КАНЕВСКОЙ РАЙОН СТАНИЦА НОВОМИНСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ____.08. 2015 года протокол № 1
Председатель ______ А.И.Соковник
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу «История развития права России»
Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10-11 класс
Количество часов – 34 ч. (1 ч. в неделю)
Учитель: Погребникова Ирина Анатольевна, Дорогань Ольга Викторовна
Программа разработана на основе:
Сборника программ элективных курсов. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы/ сост. М.В.Мустафина. – Волгоград: Учитель, 2007.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для 11-ого класса составлена на основе сборника программ элективных курсов. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы/ сост. М.В.Мустафина. – Волгоград: Учитель, 2007. ( ФКГОС – 2004)
Рабочая программа предусматривает изучение материала в объеме 34 часа из расчета 1 час в неделю в течение учебного года.
Курс «История права России» построен на материале истории России, поскольку этот курс изучается на протяжении 5-9 классов, содержит интересные сведения о развитии отечественного права. В базовом курсе истории многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты, в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, например, характеристика правового положения различных категорий феодально-зависимых крестьян, виды наказаний за ту или иную провинность.
Среди учебных и вспомогательных материалов используется следующая литература:
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.
. Памятники русского права 10-20 века и т. д. (список дополнительной литературы прилагается).
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
анализ исторических источников;
устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
написание эссе;
подготовка сценариев для слайд-фильма. При изучении курса учащиеся могут выбрать:
объект изучения;
вид отчётных работ из предложенного перечня;
литературу, по которой они будут готовить собственные работы. Критерии успешности учащегося:
Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:
выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме;
решения не менее 75 % заданий по форме Единого экзамена.
Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий) за:
качественно выполненное задание по собственной инициативе;
использование интернет-технологий;
инициативную публичную презентацию.
В процессе работы динамика интереса будет фиксироваться с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ.
Форма итоговой отчётности: итоговая конференция, защита проектов.
Общая характеристика учебного предмета
Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук. Причем каждая наука, находящаяся в системе междисциплинарных связей, отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет.
В системе юридических наук история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. Однако обучающиеся подходят к выбору своей будущей специальности не с точки зрения своей психологической готовности и профессиональной пригодности, а с точки зрения престижности и перспектив оплаты специалистов той или иной сферы. В силу этого изучение истории правовых учений в рамках юридического образования становится для будущих студентов неинтересным и бесперспективным делом, приводя их уже на первых курсах к разочарованиям.
Данный курс предполагает углубленную предпрофессиональную подготовку обучающихся 11 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием отечественной правовой системы.
Настоящий курс предполагает знакомство учащихся с основными научными понятиями, документами отечественного права на фоне тех исторических событий, когда они были приняты. Историю права, по мнению автора, нельзя изучать вне прямой и непосредственной связи с теми явлениями, которые их породили и которые определили как их содержание, так и особенности функционирования. При этом следует иметь в виду, что действие экономических факторов, будучи решающим и определяющим в историческом развитии, является не единственным рычагом, который влияет на ход этого развития.
Задачи курса:
- способствовать развитию интереса у учащихся к истории становления и развития правовой системы в России;
определить закономерности и составляющие отечественного права;
способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.
Предлагаемые тематические блоки могут быть использованы преподавателем в рамках учебного предмета - технология. Хотя история есть непрерывное движение, изучать ее сплошным, нераздельным потоком невозможно. Научный анализ и обобщение требуют членения исторического материала на хронологические отрезки, периоды. Поскольку развитие права тесно связано с развитием государства и зависит, прежде всего, от экономического базиса, то и периодизация истории права соответствует периодам развития производственных отношений. Основным общественно-экономическим формациям (кроме первобытнообщинного строя) соответствует определенный тип развития правовой системы. При отборе контрольных заданий автор использовал логику построения учебно-методических материалов Единого экзамена по истории России. В пособии представлен список источников и литературы.
3.Место предмета в учебном плане
Базисный учебный план образовательного учреждения отводит 34 часа для изучения элективного курса «История развития права России» на этапе среднего общего образования. В том числе: в XI классе 34 часа, из расчета 1учебный час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. При этом в ней предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.
4.Содержание учебного предмета (34 часа)
Тема 1. Древнерусское право (IХ-ХПвв.)
«Русская правда» как памятник права Киевской Руои. Княжеские Уставы. Правовое положение населения. Основные черты частного права. Преступление и наказание. Судопроизводство.
Тема 2. Правовая система Русского централизованного государства (XIV-XVI вв.)
Судебники 1487 и 1550 гг. как памятники права. Преступление и наказание по Судебнику 1559 г. Судопроизводство. Формирование системы судебного розыска'.
Тема 3. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI- середина XVII вв.)
Уложение 1649 г. как свод феодального права. Земский Собор и разработка Соборного Уложения 1649 г. Источник и структура Уложения. Полномочия государя. Административное и судебное право. Следствие и судопроизводство. Уголовное право. Развитие вещного и обязательного права. Наследственное право.
Тема 4. Право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (XIX в.)
Крестьянская реформа 1861 г. Изменение в сословном статусе крестьянства. Земельная реформа. Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства. Судебная реформа: судебный устав 1864 г., новая судебная организация: суд присяжных, изменения в судебном праве, формирование адвокатуры, презумпция невиновности.
Тема 5. Право в период первой Российской революции и после нее
Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г. Законодательство о гражданских свободах. Государственная Дума России. Избирательные законы.
Тема 6. Право в период Февральской революции (февраль -октябрь 1917 г.)
Февральская революция 1917 г. Законодательная деятельность Временного правительства.
Тема 7. Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата (1917-1936 гг.)
Октябрьская революция 1917 г. в России. Основные черты права в период эпохи диктатуры пролетариата 1917-1936 гг. Право и революционное правосознание.
Тема 8. Право в период тоталитаризма (1930-1941 гг.)
Конституция 1936 г. и права человека в СССР: декларации и действительность.
Тема 9. Право в период стабильного развития («эпоха застоя»)
Конституция СССР 1977 г. и права человека и гражданина: декларация и действительность.
Тема 10. Право на современном этапе
Конституция 1993 г. Современное понимание прав и свобод человека. Построение основ правового государства.
Тематическое планирование курса
урока | Разделы, темы | Количество часов |
|
1 | Древнерусское право (9-12 вв.) | 5 |
2 | Правовая система Русского централизованного государства (14-16 вв.) | 4 |
3 | Сословно-представительная монархия в России (середина 16 - середина 17 вв.) | 6 |
4 | Право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (19 в.) | 3 |
5 | Право в период первой Российской революции и после неё | 4 |
6 | Право в период Февральской революции (февраль - октябрь 1917г.) | 2 |
7 | Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата (1917-1936 гг.) | 3 |
8 | Право в период тоталитаризма (1936-1941 гг.) | 2 |
9 | Право в период стабильного развития («эпоха застоя») | 2 |
10 | Право на современном этапе | 2 |
| Итоговое повторение | 1 |
| Итого | 34ч. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета
а) Памятники права.
Памятники русского права. Вып.1-8.М.,1952-1961.
Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1-9. Под общ. ред. О. И. Чистякова. - М., 1984-1994.
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Ч. 1. М, 1990.
б) Литература.
Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина 19 века. М, 1980).
Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. Изд. 2. М, I960.
Казанцев С. М. История царской прокуратуры СПб., 1993.
Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1-4. М., 1988-1989.
Маньков А. Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. Л., 1980.
Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969.
Развитие русского права в XV - пер. пол. XVII в. М.,186.
Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. М., 1992.
Старцев В. И. Внутренняя политика Временного правительства первого созыва. Л., 1980.
Цатурова М. К. Русское семейное право 16-18 вв. М.,1991. Черменский Е. Д. Государственная дума и свержение царизма в России. М., 1976.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории и обществознания СОШ № 32 от 27.08. 2015 года № 1 ______________ И.А.Погребникова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ С.И. Любченко _____.08. 2015 года |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ С.И. Любченко
________.08. 2015 года
КАНЕВСКОЙ РАЙОН СТАНИЦА НОВОМИНСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по элективному курсу «История развития права России»
Класс - 11«А»
Учитель – Погребникова Ирина Анатольевна
Количество часов: всего- 34 часа; в неделю - 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы О.В.Дорогань, И.А.Погребниковой, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 32, протокол от 29.08.2015г. № 1
Планирование составлено на основе:
сборника программ элективных курсов. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы/ сост. М.В.Мустафина. – Волгоград: Учитель, 2007.
В соответствии с ФКГОС среднего общего образования_____________________________
Календарно-тематическое планирование в 11 «А»
Номер урока | Содержание (Разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование урока |
план | факт |
Тема 1. Древнерусское право (IХ-ХПвв.) | 5ч | | | |
1 | «Русская правда» как памятник права Киевской Руои. | 1 | 5.09 | | |
2 | Княжеские Уставы. | 1 | 12.09 | | Раздаточный материал по теме |
3 | Правовое положение населения. | 1 | 19.09 | | |
4 | Основные черты частного права. | 1 | 26.09 | | |
5 | Преступление и наказание. Судопроизводство. | 1 | 3.10 | | Комплект таблиц "Истории России 6 класс" |
Тема 2. Правовая система Русского централизованного государства (XIV-XVI вв.) | 4ч | | | |
6 | Судебники 1487 и 1550 гг. как памятники права. | 1 | 10.10 | | |
7 | Преступление и наказание по Судебнику 1550 г. | 1 | 17.10 | | |
8 | Судопроизводство. | 1 | 24.10 | | Комплект таблиц "Истории России 6 класс" |
9 | Формирование системы судебного розыска | 1 | 14.11 | | |
Тема 3. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI- середина XVII вв.) | 6ч | | | |
10 | Уложение 1649 г. как свод феодального права. Земский Собор и разработка Соборного Уложения 1649 г | 1 | 21.11 | | Раздаточный материал по теме |
11 | Административное и судебное право. | 1 | 28.11 | | |
12 | Следствие и судопроизводство. | 1 | 05.12 | | |
13 | Уголовное право. | 1 | 12.12 | | Раздаточный материал по теме |
14 | Развитие вещного и обязательного права. | 1 | 19.12 | | |
15 | Наследственное право. | 1 | 26.12 | | |
Тема 4. Право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (XIX в.) | 3ч | | | |
16 | Крестьянская реформа 1861 г. Изменение в сословном статусе крестьянства. | 1 | 29.12 | | |
17 | Земельная реформа. Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства. | 1 | 16.01 | | Раздаточный материал по теме |
18 | Судебная реформа: судебный устав 1864 г., новая судебная организация: суд присяжных, изменения в судебном праве, формирование адвокатуры, презумпция невиновности. | 1 | 23.01 | | Раздаточный материал по теме |
Тема 5. Право в период первой Российской революции и после нее | 4ч | | | Раздаточный материал по теме |
19 | Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г. | 1 | 30.01 | | Раздаточный материал по теме |
20 | Законодательство о гражданских свободах. | 1 | 6.02 | | |
21 | Государственная Дума России. | 1 | 13.02 | | |
22 | Избирательные законы. | 1 | 20.02 | | |
Тема 6. Право в период Февральской революции (февраль -октябрь 1917 г.) | 2ч | | | |
23 | Февральская революция 1917 г. | 1 | 27.02 | | |
24 | Законодательная деятельность Временного правительства. | 1 | 05.03 | | тестирование |
Тема 7. Право в период Октябрьской революции и эпохи диктатуры пролетариата (1917-1936 гг.) | 3ч | | | |
25 | Октябрьская революция 1917 г. в России. | 1 | 12.03 | | Раздаточный материал по теме |
26 | Основные черты права в период эпохи диктатуры пролетариата 1917-1936 гг. | 1 | 19.03 | | |
27 | Право и революционное правосознание. | 1 | 09.04 | | Раздаточный материал по теме |
Тема 8. Право в период тоталитаризма (1930-1941 гг.) | 2ч | | | |
28 | Конституция 1936 г. и права человека в СССР: декларации и действительность. | 1 | 16.04 | | |
29 | Конституция 1936 г. и права человека в СССР: декларации и действительность. (Практическая работа) | 1 | 23.04 | | Раздаточный материал по теме |
Тема 9. Право в период стабильного развития («эпоха застоя») | 2ч | | | |
30 | Конституция СССР 1977 г. и права человека и гражданина: декларация и действительность. | 1 | 30.04 | | Раздаточный материал по теме |
31 | Конституция СССР 1977 г. и права человека и гражданина: декларация и действительность. (Практическая работа) | 1 | 07.05 | | тестирование |
Тема 10. Право на современном этапе | 2ч | | | тестирование |
32 | Конституция 1993 г. Современное понимание прав и свобод человека. | 1 | 14.05 | | Раздаточный материал по теме |
33 | Построение основ правового государства. | 1 | 21.05 | | |
34 | Итоговое повторение | 1ч | 28.05 | | |
| Итого | 34ч | | | |