СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5-9 классы по Алееву

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 5-9 классов по учебнику Алеев, Науменко.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5-9 классы по Алееву»

«Степновская средняя общеобразовательная школа»

Назаровского района Красноярского края





Рассмотрено

Протокол № __от __________


Руководитель МО учителей технологии

__________ / Утко Л.К./


Утверждаю

приказом №___________

от «____»___________2016 г.

Директор школы

___________/Пеллинен О.М./




Согласовано с заместителем

директора по УВР:

__________/Мишукова Л.П./

«____» __________2016 г.








Программа учебного предмета

«Музыка»

(5 - 9 класс)

170 часов







Учитель: Заболотникова Е.Г.





п. Степной


2016 г

Пояснительная записка

Пояснительная записка

  1. Данная рабочая программа разработана для преподавания предмета «Музыка» в 5-9 классах в МБОУ «Степновская СОШ».

  2. Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Закон об образовании в РФ.
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897.
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • Положение о программе отдельных учебных предметов, курсов учителя основного общего образования МБОУ «Степновская СОШ»
  • Примерная программа основного общего образования по музыке
  • Программа основного общего образования с учетом авторской программы «Искусство. Музыка» для 5-9 класса» под руководством В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак: М. Дрофа, 2011г.
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Степновская СОШ»
  • Письмо Минобрнауки РФ «О рабочих программах учебных предметов, курсов» от 28.10.2015 г. № 08 – 1786.
  • Программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016 – 2017 учебный год
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования – музыка.
  • Программа развития и формирования универсальных учебных действий.


Место предмета

В соответствии с базисным учебным планом и основной программой общего образования предмет «Музыка» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 1 час в неделю. Курс обучения музыке составляет 170 часов (по 34 часа в 5-9 классах).



Планируемые результаты освоения учебного предмета: информатика и ИКТ

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • формирует художественный вкус как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

  • принимает мультикультурную картину современного мира;

  • формирует становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • формирует навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • имеет готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • умеет познавать мир через музыкальные формы и образы;

  • использует творческую самореализацию на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

  • использует фантазию, воображение при выполнении учебных действий;

  • формирует духовно-нравственные основания;

  • сотрудничает в ходе реализации коллективных творческих проектов;

  • решает различные музыкально-творческие задачи.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

регулятивные УУД:

  • самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели урока;

  • выстраивает самостоятельный маршрута общения с искусством;

  • контролирует время на выполнение заданий;

  • осознаёт качество и уровень усвоения;

  • ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено;

  • умеет находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;

  • занимает личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументирует свою точку зрения;

  • умеет размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • имеет навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ;

коммуникативные УУД:

  • умеет слушать и слышать мнение других людей, способен излагать свои мысли о музыке;

  • умеет выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах;

  • умеет применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

познавательные УУД:

  • способен выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • умеет самостоятельно получать знания;

  • формулирует проблемы; самостоятельно создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • умеет находить главные идеи в текстовом материале;

  • преобразовывает музыкальный образ в пространственно-графический;

  • участвует в жизни класса, школы, города и др., взаимодействует со сверстниками в совместной творческой деятельности.


Содержание учебного предмета: музыка

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «В чём сила музыки», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации», «Музыкальное искусство как духовный опыт человечества и современные технологии в искусстве».

Тема 5 класса «Музыка и другие виды искусства» раскрывается в двух крупных разделах«Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вид искусства.

6 класс. Тема «В чём сила музыки» раскрывается в двух разделах «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение». Связь музыкального искусства с внутренним миром ребёнка. Содержательные истоки музыки (природа, сказки, мифы, былины и др.). Воздействие музыки на человека. Особенности музыкальной выразительности.

7 класс. Тема «Содержание и форма в музыке» раскрывается в двух разделах «Содержание в музыке» и «Форма в музыке».

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

8, 9 класс. Тема «Музыка в современном мире: традиции и инновации» раскрывается в двух разделах «Сказочно-мифологические темы в музыке» и «Мир человеческих чувств».

Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы искусства – мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко - и как новое в искусстве, и как вечная актуальность высоких традиций.

Тема «Музыка в современном мире: традиции и инновации» раскрывается в двух разделах «В поисках истины и красоты» и «О современности в музыке». Мир духовной музыки. Православные праздники на Руси. Православная музыка сегодня. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникативные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт; тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные, электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.


Система оценивания образовательных результатов учащихся основной школы в условиях ФГОС



Планируемые результаты

Виды оценивания

Подвиды оценивания

Цель

Задачи

Формы диагностики и мониторинга

Время проведения, периодичность

Место внесения результатов

Личностные

Предметные

Метапредметные

Стартовая диагностика

Уровень образовательных достижений учащихся школы за предыдущий класс (предметные и метапредметные результаты)

Определить уровень сформированности предметных и метапредметных умений как условий, обеспечивающих дальнейшую успешность учащихся в обучении

Выявить уровень подготовки учащихся и причины затруднений

Входные комплексные контрольные работы (оценка учителя, отметка);

диагностика как предметных умений, так и уровня сформированности УУД

Вторая неделя сентября

Классный журнал

дневник






Отсроченное

(проводится данный вид оценивания, если на входном контроле в большей массе «2»)

Определить эффективность образовательного процесса по достижению

конечного результата

Определить уровень предметных и метапредметных умений после изучения первой темы (раздела)

Тест с различными типами и видами заданий

1.Конец сентября.

2.Перед изучением новых крупных разделов

Классный журнал


дневник

Личностные

Предметные

Метапредметные

Текущее оценивание


Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по темам предмета

Мотивировать образовательную деятельность учащихся

Формировать у учащихся самоанализ и самооценку личных достижений, ответственность за результат Обеспечить прочность овладения образовательными результатами

Все виды опроса


Проверка и оценка образовательных результатов ученика в ходе изучения тем, разделов, решение УПЗ: самооценка, взаимооценка, оценка учителя, отметка

Внеурочная деятельность:

Метапредмет в

проектной деятельности при работе в модулях, участие в различных конкурсах, олимпиадах

По КТП


Классный журнал

Дневник


Тематическое

Отследить динамику образовательных приращений при изучении и после изучения темы (раздела)

Проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса


Различные виды опроса (выполнение тематических тестов, решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, самоконтроль, взаимоконтроль, групповой). Урок-рефлексия учебных достижений: самооценка, взаимооценка, оценка учителя, отметка

По завершении темы (раздела), учебного модуля

Дневник

Классный журнал


Периодическое

Диагностировать качество усвоения учащимися структурных элементов изучаемой темы (раздела)

Способствовать обучению учащихся обобщению, систематизации знаний, восприятию ими целостной картины знаний при изучении темы (раздела)

Контрольная работа, зачёт, тест. Проводятся в форме уроков контроля, рефлексии

По завершении логической части темы (раздела), учебного модуля

Дневник, журнал

Промежуточное


Установить уровень достижений образовательных результатов в соответствии с поставленными целями

Сравнить образовательные достижения ученика с требованиями стандарта

Определить степень успешности ученика в достижении образовательных стандартов по всем направлениям

Комплексная контрольная работа по предметам, не выносимым на ГИА;

защита проекта как результата проектной деятельности исследования: баллы


контрольная работа по решению учебно-практических задач и учебно-познавательных: оценка учителя, отметка

Внеурочная деятельность:

Метапредмет в

проектной деятельности при работе в модулях, участие в различных конкурсах, олимпиадах


В конце каждой четверти








1 раз в год

Классный журнал


дневник






Классный журнал

дневник



Личностные

Предметные

Метапредметные

Итоговое оценивание

Аттестационное

Установить уровень достижений

образовательных результатов в соответствии с образовательным стандартом ( ФГОС)

Сравнить образовательные результаты учащихся с требованиями стандарта

Определить степень эффективности образовательного процесса, организованного учителем

Комплексная контрольная работа по предметам, не выносимым на ГИА;

защита проекта как результата проектной деятельности исследования(баллы)

контрольная работа по решению учебно-практических задач и учебно-познавательных: оценка учителя, отметка


Диагностика как предметных умений, так и уровня сформированности УУД

Конец учебного года












2 раза в год




Классный журнал

дневник
















Критерии и нормы оценок знаний учащихся по предмету «Музыка»

По предмету «Музыка» учебные достижения учащихся проводятся по итогам учебных четвертей и учебного года, что отражает качественный уровень освоения рабочей учебной программы.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды, терминологические диктанты, защита проектов, рефератов, презентаций.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизации, коллективного музицирования.


Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

  • степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

  • самостоятельность в разборе музыкального произведения;

  • умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Отметка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

Отметка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;

Отметка «2»

Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Критерии оценки:

Отметка «5»

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

Отметка «4»

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

Отметка «3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;

Отметка «2»

Исполнение неуверенное, фальшивое.


Музыкальная терминология

Критерии оценки:

Отметка «5»

Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»

Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»

Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.

Отметка «2»

Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике.

Отметка «1»

Отказ от ответа.


Критерии оценивания устного ответа:

Отметка «5»

  1. Учащиеся правильно излагают изученный материал;

  2. Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

  3. Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

  4. Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

  1. Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

Отметка «3»

  1. Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

  2. Допускает неточности в изложении изученного материала.

Отметка «2»

  1. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе

  2. Не справляется с поставленной целью урока.


Музыкальная викторина

Критерии оценки:

Отметка «5»

Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно;

Отметка «4»

Два музыкальных произведения отгаданы не верно;

Отметка «3»

Четыре музыкальных номера не отгаданы;

Отметка «2»

Пять и более музыкальных номеров не отгаданы учащимся.


Оценка тестовой работы.

Отметка «5»

При выполнении 100-90% объёма работы

Отметка «4»

При выполнении 89 - 76% объёма работы

Отметка «3»

При выполнении 75 - 50% объёма работы

Отметка «2»

При выполнении 49 - 0 % объёма работы


Оценка реферата.

Отметка «5»

  1. Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.

  2. Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.

  3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

  4. Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.

  5. Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.

Отметка «4»

  1. Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.

  2. Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.

  3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

  4. Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии).

Отметка «3»

  1. Тема реферата раскрыта поверхностно.

  2. Изложение материала непоследовательно.

  3. Слабая аргументация выдвинутых тезисов.

  4. Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).

Отметка «2»

  1. Тема реферата не раскрыта.

  2. Работа оформлена с грубыми нарушениями требований к реферату.


Оценка проектной работы.

Отметка «5»

        1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

        2. Соблюдена технология исполнения проекта.

        3. Проявлены творчество, инициатива.

        4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

Отметка «2»

1. Проект не выполнен или не завершен.


Требования к ведению тетради

В тетрадь записываются:

1. Темы уроков.

2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.

3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

4. Названия и авторы разучиваемых песен.

5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

6. Музыкальные впечатления.

7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)

8. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

Оценка выставляется за:

1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.

2. Ведение словаря

3. Выполненное домашнее задание.

4. Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен обучающимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Кроссворды.

2.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору обучающегося.

3. Одноминутное эссе.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

Календарно-тематическое планирование

Музыка, 5 класс

Тема года «Музыка и другие виды искусства»


Дата

Тема урока

Вид учебной деятельности

(У, УИ, УП)

Продукт


Планируемые результаты (предметные)

Форма контроля

5А -

5Б -

5В -

Музыка рассказывает обо всём

У

Текст

Учится слушать и анализировать музыкальные фрагменты, получает возможность развивать вокальные способности.


5А -

5Б -

5В -

Истоки музыки

У

Текст

Учится: слушать, анализировать, музыкальные произведения; рассматривать и описывать содержание репродукций знаменитых картин; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности,

формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

Искусство открывает мир

У


Текст

Учится слушать, анализирует песню «Маленький принц»



5А -

5Б -

5В -

Искусства различны, тема едина

У

Ответы на вопросы

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Два великих начала искусства

У

Одноминутное эссе

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

«Стань музыкою, слово!»

У


Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Музыка «дружит» не только с поэзией

У

Таблица

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Песня – верный спутник человека

У

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

Мир русской песни

У

Ответы на вопросы

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Музыкальная

викторина.

Терминологический диктант.


5А -

5Б -

5В -

Песни народов мира

У

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Романса трепетные звуки

У

Таблица

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Проект: чувства человека в музыке (презентация проекта)

УП

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

Народная хоровая музыка

У

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Что может изображать хоровая музыка

У


Синквейн

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

Опера: особенности и строение

У

Синквейн

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.



5А -

5Б -

5В -

Единство музыки и танца

У

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

Урок-дискуссия: танец классический и танец современный

УП

Ответы на вопросы

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Слово и музыка

У


Таблица

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Проект: музыкальное сопровождение к любимым стихам (презентация проекта)

УП

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

Живописность искусства

У


Рисунок

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Музыка – сестра живописи

У

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

Музыка и характер человека

У

Ответы на вопросы

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Проект: какая музыка отражает мой характер (презентация проекта)

УП

Презентация

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Образы природы в творчестве музыкантов

У

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов

У

Рисунок

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

Музыкальные сказки

У

Сказка

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Сказочные герои в музыке

У

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

Тема богатырей в музыке

У


Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Что такое музыкальность в живописи

У

Ответы на вопросы

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

У

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Устный опрос

5А -

5Б -

5В -

«Никто не забыт, ничто не забыто»

УП

Презентация

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

«Памяти павших будьте достойны»

УП

Текст

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


5А -

5Б -

5В -

Обобщение темы «Музыка и другие виды искусства»

У

Одноминутное эссе

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.

Музыкальная викторина


5А -

5Б -

5В -

Урок - концерт

УП

Презентация

Учится слушать, анализирует музыкальные произведения; наблюдает в музыке синтез нескольких видов искусства; получает возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формирует певческие навыки.


Календарно-тематическое планирование

6 класс

Тема года «В чём сила музыки»


Дата

Тема

Вид учебной деятельности

(У, УИ, УП)

Продукт


Планируемые результаты (предметные)

Форма контроля

Музыка души

У

Ответы на вопросы

Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Осознаёт и рассказывает о влиянии музыки на человека.

Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.


Наш вечный спутник

У

Текст

Осознаёт и рассказывает о влиянии музыки на человека. Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос

Искусство и фантазия

У

Одноминутное эссе

Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Осознаёт интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства. Исследует многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Взаимоопрос

Искусство - память человечества

У

Синквейн

Осознаёт значение искусства в жизни современного человека.

Рассуждает о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве.

Наблюдает за развитием одного образа в музыке.

Анализирует приёмы развития одного образа в музыкальном произведении.

Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.


В чём сила музыки

У

Текст

Осознаёт и рассказывает о влиянии музыки на человека.

Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Сравнивает музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Выявляет круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

Воспринимает и сравнивает музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Сотрудничает в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывает мнения своих товарищей.

Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос

Волшебная сила музыки

У

Синквейн

Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оценивает музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

Воспринимает и сопоставляет художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое – ложное, красивое – уродливое).

Исследует значение литературы для воплощения музыкальных образов. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.


Музыка объединяет людей

У

Ответы на вопросы

Рассказывает о влиянии музыки на человека. Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Приводит примеры преобразующего влияния в музыке. Сравнивает музыкальные произведения разных жанров и стилей. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Самостоятельная работа

НРК «Сказки народов Севера»

У

Текст

Умеет выразительно рассказывать сказки. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте сказки в жизни северных народов.


Урок-обобщение по теме: «Тысяча миров музыки»

У

тест

Обобщает пройденный материал I четверти. Контролирует и оценивает свою деятельность. Самостоятельно решает творческие задачи, высказывает свои впечатления о художественных произведениях, оценивая с художественно-эстетической точки зрения.

Тест, викторина

Единство музыкального произведения

У

Текст

Понимает значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.

Владеет отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос

«Вначале был ритм»

У

Одноминутное эссе

Понимает значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения. Рассуждает об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос

О чём рассказывает музыкальный ритм

У

Схема

Осознаёт интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).

Сравнивает и определяет музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Творчески интерпретирует содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. Воплощает творческие замыслы в многообразной художественной деятельности.

Устный опрос

НРК «Таёжные ритмы»

У

Текст

Осознаёт интонационно-образные, жанровые особенности музыки народов Севера. Воплощает творческие замыслы в многообразной художественной деятельности.

Взаимоопрос

Диалог метра и ритма

У

Таблица

Воспринимает разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

Воспринимает характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов – Л. Бетховена и А. Хачатуряна (с учётом критериев, представленных в учебнике). Узнаёт по характерным признакам (ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности. Понимает характерные особенности музыкального языка и передаёт их в эмоциональном исполнении.

Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос

От адажио до престо

У

Текст

Осознаёт интонационно-образные, жанровые и стилевые основы. Воспринимает характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С. Баха).

Воспринимает и сравнивает музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Наблюдает за развитием одного или нескольких образов в музыке.

Анализирует приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Воплощает творческие замыслы в многообразной художественной деятельности.

Систематизирует разнообразную информацию, полученную из других источников.

Устный опрос

Урок-обобщение по теме: «Ритм»

У

Тест

Тест

Мелодия – душа музыки

У

Текст

Осознаёт интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. Воспринимает характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф. Шуберта). Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта). Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос

Мелодией одной звучат печаль и радость

У

Ответы на вопросы

Осознаёт интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. Воспринимает и сравнивает различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений. Воспринимает и соотносит характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В.А. Моцарта). Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Взаимоопрос

Мелодия «угадывает нас самих»

У

Тест

Осознаёт интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. Воспринимает и узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П. Чайковского).

Осознанно исполняет произведение в своей исполнительной трактовке.

Оценивает качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Тест, музыкальная викторина

Что такое гармония в музыке

У

Текст

Понимает значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения. Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оценивает музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Находит ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства.

Интерпретирует вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос

Два начала гармонии

У

Текст

Воспринимает и осознаёт гармонические особенности музыкального произведения.

Сравнивает разнообразные мелодико-гармонические интонации в музыке. Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого (В.А. Моцарта). Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Устный опрос

Как могут проявляться выразительные возможности в гармонии

У

Одноминутное эссе

Воспринимает гармонические особенности музыкального произведения. Анализирует приёмы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении.

Сравнивает особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания. Самостоятельно решает творческие задачи.

Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Взаимоопрос

Красочность музыкальной гармонии

У

Тест

Узнаёт по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Н. Римского-Корсакова). Устанавливает ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

Наблюдает за развитием одного образа в музыке.

Рассуждает о яркости музыкальных образов в музыке. Воплощает творческие замыслы в многообразной художественной деятельности. Систематизирует разнообразную информацию, полученную из других источников.

Тест

Мир образов полифонической музыки

У

Текст

Осознаёт значение искусства в жизни современного человека. Анализирует аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве.

Воспринимает характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С. Баха, В.А. Моцарта). Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приёмам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И.С. Баха, В.А. Моцарта). Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос

Философия фуги

У

Синквейн

Воспринимает характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С. Баха). Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодико-гармонической организации, использованию полифонических приёмов и форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И.С. Баха). Находит ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Творчески интерпретирует содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности. Воплощает творческие замыслы в многообразной художественной деятельности


Какой бывает музыкальная фактура

У

Текст

Исследует разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях. Сравнивает музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения. Находит ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос

Пространство фактуры

У

Синквейн

Понимает значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения. Рассуждает о яркости образов в музыке. Творчески интерпретирует содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Самостоятельно решает творческие задачи.


Тембры - музыкальные краски

У

Текст

Исследует разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. Определяет тембры при прослушивании инструментальной музыки. Устанавливает внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос

Соло и тутти

У

Кроссворд

Исследует разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. Понимает значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения. Выявляет круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. Воплощает творческие замыслы в многообразной художественной деятельности.


НРК «Музыкальные инструменты ненецкого народа»

П

Муз. инструмент

Выявляет круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. Воплощает творческие замыслы в многообразной художественной деятельности.


Громкость и тишина в музыке

У

Текст

Устанавливает внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. Исследует разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. Анализирует приёмы развития художественного образа в музыкальном произведении. Рассуждает об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии. Самостоятельно решает творческие задачи.

Устный опрос

Тонкая палитра оттенков

У

Синквейн

Воспринимает и выявляет внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.

Исследует разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. Наблюдает за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем) в произведении.

Воплощает творческие замыслы в многообразной художественной деятельности.


По законам красоты

У

Тест

Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Рассуждает о преобразующем влиянии музыки. Воспринимает и сопоставляет художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое – ложное, глубинное - поверхностное). Находит ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Понимает характерные особенности музыкального языка. Воспринимает и сравнивает музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Устанавливает внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки. Творчески интерпретирует содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности. Воплощает творческие замыслы в многообразной художественной деятельности.

Тест

НРК «Песни родного города»

У

Ответы на вопросы

Творчески интерпретирует содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности. Высказывает личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

Устный опрос




Календарно-тематическое планирование

7 класс

Тема года «Содержание и форма в музыке»


Дата

Тема

Вид учебной деятельности

(У, УИ, УП)

Продукт


Планируемые результаты (предметные)

Форма контроля

«Магическая единственность» музыкального произведения

У

Текст

Наблюдает, сравнивает. Воспринимает музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

Устный опрос

Музыку трудно объяснить словами

У

Одноминутное эссе

Анализирует, сравнивает. Характеризует своё внутреннее состояние, свои чувства, рождённые музыкой

Устный опрос

Что такое музыкальное содержание

У

Ответы на вопросы

Высказывает своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. Формулирует своё отношение к изучаемым произведениям в невербальной форме.

Устный опрос, рисунок

Музыкальное содержание

У

Одноминутное эссе

Анализирует, делает выводы, отвечает на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Выявляет общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств

Устный опрос

Музыка, которую необходимо объяснить словами

У

Ответы на вопросы

Высказывает своё мнение, работает с текстом учебника, отвечает на поставленные вопросы. Выявляет общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Устный опрос, синквейн

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

У

Текст

Сравнивает, анализирует, делает выводы, отвечает на вопросы, высказывает собственную точку зрения.

Даёт характеристику образно-эмоционального содержания произведения, средств музыкальной выразительности, процесса развития музыкального образа.

Устный опрос

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова

У

Сочинение

Высказывает своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. Расширяет опыт творческой деятельности в процессе сочинения по заданным критериям.

Устный опрос

Когда музыка не нуждается в словах

У

Ответы на вопросы, тест

Сравнивает, анализирует, делает выводы, отвечает на вопросы, высказывает собственную точку зрения. Выявляет общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Тест, музыкальная викторина

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. Фон Караяна

У

Текст

Контролирует и оценивает свою деятельность. Оценивает качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Устный опрос

Лирические образы в музыке

У

Одноминутное эссе

Высказывает своё мнение, работает с текстом учебника, отвечает на поставленные вопросы. Выявляет связи музыки с жизнью.

Устный опрос, пластическое интонирование

Драматические образы в музыке

У

Текст

Работает с текстом учебника, выделяет главное, высказывает собственную точку зрения, отвечает на поставленные вопросы. Формулирует своё отношение к изучаемым произведениям в невербальной форме.

Устный опрос, рисунок

Эпические образы в музыке

У


Тест

Анализирует, делает выводы, отвечает на вопросы, высказывает собственную точку зрения. Слуховой контроль и самоконтроль за качеством своего вокального и хорового звучания.

Тест

«Память жанра»

У

Ответы на вопросы

Высказывает своё мнение, работает с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. Умеет представлять, каким должно быть звучание музыкального произведения в определённом жанре.

Устный опрос

Такие разные песни

У

Текст

Анализирует, сравнивает.

Совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции в процессе пения без сопровождения.

Устный опрос

Такие разные танцы

У

Ответы на вопросы

Анализирует, делает выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Совершенствует навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции в процессе пения без сопровождения.

Устный опрос

Такие разные марши

У

Тест

Сравнивает, сопоставляет.

Координирует свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивает свои возможности в решении творческих задач.

Тест

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

У

Текст

Высказывает своё мнение, работает с текстом учебника, отвечает на поставленные вопросы. Слушает особенностей формообразования.

Устный опрос

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание»

У

Одноминутное эссе

Высказывает своё мнение, работает с текстом учебника, отвечает на поставленные вопросы. Проводит связь выбора отдельных компонентов музыкальной ткани с жизненными истоками.

Устный опрос

От целого к деталям

У

Ответы на вопросы

Работает с текстом учебника, выделяет главное, высказывать собственную точку зрения, отвечает на поставленные вопросы. Выявляет общее и различное между произведениями разных композиторов.

Устный опрос

Какой бывает музыкальная композиция

У

Таблица

Высказывает своё мнение, работает с текстом учебника, отвечает на поставленные вопросы. Даёт характеристику средств музыкальной выразительности изучаемых произведений, своеобразия их мелодико-ритмических, синтаксических и жанрово-стилевых особенностей.

Устный опрос, просмотр видеофильма

Музыкальный шедевр в шестнадцать тактов

У

Таблица

Сравнивает, анализирует, делает выводы, отвечает на вопросы, высказывает собственную точку зрения. Выявляет связи музыки с жизнью.

Устный опрос, муз. экскурс

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

У

Текст

Сравнивает, анализирует, делает выводы, отвечает на вопросы, высказывает собственную точку зрения.

Выявляет общее и особенное между прослушанным произведением и произведениям и других видов искусства.

Устный опрос, буриме

Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки

У

Ответы на вопросы

Высказывает своё мнение, работает с текстом учебника, отвечает на поставленные вопросы. Характеризует своё внутреннее состояние, свои чувства, рождённые музыкой.

Устный опрос

Многомерность образа в форме рондо

У

Текст

Работает с текстом учебника, выделяет главное, высказывает собственную точку зрения, отвечает на поставленные вопросы. Совершенствует навыки: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции в процессе пения с сопровождением

Устный опрос, кроссворд

Многомерность образа в форме рондо

У

Ответы на вопросы

Работает с текстом учебника, выделяет главное, высказывает собственную точку зрения, отвечает на поставленные вопросы. Оценивает качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении

Устный опрос, рисунок

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

У

Таблица, тест

Анализирует, делает выводы, отвечает на вопросы, высказывает собственную точку зрения. Контролирует и оценивает свою деятельность.

Учится прослеживать процесс интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Музыкальная викторина;

Тест по теме: «Музыкальная композиция»

Знакомство с творчеством выдающихся исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого

У

Текст

Контролирует и оценивает свою деятельность.

Оценивает качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Устный опрос

Музыка в развитии

У

Синквейн

Анализирует, делает выводы, отвечает на вопросы, высказывает собственную точку зрения. Характеризует своё внутреннее состояние, свои чувства, рождённые музыкой.


Музыкальный порыв

У

Ответы на вопросы

Высказывает своё мнение, работает с текстом учебника, отвечает на поставленные вопросы. Выявляет общее и различное между произведениями разных композиторов

Устный опрос

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

У

Текст

Работает с текстом учебника, выделяет главное, высказывает собственную точку зрения, отвечает на поставленные вопросы. Выбирает сценические средства выразительности.

Устный опрос

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

У

Текст

Работает с текстом учебника, выделяет главное, высказывает собственную точку зрения, отвечает на поставленные вопросы. Находит варианты вокального исполнения эпизодов из оперы.

Устный опрос

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

У

Ответы на вопросы

Анализирует, делает выводы, отвечает на вопросы, высказывает собственную точку зрения. Находит варианты вокального исполнения эпизодов из оперы.

Взаимоопрос

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

У

Текст

Контролирует и оценивает свою деятельность. Оценивает качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Устный опрос

Заключительный урок по теме года «Содержание и форма в музыке»

У

Кроссворд

Контролирует и оценивает свою деятельность. Оценивает качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Музыкальная викторина, кроссворд






Календарно-тематическое планирование

8, 9 класс

Тема года «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»

Дата

Тема урока

Вид учебной деятельности (У, УИ, УП)

Продукт


Планируемые результаты (предметные)

Форма контроля

1 четверть

Музыка «старая» и «новая»

У

текст

1. Размышляет о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Рассуждает о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом

критериев, представленных в учебнике)

Беседа

пение

Настоящая музыка не бывает

«старой»

У

текст

1. Осваивает отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

2. Сравнивает по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Находит ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4. Сотрудничает со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

О традиции в музыке

Живая сила традиции

У

Текст

1. Рассуждает о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

3. Воспринимает музыкальные произведения с точки зрения единства и средств выражения.

4. Наблюдает за развитием одного образа в музыке

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Вечные темы в искусстве СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (6 ч)

Искусство начинается

с мифа


У

Таблица

1.Понимает роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.

2. Воспринимает и выявляет внешние связи между музыкой

и окружающим миром природы.

3. Осваивает отдельные образцы русской классической музыкальной школы


Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Мир сказочной

мифологии: опера

Н. Римского-

Корсакова

«Снегурочка»


У

Одноминутное эссе

1. Эмоционально воспринимает мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Воспринимает и оценивает музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3. Понимает характерные особенности музыкального языка.

4. Осваивает стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Языческая Русь в «Весне

священной» И. Стравинского


У

Ответы на вопросы

1. Исследует разнообразие музыки XX века.

2. Осознаёт интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Воспринимает и оценивает музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4. Осознаёт и рассказывает о влиянии музыки на человека.

5. Понимает характерные особенности музыкального языка

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

«Благословляю вас, леса...»


У

Текст

1. Эмоционально воспринимает мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Осознаёт интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Воспринимает и оценивает музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Осознаёт и рассказывает о влиянии музыки на человека.

5. Понимает характерные особенности музыкального языка.

6. Осваивает отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).

7. Понимает характерные черты музыки П. Чайковского

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Заключительный урок


У

тест

  1. Демонстрирует знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  2. Демонстрирует личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  3. Развивает умения и навыки хорового и ансамблевого пения

тест

Вторая четверть (8 ч) МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (10 ч)

«Благословляю вас, леса...» продолжение


У

Ответы на вопросы

1. Эмоционально воспринимает мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Осознаёт интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Воспринимает и оценивает музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Осознаёт и рассказывает о влиянии музыки на человека.

5. Понимает характерные особенности музыкального языка.

6. Осваивает отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).

7. Понимает характерные черты музыки П. Чайковского

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Образы радости в музыке


У

Одноминутное эссе

1. Осознаёт и рассказывает о влиянии музыки на человека.

2. Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Осознаёт интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.


Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

«Мелодией одной звучат печаль радость»



У

Текст

1. Выявляет круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.

2. Воспринимает и сравнивает особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.

3. Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А.Моцарта)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

«Мелодией одной звучат

печаль радость»

(продолжение)

У

Ответы на вопросы

1. Осознаёт интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

2. Воспринимает и сравнивает разнообразные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

3. Наблюдает за развитием одного или нескольких образов в музыке.

4. Анализирует приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

5. Воспринимает и сравнивает музыкальный язык в произведениях, включающих многомерное эмоциональное содержание.

6. Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, принципам развития) музыку отдельных выдающихся композиторов (С. Рахманинова, Д. Шостаковича)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

«Слезы людские, о слезы

людские...»


У

Текст

1. Осознаёт и рассказывает о влиянии музыки на человека.

2. Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознаёт интонационно-образные основы музыки


Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты


У

Синквейн

1. Осознаёт и рассказывает о влиянии музыки на человека.

2. Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознаёт интонационно-образные основы музыки.

5. Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Два пушкинских образа в музыке


У

Таблица

1.Оценивает музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

2. Воспринимает и оценивает музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Рассуждает о яркости и контрастности образов в музыке.

4. Наблюдает за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия музыкальных тем.

5. Воспринимает особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

6. Сравнивает музыкальный язык в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания.

7. Сотрудничает со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивает собственную точку зрения; учитывает мнения товарищей

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Два пушкинских образа в музыке (продолжение)


У

Текст

1. Выявляет возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

2. Воспринимает и сравнивает музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

3. Понимает стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Третья четверть (10 ч) МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (продолжение)

Трагедия любви в музыке.

П. Чайковский. «Ромео и

Джульетта»


У

Текст

1. Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

2. Воспринимает и оценивает музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Выявляет круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

4. Рассуждает о яркости и контрастности образов в музыке.

5. Воспринимает особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

6. Исследует многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7. Понимает характерные особенности музыкального языка.

8. Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Подвиг во имя свободы.

Л. Бетховен. Увертюра

«Эгмонт


У

Ответы на вопросы

1. Воспринимает и оценивает музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2. Выявляет круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

3. Анализирует и сравнивает приемы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм.

5. Воспринимает особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

6. Исследует многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7. Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Мотивы пути и дороги в русском искусстве



У

Схема

1.Выявляет и устанавливает ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Воспринимает и выявляет внешние и внутренние связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Исследует значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

4. Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова).

5. Самостоятельно подбирает музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

6. Использует образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ (5 ч)

Мир духовной музыки


У

Одноминутное эссе

1. Понимает значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Эмоционально воспринимает духовную музыку русских композиторов.

3. Оценивает музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознаёт интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

5. Осуществляет поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Колокольный звон на Руси

У

Ответы на вопросы

1. Выявляет возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

2. Понимает характерные особенности музыкального языка.

3. Находит ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4. Самостоятельно подбирает сходные поэтические произведения к изучаемой музыке

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Рождественская звезда


У

Текст

1. Оценивает произведения искусства с позиции красоты и правды.

2. Воспринимает и оценивает музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Эмоционально воспринимает художественные образы различных видов искусства.

4. Рассуждает о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого (с учетом критериев, представленных в учебнике)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

От Рождества до Крещений


У

Текст

1. Эмоционально воспринимает художественные образы различных видов искусства.

2. Рассуждает о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого.

3. Понимает значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

4. Самостоятельно подбирает сходные произведения искусства к изучаемой теме

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня


У

Синквейн

1. Понимает значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Рассуждает о своеобразии отечественной православной музыкальной культуры прошлого и настоящего

3. Самостоятельно подбирает произведения искусства к изучаемой теме с точки зрения содержательного сходства.

4. Использует ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений.

5. Творчески интерпретирует содержание изучаемой темы в изобразительной деятельности (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ (9 ч)

Как мы понимаем современность


У

Ответы на вопросы

1. Анализирует ь стилевое многообразие музыки XX века.

2. Воспринимает и оценивает музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3. Воспринимает и анализирует особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. Самостоятельно подбирает сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.

5. Использует образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Вечные сюжеты


У

Текст

1. Анализирует стилевое многообразие музыки XX века.

2. Понимает характерные особенности музыкального языка.

3. Воспринимает и сравнивает музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.

4. Самостоятельно подбирает историко-литературные произведения к изучаемой теме.

5. Использует образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.

6. Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов (А. Хачатуряна)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Четвертая четверть (8 ч) О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ (продолжение)

Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана


У

Текст

1. Анализирует стилевое многообразие музыки XX века.

2. Выявляет круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (частях музыкального произведения).

3. Наблюдает за сопоставлением контрастных музыкальных образов.

4. Понимает характерные особенности музыкального языка.

5. Воспринимает и сравнивает музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания.

6. Находит ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи.


Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов


У

Таблица

1. Анализирует стилевое многообразие музыки XX века.

2. Наблюдает за сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

3. Понимает характерные особенности музыкального языка.

4. Воспринимает и сравнивает музыкальный язык в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.

5. Самостоятельно подбирает музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

6. Использует образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Новые области в музыке XX века (джазовая музыка)


У

Ответы на вопросы

1. Ориентируется в джазовой музыке, называет ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

2. Высказывает собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки.

3. Самостоятельно исследует вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.

4. Использует образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Лирические страницы советской музыки


У

Одноминутное эссе

1. Анализирует стилевое многообразие музыки XX века.

2. Оценивает музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

3. Воспринимает и оценивает музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4. Выявляет и сравнивает круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (с учетом критериев, представленных в учебнике)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Диалог времен в музыке

А. Шнитке


У

Текст

1. Анализирует стилевое многообразие музыки XX века.

2. Высказывает собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Ориентируется в основных жанрах западноевропейских и отечественных композиторов (с учетом требований учебника).

4. Самостоятельно исследует художественные явления и факты в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

5. Использует образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

«Любовь никогда не перестанет»


У

Текст

1. Анализирует стилевое многообразие музыки XX века.

2. Рассуждает о своеобразии духовной и светской музыкальной культуры прошлого и настоящего (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Узнаёт по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Подводим итоги


У

Ответы на вопросы

1. Осознаёт значение музыкального искусства в жизни современного человека.

2. Рассуждает о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве.

3. Сотрудничает со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов учебника (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Заключительный урок


У

Тест

  1. Демонстрирует знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  2. Демонстрирует личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения

Викторина

тест






6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!