Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д. Шибково»
Искитимского района Новосибирской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МКОУ «СОШ
д. Шибково»
____________________________ ______________ ______ ____________________ ___________________________
___________________________
Протокол №___от «___» сентября 20___г. «___» сентября 20___г.
«___»сентября 20___г.
Руководитель МО
____________ ___________________
Рабочая программа учебного курса
«физика»
для__10__класса
Учитель: Лилия Анатольевна Семина
2015 – 2016 уч. Год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для учащихся 10 класса МКОУ СОШ «д. Шибково» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программ Г.Я Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского в 10 классе. Автор-составитель В.А. Попова, издательство «Глобус», 2008 год.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа рассчитана на 108 часов за 1 год при недельной нагрузке 3 часа в неделю (на основании учебного плана МКОУ «СОШ д. Шибково», утвержденного приказом директора №35 от 24 августа 2015 года).
Для реализации рабочей программы используется учебник Физика (учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Учебник «Физика 10 класс» автор Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий, М.: Дрофа, 2013 г.), включенный в федеральный перечень на данный учебный год (приказ МОН от 31 марта 2014 года № 253внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015г. №576).
Структура документа
Рабочая программа по физике включает три раздела:
пояснительную записку;
основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов;
требования к уровню подготовки выпускников.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в рабочей программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Учебный план образовательного учреждения отводит 210 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X классе 108 часов из расчёта 3 учебных часа в неделю и в XI классе 102 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, распределено как в программе
тема | программа | планирование |
Физика и методы научного познания | 1 | 1 |
Механика (34 часа) | 34 | 34 |
Молекулярная физика (30 часов) | 30 | 30 |
Электродинамика (38 часов) | 38 | 38 |
Итоговое повторение (5 часов) | 5 | 5 |
Программа предполагает использование активных и интерактивных фирм и методов работы с учащимися: лекции, экспериментальные, лабораторные и практические задания, контрольные работы, тесты.
Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при выполнении контрольных работ, состоящих из расчетных задач и заданий с выбором ответа.
Основное содержание (108 часов), 3 часа в неделю.
Физика и методы научного познания (1 час)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (34 часа)
Основы кинематики (11 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение.
Скорость равномерного прямолинейного движения. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения. Скорость при неравномерном движении. Равнопеременное движение по прямой линии. Ускорение равнопеременного движения. Путь тела при равномерном движении. Свободное падение тел.
Равномерное движение материальной точки по окружности. Линейная скорость тела, движущегося равномерно по окружности. Ускорение при равномерном движении тела по окружности.
Фронтальная лабораторная работа
№1. Определение ускорения тела при равноускоренном движении.
2. Основы динамики (10 ч)
Движение и взаимодействие тел. Сила. Масса. Первый закон Ньютона. Измерение сил. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Независимость действия сил. Третий закон Ньютона. Реакции связи силы упругости. Принцип относительности Галилея.
Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Перегрузки и невесомость. Движение в поле тяготения. Искусственные спутники Земли.
Движение при наличии трения. Внешнее трение. Сопротивление, испытываемое телами при движении в жидкостях и газах.
Фронтальные лабораторные работы:
№2.Определение коэффициента трения скольжения.
Законы сохранения (11 ч)
Взаимодействие тел. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство и движение ракеты. Успехи в освоении космоса.
Взаимосвязь работы и энергии. Закон превращения и сохранения энергии в любых системах. Потенциальная энергия и равновесие. Мощность. Коэффициент полезного действия.
Простые механизмы (блоки, наклонная плоскость, винт, клин). Столкновение тел.
Демонстрации
№ п/п | Название демонстрации | Номер урока |
1 | Зависимость траектории от выбора системы отсчета. | № 2 |
2 | Падение тел в воздухе и в вакууме. | №8 |
3 | Явление инерции. | №13 |
4 | Сравнение масс взаимодействующих тел. | №14 |
5 | Второй закон Ньютона. |
6 | Измерение сил. | №15 |
7 | Сложение сил. |
8 | Зависимость силы упругости от деформации. | №20 |
9 | Силы трения. |
10 | Условия равновесия тел. | № 40-41 |
11 | Реактивное движение. | №30 |
12 | Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. | №39 |
Лабораторные работы
№ п/п | Название лабораторной работы | Номер урока |
1 | Исследование движения тела под действием постоянной силы. | №9 |
2 | Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости. Включено в л.р. №1 «Изучение движения тела по окружности». | №25 |
3 | Исследование упругого и неупругого столкновений тел. | №28 |
4 | Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. Л.р. №2 «Изучение закона сохранения механической энергии». | №42 |
5 | Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. | №35 |
Молекулярная физика (30 часов)
Молекулярная структура вещества(2 ч)
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Диффузия. Броуновское движение. Размер и массы молекул. Опыт Штерна.
Молекулярно-кинетическая теория газов(12 ч)
Молекулярное строение газов. Взаимодействие молекул газа. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клайперона. Частные случаи уравнения состояния газа. Насыщенные и ненасыщенные пары. Свойства насыщенных паров. Влажность воздуха. Удельная теплота фазового перехода газ - жидкость.
Лабораторная работа: Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Основы термодинамики (15 ч)
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Теплодвигатели. КПД двигателей.
Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Относительная влажность. Кристаллические и аморфные тела.
Демонстрации
№ п/п | Название демонстрации | Номер урока |
1 | Механическая модель броуновского движения. | №49 |
2 | Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. | №59 «Изохорный процесс». «Изобарный процесс» «Изотермический процесс» |
3 | Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. |
4 | Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. |
5 | Кипение воды при пониженном давлении. | №61 |
6 | Устройство психрометра и гигрометра. | №62 |
7 | Явление поверхностного натяжения жидкости. |
8 | Кристаллические и аморфные тела. | №63 |
9 | Объемные модели строения кристаллов. |
10 | Модели тепловых двигателей. | №68 |
Лабораторные работы
№ п/п | Название лабораторной работы | Номер урока |
1 | Измерение влажности воздуха. | №82 |
2 | Измерение удельной теплоты плавления льда. | №65 |
3 | Измерение поверхностного натяжения жидкости. | |
4 | Л.р. №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | №60 |
Электродинамика (38 часов)
Электрическое поле (16 ч)
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Напряженность электрического поля. Работа электрического поля при перемещении заряда. Разность потенциалов. Потенциал. Связь между разностью потенциалов и напряженностью однородного поле. Диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Электроемкость конденсатора. Соединение конденсаторов. Энергия электростатического поля конденсатора.
Законы постоянного тока(9 ч)
Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Лабораторная работа
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Изучение последовательного соединения.
Электрический ток в различных средах(12 ч)
1.Электрический ток в металлах.
Основные положения электронной теории электропроводности металлов. Скорость упорядоченного движения электронов. Зависимость сопротивления металлических проводников от температуры. Явление сверхпроводимости.
2. Электрический ток в вакууме.
Электронная эмиссия. Двухэлектродная электронная лампа. Электронно-лучевая трубка. Управление потоком электронов в электронно-лучевой трубке.
3.Электрический ток в полупроводниках.
Понятие о полупроводниках. Собственная электропроводность полупроводников. Зависимость электропроводности полупроводников от внешних воздействий. Термо- и фоторезисторы. Примесная проводимость полупроводников. Электронные и дырочные полупроводники. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Фото- и светодиоды. Транзистор, использование транзистора в схеме электронного ключа и для усиления электрических сигналов.
4.Электрический ток в электролитах.
Электропроводность электролитов. Явление электролиза. Закон Фарадея. Применение электролиза в технике.
5.Электрический ток в газах.
Несамостоятельный разряд в газах и его использование в науке и технике. Самостоятельный разряд в газах. Виды самостоятельного разряда и его использование в технике. Понятие о плазме, МГД-генератор.
Демонстрации
№ п/п | Название демонстрации | Номер урока |
| Электрометр. | №72 |
| Проводники в электрическом поле. | №78 |
| Диэлектрики в электрическом поле. | №79 |
| Энергия заряженного конденсатора. | №83 |
| Отклонение электронного пучка магнитным полем. | №97 |
Лабораторные работы
№ п/п | Название лабораторной работы | Номер урока |
1 | Л.р.№4 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | №91 |
2 | Л. р. №5 Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. | №92 |
3 | Измерение элементарного заряда. | №74 |
Итоговое повторение (5 часов)
3. Требования к уровню подготовки выпускников.
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Критерии оценивания по физике
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» - если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Литература для 10 класса
Учебник «Физика 10 класс» / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий, М.Дрофа 2012 г.
Сборник задач по физике для 10-11 классов / А.П. Рымкевич. М.: Просвещение, 2008 .
Дидактические материалы, 9 класс / Е. А. Марон, А. Е. Марон. М.: Просвещение, 2010.
Контрольные и проверочные работы по физике / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов М.: Дрофа 2000г.
Программированные задания по физике» автор Д.И. Пеннер, Э.Д. Корт 2001 г.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Измерительные приборы: психрометр, динамометр, динамометр ДПН, электрометр, электроизмерительные приборы.
Модели: модель броуновского движения, паровой турбины, ДВС, объемные модели строения кристаллов,
Трубка Ньютона, тележка самодвижущаяся, реактивного движения, прибор для демонстрации закона сохранения механической энергии, насос ручной, прибор для демонстрации газовых законов
Кристаллические и аморфные тела, конденсаторы, полупроводниковые приборы
Мини-лаборатория по механике. Мини-лаборатория по молекулярной физике.
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы учебные с гирями, шарик металлический , нитки, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.
Работа №2. Штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, груз, нитки, набор картонок толщиной 2 мм, краска, кисточка.
Работа №3. Стеклянная трубка, запаянная с одного конца длиной 600 мм и диаметром 8-10 мм, цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40-50 мм, горячая вода, стакан, пластилин
Работа №4. Источник постоянного тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат.
Работа №5. Источник постоянного тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат.
Тематическое планирование 10 класс
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программ Г.Я Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского в 10 классе. Автор-составитель В.А. Попова, издательство «Глобус», 2008 год. Учтены образовательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки учащихся, примерная программа основного полного образования.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
ЭЗ – экспериментальная задача
РЗ – решение задач
РКЗ – решение качественных задач
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
ФД — физический диктант.
Т – тестовая работа
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
3 часа в неделю, всего 108
I четверть
27 уроков за четверть
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки изучения тем и проведения контрольных работ |
1 | Физика и методы научного познания (1 час) | 01.09 |
| Механика (34 часа) | 03.09-26.11 |
2-10 11 12 13-20 21 22 23-27 | Основы кинематики Л.р. №1 «Определение ускорения тела при равноускоренном движении» Контрольная работа № 1 Основы динамики Л.р. №2 «Определение коэффициента трения скольжения». Контрольная работа № 2 Законы сохранения | 25.09 20.10 |
II четверть
21 урок за четверть
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки |
| Механика(окончание) | |
28-34 35 | Законы сохранения. Контрольная работа №3 | 26.11 |
| Молекулярная физика (30 часов) | 27.11-16.02 |
36-37 38-43 44 45-47 48 | Молекулярная структура вещества Молекулярно-кинетическая теория газов Л.р.№3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» Насыщенные и ненасыщенные пары. Кипение. Влажность воздуха. Контрольная работа №4 |
25.12 |
III четверть
30 уроков за четверть
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки |
| Молекулярная физика(окончание) | |
49 50-64 65 | Удельная теплота фазового перехода газ - жидкость Основы термодинамики Контрольная работа №5 | 16.02 |
| Электродинамика (38 часов) | 18.02 – 26.05 |
66-78 | Электрическое поле | |
IV четверть
30 уроков за четверть
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки |
| Электродинамика (окончание) | |
79-80 81 55 | Электроемкость. Конденсаторы Контрольная работа № 6 | 05.04 |
82-84 85 86-88 89 90 91-102 103 | Законы постоянного тока Л.р. № 4 «Изучение последовательного соединения». Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Л.р. № 5«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления». Решение задач на закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах Контрольная работа № 7 | 26.05 |
104-108 | Итоговое повторение (5 часов) | 27.05-6.06 |