СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативнвого курса по биологии для 11 класса. при подготовке к ЕГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа факультативнвого курса по биологии для 11 класса. при подготовке к ЕГЭ.2016 год.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа факультативнвого курса по биологии для 11 класса. при подготовке к ЕГЭ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:

Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ

_____ /__________/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»

Протокол №____ _________/И. А. Дремова/ ___________/А.В.Серебренников/

от «___» августа 20___г. «___» августа 20___г. Приказ №____

от «___» августа 20___г.







Рабочая программа



Наименование факультатива: Биология и ЕГЭ


Класс: 11


Срок реализации программы, учебный год: 2015-2016 год


Рабочую программу составила: Садоева Татьяна Григорьевна
























с. Коргон, 2015 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид факультатива.

Программа факультативного курса разработана на 11 класс и предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю), продолжительность курса - 1 год. Содержание программы составлено на основе УМК по биологии под редакцией В.В. Пасечника, учебников «Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Биология. Животные.», «Биология. Человек», «Общая биология 10 – 11 класс» авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, издательство "Дрофа" 2011 год

Факультатив предназначен для выпускников средних учебных заведений и абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения.

Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания

В данной программе отражены задачи, составляющие основу современной биологической науки. Современное образование предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Каждый человек должен быть биологически грамотным, независимо от того, какую специальность он выберет в дальнейшем. Жизнь каждого неразрывно связана с биологией. Любой человек должен знать элементарные правила личной гигиены, безопасности поведения и оказания первой доврачебной помощи в экстренных ситуациях. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии. Но , помимо этого, человек должен знать историю происхождения нашей Земли, Царства органического мира и т.д., чтобы все это передать своим потомкам.

Программа данного факультатива создана для учащихся 11 класса. Она разработана на 1 год обучения и в нее включены основные темы за курс биологии, начиная с растений и заканчивая общей биологией. Программа разработана с учетом знаний, полученных учащимися ранее. Она ставит целью подготовку к выполнению заданий ЕГЭ, а так же формирует высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Курс факультатива 11 класс ставит целью обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, но и показать прикладное и практическое значение биологии. Он направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического и теоретического компонента учебного содержания.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Цель факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий и наилучшим образом подготовиться к единому государственному экзамену и централизованному тестированию.

Задачей факультатива является: краткое изложение основ биологии, повторение всего объемного теоретического материала дающего представление об этой науке; расширение навыка в решении тестовых заданий; повторение и углубление знаний в области генетики при решении задач, ботаники, зоологии, анатомии и т.д. Данный факультатив содержит информацию по всем четырем разделам школьной программы.

Материал расположен в соответствии с основными разделами и главами программы для поступающих в вузы. Объем заданий соответствует объему того или иного раздела биологии и значению заданий. Так, например, вопросов из раздела «Основы цитологии», «Генетика и селекция организмов» гораздо больше, чем аналогичных вопросов из разделов «Происхождение человека», «Основы учения о биосфере» и т.д. Это, конечно, не означает, что разделы «Происхождение человека» и «Основы учения о биосфере» менее значимы, но по объему теоретического материала они значительно уступают. На каждом занятии даётся сжатая теоретическая информация. Безусловно, она не содержит всего объема фактического материала, встречающегося в тестовых заданиях (это просто невозможно), но позволяет вспомнить общие положения программы и углубить свои знания. Материал дополняется интернет ресурсами, дополнительной литературой, с целью приобретения знаний выходящих за пределы базового уровня требований к подготовке выпускника.

Индивидуальные занятия с учащимися для подготовки к сдаче ЕГЭ направлены на достижение следующих целей:

  • Повторение и закрепление знаний о строении организмов живой природы их жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями работы с тестами, применять и использовать биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, строения и жизнедеятельности организмов; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

  • использование приобретенных знаний и умений в работе с тестами по систематике живых организмов их строении, основных биологических законов и теорий, особенностях биосистем (клетка, организм, популяция. Вид. Биоценоз. Биосфера)

Планируемые результаты.

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, по­иск и выделение значимых функциональных связей и отноше­ний между частями целого. Умение разделять процессы на эта­пы, звенья; выделение

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основани­ям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность переда­вать содержание прослушанного текста в сжатом или разверну­том виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жан­ров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, про­смотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое' общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степе­нью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление пла­на, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргумен­тов, формулирование выводов. Отражение в устной или пись­менной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными слова­ми.). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситу­ацией общения характерных причинно-следственных связей.

Использование для решения познавательных и коммуника­тивных задач различных источников информации, включая эн­циклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (поста­новка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин воз­никших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоцио­нального состояния. Осознанное определение сферы своих ин­тересов и возможностей.

  1. 2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Часть 1. Общая биология.

Жизнь, ее свойства, уровни организации, происхождение. Предмет и методы биологии. Свойства живой материи. Уровни организации живой природы. Происхождение жизни. Химический состав живых организмов. Элементный и молекулярный состав. Строение клетки. Типы клеточной организации. Строение эукариотической клетки. Обмен веществ и превращение энергии. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Генетика и селекция. Эволюция. Экология и учение о биосфере.

Часть 2. Многообразие живых организмов.

Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. Растения. Подцарство Низшие растения. Водоросли. Ткани и органы высших растений. Генеративные органы растений. Подцарство Высшие растения. Животные. Подцарство Простейшие (Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные. Тип Членистоногие. Тип Хордовые.

Часть 3. Человек.

Человек и его здоровье. Ткани. ОДС. Пищеварительная система. Дыхательная система. Выделительная система. Кровеносная система. Нервная система. Органы чувств. Кожа. Железы внутренней секреции. Размножение и развитие.

Учебно-тренировочные тесты.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Часть 1. Общая биология.

11

Часть 2. Многообразие живых организмов.

9

Часть 3. Человек

3

Учебно-тренировочные тесты

11











3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание

Часть 1. Общая биология

Глава 1. Жизнь, ее свойства, уровни организации, происхождение.

04.09

1/1

Предмет и методы биологии. Свойства живой материи.

Записи в тетради

11.09

2/2

Уровни организации живой природы. Происхождение жизни.

Прочитать записи в тетради

Глава 2. Химический состав живых организмов

18.09

3/3

Элементный состав. Молекулярный состав. Вода. Минеральные соли. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты.

Решить В-1, записи в тетради

Глава 3. Строение клетки

25.09

4/4

Строение клетки. Типы клеточной организации. Строение эукариотической клетки. Клеточная оболочка.

Решить В-2, записи в тетради

02.10

5/5

Цитоплазма. Ядро.

Решить В-3, записи в тетради

Глава 4. Обмен веществ и превращение энергии.

09.10

6/6

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме. АТФ и ее роль в метаболизме.

Решить В-4, записи в тетради

16.10

7/7

Энергетический обмен. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез белка

записи в тетради

Глава 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов

23.10

8/8

Воспроизведение клеток. Размножение. Индивидуальное развитие организмов.

Учить записи в тетради

Глава 6. Генетика и селекция.

30.10

9/9

Наследственность. Основные методы генетики. Изменчивость. Селекция.

записи в тетради

Глава 7. Эволюция.

13.11

10/10

Эволюционное учение. Развитие органического мира. Происхождение человека.

Повторить записи в тетради

Глава 8. Экология и учение о биосфере.

20.11

11/11

Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Биосфера

Решить варианты по теме

Часть 2. Многообразие живых организмов.

Глава 9. Вирусы, бактерии, грибы, лишайники

27.11

12/1

Многообразие живых организмов. Вирусы, бактерии, грибы, лишайники

Повторить записи в тетради

Глава 10. Растения.

04.12

13/2

Растения. Подцарство Низшие растения. Водоросли. Ткани и органы высших растений. Вегетативные органы.

Выполнить задание А-11

11.12

14/3

Генеративные органы растений. Подцарство Высшие растения. Споровые растения. Семенные растения.

Повторить все записи в тетради



Глава 11. Животные.

18.12

15/4

Подцарство Простейшие (Одноклеточные).Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви.

Прочитать записи в тетради

25.12

16/5

Тип круглые черви, кольчатые черви, тип моллюски

Повторить записи в тетради

11.01

17/6

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Паукообразные. Насекомые.

Выполнить задание

18.01

18/7

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Рыбы.

Прочитать записи в тетради

25.01

19/8

Класс Земноводные. Рептилии.

Выполнить тесты по теме

01.02

20/9

Класс Птицы. Млекопитающие(Звери)

Выполнить тесты по теме

Часть 3. Человек.

Глава 12. Человек и его здоровье.

08.02

21/1

Ткани. ОДС. Пищеварительная система. Дыхательная и Выделительная системы.

Выполнять тесты по теме

15.02

22/2

Кровеносная и нервная системы. Органы чувств. Кожа.

Выполнять тесты по тем5

22.02

23/3

Железы внутренней секреции. Размножение и развитие.

Выполнять тесты по теме

Учебно-тренировочные тесты

29.02

24/1

Разбор варианта 1-2

Повторять все записи в тетради

07.03

25/2

Разбор варианта 3-4

Повторять все записи в тетради

14.03

26/3

Разбор варианта 5-6

Повторять все записи в тетради

01.04

27/4

Разбор варианта 7-8

Повторять все записи в тетради

08.04

28/5

Разбор варианта 9-10

Повторять все записи в тетради

15.04

29/6

Разбор варианта 11-12

Повторять все записи в тетради

22.04

30/7

Разбор варианта 13-14

Повторять все записи в тетради

29.04

31/8

Разбор варианта 15

Повторять все записи в тетради

06.05

32/9

Пробный экзамен

Повторять все записи в тетради

13.05

33/10

Подготовка к экзаменам

Повторять все записи в тетради

20.05

34/11

Подготовка к экзаменам

Повторять все записи в тетради


35/12

Резервные уроки





  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА

  1. Калинова Г. С. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. – Москва. 2014.

  2. Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ. – Ростов, 2013. – 474с.

  3. Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ГИА. – Ростов, 2013. – 320с.

  4. Никишова Е. А., Шаталова С. П. Биология. Самое полное издание типовых вариантов. – Москва, 2014 – ФИПИ.

Наглядные пособия:

- Микроскопы, микропрепараты, гербарный материал

- Таблицы: строение растительной клетки, типы тканей, строение растений, строение цветка, листа, семейства растений

- Модели строения шляпочных грибов

Электронные ресурсы:

- www.biouroki.ru/test/ - проверочные тесты по биологии

- http://biologiya.na-uroke.com/ - сайт по биологии

- https://olimpiada.ru/activity/77/tasks олимпиада по биологии

- http://distant-lessons.ru/katalog-zadanij-ege-po-temam тесты по биологии по темам


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей