СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 6 класса (Домаш. обучение)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 6 класса коррекционный школы VIIIвида. на дом.обучение.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа для 6 класса (Домаш. обучение)»

8


Биология

Автор: В.И. Сивоглазов

1. Пояснительная записка к курсу


       Рабочая программа по биологии   составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Главная цель российского образования  заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Биология, являясь одним их общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Преподавание биологии в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь, мышление, дети учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой.


Основными задачами преподавания биологии являются:

Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;

Привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.

Биология как учебный предмет в коррекционной школе 8 вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.


2. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии в 6 классе называется «Неживая природа». Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса и способствует их умственному развитию.

Основная цель обучения биологии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида предусматривает изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о   неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

Сообщить учащимся знания об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

Формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года (осень, зима, весна, лето в жизни растений, животных и человека), а также их роль в живой или неживой природе.

Познакомить с основными сведениями о физических свойствах воздуха и его составе (кислород, углекислый газ, азот), рассмотреть использование этих свойств в быту и технике.

Сформировать знания о свойствах воды, о температуре воды, ее измерении, о растворимых и нерастворимых веществах, растворах; познакомить с тем, где и как учитываются и используются свойства воды.

Ознакомить учащихся с внешним видом, основными свойствами, применением в народном хозяйстве полезных ископаемых.

Дать представление о составе почвы, минеральной и органической частях почвы, познакомить с водными свойствами песчаных и глинистых почв, обработкой почвы

Познакомить с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома

Учить проводить несложные опыты под руководством учителя.

9. Формировать знания умения навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека

10. Воспитывать экологическое мышление (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе.

  Учебник «Биология. Неживая природа» для 6 класса включает также и рабочую тетрадь, которая поможет учащимся усвоить материал учебника:

- во-первых, рабочая тетрадь расширяет границы учебника за счет большого количества различных заданий, направленных на развитие мышления школьников, побуждающих их учиться самостоятельно и с увлечением;

- во-вторых, система заданий содействует выработке общеучебных умений,

- в-третьих, содержание заданий позволяет учителю реализовать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика.

    Рабочая учебная программа дает распределение учебных часов по разделам курса «Биология. Неживая природа»   и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов по неживой природе с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психологических особенностей учащихся.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по биологии предмет «Биология. Неживая природа» изучается в 6 классе по 0.5 часов в неделю. Общий объем учебного времени составляет 17 часов.


4. Содержание курса, тематическое планирование

Программа курса «Неживая природа»

Живая и неживая природа.

Предметы и явления неживой природы, их

изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в

жидкости, жидкостей – в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

ВОДА

Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус.

Свойства воды: непостоянство формы, текучесть, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком.

Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). растворы в природе: минеральная и морская вода. Проз0рачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

ВОЗДУХ

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость.

Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений,

животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решение.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

ПОЧВА

Почва – верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Повторение. Для чего изучают неживую природу



5. Календарно-тематическое планирование



№ урока

По факту

По плану

Тема урока

Кол-во часов

1



Живая и неживая природа. Явление в природе

1

2



Изменение воды при нагревании и охлаждении.

1

3



Три состояния воды. Охрана воды.

1

4



Воздух вокруг нас.

1

5



Кислород. Значение кислорода в жизни растений, животных и человека.

1

6



Углекислый газ. Применение.

1

7



Что такое полезные ископаемые?

1

8



Каменный уголь. Добыча каменного угля.

1

9



Нефть. Добыча нефти.

1

10



Природный газ.

1

11



Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

1

12



Железные руды.

1

13



Черные металлы. Чугун.

1

14



Цветные металлы. Алюминий.

1

15



Что такое почва? Минеральные соли в почве.

1

16



Местные типы почв.

1

17



Обработка почвы. Охрана почвы.

1

















6. Учебно - методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд

Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя, допущенные Мин РФ;

Справочные материалы: энциклопедии, книги для чтения;

Дидактические материалы к урокам биологии.

Печатные пособия

Таблицы по темам программы;


Технические средства обучения

1. Телевизор

2. DVD


7. Планируемые (ожидаемые) результаты


Учащиеся должны знать/понимать:


- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

- характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

- расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;

- текучесть воды и движение воздуха.

Уметь:

- обращаться с простым лабораторным оборудованием;

- определение температуру воды и воздуха;

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

- использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.



8. Литература

Керол Варли и Лайза Майлз География Энциклопедия перев. с англ. Викторовой И.И. М.: Росмэн., 2003

2. «Свирель», детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе


3. «Муравейник», детский журнал о природе для семейного чтения


4. Разумов Г.А. Плотины: Научно-популярная лит-ра\ М.: Дет. лит., 1988. – 55 с.: ил.


5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География \ Авт.-сост. В.А.Маркин; Худож. Е.В.Пузикова и др.; Под общ. ред. О.Г.Хинн. – М.: АСТ, 1996. – 560с.


6.Т.В. Кучер: География для любознательных 6-10 кл. – М.: Дрофа, 1996. – 240 с.: ил. (Хочу все знать).