Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Басовская основная общеобразовательная школа
Железногорского района Курской области»
Принято на заседании педсовета Протокол № __ от «__»___________2018г. | Утверждаю Приказ № __ от «__»_______2018г. Директор МКОУ «Басовская ООШ» _______/Ю. А. Анпилогов/ |
Рабочая программа по физической культуре
2018-2019 учебный год
1 класс
Составила учитель начальных классов: Н.А.Князева
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 1 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.:Просвещение,2011);
- на основе образовательной программы начального общего образования, реализуется посредством УМК Школа России, 1 класс
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования РФ №1015 от 30.08.2014 г «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».);
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2008.
Методическое обеспечение:
А.Ю. Патрикеев Поурочные разработки по физической культуре к УМК В.И. Ляха «Школа России».
Место в учебном плане:
Количество часов в неделю - 3
Количество часов в год - 99
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре
Когда и как возникли физическая культура и спорт
Современные Олимпийские игры
Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта
Что такое физическая культура
Физическая культура как система регулярных занятий физическими1 упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка)
Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении.
Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног.
Игра «Проверь себя» на усвоение правил здорового образа жизни
Сердце и кровеносные сосуды
Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями
Органы чувств
Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения.
Орган осязания — кожа. Уход за кожей
Личная гигиена
Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья)
Игра «Проверь себя» на усвоение правил личной гигиены
Закаливание
Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.
Игра «Проверь себя» на усвоение правил закаливания
Мозг и нервная система
Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему
Органы дыхания
Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках
Органы пищеварения
Работа органов пищеварения.
Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника
Пища и питательные вещества
Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.
Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций правильного употребления пищи
Вода и питьевой режим
Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов
Тренировка ума и характера
Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций по соблюдению режима дня
Спортивная одежда и обувь
Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.
Игра «Проверь себя» на усвоение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями
Самоконтроль
Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных)
способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости' гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией.
Игра «Проверь себя» на усвоение требований самоконтроля
Первая помощь при травмах
Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи, кровотечение).
Игра «Проверь себя» на усвоение правил первой помощи. Подведение итогов игры
Спортивно-оздоровительная деятельность
Бег, ходьба, прыжки, метание
1—2 классы
Овладение знаниями. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту.
Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей. Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2—3 препятствий по разметкам.
Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3 × 5 м, 3 × 10м, эстафеты с бегом на скорость.
Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Равномерный, медленный, до 3—4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км.
Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5—15 м). Бег с ускорением от 10 до 15 м (в 1 классе), от 10 до 20м (во 2 классе). Соревнования (до 60 м).
Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продвижением вперёд на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30—40см) с 3—4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку; многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге. На одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60—70 см, с высоты до 40 см, в высоту с 4—5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков).
Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Игры с прыжками с использованием скакалки. Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т. п., в парах. Преодоление естественных препятствий. Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 × 2м) с расстояния 3—4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 × 2м) с расстояния 4—5 м, на дальность отскока от пола и от стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперёд-вверх из того же и. п. на дальность. Самостоятельные занятия. Равномерный бег (до 6 мин). Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой).
Календарно-тематическое планирование по курсу «Физическая культура», 1 класс
Автор: Лях В.И. 3 часа в неделю (33 недели), 99 часов в год.
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Часы уч. времени | Дата | Вид контроля |
факт | план |
1 | Организационно-методические указания. | 1 | | | Текущий контроль |
2 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта. | 1 | | | Текущий контроль |
3 | Техника челночного бега. | 1 | | | Текущий контроль |
4 | Тестирование челночного бега 3 х 10 м. | 1 | | | Текущий контроль |
5 | Возникновение физической культуры и спорта. | 1 | | | Текущий контроль. |
6 | Тестирование метания мешочка на дальность. | 1 | | | Текущий контроль |
7 | Русская народная подвижная игра «Горелки». | 1 | | | Текущий контроль |
8 | Олимпийские игры. | 1 | | | Текущий контроль |
9 | Что такое физическая культура. | 1 | | | Текущий контроль |
10 | Ритм и темп. | 1 | | | Текущий контроль |
11 | Подвижная игра «Мышеловка». | 1 | | | Текущий контроль |
12 | Личная гигиена человека. | 1 | | | Текущий контроль |
13 | Тестирование метания малого мяча на точность. | 1 | | | Текущий контроль |
14 | Тестирование наклона вперед из положения стоя. | 1 | | | Текущий контроль. |
15 | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с. | 1 | | | Текущий контроль |
16 | Тестирование прыжка в длину с места. | 1 | | | Текущий контроль |
17 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа. | 1 | | | Текущий контроль |
18 | Тестирование виса на время. | 1 | | | Текущий контроль |
19 | Стихотворное сопровождение на уроках как элемент развития координации движения. | 1 | | | Текущий контроль |
20 | Стихотворное сопровождение на уроках как элемент развития координации движения. Закрепление. | 1 | | | Текущий контроль |
21 | Ловля и броски мяча в парах. | 1 | | | Текущий контроль |
22 | Подвижная игра «Осада города». | 1 | | | Текущий контроль |
23 | Индивидуальная работа с мячом. | 1 | | | Текущий контроль. |
24 | Школа укрощения мяча. | 1 | | | Текущий контроль |
25 | Подвижная игра «Ночная охота». | 1 | | | Текущий контроль |
26 | Глаза закрывай – упражненье начинай. | 1 | | | Текущий контроль |
27 | Подвижные игры. | 1 | | | Текущий контроль |
28 | Перекаты. | 1 | | | Текущий контроль |
29 | Разновидности перекатов. | 1 | | | Текущий контроль |
30 | Техника выполнения кувырка вперед. | 1 | | | Текущий контроль |
31 | Кувырок вперед. | 1 | | | Текущий контроль |
32 | Стойка на лопатках. | 1 | | | Текущий контроль. |
33 | Стойка на лопатках. Мост. | 1 | | | Текущий контроль |
34 | Стойка на голове. | 1 | | | Текущий контроль |
35 | Лазанье по гимнастической стенке. | 1 | | | Текущий контроль |
36 | Перелезание на гимнастической стенке. | 1 | | | Текущий контроль |
37 | Висы на перекладине. | 1 | | | Текущий контроль |
38 | Круговая тренировка. | 1 | | | Текущий контроль |
39 | Прыжки со скакалкой. | 1 | | | Текущий контроль |
40 | Прыжки в скакалку. | 1 | | | Текущий контроль |
41 | Круговая тренировка. | 1 | | | Текущий контроль. |
42 | Вис углом и вис согнувшись на гимнастических кольцах. | 1 | | | Текущий контроль |
43 | Вис прогнувшись на гимнастических кольцах. | 1 | | | Текущий контроль |
44 | Переворот назад и вперед на гимнастических кольцах. | 1 | | | Текущий контроль |
45 | Вращение обруча. | 1 | | | Текущий контроль |
46 | Обруч: учимся им управлять. | 1 | | | Текущий контроль |
47 | Круговая тренировка. | 1 | | | Текущий контроль |
48 | Круговая тренировка. Закрепление. | 1 | | | Текущий контроль |
49 | Организационно-методические требования на уроках при лыжной подготовке. Ступающий шаг на лыжах без палок. | 1 | | | Текущий контроль |
50 | Скользящий шаг на лыжах без палок. | 1 | | | Текущий контроль. |
51 | Повороты переступанием на лыжах без палок. | 1 | | | Текущий контроль |
52 | Ступающий шаг на лыжах с палками. | 1 | | | Текущий контроль |
53 | Скользящий шаг на лыжах с палками. | 1 | | | Текущий контроль |
54 | Повороты переступанием на лыжах с палками. | 1 | | | Текущий контроль |
55 | Подъем и спуск под уклон на лыжах без палок. | 1 | | | Текущий контроль |
56 | Подъем и спуск под уклон на лыжах с палками. | 1 | | | Текущий контроль |
57 | Прохождение дистанции 1 км на лыжах. | 1 | | | Текущий контроль |
58 | Скользящий шаг на лыжах с палками «Змейкой». | 1 | | | Текущий контроль |
59 | Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах. | 1 | | | Текущий контроль. |
60 | Контрольный урок по лыжной подготовке. | 1 | | | Текущий контроль |
61 | Лазанье по канату. | 1 | | | Текущий контроль |
62 | Подвижная игра «Белочка-защитница». | 1 | | | Текущий контроль |
63 | Преодоление полосы препятствий. | 1 | | | Текущий контроль |
64 | Преодоление усложненной полосы препятствий. | 1 | | | Текущий контроль |
65 | Техника прыжка в высоту с прямого разбега. | 1 | | | Текущий контроль |
66 | Прыжок в высоту с прямого разбега. | 1 | | | Текущий контроль |
67 | Прыжок в высоту спиной вперед. | 1 | | | Текущий контроль |
68 | Прыжки в высоту. | 1 | | | Текущий контроль. |
69 | Броски и ловля мяча в парах. | 1 | | | Текущий контроль |
70 | Броски и ловля мяча в парах. Закрепление. | 1 | | | Текущий контроль |
71 | Ведение мяча. | 1 | | | Текущий контроль |
72 | Ведение мяча в движении. | 1 | | | Текущий контроль |
73 | Эстафета с мячом. | 1 | | | Текущий контроль |
74 | Подвижные игры с мячом. | 1 | | | Текущий контроль |
75 | Подвижные игры. | 1 | | | Текущий контроль |
76 | Броски мяча через волейбольную сетку. | 1 | | | Текущий контроль |
77 | Точность бросков мяча через волейбольную сетку. | 1 | | | Текущий контроль. |
78 | Подвижная игра «Вышибалы через сетку». | 1 | | | Текущий контроль |
79 | Броски мяча через волейбольную сетку с дальних дистанций. | 1 | | | Текущий контроль |
80 | Бросок набивного мяча от груди. | 1 | | | Текущий контроль |
81 | Бросок набивного мяча снизу. | 1 | | | Текущий контроль |
82 | Подвижная игра «Точно в цель». | 1 | | | Текущий контроль |
83 | Тестирование виса на время. | 1 | | | Текущий контроль |
84 | Тестирование наклона вперед из положения стоя. | 1 | | | Текущий контроль |
85 | Тестирование прыжка в длину с места. | 1 | | | Текущий контроль |
86 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине. | 1 | | | Текущий контроль. |
87 | Тестирование подъема туловища за 30 с. | 1 | | | Текущий контроль |
88 | Техника метания на точность (разные предметы). | 1 | | | Текущий контроль |
89 | Тестирование метания малого мяча на точность. | 1 | | | Текущий контроль |
90 | Подвижные игры для зала. | 1 | | | Текущий контроль |
91 | Беговые упражнения. | 1 | | | Текущий контроль |
92 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта. | 1 | | | Текущий контроль |
93 | Тестирование челночного бега 3 х 10 м. | 1 | | | Текущий контроль |
94 | Тестирование метания мешочка на дальность. | 1 | | | Текущий контроль |
95 | Командная подвижная игра «Хвостики». | 1 | | | Текущий контроль. |
96 | Русская народная игра «Горелки». | 1 | | | Текущий контроль |
97 | Командные подвижные игры. | 1 | | | Текущий контроль |
98 | Подвижные игры с мячом. | 1 | | | Текущий контроль |
99 | Подвижные игры. | 1 | | | Текущий контроль |