СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Литература Урала" для учащихся 10-11 классов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа даёт возможности углублённо изучить весь литературный процесс на Урале, определить место региональной литературы в русской литературе в целом. Его специфика - в соединении литературы как искусства слова с краеведением.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Литература Урала" для учащихся 10-11 классов.»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



элективного курса «Литература Урала»

для 10,11-х классов





  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Литература Урала» (10-11 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, а также на основе авторской программы Е.К. Созиной, М.А. Литовской, Н.Л. Лейдермана «Литература Урала» ( для учащихся начальной, основной и средней школы).


Цель школьного (исторического, филологического, музыкального и т.д.) образования:


Программа даёт возможности углублённо изучить весь литературный процесс на Урале, определить место региональной литературы в русской литературе в целом. Программа составлена для учащихся 10 и 11 классов для дополнительной (углубленной) подготовки по литературе.

На изучение произведений региональной литературы отводится по 1 часу в неделю. За 2 года обучения по данной программе общее количество часов составит 18 часов в 11 классе, 18 часов в 10 классе.


Общая характеристика учебного предмета


Предполагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому преподавание данного предмета предполагает сочетание различных видов деятельности учеников и учителя. Это уроки различных типов, в том числе: лекции, семинары, уроки - презентации исследовательских, мультимедийных проектов, уроки - доклады, литературно-музыкальные композиции, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, очные и заочные путешествия по уральской земле и др.

Преподавание может носить интегративный характер, так как изучение литературного образа Урала невозможно без знаний по истории, географии, этнокультурологии, художественной культуры Урала.

Актуальность курса связана с решением главной проблемы в воспитании подрастающего поколения – социализация личности. Не может молодой человек удачно адаптироваться в социуме, не зная исторических и культурных особенностей своей «малой родины», которые неразрывно связаны с общероссийской историей и культурой.

Цель курса – воспитание юного гражданина, знающего свой край, его историко-литературную, духовную культуру и умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве.


Задачи:

* познакомить учащихся с историей развития литературного процесса на Урале и соотнести его(процесс) с развитием русской литературы в целом;

* познакомить с современной литературной жизнью региона;

* расширить представление учащихся о литературном образе Урала: о многонациональном творчестве уральских авторов, их весомом вкладе в развитие русской литературы;

* уметь использовать полученные знания в конкретной поисково-исследовательской, творческой деятельности, а также на других предметах.

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.







Результаты обучения


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения,

сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма, аудиовизуальный и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования текста;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать

* знать и понимать образную природу слова;

* знать содержание изученных произведений уральских авторов;

* знать стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века;

* знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений на Урале;

* знать основные теоретико-литературные понятия;


Учащиеся должны уметь

* уметь воспроизводить содержание литературного произведения уральских авторов;

* уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения уральской литературы, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;

* уметь соотносить художественную литературу Урала с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, созданных на Урале; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы уральской литературы; соотносить произведения уральских авторов с общероссийским литературным направлением эпохи;

* определять род и жанр уральских произведений;

* сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с общероссийскими;

* уметь выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;

* выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты) уральских авторов, соблюдая нормы литературного произношения;

* писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения разных жанров на литературные темы.



Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.



II. Учебно - тематическое планирование

10 класс


№№

п\п


Наименование темы

Всего

часов

1.

Литература Урала 19 века. Вводное занятие.

1

2.

П.П.Бажов. «Живинка в деле».

1

3.

В.И.Даль. Рассказ «Европа и Азия».

1

4.

Ф.М.Решетников. Повесть «Подлиповцы».

3

5.

Д.Н.Мамин – Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы».

4

6.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. Цикл «Уральские рассказы».

2

7.

А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе»

1

8.

П.П.Инфантьев «За уральским бобром»

1

9.

Г.Е.Верещагин. Очерк «Ночное гадание».

2

10.

Обобщение.

1


Резерв.

1


Всего:

18







11 класс


№№

п\п


Наименование темы

Всего

часов

  1. 1

Литература Урала начала ХХ века

3


И. Колотовкин рассказ «Благодетель»



Б.А. Тимофеев «Пелагеюшка – раб Христов»



К.Ф.Жаков. Рассказ «Жизнь Фалалея».



Поэзия В.В.Каменского.

1

II.

История и современность в литературе Урала 30-80-х годов.

3


Б.А. Ручьев «Песня о брезентовой палатке».



А.С. Филиппович «Моя тихая родина».




А.П. Романов «Диофантовы уравнения»



Н.В. Коляда «Канотье»


III.

Особенности драматургии 19 века и неомодернизма 20 века.

1

IV.

Поэзия Б.М. Марьева.

1

V.

Поэзия Урала рубежа тысячелетий

В.О. Кальпиди. «Пинающий консервную банку».

2



Поэзия Ю.В. Казарина



Поэзия Б.Б. Рыжего



Поэзия В.Ф. Шихова


VI.

Современная проза и драматургия Урала.

А.С. Верников. «Дозорный на границе».


4


А.П.Чуманов. Рассказ «Горыня»



А.П. Чуманов «Розовое яблоко».



Рассказы Н.В. Горлановой. «Что я люблю»



Н.В. Горланова «Не люблю».




Н.В. Горланова. «Семейный портрет».



О.А. Славина «2017»



А.В.Иванов «Алмазы на Чусовой»


VII.

Поэзия «шестидесятников»

1

VIII

Мастер прозы: Н.Г. Никонов «След Рыси»

1


IХ.

Литература Урала 80-х – 90-х годов.

«Материнская» поэзия: Любовь Ладейщикова

1





Итого

18




III. Содержание курса

Литература 19 века.

Тема 1. П.П.Бажов. «Живинка в деле». Проблема становления человека.

Тема 2. В.И.Даль. Рассказ «Европа и Азия».Жанровые особенности. Проблематика очерка.

Тема 3. Ф.М.Решетников. Повесть «Подлиповцы». «Народный роман».Становление нового направления в литературе. Изображение быта, нравов. Система образов. Язык повести.

Д.Н.Мамин – Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы». Проблематика романа. Основа романа – идея вырождения уральских промышленников. Судьба главного героя – Сергея Александровича Привалова. Отражение быта уездного уральского общества (старик Бахарев, Данила Шелехов, местные «львицы»).

Цикл «Уральские рассказы» - период писательского самоутверждения. Образ трудового уральского народа («Бойцы», «Золотуха», «На шихане»). Образ великой уральской реки – Чусовой. Дружба писателя с художником А.К. Денисовым-Уральским.
«Уральские рассказы» Д.Н. Мамина-Сибиряка и «Записки охотника» И.С.Тургенева.
Тема4. А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе».
Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда Урала. Этнографические зарисовки в повести.
Тема 5. П.П.Инфантьев «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Из дневника туриста. Жанр путевых очерков в русской литературе 19 века. Особенности стиля писателя. Суровая правда факта о судьбе мансийского народа. Образ автора-рассказчика и его позиция. Перекличка рассказа Инфантьева с рассказом Л.Н.Толстого «Хозяин и работник».

Тема 6. Г.Е.Верещагин. «Ночное гадание». Обычаи народа. Авторская позиция.

Литература 20 века.

Тема 1. Уральская поэзия 20-х – 50-х годов

Василий Каменский – поэт-футурист. Дружба с В.Маяковским, В.Хлебниковым, Д.Бурлюком. Интерес поэта к историческому прошлому страны. Поэмы «Степан Разин», «Емельян Пугачёв», «Иван Болотников» как изображение мощи национального характера. Образ национального героя Степана Разина в одноимённой поэме. Стихи «Чурлю-журль», «Маяковский», «Сарынь на кичку», «Пожар».

Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв. Судьба поэта – строителя Магнитки. Сила духа, человеческая надёжность и неколебимая верность в стихах поэта.

Стихи «Песня в брезентовой палатке», «Правда в песне, чтоб мать не знала…».

Уральские поэты-фронтовики: Гражданско-патриотическая лирика С.Щипачёва, Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов. Тема Родины и памяти в стихотворениях уральских поэтов-фронтовиков.

Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба поэтесс и особенности их поэзии. Образ Урала в лирических стихах Л.Татьяничевой и К.Некрасовой.

Л.Татьяничева: стихи «Урал», «Ей приснилось, что она - Россия», « Ребята осенней ночью…», и др.; К.Некрасова : стихи «Урал», «Дела наши, что сделаны нами…», «Песня» и др.

Тема 2. Уральская литература 60-х – 70-х годов. Поэзия «шестидесятников». Основные мотивы и тематика творчества М.П.Никулиной, Э.И.Бояршиновой, А.М.Домнина и А.Л.Решетова. Образ уральской природы в лирике поэтов (подборка стихов по выбору учителя).

Тема 3. Мастер прозы: Н.Г.Никонов «След Рыси». Особенности жанра публицистической поэмы. Проблема «Человек и природа» в произведении. Образ живой природы в поэме. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру в публицистической поэме Н.Никонова «След Рыси» и повести В.П.Астафьева «Царь-рыба». Роль автора-рассказчика. Публицистичность и лиризм повествования.

Тема 4. Литература Урала 80-х – 90-х годов. «Материнская поэзия» Л.Ладейщиковой. Об уральской поэзии и прозе последнего десятилетия 20 века. Тема материнского счастья и заботы в книге Л.Ладейщиковой «Колыбельная тайна». Тема Родины-России в сборнике «Свеча негасимая».

Особенности поэтической лексики поэтессы. Стихи «Лоза», «Связь», «Птенец», «Свеча» и др.

Тема 5. Современная проза Урала. Образ современника в произведениях А Иванченко, В.Исхакова и др. авторов (по выбору учащихся).

Тема 6. Поэты новой волны. Стилевые особенности поэзии современных уральских поэтов: В.Кальпиди, Ю.Казарина (стихи по выбору).

Тема 7. Драматургия Николая Коляды. Пьеса «Канотье» - социальная пьеса.

Судьбы героев пьесы. Глубокий философский смысл драматургических произведений Н.Коляды.


IY. Требования к подготовке обучающихся

В результате изучения литературы Урала ученик должен: знать / понимать:

Предметно – информационная составляющая образованности

* знать и понимать образную природу слова;

* знать содержание изученных произведений уральских авторов;

* знать основные факты жизни и творчества уральских писателей 18-19-20 вв.;

* знать стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века;

* знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений на Урале;

* знать основные теоретико-литературные понятия;


Деятельностно – коммуникативная составляющая образованности

* уметь воспроизводить содержание литературного произведения уральских авторов;

* уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения уральской литературы, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;

* уметь соотносить художественную литературу Урала с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, созданных на Урале; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы уральской литературы; соотносить произведения уральских авторов с общероссийским литературным направлением эпохи;

* определять род и жанр уральских произведений;

* сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с общероссийскими;

* уметь выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;

* выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты) уральских авторов, соблюдая нормы литературного произношения;

* писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

• эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

• нравственной оценки социального поведения людей;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Y. Учебно-методическое обеспечение

  1. «Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/ Под ред. Е.К.Созиной, Н.Л.Лейдермана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Изд-во Дома учителя, 1998.»

  2. «Литература Урала: Хрестоматия для учащихся 10-11 классов средних общеобразоват. учрежд./ Сост. М.А.Литовская, Е.К.Созина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008.).





YI. Список литературы (основной и дополнительной)

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/ Под ред. Е.К. Созиной, Н.Л.Лейдермана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Изд-во Дома учителя, 1998.

2. Мешков Ю.А. О поэтах хороших и разных: Очерки. Портреты. Заметки. – Екатеринбург: «Сократ», 2000.

3. Слобожанинова Л.М. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40-х годов/ Пособие для учителя. – Екатеринбург: «Сократ»,1998.

4. Филологический класс. Регионально-методический журнал учителей-словесников Урала, 2001-2006.

5. Щенников Г.К. История русской литературы Х1Х века: 1870-1890-е годы. Книга для учителя. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2000.