Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 5 от 20.05.2016г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _________ А.И. Артюкова ______________2016г. | Приложение № 12 к образовательной программе основного общего образования приказ № 444 от 31.08. 2016г. |
Принята педагогическим советом МБОУ СОШ №32 протокол № 9 от 30 .08.2016
Адаптированная индивидуальная рабочая программа
Наименование учебного предмета | Биология |
Ступень образования, класс | | Вторая, 8е класс, домашнее обучение (Кинзибаев Артур) |
Уровень общего образования | основное общее образование |
Срок реализации программы, учебный год | 1 год, 2016-2017 учебный год |
Количество часов по плану (в год, в неделю) | 70 часов в год, 2 часа в неделю |
Планирование составлено на основе: | примерной программы основного общего образования по биологии, разработанной на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом № 1089 Министерства РФ от 05.03.2004г., авторской программы В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой |
Учебник | Биология. Человек. 8класс. М., Дрофа, 2010 -2012, Н.И. Сонин, М.Р. Сапин |
Рабочую программу составил (учитель) | Гапоненко О.К. |
Рабочая программа по биологии составлена для учащегося 8 е класса, Кинзибаева Артура находящегося на домашнем обучении на основании заключения врачебной комиссии № 460 от 20.06. 2016 г и приказа № 90 от 31.08.2016 г, разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089,
Примерной программы основного общего образования по биологии 2004г.;
Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 6-11классы.М.:Дрофа, 2010,
учебного плана МБОУ СОШ №32 на 2016-2017 учебный год.
Цели и задачи программы.
Цель: обеспечить целостный процесс обучения курса биологии 8-го класса для ученика, находящегося на домашнем обучении.
Задачи:
Адаптировать курс биологии 7-го класса к индивидуальным возможностям ученика, находящегося на домашнем обучении;
Развитие коммуникативных умений, повышение уровня владения устной и письменной речью, саморефлексивных качеств ребенка.
Планируемые результаты обучения по биологии в 8 классе.
Учащийся должен знать:
основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
особенности строения и жизнедеятельности клетки;
особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
биологический смысл разделения функций и органов;
как обеспечивается целостность организма;
интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
о строении и функциях органов размножения;
элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях;
биологические термины.
Учащийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от окружающей среды, проявления иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять их результаты;
распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов человека;
сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе их сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в природе, влияние собственных поступков на живые организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм;
выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и
отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
пользоваться медицинским термометром;
объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
Содержание программы учебного предмета
1. Место человека в системе органического мира
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
2. Происхождение человека
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
4. Общий обзор строения и функций организма человека
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Ткани организма человека
Распознавание на таблицах органов и систем органов
Измерение роста и массы своего организма
5. Координация и регуляция
Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения головного мозга (по муляжам)
Изучение изменения размера зрачка
6. Опора и движение
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида отдельных костей
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц
7. Внутренняя среда организма
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
8. Транспорт веществ
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы.
Изучение строения клеток крови под микроскопом.
Определение пульса в разных условиях.
Первая помощь при кровотечениях.
Измерение кровяного давления
9. Дыхание
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы.
Определение частоты дыхания
10. Пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные и практические работы.
Действие ферментов слюны на крахмал
Определение норм рационального питания
11. Обмен веществ и энергии
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
12. Выделение
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
Демонстрация модели почек.
13. Покровы тела
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Лабораторные работы. Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро- и микроскопическое).
Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
14. Размножение и развитие
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
15. Высшая нервная деятельность
Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
16. Человек и его здоровье.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Лабораторная работа
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
Повторение
Календарно-тематический план
Раздел 1: Место человека в системе органического мира. Происхождение человека.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата Корректировки |
1. | Место человека в органическом мире. | | |
2-3. | Происхождение человека. Этапы становления. | | |
4. | Расы человека, их происхождение и единство. (семинар) | | |
Раздел 2: Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата корректировки |
5. | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | | |
Раздел 3: Общий обзор строения и функций организма человека.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата корректировки |
6. | Клеточное строение организма | | |
7. | Ткани, эпителиальная, соединительная. | | |
8. | Ткани. Мышечная, нервная. Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека» | | |
9. | Органы системы органов. Организм. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов». | | |
10. | Практическая работа №2 «Измерение массы и роста своего организма» | | |
Раздел 4: Координация и регуляция
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата корректировки |
11. | Гуморальная регуляция. | | |
12. | Нервная система. Строение и значение. | | |
13. | Спинной мозг. Строение и функции | | |
14. | Строение и функции головного мозга. | | |
15. | Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа №2 «Изучение строения головного мозга человека» | | |
16. | Полушария большого мозга. | | |
17. | Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Практическая работа №3 «Изучение измерения размера зрачка» | | |
18. | Анализаторы слуха и равновесия. Гигиена слуха. | | |
19. | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус. | | |
20. | Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. | | |
21. | Обобщение по теме «Координация и регуляция» | | |
Раздел 5: Опора и движение.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата корректировки |
22. | Строение и свойства костей Практическая работа №4 «Изучение внешнего вида отдельных костей». | | |
23. | Типы соединения костей, Рост костей. | | |
24. | Скелет человека его строение и значение. | | |
25. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | | |
26. | Мышцы, их строение и функции. Практическая работа №5 «Выявление статической и динамической работы на утомление мышц» | | |
27. | Работа мышц | | |
28. | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. | | |
29. | Обобщение по теме «Опора и движение» | | |
Раздел 6: Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата корректировки |
30. | Внутренняя среда организма, её значение. Плазма крови. | | |
31. 32. | Форменные элементы крови. Лабораторная работа №3 «Строение клеток крови под микроскопом» | | |
33. | Иммунитет. Переливание крови. Группы крови. | | |
34. | Строение органов кровообращения. | | |
35. | Работа сердца. Лабораторная работа №4 «Подсчет пульса при разных условиях» | | |
36. | Движение крови и лимфы в организме Практическая работа №6 «Измерение кровяного давления» | | |
37. | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их профилактика. Лабораторная работа№5 «Первая помощь при кровотечениях». | | |
38. | Обобщение по теме: «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» | | |
Раздел 7: Дыхание
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата корректировки |
39. | Дыхание, строение органов дыхания | | |
40. | Газообмен в легких и тканях. | | |
41-42. | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №6 «Определение частоты дыхания» | | |
43. | Заболевания органов дыхания, их предупреждение | | |
Раздел 8: Пищеварение
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата корректировки |
44. | Пищевые продукты. Питательные вещества. | | |
45-46 | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал» | | |
47. | Пищеварение в желудке и кишечнике | | |
48. | Всасывание. Гигиена питания. | | |
49. | Практическая работа №7«Определение норм рационального питания» | | |
Раздел 9: Обмен веществ и энергии. Выделение.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата корректировки |
50. | Пластический и энергетический обмен. | | |
51. | Витамины. | | |
52. | Выделение. Строение и работа почек | | |
53. | Образование мочи. Заболевания почек, их предупреждение | | |
Раздел 10: Покровы тела. Размножение и развитие.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата корректировки |
54. | Строение и функции кожи. Гигиена кожи | | |
55. | Роль кожи в терморегуляции организма. | | |
56. | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | | |
57. | Половая система человека | | |
58. | Развитие человека. Возрастные процессы. | | |
59. | Обобщающий урок по теме: «Покровы тела» | | |
Раздел 11: Высшая нервная деятельность (5часов). Человек и его здоровье
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата корректировки |
60. | Рефлекс – основа нервной деятельности. | | |
61. | Торможение, его виды и значение | | |
62. | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | | |
63. | Особенности высшей нервной деятельности. | | |
64. | Типы нервной деятельности. | | |
65. | Здоровье и влияющие на него факторы. Вредные привычки. | | |
67. | Укрепление здоровья. | | |
67. | Правила поведения человека в окружающей среде. | | |
68. | Практическая работа №8 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | | |
69. | Повторение по теме «Координация и регуляция» | | |
70. | Повторение по теме «Внутренняя среда организма» | | |