№ | Тема урока Тип урока Домашнее задание | Планируемая дата | Фактическая дата | Формиру-емые компетен- ции | Элементы содержания | Требованья к уровню подготовки обучающихся | Оборудование Использова-ние ИКТ | Практичес-кая деятельность. Лаборатор-ные работы, демонстрацииконтроль знаний. |
ВВЕДЕНИЕ. Общие сведения о животном мире. (3 ч) |
1. | История развития зоологии. Урок обобщения и систематизации знаний. §1. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Зоология – наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Основные систематические категории животных: (царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид), их соподчиненность. | Называть: предмет изучения зоологии; систематические категории. Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии Знать Термины: Зоология, систематика, классификация | Рисунки учебника, таблица к уроку | |
2. | 2.Современная зоология. Урок обобщения и систематизации знаний. §2. Подготовиться к контрольной работе. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных. Современная зоология – система наук о животных: этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология. | Называть области применения зоологических знаний, области изучения биологических наук. Отличать животных от растений Знать: Термины: этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, эволюция. Знать меры охраны животных. | Рисунки учебника, таблица к уроку | |
3 | Срезовая контрольная работа. | | | | | | | |
Тема 1. Многообразие животных. Простейшие. (2 ч) |
4. 1. | Общая характеристика простейших. Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. §3. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Простейшие – одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Образование цисты Корненожки. Особенности строения и многообразие. Органоиды движения | Определять принадлежность организмов к простейшим., Характеризовать: типы простейших. Знать: термины: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина. Знать строение простейших, их многообразие, значение в природе. | Табл. Простейшие Микроскопы Микропрепараты Эвглена зеленая и вольвокс. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших | Демонстрация «Знакомство с многообразием водных простейших» |
5. 2. | Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. §4. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Органоиды движения. Роль простейших в природе и в жизни человека. Простейшие – возбудители заболеваний человека. | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности | Таблицы «Простейшие», «Одноклеточные водоросли». Рисунки 10-12 в учебнике. | |
| Тема 2.Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. ( 18 ч)
|
6. 1. | Тип Губки. Комбинированный урок. §5. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов. Роль губок в природе и в жизни человека | Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описывать строение слоев тела губки. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок | Рис. 13. Иглы губок. Рис. 14. Губки: Биология., таблицы к уроку. | |
7. 2. | Тип КишечнополостныеОбщая характеристика на примере гидры пресноводной. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний §6 стр 25-27. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснятьзначение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными. Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. | Таблица «Тип Кишечнополостные». | |
8. 3. | Многообразие кишечнополостных, их значение. Комбинированный урок. §6 до конца. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Таблица «Тип Кишечнополостные», иллюстрации к параграфу, материалы диска «Репетитор». | |
9. 4. | Тип Плоские черви. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний §7. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная) Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных | Давать определение основным понятиям. Знать характеристику основных классов типа. Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Сравнить строение кишечнополостных и плоских червей. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека Репродуктивный уровень: давать определения терминам: Кожно-мускульный мешок, гермафродиты, хозяин промежуточный, окончательный, чередование поколений. | Т. «Тип Губки», «Тип Кишечнополостные», «Тип Плоские черви». | |
10. 5. | Тип Круглые черви. Комбинированный урок. §8. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. Знать строение пищеварительной, выделительной, нервной системы. | Т. «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви». | |
11. 6. | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний §9. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе. | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. давать определения терминам: параподия, полихеты, щетинки, забота о потомстве, брюшная нервная цепочка. | Т. «Тип Кольчатые черви». | |
12. 7. | Классы кольчецов. Малощетинковые, Пиявки. Комбинированный урок. §10. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Образ жизни и особенности строения. Значение в природе и жизни человека. | Распознавать и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам. Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | Т. «Тип Кольчатые черви», «Дождевой червь», Чашка Петри, фильтровальная бумага, лупы, живые дождевые черви. | Л.р. «Знакомство с многообрази-ем кольчатых червей». |
13. 8. | Тип Моллюски. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний §11. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности внешнего строения моллюсков Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.
| Раковины моллюсков, т. «Тип Моллюски. Класс Двустворча-тые». | Демонстрация«Распознание животных типа Моллюски». |
14. 9. | Многообразие моллюсков. Классы моллюсков. Комбинированный урок.. §12. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения | Определять принадлежность моллюсков к классам. Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Доказывать, что моллюски более организованные животные, чем черви. Давать определения терминам: моллюски, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, | Раковины моллюсков, т. «Тип Моллюски. Класс Двустворча-тые», материалы диска «Репетитор». | |
15. 10. | Тип Иглокожие. Комбинированный урок.. §13. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. | Т. «Тип Иглокожие», иллюстрации к уроку. | |
16. 11. | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний §14 стр. 56-58. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварит., дыхат., кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Давать определения терминам: хитин, мозаичное зрение, партеногенез, трахеи, легочные мешки. | Таблицы и иллюстрации с различными классами членистоногих. «Речной рак», «Промысловые ракообразные», наглядное пособие «Речной рак». | Л.р. «Выявление приспособле-ний ракообразных к среде обитания». |
17. 12. | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Комбинированный урок. §14 стр 58-62, в. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Образ жизни и особенности строения паукообразных: органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. | Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.
| Т. «Тип Членистоногие. Паук крестовик». | |
18. 13. | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Комбинированный урок. §15. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. | Т. «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», иллюстрации к уроку. | Л.р. «Выявление приспособле-ний у насекомых к среде обитания». |
19. 14. | Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховёртки, подёнки. Комбинированный урок. §16. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Названия отрядов насекомых. Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых | Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов. Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника Отличать представителей разных отрядов по внешнему виду. | Таблицы и иллюстрации к уроку. | Л.р. «Изучение представит-лей отрядов насекомых». |
20. 15. | Стрекозы, вши, жуки, клопы. Комбинированный урок. §17. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Таблицы и иллюстрации к уроку. | |
21. 16. | Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. Комбинированный урок. §18 | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Таблицы и иллюстрации к уроку. | |
22. 17. | Перепончатокрылые насекомые. Комбинированный урок. §19, подготовиться к тестированию. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Таблицы и иллюстрации к уроку. Материалы диска «Репетитор». | |
23. 18. | Проверочная работа по теме «Беспозвоночные. Тип Моллюски. Тип Членистоногие». Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся повт. §9. | | | | Тестирование по теме «Беспозвоночные животные» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | | |
Тема 3. «Многоклеточные организмы. Хордовые». (18 ч ) |
24. 1. | Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. §20. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Роль в природе и жизни человека. | Распознавать животных типа Хордовые., рассказывать их строение Выделять особенности строения и приспособлений ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. Давать определения терминам: Хорда, череп, позвоночные, беспозвоночные,. | Т. «Тип Хордовые. Класс Рыбы», «Тип Хордовые Класс Земноводные», «Тип Хордовые Класс Пресмыкающиеся». | |
25. 2. | Классы рыб. Костные рыбы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. §21. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Позвоночные Классификация Многообразие классов: круглоротые, хрящевые, костные Значение в природе и жизни человека. Приспособления для жизни в воде. Водная среда обитания и образ жизни. Признаки подтипа позвоночные (скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания) Представители черепных хордовых, класса круглоротые: минога и миксина | Приводить примеры представителей классов круглоротые, хрящевые и костные. Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным. Выделять характерные особенности строения позвоночных. Самостоятельно формулировать определение термина. Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде. | Т. «Тип Хордовые Класс Рыбы. Речной окунь», «Пресновод-ные и проходные промысловые рыбы», скелет рыбы. | Л.р. «Внешне строение и особенности передвижения рыб». |
26. 3. | Класс Хрящевые рыбы. Комбинированный урок. §22. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека. | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека | Иллюстрации к уроку. | |
27. 4. | Многообразие костных рыб. Комбинированный урок. §23. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Многообразие костистых рыб. Отряды: Осетровые, Карпообразные и Окунеобразные. Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания. | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб, обитающих в Чувашской республике Характеризовать по плану отряды костных рыб. Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. Находить отличия костных и хрящевых рыб. | Т. «Тип Хордовые Класс Рыбы. Речной окунь», «Пресновод-ные и проходные промысловые рыбы», скелет рыбы, материалы диска «Репетитор». | |
28. 5. | Класс Земноводные. Общая характеристика. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. §24. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Объяснять роль в природе и жизни человека; происхождение земноводных Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб. Знать: особенности внешнего строения, образа жизни и приспособления к наземному образу жизни, стадии развития. | Т. «Тип Хордовые Класс Земноводные», материалы к лабораторной работе. | |
29. 6. | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. § 25. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся. | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных | Т. «Тип Хордовые Класс Пресмыкающиеся». | |
30. 7. | Отряды пресмыкающихся. Комбинированный урок. §26. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. пресмыкающихся доказывать, что рептилии более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными. | Т. «Многообразие Пресмыкающихся», иллюстрации к уроку, материалы диска «Репетитор». | |
31. 8. | Класс Птицы. Отряд Пингвины. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. §27. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся | Набор перьев, скелет голубя, лупы, таблицы и иллюстрации к уроку. | Л.р. «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни». |
32. 9. | Отряды птиц. Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. Комбинированный урок §28. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Признаки отрядов страусообразные и гусеобазные, нандуобразные, казуарообразные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц; домашних птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. необходимость защиты Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц, находить приспособления дневных и ночных хищников к хищному образу жизни Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. Объяснять роль в природе и жизни человека | Таблицы и иллюстрации птиц различных отрядов и различных экологических групп. | |
| Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные. Воробьинообразные Голенастые. Комбинированный урок §29, 30. Контрольная работа за 1 полугодие. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Признаки отрядов дневные хищники, совы, куриные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. Признаки гусеобразных: длинная шея, короткие ноги, с четырьмя пальцами, короткий широкий клюв Признаки отрядов воробьинообразные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц | Таблицы и иллюстрации птиц различных отрядов и различных экологических групп. . | |
33. 10. 34. 11. |
35. 12. | Изучение многообразия птиц. Урок – экскурсия. | | | | | | | |
36. 13. | Класс Млекопитающие или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. §31 до насекомоядных. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих Первозвери | Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих, преимущества млекопитающих перед другими классами. . Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания. Знать классификацию млекопитающих, их отличительные особенности, отличие первозверей и настоящих зверей. | Таблицы «Класс млекопитаю-щие», иллюстрации с изображениями зверей разных отрядов, скелет млекопита-ющих. | Л.р. «Изучение внешнего строения млекопитаю-щих». |
37. 14. | Отряды Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Комбинированный урок. §31 до конца, §32. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека. меры охраны Выявлять приспособления внешнего строения .Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана. | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека. меры охраны Выявлять приспособления внешнего строения. | Иллюстрации и таблицы представителей отрядов, материалы диска «Репетитор». | |
38.15. | Отряд Китообразные, Ластоногие. Хищные, Хоботные. Комбинированный урок. §33. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. Выявлять приспособления внешнего строения. | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. Выявлять приспособления внешнего строения. | Иллюстрации и таблицы представителей отрядов, материалы диска «Репетитор». | |
39.16. | Отряды млекопитающих. Парнокопытные. Непарнокопытные. Комбинированный урок. §34. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Признаки отрядов. Отдельные представители. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека. Знать: строение камер сложного желудка жвачных, отличие парно- от непарнокопытных, жвачных от нежвачных. | Иллюстрации и таблицы представителей отрядов, материалы диска «Репетитор». | |
40.17. | Отряды млекопитающих. Приматы. Комбинированный урок. §35. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком. | Иллюстрации и таблицы представителей отрядов, материалы диска «Рипититор». | Иллюстрации и таблицы представителей отрядов, материалы диска «Репетитор». | |
41.18. | Обобщение по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые». Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. повторить §20 -35. | | | | Тестирование по теме «Многообразие живых организмов многоклеточные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.
| | |
Тема 4. «Эволюция строения и функции органов и их систем». (13 ч) |
42. 1. | Покровы тела. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. §36 | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Разнообразие покровов тела у животных. Функции Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих. | Называть функции покровов тела. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих, находить общее в различие в покровах животных Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания, усложнение покровов разных животных | Иллюстрации к уроку. | |
43. 2. | Опорно-двигательная система. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. §37. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Функции опорно-двигательной системы: обеспечение перемещения, защитная, опора Опорные структуры: оболочка клетки, наружный скелет, внутренний скелет Основные отделы скелета позвоночных: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), скелет конечностей и пояса конечностей | Перечислять основные функции опорно-двигательной системы Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных. Приводить примеры животных с различными типами скелетов. Обосновывать взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы Находить черты сходства в строении опорно-двигательной системы. Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания .Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | Таблицы и иллюстрации к уроку, скелеты животных | Д. Особенности строения скелетов в связи с образом жизни. |
44. 3. | Способы передвижения животных. Полости тела. Комбинированный урок. §38. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Передвижение животных. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная. | Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определения терминам. Распознавать и описывать способы передвижения. Выявлять приспособления организмов к передвижению. Знать разные способы движения: амебоидное, за счет жгутиков и ресничек, с помощью мышц. | Иллюстрации и таблицы к уроку. | |
45. 4. | Органы дыхания и газообмен. Комбинированный урок. §39. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни. | Называть пути поступления кислорода в организм животных. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания Сравнивать строение органов дыхания. (жабры, легкие, трахеи) | Таблицы с изображениями внутреннего строения животных разных систематических групп. | |
46. 5. | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Урок изучения и первичного закрепления знаний. §40. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительной системы млекопитающих | Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения. Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания. Знать: строение и функции органов пищеварения, уметь находить усложнение в строении разных классов позвоночных, роль ферментов. | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп. | |
47. 6. | Кровеносная система. Кровь. Урок изучения и первичного закрепления знаний. §41. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Транспорт веществ. Приспособления к условиям жизни. Кровеносные сосуды, состав крови, замкнутая и незамкнутая кровеносная система. Функции крови. | Называть функции кровеносной системы, термины: кровь, капилляры, артерии, вены, артериальная и венозная крвоь. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы. Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций. | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп. | |
48. 7. | Органы выделения. Комбинированный урок. §42. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемые функции. Строение органов выделения млекопитающих. | Называть функции органов выделения.(почка, мочеточник, мочевой пузырь) Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп. | |
49. 8. | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Урок изучения и первичного закрепления знаний. §43. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Приспособления к условиям жизни. Строение нервной системы млекопитающих. | Называть функции нервной системы Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам. Сравнивать строение органов нервной системы Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. Наблюдать за поведением животных. | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп. | |
50. 9. | Органы чувств. Регуляция деятельности. Комбинированный урок. §44. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Органы чувств. Приспособления к условиям жизни. Механизм регуляции. | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания Сравнивать строение органов чувств | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп. | |
51. | Продление рода. Органы размножения. Способы размножения. Урок изучения и первичного закрепления знаний. §45, 46. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Размножение – свойство живых организмов. Значение органов размножения Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Влияние среды обитания на строение органов размножения Термины Оплодотворение Типы размножения: бесполое и половое Механизмы бесполого размножения и полового размножения Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих | Давать определения терминам Перечислять основные функции органов размножения. Приводить примеры животных – гермафродитов и раздельнополых; с внешним и внутренним оплодотворением. Описывать строение органов размножения Объяснять биологическое значение гермафродитизма. Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного Описывать механизмы бесполого размножения животных Отличать бесполое и половое размножение Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме. | Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп. | |
10. |
52. 11. | Развитие животных с превращением и без превращения. Комбинированный урок. §47. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Давать определения терминам Описывать механизмы бесполого размножения животных Отличать бесполое и половое размножение Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме. | Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза | Таблицы и иллюстрации к уроку. | Л.р. «Изучение стадий развития животных и определение их возраста». |
53. 12. | Периодизация и продолжительность жизни животных. Комбинированный урок. §48. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость. | Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных.
| Таблицы и иллюстрации к уроку | |
54. 13. | Обобщение по теме «Эволюция строения и функции органов и их систем» | | | | Тестирование по теме «Эволюция строения и функции органов и их систем». | | |
Тема 5. «Развитие и закономерности размещения животных на земле». (4 ч) |
55. 1. | Доказательства эволюции животных. Урок изучения и первичного закрепления знаний. §49. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природо-ведческие | Палеонтологические,эмбриологические,доказательства эволюции Значение для объяснения эволюции животных сравнительно-анатомические доказательства эволюции Значение для объяснения эволюции животных | Давать определения терминам Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных. Сравнивать рудименты и атавизмы. Находить различия палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательствах эволюции. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. | Иллюстрации к уроку. | Демонстрация палеонтологичес-ких доказательств эволюции. |
56. 2. 57. 3. | Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира Усложнение строения животных. Урок изучения и первичного закрепления знаний. §50. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции Усложнение и упрощение организации животных в эволюции. Разнообразие видов как результат эволюции | Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора Описывать процесс видообразования Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования. | Портрет Ч.Дарвина, иллюстрации к уроку. | |
Многообразие видов как результат эволюции. Урок изучения и первичного закрепления знаний. §51. |
58. 4. | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Комбинированный урок. §52. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Термины Ареал Эндемики Виды-космополиты Причины, определяющие границы ареала Закономерности размещения животных. Миграции животных и их роль. | Давать определения терминам Приводить примеры животных с различными ареалами Объяснять механизм образования ареалов. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков Называть причины миграций. Приводить примеры мигрирующих животных. Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных. Знать термины. | Географичес-кая карта «Природные зоны», иллюстрации животных разных природных зон. | |
Тема 6. «Биогеоценозы». (5 ч) |
59. 1. | Естественный и искусственный биоценозы. Урок изучения и первичного закрепления знаний. §53. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Термины: Биоценоз Агробиоценоз Естественные и искусственные биоценозы Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты, ярусы леса | Приводить примеры различных биоценозов Описывать структуру биоценоза водоема и леса Находить различия между естественными и искусственными биоценозами. | Иллюстрации к уроку. | |
60. 2. | Факторы среды и их влияние на биоценозы. Урок изучения и первичного закрепления знаний. §54. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная. Условия в различных средах | Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных. Термины: факторы среды, абиотические, биотические факторы, антропогенный фактор | | |
61. 3. | Цепи питания и потоки энергии. Взаимодействие компонентов биоценоза. Комбинированный урок. §55. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Цепь питание. Примеры цепей питания. | Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания.
| Иллюстрации к уроку. | |
62. 4. | Взаимодействие компонентов биоценоза. Комбинированный урок. §56. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природо-ведческие | Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. | Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза Давать определение понятию пищевые связи | Иллюстрации к уроку. | |
| Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Урок – экскурсия Подготовиться к к.р. | | | | | | | |
63. 5. | Обобщение по темам «Развитие и закономерности размещения животных на Земле» и «Биоценозы» Контрольно – обобщающий урок. | | | | | | | |
Тема 7. «Животный мир и хозяйственная деятельность человека». (4 ч) |
64. 1. | Воздействие человека и его деятельности на животных. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. §57. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Положительное и отрицательное воздействие Домашние животные. | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Распознавать и описывать домашних животных Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. | Иллюстрации к уроку. | |
65. 2. | Одомашнивание животных. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. §58 | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Домашние животные. Промыслы Одомашнивание Селекция Причины и факторы одомашнивания | Приводить примеры промысловых животных. Давать определения терминам Приводить примеры направленности отбора домашних животных Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. | Иллюстрации к уроку. | |
66. 3. | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. знаний учащихся. Охрана и рациональное использование животного мира. Урок обобщения и систематизации. §59, 60. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование | Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных. | Иллюстрации к уроку. | |
Тема 8. «Повторение и обобщение изученного материала». (3 ч) |
68. 1. | Многообразие животных. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. Повторение. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Признаки редких систематических групп животных. | Выделять основные признаки животных разных систематических групп. | Дидактические карточки | |
69. 2. | Эволюция строения и функции органов и систем органов. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. Подготовиться к к.р. | | | Учебно-познава-тельные, ценностно- смысловые природоведческие | Признаки приспособленности животных к среде обитания и образу жизни, выработанные в процессе эволюции. | Выявлять признаки приспособленности животных к среде обитания и образу жизни. | Дидактические карточки. | |
70. 3. | Итоговая контрольная работа за год. Урок –контроль | | | | | | | |