8
Биология
Автор: В.И. Сивоглазов
1. Пояснительная записка к курсу
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Биология, являясь одним их общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Преподавание биологии в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь, мышление, дети учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой.
Основными задачами преподавания биологии являются:
Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
Привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.
Биология как учебный предмет в коррекционной школе 8 вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии в 6 классе называется «Неживая природа». Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса и способствует их умственному развитию.
Основная цель обучения биологии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида предусматривает изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
Сообщить учащимся знания об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
Формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года (осень, зима, весна, лето в жизни растений, животных и человека), а также их роль в живой или неживой природе.
Познакомить с основными сведениями о физических свойствах воздуха и его составе (кислород, углекислый газ, азот), рассмотреть использование этих свойств в быту и технике.
Сформировать знания о свойствах воды, о температуре воды, ее измерении, о растворимых и нерастворимых веществах, растворах; познакомить с тем, где и как учитываются и используются свойства воды.
Ознакомить учащихся с внешним видом, основными свойствами, применением в народном хозяйстве полезных ископаемых.
Дать представление о составе почвы, минеральной и органической частях почвы, познакомить с водными свойствами песчаных и глинистых почв, обработкой почвы
Познакомить с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома
Учить проводить несложные опыты под руководством учителя.
9. Формировать знания умения навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека
10. Воспитывать экологическое мышление (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе.
Учебник «Биология. Неживая природа» для 6 класса включает также и рабочую тетрадь, которая поможет учащимся усвоить материал учебника:
- во-первых, рабочая тетрадь расширяет границы учебника за счет большого количества различных заданий, направленных на развитие мышления школьников, побуждающих их учиться самостоятельно и с увлечением;
- во-вторых, система заданий содействует выработке общеучебных умений,
- в-третьих, содержание заданий позволяет учителю реализовать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика.
Рабочая учебная программа дает распределение учебных часов по разделам курса «Биология. Неживая природа» и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов по неживой природе с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психологических особенностей учащихся.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по биологии предмет «Биология. Неживая природа» изучается в 6 классе по 0.5 часов в неделю. Общий объем учебного времени составляет 17 часов.
4. Содержание курса, тематическое планирование
Программа курса «Неживая природа»
Живая и неживая природа.
Предметы и явления неживой природы, их
изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в
жидкости, жидкостей – в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
ВОДА
Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус.
Свойства воды: непостоянство формы, текучесть, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком.
Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). растворы в природе: минеральная и морская вода. Проз0рачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода.
Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.
ВОЗДУХ
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость.
Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений,
животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решение.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
ПОЧВА
Почва – верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Повторение. Для чего изучают неживую природу
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока | По факту | По плану | Тема урока | Кол-во часов |
1 | | | Живая и неживая природа. Явление в природе | 1 |
2 | | | Изменение воды при нагревании и охлаждении. | 1 |
3 | | | Три состояния воды. Охрана воды. | 1 |
4 | | | Воздух вокруг нас. | 1 |
5 | | | Кислород. Значение кислорода в жизни растений, животных и человека. | 1 |
6 | | | Углекислый газ. Применение. | 1 |
7 | | | Что такое полезные ископаемые? | 1 |
8 | | | Каменный уголь. Добыча каменного угля. | 1 |
9 | | | Нефть. Добыча нефти. | 1 |
10 | | | Природный газ. | 1 |
11 | | | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. | 1 |
12 | | | Железные руды. | 1 |
13 | | | Черные металлы. Чугун. | 1 |
14 | | | Цветные металлы. Алюминий. | 1 |
15 | | | Что такое почва? Минеральные соли в почве. | 1 |
16 | | | Местные типы почв. | 1 |
17 | | | Обработка почвы. Охрана почвы. | 1 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
6. Учебно - методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд
Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя, допущенные Мин РФ;
Справочные материалы: энциклопедии, книги для чтения;
Дидактические материалы к урокам биологии.
Печатные пособия
Таблицы по темам программы;
Технические средства обучения
1. Телевизор
2. DVD
7. Планируемые (ожидаемые) результаты
Учащиеся должны знать/понимать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
- расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
- текучесть воды и движение воздуха.
Уметь:
- обращаться с простым лабораторным оборудованием;
- определение температуру воды и воздуха;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
- использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
8. Литература
Керол Варли и Лайза Майлз География Энциклопедия перев. с англ. Викторовой И.И. М.: Росмэн., 2003
2. «Свирель», детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе
3. «Муравейник», детский журнал о природе для семейного чтения
4. Разумов Г.А. Плотины: Научно-популярная лит-ра\ М.: Дет. лит., 1988. – 55 с.: ил.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География \ Авт.-сост. В.А.Маркин; Худож. Е.В.Пузикова и др.; Под общ. ред. О.Г.Хинн. – М.: АСТ, 1996. – 560с.
6.Т.В. Кучер: География для любознательных 6-10 кл. – М.: Дрофа, 1996. – 240 с.: ил. (Хочу все знать).