СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 8 класса по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 8 класса по литературе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 8 класса по литературе»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Менделеевского муниципального района РТ

«Принято»

педагогическим советом

протокол от 28.08.2017г . №1

Введено приказом от 29.08.2017 г. №9ОД

Директор школы___________ Степанов А.М.

Рабочая программа

по предмету литература

для 8А класса (2 часа в неделю, 70 часов год)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Щербакова Елена Вячеславовна



«Согласовано»

Заместитель директора:

_______________________________ Павлова Г.Ф.

от 29.08.2017г.



«Рассмотрено и принято» на заседании МО, протокол от 29.08.2017г. № 1

Руководитель МО :

______________________________ Красильникова О.Н.








Менделеевск 2017г.


Планируемые результаты


Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Русский фольклор


осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о
русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях,
видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; выразительно читать предания,песни, соблюдая соответствующую интонацию
«устного высказывания»;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

оценивать систему персонажей;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы

придумывать сюжетные
линии;
сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;


1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированностьактивного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Древнерусская литература


выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о
русском национальном характере;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное;

определять черты
национального характера;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;


Русская литература


  • Осознавать значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • Воспринимать литературу как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • Обеспечивать культурную самоидентификацию, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • Быть квалифицированным читателем со сформированным эстетическим вкусом, способным аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • Развивать способность понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • Овладевать процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

сопоставлять текст и его
интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
выделять нравственную проблематику текстов;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства;
определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать
произведения для самостоятельного чтения;выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к
ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять тему и основную мысль произведения;

владеть различными видами пересказа;

выявлять особенности композиции, основной конфликт;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы под
руководством учителя

  • создавать презентации на основе цифровых фотографий;

  • использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет

  • осуществлять редактирование и структурирование текста

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию


Зарубежная литература








Содержание учебного предмета






Название раздела, блока


Содержание учебной темы( в соответствии со стандартом)


Количествочасов


1



Древнерусская литература


Житие Сергия Радонежского».

Повесть «Шемякин суд».


3



2




Литература европейского Возрождения


У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Сонеты: №66, №130.



3



3




Литература 18 века


Фонвизин Д.И. Комедия «Недоросль».

Мольер Ж.-Б.Комедия «Мещанин во дворянстве»

Карамзин Н.М. Повесть «Бедная Лиза».



6



4




Литература 19 века


Романтизм и реализм в русской литературе XIX века

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество

Повесть «Барышня-крестьянка», Повесть «Пиковая дама»

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Поэма «Мцыри».

Гоголь Н.В. Слово о писателе.

Комедия «Ревизор», Повесть «Шинель».

Островский А.Н. Жизнь и творчество. Пьеса «Снегурочка».

Некрасов Н.А.Слово о поэте.

Стихотворения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда»

Толстой Л.Н.Слово о писателе.Рассказ «После бала»

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество Повесть «Белые ночи».

Н.С.Лесков. «Старый гений».


30


5




Литература 20 века


А.И. Куприн Слово о писателе.Рассказ «Гамбринус»

М. Горький «Песня о Соколе»

А.А. Блок Слово о поэте

Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…» , «Русь моя, жизнь моя…»

В.В. Маяковский Слово о поэте.

Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни»

А.А. Ахматова Слово о поэте.

Стихотворение «Мне голос был»

М.А. БулгаковЖизнь и творчество.

Повесть «Собачье сердце».

А.Т. Твардовский Жизнь и творчество. Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок».

А.Алексин. Повесть «Безумная Евдокия».

А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение».

В.П.Астафьев. Рассказ«Фотография, на которой

меня нет».


18


6




Литература народов России


М.М. Зощенко Слово о писателе.

Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги»)

Б.Ш. ОкуджаваСлово о поэте

Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс»

В.С. ВысоцкийСлово о поэте

Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю»


6


7




Литература последнего десятилетия


НРК. Р.Ахунзянов.Стихотворения.

НРК. М.Гоголев. Повесть-сказка «Вера в любовь».

Произведения Л.Улицкой и А.Лиханова.


4


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФГОС ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8В КЛАССЕ

УМК: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И.Коровин, «Литература» в двух частях, 8 класс, базовый, Москва «Просвещение», 2010

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина, «Программа по литературе», 5-9 класс, «Просвещение». Рекомендовано МО и Н РФ




Тема урока



Кол-во часов



Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения


План

Факт

1

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.


1

Осознанное чтение статьи учебника «Русская литера­тура и история», эмоциональный отклик на прочи­танное, выражение личного читательского отношения к прочитанному.


Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.


2.09


2

Древнерусская литература. Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне.


1

Работа в парах

6.09


3

«Житие Сергия Радонежского» . Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

1

Групповая практическая работа. Формулирование вопросов к тексту произведения. Устный или письменный ответ на во­прос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного кано­на. Работа со словарём литературоведческих терми­нов

9.09


4

Демократическая литература. Повесть

« Шемякин суд».


1

Выразительное чтение отрывков с последующим письменным его рецензированием

13.09


5

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии

1

Составление лексических и историко-культурных комментариев, групповая работа, выразительное чтение по ролям.

16.09


6

Развенчание нравов Простаковых и Скотининых

1

Выразительное чтение комедии (по ролям). Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письмен­ный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

20.09


7

Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе.

1

Устный монологический ответ на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя.

23.09


8

Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

1

Составление таблицы, работа в парах.

27.09


9

Н.М. Карамзин Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза».

Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев.

1


Устный рассказ о писателе. Развитие монологической речи.

30.09


10

Образ природы и психологические характеристики героев повести «Бедная Лиза».

1

Работа в группах. Участие в коллективном диалоге.

4.10


11

Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» .

1

Работа в парах.

7.10


12

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика А.С. Пушкина.

1

Устный рассказ об А. С. Пушкине. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Участие в коллективном диалоге.

11.10


13

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Туча», «19 октября».

1

Выразительное чтение.Составление плана и устный анализ одного из стихотворений.


14.10


14

Тема любви в поэзии А.С. .Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

1

Выразительное чтение, анализ стихотворения.


18.10


15

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа «Капитанская дочка».

1

Устный рассказ об А. С. Пушкине-историке. Выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачёва». Устный или письмен­ный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

21.10


16

Формирование характера Петра Гринёва.

1

Участие в коллективном диалоге. Уст­ная и письменная характеристика Гринёва и средств создания его образа. Выявление в романе характер­ных для произведений русской литературы первой половины XIX века тем, образов и приёмов изобра­жения человека.


25.10


17

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С. Пушкина.

1

Групповая работа, участие в коллективном диалоге.

28.10


18

Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина.

1

Устная характеристика героинь ро­мана и средств создания их образов. Составление плана сравнительной характеристики героинь романа.

8.11


19

Тема «русского бунта» и образ Е.Пугачёва.

1

Устный монологический ответ на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя.

11.11


20

Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов в романе А.С. Пушкина.

1

Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими прин­ципами изображения жизни и человека. Выявление черт фольклорной традиции в романе, определение в нём художественной функции фольклорных моти­вов, образов, поэтических средств. Характеристика художественного мира романа. Обсуждение иллю­страций к роману и фрагментов его киноверсий.

15.11


20

Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Р.р.


1

Классное сочинение.

18.11


21

Анализ сочинений. Повесть А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести. Преодоление преград на пути к счастью.

1

Просмотр эпизодов из художественного фильма. Участие в коллективном диалоге. Работа в парах.

22.11


22

Внекл.чтение. Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

1

Групповая работа, участие в коллективном диалоге.

25.11


23

Контрольный тест по творчеству А.С. Пушкина.

1

Выполнение тестовых заданий.

27.11


24

Анализ теста.М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа.

1

Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрье­вич Лермонтов». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Подбор и обобщение дополнитель­ного материала о биографии и творчестве Лермонто­ва. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

2.12


25

Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».

1

Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Участие в кол­лективном диалоге.

4.12


26

Тема природы. Особенности композиции и смысл финала. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».

1

Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения ав­торской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказско­го пейзажа и речевых особенностей героя. Выявление художественно значимых изобразительно-выразитель­ных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Ответы на вопросы вик­торины.

9.12


27

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. История создания комедии «Ревизор». Смысл эпиграфа и сатирическая направленность произведения.


1

Составление тезисов статей учебника «Николай Ва­сильевич Гоголь» и «О замысле, написании и по­становке „Ревизора"». Устный рассказ о писателе и истории создания комедии. Подбор и обобщение до­полнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников и актёрского исполнения (см. вопросы фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием ци­тирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «комедия».

11.12


28

Образ города и тема чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».


1

Характеристика сюжета пьесы, её тематики, про­блематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Форму­лирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературо­ведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирую­щих понятия «сатира» и «юмор».


16.12


29

Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

1

Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуаль­ной неповторимости и типической обобщённости художественного образа Хлестакова.

Практическая работа. Анализ эпизодов «Первая встреча Хлестакова с городничим», «Сцена вранья», их роль в комедии.

Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. В чём сущность хлестаковщины как общественного явления?

  2. Почему Гоголь огорчался, когда зрителям на спек­такле «Ревизор» было лишь смешно?

  3. Почему критик Ю. Манн назвал интригу комедии «Ревизор» миражной?


18.12


30

Внекл.чтение. А.Алексин. Повесть «Безумная Евдокия». Проблематика произведения.

1

Участие в коллективном диалоге. Работа в группах.

23.12


31

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».

«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека»

1

Выразительное чтение повести. Составление лексиче­ских и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос по тексту произ­ведения (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для повести первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Устная характери­стика героя и средств создания его образа. Практическая работа. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики Башмачкина. Ана­лиз эпизода «Башмачкин заказывает шинель». Самостоятельная работа. Письменная характери­стика Башмачкина или письменный ответ на проблем­ный вопрос «Как в повести „Шинель" продолжается тема „маленького человека" в русской литературе?»


8.01


32

. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».

Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица».

1

Выявле­ние в повести признаков реалистического и фантасти­ческого произведения, примеров, иллюстрирующих

понятия «символ» и «фантастический реализм». Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций к повести и её киноверсии. Практическая работа. Составление плана анализа финала повести и плана ответа на проблемный вопрос. Самостоятельная работа. Письменный анализ фи­нала повести или ответ на вопрос «Против чего на­правлена повесть „Шинель" и как в ней раскрывается тема возмездия?». Подготовка к контрольной работе по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. Проект. Составление электронного альбома «Петербург начала XIX века и его обитатели в повести „Шинель"»

13.01


33

А.Н. Островский Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Снегурочка».

1

Устный рассказ о писателе и истории создания пьесы. Подбор и обобщение до­полнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников и актёрского исполнения.

15.01


34

. Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Гуманизм театра Островского

1

Участие в коллективном диалоге.

20.01


35

Народные характеры и судьбы в стихотворениях Н.А.Некрасова. Стихотворение «Тройка».

1

Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение до­полнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение стихотворения и его анализ.

22.01


36

Стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Повествовательное начало в лирике Некрасова.

1

Знакомство с историей написания стихотворения. Выразительное чтение произведения и его анализ. Работа в парах.

27.01


37

Внекл.чтение. Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений». Сюжет и герои. Нравственная проблематика рассказа.

1

Устный рассказ о писателе. Вы­разительное чтение рассказа. Участие в коллективном диа­логе. Выделение этапов развития сюжета. Анализ раз­личных форм выражения авторской позиции. Практическая работа. Устная характеристика геро­ев и средств создания их образов. Составление цитат­ной таблицы «Две России в рассказе». Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов:

  1. Какие две России изображены в рассказе «Старый гений»?

  2. Кто виноват в страданиях героини рассказа?

29.01


38

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции.

1

Составление тезисов статьи учебника «Лев Никола­евич Толстой». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о био­графии и творчестве Л. Н. Толстого. Выразительное чтение рассказа. Составление лекси­ческих и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использовани­ем цитирования). Участие в коллективном диалоге.


3.02


39

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Проблема смысла жизни, жестокости. Идея нравственного самосовершенствования.

1

Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств созда­ния их образов.

Практическая работа. Подбор цитат на тему «Две Рос­сии в рассказе». Составление плана ответа на вопрос «Какие исторические взгляды Толстого отразились в рассказе «После бала»?

5.02


40

Полковник на балу и после бала.

1

Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «кон­траст», «антитеза», «композиция», «художественная деталь». Обсуждение иллюстраций к рассказу. Практическая работа. Состав­ление цитатной таблицы.

10.02


41

Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Р.р.

1

Классное сочинение

12.02


42

Анализ сочинений. Ф.М. Достоевский.

Жизнь и творчество. Повесть «Белые ночи». Традиции сентиментализма в произведении. Судьба Мечтателя и образ Петербурга.

1

Устный рассказ о писателе. Анализ повести. Участие в коллективном диалоге.

17.02


43

А.И. Куприн. Слово о писателе.

Рассказ «Гамбринус». Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.

1

Устный рассказ о писателе. Анализ рассказа. Участие в коллективном диалоге.

19.02


44

А.А. Блок. Слово о поэте

Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Овесна без конца и без краю…», «Русь моя, жизнь моя…».

Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.


1

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение и анализ стихотворений. Участие в коллективном диалоге.

24.02


45

. В.В. Маяковский. Стихотворения: «О дряни», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Сатира в творчестве Маяков Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

1

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение и анализ стихотворений. Участие в коллективном диалоге.

26.02


46

А.А. Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворение «Сероглазый король».

Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

1

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение и анализ стихотворений. Участие в коллективном диалоге.

3.03


47

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести.

1

Устный рассказ о писателе. Анализ повести. Участие в коллективном диалоге.

5.03


48

А.Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин».

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Тема родины и ее воплощение в поэме.

1

Устный рассказ о поэте и исто­рии создания поэмы «Василий Тёркин». Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и ге­роев поэмы, её идейно-эмоционального содержания. Практическая работа. Подбор примеров на тему «Картины войны в поэме».


10.03


49

Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок» Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина.

1

Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характе­ристики героя. Устная и письменная характеристика героев поэмы. Обсуждение иллюстраций к поэме. Практическая работа. Подбор цитат на тему «Васи­лий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин».

12.03


50

Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце». (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

1

Самостоятельная работа. Письменная характе­ристика Василия Тёркина.

17.03


51

Вн.чтение.

К.Г.Паустовский. Нравственная проблематика рассказа «Телеграмма».

1

Участие в коллективном диалоге. Работа в группах.

19.03


52

М.М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Жертва революции» (из «Голубой книги»)

Сатира и юмор в рассказах Зощенко.

1

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

24.03


53

М.М. Зощенко.

Рассказ «История болезни».

Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

1

Выразительное чтение рассказа. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и ге­роев рассказа, его идейно-эмоционального содержа­ния. Игровые виды деятельности: конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое юмористического или сатирического произведения, литературная викторина. Практическая работа. Составление таблицы «Ко­мические детали в рассказе „История болезни"».

7.04


54

А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение».

1

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и ге­роев рассказа, его идейно-эмоционального содержа­ния.

9.04


55

Тема человечности, сострадания в рассказе А.П. Платонова «Возвращение». Р.р.

1

Письменный отзыв на прочитанный рассказ.

14.04


56

В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема исторической памяти.

1

Составление тезисов статьи учебника «Виктор Петро­вич Астафьев». Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сю­жета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания.

16.04


57

Образ учителя в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

1

Участие в коллективном диалоге. Со­ставление сообщения о герое-повествователе. Разли­чение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Подготовка к написанию сочинения.

21.04


58

Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Р.р.


Классное сочинение.

23.04


59

НРК. Анализ сочинений. Литература последнего десятилетия. Михаил Гоголев. Повесть-сказка «Вера в любовь».

1

Устный рассказ о писателе. Развитие монологической речи. Работа в группах.

28.04


60

Внеклассное чтение.

Литература последнего десятилетия. Произведения Л.Улицкой, А.Лиханова.

1

Устный рассказ о писателях. Развитие монологической речи. Работа в группах.

30.04


61

В.С. Высоцкий Слово о поэте

Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю»

Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.



1

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Развитие монологической речи.

5.05


62

Б.Ш. Окуджава Слово о поэте Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс».

Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

1

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Развитие монологической речи.

7.05


63

У. Шекспир. Слово о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта».

Драма как род литературы.

1

Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии. Выразительное чтение фрагментов траге­дии. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ.

12.05


64

Основной конфликт в трагедии «Ромео и Джульетта». Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии «Ромео и Джульетта».

1

Устный и письменный ана­лиз эпизода трагедии. Подготовка выразительного чтения одного из монологов трагедии. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Какие вечные проблемы поднимает Шек­спир в трагедии „Ромео и Джульетта"?».

14.05


65

Сонеты У.Шекспира: №66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж…»), №130 ( «Её глаза на звёзды не похожи…») и др.

1

Подготовка сообщения об истории возникновения сонета с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение сонетов наизусть.

19.05


66

Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров.


1

Составление тезисов статьи учебника «Жан-Батист Мольер». Устный рассказ о драматурге и об истории создания комедии. Выразительное чтение фрагментов комедии. Характеристика сюжета и героев комедии, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

26.05


67

Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатирическое значение образа Журдена. Журден и аристократы.

1

Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклора в комедии, опре­деление художественной функции фольклорных моти­вов, образов, поэтических средств. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, ил­люстрирующих понятие «комедия», «сатира». Практическая работа. Письменный анализ эпизода комедии.

26.05


68

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

1

Контрольная работа.

21.05


69

Анализ итоговой контрольной работы за курс 8 класса.

НКР. Стихотворения Радика Ахунзянова.

1

Предъявление читательских и исследовательских уме­ний, приобретённых в 8 классе. Выразительное чте­ние (в том числе наизусть). Устный монологический ответ. Пересказ.

28.05


70

Заключительный урок. Летнее чтение.

Литература последнего десятилетия. Обзор. Рекомендации для чтения.

1

Устный монологический ответ. Пересказ. Устный рассказ о писателе, произве­дении или герое. Иллюстрирование примерами изу­ченных литературоведческих терминов. Отчёт о вы­полнении индивидуальных учебных проектов. Самостоятельная работа. Чтение произведений из рекомендательного списка на лето.

28.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!