РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Литература Урала»
для 10,11-х классов
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Литература Урала» (10-11 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, а также на основе авторской программы Е.К. Созиной, М.А. Литовской, Н.Л. Лейдермана «Литература Урала» ( для учащихся начальной, основной и средней школы).
Цель школьного (исторического, филологического, музыкального и т.д.) образования:
Программа даёт возможности углублённо изучить весь литературный процесс на Урале, определить место региональной литературы в русской литературе в целом. Программа составлена для учащихся 10 и 11 классов для дополнительной (углубленной) подготовки по литературе.
На изучение произведений региональной литературы отводится по 1 часу в неделю. За 2 года обучения по данной программе общее количество часов составит 18 часов в 11 классе, 18 часов в 10 классе.
Общая характеристика учебного предмета
Предполагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому преподавание данного предмета предполагает сочетание различных видов деятельности учеников и учителя. Это уроки различных типов, в том числе: лекции, семинары, уроки - презентации исследовательских, мультимедийных проектов, уроки - доклады, литературно-музыкальные композиции, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, очные и заочные путешествия по уральской земле и др.
Преподавание может носить интегративный характер, так как изучение литературного образа Урала невозможно без знаний по истории, географии, этнокультурологии, художественной культуры Урала.
Актуальность курса связана с решением главной проблемы в воспитании подрастающего поколения – социализация личности. Не может молодой человек удачно адаптироваться в социуме, не зная исторических и культурных особенностей своей «малой родины», которые неразрывно связаны с общероссийской историей и культурой.
Цель курса – воспитание юного гражданина, знающего свой край, его историко-литературную, духовную культуру и умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве.
Задачи:
* познакомить учащихся с историей развития литературного процесса на Урале и соотнести его(процесс) с развитием русской литературы в целом;
* познакомить с современной литературной жизнью региона;
* расширить представление учащихся о литературном образе Урала: о многонациональном творчестве уральских авторов, их весомом вкладе в развитие русской литературы;
* уметь использовать полученные знания в конкретной поисково-исследовательской, творческой деятельности, а также на других предметах.
Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Результаты обучения
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения,
сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма, аудиовизуальный и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать
* знать и понимать образную природу слова;
* знать содержание изученных произведений уральских авторов;
* знать стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века;
* знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений на Урале;
* знать основные теоретико-литературные понятия;
Учащиеся должны уметь
* уметь воспроизводить содержание литературного произведения уральских авторов;
* уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения уральской литературы, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;
* уметь соотносить художественную литературу Урала с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, созданных на Урале; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы уральской литературы; соотносить произведения уральских авторов с общероссийским литературным направлением эпохи;
* определять род и жанр уральских произведений;
* сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с общероссийскими;
* уметь выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;
* выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты) уральских авторов, соблюдая нормы литературного произношения;
* писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения разных жанров на литературные темы.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
II. Учебно - тематическое планирование
10 класс
№№ п\п | Наименование темы | Всего часов |
1. | Литература Урала 19 века. Вводное занятие. | 1 |
2. | П.П.Бажов. «Живинка в деле». | 1 |
3. | В.И.Даль. Рассказ «Европа и Азия». | 1 |
4. | Ф.М.Решетников. Повесть «Подлиповцы». | 3 |
5. | Д.Н.Мамин – Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы». | 4 |
6. | Д.Н.Мамин-Сибиряк. Цикл «Уральские рассказы». | 2 |
7. | А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе» | 1 |
8. | П.П.Инфантьев «За уральским бобром» | 1 |
9. | Г.Е.Верещагин. Очерк «Ночное гадание». | 2 |
10. | Обобщение. | 1 |
| Резерв. | 1 |
| Всего: | 18 |
11 класс
№№ п\п | Наименование темы | Всего часов |
1 | Литература Урала начала ХХ века | 3 |
| И. Колотовкин рассказ «Благодетель» | |
| Б.А. Тимофеев «Пелагеюшка – раб Христов» | |
| К.Ф.Жаков. Рассказ «Жизнь Фалалея». | |
| Поэзия В.В.Каменского. | 1 |
II. | История и современность в литературе Урала 30-80-х годов. | 3 |
| Б.А. Ручьев «Песня о брезентовой палатке». | |
| А.С. Филиппович «Моя тихая родина». | |
| А.П. Романов «Диофантовы уравнения» | |
| Н.В. Коляда «Канотье» | |
III. | Особенности драматургии 19 века и неомодернизма 20 века. | 1 |
IV. | Поэзия Б.М. Марьева. | 1 |
V. | Поэзия Урала рубежа тысячелетий В.О. Кальпиди. «Пинающий консервную банку». | 2 |
| Поэзия Ю.В. Казарина | |
| Поэзия Б.Б. Рыжего | |
| Поэзия В.Ф. Шихова | |
VI. | Современная проза и драматургия Урала. А.С. Верников. «Дозорный на границе». | 4 |
| А.П.Чуманов. Рассказ «Горыня» | |
| А.П. Чуманов «Розовое яблоко». | |
| Рассказы Н.В. Горлановой. «Что я люблю» | |
| Н.В. Горланова «Не люблю». | |
| Н.В. Горланова. «Семейный портрет». | |
| О.А. Славина «2017» | |
| А.В.Иванов «Алмазы на Чусовой» | |
VII. | Поэзия «шестидесятников» | 1 |
VIII | Мастер прозы: Н.Г. Никонов «След Рыси» | 1 |
IХ. | Литература Урала 80-х – 90-х годов. «Материнская» поэзия: Любовь Ладейщикова | 1 |
| | |
| Итого | 18 |
III. Содержание курса
Литература 19 века.
Тема 1. П.П.Бажов. «Живинка в деле». Проблема становления человека.
Тема 2. В.И.Даль. Рассказ «Европа и Азия».Жанровые особенности. Проблематика очерка.
Тема 3. Ф.М.Решетников. Повесть «Подлиповцы». «Народный роман».Становление нового направления в литературе. Изображение быта, нравов. Система образов. Язык повести.
Д.Н.Мамин – Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы». Проблематика романа. Основа романа – идея вырождения уральских промышленников. Судьба главного героя – Сергея Александровича Привалова. Отражение быта уездного уральского общества (старик Бахарев, Данила Шелехов, местные «львицы»).
Цикл «Уральские рассказы» - период писательского самоутверждения. Образ трудового уральского народа («Бойцы», «Золотуха», «На шихане»). Образ великой уральской реки – Чусовой. Дружба писателя с художником А.К. Денисовым-Уральским.
«Уральские рассказы» Д.Н. Мамина-Сибиряка и «Записки охотника» И.С.Тургенева.
Тема4. А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе».
Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда Урала. Этнографические зарисовки в повести.
Тема 5. П.П.Инфантьев «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Из дневника туриста. Жанр путевых очерков в русской литературе 19 века. Особенности стиля писателя. Суровая правда факта о судьбе мансийского народа. Образ автора-рассказчика и его позиция. Перекличка рассказа Инфантьева с рассказом Л.Н.Толстого «Хозяин и работник».
Тема 6. Г.Е.Верещагин. «Ночное гадание». Обычаи народа. Авторская позиция.
Литература 20 века.
Тема 1. Уральская поэзия 20-х – 50-х годов
Василий Каменский – поэт-футурист. Дружба с В.Маяковским, В.Хлебниковым, Д.Бурлюком. Интерес поэта к историческому прошлому страны. Поэмы «Степан Разин», «Емельян Пугачёв», «Иван Болотников» как изображение мощи национального характера. Образ национального героя Степана Разина в одноимённой поэме. Стихи «Чурлю-журль», «Маяковский», «Сарынь на кичку», «Пожар».
Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв. Судьба поэта – строителя Магнитки. Сила духа, человеческая надёжность и неколебимая верность в стихах поэта.
Стихи «Песня в брезентовой палатке», «Правда в песне, чтоб мать не знала…».
Уральские поэты-фронтовики: Гражданско-патриотическая лирика С.Щипачёва, Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов. Тема Родины и памяти в стихотворениях уральских поэтов-фронтовиков.
Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба поэтесс и особенности их поэзии. Образ Урала в лирических стихах Л.Татьяничевой и К.Некрасовой.
Л.Татьяничева: стихи «Урал», «Ей приснилось, что она - Россия», « Ребята осенней ночью…», и др.; К.Некрасова : стихи «Урал», «Дела наши, что сделаны нами…», «Песня» и др.
Тема 2. Уральская литература 60-х – 70-х годов. Поэзия «шестидесятников». Основные мотивы и тематика творчества М.П.Никулиной, Э.И.Бояршиновой, А.М.Домнина и А.Л.Решетова. Образ уральской природы в лирике поэтов (подборка стихов по выбору учителя).
Тема 3. Мастер прозы: Н.Г.Никонов «След Рыси». Особенности жанра публицистической поэмы. Проблема «Человек и природа» в произведении. Образ живой природы в поэме. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру в публицистической поэме Н.Никонова «След Рыси» и повести В.П.Астафьева «Царь-рыба». Роль автора-рассказчика. Публицистичность и лиризм повествования.
Тема 4. Литература Урала 80-х – 90-х годов. «Материнская поэзия» Л.Ладейщиковой. Об уральской поэзии и прозе последнего десятилетия 20 века. Тема материнского счастья и заботы в книге Л.Ладейщиковой «Колыбельная тайна». Тема Родины-России в сборнике «Свеча негасимая».
Особенности поэтической лексики поэтессы. Стихи «Лоза», «Связь», «Птенец», «Свеча» и др.
Тема 5. Современная проза Урала. Образ современника в произведениях А Иванченко, В.Исхакова и др. авторов (по выбору учащихся).
Тема 6. Поэты новой волны. Стилевые особенности поэзии современных уральских поэтов: В.Кальпиди, Ю.Казарина (стихи по выбору).
Тема 7. Драматургия Николая Коляды. Пьеса «Канотье» - социальная пьеса.
Судьбы героев пьесы. Глубокий философский смысл драматургических произведений Н.Коляды.
IY. Требования к подготовке обучающихся
В результате изучения литературы Урала ученик должен: знать / понимать:
Предметно – информационная составляющая образованности
* знать и понимать образную природу слова;
* знать содержание изученных произведений уральских авторов;
* знать основные факты жизни и творчества уральских писателей 18-19-20 вв.;
* знать стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века;
* знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений на Урале;
* знать основные теоретико-литературные понятия;
Деятельностно – коммуникативная составляющая образованности
* уметь воспроизводить содержание литературного произведения уральских авторов;
* уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения уральской литературы, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;
* уметь соотносить художественную литературу Урала с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, созданных на Урале; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы уральской литературы; соотносить произведения уральских авторов с общероссийским литературным направлением эпохи;
* определять род и жанр уральских произведений;
* сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с общероссийскими;
* уметь выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;
* выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты) уральских авторов, соблюдая нормы литературного произношения;
* писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
• нравственной оценки социального поведения людей;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Y. Учебно-методическое обеспечение
«Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/ Под ред. Е.К.Созиной, Н.Л.Лейдермана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Изд-во Дома учителя, 1998.»
«Литература Урала: Хрестоматия для учащихся 10-11 классов средних общеобразоват. учрежд./ Сост. М.А.Литовская, Е.К.Созина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008.).
YI. Список литературы (основной и дополнительной)
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/ Под ред. Е.К. Созиной, Н.Л.Лейдермана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Изд-во Дома учителя, 1998.
2. Мешков Ю.А. О поэтах хороших и разных: Очерки. Портреты. Заметки. – Екатеринбург: «Сократ», 2000.
3. Слобожанинова Л.М. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40-х годов/ Пособие для учителя. – Екатеринбург: «Сократ»,1998.
4. Филологический класс. Регионально-методический журнал учителей-словесников Урала, 2001-2006.
5. Щенников Г.К. История русской литературы Х1Х века: 1870-1890-е годы. Книга для учителя. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2000.