СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 4 класса по физической культуре УМК "Школа 2100"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 4 класса по физической культуре УМК "Школа 2100"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 4 класса по физической культуре УМК "Школа 2100"»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана в соответствии:

с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373,

учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа № 7 на 2015-2016 учебный год,

с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011), которая входит в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.

Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.

Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;

- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)

В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами являются:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;

- развитие координационных способностей;

- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;

- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;

- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;

- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год, (3 часа в неделю). В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 1–4 классах составлено в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся» (В.И.Лях, А.А.Зданевич). При этом вид программного материала «Лыжная подготовка» – заменена разделом «Кроссовая подготовка», на изучение раздела «Подвижные игры» добавлено часов. Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций Минобрнауки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня увеличено изучение программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические упражнения».

Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.

Программа обучения физической культуре направлена на:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек в будущем.

Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.

Cпособы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).

Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющей вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углублённому изучению одного или нескольких видов спорта), развивает и определяет учитель.

Программа переработана и адаптирована, ориентируясь на индивидуальные особенности учащихся, и направлена на реализацию приоритетной задачи образования - формирование всестороннего гармоничного развития личности при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) качеств — гибкости, ловкости, быстроты движений, мышечной силы и выносливости; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру, а так же с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья учащихся. К таким факторам относятся:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья учащихся;

  • формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек и навыков здорового образа жизни;

  • особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью.



  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение предмета «Физическая культура» в 4 классе выделяется 102 ч (3 ч в неделю 34 учебные недели). Темы уроков сформулированы согласно программе и авторским методическим рекомендациям для учителя.

Сроки реализации программы по предмету «Физическая культура» для 4 класса – 1 год.

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Базовым результатом образования в области физической культуры и спорта в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура»

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


Личностными результатами

освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


Метапредметными результатами

освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.


Предметными результатами

освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


Планируемые результаты освоения учебного курса


Универсальные результаты

Учащиеся научатся:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.


Учащиеся получат возможность научиться:


  •  доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


Личностные результаты

Учащиеся научатся:

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


Метапредметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.



Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.



Учащиеся получат возможность научиться:

  •  организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Формы организации

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.

В ходе реализации программы проводятся контрольные срезы уровня развития основных физических качеств с целью проследить динамику и при необходимости провести коррекцию их развития.

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (1-4 классы)





Количество часов (уроков)

№ п/п

Вид программного материала

Класс



I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

1

Базовая часть

77

78

78

78

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Подвижные игры

20

18

18

18

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

17

18

18

18

1.4

Легкоатлетические упражнения

21

21

21

21

1.5

Кроссовая подготовка

21

21

21

21

2

Вариативная часть

22

24

24

24

2.1

Подвижные игры с элементами баскетбола

22

24

24

24


Итого

99

102

102

102


4 класс - 102 ч (3 ч в неделю)

Способы двигательной деятельности (в процессе уроков)

Правила составления комплексов ОРУ, упражнения на развитие различных мышечных групп, упражнения с предметами.

Контроль за состоянием организма по ЧСС. Измерение ЧСС во время выполнения физических упражнений.

Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Игры и развлечения в зимнее время года. Игры и развлечения в летнее время года. Подвижные игры с элементами спортивных игр.



Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков))

Оздоровительные формы занятий. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Развитие физических качеств. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Профилактика утомления. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно – оздоровительная деятельность

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (21ч)

Ходьба и бег

Ходьба с изменением длины и частоты шага.

Ходьба через препятствия. Ходьба через несколько препятствий.

Чередование ходьбы и бега (бег - 60 м, ходьба - 90 м).

Специально-беговые упражнения.

Бег в коридоре с макси­мальной скоростью.

Преодоление препятствий в беге.

Бег с максимальной скоростью (30 м). (60 м).

Бег на результат (30, 60 м).

Челночный бег.

Встречная эстафета.

Эстафеты с бегом на скорость.

Кросс (1 км).

Выявление работающих групп мышц

Расслабление и напряжение мышц при выполнении упражнений

По­нятия «эстафета», «старт», «финиш»

Игры «Пустое ме­сто», «Бе­лые медведи», «Смена сторон», «Ко­манда быстроногих», «Гуси-лебеди», «Салки», «Рыбаки и рыбки», «Эстафета зверей», «Перебежка с выручкой».



Прыжки

Прыжок в длину с места.

Прыжок с высоты 60 см.

Прыжок в длину с короткого разбега.

Прыжок в длину с полного разбега с зоны отталкивания.

Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания.

Многоскоки.

Игры «Гуси лебеди», «Лиса и куры», «Прыгающие воро­бушки».

Правила соревнований в беге, прыжках.



Метание

Метание в цель с 4-5 м.

Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние.

Метание набивного мяча.

Броски большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Игры «Попади в мяч», «Кто дальше бросит», «Дальние броски», «Зайцы в огороде».

Прави­ла соревнований в метании.



КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА (21 ч)

Бег.

Преодоление препятствий.

Чере­дование бега и ходьбы.

Кросс.



Учащиеся научатся:

  • Технике высокого старта;

  • Технике метания мешочка (мяча) на дальность;

  • Пробегать дистанцию 30 м;

  • Выполнять челночный бег 3 х 10 м на время;

  • Прыгать в длину с места и с разбега;

  • Прыгать в высоту с прямого разбега;

  • Прыгать в высоту спиной вперед;

  • Прыгать на мячах – хопаз;

  • Бросать набивной мяч (весом 1 кг) на дальность способом «снизу», «от груди», «из-за головы», правой и левой рукой;

  • Метать мяч на точность;

  • Проходить полосу препятствий.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • Правилам соревнований в беге, прыжках, метаниях;

  • Демонстрировать вариативное выполнение упражнений в ходьбе;

  • Применять вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей;

  • Описывать технику беговых упражнений

  • Осваивать технику бега различными способами

  • Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.

  • Осваивать универсальные

  • умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений.

  • Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений.

  • Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений

  • Описывать технику прыжковых упражнений.

  • Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых упражнений.

  • Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений.

  • Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнений.

  • Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений.

  • Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений.

  • Описывать технику бросков большого набивного мяча.

  • Осваивать технику бросков большого мяча.

  • Соблюдать правила техники безопасности при выполнении

  • бросков большого набивного мяча.

  • Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча.

  • Описывать технику метания малого мяча.

  • Осваивать технику метания малого мяча.

  • Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча.

  • Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча.


ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (42ч)


Подвижные игры (18ч)

Эстафеты с предметами и без них.

Игры «Заяц без логова», «Удочка», «Наступление», «Метко в цель», «Кто дальше бросит», «Вызов номеров», «Защита укреп­лений», «Кто обгонит», «Че­рез кочки и пенечки», «Вол во рву», «Пустое место», «К своим флаж­кам».



Подвижные игры на основе баскетбола (24ч)

Ловля и передача мяча на месте и в движении.

Ловля и передача мяча на месте в треуголь­никах, в квадратах, в круге.

Ведение на месте правой (левой) рукой на месте, в движении шагом и бе­гом.

Ве­дение мяча с изменением направления и скорости.

Броски в цель (щит).

Бросок двумя руками от груди.

Игры «Пе­редал - садись», «Мяч - среднему», «Борьба за мяч», «Гонка мячей по кругу», «Обгони мяч», «Пере­стрелка», «Мяч - ловцу», «Не дай мяч водящему», «Мяч со­седу». Игра в мини-баскетбол.


Учащиеся научатся:

  • Выполнять броски и ловлю мяча различными способами;

  • Выполнять упражнения, стойку баскетболиста;

  • Выполнять ведение мяча на месте, в движении, правой и левой рукой;

  • Участвовать в эстафетах;

  • Бросать мяч в баскетбольное кольцо различными способами;

  • Играть в подвижные игры.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр;

  • Излагать правила и условия проведения подвижных игр;

  • Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр;

  • Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх;

  • Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач;

  • Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности;

  • Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности;

  • Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр;

  • Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр;

  • Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр;

  • Осваивать технические действия из спортивных игр;

  • Моделировать технические действия в игровой деятельности;

  • Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр;

  • Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр;

  • Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности;

  • Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения;

  • Развивать физические качества.



ГИМНАСТИКА (18ч)

Акробатика

Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчи­тайся!».

Группи­ровка. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях.

Перекаты и группировка с после­дующей опорой руками за головой.

Кувырок вперед в упор присев,

Кувырок назад в упор присев.

2-3 кувырка впе­ред.

Стойка на лопатках. Стойка на лопатках, со­гнув ноги.

Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев.

Мост из положения лежа на спине.

Комбинация из разученных элемен­тов

Игры «Западня», «Что изменилось?», «Запрещенное движение», «Светофор», «Космонавты».

Висы

Вис стоя и лежа.

Упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре на гимнастической скамейке

Вис на согнутых руках.

Подтягивания в висе.

Из виса стоя присев махом одной, толчком другой перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.

Ходьба приставными и танцевальными шага­ми, повороты, подскоки со сменой ног на бревне (высота до 1 м). Соскок с опорой.

Комбинация из ранее изученных упражнений на бревне.

Лазание по канату.

Перелеза­ние через коня.

Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла согнув ноги и ноги врозь.

Подвижные игры «Маскировка в колоннах», «Космо­навты», «Отгадай, чей

голосок», «Тише едешь – дальше будешь», «Посадка картофеля», «Не оши­бись!», «Ниточка-иголочка», «Фигуры», «Обезьянки».


Учащиеся научатся:

  • Составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, гибкости и координации;

  • Вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;

  • Выполнять строевые упражнения;

  • Выполнять разминки в движении, на месте, с мешочками, с резиновыми кольцами, с обручами, с гимнастической палкой, с гимнастической скамейкой, на гимнастической скамейке, на матах, с мячом;

  • Выполнять разминки, направленные на развитие координации движений и гибкости, прыжковую разминку, разминку в парах, у гимнастической стенки;

  • Выполнять упражнения на внимание и равновесие;

  • Выполнять наклон вперед из положения стоя и сидя, шпагаты, отжимания, подъем туловища из положения лежа;

  • Подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа согнувшись;

  • Выполнять перекаты, кувырок вперед, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад;

  • Проходить станции круговой тренировки;

  • Лазать по гимнастической стенке;

  • Лазать по канату в три приема;

  • Выполнять стойку на голове и руках, мост, стойку на лопатках;

  • Прыгать со скакалкой, через скакалку и в скакалку;

  • Прыгать в скакалку в тройках;

  • Выполнять вращение обруча.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • Правилам тестирования наклона вперед из положения стоя;

  • Правилам тестирования подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись;

  • Правилам тестирования виса на время;

  • Выполнять различные упражнения на кольцах бревне;

  • Выполнять различные варианты вращения обруча;

  • Правилам тестирования подъема туловища из положения лежа за 30 с;

  • Правильно оценивать свое самочувствие и контролировать, как организм справляется с физическими нагрузками;

  • Определять основные показатели физического развития и физических способностей и выявлять их прирост в течение учебного года;

  • Записывать результаты контрольных упражнений в дневник самоконтроля;

  • Давать оценку своим навыкам самоконтроля с помощью тестового задания «Проверь себя».

Общеразвивающие упражнения для 1-4 классов (данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала)

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.

На материале лёгкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методическая литература


  1. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва: «Просвещение»,2010

  2. «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.

  3. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.

  4. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.

  5. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.

  6. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.

  7. «Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.



Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Стандарт начального образования по физической культуре

Примерная программа по физической культуре начального образования по физической культуре

Рабочая программа по физической культуре

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению

Методические издания по физической культуре для учителей

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Спортивный зал игровой
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
Большое футбольное поле
Площадка игровая баскетбольная
Полоса препятствий
Гимнастика

Бревно гимнастическое напольное

Бревно гимнастическое высокое

Козел гимнастический

Перекладина гимнастическая

Канат для лазания, с механизмом крепления

Мост гимнастический подкидной

Скамейка гимнастическая жесткая

Комплект навесного оборудования

Коврик гимнастический

Маты гимнастические

Мяч набивной (1 кг)

Мяч малый (теннисный)

Скакалка гимнастическая

Мяч малый (мягкий)

Палка гимнастическая

Обруч гимнастический

Канат для перетягивания

Лёгкая атлетика

Стойки для прыжков в высоту

Рулетка измерительная (10м; 50м)

Палочка эстафетная

Подвижные и спортивные игры

Мячи баскетбольные
Насос для мячей
Фишки
Средства доврачебной помощи
Аптечка медицинская










  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 4 КЛАСС


Дата

Тема

Планируемые результаты

Виды

деятельности

Количество часов

предметные

Метапредметные и личностные

(УУД)



Легкая атлетика 11 ч.

Ходьба и бег (5 ч)





5


1(1)

Инструктаж по ТБ. Ходьба с изменением длины и частоты шага.

Знать:

- правила безопасного поведения на уроках физической культуры, при занятиях по легкой атлетике;

- признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, метания мяча;

- правила личной гигиены, режим дня;

- понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость;

- значение и роль л/а на развитие выносливости, скоростных качеств.

Уметь:

- правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках, метании малого мяча, бросках набивного мяча;

- бегать с максимальной скоростью 30 м;

- бегать в равномерном беге до 3 минут, с ускорением от 10 до 15 метров, в чередовании с ходьбой до 150 метров;

- стартовать с произвольного старта;

- выполнять прыжок в длину с места.



У учащихся будут сформированы:

Личностные:

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе спортивной игры;

- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувства других людей;

- формирование чувства справедливости и отзывчивости.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении раздела «Легкая атлетика»;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Общеучебные:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;

-укреплять навык систематического контроля над своим физическим состоянием.

Логические:

- анализировать полученную информацию при изучении темы «Легкая атлетика»;

- сравнивать величину физических нагрузок и свое состояние, умение правильно дозировать нагрузку.

Коммуникативные:

- умение работать в парах, в малых группах;

- взаимодействие со сверстниками по правилам подвижных игр и соревнований.


- спортивные игры : «Салки», «Совушка», «День и ночь», «Вызов номеров» и др.;

- бег на 30 метров;

- прыжки с высоты, на двух ногах, в высоту;

- смыкание-размыкание круга;

- построение в шеренгу и колонну;

- ходьба на носочках-пяточках;

- бег с различными видами ускорения.


1


2(2)

Ходьба через несколько препятствий.

1


3(3)

Ходьба с изменением длины и частоты шага. Бег с высоким подниманием бедра.

1


4(4)

Ходьба через несколько препятствий. Бег с максимальной скоростью (60 м).

1


5(5)

Учет скоростных способностей. Бег на результат

30 м.

1



Прыжки (3 ч)

3


6(1)

Инструктаж по ТБ.Прыжок в длину с разбега.

1


7(2)

Прыжок в длину с места. Подвижная игра «Лиса и куры».

1


8(3)

Многоскоки. Игра «Прыгающие воро­бушки».

1



Метание (3 ч)

3


9(1)

Инструктаж по ТБ. Метание малого мяча с места на дальность.

1


10(2)

Метание малого мяча с места на заданное расстояние.

1


11(3)

Метание набивного мяча с места в цель с 4-5 м.

1



Кроссовая подготовка (14 часов)


Знать:

- факты истории развития физической культуры;

- роль физической культуры в жизни человека;

- подвижные игры, доступные возрасту младшего школьника;

- правила техники безопасности при занятиях с мячом;

- правила безопасного поведения при подвижных играх;

- названия и правила игр;

- название оборудования, спортивного инвентаря.

Уметь:

- использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья;

- использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

- играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием;

- владеть мячом: держание, передача, ловля, ведение мяча индивидуально и в паре, стоя на месте, в шаге;

- выполнять броски мяча в цель.



У учащихся будут сформированы:

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе спортивной игры;

- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувства других людей.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении раздела «Кроссовая подготовка»;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Общеучебные:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;

-укреплять навык систематического контроля над своим физическим состоянием.

Логические:- анализировать полученную информацию при изучении темы «Кроссовая подготовка»;

- сравнивать величину физических нагрузок и свое состояние, умение правильно дозировать нагрузку.

Коммуникативные:

- умение работать в парах, в малых группах;

- взаимодействие со сверстниками по правилам подвижных игр и соревнований

- спортивные игры : «Метко в цель», «Точный расчет», «Кто дальше», «Перестрелка» и др.;

- бег на 30 метров;

- прыжки с высоты, на двух ногах, в высоту;

- смыкание-размыкание круга;

- построение в шеренгу и колонну;

- ходьба на носочках-пяточках;

- бег с различными видами ускорения;

- броски мяча;

-прыжки через скакалку.



14


12(1)

Инструктаж по ТБ. Бег с преодолением препятствий.

1


13(2)

Бег. Чере­дование бега и ходьбы.

1


14(3)

Бег 6 мин. Преодоление препятствий. Игра «Два мороза».

1


15(4)

Переменный бег.

1


16(5)

Бег с преодолением препятствий.

1


17(6)

Чере­дование ходьбы и бега.

1


18(7)

Бег (8 мин). Переменный бег.

1


19(8)

ОРУ с обручем. Бег 8 мин. Бег с преодолением препятствий.

1


20(9)

Чере­дование бега и ходьбы.

1


21(10)

Бег 9 мин. Бег с преодолением препятствий.

1


22(11)

Бег 9 мин. Переменный бег.

1


23(12)

Кроссовая подготовка.

1


24(13)

Кросс 1 км.

1


25(14)

Чере­дование бега и ходьбы.

1



Гимнастика (18 часов)

Строевые упражнения. (6 ч)

Знать:

- правила безопасности во время занятия гимнастикой;

- названия снарядов гимнастических элементов;

- названия гимнастического оборудования, инвентаря;

- подвижные игры, доступные возрасту младшего школьника;

- правила техники безопасности при занятиях с мячом;

- правила безопасного поведения при подвижных играх.

Уметь:

- выполнять строевые упражнения;

- принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища с предметами и без предметов;

- выполнять стойку на лопатках, моста из положения лежа на спине, кувырка вперед из упора присев до упора присев;

- понимать значение гимнастических упражнений для развития гибкости, координации движения.



У учащихся будут сформированы:

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе спортивной игры;

- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувства других людей.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении раздела «Гимнастика»;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Общеучебные:

- формирование первоначальных представлений о значении занятий гимнастикой для укрепления здоровья человека;

-укреплять навык систематического контроля над своим физическим состоянием.

Логические:

- анализировать полученную информацию при изучении темы «Гимнастика»;

- сравнивать величину физических нагрузок и свое состояние, умение правильно дозировать нагрузку.

Коммуникативные:

- умение работать в парах, в малых группах;

- взаимодействие со сверстниками по правилам подвижных игр и соревнований.



- спортивные игры: «Вызов номеров», «Совушка», «Эстафета», «Перестрелка» и др.;

- бег на 30 метров;

- прыжки с высоты, на двух ногах, в высоту;

- смыкание-размыкание круга;

- построение в шеренгу и колонну;

- ходьба на носочках-пяточках;

- бег с различными видами ускорения;

- броски мяча;

-прыжки через скакалку;

- лазание;

- строевые упражнения

6


26(1)

Инструктаж по ТБ. Кувырок вперед.

1


27(2)

Перекаты и группировка с после­дующей опорой руками за головой.

1


28(3)

Ку­вырок вперед. Стойка на лопатках.

1


29(4)

Мост из положения лежа на спине. Стойка на лопатках.


1


30(5)

Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой.

1


31(6)

Перекаты и группировка. Стойка на лопатках.

1



Висы. Строе­вые упражне­ния (6 ч)


9


32 (1)

Построение в две шеренги. Инструктаж по ТБ.

1


33(2)

Перестроение из двух шеренг в два круга.

1


34(3)

Вис стоя и лежа. Упражнения в упоре лежа на гимнастической скамейке.

1


35(4)

Подтягивания в висе.

1


36(5)

Вис на согнутых руках. Подтягивания в висе.

1


37(6)

Упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре на гимнастической скамейке.

1



Опорный прыжок, ла­зание, упраж­нения в рав­новесии (6 ч)

6


38(1)

Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». Инструктаж по ТБ.

1


39(2)

Ходьба приставными шага­ми по бревну.

1


40(3)

Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». Ходьба приставными шага­ми по бревну.

1


41(4)

Ходьба приставными шага­ми по бревну.

1


42(5)

Лазание по наклонной скамейке.

1


43(6)

Лазание по наклонной ска­мейке в упоре лежа, подтягиваясь руками.

1



Подвижные игры (18 часов)

Знать:

- правила поведения при проведении подвижных игр;

- подвижные игры, доступные возрасту.

Уметь:

- играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;

- выполнять правила безопасного поведения при играх.


У учащихся будут сформированы:

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе спортивной игры;

- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувства других людей.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении раздела «Туризм»;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Общеучебные:

- формирование первоначальных представлений о значении подвижных игр для укрепления здоровья человека;

-укреплять навык систематического контроля над своим физическим состоянием.

Логические:

- анализировать полученную информацию при изучении темы «Подвижные игры»;

- сравнивать величину физических нагрузок и свое состояние, умение правильно дозировать нагрузку.

Коммуникативные:

- умение работать в парах, в малых группах;

- взаимодействие со сверстниками по правилам подвижных игр и соревнований.


- спортивные игры « К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки» и др.;

- построение и перестроение в круг, колонну;

- различные виды ходьбы;

- прыжки через скакалку;

- прыжки в длину;

- лазание по гимнастической стенке.



18


44(1)

Игры «Заяц без логова», «Удочка». Инструктаж по ТБ.

1


45(2)

Эстафеты со скакалками.

1


46(3)

Эстафеты с мячами.

1


47(4)

Игры «Кто обгонит», «Че­рез кочки и пенечки». Эстафеты с мячами.

1


48(5)

Игры «Наступление», «Метко в цель».

1


49(6)

Эстафеты с мячами.

1


50(7)

Игры «Кто дальше бросит», «Кто обго­нит».

1


51(8)

Эстафеты с обручами.

1


52(9)

Игры «Вызов номеров», «Защита укреп­лений».

1


53(10)

Эстафеты с гимнастическими палка­ми.

1


54(11)

Игры «Кто дальше бросит», «Вол во рву».

1


55(12)

Эстафеты со скакалками.

1


56(13)

Игры «Пустое место», «К своим флаж­кам».

1


57(14)

Эстафеты с обручем.

1


58(15)

Эстафеты с воздушными шарами.

1


59(16)

Игры «Кузнечики», «Попади в мяч». Эстафеты.

1


60(17)

Подвижные игры «Паровозики», «Наступление».

1


61(18)

Эстафеты с использованием мяча и обруча.

1



Подвижные игры на основе баскетбола (24 часа)


Знать:

- правила поведения при проведении подвижных игр;

- подвижные игры, доступные возрасту.

Уметь:

- играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;

- выполнять правила безопасного поведения при играх.


У учащихся будут сформированы:

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе спортивной игры на основе баскетбола;

- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувства других людей.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении раздела «Подвижные игры на основе баскетбола»;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Общеучебные:

- формирование первоначальных представлений о значении подвижных игр для укрепления здоровья человека;

-укреплять навык систематического контроля над своим физическим состоянием.

Логические:

- анализировать полученную информацию при изучении темы «Подвижные игры на основе баскетбола»;

- сравнивать величину физических нагрузок и свое состояние, умение правильно дозировать нагрузку.

Коммуникативные:

- умение работать в парах, в малых группах;

- взаимодействие со сверстниками по правилам подвижных игр и соревнований.



- спортивные игры « Бросай-поймай», «Кольцо» и др.;

- бег с высоким подниманием бедра;

- чередование ходьбы и бега;

- построение и перестроение в колонну, шеренгу, круг;

- броски и ловля мяча с места.


24


62(1)

Ловля и передача мяча в движении. Инструктаж по ТБ.

1


63(2)

Ловля и передача мяча в движении.

1


64(3)

Элементы баскетбола. Ведение на месте правой рукой.

1


65(4)

Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой в движении шагом.

1


66(5)

Ведение мяча на месте и в движении шагом левой рукой.

1


67(6)

Передача мяча в движении. Броски в цель.

1


68(7)

Ведение и передача мяча в движении.

1


69(8)

Ловля и передача мяча в движении.

1


70(9)

Ведение мяча на месте поочередно правой и левой рукой в движении шагом.

1


71(10)

Броски мячом в цель.

1


72(11)

Ловля и передача мяча в движении.

1


73(12)

Ловля и передача мяча на месте в треуголь­никах.

1


74(13)

Ловля и передача мяча на месте в треуголь­никах. Ведение на месте одной рукой, в движении бегом.

1


75(14)

Ловля и передача мяча на месте в квадратах.

1


76(15)

Броски двумя руками от груди.

1


77(16)

Ве­дение мяча с изменением направления.

1


78(17)

Ловля и передача мяча на месте в круге. Бросок двумя руками от груди.

1


79(18)

Ведение мяча с изменением направле­ния.

1


80(19)

Ловля и передача мяча в движении в треуголь­никах.

1


81(20)

Ловля и передача мяча в движении в квадра­тах. Ведение мяча с изменением направления.

1


82(21)

Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками от груди.

1


83(22)

Ведение мяча с изменением скорости.

1


84(23)

Элементы баскетбола: ведение мяча с изменением скорости и бросок от груди.

1


85(24)

Ведение мяча с изменением скорости.

1



Кроссовая подготовка (7 часов)


Знать:

- правила безопасного поведения на уроках физической культуры, при занятиях по легкой атлетике;

- признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, метания мяча;

- правила личной гигиены, режим дня;

- понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость;

- значение и роль л/а на развитие выносливости, скоростных качеств.

Уметь:

- правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках, метании малого мяча, бросках набивного мяча;

- бегать с максимальной скоростью 30 м;

- бегать в равномерном беге до 3 минут, с ускорением от 10 до 15 метров, в чередовании с ходьбой до 150 метров;

- стартовать с произвольного старта;

- выполнять прыжок в длину с места.



У учащихся будут сформированы:

Личностные:

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе спортивной игры;

- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувства других людей;

- формирование чувства справедливости и отзывчивости.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении раздела «Кроссовая подготовка»;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Общеучебные:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;

-укреплять навык систематического контроля над своим физическим состоянием.

Логические:

- анализировать полученную информацию при изучении темы «Кроссовая подготовка»;

- сравнивать величину физических нагрузок и свое состояние, умение правильно дозировать нагрузку.

Коммуникативные:

- умение работать в парах, в малых группах;

- взаимодействие со сверстниками по правилам подвижных игр и соревнований.


- спортивные игры : «Салки», «Совушка», «День и ночь», «Вызов номеров» и др.;

- бег на 30 метров;

- прыжки с высоты, на двух ногах, в высоту;

- смыкание-размыкание круга;

- построение в шеренгу и колонну;

- ходьба на носочках-пяточках;

- бег с различными видами ускорения.



7


86(1)

Инструктаж по ТБ. Бег 4 мин. Чере­дование бега и ходьбы.

1


87(2)

Бег с преодолением препятствий.

1


88(3)

Переменный бег. Преодоление препятствий.

1


89(4)

Бег 6 мин. Чере­дование бега и ходьбы.

1


90(5)

Бег с преодолением препятствий.

1


91(6)

Кроссовая подготовка. Бег с преодолением препятствий.

1


92(7)

Кросс 1 км.

1



Легкая атлетика (10 часов)

Ходьба и бег (4 ч)

Знать:

- правила безопасного поведения на уроках физической культуры, при занятиях по легкой атлетике;

- признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, метания мяча;

- правила личной гигиены, режим дня;

- понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость;

- значение и роль л/а на развитие выносливости, скоростных качеств.

Уметь:

- правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках, метании малого мяча, бросках набивного мяча;

- бегать с максимальной скоростью 30 м;

- бегать в равномерном беге до 3 минут, с ускорением от 10 до 15 метров, в чередовании с ходьбой до 150 метров;

- стартовать с произвольного старта;

- выполнять прыжок в длину с места.



У учащихся будут сформированы:

Личностные:

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе спортивной игры;

- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувства других людей;

- формирование чувства справедливости и отзывчивости.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении раздела «Легкая атлетика»;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Общеучебные:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;

-укреплять навык систематического контроля над своим физическим состоянием.

Логические:

- анализировать полученную информацию при изучении темы «Легкая атлетика»;

- сравнивать величину физических нагрузок и свое состояние, умение правильно дозировать нагрузку.

Коммуникативные:

- умение работать в парах, в малых группах;

- взаимодействие со сверстниками по правилам подвижных игр и соревнований.


- спортивные игры : «Салки», «Совушка», «День и ночь», «Вызов номеров» и др.;

- бег на 30 метров;

- прыжки с высоты, на двух ногах, в высоту;

- смыкание-размыкание круга;

- построение в шеренгу и колонну;

- ходьба на носочках-пяточках;

- бег с различными видами ускорения.



4


93(1)

Ходьба через несколько препятствий. Встреч­ная эстафета. Инструктаж по ТБ.

1


94(2)

Бег с максимальной скоростью.

1


95(3)

Учет двигательной подготовки: бег 30м.

1


96(4)

Переменный бег с препятствиями. Учет двигательной подготовки: бег 60м.

1



Прыжки (3 ч)

3


97(1)

Прыжок в длину с разбега. Многоскоки.. Инструктаж по ТБ.

1


98(2)

Прыжок в длину с места. Многоскоки.

1


99(3)

Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания.

1



Метание мяча (3 ч)

3


100(1)

Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Инструкция по ТБ.

1


101(2)

Метание набивного мяча.

1


102(3)

Метание набивного мяча вперед-вверх на дальность и на заданное расстояние.

1



Итого: 102 ч.









ПРИЛОЖЕНИЕ


Критерии и нормы оценки

Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия второго класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.

По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффектив­ности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготов­ленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физи­ческими упражнениями.

При выполнении минимальных требований к подготовленно­сти учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подго­товленности. Оценка ставится за технику движений и теоретиче­ские знания.

По основам знаний.

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся ис­пользовать знания применительно к конкретным случаям и практи­ческим занятиям физическими упражнениями.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демон­стрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся неболь­шие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутст­вует логическая последовательность, имеются пробелы в мате­риале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

С целью проверки знаний используются различные методы.

Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выпол­нения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод по­сле значительных физических нагрузок.

Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.

Весьма эффективным методом проверки знаний является де­монстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.

По технике владения двигательными действиями (умения­ми, навыками).

Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких оши­бок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

  • старт не из требуемого положения;

  • отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;

  • бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

  • несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.


ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТНО-ТЕСТОВЫХ УРОКОВ

Контрольные нормативы: проверка нормативов проводится в течении учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.

Нормативы

2 класс

3 класс

4 класс


"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

1

Бег 30 м (сек.)

м

6,0

6,6

7,1

5,7

6,2

6,8

5,4

6,0

6,6



д

6,3

6,9

7,4

5,8

6,3

7,0

5,5

6,2

6,8

2

Бег 1000 м (мин,сек.) ("+" - без учета времени)

м

+

+

+

+

+

+

+

+

+



д

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Челночный бег 3х10 м (сек.)

м

 

 

 

 

 

 

9,0

9,6

10,5




д

 

 

 

 

 

 


9,5


10,2


10,8


4

Прыжок в длину с места (см)

м

150

130

115

160

140

125

165

155

145



д

140

125

110

150

130

120

155

145

135

5

Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см)

м

80

75

70

85

80

75

90

85

80



д

70

65

60

75

70

65

80

75

70

6

Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)

м

70

60

50

80

70

60

90

80

70



д

80

70

60

90

80

70

100

90

80

7

Отжимания (кол-во раз)

м

10

8

6

13

10

7

16

14

12



д

8

6

4

10

7

5

14

11

8

8

Подтягивания (кол-во раз)

м

3

2

1

4

3

2

6

4

3

9

Метание т/м (м)

м

15

12

10

18

15

12

21

18

15



д

12

10

8

15

12

10

18

15

12


10

Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)

д

23

21

19

25

23

21

28

25

23



м

28

26

24

30

28

26

33

30

28

11

Приседания (кол-во раз/мин)

м

40

38

36

42

40

38

44

42

40



д

38

36

34

40

38

36

42

40

38


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!