СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 8 класса по музыке по учебнику Алеева

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе  Стандарта общеобразовательных школ РФ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 8 класса по музыке по учебнику Алеева»







































Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по музыке с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

.

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых

знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

-знание отличительных интонационных особенностей чувашской народной музыки


-понимание общечеловеческого, гуманистического характера чувашских музыкальных традиций.


Знание музыкальных традиций народа способствует формированию национального самосознания, гордости за свою национальную культуру, понимание культурных достижений.



Включения в учебный процесс национального-регионального компонента музыкального образования является формирование у учащихся целостного представления о музыкальной культуре чувашского народа (этнокультурная культурная ориентация),способности воспринимать и знать, отличать и сравнивать особенности чувашской музыки, знать ее исторические корни и этнокультурные параллели

- Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –12-е изд., – М.: Дрофа, 2013г.

-Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

- самостоятельная работа; устный опрос; взаимоопрос; тест.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.

Программа рассчитана на 35 часов - 1 раз в неделю;

Учебно-тематическое планирование.

Наименование темы

Всего

часов

Из них

теоретические

занятия

практические занятия

Другие

(кр)

1.

О традиции в музыке

3

2

1


2.

Сказочно-мифологические темы

5

3

2


3.

Заключительный урок

1



1

4.

Мир человеческих чувств

10

4

5

1

5.

В поисках истины и красоты

5

2

3


6.

О современности в музыке

8

4

3

1

7.

Музыка всегда остаётся

1

1



8.

Заключительный урок

2



2

Всего часов

35

16

14

5











Содержание учебного предмета.

  1. О традиции в музыке (3 часа)

Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна.

  1. Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час)

Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П.Чайковский стихи ТолстогоА. «Благословляю вас, леса…». Хоровое пение Я.Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.


  1. Мир человеческих чувств (10 часов)

Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня о оцарте. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.

  1. В поисках истины и красоты (5 часа)

Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.

  1. О современности в музыке (8часов)

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии.О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А.Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю.Чичков Россия, Россия

  1. Музыка всегда остаётся (1 час)

Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский.Стихи А.Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная.

  1. Заключительный урок –викторина (1 час)

8. Обобщающий урок-концерт ( 1 час)

Итоговое тестирование.





Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;



уметь

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);

  • сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;

  • размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.


Ожидаемый результат

  1. Сформировать музыкальную культуру.

  2. Создать необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания.

  3. Получить в полном объеме специальные знания и обучиться способам музыкальной деятельности.

  4. Воспитать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес к художественной музыке различных стилей и жанров, желание слушать и исполнять её.

  5. Сформировать стойкий интерес к пению, хоровому исполнительству.

  6. Развить музыкальные способности, певческий голос, приобрести ими знания и умения в области музыкальной грамоты.

  7. Использовать знания и умения, приобретенные на занятиях, а также разученный репертуар в деятельности классного и школьного коллективов.

  8. Приобрести умения применять полученные знания для самостоятельного знакомства с интересующей музыкой.



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008..



Оборудование:


1 Музыкальный центр.

2 Музыкальный инструмент - пианино.

3 Ноутбук


.

Учебно-методический комплекс:

1. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2013г.

2. Музыка. 8 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013г.

3. Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия (1 диск) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2013.




Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:


Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: httpHYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"://HYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"dicHYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/".HYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"academicHYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/".HYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"ruHYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"/HYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"contentsHYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/".HYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"nsfHYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"/HYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"dicHYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"_HYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"musicHYPERLINK "http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/"/

Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru/

Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predanie.ru/music/

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86




















Тематическое планирование





урока

Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Му­зыка «старая» и «новая»

1

Комби­ниро­ванный

Настоящая музыка не быва­ет «старой». Условность деления музыки на «ста­рую» и «новую». Различие понятий «современная му­зыка» и «модная музыка»

В-А.Моцарт. «Ма­ленькая ночная се­ренада»; Л. Бетхо­вен. «К Элизе»;

А. Островский,

  1. Островой. «Пес­ня остается с чело­веком»

Знать, в чем заклю­чено различие поня­тий «современной» и «модной» музыки. Уметь проявлять навыки хорового пения

Устный опрос. Хоровое пение

2

Настоящая музыка не бы­вает «старой»

1

Комби­ниро­ванный

Условность деления музыки на «старую» и «новую». На­стоящая музыка не бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки

Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Т. Хренников, Ю. Чичков. «Московские ок­на» (хоровое пе­ние)

Знать, в чем заклю­чено различие поня­тий «современной» и «модной» музыки. Уметь проявлять навыки хорового пения

Устный опрос. Хоровое пение

3

Живая сила традиции

1

Комби­ниро­ванный

Живая сила традиции. Со­хранение и использование традиций русского музы­кального искусства совре­менными композиторами

М. Мусоргский. Монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I дейст­вие; Ю. Чичков, К. Ибряев. «Наша школьная страна» (хоровое пение)

Знать, в чем заклю­чено различие поня­тий «современной» и «модной» музыки. Уметь проявлять навыки хорового пения

Устный опрос. Хоровое пение

4

Искусство

начинается

с мифа

1

Урок

изуче­

ния но­

вого

мате­

риала

Роль мифа в появлении ис­кусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым мо­лодцам урок»

П. Чайковский,

А. Толстой. «Благословляю вас, ле­са...»; Я. Дубравин,

В. Суслов. «Песня

о земной красоте»

Знать философское

определение мифа.

Уметь размышлять

о роли музыки

в жизни человека

Устный

опрос.

Хоровое

пение

5

Мир сказочной

мифологии: Н. А. Римский-

Корсаков. Опе­ра «Снегуроч­ка»

1

Комбинированный

Средства музыкальной выразительности в опере-

сказке «Снегурочка»

Н. А. Римского-Корсакова

Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны

с птицами. Вступ­ление к опере «Сне­гурочка»; И. Сохадзе, Л. Фоменко. «Добрая фея» (хо­ровое пение)

Знать особенности

сказочных и мифо­логических тем

в музыке.

Уметь выразить

свои впечатления о музыке

Устный

опрос.

Хоровое

пение

6

Языческая

Русь в «Весне

священной»

И. Стравин­ского

1

Комбинированный

Особенности музыкальной

композиции в балете

И. Стравинского

И. Стравинский.

«Весенние гада­ния», «Пляски ще­голих» (из балета

«Весна священ­ная»); И. Сохадзе, Л. Фоменко. «Доб­рая фея» (хоровое пение)

Знать особенности

сказочных и мифо­логических тем

в музыке.

Уметь проявлять навыки хорового пения, изгалать свои впечатления о музыке

Устный

опрос.

Хоровое

пение

7

Поэма радо­сти и света:

К. Дебюсси

1

Комбинированный

«.. .Античный сюжет явился

поводом для выражения

чувств весьма современных, в духе импрессионизма, с присущим ему любовани­ем, игрой мимолетных впе­чатлений...»

К. Дебюсси. «По­слеполуденный

отдых фавна» (фрагмент); И. Со­хадзе, Л. Фоменко. «Добрая фея» (хо­ровое пение)

Знать особенности

сказочных и мифо­логических тем в музыке. Уметь проявлять навыки хорового пения

Устный

опрос.

Хоровое пение

8

«Благослов­ляю вас, ле­са...»

1

Комби­ниро­ванный

Бессмертный романс П. И. Чайковского «Благо­словляю вас, леса...» (слова А. Толстого) - возвышен­ный гимн природе, в кото­ром широкая распевная ме­лодия приобретает особый пафос и подъем. Возвышен­ный строй чувств придает музыке особую светлую устремленность

П. Чайковский, А. Толстой. «Бла­гословляю вас, ле­са...»; В. Ребиков, А. Пушкин. «Румя­ной зарею покрыл­ся восток...» (хо­ровое пение)

Знать авторов ро­манса «Благослов­ляю вас, леса...». Уметь: размышлять о музыке, выражать свои впечатления о музыкальных про­изведениях; прояв­лять навыки хорово­го пения

Устный опрос. Хоровое пение

9

Заключительный урок

1

Комби­ниро­ванный

Обобщение. Музыкальная викторина по теме «Сказоч­ные и мифологические темы в музыке»

Музыкальные про­изведения (изучен­ный репертуар)

Уметь: размышлять о музыке, выражать свои впечатления о прослушанных му­зыкальных произве­дениях

Устный опрос. Хоровое пение

10

Образы радо­сти в музыке

1

Комби­ниро­ванный

Чувства радости и любви в музыке. Выдающиеся му­зыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструменталь­ной, симфонической, ка­мерной музыки

Н. Римский-Корса- ков. Хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. -А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с ор­кестром (фрагмен­ты)

Знать выдающиеся музыкальные произ­ведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инстру­ментальной, симфо­нической, камерной музыки

Устный опрос. Хоровое пение

11- 12

«Мелодией одной звучат печаль и ра­дость...»

2

Комби­ниро­ванный

Влияние времени на миро­ощущение художника. Эмоционально-образный анализ произведений (из фортепианного

цикла «Детские

сцены»)

С. Рахманинов, Г. Галина. «Здесь хорошо...». Р. Шу­ман. «Грезы»

Знать выразитель­ные возможности музыки в отображе­нии чувств человека музыкальными зву­ками

Устный опрос. Хоровое пение

13

«Слезы люд­

ские, о слезы

людские...»

1

Комби­ниро­ванный

Эмоциональные оттенки

в музыке. Радость - выстра­данная награда за нелегкий труд. Образы скорби и пе­чали в музыке. Грустные и трагические страницы в музыке Шумана и Чайков­ского. Печаль - одно из ко­ренных свойств человече­ской природы

П. Чайковский.

«Болезнь куклы»

(из «Детского аль­бома»); Р. Шуман. «Первая утрата» (из «Альбома для юношества»); Ф. Тютчев. «Слезы людские...»

Знать музыкальные

произведения, вы­ражающие грустные и трагические эмо­циональные состоя­ния человека. Уметь размышлять о музыке

Устный

опрос.

Хоровое пение

14

Бессмертные

звуки «Лун­

ной» сонаты

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Бессмертные звуки «Лун­ной» и «Патетической» со­нат Л. Бетховена. История

создания произведений.

Музыкальные (художест­венные) образы «Лунной» и «Патетической» сонат Л. Бетховена

Л. Бетховен. Сона­та № 14 «Лунная»

для фортепиано,

I часть; соната

№ 8 «Патетиче­ская», II часть «Больше чем лю­бовь»

Знать произведения

Л. Бетховена - «Лун­ную» и «Патетиче­скую» сонаты.

Уметь объяснить,

в чем заключаются особенности сонат­ной формы

Устный

опрос.

Хоровое

пение

15

Тема любви

в музыке.

П. И. Чайковский. «Евге­ний Онегин»

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Тема любви в опере

П. И. Чайковского «Евгений

Онегин». Либретто оперы.

Лирические сцены в трёх

действиях (семи картинах)

П. Чайковский.

Сцена письма

Татьяны из оперы

«Евгений Онегин»

Знать, что такое

либретто, драматур­гию оперы «Евгений

Онегин», музыкаль­ное содержание ли­рических сцен. Уметь размышлять о музыке и высказы­вать свои впечатле­ния

Устный

опрос

16

«В крови го­рит огонь же­ланья...»

1

Комби­ниро­ванный

Романс - небольшое во­кальное произведение, объ­единяющее два целитель­ных потока - поэзию и му­зыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, страсти, печали

М. Глинка, А. Пуш­кин. «В крови го­рит огонь жела­нья...» (романс); П. Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»

Уметь провести сравнительный ана­лиз образов любви в творчестве Пуш­кина и в музыке Чайковского и Глинки. Знать понятие ро­манса

Устный опрос. Хоровое пенис

17

Трагедия любви в му­зыке

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

«Мелодией одной звучат печаль и радость...» Траги­ческая предопределенность судеб людей, преступаю­щих освященные традицией законы. Торжество бес­смертной любви. Литера­турные сюжеты, не теряю­щие своей актуальности

А. Рыбников, А. Вознесенский. «Я тебя никогда не забуду...» (из оперы «Юнона и Авось»); П. Чай­ковский. Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта»

Знать выразитель­ные возможности музыки в отображе­нии чувств человека. Уметь размышлять о музыке и высказы­вать свои впечатле­ния

Устный опрос. Хоровое пение

18

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Подвиг во имя свободы в увертюре JI. Бетховена «Эгмонт». Неоднозначность структуры, неоднородность красок, яркие музыкальные контрасты. Две резко кон­трастные темы увертюры

Л. Бетховен. Увер­тюра «Эгмонт»; В. Высоцкий. «Пес­ня о друге» (из ки­нофильма «Верти­каль») (хоровое пение)

Знать содержание трагедии Гёте (во­площение образов двух враждебных сил).

Уметь проявлять навыки хорового пения

Устный опрос. Хоровое пенис

19

Мотивы пути- дороги в рус­ском искус­стве

1

Комби­ниро­ванный

Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Трактовка темы судьбы в русской литературе. Эмоционально-образный

анализ музыкальных иллю­страций Г. Свиридова к по­вести А. Пушкина «Метель»

Г. Свиридов. «Трой­ка» (из оркестровой сюиты «Метель»); А. Алябьев. «Зимняя дорога» и «Вечер­ний звон» (хоровое

пение)

Знать творчество русских композито­ров, посвященных любви к Родине. Уметь анализиро­вать музыкальные

произведения и

обосновывать свои

собственные пред­почтения

Устный опрос. Хоровое пение

20

Мир духовной

музыки

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Мир духовных исканий че­ловека. Величие и много­гранность чувства любви.

Мир церковной музыки.

«Хор - уста Церкви». Ви­зантийские корни русского

церковного пения

М. Глинка. «Херу­вимская песнь»;

Д. Бортнянский.

«Тебе поем»;

Д. Шостакович,

Микеланджело

Буонарротти.

«Бессмертие»

(из сюиты для баса

и фортепиано)

Знать имена русских

композиторов, сочи­нявших духовную

музыку.

Уметь характеризо­вать важнейшие ка­тегории в музыке

Устный

опрос.

Хоровое

пение

21

Колокольный

звон на Руси

1

Комби­ниро­ванный

Колокольный звон на Руси.

«Мелодией одной звучат

печаль и радость...». Звуча­ние колоколов в музыке

русских композиторов

С. Рахманинов.

«Колокола» № 1,

из поэмы для со­листов, хора и симфонического

оркестра; П. Чай­ковский. «Декабрь.

Святки» (из цикла

«Времена года»)

Знать, что коло­кольный звон - от­ражение в звуках

русской души. Коло­

кола - неотъемлемая

часть жизни русско­го человека

Устный

опрос.

Хоровое

пение

22

Рожде­ственская

звезда

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Рождество Христово в на­родной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православ­ная авторская песня

Н. Римский-Корсаков. Колядные песни из опе­ры «Ночь перед Рождеством».

Увертюра «Свет­лый праздник»

Знать, что русским

композиторам-классикам удалось вне­сти в церковное пение национальный

дух и чем самым

поднять его художественный уровень

Устный

опрос.

Хоровое

пение

23

От Рож­дества до

Крещения

1

Комби­ниро­ванный

«Вечная новизна» традиции

Великого Поста в музыке.

Всемирная радость Пас­хального канона

М. Глинка. «Херу­вимская песнь»;

М. Мусоргский.

«Рассвет на Моск­ве-реке» (вступле­ние к опере «Хо­ванщина») (фраг­мент)

Знать, что русским

композиторам-клас­сикам удалось вне­сти в церковное пе­ние национальный

дух и тем самым

поднять его художе­ственный уровень

Устный

опрос.

Хоровое

пение

24

«Светлый

праздник».

Православная

музыка сего­дня

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Пасхальный канон. Духовно-музыкальные сочинения

Н. А. Римского-Корсакова -

замечательный вклад вели­

кого композитора в право­славное церковное пение

Н. Римский-Корсаков. Увертюра

«Светлый празд­ник»

Знать духовную му­зыку Н. А. Римско­го-Корсакова

Устный

опрос.

Хоровое

пение

25

Как мы пони­маем совре­менность

1

Комби­ниро­ванный

Как мы понимаем совре­менность? Современность

в жизни и в музыке. Совре­менность - звено в цепи

традиции. Технический

культ в искусстве

А. Онеггер. Пасифик 231. М. Дуна­евский, Ю. Ряшин-

цев. «Песня о друж­бе»

Уметь анализиро­вать музыкальные

произведения и

обосновывать свои

собственные пред­

почтения

Устный

опрос.

Хоровое

пение

26

Вечные сю­жеты

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Вечные категории добра,

истины, красоты. Устойчи­вая нравственная позиция

в искусстве. «Вечные» сю­жеты

А. Хачатурян.

«Смерть гладиато­ра», адажио Спар­така и Фригии из

балета «Спартак»

Знать творчество

современных компо­зиторов.

Уметь анализиро­вать музыкальное

произведение

Устный

опрос.

Хоровое

пение

27

Философские

образы XX ве­ка: «Туранга-

лила-симфония» О. Мессиана

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Образный мир в симфонии

«Турангалила» для форте­

пиано и волн Мартено...

Как теоретик музыки, Мессиан опирался главным об­

разом на свое творчество,

но также и на творчество

других композиторов

О. Мессиан. «Ли­кование звезд»

(V часть) и «Сад

сна любви»

(VI часть) из «Турангалилы-симфонии»

Знать творчество

французского композитора О. Мессиана.

Уметь анализиро­вать музыкальные

произведения

Устный

опрос.

Хоровое

пение

28-29

Новые облас­ти в музыке

XX века

2

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Новые области в музыке

XX в. (джазовая и эстрадная

музыка). Джаз: история воз­никновения, музыкальные

особенности, популярные

исполнители.

Рок-музыка: история воз­никновения, музыкальные

особенности, популярные

исполнители

Д. Герман. «При­вет, Долли!»;

Дж. Гершвин.

«Рапсодия в стиле

блюз», «Колы­бельная Клары»

(из оперы «Порги

и Бесс»); Дж. Лен-

нон, П. Маккарт­

ни. «Вчера»

Знать: причины

возникновения, ис­токи джаза; харак­терные особенности

блюза, регтайма,

спиричуэла.

Уметь определять,

к какому направле­нию джаза относится

прослушанное про­

изведение

Устный

опрос.

Хоровое

пение

30

Лирические

страницы со­ветской музы­ки

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Лирические страницы со­ветской музыки. М. Таривердиев - высокий мастер

лирической музыки.

Продолжение старых тра­диций, утверждение их не­

преходящей ценности в XX веке. Эмоционально- образный анализ романса С. Слонимского

С. Слонимский,

А. Ахматова. «Я

недаром печальной

слыву...»; М. Таривердиев, М. Цве­таева. «Мой ми­лый, что тебе я сделала» («Попыт­ка ревности»)

Знать лирические

произведения совре­менных композито­ров.

Уметь анализировать

музыкальные произ­ведения и обосновывать свои собст­венные предпочте­ния; петь мод фоно­грамму

Устный

опрос.

Хоровое

пение

31

Диалог вре­мен в музыке А. Шнитке

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Диалог времен в музыке А. Шнитке, посвященной темам жизни и смерти, судьбам культуры и чело­вечества. А. Г. Шнитке. Кончерто гроссо № 1 / Кон­церт для фортепиано и струнных - 2004, АРЕ...

А. Шнитке. Preludio; Toccata (из «Concerto Grosso» № 1 для двух скрипок, клавеси­на, препарирован­ного фортепиано и струнного орке­стра)

Знать творчество композитора А. Шни­тке.

Уметь анализиро­вать музыкальные произведения совре­менных композито­ров

Устный опрос

32

«Любовь ни­когда не пере­станет...»

1

Комби­ниро­ванный

Любовь в высшем ее пони­мании. Музыка воспевает любовь и одухотворяется ею. Интонационный и об­разный анализ хора «Лю­бовь святая»

Г. Свиридов. «Лю­бовь святая» (из музыки к тра­гедии А. Толсто­го «Царь Федор Иоаннович»)

Уметь анализиро­вать музыкальные произведения и обосновывать свои собственные пред­почтения

Устный опрос. Хоровое пение

33

Музыка все­гда остается

1

Комби­ниро­ванный

Способность музыки выра­жать отношение к главным проблемам жизни. Музыка учит человека быть счаст­ливым

А. Флярковский, А. Дидуров. «Про­щальный вальс» (хоровое пение)

Уметь анализиро­вать музыкальные произведения и обосновывать свои собственные пред­почтения

Устный опрос. Хоровое пение

34-35

Традициисовремен­ность в музы­ке (заключи­тельный урок по курсу)

1

Комби­ниро­ванный

Обобщение знаний. Творче­ский отчет в форме концер­та. Многообразие мира со­временной музыки. Отече­ственное и зарубежное ис­кусство. Традиции и нова­торство в мире музыки

Произведения по выбору учащихся (слушание и ис­полнение)

Знать о традициях и новаторстве в мире музыки.

Уметь анализиро­вать музыкальные произведения и обосновывать свои собственные пред­почтения

Устный опрос. Хоровое пение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!