Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______/Н.К.Сальникова/ Протокол № ____ от «27» августа 2014 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 12» _____/В.Т.Мугаффарова/ «03» сентября 2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 12» _____/Н.А. Калинина/ Приказ № 155 от «05» сентября 2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
группы дополнительного образования
учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
г.Альметьевска Республики Татарстан
Ахметшиной Альбины Раушановны
6 класс
«Занимательная математика»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________ от
« 28 » августа 2014г.
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. №68-ЗРТ «Об образовании»
Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» города Альметьевск Республики Татарстан на 2014/2015 учебный год;
Расписание уроков муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» города Альметьевск РТ на 2014/2015 учебный год;
Годовой-календарный учебный график муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» города Альметьевск РТ на 2014/2015 учебный год.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-6 классах.
Для занятий математического кружка «Занимательная математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи.
Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5-6 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).
Цель:
привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
повышение математической культуры ученика;
воспитание настойчивости, инициативы.
Организация работы кружка.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре, а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.
Основные требования к программе кружка:
связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
использование занимательности;
использование исторического материала;
решение нестандартных, олимпиадных задач;
учет желаний учащихся;
наличие необходимой литературы у учителя.
Методы работы:
Формы работы:
групповые занятия;
индивидуальные занятия
Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
Основные формы проверки знаний:
Прогнозируемые результаты:
Решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
Решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
Проведение и успешное участие в математических соревнованиях
Содержание программы.
1.Числа и вычисления (8 ч.).
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.
2.Геометрические фигуры (5 ч.)
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
3.Ребусы. Кроссворды (5 ч.)
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
4.Логические задачи (8 ч.)
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.
5.Решение задач (8 ч.)
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.
Учебно-методическое и программное обеспечение:
Математика в стихах. 5-11 класс. Панишева О.В.. 2013 – 219с.
Дроби и проценты. 5-7 класс. Минаева С.С. 2012 – 128с.
Задачи на смекалку. 5-6 класс. И.Ф.Шарыгин. А.В.Шевкин. 2013 – 95с.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| I. Числа и вычисления. | 8 часов | | |
1. | Греческая и римская нумерация. | 1 час | 8.09 | |
2. | Индийская и арабская система исчисления. | 1 час | 15.09 | |
3. | Древнерусская система исчисления. | 1 час | 22.09 | |
4. | Правила и приемы быстрого счета. | 1 час | 29.09 | |
5. | Конкурс «Кто быстрее сосчитает». | 1 час | 6.10 | |
6. | Знакомство с числовыми ребусами. | 1 час | 13.10 | |
7. | Решение и составление числовых ребусов. | 1 час | 20.10 | |
8. | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел». | 1 час | 27.10 | |
| II.Геометрические фигуры. | 5 часов | | |
9. | Треугольник, задачи с треугольниками. | 1 час | 10.11 | |
10. | Четырехугольники. Геометрические головоломки. | 1 час | 17.11 | |
11. | Знакомство с пространственными фигурами. | 1 час | 24.11 | |
12. | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур. | 1 час | 1.12 | |
13. | Заключительное занятие «Занимательная геометрия». | 1 час | 8.12 | |
| III.Ребусы. Кроссворды. | 5 часов | | |
14. | Знакомство с принципами их составления. | 1 час | 15.12 | |
15. | Решение и составление ребусов. | 1 час | 22.12 | |
16. | Знакомство с кроссвордами. | 1 час | 12.01 | |
17. | Составление и решение кроссвордов. | 1 час | 19.01 | |
18. | Конкурс на лучший ребус и кроссворд. | 1 час | 26.01 | |
| IV.Логические задачи. | 8 часов | | |
19. | Знакомство с числовыми мозаиками. | 1 час | 2.02 | |
20. | Составление и решение числовых мозаик. | 1 час | 9.02 | |
21. | Решение и составление задач со спичками. | 1 час | 16.02 | |
22. | Головоломки со спичками. | 1 час | 23.02 | |
23. | Знакомство с принципом Дирихле. | 1 час | 2.03 | |
24. | Решение задач на принцип Дирихле. | 1 час | 9.03 | |
25. | Решение задач на принцип Дирихле. | 1 час | 16.03 | |
26. | Заключительное занятие «Математический КВН». | 1 час | 23.03 | |
| V.Решение задач. | 8 часов | | |
27. | Решение занимательных задач. | 1 час | 6.04 | |
28. | Решение шутливых задач. | 1 час | 13.04 | |
29. | Задачи от противного. | 1 час | 20.04 | |
30. | Задачи на движение. | 1 час | 27.04 | |
31. | Задачи на движение по реке. | 1 час | 4.05 | |
32. | Задачи на бассейны. | 1 час | 11.05 | |
33. | Старинные задачи. | 1 час | 18.05 | |
34. | Вечер «Занимательная математика». | 1 час | 25.05 | |
35. | Обобщающий урок | 1 час | 25.05 | |