
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Виленкина Н. Я., М.: Мнемозина, 2012г.
Данный курс ставит своей целью воспитание у обучаемых средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюции математических идей; развитие навыков вычислений с натуральными числами; освоение навыков действий с десятичными дробями; формирование умений: использование букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составление уравнений, построение геометрических фигур, измерение геометрических величин.
С целью реализации принципа компетентностного подхода к обучению программа курса математики 6 класса дополнена вопросами наглядно – практической геометрии и элементами статистики, комбинаторики и теории вероятностей (в программе они выделены курсивом).
Количество часов по плану: Настоящая программа раскрывает содержание обучения математики учащихся в 6 классах занимающихся на дому. Она рассчитана на 3 ч/нед. (105 ч/год). Сокращение часов происходит за счёт уменьшения отведённого времени на каждую тему, а так же объединения и сокращения контрольных работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
правила выполнения действий с заданными числами;
свойства арифметических действий;
понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности;
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Арифметика
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
решать линейные уравнения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;
решать линейные уравнения;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Геометрия
уметь
распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать изученные геометрические фигуры;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
распознавания логически некорректных рассуждений;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание |
1 | Повторение курса математики 5 класса | 7 часов | Действия с натуральными числами. Действия с обыкновенными дробями (с одинаковыми знаменателями). Действия с десятичными дробями. Наглядная геометрия. Результат: • Уметь выполнять действия с натуральными числами. • Уметь выполнять действия с обыкновенными (с одинаковыми знаменателями) и десятичными дробями. • Уметь выполнять действия с десятичными дробями. • Владеют навыками построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. • Уметь решать текстовые задачи. • Распознавать геометрические фигуры и тела. |
2 | Делимость чисел | 12 часов | Делимость натуральных чисел. Делимость произведения. Делимость суммы и разности Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10, 4, 25. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Результат: • Усвоить понятия "делитель" и "кратное". • Познакомиться с понятиями "наибольший общий делитель" и "наименьшее общее кратное". • Познакомиться с признаками делимости. • Уметь разлагать число на множители |
3 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 11 часов | Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Результат: Уметь сокращать дроби. Уметь приводить дроби к наименьшему общему знаменателю. При выполнении арифметических действий с дробями и смешанными числами сочетать устные и письменные приемы вычислений. |
4 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 19 часов | Умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по его части. Результат: Уметь выполнять умножение и деление дробей. Уметь находить часть от целого и целое по его части. Уметь применять распределительный закон умножения при действиях с дробями. Уметь решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. |
5 | Отношения и пропорции | 14 часов | Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Результаты: Усвоить основное свойство пропорции. Познакомиться с понятиями и формулами длины окружности и площади круга. Уметь решать задачи с помощью пропорций и задачи на проценты. Уметь решать практические задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимости. Распознавать геометрические тела: сфера и шар, виды симметрии. |
6 | Положительные и отрицательные числа | 10 часов | Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Результат: Уметь изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. Уяснить понятие модуля числа и его геометрический смысл. Уметь находить модуль любого числа Уметь сравнивать числа. |
7 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 8 часов | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Результат: Уметь выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов. |
8 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 9 часов | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Результат: Уметь выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Уметь выполнять арифметические действия с рациональными числами. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов. |
9 | Решение уравнений | 7 часов | Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Результат: Уметь решать линейные уравнений и уравнения, сводящиеся к ним. Уметь выполнять простейшие преобразования выражений при решении уравнений. Уметь выполнять арифметические действия с рациональными числами. Понимать, как используются уравнения; уметь применять их для решения математических и практических задач. |
10 | Координаты на плоскости | 8 часов | Параллельные и перпендикулярные прямые (знакомство). Декартовы координаты на плоскости. Координаты точки. Результат: Уметь распознавать параллельные и перпендикулярные прямые, различать их взаимное расположение. Уметь определять координаты точки плоскости. Уметь строить точки с заданными координатами. Уметь строить фигуры по точкам. |
Критерии оценивания
Контрольная работа.
Контрольные работы проводятся: входная, в конце четверти или триместра, а также после изучения темы (тематическая).
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью (100%)
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
работа выполнена верно в объёме 90-80%;
допущена одна-две ошибки или два-три недочёта в рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным видом проверки.
Отметка «3» ставится, если:
выполнено верно от 50% до 80% объёма работы;
допущено 2-4 ошибки, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
объём правильно выполненной работы ниже 50%;
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Тестовые задания оцениваются по определённой шкале с учётом уровня сложности заданий.
При оценке выполнения олимпиадных заданий необходимо учитывать не только уровень сложности заданий, но и творческий потенциал ребёнка, самостоятельность мышления, неординарность подхода к решению поставленной задачи.
Критерии оценивания творческого проекта и его защиты
Оценка пояснительной записки проекта (до 12 баллов) |
1 | Общее оформление | |
2 | Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта | |
3 | Сбор информации по теме проекта. Анализа прототипов | |
4 | Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи | |
5 | Выбор технологии изготовления изделия | |
6 | Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления | |
7 | Разработка конструкторской документации, качество графики. | |
8 | Описание изготовления изделия | |
9 | Описание окончательного варианта изделия |
10 | Эстетическая оценка выбранного варианта | |
11 | Экономическая и экологическая оценка готового изделия |
12 | Реклама изделия |
Оценка изделия (до 14 баллов) |
1 | Оригинальность конструкции | |
2 | Качество изделия |
3 | Соответствие изделия проекту |
4 | Практическая значимость |
Оценка защиты проекта (до 24 баллов) |
1 | Формулировка проблемы и темы проекта | |
2 | Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи |
3 | Описание технологии изготовления изделия |
4 | Четкость и ясность изложения |
5 | Глубина знаний и эрудиция |
6 | Время изложения |
7 | Самооценка |
8 | Ответы на вопросы |
Итого (до 50 баллов) | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Формы и виды контроля | Дата |
План | Факт |
Повторение курса математики 5 класса (7 ч.) |
-
| Повторение. Дроби. Арифметические действия с дробями. | Текущий | | |
-
| Повторение. Дроби. Арифметические действия с дробями. | Текущий | | |
-
| Повторение. Решение уравнений. | Текущий | | |
-
| Повторение. Проценты. | Текущий | | |
-
| Повторение. Проценты. | Текущий | | |
-
| Повторение. Решение задач. | Текущий | | |
-
| Входной контроль | Входной Контр.раб | | |
Делимость чисел (12 ч) |
-
| Делители и кратные. | Текущий | | |
-
| Делители и кратные. | Текущий | | |
-
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | Текущий | | |
-
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | Текущий | | |
-
| Признаки делимости на 9 и на 3. | Текущий | | |
-
| Признаки делимости на 9 и на 3. Самостоятельная работа | Текущий Самост.раб | | |
-
| Простые и составные числа. | Текущий. | | |
-
| Разложение натурального числа на простые множители. | Текущий | | |
-
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | Текущий | | |
-
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Самостоятельная работа | Текущий Самост.раб | | |
-
| Наименьшее общее кратное. | Текущий | | |
-
| Наименьшее общее кратное. | Текущий | | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (11 ч.) |
-
| Основное свойство дроби. | Текущий | | |
-
| Сокращение дробей. | Текущий | | |
-
| Сокращение дробей. | Текущий | | |
-
| Приведение дробей к общему знаменателю. | Текущий | | |
-
| Приведение дробей к общему знаменателю. Тест | Текущий Тест | | |
-
| Сравнение дробей с разными знаменателями. | Текущий | | |
-
| Сравнение дробей с разными знаменателями. Самостоятельная работа | Текущий Самост.раб | | |
-
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | Текущий | | |
-
| Контрольная работа №2 по теме: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.» | Текущий Контр.раб | | |
-
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Самостоятельная работа | Текущий Самост.раб | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | Текущий | | |
Умножение и деление обыкновенных дробей (19 ч) |
-
| Умножение дробей. | Текущий | | |
-
| Умножение дробей. | Текущий | | |
-
| Нахождение дроби от числа. | Текущий | | |
-
| Нахождение дроби от числа. | Текущий | | |
-
| Применение распределительного свойства умножения. | Текущий | | |
-
| Применение распределительного свойства умножения. | Текущий | | |
-
| Применение распределительного свойства умножения. | Текущий | | |
-
| Контрольная работа №3 по темам: «Умножение дробей» | Текущий Контр.раб | | |
-
| Взаимно обратные числа. | Текущий | | |
-
| Взаимно обратные числа. Тест | Текущий Тест | | |
-
| Деление. | Текущий | | |
-
| Деление. | Текущий | | |
-
| Деление. | Текущий | | |
-
| Контрольная работа №4 по теме: «Деление дробей». | Текущий Контр.раб | | |
-
| Нахождение числа по его дроби. | Текущий | | |
-
| Нахождение числа по его дроби. | Текущий | | |
-
| Нахождение числа по его дроби. Самостоятельная работа | Текущий Самост.раб | | |
-
| Дробные выражения. | Текущий | | |
-
| Дробные выражения. | Текущий | | |
Отношения и пропорции (14 ч) |
-
| Отношения. | Текущий | | |
-
| Отношения. Самостоятельная работа. | Текущий Самост.раб | | |
-
| Пропорции. | Текущий | | |
-
| Пропорции. Тест | Текущий Тест | | |
-
| Прямая и обратная пропорциональная зависимости. | Текущий. | | |
-
| Прямая и обратная пропорциональная зависимости. | Текущий | | |
-
| Контрольная работа №5 по темам: «Отношения и пропорции», «Умножение и деление дробей». | Текущий Контр.раб | | |
-
| Масштаб. | Текущий | | |
-
| Масштаб. | Текущий | | |
-
| Длина окружности и площадь круга. | Текущий | | |
-
| Длина окружности и площадь круга. Самостоятельная работа. | Текущий Самост.раб | | |
-
| Шар. | Текущий | | |
-
| Шар. | Текущий | | |
-
| Контрольная работа №6 по теме: «Длина окружности и площадь круга. Шар». | Текущий Контр.раб | | |
Положительные и отрицательные числа (10 ч) |
-
| Координаты на прямой. | Текущий | | |
-
| Координаты на прямой. | Текущий | | |
-
| Противоположные числа. | Текущий | | |
-
| Противоположные числа. | Текущий | | |
-
| Модуль числа. | Текущий | | |
-
| Модуль числа. | Текущий | | |
-
| Сравнение чисел. | Текущий | | |
-
| Сравнение чисел. | Текущий | | |
-
| Изменение величин. | Текущий | | |
-
| Контрольная работа №7 по теме: «Положительные и отрицательные числа». | Текущий Контр.раб | | |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (8 ч) |
-
| Сложение чисел с помощью координатной прямой. | Текущий | | |
-
| Сложение чисел с помощью координатной прямой. | Текущий | | |
-
| Сложение отрицательных чисел. | Текущий | | |
-
| Сложение отрицательных чисел. | Текущий | | |
-
| Сложение чисел с разными знаками. | Текущий | | |
-
| Вычитание. | Текущий | | |
-
| Вычитание. Тест | Текущий Тест | | |
-
| Контрольная работа №7 по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | Текущий Контр.раб | | |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (9 ч) |
-
| Умножение. | Текущий | | |
-
| Умножение. Тест | Текущий Тест | | |
-
| Деление. | Текущий | | |
-
| Деление. Самостоятельная работа | Текущий Самост.раб | | |
-
| Рациональные числа. | Текущий | | |
-
| Рациональные числа. | Текущий | | |
-
| Свойства действий с рациональными числами | Текущий | | |
-
| Свойства действий с рациональными числами | Текущий | | |
-
| Контрольная работа №8 по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | Текущий Контр.раб | | |
Решение уравнений (7 ч.) |
-
| Раскрытие скобок. | Текущий | | |
-
| Коэффициент. | Текущий | | |
-
| Коэффициент. Самостоятельная работа | Текущий Самост.раб | | |
-
| Подобные слагаемые. | Текущий | | |
-
| Контрольная работа №9 по теме: «Раскрытие скобок. Подобные слагаемые». | Текущий Контр.раб | | |
-
| Решение уравнений. | Текущий | | |
` | Решение уравнений. | Текущий | | |
Координаты на плоскости (8 ч.) |
-
| Перпендикулярные прямые. | Текущий | | |
-
| Параллельные прямые. | Текущий | | |
-
| Координатная плоскость. | Текущий | | |
-
| Столбчатые диаграммы. | Текущий | | |
-
| Столбчатые диаграммы. Практическая работа | Текущий . Практ.раб | | |
-
| Графики. | Текущий | | |
-
| Контрольная работа №10 по теме: «Координаты на плоскости и решение уравнений». | Текущий Контр.раб | | |
-
| Итоговый контроль | Итоговый Контр.раб | | |
Материально – техническое обеспечение.
Литература
Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2007. (М: Мнемозина, 2007)
Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000. – № 2. – с.13-18.
Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. М., «Дрофа», 2002.
Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119
Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике 6. М: «Просвещение», 2005 [32]
Дорофеев Г.В. Математика 6, Дидактический материал. М: «Дрофа», 2005 [10]
Дорофеев Г.В. Математика 6, Рабочая тетрадь. М: «Дрофа», 2005 [11]
Кузнецова Л.В. Математика 5-6. Контрольные работы, М: Дрофа», 2005 [115]
Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия (учебное пособие для соросовских школ). М:Мирос, 1995 [22]
Короткова Л., Савинцева Н. Тесты. Математика, 6. Рабочая тетрадь. М: «Айрис Пресс», 2001 [86]
Альхова Е.Н, Епифанова О.П. Тесты. Математика 6., Рабочая тетрадь 1,2. Саратов:
«Лицей», 2006 [94]
Гришина И.В, Листова Е.В. 6 класс. Тесты в 2 частях, Саратов: «Лицей», 2007 [105]
Азевич А.И. Рубежные тестовые работы по математике для 5-9 кл. М: «Школа Пресс», 2002 [99]
Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Наглядная геометрия 6. Тетрадь для учащихся.
Саратов: «Лицей», 2001 [101]
Савин А.П. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Математика. М: «АСТ», 1998 [30]
Максимовская М.А. Тесты по математике М: Олимп, 2003 [128]
Электронные учебные пособия
Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2002.
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
Математика 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
УМК «Живая математика» KCP Technologies, версия 4
ПК «Математика на компьютерах 5-6», ООО "Издательство "СМИО Пресс"
«1С: Математический конструктор 3.0»
Программный комплекс «Координатная плоскость»
«Графический редактор Math Graf».