Данная рабочая программа по чтению для учащихся 9 класса разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г., рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
- учебник «Чтение 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» / Аксенова А.К. – М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как учащиеся коррекционных классов представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют учащиеся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени, как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героев с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг из школьной и городской библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
Умение передавать главную мысль произведения, оценивать поступки действующих лиц.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
№ пп | Тема урока | Содержание деятельности | Количество часов | Дата | Цель | Обязательный минимум ЗУН. | Вид контроля | Формы организации учебных занятий |
1 четверть (8 недель) – 24 часа |
I. Устное народное творчество – 15 часов |
1. | Устное народное творчество. | Чтение статьи об УНТ. | 1 | | Повторить жанры устного народного творчества. | Знать жанры УНТ | Устный опрос | Беседа |
2. | Пословицы и поговорки. | 1.Выставка книг по УНТ. 2.Словарь: былина, зачин, трёхкратные повторы. Диалоги. | 1 | | Учить отличать поговорки от пословиц. | Умение объяснять смысл пословиц. | Устный опрос | Самостоятельная работа |
3. | Русские народные песни. Колыбельные песни. | 1. Работа с иллюстрацией. 2.Словарь: колыбельная, угомон. Диалоги. | 1 | | Познакомить учащихся с колыбельной песней. | Умение рассказать о колыбельной песне. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
4. | «За морем синичка не пышно жила…» - (русская народная песня). | Словарь: вдовушка, чечётка, вертлявая. | 1 | | Учить выделять главную мысль произведеня. | Умение объяснить шутливый характер песни. | Устный опрос | Самостоятельная работа |
5 | Былины. «На заставе богатырской» - былина. | Иллюстрация, подстрочный словарь, план пересказа. | 1 | | Учить составлять характеристику главных героев. | Умение пересказать былину по плану. | Устный опроспересказ | Составление характеристики героя по плану |
6. | Былины. «На заставе богатырской» - былина. | Иллюстрация, подстрочный словарь, план пересказа. | 1 | | Характеристика главных героев. | Умение пересказать былину по плану | Устный опрос | Выборочное чтение |
7. | Малые жанры фольклора. Пословицы. | Чтение пословиц о мужестве и смелости. | 1 | | Учить объяснять смысл пословиц, уметь отличать их от поговорок. | Умение приводить примеры пословиц. | Устный опрос | Самостоятельная работа |
8. | Загадки – малый жанр УНТ. | Книга «Литература 5», страница 47. | 1 | | Повторить, что называется «загадкой» | Знать загадки, уметь приводить примеры. | Устный опрос | |
9 | «Сказка про Василису Премудрую». Часть 1-2 | 1.Работа с иллюстрациями, подстрочным словарём. 2.Пересказ сказки по плану. | 1 | | 1.Учить читать осознанно, соблюдая интонацию, паузы. 2. Составление характеристики главных героев. 3.Учить художественному пересказу. | Знать что такое зачин, концовка, к какому виду сказок относится «Сказка про Василису Премудрую». | Устный опроспересказ | Выборочное чтениеПересказ сказки по плану |
10 | «Сказка про Василису Премудрую». Часть 3-4. | 1.Работа с иллюстрациями, подстрочным словарём. 2.Пересказ сказки по плану. | 1 | | 1.Учить читать осознанно, соблюдая интонацию, паузы. 2. Составление характеристики главных героев. 3.Учить художественному пересказу. | Знать что такое зачин, концовка, к какому виду сказок относится «Сказка про Василису Премудрую». | Устный опрос | Выборочное чтениеПересказ сказки по плану |
11 | Отзыв по сказке «Сказка про Василису Премудрую». | План составления отзыва по сказке. | 1 | | Развитие связной речи учащихся. | Умение составлять простые и сложные предложения. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
12 | «Лиса и тетерев»- русская народная сказка. | 1.Работа с иллюстрацией. 2.Анализ пословицы: Речи, как мёд, а дела, как полынь. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. 3. Чтение сказки по ролям. | 1 | | 1. Учить чтению по ролям, соблюдая интонацию. | Знать характерные особенности скозоко животных, уметь приводить примеры сказок. | Устный опроспересказ | Выборочное чтениеЧтение сказки по ролям. |
13. | Живопись В.М. Васнецова на темы былин и русских сказок. | Репродукции картин В.М. Васнецова на темы русских народных сказок. Стр.113-114 | 1 | | Познакомить учащихся с картинами знаменитых художников. | Умение составлять связный текст. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
14 | Внеклассное чтение «В гостях у сказки». | 1.Русские народные сказки, сказки народов мира, литературные сказки – выставка. | 1 | | 1. Формирование навыка самостоятельного чтения. 2. Учить аналитическому чтению. | Умение рассказывать о разных видах сказок, приводить примеры. | Устный опроспересказ | Викторина |
15 | Внеклассное чтение «В гостях у сказки». Просмотр видеофильма | Просмотр видеофильма «Морозко» | | | | Умение делиться впечатлениями о фильме | Устный опрос | Индивидуальная работа |
II. Из произведений русской литературы XIX века – 40 часов |
16 | В.А. Жуковский – биография. | Портрет автора. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Умение рассказать о творчестве писателя. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
17 | «Три пояса» - В.А. Жуковский. Ч.1 | 1.Работа с подстрочным словарём. 2.Чтение сказки по ролям. | 1 | | 1.Учить составлять характеристику главных героев. 2. Учить пересказу по плану. 3.Чтение по ролям. | 1.Умение объяснять смысл слов Людмилы, с каким жанром можно их сравнить. | Устный опрос | Выборочное чтение.Чтение сказки по ролям. |
18 | «Три пояса» - В.А. Жуковский. Ч.2 | 1.Работа с подстрочным словарём. 2.Чтение сказки по ролям. | 1 | | 1. Составление характеристикиглавных героев 2 части. 2. Пересказ по плану. 3.Чтение по ролям. | 2. Умение рассуждать на тему: «Что важнее для семейной жизни: физическая красота и богатство невесты или её душевная красота?» | Устный опроспересказ | .Чтение сказки по ролям. |
19 | «Три пояса» - В.А. Жуковский. Ч.3 | 1.Работа с подстрочным словарём. 2.Чтение сказки по ролям. | 1 | | 1. Составление характеристики главных героев 3 части. 2. Пересказ по плану. 3.Чтение по ролям. | 2. Умение передать при чтении простоту и искренность интонации Людмилы | Устный опрос | Выборочное чтение |
20 | Отзыв по сказке «Три пояса» | План составления отзыва по сказке. | 1 | | Развитие связной речи учащихся. | Умение составлять простые и сложные предложения. | Устный опрос | Составление плана отзыва |
21 | И.А. Крылов - биография. | Портрет, папка «архитектурные памятники, текст пятиминутки. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Умение рассказать об интересных страницах жизни И.А. Крылова. | Устный опрос | Самостоятельная работа |
22 | И.А. Крылов «Кот и Повар». | Банк рисунков, иллюстрация, подстрочный словарь. | 1 | | Учить объяснять смысл басен И.А. Крылова. | Умение рассуждать над жизненностью басен И.А. Крылова. | Устный опрос конкурс чтецов | Индивидуальная работа |
23 | А.С. Пушкин - биографические справки. | Портрет А.С. Пушкина, книги автора, репродукция картины Н.Н. Ге «И. Пущин в селе Михайловском». | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Знать основные этапы творчества А.С.Пушкина, произведения поэта. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
24 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь первая | 1. Работа с иллюстрацией, подстрочным словарём. 2. Просмотр видеофильма по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | | 1.Учить выразительному чтению. 2. Учить составлять характеристику главных героев. Обосновывать своё отношение к ним. 3. Учить пересказу по иллюстрации. 4.Учить работе с подстрочным словарём. | 1.Умение описать каждого из претендентов на руку Людмилы, подтвердив словами из текста. 2. Уметь рассказывать о встрече Руслана с головой. 3. О Руслане и Людмиле. | Устный опрос выразит. чтение | Самостоятельная работа |
Итого за 1 четверть – 24 часа |
II четверть (8 недель) – 24 часа |
25 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь вторая | 1. Работа с иллюстрацией, подстрочным словарём. | 1 | | 2. Учить составлять характеристику главных героев. Обосновывать своё отношение к ним. 3. Учить пересказу по иллюстрации. 4.Работа с подстрочным словарём. | Об отношениях Руслана и Людмилы. Уметь выразить отношение Пушкина к своей героине | Устный опросвыразит.чтение | Самостоятельная работа |
26 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Продолжение чтения «Песнь вторая» | 1. Работа с иллюстрацией, подстрочным словарём. | 1 | | 2. Учить составлять характеристику главных героев. Обосновывать своё отношение к ним. 3. Учить пересказу по иллюстрации. 4.Работа с подстрочным словарём. | Об отношениях Руслана и Людмилы. Уметь выразить отношение Пушкина к своей героине | Устный опросвыразит.чтение | Индивидуальная работа |
27 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь третья | 2. Просмотр видеофильма по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | | 2. Составление характеристики главных героев. 3.Учить художественному пересказу. | Умение делиться впечатлениями о фильме | Устный опросвыразит.чтение | Самостоятельная работа |
28 | Отзыв по сказке А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | План составления отзыва по сказке. | 1 | | Развитие связной речи учащихся. | Умение составлять простые и сложные предложения. | | Составление плана отзыва |
29 | А.С. Пушкин - «Барышня – крестьянка». Часть 1 | 1.Чтение отрывков по ролям. 2. Пересказ отрывка текста к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план ответа. | 1 | | 1.Познакомить с понятием «повесть». 2. Выделение главной мысли произведения. 3. Учить пересказу по плану. 4.Учить выразительному чтению диалога. 5.Учить обосновывать своё отношение к главным героям. | 1.Умение рассказать о воспитании Лизы. 2. Об отношениях Лизы и Насти. 3.Встреча Лизы с сыном и отцов Берестовыми. 4. Умение объяснить смысл повести в названии произведения. | Устный опрос | Чтение отрывков по ролям |
30 | А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Часть 2 | 1.Чтение отрывков по ролям. 2. Пересказ отрывка текста к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план ответа. | 1 | | 2. Выделение главной мысли произведения. 3. Учить пересказу по плану. 4.Учить выразительному чтению диалога. 5.Учить обосновывать своё отношение к главным героям. | 2. Об отношениях Лизы и Насти. 4. Умение объяснить смысл повести в названии произведения. | Устный опроспересказ | Чтение отрывков по ролям |
31 | А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Часть 3 | 1.Чтение отрывков по ролям. 2. Пересказ отрывка текста к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план ответа. | 1 | | 2. Выделение главной мысли произведения. 3. Учить пересказу по плану. 4.Учить выразительному чтению диалога. 5.Учить обосновывать своё отношение к главным героям. | 2. Чтение разговора Лизы и Насти по ролям 4. Умение передать при чтении характерный говор Насти. | Устный опроспересказ | Выборочное чтениеЧтение отрывков по ролям |
32 | А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Часть 3 | 1.Чтение отрывков по ролям. 2. Пересказ отрывка текста к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план ответа. | 1 | | 2. Выделение главной мысли произведения. 3. Учить пересказу по плану. 4.Учить выразительному чтению диалога. 5.Учить обосновывать своё отношение к главным героям. | 1.Чтение отрывка о событии, помирившем Берестова и Муромского. 2.Что нового узнали о Лизе | Устный опроспересказ | Чтение отрывков по ролям |
33 | Отзыв по повести А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка». | 1.Составление плана. | 1 | | Учить составлять связный текст. | Умение коллективно составлять отзыв по прочитанному произведению. | | Составление плана |
34 | М.Ю. Лермонтов. Биографические справки. | Портрет М.Ю. Лермонтова, книги автора, текст пятиминутки. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Знать основные этапы творчества поэта. | Устный опрос | Самостоятельная работа |
35 | М.Ю. Лермонтов «Баллада». | 1.Иллюстрации, подстрочный словарь. 2. Выразительное чтение баллады. | 1 | | Учить объяснять взаимоотношения людей в балладе. | Умение рассказать о взаимоотношениях девушки и юноши; можно ли добиться любви, выполнив любое желание возлюбленной? | Устный опросвыразит.чтение | Индивидуальная работа |
36 | М.Ю. Лермонтов «Морская царевна». (В сокращении) | 1.Работа с иллюстрациями. 2. Работа с устаревшими словами. 3. Текст пятиминутки. | 1 | | Учить работе над выразительным чтением стихотворения. | Умение оценить поступок царевича, подкрепляя словами из текста. | Устный опросконкурс чтецов | Самостоятельная работа |
37 | Н.В. Гоголь – биографическая статья. | 1.Портрет Н.В. Гоголя. 2. Текст пятиминутки. 3.Выставка произведений автора. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Умение рассказывать, как Н.В. Гоголь работал над книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Устный опрос | Индивидуальная работа |
38 | Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Ч.1-Ганна | Иллюстрации, подстрочный словарь, репродукция с картины И.Н. Крамского «Русалки» | 1 | | 1. Учить составлять характеристику главных героев. 2.Формирования навыка работе с текстом. 3.Учить элементам инсценирования отрывка из повести. 4.Познакомить учащихся с устаревшими словами. | 1.Умение передать чувства Левко и Ганны друг к другу. 2. Умение высказывать своё Устный опросмнение по поводу несогласия отца Левко женить его на Ганне, подкрепляя словами из текста. | Устный опрос | Выборочное чтение |
39 | Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Ч.5 - Утопленница | Иллюстрации, подстрочный словарь, репродукциикартин | 1 | | 1. Составление характеристики главных героев. 2.Формирование навыка работы с текстом. 4.Познакомить учащихся с устаревшимисловами. | 1.Умение передать чувства Левко после пробуждения | Устный опроспересказ | Самостоятельная работа |
40 | Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Ч.6 - Пробуждение | Иллюстрации, подстрочный словарь, репродукциикартин | 1 | | 1. Составление характеристики главных героев. 2.Формирование навыка работы с текстом. 4.Познакомить учащихся с устаревшимисловами. | 1.Умение пересказать легенду, которую поведал Левко Ганне, от лица панночки. | Устный опроспересказ | Выборочное чтение |
41 | Отзыв по отрывкам из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». | 1. Работа в тетрадях. 2.Прослушивание увертюры к опере Н.А. Римского – Корсакова «Майская ночь». | 1 | | Учить составлению отзыва по плану. | Умение выделять главное из текста. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
42 | Н.А. Некрасов - биографические справки. | портрет Н.А. Некрасова, книги автора, текст для пятиминутки. | 1 | | Познакомить учащихся с основными вехами творчества поэта. | Знать основные этапы творчества поэта. | Устный опрос | беседа |
43 | Н.А. Некрасов «Рыцарь на час». (Отрывки). | 1. Работа в тетрадях. 2. Составление планастихов. | 1 | | Учить работе со стихотворным текстом. | Умение приводить описания из текста, характеризующие отношение к матери: её силу воли, стойкость, смирение, любовь к детям. | Устный опросвыразит.чтение | Выразительное чтение стихов |
44 | Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок). 1 часть | 1. Работа в тетрадях. 2. Выразительное чтение стихов. | 1 | | 1.Учить работе над средствами художественной выразительности. 2.Учить высказывать своё отношение к событиям, описанным автором. | Умение выразить отношение Саши к природе. | Устный опрос | Выразительное чтение стихов |
45 | Н.А.Некрасов «Саша» 2 часть | Деление текста стихотворения на части. | 1 | | Уметь передать при чтении частей грусть Саши, возмущение и гнев от работы мужиков | Умение выразить свое отношение к уничтожению лесов | Устный опросконкурс чтецов | Деление текста стихотворения на части. |
46 | А.А. Фет -биографическая заметка. | Портрет и стихи поэта. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Знать основные этапы творчества поэта. | Устный опрос | беседа |
47 | А.А. Фет «На заре ты её не буди». | Романс А.Е. Варламова «На заре ты её не буди». | 1 | | Учить выразительному чтению стихотворения: интонация, паузы, ударение. | Умение находить в тексте художественные определения, сравнения. | Устный опросвыразит.чтение | Самостоятельная работа |
48 | А.А. Фет «Помню я: старушка няня…». | 1. Работа со словарём. 2. Репродукция с картины Н.М. Ромадина «Разлив на Керженце». | 1 | | Учить высказывать своё отношение к тексту. | Умение объяснить о каком гадании идёт речь в стихотворении. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
Итого за 2 четверть – 24 часа |
III четверть (10 недель) – 30 часов |
49 | А.А. Фет «Это утро, радость моя…». | 1.Выразительное чтение стихотворения. 2. Описание весеннего пейзажа. | 1 | | Выучить наизусть 1 стихотворение А.А. Фета. | Знать признаки весны, уметь приводить примеры весенних примет из стихотворения. | Устный опросконкурс чтецов | Выразительное чтение |
50 | А.П. Чехов - биография. | 1.Портрет автора. 2.Текст пятиминутки. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Знать основные этапы творчества поэта, рассказы А.П.Чехова. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
51 | А.П. Чехов «Злоумышлен-ник». Ч.1. | 1.Подстрочный словарь 2.Работа с иллюстрацией. 3.Чтение по ролям. | 1 | | 1.Обучение аналитическому чтению. 2.Учить выражать своё отношение к событиям в тексте. | Уметь соотносить события в рассказе с действительностью наших дней (воровство металла) | Устный опрос | Чтение по ролям. |
52 | А.П. Чехов «Злоумышлен-ник». Ч.2 | 1.Подстрочный словарь 2.Работа с иллюстрацией. 3.Чтение по ролям. | 1 | | 1.Обучение аналитическому чтению. 2.Учить выражать своё отношение к событиям в тексте. | Уметь соотносить события в рассказе с действительностью наших дней | Устный опроспересказ | Чтение по ролям. |
53 | А.П. Чехов «Пересолил». Часть 1 | 1.План текста 2. Работа с иллюстрацией. 2. Чтение по ролям | 1 | | 1.Учить объяснять смысл названия произведения. 2.Выделять главную мысль произведения. 3.Пересказывать текст по плану. | Уметь объяснить смысл названия рассказа. | Устный опроспересказ | Чтение по ролям. |
54 | А.П. Чехов «Пересолил». Часть 2 | 1.План текста 2. Работа с иллюстрацией. 2. Чтение по ролям | 1 | | 2.Выделять главную мысль произведения. 3.Пересказывать текст по плану. | Уметь делить рассказ на части по плану | Устный опроспересказ | Выборочное чтениеЧтение по ролям. |
55 | Отзыв по отрывкам из рассказов А.П.Чехова | 1. Работа в тетрадях. | 1 | | Учить составлению отзыва по плану. | Умение выделять главное из текста. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
III. Из произведений русской литературы XX века (36часов) |
56 | А.М. Горький - биографические заметки. | Портрет автора, книги Горького. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Уметь рассказывать о поучительных страницах из жизни А.М. Горького. | Устный опрос | беседа |
57 | А.М. Горький «Песня о Соколе». Часть 1 | 1.Описание иллюстрации. 2. Работа с подстрочным словарём. | 1 | | 1.Учить выделять главную мысль произведения. 2.Формирование навыка работы с текстом | Умение находить определения из текста, характеризующие сокола | Устный опрос | Самостоятельная работа |
58 | А.М. Горький «Песня о Соколе». Часть 2 | Работа с подстрочным словарём. | 1 | | 1.Учить выделять главную мысль произведения. 2.Формирование навыка работы с текстом( нахождение в тексте художественных определений, сравнений) | Умение находить определения из текста, умение работать с текстом. | Устный опроспересказ | Выборочное чтение |
59 | Внеклассное чтение «Мой любимый герой». | Выставка читаемых книг. | 1 | | Учить составлять характеристику главного героя, высказывать своё отношение к нему и его поступкам. | Умение составлять устную характеристику главного героя. | Устный опрос | Составление характеристики героя по плану |
60 | В.В. Маяковский - биографические заметки. | Портрет В.В. Маяковского, стихи поэта. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Знать основные этапы творчества поэта. | Устный опрос | |
61 | Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче» - В.В. Маяковский. | 1.Выразительное чтение стихотворения. 2.Чтение по ролям. 3. Работа в тетради. | 1 | | Познакомить учащихся с произведениями В.Маяковского, учить находить в тексте художественные сравнения и определения. | Знать образные средства, используемые автором, умение пересказывать содержание стихотворения. | Устный опрос | Чтение по ролям. |
62 | Творчество М.И. Цветаевой. | Портрет М. И. Цветаевой, стихи, тетради. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Знать основные этапы творчества поэта. | Устный опрос | Самостоятельная работа |
63 | Внеклассное чтение «Мои интересы». | Выставка книг по интересам. | 1 | | Развитие связной речи учащихся. | Умение рассказать о любимой книге. | Устный опрос | беседа |
64 | Проверка техники чтения. | Художественная литература. | 1 | | Проверка ЗУН. | Умение читать выразительно, четко проговаривая слова. | | Индивидуальная работа |
65 | К.Г.Паустовс- кий - о творчестве писателя. | Портрет и книги писателя. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Знать основные этапы творчества поэта. | Устный опрос | беседа |
66 | К.Г. Паустовский «Стекольный мастер». Ч. 1 | Иллюстрация, подстрочный словарь. | 4 | | 1.Формирование читательской самостоятельности 2. Учить работе с новыми словами. 3. Учить выделять главную мысль произведения. 4. Учить выражать своё отношение к событиям в произведении. | Умение рассказать об особенности произведения (Сам автор является действующим лицом рассказа) | Устный опроспересказ | Выборочное чтение |
67 | К.Г. Паустовский «Стекольный мастер». Ч.2 | Иллюстрация, подстрочный словарь. | | | 1.Формирование читательской самостоятельности 2. Учить работе с новыми словами. 3. Учить выражать своё отношение к событиям в произведении. | Умение найти в тексте описание внука бабки Гани. | Устный опроспересказ | Выборочное чтение |
68 | К.Г. Паустовский «Стекольный мастер». Ч.3 | Иллюстрация, подстрочный словарь. | | | 1.Формирование читательской самостоятельности 2. Учить работе с новыми словами. 3. Учить выражать своё отношение к событиям в произведении. | Умение определить, в чём заключается основная идея произведения | Устный опрос | Выборочное чтение |
69 | Вн.чт.К.Г. Паустовский. «Старый повар». | Работа над трудными словами по тексту | | | Иллюстрации к произведению | Умение давать связные ответы на вопросы, пересказывать, выделять главную мысль произведения. | Устный опроспересказ | Составление характеристики героя по плану |
70 | С.А. Есенин – биографические справки. | Портрет поэта и его стихи. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Знать основные этапы творчества поэта. | Устный опрос | беседа |
71 | С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1.Обсуждение репродукции с картины Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка» | 1 | | Выучить стихотворение наизусть. | Умение рассказать чему посвящено стихотворение, подтвердив словами из текста. | Устный опросконкурс чтецов | Самостоятельная работа |
72 | Сочинение по картине. | Репродукция с картины В.Д. Поленова «Ранний снег». | 1 | | 1.Учить работе над планом. Развитие речи учащихся. | Умение составлять связный рассказ | | Самостоятельная работа |
73 | С.А. Есенин «Собаке Качалова». | 1.Выразительное чтение стихотворения 2.Рассуждение над прочитанным | 1 | | 1.Учить находить в тексте художественные определения. | Умение описывать своё настроение от прочитанного стихотворения | Устный опросвыразит.чтение | Выразительное чтение стихотворения |
74 | М.М. Шолохов - биографические справки. | Портрет, книги автора. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | Знать основные этапы творчества поэта. | Устный опрос | беседа |
75 | М.А. Шолохов «Судьба человека» Ч.1 | 1. Чтение по ролям диалог Андрея Соколова и лагерфюрера. 2.Пересказ отрывка к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план письменного.изложения. | 4 | | 1.Учить художественному пересказу по плану. 2. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. | Умение описать мужественный характер Андрея Соколова. | Устный опроспересказ | Выборочное чтениеЧтение по ролям |
76 | М.А. Шолохов «Судьба человека» Ч.2 | 1. Чтение по ролям диалог Андрея Соколова и лагерфюрера. 2.Пересказ отрывка к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план письменного.изложения. | 4 | | 1.Учить художественному пересказу по плану. 2. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. 3.Учить составлять характеристику главного героя. | Умение составлять план отрывка «Побег из плена». Пересказ его содержимого поплану. | Устный опроспересказ | Выборочное чтениеЧтение по ролям |
77 | М.А. Шолохов «Судьба человека» Ч.3 | 1. Чтение по ролям диалог Андрея Соколова и лагерфюрера. 2.Пересказ отрывка к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план письменного.изложения. | 4 | | 1.Учить художественному пересказу по плану. 2. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. 3.Учить составлять характеристику главного героя. 4.Обоснование своего отношения к главному герою. | Умение излагать письменно краткий пересказ по плану | Устный опроспересказ | Чтение по ролям |
78 | Отзыв по отрывкам из повести М.А.Шолохова «Судьба человека» | 1. Работа в тетрадях. | 1 | | Учить составлению отзыва по плану. | Умение выделять главное из текста. | | Самостоятельная работа |
Итого за 3 четверть – 30 часов |
IV четверть (8 недель) – 24 часа |
79 | Е.И. Носов - биографические заметки. | Портрет и книги писателя, текст пятиминутки. | 1 | | Познакомить с жизнью и творчеством писателя. | Знать основные этапы творчества поэта. | Устный опрос | |
80 | Е.И. Носов «Трудный хлеб». Ч.1 | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа с подстрочным словарём. | 3 | | Учить объяснять смысл названия рассказа. | Умение объяснить смысл названия произведения. | Устный опроспересказ | Выборочное чтение |
81 | Е.И. Носов «Трудный хлеб». Ч.2 | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа с подстрочным словарём. | 3 | | Учить составлять характеристику главного героя, опираясь на текст. Учить выделять главную мысль рассказа. | Умение коллективно составлять характеристикигероев | Устный опроспересказ | Составление характеристики героя по плану |
82 | Отзыв по отрывкам из рассказа «Трудный хлеб» | 1. Работа в тетрадях. | 1 | | Учить составлению отзыва по плану. | Умение выделять главное из текста. | | Выборочное чтение |
83 | Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». | Портрет поэта, репродукция с картины И. Левитана «Озеро». | 1 | | Познакомить учащихся с творчеством поэта, его отношением к малой родине. | Умение описать то чувство, которое преобладает в стихотворении, подкрепив словами из текста. | Устный опросвыразит.чтение | Самостоятельная работа |
84 | Н.М. Рубцов «Русский огонёк». | 1. Работа с иллюстрацией. 2. Словарь | 1 | | Учить анализу стихотворного текста. | Умение аргументировать свою точку зрения по поводу неуверенного ответа автора на вопрос : «Будет ли война?» | Устный опросконкурс чтецов | Анализ стихотворения |
85 | Н.М. Рубцов «Зимняя песня». | 1.Текст пятиминутки. 2. Работа в тетради. | 1 | | Учить выразительному чтению. | Умение объяснить словами из стихотворения, что позволяет поэту забыть о нелёгкой жизни. | Устный опрос | Самостоятельная работа |
86 | Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава 1 | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа со словарём. 3. Чтение по ролям. | 1 | | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | 1.Умение описать главного героя и историю, произошедшую с ним. | пересказ | Чтение по ролям. |
87 | Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава 2 | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа со словарём. 3. Чтение по ролям. | 1 | | 1. Учить составлять характеристику главного героя, опираясь на текст. 2. Учить выделять главную мысль рассказа. | 1.Умение описать главного героя 2. Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав. | Устный опроспересказ | Чтение по ролям. |
88 | Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава 3 Парочка поросят | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа со словарём. 3. Чтение по ролям. | 1 | | 1. Учить составлять характеристику главного героя, опираясь на текст. 3. Учить выделять главную мысль главы рассказа. | 1.Умение описать главного героя 2. Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав. | Устный опроспересказ | Чтение по ролям. |
89 | Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава 4-5 | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа со словарём. 3. Чтение по ролям. | 1 | | 1. Учить составлять характеристику главного героя, опираясь на текст. 2. Учить выделять главную мысль главы рассказа. 3. Учить художественному пересказу по плану. | 1.Умение описать главного героя 2. Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав. | Устный опроспересказ | Чтение по ролям. |
90 | Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава 6-7 | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа со словарём. 3. Чтение по ролям. | 1 | | 1. Учить составлять характеристику главного героя, опираясь на текст. 3. Учить выделять главную мысль рассказа. 4. Учить художественному пересказу по плану. 5. Обоснование своего отношения к главному герою. | 1.Умение описать 2. 2.Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав. | Устный опроспересказ | Выборочное чтениеЧтение по ролям. |
91 | Внеклассное чтение «Героическое прошлое России». | Книги о героическом прошлом нашей родины. | 1 | | Формирование чувства патриотизма к своей родине. | Умение рассказывать о произведениях, о ВОВ. | Устный опрос | Самостоятельная работа |
IV. Из произведений зарубежной литературы (11 часов) |
92 | Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд». | 1.Портрет Стивенсона, иллюстрация. 2. Выразительное чтение баллады. | 1 | | Познакомить учащихся с балладой Стивенсона. | Умение рассуждать на тему жестокости. | Устный опрос | Выборочное чтение |
93 | Эрнест Сетон-Томпсон «Снап». Часть 1 | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 3.Составить план рассказа, озаглавив первую часть. | 1 | | 1. Учить выделять главную мысль 1 части рассказа. 2. Учить художественному пересказу по плану. 3.Воспитание бережного отношения к животным. 4.Учить выражать своё отношение к поступкам людей. | 1.Умение описывать первое знакомство автора со щенком. 2. Описание поведения щенка на ферме. | Устный опроспересказ | Выразительное чтение баллады. |
94 | Эрнест Сетон-Томпсон «Снап». Часть 2 | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2 Иллюстрации, подстрочный словарь. 3.Составить план рассказа, озаглавив 2 часть. | 1 | | 1. Учить выделять главную мысль 2 части рассказа. 2. Учить художественному пересказу по плану. 3.Воспитание бережного отношения к животным. 4.Учить выражать своё отношение к поступкам людей. | Чтение по ролям разговора братьев Пенруф и их отца | Устный опроспересказ | Выборочное чтение |
95 | Эрнест Сетон-Томпсон «Снап». Часть 3 | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2.Иллюстрации, подстрочный словарь. 3.Составить план рассказа, озаглавив 3 часть. | 1 | | 1. Учить выделять главную мысль3 части рассказа. 2. Учить художественному пересказу по плану. 3.Воспитание бережного отношения к животным. 4.Учить выражать своё отношение к поступкам людей. | Умение составлять план рассказа, его пересказ по составленному плану | Устный опрос | Самостоятельная работа |
96 | Отзыв по отрывкам из рассказа «Снап» | 1. Работа в тетрадях. | 1 | | Учить составлению отзыва по плану. | Умение выделять главное из текста. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
97 | Джеральд Даррелл «Живописный жираф». Ч. 1 | 1.Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 2. Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану. | 1 | | 1.Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. 2.Учить выделять главную мысль части 1 рассказа. | Умение описывать взаимоотношения животных. | Устный опроспересказ | Выборочное чтение |
98 | Джеральд Даррелл «Живописный жираф». Ч. 2 | 1Иллюстрации, подстрочный словарь. | 1 | | 1.Учить выделять главную мысль 2 части рассказа. 2. Учить художественному пересказу по плану. 3. Учить описывать взаимоотношения животных. | Умение описывать взаимоотношения животных. | Устный опроспересказ | Составление характеристики героя по плану |
99 | ДжеральдДаррелл «Живописный жираф». Ч. 3 | 1.Иллюстрации, подстрочный словарь. | 1 | | 2.Учить выделять главную мысль 3 части рассказа. 3. Учить художественному пересказу по плану. 4. Учить описывать взаимоотношения животных. | Умение описывать взаимоотноше-ния животных. | Устный опрос | Самостоятельная работа |
100 | Джеральд Даррелл «Живописный жираф». (В сокращении). | Иллюстрации, подстрочный словарь. | 1 | | 2.Учить выделять главную мысль рассказа. 3. Учить художественному пересказу по плану. 4. Учить описывать взаимоотношения животных. | Умение составлять сравнительную характеристику | Устный опрос | Выборочное чтение |
101 | Контрольные вопросы и задания. | Тетради для контрольных работ. | 1 | | Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков. | Умение ориентиро-ваться в тексте. | Устный опрос | Индивидуальная работа |
102 | Итоговый урок. Техника чтения. | Рекомендательный список литературы на лето. | 1 | | | | | Индивидуальная работа |
| Итого за IVчетверть – 24 часа |
| Итого за год – 102 часа |