СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа, физика, 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и с авторской программой линии Е.М. Гутника, А.В. Перышкина.

Рабочая программа  рассчитана на 70 часов за 1 год при недельной нагрузке 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа, физика, 7 класс»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа д. Шибково»

Искитимского района Новосибирской области




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МКОУ «СОШ

д. Шибково»

___________________________ _______________ ______ _____________________ ___________________________

___________________________


Протокол №___от «___» сентября 20___г. «___» сентября 20___г. «___» сентября 20___г.

Руководитель МО

____________ ___________________





Рабочая программа учебного курса

«физика»

для__7__класса





Учитель: Лилия Анатольевна Семина









2015 – 2016 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса МКОУ СОШ «д. Шибково» составлена на основе Примерной программы основного общего образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и с авторской программой линии Е.М. Гутника, А.В. Перышкина.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов за 1 год при недельной нагрузке 2 часа в неделю (на основании учебного плана МКОУ «СОШ д. Шибково», утвержденного приказом директора №35 от 24 августа 2015 года).

Для реализации рабочей программы используется учебник Физика (учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Перышкин А.В. – М.: Дрофа, 2012), включенный в федеральный перечень на данный учебный год (приказ МОН от 31 марта 2014 года № 253, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. №576).

Общая часть

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели изучения физики:

- освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

-воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются

Познавательная деятельность:

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов : наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования ;

-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно – коммуникативная деятельность:

-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использование различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В курс физики 7 класса входят следующие разделы: введение; первоначальные сведения о строении вещества; взаимодействие тел; давление твердых тел, жидкостей и газов; работа и мощность; энергия.

Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.

Время, выделяемое на изучение отдельных тем, распределено следующим образом:

тема

программа

планирование

Введение

4

4

Первоначальные сведения о строении вещества.

5

6

Взаимодействие тел.

21

21

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

22

25

Работа и мощность. Энергия.

13

11

Резерв

5

3


Резерв времени (5 ч.) используется на увеличение часов на отдельные темы, т.к. материал данных тем очень насыщен, сложен для учащихся.

Программа предполагает использование активных и интерактивных фирм и методов работы с учащимися: лекции, экспериментальные, лабораторные и практические задания, контрольные работы, тесты.

Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при выполнении контрольных работ, состоящих из расчетных задач и заданий с выбором ответа.


Содержание программы учебного предмета.

I. Ведение (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Использование простейших измерительных приборов. Физика и техника.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Фронтальная лабораторная работа.

1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (5ч.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.

Демонстрации

Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.

III. Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил. Сила трения.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

  2. Измерение массы тела на рычажных весах.

  3. Измерение объема тела.

  4. Измерение плотности твердого вещества.

  5. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

  6. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

  7. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

  8. Определение центра тяжести плоской пластины.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (22 час)

Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Демонстрации

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром - анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Измерение давления твердого тела на опору

  2. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  3. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Демонстрации

Простые механизмы.


Фронтальная лабораторная работа.

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Общая характеристика учебного процесса:

Для изучения данного курса используется индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО) которая:

-усиливает дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, ориентирует на различные контингенты учащихся путем формирования индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся;

-формирует практические навыки анализа информации, самообучения;

-стимулирует самостоятельную работу учащихся;

-формирует опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, самоорганизации и становления структурных ценностных ориентаций школьников.

В основу положена трехуровневая психологическая закономерность организации обучения:

-понимание (осознание, осмысление, обобщение),

-усвоение (разнообразные виды повторения),

-применение (формирование и совершенствование умений, стандартное и творческое их применение).

На повышение эффективности усвоения основ физической науки используются следующие методы:

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, беседа, лекция, работа с книгой, демонстрационный эксперимент, практические методы (решение задач, лабораторные занятия: фронтальные лабораторные работы, домашние наблюдения и опыты), самостоятельная работа, контроль (тестирование, письменные контрольные работы, физические диктант, взаимоконтроль зачет и т.д.) и самоконтроль .

Формы организации учебных занятий:

Урок (лекция, комбинированный, обобщения и повторения и т.п.), семинар, конференция.

Формы работы на учебных занятий:

Индивидуальная, групповая, парная

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

Контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа, зачет, физический диктант, опрос, лабораторная работа, домашняя работа.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени,

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения простых механизмов.

Критерии оценивания по физике

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» - если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.


ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5»  ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3»  ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2»  ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

                             Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.


                ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

 Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


Литература для 7 класса

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.

  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. М.: Просвещение, 2008 .

  3. Дидактические материалы, 7 класс / Е. А. Марон, А. Е. Марон. М. : Просвещение, 2010.

  4. Контрольные работы по физике для 7-9 классов / Е. А. Марон, А. Е. Марон. М.: Просвещение, 2007.

  5. Сборник тестов ГИА, физика, тренировочные задания. / Н. И. Зорин. М.: Издательство «Эксмо», 2010.

  6. ФИПИ, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. / Н. С. Пурышева и др. М. : Издательство «Интеллект-центр». 2010.

  7. УМК Тесты по физике к учебнику «Физика 7 класс» / О. И. Громцева. М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  8. УМК Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику «Физика. 7 класс» / О. И. Громцева. М. : издательство «Экзамен», 2010.

  9. Сборник качественных задач по физике для 7-9 классов / Е. А. Марон, А. Е. Марон. М. : Просвещение, 2006.

  10. Физика. Контрольные работы в новом формате. 7 класс / И.В. Годова, - М: «Интеллект-Центр», 2011.



Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Перечень демонстрационного оборудования:

Измерительные приборы: метроном, секундомер.


Перечень оборудования для лабораторных работ.

Работа №1. Измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды.

Работа №2. Линейка, дробь (или горох), иголка.

Работа №3. Весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы.

Работа №4. Измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объема (гайки), кусочки металла и др.

Работа №5. Весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело, плотность которого надо определить, нитка.

Работа №6. Динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов по 102 г., штатив с муфтой, лапкой и кольцом.

Работа №7. Динамометр, штатив с муфтой, лапкой и кольцом, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Работа №8. Весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага или сухая тряпка.

Работа №9. Рычаг на штативе, набор грузов, измерительная линейка, динамометр.

Работа №10. Доска, динамометр, измерительная лента или линейка, Рычаг на штативе, набор грузов, измерительная линейка, штатив с муфтой и лапкой.






Тематическое планирование 7 класс

Тематическое планирование составлено на основе программы основной школы (авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин)-Программа для общеобразовательных учреждений: физика, астрономия 7-11Кл. Дрофа, 2004г. и Стандарта основного общего образования по физике от 5 марта 2004 г. № 1089. Учтены образовательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки учащихся, примерная программа основного общего образования.



Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ — комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР — самостоятельная работа.

ПР — проверочная работа.

МД — математический диктант.

Т – тестовая работа.














КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

2 часа в неделю, всего 70

I четверть

18 уроков за четверть

урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения тем и проведения контрольных работ


Введение (4 часа)

02.09 – 11.09

1-4


Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические величины. Л.р.№1 «Определение цены деления измерительного прибора». Физика и техника.





Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)

16.09 – 02.10

5-6


7-8

9-10

Строение вещества. Молекулы. Л. р. №2 «Измерение размеров малых тел».

Диффузия. Броуновское движение.

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.



Взаимодействие тел (21 час)

07.10 – 23.12

11-15

16-18

Механическое движение. Явление инерции.

Масса тела. Л.р. №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». Л.р. №4 «Измерение объема тела»




 


II четверть

14 урок за четверть

урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения тем и проведения контрольных работ


Взаимодействие тел (окончание)


19-22


23

24-30


31

Плотность вещества. Л.р. №5 «Определение плотности твердого тела»

Контрольная работа № 1

Сила. Л.р. №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Вес тела.

Контрольная работа № 2



25.11



23.12


Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 часов)

25.12 – 09.04

32

Давление.






III четверть

20 уроков за четверть

урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения тем и проведения контрольных работ


Давление твердых тел, жидкостей и газов (окончание)


33-35

36

37-39

40-43

44

45-46

47-49



50-52

Давление в жидкостях и газе.

Контрольная работа №3

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Вес воздуха. Атмосферное давление. Барометр-анероид. Контрольная работа №4

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Действие жидкостей и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Л.р. №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Плавание тел. Л.р.№8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»


22.01



19.02








IV четверть

16 уроков за четверть

 

урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения тем и проведения контрольных работ

контрольных работ

 

Давление твердых тел, жидкостей и газов (окончание)

 

53-55

56

Плавание судов. Воздухоплавание.

Контрольная работа №5


09.04

 

Работа и мощность. Энергия. (11 часов)

14.04 -  22.05

57-58

59-61


62-64



65-66



67


Механическая работа. Мощность.

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Л.р. №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. КПД. Л.р. №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии.

Контрольная работа № 6










19.05




68-70

Повторение (3 часа)





Контрольно-измерительные материалы 7 класс


К.Р. №1 Первоначальные сведения о строении вещества

Вариант 1

1.Все тела состоят...

А) Из маленьких шариков (металлических, пластмас­совых или стеклянных).

Б) Только из протонов.

В) Молекул, атомов и других частиц.

Г) Только из электронов.

2.Выберите правильное утверждение:

А) Молекулы одного и того же вещества различны.

Б) Молекулы одного и того же вещества одинаковы.

В) При нагревании тела молекулы вещества увеличи­ваются в размерах.

Г) При нагревании тела увеличивается масса молекулы.

3. Явление диффузии доказывает...

А) Только факт существования молекул. Б) Только факт движения молекул.

В) Факт существования и движения молекул. Г) Факт взаимодействия молекул.

4.Диффузия происходит...

А) Только в газах. Б) Только в жидкостях.

В) Только в твердых телах. Г) В газах, жидкостях и твердых телах.

5.Частицы, из которых состоит вещество, ...

А) Начинают двигаться, если тело бросить вверх.

Б) Находятся в покое, если тело нагреть до 100 °С.

В) Находятся в покое при О °С.

Г) При любой температуре движутся непрерывно и ха­отично.

6. Какое из перечисленных ниже явлений может слу­жить доказательством того, что между частицами ве­щества проявляются силы притяжения?

А) Свинцовые цилиндры слипаются, если их прижать друг к другу свежими срезами.

Б) Запах цветов распространяется в воздухе.

В) Лед в теплом помещении тает.

Г) При прохождении тока электрическая лампочка све­тится.

7. Железный брусок практически невозможно сжать. Это объясняется тем, что при сжатии частицы же­леза...

А). Начинают непрерывно, хаотически двигаться.

Б). Начинают сильнее притягиваться друг к другу.

В) Имеют одинаковую массу и одинаковые размеры.
Г) Начинают сильнее отталкиваться друг от друга.

8. Вода в природе может встречаться...

А) Одновременно в газообразном, жидком и твердом состояниях.

Б) Только в газообразном состоянии (водяной пар).

В) Только в твердом состоянии (лед).

Г) Только в жидком состоянии.

9. Тело сохраняет свою форму и объем. В каком со­стоянии находится вещество, из которого состоит тело?

А) В газообразном. Б) В жидком.

В) В твердом. Г) В газообразном или жидком.

10.Тело не сохраняет своего объема и может зани­мать весь предоставленный объем. В каком состоянии находится вещество, из которого состоит тело?

А) В газообразном. Б) В жидком.

11 . В предлагаемую таблицу напишите, какие из пере­численных ниже слов обозначают физическое тело, какие — вещество и какие — явление. Мел, молния, рассвет, капля воды, Луна, выстрел, циркуль, ртуть, мед, наводнение, молоко, авторучка, лед, таяние льда, вьюга, вода.

Тело


Вещество


Явление








12. Определите цену деления прибора изображенного на рисунке.

Определите объем жидкости в мензурке.


































К.р.№2 Взаимодействие тел

Вариант 1

Часть А.

  1. По какой формуле можно рассчитать скорость тела при равномерном прямолинейном движении.

а) F = mg б) υ = S/t в) ρ = m/V


2. Когда вы встряхиваете медицинский термометр, то столбик ртути в нем опускается. В основе этого лежит:

а) тяготение б) инерция в) трение г) диффузия


3. Взаимодействие –это……

а) действие одного тела на другое б) взаимное действие тел друг на друга

в) столкновение г) изменение скорости тел при столкновении


4. Тело, которое меньше изменяет свою скорость при взаимодействии называют….

а) более инертным б) менее инертным в) инерциальным


5.Какая сила заставляет падать все тела на поверхность Земли?

а) Сила тяжести б) Сила трения в) Сила упругости


  1. Автомобиль движется равномерно. Используя рис.1,

определите силу трения, действующую на автомобиль

а) 100Н б) 600Н в) 500Н г) 0


7. На графике рис.2 изображена зависимость скорости

движения слона от времени. Чему равна скорость движения

слона?

а) 6 м/с б) 8 м/с в) 48 м/с



Часть В

8. Плотность цинка равна ρ = 7,1 г/см3. Чему равен объем цинка если масса цинка равна 71000кг?

9.Скорость машины равна 36 км/ч. Какой путь пройдет машина за 10 мин?

Часть С

10.Чему равна сила тяжести Fт действующая на алюминиевый брусок размером 10см (g = 10Н/кг)









К.р. №3 Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Вариант 2

1. Давление-это…

а) сила, действующая на поверхность

б) величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности;

в) величина равная отношению площади поверхности к силе действующей на эту поверхность.

2. Чем меньше площадь поверхности тем давление….

а) меньше б) больше в) может быть как меньше так и больше.

3. С увеличением глубины жидкости в 3 раза давление….

а) уменьшается в 3 раза б) увеличивается в 3 раза

в) увеличивается в 9 раза г) уменьшается в 9 раза

4. С увеличением высоты атмосферное давление ….

а) увеличивается б) уменьшается в) не изменяется

5. 2 мм. рт. ст. примерно равен…

а) 266,6 гПа б) 2666 Па в) 266,6 Па

6. Для измерения атмосферного давления используют

а) динамометр б) термометр в) барометр-анероид г) манометр


Часть В

7. Вычислите давление, производимое на рельсы груженым вагоном, действующем с силой 320 кН, если площадь соприкосновения колес с рельсом 16 см2.

8. Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250м. Определите давление воды в море на этой глубине.

9. Архимедова сила действующая на стеклянное тело в воде равна 1,25 Н.Чему равен объем данного тела?

10. При входе в метро барометр показывает 101,3 кПа. Определите на какой глубине находится платформа станции метро, если барометр на этой платформе показывает давление, равное 101674 Па.


Часть С

11. Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой кусок пробкового дерева, масса которого равна 80г?













К.р. №4 Работа и мощность. Энергия.

Вариант 1

1. В каком случае можно утверждать, что соверша­ется механическая работа?

А) Если на тело действует сила, а тело находится в состоянии покоя.

Б) Если тело движется под действием внешней силы.

В) Если тело движется по инерции по идеально гладкой поверхности.

Г) Механическая работа всегда равна нулю.

2. Если рычаг даёт выигрыш в силе в 2 раза, что можно сказать о пути?

А. Выиграв в 2 раза в силе, мы получили равные пути.

Б. Выиграв в 2 раза в силе, мы проиграли в 2раза в пути.

В. Выиграв в 2 раза в силе, мы выиграли в 2 раза и в пути.

3. Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, ровно половину воды из бочки вычерпала девочка, оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик?

А. Мальчик совершил большую работу, чем девочка.
Б. Девочка совершила большую работу, чем мальчик.
В. Одинаковую.

4. Каким из указанных способов можно уменьшить потенциальную энергию бруска, поднятого над зем­лей?

А) Увеличить плотность вещества. Б) Уменьшить массу бруска.

В) Уменьшить атмосферное давление. Г) Нагреть тело.

5. Масса трактора 6 т, а легкового автомобиля —1,5 т. Скорости движения тел одинаковы. Какое из тел обладает большей кинетической энергией?

А) Трактор Б) Автомобиль В) Кинетическая энергия данных тел одинакова.

6. К тонкому стержню в точках 1 и 3 приложены силы = 10 Н и .Р2 = 30 Н. В какой точке (см. рис. 1) надо расположить ось вращения, чтобы стержень находился в равновесии?

А) В точке 2. Б) В точке 4.

В) В точке 5. Г) В точке 6.





7. Садовод поднимает из колодца ведро воды, совер­шая работу 2400 Дж. Какую среднюю мощность раз­вивает он за 20 с?


8. На рычаг действует сила, равная 3 Н. Чему равен момент этой силы, если плечо силы 15 см?


9. Подъемный кран равномерно поднимает груз мас­сой 1,5 т на высоту 15 м. Рассчитайте работу, которую совершает подъемный кран.


10. Какую работу нужно совершить для подъема груза массой 50 кг на высоту 13 м, используя неподвижный блок? КПД этого простого механизма 93%.



Итоговая контрольная работа по физике 7 класс.

1. На чем основан принцип измерения физических величин?

А) на применении измерительных приборов;

Б) на сравнении измеряемой величины с эталонным значением;

В) на умении пользоваться измерительными приборами;

Г) на умении определять цену деления прибора.

2. Поезд длиной 200 м выезжает на мост длиной 400 м. Скорость поезда равна 36 км/ч. Определите время движения поезда по мосту.

А) 1 мин; Б) 40 с; В) 2 мин; Г) 90 с.

3. Плотность вещества равна 0,002 г/мм3. Чему равна эта плотность в кг/м3?

А) 20 кг/м3; Б) 2000 кг/м3;

В) 2 кг/м3; Г) 200 кг/м3.

4. Тело выезжает на шероховатый участок, и на него начинает действовать сила трения в 10 Н. Пройдя 6 м, тело останавливается. Чему равна работа силы трения?

А) 60 Дж; Б) -60 Дж; В) 30 Дж; Г) -90 Дж.

5. На рисунке показан рычаг, к которому в точке А приложена сила F1= 4 Н. Какую силу F2 нужно приложить к точке В, чтобы рычаг находился в равновесии?

А) 4 Н; Б) 2 Н; В) 6 Н; Г) 8 Н.


6. КПД наклонной плоскости равен 42%. При поднятии по ней груза совершили работу в 400 Дж. Чему равна полезная работа в этом процессе?

А) 160 Дж; Б) 1000 Дж; В) 400 Дж; Г) 200 Дж.

7. Масса автомобиля «Жигули» равна 900 кг, а площадь соприкосновения шины с дорогой равна 225 см2. Какое давление оказывает автомобиль на дорогу?

А) 1000 Па; Б) 10000 Па В) 100 Па; Г) 100000 Па

8. В цилиндрический сосуд налили воду до высоты 40 см. До какой высоты нужно налить в другой такой же сосуд керосин, чтобы давление на дно было таким же, как и в первом сосуде? Плотность воды 1 г/см3, керосина – 0,8 г/см3.

А) 50 см; Б) 30 см; В) 60 см; Г) 45 см.

9. В сосуд с водой положили три шарика одинаковой массы: сосновый, алюминиевый и железный. На какой из шариков действует самая большая и самая маленькая сила Архимеда? ρ1= 400 кг/м3, ρ2= 2700 кг/м3, ρ3= 7800 кг/м3.

А) FA1= min, FA3 = max; В) FA2 = min, FA3 = max;

Б) FA3 = min, FA2 = max; Г) FA3 = min, FA1 = max.

10. Пробку массой 100 г опустили на поверхность керосина. Чему равна сила Архимеда, действующая на пробку? ρП = 200 кг/м3, ρК = 800 кг/м3.

А) 1 Н; Б) 2 Н; В) 3 Н; Г) 4 Н.