», с. 44; рубрика «Проверь себя», задание 1, с. 75. |
| 20 | 2.Слово и его значение | Учебник: упр. 53—57; рубрика «Проверь себя», задание 2, с.75. |
| 21 | 3.Однозначные и многозначные слова | Учебник: упр. 58—61; рубрика «Проверь себя», задание 3, с.75. |
| 22 | 4.Прямое и переносное значение многозначных слов | Учебник: упр. 62—65; рубрика «Проверь себя», задание 4, с.75. |
| 23 | 5.Синонимы | Учебник: упр. 66—70. РТ: упр. 38, 39 |
| 24 | 6.Антонимы | Учебник: упр. 71—73. |
| 25 | 7.Синонимы и антонимы | Учебник: упр. 74, 75; рубрика «Страничка для любознательных», с. 55; рубрика «Проверь себя», задания 5, 6, с. 76. |
| 26 | 8.Обучающее изложение текста по данным к нему вопросам | Учебник: упр. 76 |
| 27 | 9.Словарный диктант №2. Родственные слова | Учебник: упр. 77—80, 83 |
| 28 | 10.Однокоренные слова. Корень слова | Учебник: упр. 81, 82, 84—86. |
| 29 | Всероссийская проверочная работа | Учебник: упр. 87—91. |
| 30 | 12.Корень слова. Однокоренные слова.Тест № 2 «Однокоренные слова» | Учебник: упр. 92—94; рубрика «Проверь себя», задания 7, 8, с.76. |
| 31 | 13.Слог как минимальная произносительная единица. | Учебник: упр. 95—98. |
| 32 | 14.Ударение. Ударный слог. | Учебник: упр. 99—102. |
| 33 | 15.Словообразующая функция ударения | Учебник: упр. 103—106; рубрика «Проверь себя», задания 9, 10, с. 76. |
| 34 | 16.Перенос слова с одной строки на другую | Учебник: упр. 107—111; рубрика «Проверь себя», задания 9, 10, с. 76. |
| 35 | 17.Правила переноса частей слова. Проверочная работа №1«Слог. Ударение. Перенос слов» | Учебник: упр. 112, 113; рубрика «Страничка для любознательных», с. 75; рубрика «Проверь себя», задание 11, с. 76. |
| 36 | 18.Контрольный диктант № 2 по теме «Однокоренные слова» |
|
| 37 | 19.Анализ диктанта. Слог. Ударение. Перенос слов. |
|
| 38 | 20. Обучающее сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | Учебник: упр. 114. |
|
| Звуки и буквы (61 ч) |
|
| 39 | 1.Звуки и буквы | Учебник: упр. 115—120; |
| 40 | 2.Звуки и их обозначение буквами на письме. | рубрика «Проверь себя», задания 1—3, с. 88. |
| 41 | 3.Русский алфавит, или Азбука. | Учебник: упр. 121—124; рубрика «Страничка для любознательных», с. 83; рубрика «Проверь себя», задание 4, с. 88. |
| 42 | 4.Использование алфавита при работе со словарями. | Учебник: упр. 125—129; рубрика «Страничка для любознательных», с. 85; рубрика «Проверь себя», задание 5, с. 88. |
| 43 | 5.Заглавная буква в словах | Учебник: упр. 130—132; рубрика «Проверь себя», задания 6, 7, с. 88 |
| 44 | 6.Обучающее сочинение по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом» | Учебник: упр. 133 |
| 45 | 7.Гласные звуки | Учебник: упр. 134—138. |
| 46 | 8.Обучающее сочинение по серии картинок. | Учебник: упр.140 |
| 47 | 9.Анализ сочинений. Гласные звуки. Слова с буквой э. | Учебник: упр. 139, 1 рубрика «Проверь себя», задание 1, с. 111. |
| 48 | 10.Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Учебник: упр. 141—143 |
| 49 | 11.Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | Учебник: упр. 144—146.
|
| 50 | 12.Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | Учебник: упр. 147—151.
|
| 51 | 13.Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Учебник: упр. 152—154. |
| 52 | 14.Безударные гласные звуки в корне слова. | Учебник: упр. 155—158. |
| 53 | 15.Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | Учебник: упр.159—161.
|
| 54 | 16.Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать | Учебник: упр. 162—165, 168; рубрика «Страничка для любознательных», с. 106 |
| 55 | 17.Правописание словарных слов.Тест № 3 «Гласные звуки» | Учебник: упр. 166, 167, 169, 170. |
| 56 | 18.Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Учебник: упр.171-173 |
| 57 | 19.Особенности проверяемых и проверочных слов | Учебник: упр.174-176 |
| 58 | 20.Обучающее сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». | Учебник: упр.177 |
| 59 | 21.Правописание безударных гласных в корне слова. |
|
| 60 | 22.Контрольный диктант № 3 по теме «Безударные гласные» |
|
| 61 | 23.Анализ диктанта. Безударные гласные в корне слова. |
|
| 62 | 24.Согласные звуки | Учебник: упр. 178—181; рубрика «Проверь себя»; задания 1, 2, с. 128. |
| 63 | 25.Мягкий согласный звук [й’] и буква Й. | Учебник: упр. 183—187, рубрика «Страничка для любознательных», с. 116. |
| 64 | 26.Слова с удвоенными согласными | Учебник: упр. 188—190. |
| 65 | 27.Обучающее сочинение по репродукции и опорным словам картины А.С.Степанова «Лоси» | Учебник: упр. 191.
|
| 66 | 28.Анализ сочинений. Проект «И в шутку и всерьёз». | Учебник: рубрика «Наши проекты», с. 119 |
| 67 | 29.Словарный диктант № 3. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Учебник: упр. 192—197.
|
| 68 | 30.Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. | Учебник: упр.198—201; рубрика «Проверь себя», задания 3, 4, с. 128. |
| 69 | 31.Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме | Учебник: упр. 202—204.
|
| 70 | 32.Правописание мягкого знака в конце и в середине слова | Учебник: упр. 205—207, рубрика «Проверь себя», задания 5, 6, с. 128. |
| 71 | 33.Контрольный диктант № 4 по теме «Звуки и буквы» |
|
| 72 | 34.Анализ диктанта. Проект «Пишем письмо» | Учебник: с. 129 |
| 73 | 35.Обучающее изложение по вопросам. | Учебник: упр. 208, 209. |
| 74 | 36.Буквосочетания с шипящими звуками. | Учебник: упр. 1—4. РТ: упр. 1—3 |
| 75 | 37.Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | Учебник: упр. 5—8. |
| 76 | 38.Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). | Учебник: упр. 9—10 |
| 77 | 39.Проект « Рифма» | Учебник: рубрика «Наши проекты. Рифма», с. 8-9 |
| 78 | 40.Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» |
|
| 79 | 41.Анализ диктанта. Словарный диктант № 4. Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу. | Учебник: упр. 11—14; рубрика «Проверь себя», задание 1, с.15. |
| 80 | 42.Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу | Учебник: упр. 15—19; рубрика «Проверь себя», задание 2, с.15. |
| 81 | 43.Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу. | Учебник: упр. 20—23. |
| 82 | 44.Звонкие и глухие согласные звуки. | Учебник: упр. 24—28. |
| 83 | 45.Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце и в середине слова. | Учебник: упр. 29, 30.
|
| 84 | 46.Проверка парных согласных в корне слова. | Учебник: упр. 31—33 |
| 85 | 47.Распознавание проверяемых и проверочных слов. | Учебник: упр. 34—37.
|
| 86 | 48.Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Учебник: упр. 38—40. |
| 87 | 49.Звонкие и глухие согласные. | Учебник: упр. 41—43. |
| 88 | 50.Парные согласные в корне слова | Учебник: упр. 44—46. |
| 89 | 51.Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Учебник: упр. 47- 49.
|
| 90 | 52.Обучающее изложение по коллективно составленному плану. | Учебник: упр50 |
| 91 | 53.Анализ изложений. Звуко-буквенный анализ слов. | Учебник: рубрика «Проверь себя», задания 1, 2, 3, с. 30 |
| 92 | 54.Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова». |
|
| 93 | 55.Анализ диктанта. Согласные звуки. |
|
| 94 | 56.Правописание слов с разделительным мягким знаком | Учебник: упр. 51—53. |
| 95 | 57.Разделительный мягкий знак (ь). | Учебник: упр. 54—57. |
| 96 | 58.Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Учебник: упр. 58—62. |
| 97 | 59.Обобщение по теме «Разделительный мягкий знак». | Учебник: упр. 63—66; рубрика «Проверь себя», с. 38 |
| 98 | 60.Контрольное списывание №2 с грамматическим заданием по теме «Разделительный мягкий знак» |
|
| 99 | 61.Правописание слов с разделительным мягким знаком | Учебник: с.38 |
|
| Части речи (55 ч) |
|
| 100 | Части речи | Учебник: упр. 68—70. |
| 101 | Употребление частей речи в тексте. | Учебник: упр. 71—73. |
|
| Имя существительное (18 ч) |
|
| 102 | Имя существительное как часть речи. | Учебник: упр. 74—77. |
| 103 | Значение и употребление в речи имен существительных | Учебник: упр. 78—79.
|
| 104 | Слова, отвечающие на вопрос кто? и что? | Учебник: упр. 80—83. |
| 105 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Учебник: упр. 84—86. |
| 106 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Учебник: упр. 87—89 |
| 107 | Заглавная буква в именах собственных. | Учебник: упр. 90—91 |
| 108 | Правописание собственных имён существительных. | Учебник: упр. 92—94.
|
| 109 | Распознавание имен собственных среди других имён существительных | Учебник: упр. 95—98; рубрика «Страничка для любознательных», с. 56. |
| 110 | Названия и клички животных. | Учебник: упр. 99—101. |
| 111 | Словарный диктант № 5. Правописание собственных имён существительных. Географические названия. | Учебник: упр. 102—103. |
| 112 | Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание имен собственных» |
|
| 113 | Анализ диктанта. Заглавная буква в именах собственных. |
|
| 114 | Единственное и множественное число имён существительных | Учебник: упр. 104—106.
|
| 115 | Изменение имён существительных по числам. | Учебник: упр. 107—110.
|
| 116 | Число имён существительных | Учебник: упр. 111—114. |
| 117 | Обучающее изложение по рассказу А.Мусатова | Учебник: упр. 115 |
| 118 | Разбор имени существительного как части речи |
|
| 119 | Проверочная работа №2 по теме «Имя существительное | РТ: упр. 70, 71 рубрика «Проверь себя», с. 67 |
|
| Глагол (11 ч) |
|
| 120 | 1.Глагол как часть речи и употребление его в речи | Учебник: упр. 116—119.
|
| 121 | 2.Значение глаголов в речи | Учебник: упр. 120—126. |
| 122 | 3.Обучающее сочинение по репродукции картины художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | Учебник: упр. 127 |
| 123 | 4.Единственное и множественное число глаголов | Учебник: упр. 128—130. |
| 124 | 5.Словарный диктант № 6. Изменение глагола по числам. | Учебник: упр. 131—134.
|
| 125 | 6.Правописание частицы не с глаголами | Учебник: 135—137. |
| 126 | 7.Закрепление по теме «Глагол» | Учебник: упр. 138—140. |
| 127 | 8.Деформированный текст. | Учебник: упр. 141—143. |
| 128 | 9.Текст-повествование. | Учебник: упр. 144—145. |
| 129 | 10.Роль глаголов в тексте-повествовании. | Учебник: упр. 146—147. |
| 130 | 11.Проверочная работа №3 по теме «Глагол» | Учебник: упр. 146—147.
|
|
| Имя прилагательное (10 ч) |
|
| 131 | 1.Имя прилагательное как часть речи | Учебник: упр. 148—150. |
| 132 | 2.Связь имени прилагательного с именем существительным | Учебник: упр. 151, 153; рубрика «Страничка для любознательных», с. 88. |
| 133 | 3.Прилагательные, близкие и противоположные по значению | Учебник: упр. 154- 157.
|
| 134 | 4.Единственное и множественное число имён прилагательных | Учебник: упр. 158- 160 РТ: упр. 99 |
| 135 | 5.Изменение имён прилагательных по числам. | Учебник: упр. 161.-162
|
| 136 | 6.Текст-описание | Учебник: упр. 163—165 |
| 137 | 7.Роль имён прилагательных в тексте-описании. | Учебник: упр. 165—169 |
| 138 | 8.Обучающее сочинение по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | Учебник: упр. 170 |
| 139 | 9.Обобщение по теме «Имена прилагательные» |
|
| 140 | 10.Проверочная работа №4 по теме «Имя прилагательное» | Учебник: упр. 169 рубрика «Проверь себя», с. 99. |
|
| Местоимение (5 ч) |
|
| 141 | 1.Местоимение как часть речи | Учебник: упр. 171-174 |
| 142 | 2.Значение, употребление в речи местоимений | Учебник: упр. 175-179
|
| 143 | 3.Текст-рассуждение | Учебник: упр. 180-182 |
| 144 | 4.Структура текста-рассуждения |
|
| 145 | 5.Проверочная работа №5 по теме «Местоимение» | Учебник:с.107 |
|
| Предлог (9 ч) |
|
| 146 | 1.Предлог как часть речи. | Учебник: упр. 183-185 |
| 147 | 2.Роль предлогов в речи. | Учебник: упр. 186—188. |
| 148 | 3.Словарный диктант № 7. Правописание предлогов с именами существительными | Учебник: упр. 189—191. |
| 149 | 4.Восстановление деформированного повествовательного текста. | Учебник: упр. 192.
|
| 150 | 5.Контрольный диктант №8 по теме «Предлог» |
|
| 151 | 6.Анализ диктанта. Предлоги. |
|
| 152 | 7.Закрепление по теме «Правописание предлогов со словами» |
|
| 153 | 8.Проверочная работа №6 по теме «Предлоги» | Учебник: рубрика «Проверь себя», с. 113. |
| 154 | 9.Проект «В словари – за частями речи!» | Учебник: рубрика «Наши проекты. В словари — за частями речи!», с. 114, 115 |
|
| Повторение (16 ч) |
|
| 155 | Текст. Типы текстов. Обучающее сочинение по картине И.. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» | Учебник: упр. 193—195.
|
| 156 | Предложение. Диалог. Члены предложения. | Учебник: упр. 196—202. |
| 157 | Предложение. Связь слов в предложении. |
|
| 158 | Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. | Учебник: упр. 203—207.
|
| 159 | Части речи. | Учебник: упр. 208—215. |
| 160 | Звуки и буквы. | Учебник: упр. 216—219. |
| 161 | Правописание слов с изученными орфограммами. | Учебник: упр. 220—225.
|
| 162 | Итоговая комплексная контрольная работа. |
|
| 163 | Мягкий знак. |
|
| 164 | Контрольное списывание №3 по теме «Предложение» |
|
| 165 | Анализ списывания. Обобщение по теме «Правила правописания» |
|
| 166 | Безударные гласные в корне слова. |
|
| 167 | Итоговый контрольный диктант №9 |
|
| 168 | Анализ диктанта.Парные согласные в корне слова |
|
| 169 | Фонетический и морфологический разбор слов. |
|
| 170 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» |
|
Итого: | 170 ч |
|
Виды контрольно-измерительных материалов
Вид работы | Количество за год |
Контрольное списывание | 3 |
Контрольный диктант | 9 |
Проект | 4 |
Словарный диктант | 6 |
Проверочная работа | 6 |
Тест | 3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Система оценкидостижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый, завод, заяц, здравствуй (те), земляника, извините, иней, капуста карандаш, картина, класс, коньки, корова, лисица, лопата, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, пальто, пенал, платок, подлежащее, посуда, потому что, прощай, работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, синонимы, сказуемое, скоро, снегирь, собака, сорока, спасибо, стакан, суббота, так как, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хорошо, шёл, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.
23