от 2016 г. №
Учитель: Крючкова О.А.
г. Дзержинск
Учебник допущен Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения – в VШ и 1Х классах.
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
-представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать приобретённые знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
№ урока по теме | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания, понятия | Средства наглядности, перечень оборудования | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | Коррекция |
1 раздел. Искусство в жизни современного человека. 2 часа |
1 | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. | Урок изучения нового материала | Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления. Виды искусства. | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. | Соотнести фрагменты музыкальных сочинений с произведениями искусства. Самоконтроль. | Учебник стр.6-9 | | |
2 | Обращение к искусству прошлого. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего. | Комбинированный урок | Ценность искусства для людей. Художественный образ стиль, язык . | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. Альбом, краски. | Как вы понимаете выражения «стиль-это эпоха» и стиль-это человек» Текущий контроль. | Учебник стр. 10-13 | | |
2 раздел. Искусство открывает новые грани мира. 7 час. |
1 | Искусство как образная модель окружающего мира. | Урок изучения нового материала | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. Альбом, краски. | Текущий контроль. Какие образы народного творчества значимы для современных людей. | Учебник стр. 14-19 | | |
2 | Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. | Комбинированный урок | Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. Альбом, краски. | Самоконтроль. Текущий контроль. Совпадают ли образы природы: один - описанный в стихотворении и другой – изображённый на картине. | Учебник стр. 20-23 | | |
3 | Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. | Комбинированный урок | Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. | Текущий контроль. Самоконтроль. Напишите рассказ об одной из картин. | Учебник стр. 24-27 | | |
4,5 | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. | Комбинированные уроки | Особенности познания мира в современном искусстве. Человек в зеркале искусства. | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. | Текущий контроль. Какими знаниями обогащает вас знакомство с различными произведениями искусства? | Учебник стр. 28-33 стр.34-37 | | |
6,7 | Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. | Обобщающие уроки. | Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции. | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. | Текущий контроль. Самоконтроль. Эскизные зарисовки народных костюмов. | Учебник стр.38-45 | | |
3раздел. Искусство как универсальный способ общения. 7 час. |
1,2 | Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох | Комбинированные уроки | Создание, восприятие и интерпретирования художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. | Текущий контроль. В чём специфика искусства и каковы его особенности как способа общения? | Учебник стр. 46-55 стр. 56-57 | | |
3,4 | Способы художественной коммуникации. Знаково- символический характер искусства. | Комбинированные уроки | Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде. | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. | Текущий контроль. Какими знаками и символами разные виды искусства рассказывают о мире? | Учебник стр. 60-63 стр. 68-71 | | |
5 | Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. | Комбинированный урок | Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем ,режиссёром и др. | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. | Текущий контроль. Чем различаются впечатления от разного рода информации? | Учебник стр. 58-59 | | |
6,7 | Лаконичность и ёмкость художественной коммуникации. Диалог искусств. | Комбинированные уроки. Обобщающий урок. | Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. | Учебник, презентации, репродукции. Тетрадь. | Текущий контроль. Конкурс презентаций. | Учебник стр. 64-67 стр. 72-75 | | |
4 раздел Красота в искусстве и жизни. 10 час. |
1 | Что такое красота? | Урок изучения нового материала. | Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. | Репродукции З. Серебрякова. Автопортрет. В. Серов. Портрет Мики Морозова. Ван Гог.Цветущее дерево. | Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты? | Учебник стр. 76-77 Прослушайте несколько музыкальных произведений. | | |
2 | Символы красоты. | Комбинированный урок | Единство истины, добра и красоты. Принято считать, что истина – удел науки, добро – религии, Красота принадлежит искусству. Застывшая музыка. | Репродукции Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. Икона. Богоматерь Белозёрская. Икона. Богоматерь Владимирская. Репродукции церквей и соборов. | Почему памятники архитектуры и музыки можно отнести к неоспоримым шедеврам, представляющим идеалы красоты? | Учебник стр.78-81. Прослушать песнь Пресвятой Богородице. | | |
3,4 | Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве | Комбинированный урок | У красоты свои законы. Гармония свойственна миру. Симметрия, пропорции, ритм. | Репродукции. Дамы в голубом. Город-дворец на Крите. П. Учелло. Битва при Сан-Романо. Э.Мунк. Крик. Симфония №7 Д. Шостаковича. | П.Пикассо. Герника. Какие средства художественной выразительности использовал художник, чтобы передать эмоциональное состояние персонажей. | Учебник стр. 82-85; 94-95 | | |
5,6 | Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. | Комбинированный урок | Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порождённой фантазией художника. | Репродукции М. Нестеров. Портрет Веры Мухиной. П. Корин. Портрет пианиста Игумнова. В. Тропинин. Портрет Александра Пушкина. | Выполнить композицию « Вечерний город» | Учебник стр. 88 – 89. Прочесть стихи А.С.Пушкина. | | |
7,8 | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. | Комбинированный урок | Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравший в себя лучшие черты своего времени. | Репродукции О. Ренуар. Танец в деревне. Ф.Буше. Госпожа Помпадур. Б. Кустодиев. Купчиха. О. Ренуар. Танец в городе. | Идеалы какой эпохи в истории человечества вам особенно близки? | Учебник стр. 86-87. Подумайте в какой эпохе вам бы хотелось жить? | | |
9,10 | Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. | Комбинированный урок | Поэтизация обыденности. Красота и польза. | Репродукции К. Снайдерс. Натюрморт с фруктами и овощами. Д. Жилинский. Воскресный день. Я. Вермер. У клавесина. | Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? | Учебник стр. 90– 93. Прослушать музыку, которая украшает наш быт. | | |
5 раздел. Прекрасное пробуждает доброе. 8 час. |
1 | Преобразующая сила искусства. | Урок изучения нового материала. | Воспитание искусством – это «тихая работа». ( Ф. Шиллер). | Репродукции С. Боттичелли. Алтарь Барди. Фрагмент. Р. Ван дер Вейден. Мадонна с младенцем. | Эскиз плаката «Моя семья». | Прослушать песни. Учебник стр.96-97 | | |
2,3 | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. | Комбинированный урок | Искусство как модель для подражания. | Народная мораль в сказочных образах. | Создать эскиз к сказке, мифу. | Прочесть русские народные сказки. | | |
4,5 | Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. | Комбинированный урок | Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. | Героический пафос в монументальной скульптуре Древней Греции. Героические образы в произведениях Л.Бетховена, Ф. Шопена. | Листовка – «Экология души». | Мифы Древней Греции. | | |
6 | Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. | Комбинированный урок | Синтез – соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. | Фрагменты спектакля «Снегурочка» | Плакат-афиша к спектаклю. | Учебник стр.98-99 | | |
7,8 | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя. | Обобщающий урок | Идеал человека в искусстве. Воспитание души. | Кинофильм « Доживём до понедельника» (фрагменты) | Кому бы вам хотелось подражать? | Составить программу концерта авторской песни. | | |