СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива в 6 классе "Явления природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения  и нести за них ответственность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива в 6 классе "Явления природы"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».



Рекомендовано Согласовано Утверждено

Руководитель ШМО: Зам директора по УР: Директор школы:

-------------(Колотина Н.Л.) ------------------(Коптева В.В.) ------------------(Кухаренкова И.Н.)

Протокол № 3от 29.08.2016г Приказ №48-5 от31.08.2016г.










Рабочая программа факультатива в 6 классе

"Явления природы"












Составитель: Василенкова Ольга Владимировна,

учитель биологии




















П. Шумячи

2016-2017уч. г.


Пояснительная записка.


Направленность образовательной программы – эколого-биологическая

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Педагогическая целесообразность:

  • Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями

  • Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры

  • Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека

  • Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия

  • Установление гармоничных отношений с природой, обществом ,самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле

Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.

Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно , но и интересно.


Цель программы- расширить кругозор учащихся о разнообразных явлениях происходящих в живой и неживой природе.

Задачи:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей у детей.

  2. Развитие у учащихся умений выделять главное, существенное в материале (например, составлять схему, план, формулировать выводы и контрольные вопросы).

  3. Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.

  4. Развитие самостоятельного мышления.

  5. обогащение и усложнение словарного состава и смысловых функций речи гимназистов в ходе решения образовательных задач; усиление коммуникативной функции речи в ходе решения образовательных задач.

  6. Развитие воображения, памяти, внимания .

  7. Формирование умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

  8. Развитие поисково-исследовательских методов получения знаний по образовательным областям.

В программе предусмотрены различные формы ра­боты:

  1. Экскурсии в различные биоценозы (поле, луг, сад, огород, лес, река и т.д.)

  2. Экскурсии в аптеки, на выставки

  3. Экологические акции

  4. Разнообразные тренинги

методы работы:

  1. Наблюдения во время экскурсий

  2. Чтение природоведческой литературы

  3. Работа со справочной литературой и определителями

  4. Исследовательская деятельность

  5. Викторины

  6. Уроки-путешествия

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

Программа факультатива «Явления природы» разработана для учащихся 6 классов с особыми образовательными потребностями и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей как дополнительный источник знаний. Актуальными задачами общения и воспитания этих учащихся являются совершенствование возможностей сохранённых и нарушенных сфер, овладение рациональными приёмами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятель­ной жизни, общественно-полезному труду, а также использования оздоровительных сил природы при достижении целей здоровьесбережения. Эти задачи реализуются в предлагаемой программе «Явления природы».

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-13 лет. Материал данной рабочей программы разработан для учащихся 5-6 специально – коррекционных классов.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа рассчитана на 1 год

Формы и режим занятий: практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 1 ч в неделю, всего 35 часов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки;

  • Занятия по данной программе позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы.

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации;

  • работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

  • ведение здорового образа жизни.

Программа составлена на основе методической литературы:

  1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 – 230 с.

  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.

Формы организации учебного процесса:

  • интегрированные занятия,

  • лекции

  • практикумы

  • работа в группах

  • деловые игры

  • групповые творческие задания

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.




Формы контроля:


  • тестовые задания

  • устные ответы учащихся

  • самостоятельные работы

  • практические работы.


Учебно-тематический план

N

П\п

Тема

Всего

часов

В том числе

теория

практика

Вводное занятие


1

1


2.

Что такое явления природы.


1

1


3.

Какие бывают явления природы.


1

1


4.

Единство живой и неживой природы.


1

1


5.

Различие явлений происходящих в живой и неживой природе.

1

1


6.

Физические явления в природе.


1


1

7.

Свет. Его значение для жителей Земли.


1

1


8.

Движение- механическое явление в природе.


1


1

9.

Как растения образуют вещества.


1

1


Размножение – явление в живой природе.


1

1


Размножение растений


1


1

Размножение животных.


1

1


Как переселяются растения по Земле.


1

1


Питание растений.


1


1

Значение света в жизни растений.


1

1


Осенние явления в неживой природе


1

1


Осенние явления в живой природе


1


1

Осенние работы в цветнике


1


1

19.

Осенние работы в уголке живой природы

1


1

20.

Зимние явления в неживой природе.


1

1


21.

Зимние явления в живой природе.

1

1


22.

Охрана и привлечение зимующих птиц

1


1

23.

Работа в уголке живой природы зимой


1


1

24.

Весенние явления в неживой природе


1

1


25.

Весенние явления в живой природе.


1

1


26.

Охрана и привлечение птиц



1

1


27.

Весенние работы в уголке живой природы

1


1

28.

Лето в природе


1

1


29.

Уход за овощами и цветочными растениями

1


1

30.

Сорные растения


1

1


31.

Полезные и вредные животные огорода


1

1


32.

Уголок живой природы летом


1


1

33.

Как появились сельскохозяйственные растения



1



1




34.

Как появились сельскохозяйственные животные


1

1


35.

Итоговое занятие «Что мы узнали о природе»

1



1


Итого

35

22

13






Содержание программы

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий первого и второго года сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков юннатов второго года занятий.


Практические работы.

1.Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.

2.Наблюдения за ростом овощных культур. Образованием плодов, их созреванием.

3.Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений.

4.Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.

5.Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в уголке живой природы.

6.Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками.

7.Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек ( пакетов из-под молока).

8. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной.

9.Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий.

10. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов.

11.Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов.

12. Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор).


Методическое обеспечение.

В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.

Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на природу и т.п..

Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).

В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы

Результатом творческой работы объединения «» становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность, участие в научно-практической конференции.

В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:

  • не навязывать готового решения;

  • не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;

  • подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;

  • предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.


Все перечисленные методы организации творческой работы способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.

Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.

  1. Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»;

  2. Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.

  3. Развитие навыков исследовательской деятельности.

  4. Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.

Экскурсии

1.В природу (внутришкольный участок) осенью, зимой, летом, весной.



















Список литературы:


  1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2008 – 230 с.

  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.

  3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2011 – 120 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей