Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
«Утверждаю»: «Согласовано»:
Директор школы: Зам. директора по УВР:
_________ /Шунина С.М./
___________ /Гареева Л.Н./
« » августа 2023 г. « » августа 2023 г.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Чтение и развитие речи» в 3 классе (VIII вид)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Мурзагалиева З. М.,
учитель начальных классов
с. Кротовка
2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Чтение и развитие речи» В.В.Воронковой // «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы». М.: Просвещение. 2013г., Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии), календарным учебным графиком работы школы на 2023-2024 учебный год; учебным планом школы на 2023-2024 учебный год; расписанием занятий на 2023-2024 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК
Программа В.В.Воронковой «Чтение и развитие речи» // «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы». М.: Просвещение. 2013г.,
Чтение: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Автор – составитель С. Ю. Ильина: - «Просвещение», 2011
Соответствие Федеральному Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся VIII вида 3 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение и развитие речи».
Программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся VIII вида 3 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки чтения и развития речи проводятся 2 раза в неделю. Чтение и развитие речи как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Структурно и содержательно программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся VIII вида 3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи во 2 классе, уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе и рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Изучение чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направленно на достижение следующих задач:
◦ Формирование навыков сознательного, правильного чтения по слогам;
◦ Усвоение содержания читаемого и анализ произведений;
◦ Формирование познавательной деятельности;
◦ Развитие речи;
◦ Обогащение и уточнение словарного запаса;
◦ Обучение правильному построению предложения.
Основная цель – научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 ч в неделю, 34 рабочих недели, согласно календарного учебного графика работы школы на 2023-2024 учебный год и расписания занятий на 2023-2024 учебный год.
Общая характеристика предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с проблемами в развитии. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в развитии.
Целью занятий является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе. С перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомство с лучшими , доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Содержание программного материала.
Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом (учителем).
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Для реализации программного содержания используются:
Формы, методы, приемы, технологии.
Методы обучения: словесные (постановка познавательной задачи, поиск способа решения познавательной задачи, формулирование выводов); практические(работа с учебником, с тетрадью, со словарями); репродуктивные; исследовательские; проблемные; частично – поисковые; наглядные.
Приемы: организационные (беседа, ответы с места, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение), технические (работа с таблицами, работа по карточками), логические (сравнение, обобщение, классификация, применение правила на практике в условиях разной степени сложности).
Технологии: применение дидактических игр, личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно – коммуникативные технологии.
Коррекционные задания:
- Ориентироваться в своей системе знаний.
- Ориентироваться в учебнике.
- Различать звуки на слух и в произношении.
- Коррекция основных мыслительных видов деятельности, путем группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
- Коррекция мыслительной деятельности путем выполнения заданий, обобщение понятий.
- Коррекция мыслительной деятельности, в частности операций синтеза, при выполнении заданий на составление целого из частей.
Тематический план разделов учебного курса
Чтение и развитие речи 3 класс (68 ч.)
№ п/п | Учебный раздел | Кол-во часов |
1 | О школе и школьниках. | 7 ч |
2 | Листьям – время опадать. | 7 ч |
3 | Верные помощники. | 7 ч |
4 | Крылатые друзья. | 7 ч |
5 | Здравствуй, Зимушка-зима! | 7 ч |
6 | Сказочные истории. | 5 ч |
7 | Трудолюбие – это клад. | 7 ч |
8 | Настали дни весенние. | 7 ч |
9 | Вот такие истории. | 7 ч |
10 | Летняя пора. | 7 ч |
Итого: 68 ч. |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 3 классе на 2023-2024 учебный год. (Количество часов – 68ч в год; в неделю - 2 часа)
№ п\п | Тема урока | Дата | Коррекционные задания |
1 | О школе и школьниках (7 ч) В. Суслов «Веселый звонок» | | Ориентироваться в учебнике. Различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу. |
2 | Б. Заходер «Перемена» | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
3 | В. Голявкин «Не везет» | | Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту |
4 | И. Молчанов-Сибирский «Есть ли время для задачек?» | | Ориентироваться в учебнике. |
5 | По С. Багрову «Чужая отметка» | | Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты. |
6 | Я. Аким «Митины каникулы» | | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. |
7 | С. Михалков «Могут даже у ребят…» | | Ориентироваться в учебнике. |
| Листьям – время опадать (7 ч) |
8 | К. Бальмонт «Осень» | | Различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу. |
9 | По С. Багрову «Поспела брусника!» | | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
10 | По А. Баркову «Золотая осень у тихих дорог» | | Коррекция мыслительной деятельности, в частности операций синтеза, при выполнении заданий на составление целого из частей. |
11 | М. Исаковский «Родное» | | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
12 | И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!» | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
13 | По Ю. Ковалю «Листобой» | | Ориентироваться в учебнике. |
14 | По К. Паустовскому «Первый снег» | | Коррекция основных мыслительных видов деятельности, путем группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями |
| Верные помощники (7 ч) |
15 | Русская народная сказка «Волк и лиса» | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
16 | Русская народная песенка «Козёл» | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
17 | Русская народная песенка «Как у нашего кота…» | | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
18 | В. Бианки «Кошкин питомец» | | Ориентироваться в учебнике. Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
19 | Русская народная «Колыбельная песенка» | | |
20 | Русская народная сказка «Собака и волк» | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
21 | По Г. Снегирёву «Верблюжья варежка» | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
| Крылатые друзья (7 ч) |
22 | Закличка. Русская народная потешка. | | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
23 | Белорусская песенка «Воробей». Н. Рубцов «Воробей» | | Ориентироваться в учебнике. |
24 | По Н. Коростелёву «Наша Галя» | | Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту |
25 | По А. Баркову «Внезапное открытие» | | Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту |
26 | С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. Ориентироваться в своей системе знаний. |
27 | По Н. Сладкову «Говорящие яички» | | Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту |
28 | По Т. Чинаревой «Угощенье для синиц» | | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
| Здравствуй, Зимушка-зима! (7 ч) |
29 | И. Бунин «Первый снег» | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
30 | По Р. Погодину «Неприятностей не оберешься» | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
31 | Г. Скребицкий «Зима» | | Ориентироваться в учебнике. |
32 | И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
33 | По Ю. Ковалю «Снегири и коты» | | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
34 | По В. Голявкину «Как я встречал Новый год» | | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
35 | В. Орлов «Снежная баба» | | Ориентироваться в учебнике. |
| Сказочные истории (5 ч) |
36 | Таджикская сказка «Три арбузных семечка» | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
37 | Английская сказка «Дочка пекаря» | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
38 | Литовская сказка «Алмазный топор» | | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
39 | Дагестанская сказка «Львиная доля» | | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
40 | Латышская сказка «В шутку едим, в шутку работаем» | | Ориентироваться в учебнике. |
| Трудолюбие – это клад (7 ч) |
41 | Русские народные потешки «Стучит, бренчит на улице…», «Тит, а Тит!..» | | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
42 | Венгерская песенка «Пирог». | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
43 | Русская народная сказка «Колосок» | | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
44 | Русская народная сказка «По работе и награда» | | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
45 | С. Маршак «Сказка про двух лодырей» | | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
46 | Р. Абдрахманов «Новая перина» | | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
47 | По Е. Пермяку «Хитрый коврик» | | Ориентироваться в учебнике. |
| Настали дни весенние! (7 ч) |
48 | Заклички о весне | | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
49 | По Л. Толстому «Солнце – тепло» | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
50 | Г. Витез «Весна подарила» | | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
51 | По А. Баркову «Березовый сок» | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
52 | К. Ушинский «Пчелки на разведках» | | Ориентироваться в учебнике. |
53 | А. Седугин «Тихо-тихо» | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
54 | Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях» | | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
| Вот такие истории (7 ч) |
55 | В. Азбукин «Пример аккуратности» | | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
56 | Е. Пермяк «Случай с кошельком» | | Ориентироваться в учебнике. |
57 | По С. Лежневой «Как Вовка праздновал день рождения» | | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
58 | Е. Серова «Ябеда» | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
59 | В. Осеева «Хорошее» | | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
60 | Г. Ладонщиков «Чай с вареньем» | | Ориентироваться в учебнике. |
61 | По В. Сутееву «Мешок яблок» | | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
| Летняя пора (7 ч) |
62 | Т. Шорыгина «В лесу» | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
63 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» | | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
64 | З. Александрова «Одуванчик» | | |
65 | Арсений М-ий «Светлячок» | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
66 | Заклички | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
67 | Э. Шим «Крот и заяц» | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
68 | В. Голявкин «Ника на даче» | | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
| ИТОГО: | 68ч | |
Лист фиксации изменений и дополнений в рабочую программу
Дата внесения изменения | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |