Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Устьянцевская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Согласовано на заседании ШМО естественно – математического цикла: Протокол_№_____от ___________ Руководитель __________ФИО Шпилевская О. А | Принято на педсовете: Протокол № ___ от __________________ | Утверждено: Директор школы _______/Т.М.Наурусов/ Приказ № ____от _____________ |
Рабочая программа элективного курса
«В мире информатики»
во 2 - 4 классах
2016-2018 гг
Учитель информатики
Корнилова Раиса Андреевна.
Аннотация
к рабочей программе элективного курса « В мире информатики» во 2-4 классах.
Рабочая программа элективного курса «В мире информатики» во 2- 4 классах составлена в соответствии с рабочей программой к УМК линии учебников по информатике под редакцией Н.В. Матеевой/Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/ Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г., Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Устьянцевской СОШ.
Изучение элективного курса по информатике на уровне начального общего образования должно обеспечить:
Развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании, при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д..
Воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде как: одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы информацией.
Место предмета в учебном плане.
В учебном плане МКОУ Устьянцевской СОШ на проведение элективного курса по информатике для учащихся 2-4 класса по 1 часу в неделю, по 34 часа в год
Перечень учебных изданий элективного курса « В мире информатики» на уровне начального общего образования.
Учебник «Информатика» 4 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Учебник «Информатика» 3 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Учебник «Информатика» 2 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Структура рабочей программы:
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по информатике во 2-4 классах составлена на основании следующих документов:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
3. Санитарно-эпидемиологический требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993.
4. Примерной основной образовательной программы НОО, размещенной на официальном сайте http://fgosreestr.ru/http://, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.)
5. Рабочей программы к УМК линии учебников по информатике под редакцией Н.В. Матеевой/Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/ Н.В. Матвеева-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.
6. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Устьянцевской СОШ.
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности:
основы информационной грамотности, овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ-квалификации, овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности, связанной с приёмом и передачей информации.
Изучение информатики во 2- 4 классах направлено на решение следующих задач:
Развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
Получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании,
при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.;
Воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде как: одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы информацией.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение элективного курса «В мире информатики» в начальной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки:
- научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
- научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
- понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности.
- получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
- освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
- научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
- научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
- научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
- получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
Осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач.
Содержание начального образования по элективному курсу.
Содержание курса во 2 классе:
Виды информации. Человек и компьютер.
Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части. Повторение, работа со словарем и тестирование.
Кодирование информации.
Носители информации.Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование.Повторение.
Информация и данные.
Текстовые данные.Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные. Повторение, работа со словарем. Контрольная работа и/или тестирование.
Документ и способы его создания.
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа. Повторение, работа со словарем и/или тестирование. Итоговая контрольная, тестирование. Анализ контрольной работы. Защита проектов.
Содержание курса в 3 классе:
Информация, человек и компьютер.
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Работа со словарем, контрольная, тестирование.
Действия с информацией.
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации. Работа со словарем, контрольная, тестирование. Анализ контрольной работы.
Мир объектов.
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте. Повторение, работа со словарем. Контрольная работа, тестирование.
Компьютер, системы и сети.
Компьютер — это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы. Подготовительная контрольная и работа над ошибками. Годовая контрольная, тестирование. Защита проектов.
Содержание курса в 4 классе:
Повторение.
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем и контрольная, тестирование.
Суждение, умозаключение, понятие.
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия истина и ложь. Суждение. Умозаключение. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем и контрольная, тестирование.
Мир моделей.
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель. Повторение, работа со словарем. Работа со словарем, контрольная, тестирование.
Управление
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации. Работа со словарем, контрольная, тестирование. Итоговая контрольная, тестирование. Защита проектов.
Место предмета в учебном плане.
В учебном плане МКОУ Устьянцевской СОШ на проведение элективного курса по информатике для учащихся 2-4 класса по 1 часу в неделю, по 34 часа в год
Перечень учебных изданий элективного курса « В мире информатики» на уровне начального общего образования.
Учебник «Информатика» 4 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Учебник «Информатика» 3 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Учебник «Информатика» 2 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Тематическое планирование
Название раздела | Темы, входящие в разделы учебной программы | Количество часов |
Всего | Контрольных работ |
класс |
Глава 1 Виды информации. Человек и компьютер (8ч) | Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. 5–6 . Компьютер и его части. 7–8. Повторение, работа со словарем и тестирование. | 1 1 1 1 2 2 | 1 |
Глава 2. Кодирование информации (8ч) | 9. Носители информации. 10–11. Кодирование информации. 12. Письменные источники информации. 13. Языки людей и языки программирования. 14–15.Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование. 16. Повторение. | 1 2 1 1 2 1 | 1 |
Глава 3. Информация и данные (8ч) | 17. Текстовые данные. 18. Графические данные. 19. Числовая информация. 20. Десятичное кодирование. 21. Двоичное кодирование. 22. Числовые данные. 23. Повторение, работа со словарем. 24. Контрольная работа и/или тестирование. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 |
Глава 4. Документ и способы его создания (10ч) | 25. Документ и его создание 26. Электронный документ и файл 27. Поиск документа 28. Создание текстового документа 29. Создание графического документа 30. Повторение, работа со словарем и/или тестирование 31-32. Итоговая контрольная, тестирование. Анализ контрольной работы 33–34. Защита проектов. | 1 1 1 1 1 1 2 2 | 1 |
Всего | 34 | 4 |
3 класс |
Глава 1. Информация, человек и компьютер (6ч) | Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. 5–6. Работа со словарем, контрольная, тестирование. | 1 1 1 1 2 | 1 |
Глава 2. Действия с информацией (10ч) | 7. Получение информации. 8. Представление информации. 9. Кодирование информации. 10. Кодирование и шифрование данных. 11. Хранение информации. 12–13. Обработка информации. 14–15. Работа со словарем, контрольная, тестирование. 16. Анализ контрольной работы. | 1 1 1 1 1 2 2 1 | 1 |
Глава 3. Мир объектов (9ч) | 17–18. Объект, его имя и свойства. 19-20. Функции объекта. 21. Отношения между объектами. 22. Характеристика объекта. 23. Документ и данные об объекте. 24. Повторение, работа со словарем. 25. Контрольная работа, тестирование. | 2 2 1 1 1 1 1 | 1 |
Глава 4. Компьютер, системы и сети (9ч) | 26. Компьютер — это система. 27. Системные программы и операционная система. 28. Файловая система. 29. Компьютерные сети. 30. Информационные системы. 31-32. Подготовительная контрольная и работа над ошибками. 33- 34. Годовая контрольная, тестирование. Защита проектов. | 1 1 1 1 1 2 2 | 1 1 |
Всего | 34 | 4 |
4 класс |
Глава 1. Повторение (7ч) | Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем и контрольная, тестирование. | 1 1 1 1 1 1 1 | 1 |
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие (9ч) | Мир понятий. Деление понятий. 10.Обобщение понятий. 11. Отношения между понятиями . 12. Понятия истина и ложь. 13. Суждение. 14. Умозаключение. 15. Повторение, компьютерный практикум. 16. Работа со словарем и контрольная, тестирование. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 |
Глава 3. Мир моделей (8ч) | 17. Модель объекта. 18. Текстовая и графическая модели. 19. Алгоритм как модель действий. 20. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. 21. Исполнитель алгоритма. 22. Компьютер как исполнитель. 23.Повторение, работа со словарем. 24. Работа со словарем, контрольная, тестирование. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 |
Глава 4. Управление (10ч) | 25. Кто кем и зачем управляет. 26. Управляющий объект и объект управления. 27. Цель управления. 28. Управляющее воздействие. 29. Средство управления. 30. Результат управления. 31. Современные средства коммуникации. 32. Работа со словарем, контрольная, тестирование. 33. Итоговая контрольная, тестирование. 34. Защита проектов. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 |
Всего | 34 | 4 |
6