СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "История развития права России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элетивный курс позволяет углубленно изучить историю становления правовой системы в России начиная от Правды Ярослава Мудрого до Конституции РФ 1993 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "История развития права России"»



КАНЕВСКОЙ РАЙОН СТАНИЦА НОВОМИНСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ____.08. 2015 года протокол № 1


Председатель ______ А.И.Соковник







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





По элективному курсу «История развития права России»



Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10-11 класс

Количество часов – 34 ч. (1 ч. в неделю)



Учитель: Погребникова Ирина Анатольевна, Дорогань Ольга Викторовна



Программа разработана на основе:


Сборника программ элективных курсов. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы/ сост. М.В.Мустафина. – Волгоград: Учитель, 2007.











1.Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса для 11-ого класса составлена на основе сборника программ элективных курсов. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы/ сост. М.В.Мустафина. – Волгоград: Учитель, 2007. ( ФКГОС – 2004)



Рабочая программа предусматривает изучение материала в объеме 34 часа из расчета 1 час в неделю в течение учебного года.

Курс «История права России» построен на материале истории России, поскольку этот курс изучается на протяжении 5-9 классов, содержит интересные сведения о развитии отечественного права. В базовом курсе истории многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты, в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, например, характеристика правового положения раз­личных категорий феодально-зависимых крестьян, виды наказаний за ту или иную провинность.

Среди учебных и вспомогательных материалов используется следующая литература:

Хрестоматия по истории государства и права СССР. Доок­тябрьский период.

. Памятники русского права 10-20 века и т. д. (список дополни­тельной литературы прилагается).

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

  • анализ исторических источников;

  • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

  • написание эссе;

  • подготовка сценариев для слайд-фильма. При изучении курса учащиеся могут выбрать:

  • объект изучения;

  • вид отчётных работ из предложенного перечня;

  • литературу, по которой они будут готовить собственные работы. Критерии успешности учащегося:



Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:

  • выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме;

  • решения не менее 75 % заданий по форме Единого экзамена.

Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий) за:

  • качественно выполненное задание по собственной инициативе;

  • использование интернет-технологий;

  • инициативную публичную презентацию.

В процессе работы динамика интереса будет фиксироваться с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собесе­дований в процессе работы после выполнения каждого вида обяза­тельных работ.

Форма итоговой отчётности: итоговая конференция, защита проектов.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Политика, государство, право, законодательство являются объ­ектами исследования различных гуманитарных наук. Причем каж­дая наука, находящаяся в системе междисциплинарных связей, от­личается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет.

В системе юридических наук история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. Однако обучающиеся подходят к выбору своей будущей специаль­ности не с точки зрения своей психологической готовности и про­фессиональной пригодности, а с точки зрения престижности и пер­спектив оплаты специалистов той или иной сферы. В силу этого изучение истории правовых учений в рамках юридического обра­зования становится для будущих студентов неинтересным и бес­перспективным делом, приводя их уже на первых курсах к разоча­рованиям.

Данный курс предполагает углубленную предпрофессиональную подготовку обучающихся 11 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием отечественной правовой системы.

Настоящий курс предполагает знакомство учащихся с основ­ными научными понятиями, документами отечественного права на фоне тех исторических событий, когда они были приняты. Исто­рию права, по мнению автора, нельзя изучать вне прямой и непо­средственной связи с теми явлениями, которые их породили и ко­торые определили как их содержание, так и особенности функцио­нирования. При этом следует иметь в виду, что действие экономи­ческих факторов, будучи решающим и определяющим в историче­ском развитии, является не единственным рычагом, который влия­ет на ход этого развития.

Задачи курса:

- способствовать развитию интереса у учащихся к истории ста­новления и развития правовой системы в России;

  • определить закономерности и составляющие отечественного права;

  • способствовать профессиональному самоопределению уча­щихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.



Предлагаемые тематические блоки могут быть использованы преподавателем в рамках учебного предмета - технология. Хотя история есть непрерывное движение, изучать ее сплошным, нераз­дельным потоком невозможно. Научный анализ и обобщение тре­буют членения исторического материала на хронологические от­резки, периоды. Поскольку развитие права тесно связано с развитием государства и зависит, прежде всего, от экономического базиса, то и периодизация истории права соответствует периодам развития производственных отношений. Основным общественно-экономическим формациям (кроме первобытнообщинного строя) соответствует определенный тип развития правовой системы. При отборе контрольных заданий автор использовал логику построения учебно-методических материалов Единого экзамена по истории России. В пособии представлен список источников и литературы.

3.Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план образовательного учреждения отводит 34 часа для изучения элективного курса «История развития права России» на этапе среднего общего образования. В том числе:  в XI классе 34 часа, из расчета 1учебный час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. При этом в ней предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.

4.Содержание учебного предмета (34 часа)

Тема 1. Древнерусское право (IХ-ХПвв.)

«Русская правда» как памятник права Киевской Руои. Княже­ские Уставы. Правовое положение населения. Основные черты ча­стного права. Преступление и наказание. Судопроизводство.

Тема 2. Правовая система Русского централизованного госу­дарства (XIV-XVI вв.)

Судебники 1487 и 1550 гг. как памятники права. Преступление и наказание по Судебнику 1559 г. Судопроизводство. Формирова­ние системы судебного розыска'.

Тема 3. Сословно-представительная монархия в России (се­редина XVI- середина XVII вв.)

Уложение 1649 г. как свод феодального права. Земский Собор и разработка Соборного Уложения 1649 г. Источник и структура Уложения. Полномочия государя. Административное и судебное право. Следствие и судопроизводство. Уголовное право. Развитие вещного и обязательного права. Наследственное право.

Тема 4. Право России в период разложения крепостническо­го строя и роста капиталистических отношений (XIX в.)

Крестьянская реформа 1861 г. Изменение в сословном статусе крестьянства. Земельная реформа. Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства. Судебная реформа: судебный устав 1864 г., новая судебная организация: суд присяжных, изменения в судебном праве, формирование адвокатуры, презумпция невинов­ности.

Тема 5. Право в период первой Российской революции и после нее

Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г. Законодательство о гражданских свободах. Го­сударственная Дума России. Избирательные законы.

Тема 6. Право в период Февральской революции (февраль -октябрь 1917 г.)

Февральская революция 1917 г. Законодательная деятельность Временного правительства.

Тема 7. Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата (1917-1936 гг.)

Октябрьская революция 1917 г. в России. Основные черты пра­ва в период эпохи диктатуры пролетариата 1917-1936 гг. Право и революционное правосознание.

Тема 8. Право в период тоталитаризма (1930-1941 гг.)

Конституция 1936 г. и права человека в СССР: декларации и действительность.

Тема 9. Право в период стабильного развития («эпоха за­стоя»)

Конституция СССР 1977 г. и права человека и гражданина: декларация и действительность.

Тема 10. Право на современном этапе

Конституция 1993 г. Современное понимание прав и свобод че­ловека. Построение основ правового государства.

  1. Тематическое планирование курса




урока

Разделы, темы

Количество часов


1

Древнерусское право (9-12 вв.)

5

2

Правовая система Русского централизованного государства (14-16 вв.)

4

3

Сословно-представительная монархия в России (середина 16 - середина 17 вв.)

6

4

Право России в период разложения крепостни­ческого строя и роста капиталистических отно­шений (19 в.)

3

5

Право в период первой Российской революции и после неё

4

6

Право в период Февральской революции (фев­раль - октябрь 1917г.)

2

7

Право в период Октябрьской революции и эпо­хи диктатуры пролетариата (1917-1936 гг.)

3

8

Право в период тоталитаризма (1936-1941 гг.)

2

9

Право в период стабильного развития («эпоха застоя»)

2

10

Право на современном этапе

2


Итоговое повторение

1


Итого

34ч.



  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета


а) Памятники права.

Памятники русского права. Вып.1-8.М.,1952-1961.

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1-9. Под общ. ред. О. И. Чистякова. - М., 1984-1994.

Хрестоматия по истории государства и права СССР. Доок­тябрьский период. Ч. 1. М, 1990.

б) Литература.

Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политиче­ские институты (первая половина 19 века. М, 1980).

Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. Изд. 2. М, I960.

Казанцев С. М. История царской прокуратуры СПб., 1993.

Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1-4. М., 1988-1989.

Маньков А. Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. Л., 1980.

Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учрежде­ний в России. Л., 1969.

Развитие русского права в XV - пер. пол. XVII в. М.,186.

Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. М., 1992.

Старцев В. И. Внутренняя политика Временного правительства первого созыва. Л., 1980.

Цатурова М. К. Русское семейное право 16-18 вв. М.,1991. Черменский Е. Д. Государственная дума и свержение царизма в России. М., 1976.







СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей истории и обществознания СОШ № 32

от 27.08. 2015 года № 1


______________ И.А.Погребникова

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


_______________ С.И. Любченко

_____.08. 2015 года




























СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

____________ С.И. Любченко

________.08. 2015 года





КАНЕВСКОЙ РАЙОН СТАНИЦА НОВОМИНСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



по элективному курсу «История развития права России»


Класс - 11«А»


Учитель – Погребникова Ирина Анатольевна


Количество часов: всего- 34 часа; в неделю - 1 час




Планирование составлено на основе рабочей программы О.В.Дорогань, И.А.Погребниковой, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 32, протокол от 29.08.2015г. № 1



Планирование составлено на основе:

сборника программ элективных курсов. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы/ сост. М.В.Мустафина. – Волгоград: Учитель, 2007.

В соответствии с ФКГОС среднего общего образования_____________________________










Календарно-тематическое планирование в 11 «А»


Номер

урока


Содержание

(Разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

Оборудование урока

план

факт

Тема 1. Древнерусское право (IХ-ХПвв.)




1

«Русская правда» как памятник права Киевской Руои.

1

5.09



2

Княже­ские Уставы.

1

12.09


Раздаточный материал по теме

3

Правовое положение населения.

1

19.09



4

Основные черты ча­стного права.

1

26.09



5

Преступление и наказание. Судопроизводство.

1

3.10


Комплект таблиц "Истории России 6 класс"

Тема 2. Правовая система Русского централизованного госу­дарства (XIV-XVI вв.)




6

Судебники 1487 и 1550 гг. как памятники права.

1

10.10



7

Преступление и наказание по Судебнику 1550 г.

1

17.10



8

Судопроизводство.

1

24.10


Комплект таблиц "Истории России 6 класс"

9

Формирова­ние системы судебного розыска

1

14.11



Тема 3. Сословно-представительная монархия в России (се­редина XVI- середина XVII вв.)




10

Уложение 1649 г. как свод феодального права. Земский Собор и разработка Соборного Уложения 1649 г

1

21.11


Раздаточный материал по теме

11

Административное и судебное право.

1

28.11



12

Следствие и судопроизводство.

1

05.12



13

Уголовное право.

1

12.12


Раздаточный материал по теме

14

Развитие вещного и обязательного права.

1

19.12



15

Наследственное право.

1

26.12



Тема 4. Право России в период разложения крепостническо­го строя и роста капиталистических отношений (XIX в.)




16

Крестьянская реформа 1861 г. Изменение в сословном статусе крестьянства.

1

29.12



17

Земельная реформа. Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства.

1

16.01


Раздаточный материал по теме

18

Судебная реформа: судебный устав 1864 г., новая судебная организация: суд присяжных, изменения в судебном праве, формирование адвокатуры, презумпция невинов­ности.

1

23.01


Раздаточный материал по теме

Тема 5. Право в период первой Российской революции и после нее



Раздаточный материал по теме

19

Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г.

1

30.01


Раздаточный материал по теме

20

Законодательство о гражданских свободах.

1

6.02



21

Го­сударственная Дума России.

1

13.02



22

Избирательные законы.

1

20.02



Тема 6. Право в период Февральской революции (февраль -октябрь 1917 г.)




23

Февральская революция 1917 г.

1

27.02



24

Законодательная деятельность Временного правительства.

1

05.03


тестирование

Тема 7. Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата (1917-1936 гг.)




25

Октябрьская революция 1917 г. в России.

1

12.03


Раздаточный материал по теме

26

Основные черты пра­ва в период эпохи диктатуры пролетариата 1917-1936 гг.

1

19.03



27

Право и революционное правосознание.

1

09.04


Раздаточный материал по теме

Тема 8. Право в период тоталитаризма (1930-1941 гг.)




28

Конституция 1936 г. и права человека в СССР: декларации и действительность.


1

16.04



29

Конституция 1936 г. и права человека в СССР: декларации и действительность.

(Практическая работа)

1

23.04


Раздаточный материал по теме

Тема 9. Право в период стабильного развития («эпоха за­стоя»)




30

Конституция СССР 1977 г. и права человека и гражданина: декларация и действительность.

1

30.04


Раздаточный материал по теме

31

Конституция СССР 1977 г. и права человека и гражданина: декларация и действительность. (Практическая работа)

1

07.05


тестирование

Тема 10. Право на современном этапе



тестирование

32

Конституция 1993 г. Современное понимание прав и свобод че­ловека.

1

14.05


Раздаточный материал по теме

33

Построение основ правового государства.

1

21.05



34

Итоговое повторение

28.05




Итого

34ч