СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащегося с ОВЗ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учащегося с ОВЗ, находящегося на домашнем обучении, программа содержиит пояснительную записку, КТП

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащегося с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № 5

от 20.05.2016г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_________ А.И. Артюкова

______________2016г.

Приложение № 12

к образовательной программе

основного общего образования

приказ № 444 от 31.08. 2016г.



Принята педагогическим советом МБОУ СОШ №32 протокол № 9 от 30 .08.2016

Адаптированная индивидуальная рабочая программа

Наименование учебного предмета

Биология



Ступень образования, класс


Вторая, класс, домашнее обучение (Кинзибаев Артур)


Уровень общего образования

основное общее образование


Срок реализации программы, учебный год

1 год, 2016-2017 учебный год


Количество часов по плану (в год, в неделю)

70 часов в год, 2 часа в неделю


Планирование составлено на основе:


примерной программы основного общего образования по биологии, разработанной на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом № 1089 Министерства РФ от 05.03.2004г., авторской программы В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой


Учебник

Биология. Человек. 8класс. М., Дрофа, 2010 -2012, Н.И. Сонин, М.Р. Сапин


Рабочую программу составил (учитель)

Гапоненко О.К.

Рабочая программа по биологии составлена для учащегося 8 е класса, Кинзибаева Артура находящегося на домашнем обучении на основании заключения врачебной комиссии № 460 от 20.06. 2016 г и приказа № 90 от 31.08.2016 г, разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089,

Примерной программы основного общего образования по биологии 2004г.;

Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 6-11классы.М.:Дрофа, 2010,

учебного плана МБОУ СОШ №32 на 2016-2017 учебный год.

Цели и задачи программы.

Цель: обеспечить целостный процесс обучения курса биологии 8-го класса для ученика, находящегося на домашнем обучении.

Задачи:

  • Адаптировать курс биологии 7-го класса к индивидуальным возможностям ученика, находящегося на домашнем обучении;

  • Развитие коммуникативных умений, повышение уровня владения устной и письменной речью, саморефлексивных качеств ребенка.

  1. Планируемые результаты обучения по биологии в 8 классе.

Учащийся должен знать:

  • основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);

  • особенности строения и жизнедеятельности клетки;

  • особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;

  • биологический смысл разделения функций и органов;

  • как обеспечивается целостность организма;

  • интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;

  • о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);

  • как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;

  • о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;

  • о строении и функциях органов размножения;

  • элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;

  • элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;

  • основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

  • приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях;

  • биологические термины.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от окружающей среды, проявления иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять их результаты;

  • распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе их сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в природе, влияние собственных поступков на живые организмы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;

  • соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм;

  • выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и

отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;

  • оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;

  • пользоваться медицинским термометром;

  • объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;

  • готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

Содержание программы учебного предмета

1. Место человека в системе органического мира

Человек как часть живой природы, место человека в систе­ме органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и жи­вотных.

2. Происхождение человека

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы челове­ка, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, ил­люстраций представителей различных рас человека.

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физио­логи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и фи­зиологов.

4. Общий обзор строения и функций организма человека

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, со­единительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Ткани организма человека

Распознавание на таблицах органов и систем органов

Измерение роста и массы своего организма

5. Координация и регуляция

Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гумораль­ная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Централь­ная и периферическая нервные системы. Вегетативная и со­матическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения головного мозга (по муляжам)

Изучение изменения размера зрачка

6. Опора и движение

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с тру­довой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Забо­левания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основ­ные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение фи­зической культуры и режима труда в правильном формирова­нии опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распи­лов костей; приемов оказания первой помощи при поврежде­ниях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида отдельных костей

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

7. Внутренняя среда организма

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятель­ности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лей­коциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Груп­пы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

8. Транспорт веществ

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы.

Изучение строения клеток крови под микроскопом.

Определение пульса в разных условиях.

Пер­вая помощь при кровотечениях.

Измерение кровяного давления

9. Дыхание

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Ор­ганы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные дви­жения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцита­ми и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное ды­хание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстри­рующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы.

Определение частоты дыхания

10. Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность че­ловека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеваре­ние. Строение и функции органов пищеварения. Пищеваритель­ные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их преду­преждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравле­ний, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические работы.

Действие ферментов слюны на крахмал

Определение норм рационального питания

11. Обмен веществ и энергии

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пласти­ческий и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болез­ни органов выделения, их предупреждение.

Демонстрация модели почек.

13. Покровы тела

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и пер­вая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Лабораторные работы. Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро- и микро­скопическое).

Приемы наложения повязок на условно пораженный учас­ток кожи.

14. Размножение и развитие

Система органов размножения; строение и гигиена. Опло­дотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15. Высшая нервная деятельность

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельнос­ти и поведения человека. Познавательные процессы. Тормо­жение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.

16. Человек и его здоровье.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Лабораторная работа

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

Повторение

  1. Календарно-тематический план

Раздел 1: Место человека в системе органического мира. Происхождение человека.

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата

Корректировки

1.

Место человека в органическом мире.



2-3.

Происхождение человека. Этапы становления.



4.

Расы человека, их происхождение и единство. (семинар)



Раздел 2: Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата корректировки

5.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.



Раздел 3: Общий обзор строения и функций организма человека.

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата корректировки

6.

Клеточное строение организма



7.

Ткани, эпителиальная, соединительная.



8.

Ткани. Мышечная, нервная. Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека»



9.

Органы системы органов. Организм. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов».



10.

Практическая работа №2 «Измерение массы и роста своего организма»



Раздел 4: Координация и регуляция

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата корректировки

11.

Гуморальная регуляция.



12.

Нервная система. Строение и значение.



13.

Спинной мозг. Строение и функции



14.

Строение и функции головного мозга.



15.

Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа №2 «Изучение строения

головного мозга человека»



16.

Полушария большого мозга.



17.

Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Практическая работа №3

«Изучение измерения размера зрачка»



18.

Анализаторы слуха и равновесия. Гигиена слуха.



19.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.



20.

Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.



21.

Обобщение по теме «Координация и регуляция»



Раздел 5: Опора и движение.

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата корректировки

22.

Строение и свойства костей Практическая работа №4 «Изучение внешнего вида

отдельных костей».



23.

Типы соединения костей, Рост костей.



24.

Скелет человека его строение и значение.



25.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.



26.

Мышцы, их строение и функции. Практическая работа №5

«Выявление статической и динамической работы на утомление мышц»



27.

Работа мышц



28.

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.



29.

Обобщение по теме «Опора и движение»



Раздел 6: Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.

п/п

Тема урока

Дата по плану


Дата корректировки

30.

Внутренняя среда организма, её значение. Плазма крови.



31.

32.

Форменные элементы крови. Лабораторная работа №3 «Строение клеток крови под микроскопом»



33.

Иммунитет. Переливание крови. Группы крови.



34.

Строение органов кровообращения.



35.

Работа сердца. Лабораторная работа №4 «Подсчет пульса при разных условиях»



36.

Движение крови и лимфы в организме Практическая работа №6 «Измерение кровяного давления»



37.

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их профилактика.

Лабораторная работа№5 «Первая помощь при кровотечениях».



38.

Обобщение по теме: «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»



Раздел 7: Дыхание

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата корректировки

39.

Дыхание, строение органов дыхания



40.

Газообмен в легких и тканях.



41-42.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная

работа №6 «Определение частоты дыхания»



43.

Заболевания органов дыхания, их предупреждение



Раздел 8: Пищеварение

п/п

Тема урока

Дата по плану


Дата корректировки

44.

Пищевые продукты. Питательные вещества.



45-46

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал»



47.

Пищеварение в желудке и кишечнике



48.

Всасывание. Гигиена питания.



49.

Практическая работа №7«Определение норм рационального питания»



Раздел 9: Обмен веществ и энергии. Выделение.

п/п

Тема урока

Дата по плану


Дата корректировки

50.

Пластический и энергетический обмен.



51.

Витамины.



52.

Выделение. Строение и работа почек



53.

Образование мочи. Заболевания почек, их предупреждение



Раздел 10: Покровы тела. Размножение и развитие.

п/п

Тема урока

Дата по плану


Дата корректировки

54.

Строение и функции кожи. Гигиена кожи



55.

Роль кожи в терморегуляции организма.



56.

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.



57.

Половая система человека



58.

Развитие человека. Возрастные процессы.



59.

Обобщающий урок по теме: «Покровы тела»



Раздел 11: Высшая нервная деятельность (5часов). Человек и его здоровье

п/п

Тема урока

Дата по плану


Дата корректировки

60.

Рефлекс – основа нервной деятельности.



61.

Торможение, его виды и значение



62.

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.



63.

Особенности высшей нервной деятельности.



64.

Типы нервной деятельности.



65.

Здоровье и влияющие на него факторы. Вредные привычки.



67.

Укрепление здоровья.



67.

Правила поведения человека в окружающей среде.



68.

Практическая работа №8 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов

риска на здоровье»



69.

Повторение по теме «Координация и регуляция»



70.

Повторение по теме «Внутренняя среда организма»